МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мемориальная функция библиотек





Кумулятивная функция библиотек

Для обеспечения коммуникации между пользователями и необходимыми им документами данные документы необходимо для начала собрать, что является содержанием кумулятивной функции. Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами.

2.)Важной функцией библиотек является функция сохранения и пополнения фондов, особенно изданий и коллекций, относящихся к памятникам истории и культуры и служащих частью культурного достояния народов России. Особенно актуальна эта работа сейчас, когда в стране продолжает расти преступность, увеличивается число хищений ценных изданий и рукописей из фондов библиотек.

3.) информационная функция. Для основной массы населения библиотека является одним из важнейших источников информации.

4.)Совершенствуется образовательная функция библиотек. В условиях формирования нового российского общества, осуществляемых в стране реформ, значительно возрастает потребность людей в экономических, политических и социальных знаниях, знании рынка товаров и услуг, основ маркетинга и менеджмента. Библиотеки призваны помочь гражданам получить необходимые знания, расширить их читательские интересы, показать взаимосвязь между теми или иными явлениями, содействовать развитию самостоятельного мышления, творчества с тем, чтобы они могли сознательно с пользой для дела участвовать в развитии производства, предпринимательства, фермерства, в решении социальных вопросов

5.) воспитательная функция библиотек. Библиотекари призваны оказывать влияние на читателей, прививать им любовь к книге, воспитывать культуру чтения, такие общечеловеческие качества, как честность, добросовестность, правдивость, порядочность, высокую нравственность, духовность. В этом состоит профессиональный долг библиотекаря.

6.)Коммуникативная функция. Библиотеки являются местом межличностного общения и прямых личных контактов. Сейчас, когда в библиотечных учреждениях получают все большее развитие клубы по интересам, любительские объединения, дискуссионные клубы и другие формы деятельности, способствующие общению людей, обмену информацией, коммуникативная функция получает все большее развитие.

7.)Гедоническая функция. В условиях, когда библиотеки развивают платные услуги, организуют встречи с деятелями культуры и искусства, просмотры видеофильмов вечера, спектакли и т.д., удовлетворяя эстетические потребности своих пользователей, гедоническая функция приобретает особую актуальность и получает дальнейшее развитие.

Развивая и совершенствуя социальные функции библиотек как социально-культурного института, библиотечные работники тем самым коренным образом изменяют место и роль библиотек в экономической, политической и социальной жизни общества.

Мемориальная функция библиотек

Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.



Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает «запоминание» всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

 

3. Российская концепция социальных функций библиотеки.

 

4. Информационная функция как одна из основных функций библиотеки.

Для основной массы населения библиотека является одним из важнейших источников информации.

Информационная функция библиотеки – совокупность видов деятельности библиотеки по информационному обеспечению материального и духовного производства и воспроизводства.

Информационная функция – одна из основных в работе библиотек – особую актуальность приобрела в последнее время. Ее основные составляющие:

· сбор и поиск новой информации, ее хранение, идентификация;

· аналитико-синтетическая переработка информации, то есть создание новых документов и издательская деятельность;

· информирование пользователя об имеющихся в библиотеке и за ее пределами документах, фактах, событиях;

· обучение поиску и усвоению информации.

 

5. Структурная характеристика библиотеки: элементы и подсистемы.

Совокупность элементов образует систему. Добавление или исключение каких-либо элементов ведут к разрушению ранее существовавшей системы и преобразованию ее в другую.

Изучение системы состоит в выявлении ее элементов, подсистем и связей между элементами и подсистемами, т.е. ее структуры. Исходным для изучения структуры библиотеки является положение о том, что библиотека как социальный институт создана обществом для распространения в пространственно-временном континууме социально значимых документов с целью удовлетворения и формирования информационных потребностей. Базируясь на данном положении, Ю.Н. Столяров построил многоуровневую модель библиотеки. В соответствии с его теорией библиотеку как систему образуют следующие четыре элемента: библиотечный фонд (БФ), контингент пользователей библиотеки (КП), библиотечный персонал (БП) и материально-техническая база библиотеки (МТБ).

Четырехъединство названных элементов представляет первый контур системы. Второй ее контур представлен моделями элементов первого контура и состоит из следующих элементов: модель БФ, модель КП, модель БП, модель МТБ. Следующий уровень системы представлен моделями элементов второго контура и т.д.

Библиотечное дело как система включает в себя подсистемы (рис. 1):

· – сеть библиотек;

· – комплектование библиотечных фондов;

· – организация библиотечного обслуживания;

· – научное обеспечение деятельности библиотек;

· – методическое обеспечение деятельности библиотек;

· – подготовка и переподготовка кадров;

· – управление библиотечным делом.

 

6. Внешняя среда и обратная связь как основные элементы функционирования библиотеки.

Внешнюю среду прямого воздействия на социально-культурную систему библиотечного дела составляют прежде всего законодательные акты. Конституция Российской Федерации и законы являются главными документами, определяющими роль библиотек и библиотечного дела в России, регулирующими их деятельность. В последнее время принят ряд новых законов, регулирующих библиотечно-информационную деятельность, в том числе четвертая часть Гражданского кодекса РФ, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие. Органам управления библиотечным делом, руководителям библиотек необходимо знать и выполнять их требования в повседневной работе. Органы власти и учредители осуществляют непосредственное управление подведомственными библиотечными учреждениями: издают нормативные акты и документы, в соответствии с которыми библиотеки осуществляют свою деятельность.

Существенное воздействие оказывают пользователи. Рост культуры, образования, информированности людей, их духовных и нравственных запросов, овладение новыми профессиями, новыми знаниями определяют характер и качество информационных потребностей и интересов, на которые библиотеки призваны оперативно реагировать и качественно их удовлетворять

Определенную роль в успешной деятельности библиотек играют конкуренты. Библиотечные работники призваны изучать деятельность организаций, обслуживающих население книгой и информацией, определять свою нишу в этом процессе, совершенствовать качество, оперативность и привлекательность своих услуг. Конкуренция стимулирует инновационную деятельность библиотек.

Значительное влияние на деятельность библиотек оказывает внешняя среда косвенного воздействия. Деятельность библиотек всегда находите в тесной связи с экономикой, уровнем занятости населения, его платежеспособностью, развитием бизнеса, малых предприятий. Все это требует учета при обслуживании пользователей.

На библиотеки оказывают воздействие социально-культурные процессы, происходящие в обществе. Рост или сокращение населения в район обслуживания, развитие образования, культуры, изменение стиля жизни работы, отдыха – все это ведет к изменению потребностей людей, и запросов, а, следовательно, форм и методов работы библиотек.

7. Сущность и критерии типологии библиотек. Общая характеристика.

Типология - это синтез общего и особенного, сходства и различия. Своеобразие библиотеки понимается преимущественно как отражение индивидуальных черт, тогда как в действительности своеобразие каждой библиотеки составляет переплетение общих и особых черт. Типология представляет собой обобщение изучаемых библиотек, разбивает их на группы и тем самым вносит вклад в их понимание.

Под типологией библиотек понимается метод научного познания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разделение изучаемой совокупности библиотек на группы. Процесс разделения - типологизация, его результат - типология. Необходимость типологизации возникает в связи с потребностью либо в упорядоченном описании множеств весьма неоднородных библиотек, либо в изучении каких-либо закономерностей на основе анализа таких множеств. В процессе типологизации на основе содержательного анализа изучаемых библиотек выявляется их сходство и различие, выбираются надежные способы идентификации. В качестве основных единиц типологии библиотек выступают понятия "тип" и "вид", означающие образец, модель, разновидность, которым соответствуют группы библиотек, обладающих определенными признаками. При этом библиотеки, сгруппированные по ведущему типологическому признаку, называют типами, а процесс дальнейшей детализации определяет виды и подвиды.

Считается, что есть три группы признаков, по которым можно группировать исследуемые объекты - формальные, содержательные и системные признаки.

Формальные признаки определяют статус библиотеки, предполагают характер, особенности деятельности библиотеки (независимо от конкретных условий функционирования) уже при открытии библиотеки. Эти признаки уточняют форму деятельности библиотеки в рамках конкретного ведомства или территории.

Содержательные признаки конкретизируют функциональное назначение библиотеки по существу, уточняют функции каждой библиотеки по удовлетворению информационных и культурных потребностей конкретной тематики или определенной читательской группы. Именно эти критерии являются наиболее значимыми при типологизации.

Системные признаки уточняют роль и место конкретной библиотеки в системе библиотек.

В заключение можно сделать следующий вывод. Типология - это такой метод, сущность которого определяется не с помощью вопросов "как она действует", или "для какой цели она используется", а с помощью вопроса "как библиотечная реальность упорядочивается". Здесь обнаруживаются все достоинства и пределы возможностей этого подхода, направленного на логическую интеграцию всех элементов накопленного знания по изучению системы библиотек.

Социальные виды универсальных библиотек: 1) Публичная 2) Для слепых 3) Детская 4) Юношеская 5) Вузовская 6) Академическая 7) Отраслевые 8) и другие

Библиотеки бывают: 1) Частные 2) Государственные 3) Муниципальные 4) Личные (семейные) 5) Учебные и т. д. Специальные отраслевые библиотеки бывают: 1) Медицинские 2) Сельскохозяйственные 3) Технические 4) Художественные 5) и другие

8. Национальная библиотека – главная библиотека государства. Функции и виды.

Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или иное отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. В России функции национальной библиотеки выполняют Российская государственная библиотека (бывш. имени Ленина) в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге и Российская государственная детская библиотека(республика Коми)

 

 

9. Универсальная библиотека – главная публичная библиотека территории. Функции и виды.

Универсальная научная библиотека (УНБ) это учреждение общегосударственного, республиканского и регионального значения, держатель наиболее полных фондов отечественной и зарубежной литературы, формируемых на базе бесплатного обязательного экземпляра отечественных произведений печати, покупки важнейшей иностранной научной литературы и международного книгообмена. Особенно важно для УНБ формировать фонды, обеспечивающие развитие научных направлений на стыках наук, удовлетворять запросы научных работников и специалистов самых разных областей, быть центром информации об информации. Кроме того, УНБ - научно-методические и координационные центры для библиотек всех типов и ведомств. Они осуществляют организацию и координацию научных исследований передового библиотечного опыта; организацию системы повышения квалификации библиотечных кадров.

Назначение и основные функции УНБ в последние годы не изменились. Но необходимо максимально механизировать и автоматизировать библиотечные процессы, обеспечить создание библиотечных компьютерных сетей, создать централизованную каталогизацию, обеспечить более глубокое и широкое раскрытие содержания фондов на основе использования предметных рубрикаторов, ввести единую ступенчатую справочно-библиографическую службу, усовершенствовать общероссийскую систему МБА, систему координации комплектования на разных уровнях и др.

В будущем все больше будет проявляться универсальность фондов УНБ. Должен увеличиться охват различных областей знаний. Но фактическое наполнение отраслевых разделов будет определяться ограниченными возможностями УНБ и зависеть от наличия в административном региональном центре специальных библиотек по тем или иным областям науки и техники. Особая полнота должна достигаться в собирании краеведческой и местной литературы, документов. Как можно меньше книг, имеющихся в низовых библиотеках, как можно больше пользующейся спросом научной и другой подобной литературы.

Постепенно УНБ становится центром регулирования процессов библиотечного строительства в своем городе, крае, области. Она всегда была и будет службой, призванной постоянно реагировать на изменения "библиотечного ландшафта", быть образцом, эталоном в постановке библиотечной работы.

 

10. Детские и юношеские библиотеки как разновидность универсальных массовых библиотек.

 

11. Специальные библиотеки. Типологические особенности и видовое разнообразие.

12. Библиотечное дело как категория библиотековедения.

Библиотековедение – наука о библиотечном деле, изучающая историю, теорию развития библиотечного дела.

Библиотечное дело – отрасль народного хозяйства связанная с организацией общественного труда в процессе формирования, размещения, организации библиотечных ресурсов и удовлетворением общественных информационных потребностей.

История библиотечного дела – научная и учебная дисциплины, предполагающие изучение закономерностей возникновения и развития и совершенствования библиотек, библиотечной системы, эволюции теории взглядов человечества на организацию общественного пользования книгами в прошлом и настоящем.

Международное библиотечное сотрудничество – организация различных форм сотрудничества с библиотекарями стран: освещение зарубежного библиотечного опыта в периодической печати, работа в международных библиотечных организациях, конференциях и т.д.

13. Структура библиотечного дела. Основные подходы к идентификации библиотечной сети.

14. Организационные факторы развития библиотечного дела.

15. Принципы организации и функционирования библиотечного дела.

Основные принципы - исходные, основополагающие идеи, на базе которых следует строить организацию и планировать функционирование библиотечного дела. Они определяют требования к библиотечному делу: целям, содержанию, методам, кадрам, структуре, организации и процессу деятельности библиотек и библиотечных систем. Принципы эти не привнесены извне. Они вытекают из сущности, характера, уровня развития библиотечного дела.

Принципы отражают сущность реальных библиотечных процессов и явлений, подчиняющихся определенным законам и закономерностям. Принципы эти выступают в качестве руководящих начал, направленных на то, чтобы повседневная практическая деятельность библиотек соответствовала их требованиям. Принципы изменяются в процессе развития библиотечного дела, отражая изменяющиеся условия, новые цели и задачи.

Основные принципы не могут исчезнуть, так как отражают требования ко всему библиотечному делу. Формы и методы принципов на различных этапах развития библиотечного дела могут и должны быть различными. Может изменяться значимость некоторых принципов, возможно возникновение новых принципов, отражающих новые проблемы, вызываемые развитием библиотечного дела. принципы представляют собой систему, они взаимосвязаны и взаимозависимы и оказывают эффективное воздействие на организацию и функционирование библиотечного дела лишь в результате комплексного их использования.

Современное библиотековедение выработало следующие основные принципы БД: общедоступность библиотечного дела, приоритет читательских интересов, системность библиотечного дела, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, координация и кооперирование библиотечной деятельности, государственно-общественный характер библиотечного дела.

 

16. Библиотечные кадры как основа функционирования библиотечного дела.

 

17. Основные факторы развития библиотечного дела.

18. Общепрофессиональные требования к личности библиотекаря.

Библиотекарь - это специалист, имеющий специальное библиотечное образование, который занимается организацией библиотечных фондов, библиотечным обслуживанием пользователей. Библиотекарь - это связующее звено между информацией и пользователями.

Библиотекари призваны не только сохранять культурные ценности, но и продвигать, сближать профессиональные сознания с обыденными.

Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, возникают неповторимые конкретные ситуации.

Высокое педагогическое мастерство - профессиональная черта библиотекаря. Как педагог, он должен прежде всего любить людей, помогать читателям выработать систему знаний, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывать особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, доходчиво объяснять и проверять качество усвоения материала. А это требует от специалиста такта и вместе с тем настойчивости.

Людям этой профессии свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» - основной для библиотекаря. Но если библиотекарь человек равнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникают чувство раздражения, скука, апатия, значит, профессия выбрана ошибочно.

Для настоящего библиотекаря читатель - это не статистическая единица, а человек с индивидуальными особенностями и запросами.

Сегодня работа с читателями предъявляет к специалисту определенные коммуникативные требования: контактности, общительности, эмоциональности, умения понимать и слушать, находить нужный тон в разговоре. Работа на абонементе, в читальном зале позволяет проявить эти качества.

19. Библиотечное законодательство. Основные направления государственной библиотечной политики.

в законе о библиотечном деле очерчены лишь базовые принципы государственной политики в области библиотечного дела, такие как:

· - создание условий для всеобщей доступной информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками

· - государственная поддержка развития библиотечного дела

· - невмешательство в профессиональную деятельность библиотек.

В «Положении о Министерстве культуры РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1997 определены основные задачи МК РФ. Непосредственное отношение к библиотечному делу имеют некоторые из них такие как:

· - Осуществление государственной политики в сфере культуры

· - Определение целей и приоритетов в развитии библиотечного дела

· - Управление деятельностью подведомственных библиотек.

В положении о МКРФ сказано, что в соответствии с возложенными на него задачами, министерство выполняет самые различные функции. Из них:

1) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам отнесенным к компетенции министерства;

2) обеспечивает государственный учет, сохранение, реставрацию, пополнение, использование и популяризацию государственных, музейных и библиотечных фондов, создание и внедрение современных систем безопасности и информатизации государственных музеев и библиотек в РФ

3) осуществление межведомственную координацию в области библиотечного дела в том числе создание кооперативных библиотечных систем и информационных библиотечных сетей

4) реализует порядок использования и осуществляет государственный контроль а обеспечением сохранности и использования фондов подведомств библиотек, обеспечивает в установленном порядке управление фондами рукописей, рукописных материалов и памятников печати государственных библиотек.

 

20. Международные библиотечные организации.

Международная Федерация Библиотечных Ассоциаций (ИФЛА) - ведущая международная организация, представляющая интересы библиотек и информационных ресурсов, а также их пользователей.

Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений— аббревиатура англ. IFLA) – неправительственная международная организация, членами которой являются библиотеки и национальные библиотечные организации и информационные службы. Всего в ней состоит более 1600 членов из 150 стран мира.

 

Целью создания МФБА является укрепление международного сотрудничества библиотек и поддержка высокого уровня библиотечно-информационного обслуживания библиотек во всем мире, поддержка научных исследований в области библиотечно-информационной работы, распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания в частных, общественных и государственных секторах экономики и культуры.

МФБА обеспечивает всемирному библиотечному сообществу возможность регулярно встречаться для обмена мнениями по широкому кругу вопросов библиотечно-информационного обслуживания, поддерживают сотрудничество с международными объединениями и организациями.

МФБА была основана в Эдинбурге (Шотландия) в 1927 году. В 1971 году в Нидерландах был принят Устав организации. Штаб-квартира Международной Федерации библиотечных ассоциаций учреждений (IFLA) расположен в Королевской библиотеке Нидерландов в Гааге.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.