Структура процесса обучения и особенности его этапов Обучение— это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание. Учение — это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. Преподавание — это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся. Методика обучения – это совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование. Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. 1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у занимающихся основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах. Основные задачи: 1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения. 2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. 3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения). 4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия. Используемые средства и методы: 1. Словесные методы: объяснение, инструктирование, самопроговаривание ориентировочной основы действия, взаиморазъяснение. 2. Наглядные средства и методы: демонстрация действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий (рисунки, схемы, видеозаписи и др.). 3. Практические методы: имитационные и подводящие упражнения; целостный и расчленено-конструктивный методы выполнения упражнений. Ошибки обучения: 1) Лишние, ненужные движения. 2) Искажение пространственных параметров движения. 3) Отклонение от заданных временных и пространственно-временных параметров движений. 4) Излишние затраты мышечных усилий, скованность и закрепощенность движений. 5) Искажение общего ритма действий. Причины ошибок: 1) Недостаточная физическая, психологическая подготовленность к разучиванию действия. 2) Изъяны в информации, сообщаемой преподавателем. 3) Несовершенство методов передачи информации. 4) Искажение воспринятой информации обучающимися. 5) Неблагоприятные внешние условия выполнения действия. 6) Негативное влияние утомления. 7) Отрицательный перенос навыка. Действия педагога при появлении ошибок: вскрыть конкретную причину (а не частные следствия) и устранить ее; добиваться облегчения самоконтроля и его совершенствования. 2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение. Основные задачи: 1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники. 2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене. Используемые средства и методы: 1) Практическое воспроизведение действия методом целостного выполнения упражнения (занимает доминирующее место). 2) Словесные методы передачи знаний (самостоятельная работа с текстовыми источниками, взаиморазъяснение, анализ-проговаривание, аналитический разбор правил выполнения движения). 3) Методы идеомоторного упражнения (прокручивание действия в голове). 4) Средства и методы обеспечения наглядности. 5) Технические средства обучения (тренажеры, специальные устройства). Причины ошибок: 1) Расхождения между сформированными представлениями о действии и индивидуальным двигательным опытом, приобретаемым в процессе практического выполнения действия. 2) Нарушение меры нагрузки в преемственности эффекта занятий. 3) Форсированное увеличение скорости движений и степени силовых напряжений. 3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи: 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия. 2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники. 3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.). 4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств. Используемые средства и методы: 1) Методы стандартного упражнения. 2) Вариативные методы выполнения упражнений. 3) Комбинированные разновидности методов упражнения (переменно-непрерывный, переменно-интервальный). 4) Игровой и соревновательный методы. Причины ошибок: 1) Чрезмерная концентрация внимания обучаемого и обучающегося за деталями техники движения. 2) Нарушение меры в использовании метода стандартного упражнения, и как следствие – чрезмерная стереотипизация навыка. 3) Нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык. 4) Нарушение соответствия между условием двигательного действия и степенью развития двигательных качеств. |