МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 10. Регулирование как общая функция менеджмента.





1. Понятие регулирования и его место в системе управления.

2. Виды регулирования.

3. Процесс регулирования и его характеристика.

 

Понятие регулирования и его место в системе управления.

При изучении первого вопроса первой темы, студент должен усвоить, что выявленные на основе контролирования проблемы и нарушения процесса производственно-хозяйственной деятельности, а также негативные его результаты требуют осуществления регулирования.

 

Регулирование – вид управленческой деятельности, направленный на устранение отклонений, сбоев, недостатков и др. в управляемой системе путем разработки и внедрения управляющей системой соответствующих мероприятий.

 

Регулирование - это вид деятельности, представляющий собой воздействие руко­водителя на подчиненных таким образом, чтобы они выполняли работу для достиже­ния целей организации. В этом случае функция регулирования связана с широко ис­пользуемым термином «руководство». В литературе довольно часто процесс руко­водства рассматривается как отдельная функция, связанная с лидерством и властью. Такое представление руководства рассматривает лишь одну сторону процесса управ­ления - оказание влияния одного лица (руководителя) на подчиненных. Другая сто­рона заключается в том, что руководство по своему содержанию представляет собой процесс воздействия руководителя на подчиненных с использованием формальных методов регулирования или же процесс влияния, осуществляемый при помощи власти и лидерских качеств руководителя. Таким образом, функция регулирования представ­ляет собой процесс руководства, осуществляемый при помощи методов формального воздействия и усиленного методами влияния (власть и лидерство).

Цель регулирования - сохранение устойчивости организации путем поддержания требуемого соотношения между различными ее элементами, своевременной ликвидации возможных отклонений от установленных норм в функционировании объектов управления

Особенность регулирования состоит в том, что в отличии от функций планирования, организация и мотивирования, которые совершенствуются непосредственной в управляющей системе предприятия, регулирование, как и контролирование, совершенствуется в управляемой и управляющей системах. На рисунке 10.1 отражено графическую модель процесса регулирования под влиянием различных факторов, которые требуют изменения в планировании, организации, мотивировании.

Принципы функции регулирования.

Функция регулирования реализуется при помощи преимущественно административ­ных методов управления. Это определяется самой сущностью функции регулирования. Она представляет собой процесс проявления властных полномочий руководителя по отношению к регулируемым объектам. Следовательно, принципы функции регулирования отражают форму проявления этих полномочий. Рассмотрим некоторые из них.

 

 
 


Рис. 10.1 - Регулирование деятельности организации

Принцип директивностиопределяет приемы и способы осуществления регу­лирующих воздействий на управляемый объект. Это наиболее жесткая форма регу­лирования, требующая обязательного и своевременного исполнения принятого реше­ния. Это активная форма регулирования протекающих на предприятии процессов, по­буждающая к действию исполнителей того или иного решения.



Данный принцип определяет важное требование к регулирующему воздействию - своевременность. Это требование нужно рассматривать с двух сторон: во-первых, своевременность выработки регулирующего воздействия, т. е. принятия решения по возникшей ситуации; во-вторых, своевременность реакции управляемого объекта на регулирующее воздействие, т. е. исполнение решения. Директивность также опреде­ляет неотвратимость наступления санкций в случае несвоевременного исполнения регулирующего воздействия или его неадекватного исполнения.

Принцип соблюдения регламентовопределяет соблюдение установленного заранее порядка выполнения управленческой и производственно-хозяйственной деятельности на предприятии. Это способ непрямого регулирующего воздействия на деятельность человека (в. т. ч. руководителя), который имеет распорядительную силу. Например, должностная инструкция регламентирует обязанности, ответствен­ность и права конкретного должностного лица и тем самым регулирует сферу его деятельности. Этот принцип проявляется через регулирование пределов (свободы выбора поведения) деятельности того или иного должностного лица на предприя­тии. Особенностью этого принципа является обязательность соблюдения установ­ленных регламентов. Нарушение установленных регламентов снижает организован­ность процессов, протекающих на предприятии, а также приводит к наступлению соответствующих санкций.

Принцип нормативности.Понятие «нормы» характеризует зависимость меж­ду различными элементами предприятия. Соблюдение принципа нормативности ре­гулирования направлено на установление определенных границ в деятельности лю­дей. Это способствует стабильности данного процесса, протекание которого осно­вано на обязательном соблюдении людьми общих условий деятельности.

Принцип нормативности обуславливает правила регулирования условий осуществ­ления процессов посредством организационно-методических, технических, технико-экономических, экономических, социальных норм и нормативов (стандартов). Они обеспечивают соблюдение определенных пределов управленческих действий и границ их возможных отклонений.

 

Виды регулирования

при изучении второго вопроса темы студент должен обратить внимание на то, что поскольку в практике управления мы имеем дело не с общим понятием регулирования, а с конкретными действиями руководителей, то возникает необходимость рассмотреть виды регулирования более детально.

Стабилизирующее регулирование –на­правлено на упорядочение отношений предприятия с субъектами внешней среды, а также внутренних отношений между различными его частями.

Целью стабилизирующего регулирования является установле­ние определенных организационно-социальных правил, точных предписаний к действию, а также рамок деятельности иповеде­ния работников предприятия. Данная цель достигается путем разработки, введения в практику и контроля со­блюдения соответствующих регулирующих положений (устав, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции и т. п.), обязательных для исполнения.

В качестве регулиру­ющих воздействий используются правила, определяющие порядок деятельности предприятия и его частей, а также система ограничений, устанавливающих преде­лы и пропорции, которые должно соблюдать предприятие в процессе этой деятель­ности. Это уставные положения, должностные инструкции, распорядок дня, поло­жения, определяющие порядок взаимоотношений с поставщиками, потребителями, государственными органами и т. п. Эти положения вводятся на определенный период времени и обяза­тельны для исполнения.

Стабилизирующее регулирование, исходя из его направленности, подразделяется на три подвида: непосредственное регулирование, регулирование на основе норм и регулирование с помощью инструктирования.

1.Непосредственное регулирование осуществляется в отношении предприятия в целом, организационной структуры управления и структуры аппарата управления. К регламентирующим правилам относятся соответственно Устав предприятия, поло­жения о линейных и функциональных подразделениях, должностные инструкции.

2.Регулирование на основе норм направлено на установление пределов «свободы» поведения людей, осуществляющих процессы производства и управления. Регулиро­вание проявляется как при разработке и проектировании процессов (соблюдение норм и нормативов), так и управления ими.

Особенностью регулирования на основе норм является полнота и объективность отражения условий, которые определяют поведение работников предприятия. Поэто­му устанавливаемые нормы должны быть осмысленными с точки зрения восприятия сотрудниками предприятия. Менеджеры при использовании этого вида регулирования должны стремиться к тому, чтобы применяемые ими нормы были бы добровольно восприняты теми людьми, чью деятельность они регулируют. Следует также помнить, что необоснованно жесткие или неоправданно заниженные нормативы, как правило, приводят к дестимулированию, а чрезмерно детальные - снижают индивидуальность и инициативность работников.

3. Регулирование с помощью инструктированияобычно основывается на ме­тодической помощи и информационном обеспечении выполнения предстоящей рабо­ты. Инструктирование - это наставление, подробное объяснение, предупреждение, указание по соблюдению, выполнению чего-либо и т. п.

В данном случае инструктирование следует понимать как использование работни­ком соответствующих инструктивных материалов, регламентирующих выполнение определенной работы. Например, «Инструкция о порядке планирования проведения организованного набора рабочих».

Распорядительное регулированиепредставляет собой совокупность способов и приемов, направленных на регулирование текущей работы. Это процесс не­посредственного воздействия на исполнителей решений, принятых руководителем. Они реализуются путем проявления полномочий руководителем по отношению к подчиненным.

Цель распорядительного регулированиязаключается в воздействии руково­дителя на целенаправленное поведение объекта управления, осуществляемое в соответствии с заданной программой или условиями деятельности предприятия.

Использование распорядительного регулирования обусловлено следующими причинами:

а) необходимостью устранения отклонений от установленных стандартов, выяв­ленных в процессе контроля;

б) необходимостью побуждения к действию для выполнения принятого управлен­ческого решения.

Содержание распорядительного регулирования определяется конкретными причи­нами и возникающими ситуациями. Они, как правило, не имеют четко установленных закономерностей проявления и времени возникновения. Они являются следствием возникающих ситуаций и незапрограммированных управленческих решений.

По форме проявления распорядительное регулирование может быть представлено документально и устно. По своему содержанию распорядительные воздействия име­ют различную форму.

Распорядительное регулирование оказывает как активное, так и пассивное воз­действие. Так, приказы, указания, распоряжения, решения и дру­гие формы прямого административного воздействия носят активный характер, т. е. побуждают к действию, требуют анализа ситуации, влекут за собой ответственность и дисциплину исполнения.

Пассивные формы встречаются реже в административном воздействии. Они не имеют силу обязательного, немедленного, своевременного и точного реагирования. Их основное назначение состоит в повышении эффективности коммуникаций в про­цессе выполнения активного регулирующего воздействия. Они часто дополняют ак­тивную форму регулирования, чем повышается их результативность.

Для эффективного регулирования менеджеру очень важно принять решение, на­сколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стан­дартов. Функция контроля выдает информацию об отклонениях, которая служит осно­вой для решения о начале регулирующих действий. Этот этап является наиболее важ­ным и заметным в процессе регулирования. Поэтому определение масштаба допус­тимых отклонений - вопрос первостепенной важности для процесса регулирования. Если будет слишком большой масштаб отклонений, то возникающие проблемы могут приобрести угрожающий характер. Но, если масштаб взят слишком маленький, то предприятие будет реагировать на незначительные отклонения, что весьма накладно и требует много времени. Регулирующие действия могут парализовать деятельность предприятия. Смысл распределительного регулирования во всех случаях состоит в том, чтобы, используя информацию функции контроля, понять причины отклонения и добиться возвращения параметров процесса к требуемому образу действий.

Дисциплинарное регулированиесвязано с процессом делегирования полномочий. Сущность дисциплинарного регулирования как совокупности способов воздействия раскрывается через процесс установления ответственности. Как известно, при деле­гировании полномочий ответственность лишь перераспределяется между руководи­телем и лицом, которому делегируются полномочия. Другими словами, руководитель имеет право делегировать обязанности, права и в этих пределах возложить ответ­ственность на подчиненного. Но при этом ответственность в полном объеме (в т. ч. и перераспределенную) руководитель оставляет за собой.

Цель дисциплинарного регулирования - раз­витие способностей и творческих сил у подчиненных, направленных на исполь­зование делегированных прав самостоятельно принимать управленческие решения.

Дисциплинарное регулирование проявляется в праве руководителя требовать от подчиненных:

1) конкретных результатов по определенным ключевым моментам, которые им делегированы;

2) периодического доклада о ходе выполнения заданий;

3) подробного выполнения своих инструкций и разрешение свободы действий лишь в случаях крайней необходимости;

4) буквального следования инструкциям и приказам, немедленного уведомления при появлении каких-либо затруднений.

Дисциплинарное регулирование затрагивает поведенческие аспекты функции ре­гулирования. К сожалению, хотя большинство менеджеров понимает, что процесс регулирования - это не только передача приказов и указаний, но и возможность оказа­ния положительного воздействия на человека, часто об этом забывают.

Критическая роль дисциплинарного регулирования обозначена в самом его назва­нии. Оно представляет собой способ, при помощи которого обеспечивается соблюде­ние ответственности как основы менеджмента - «добиваться выполнения работы при помощи других людей». Никакое управление не дает требуемых результатов, если ра­ботники предприятия не будут соблюдать установленные нормы и правила поведения.

Ответственность, как известно, представляет собой обязательство выполнять име­ющиеся задачи (в т. ч. регулирующие воздействия) и отвечать за их удовлетвори­тельное разрешение. Ответственность всегда должна соответствовать вознаграж­дению. Дисциплинарное регулирование базируется на допущении, что, принимая кон­кретную работу и вознаграждение за нее, работники косвенным образом соглашают­ся выполнять ее на уровне, удовлетворительном для предприятия.

По своему содержанию дисциплинарное регулирование может иметь:

1) распорядительное воздействие. Например, приказ о поощрении или наказании по результатам деятельности конкретного сотрудника;

2) регламентирующее воздействие. Например, должностная инструкция, отражаю­щая результаты распределения и делегирования полномочий конкретного сотрудника;

3) нормирующее воздействие. Например, норма времени (трудоемкость решения задачи) на разработку бизнес-плана.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.