МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Речь по поводу открытия памятника А.С. Пушкина в Москве.





Пушкин был первым русским художником-поэтом. Художество, принимая это слово в том обширном смысле, который включает в его область и поэзию, — художество как воспроизведение, воплощение идеалов, лежащих в основах народной жизни и определяющих его духовную и нравственную физиономию, — составляет одно из коренных свойств человека. Уже предчувствуемое и указанное в самой природе, художество - искусство - является, правда, тоже как подражание, но уже одухотворенное в самой ранней поре народного существования, как нечто отличительно-человеческое. Дикарь каменного периода, начертавший концом кремня на приспособленном обломке кости медвежью или лосиную голову, уже перестал быть дикарем, животным. Но только тогда, когда творческою силою избранников народ достигает сознательно-полного, своеобразного выражения своего искусства, своей поэзии — он тем самым заявляет свое окончательное право на собственное место в истории; он получает свой духовный облик и свой голос — он вступает в братство с другими, признавшими его народами. Недаром же Греция называется родиной Гомера, Германия — Гете, Англия — Шекспира. Мы не думаем отрицать важность других проявлений народной жизни — в сфере религиозной, государственной и др.; но ту особенность, на которую мы сейчас указывали, дает народу его искусство, его поэзия. И этому нечего удивляться: искусство народа - его живая, личная душа, его мысль, его язык в высшем значении слова; достигнув своего полного выражения, оно становится достоянием всего человечества даже больше, чем наука, именно потому, что оно - звучащая, человеческая, мыслящая душа, и душа неумирающая, ибо может пережить физическое существование своего тела, своего народа. Что нам осталось от Греции? Ее душа осталась нам! Религиозные формы, а за ними научные, также переживают народы, в которых они проявились, но в силу того, что в них есть общего, вечного; искусство — в силу того, что есть в них личного, живого.

Пушкин, повторяем, был нашим первым поэтом-художником. В поэте, как в полном выразителе народной сути, сливаются два основных ее начала: начало восприимчивости и начало самодеятельности, женское и мужское начало, — осмелились мы бы прибавить. У нас же, русских, позднее других вступивших в круг европейской семьи, оба эти начала получают особую окраску; восприимчивость у нас является двойственною: и на собственную жизнь и на жизнь других западных народов со всеми ее богатствами - и подчас горькими для нас плодами; а самодеятельность наша получает тоже какую-то особенную, неравномерную, порывистую иногда, зато гениальную силу: ей приходится бороться и с чуждым усложнением и с собственными противоречиями. Вспомните, мм. гт., Петра Великого, натура которого как-то родственна натуре самого Пушкина. Недаром же он питал к нему особенное чувство любовного благоговения! Эта двойственная восприимчивость, о которой мы сейчас говорили, знаменательно отразилась в жизни нашего поэта: сперва рождение в стародворянском барском доме, потом иноземческое воспитание в лицее, влияние тогдашнего общества, проникнутого извне занесенными принципами; Вольтер, Байрон и великая народная война 12-го года; а там удаление в глубь России, погружение в народную жизнь, в народную речь, и знаменитая старушка-няня с ее эпическими рассказами...

Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый, наконец, водрузил могучей рукою знамя поэзии глубоко в русскую землю; и если пыль поднявшейся после него битвы затемнила на время это светлое знамя, то теперь, когда эта пыль начинает опадать, снова засиял в вышине водруженный им победоносный стяг. Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек! И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом — так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся пред изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Пусть это последнее слово не удивит вас, мм. гг.! В поэзии — освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила. Будем также надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин! - и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: «Это памятник — учителю!»

(И.С. Тургенев).

♦ Задание 86. Что сближает, а что разделяет риторическую манеру И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского? Составьте свое выступление, которое будете произносить при открытии памятника любимому поэту. Напишите план-сценарий речи.

 

Задание 87.. Рассмотрите и заполните таблицу «Синтаксические конструкции в ораторской речи, повышающие ее выразительность». Найдите им объяснение в словаре, приведите примеры из проанализированных Вами текстов публичных выступлений.

 

Тип синтаксической конструкции Значение Употребление в ораторской речи (примеры)
Каламбур    
Афоризм    
Реплика    
Парадокс    
Цитата    
Стилизация    

 

Задание 88. Переделайте высказывания так, чтобы получилась анафора.

- Я понимаю ваши сомнения, возражения, недостатки предлагаемого метода, но это все же лучше, чем то, что мы имели до сих пор.

- Мы все нуждаемся в спокойствии, благополучии, уверенности в завтрашнем дне.

- Вредит нам наша безответственность, недисциплинированность, неуважение друг к другу.

 

Задание 89. Составьте высказывания с градацией, употребив в них следующие ряды слов. При этом расположите слова по возрастающему смыслу.

- стремительный, энергичный, живой;

- уничтожить, устранить, искоренить;

- человек, известный во всей стране, ученый с мировым именем, талантливый коллега.

 

Задание 90. Закончите высказывания так, чтобы получилась антитеза.

- Наука воздействует на наш ум, а … .

- Многие учатся с радостью, получение знаний доставляет им удовольствие, а … .

- Я не буду вам ничего советовать: если вы человек сведущий, то обойдетесь без моего совета, а … .

 

Задание 91. Продолжите данные риторические восклицания.

- Как интересно поехать в Италию! … .

- Что и говорить! … .

- Счастливые люди были наши предки!. … .

 

Задание 92. Составьте периоды, развив следующие высказывания.

- Художественная литература учит нас жизни.

- Учиться – это большое счастье.

- История и нынешний день тесно связаны.

- Ведите здоровый образ жизни.

 

Задание 93. Определите, в каких ситуациях можно употребить следующие парадоксы.

- Чем хуже, тем лучше.

- Лучшая защита – нападение.

- Кто умеет делает сам, а кто не умеет, учит других.

- Ум хорошо, а два – хуже.

 

Задание 94. Закончите высказывания, начатые гиперболическими формулами.

- Сейчас нет ничего важнее… .

- Нет ничего приятнее… .

- Нет ничего глупее… .

- В литературе нет никого талантливее… .

 

♦ Задание 95. Составьте текст со стилистически обусловленным (мотивированным) использованием инверсии, антитезы, анафоры, градации, риторического вопроса и других стилистических фигур.

 

Задание 96. Рассмотрите таблицу "Роды и виды красноречия". Проанализируйте классификацию видов речей: каковы принципы ее построения. Ответьте на вопрос: какие виды речей в каких сферах деятельности и в каких речевых ситуациях уместны? Аргументируйте ваше понимание, опираясь на анализ ораторских речей (по выбору).

 

Роды красноречия Виды красноречия
Социально-политическое Доклад на социально-политические и политико-экономические темы; отчетный доклад; политическая речь, парламентская речь, дипломатическая речь, митинговая речь, агитаторская речь.
Академическое Лекция вузовская, школьная, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.
Социально-бытовое Юбилейная речь, застольная речь, приветственная речь.
Судебное Прокурорская или обвинительная речь, адвокатская или защитительная речь.
Богословско-церковное Проповедь, речь на соборе.

 

Задание 97. Прочитайте текстыи определите, к какому роду и виду красноречия они относятся:

«Других ходов в столовую не существовало и проложено не было. Правда, Бобров, домовладелец, предлагает нам остановиться на предположении, что туда можно было проникнуть через форточку, а до форточки на четвертый этаж добраться по лестнице или по водосточной трубе. Но будем же рассуждать в пределах возможного и не станем допускать сказок. Приставленной лестницы никто не видел, а для того, чтобы лазить по водосточной трубе до четвертого этажа, нужно быть обезьяной или акробатом – приучиться к этому с детства, а братья Келеш – 40-летние люди и гибкостью тела не отличаются» (С.А. Андреевский).

«Я не хочу ни политики гильотины, ни политики виселицы, … ни вашего закона о ссылке!.. Господа, говорят этот закон не будет иметь обратной силы и его назначение – властвовать только над будущим. Раз уж вы произносите слово «будущее», я настоятельно предлагаю вам призадуматься над этим словом и над его содержанием. Ну-ка! Скажите, для кого вы вырабатываете этот закон? Ясно ли вам это? …» (В. Гюго).

«Я снова пытаюсь выразить вам свою признательность и снова чувствую свое бессилие. Ведь о почестях, каких вы меня удостоили, я не смел и мечтать. Всем вам должно быть понятно, что я никогда этого не забуду, что до гробовой доски буду вспоминать об этом с гордостью» (Ч.Диккенс).

«Господа судьи, господа присяжные заседатели! На вашу долю выпало произнести договор по беспримерному делу в летописи уголовного суда… На мне лежит задача облегчить для вас этот труд и разъяснить те обстоятельства дела, которыми обвинение желает воспользоваться. Вы сопоставите мои доводы с теми, которые представит вам защита, и тогда перед вами возникнет ясный образ настоящего дела…» (А. Жуков).

«В старой Киевской Руси главная пружина народного хозяйства, внешняя торговля, создала многочисленные города, служившие крупными или мелкими центрами торговли. В верхневолжской Руси, слишком удаленной от приморских рынков, внешняя торговля не могла стать главной движущей силой народного хозяйства. Вот почему здесь видим в 15-16 веках сравнительно незначительное количество городов, да и в тех значительная часть населения занималась хлебопашеством» (В.О. Ключевский).

Тема хII.
Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления.

Задание 98. Прочитайте отрывок из книги И.Б. Голуб «Основы красноречия». Сформулируйте правила русского красноречия, запишите ответ в виде плана.

На наш взгляд, важнее всего содержательность речи. Пустая болтовня не может быть образцом для подражания, она несовместима с красноречием. Его главнейшее требование — богатство содержания речи, важность поставленной темы. Из этого требования вытекает и стремление к экономии речевых средств, отказ от многословия.

Точность, ясность и простота речи составляют достоинство любого произведения и выступления. «Мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит себе точное выражение в словах; неопределенность выражений обыкновенно бывает признаком неясного мышления».

Красноречие несовместимо с бедностью словаря. Богатство речи свидетельствует о свободном владении говорящим возможностями родного языка, причем не только в его словарных запасах, но и в скрытых стилистических ресурсах морфологии, синтаксиса.

Проблема чистоты речи предостерегает нас от неоправданного увлечения диалектизмами, жаргонизмами, иностранными словами.

Уместность речи следует оценивать в соответствии с требованиями различных стилей русского языка. Стилистическое закрепление языковых средств позволяет определить потребность в тех или иных словах, выражениях, грамматических формах в выступлении оратора, беседе официального характера а также в конкретном тексте того или иного жанра книжной или разговорной речи.

С учетом стилевых особенностей речи следует говорить и о ее правильности, поскольку одни и те же формы склонения, спряжения могут быть не оправданы в книжной, письменной речи, но допустимы в разговорном стиле. Важно не отвлеченное представление о правильности словоизменения, построения словосочетаний и предложений, а стилистическая оценка множества вариантов, существующих в языке.

Литературное произношение и ударение являются обязательным условием хорошей речи.

Образность речи, эмоциональность, благозвучие — ценные качества хорошего слога. Они обращают наше внимание к изучению метафор, эпитетов, сравнений и других изобразительных средств языка, а также риторических фигур и приемов звукописи.

Логичность речи гарантирует точность выражения мысли. Поэтому ни писатели ни ораторы не могут пренебречь законами логики. Нарушение их перечеркнет все другие достоинства речи, лишив ее главного — ценности содержания.

 

Задание 99. Прочитайте тексты. Какие части публичного выступления вы можете выделить? Охарактеризуйте каждую из них.

♦ Подготовьте выступление на тему «Что важно для успеха речи».

1. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Иногда тема является заданной, но нередко ее приходится выбирать самим. Выбрав тему, интересную для себя и слушателей, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления.

Следующий этап подготовки публичного выступления – подбор материалов для ораторской речи. Необходимо отобрать литературу, внимательно прочитать отобранный материал, выделить главное, интересное для сообщения, выработать собственное отношение к предмету речи.

Далее следует составить план выступления, записав к пунктам плана весь фактический материал, которым можно будет пользоваться во время выступления; придумать вступление и заключение, чтобы они были лаконичными, содержательными и соответствовали друг другу, продумать переходы от одной части к другой.

Чаще всего речь начинается с приветствия, обращения к слушателям: Здравствуйте…, Разрешите представиться …, Уважаемые коллеги... . Важно сразу привлечь внимание слушающих, начав с интересного примера, пословицы или поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. После интригующего начала следует вступление.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. В заключении рекомендуется повторить основную мысль речи, подвести итоги сказанного, сделать выводы. Важно продумать последние слова речи, так как они призваны усилить эффект выступления.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение не обеспечивают успеха выступления. Важно не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть выступления, в которой формулируется основная мысль речи. Материал в основной части может излагаться разными методами: индуктивным (от частного случая к обобщениям и выводам), дедуктивным (от общих положений к конкретным примерам), концентрическим (расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором), ступенчатым (последовательное изложение одного вопроса за другим), историческим (изложение материала в хронологической последовательности), методом аналогии (сопоставление различных явлений, событий, фактов). В одном выступлении возможно использовать различные методы изложения материала, что позволит речи в целом быть оригинальной и нестандартной.

Продумав основное содержание речи, следует найти выразительные приемы, которые придадут выступлению живость, эмоциональность, индивидуальность.

В конце работы над текстом нужно обязательно прорепетировать свое выступление, не читая текста доклада, а озвучивая его по собственному плану.

 

2. Советы лекторам.

- Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме - прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше - написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух.

- Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал.

- Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Невидимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора.

- Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила.

- Следует вообще менять тон - повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельных слов (логическое ударение).

- Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова - У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все время речи его взор. - Избегать шаблона речи, он особенно опасен в начале и в конце. - Чтобы лекция имела успех, надо: завоевать внимание слушателей и удержать внимание до конца речи. Привлечь (завоевать) внимание слушателей - первый ответственный момент в речи лектора - самое трудное дело. Первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих "крючков" - вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п. Пример. Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать (кратко- непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темною ночью. _____Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин. _____Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове по существу: поэт, физик, химик... - Начало должно быть в соответствии с аудиторией, знание ее необходимо. Например, начало лекции о Ломоносове не подошло бы к аудитории интеллигентной, так как с первых же слов все догадались бы, что речь идет именно о Ломоносове, и оригинальность начала превратилась бы в жалкую искусственность. Вторая задача лектора - удержать внимание аудитории. Удержать и даже увеличить внимание можно: краткостью, быстрым движением речи, краткими освежающими отступлениями. Краткость - отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Речь должна быть экономной, упругой. Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций - много. Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам - моментам) речи. Например, часто приходится слышать: “Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее...”. Вместо этих нестоящих слов надо сказать: “Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью”. _____Краткие освежающие отступления нужны в большой (скажем, часовой) речи, когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло утомиться. Утомленное внимание - невнимание. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержанием данного места речи. _____Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в конце речи о Ломоносове (см. выше) можно сказать: “Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина - только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя”. _____Разумеется, такой конец не для всех речей обязателен. Конец - разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд - разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье - тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего. _____Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому. ____Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной “глубокой мысли” дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица. (А.Ф. Кони)   3. Скучная история (отрывок). Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и произнести стереотипное "в прошлой лекции мы остановились на...", как фразы длинной вереницей вылетают из моей души и - пошла писать губерния! Говорю я неудержимо быстро, страстно и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения. Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя -победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это - бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого, или наоборот. Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать. Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле. И я думаю. Геркулес после самого пикантного из своих подвигов не чувствовал такого сладостного изнеможения, какое переживал я всякий раз после лекций. (А.П. Чехов)  

Задание 100. Составьте вступление для речи «Как я отделался от дурной привычки».

Задание 101. Подготовьте описание какой-то достопримечательности города или экспоната музея как фрагмент речи экскурсовода, выступающего перед группой туристов.

Задание 102.Какое заключение Вы сделали бы, если бы рассматривали в своей речи вопросы современного образования в России? Запишите его.

Задание 103. Прочитайте речь. Определите построение (композицию) ораторской речи: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку (начало, вступление, главная часть, заключение).

Каким образом автор речи привлекает внимание своих слушателей и читателей. Ответьте на вопросы теста. Нужное подчеркните:

а) держит в напряжении аудиторию построением речи;

б) строит речь с учетом интересов аудитории, вводит риторические вопросы;

в) структура речи кратка, логична, использует подтекстовое, затекстовое содержание, известное аудитории;

г) вводит яркие, необычные, соответствующие развитию темы приемы: занимательные приемы, шутки, различные отступления;

д) четко планирует и прогнозирует содержание по минимальному времени.

Нобелевская речь И.А. Бунина.

Ваше Высочество, милостивые государыни, милостивые государи.

Девятого ноября, в далекой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби,— совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грасс дал мне, как писателю, наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода не-обходима особенно,— она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов — для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш Королевский Дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского Королевского Дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его Величество Король, Король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства.

Задание 104[*].Прочитайте речь, определите композицию текста. Определите информативную структуру речи. Обратите внимание на границы: структурно-смысловых частей. Определите типы речи: описание, повествование, рассуждение, объяснение, доказательство.*

Великий россиянин.

Открытие в Москве памятника великому русскому писателю Ивану Андреевичу Крылову — знаменательное событие. Здесь, в древней российской столице, более двухсот лет назад родился будущий знаменитый баснописец. И все творчество его стало ярчайшим выражением свойств и особенностей русского национального характера и ума.

Крылов — уникальное явление, и не только в области литературной. Истинный чудесный самородок, он, подобно Ломоносову, Горькому, поднялся из самих глубин народной жизни до высот мировой культуры. Смелой рукой он ввел в отечественную литературу и навсегда утвердил в ней изумительные образцы живой народной речи, решительно поборов архаичные, салонные литературные вкусы и представления.

В своих блистательных остроумных и мудрых баснях Крылов обличал невежество и тупость, чинопочитание и алчность, лихоимство и чванство, лицемерие и жестокость. Его сатирическая муза всегда служила народу, была его верной защитницей. Нет, не был обличитель Иван Крылов «добрым дедушкой», каким бы его хотели видеть царедворцы. Его едкие басни не были милыми байками для детей. Они обличали пороки самодержавного строя.

«Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц...»— сказал о Крылове Гоголь. Восторженно и глубоко уважительно отзывались о таланте Крылова и его великом значении для России Пушкин, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Тургенев. Еще при жизни великого баснописца назвали на Руси народным писателем.

Своим прекрасным и самобытным творчеством Крылов открыл широкую дорогу для появления бессмертных творений Грибоедова и Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Островского, в книгах которых как бы нашли свое новое воплощение крыловские традиции народности и реализма.

Минуло почти полтора века со дня смерти великого баснописца. Неузнаваемо изменилась Русь, стала могучей советской державой. Но и сегодня простые и меткие строки крыловских басен, как бы напоенные лукавством и глубокой народной мудростью, продолжают жить с нами — в наших мыслях, в речи, в книгах, как живут народные пословицы и поговорки…

…Сегодня мы открываем в Москве бронзовый монумент Крылову — дань памяти великому россиянину, которого Белинский по праву назвал честью, славой и гордостью нашей литературы.

(С.В. Михалков, выступление при открытии памятника баснописцу И.А. Крылову в Москве).

 

Задание 105. Проведите комплексный анализ речи (по выбору). Ответьте на вопросы:

1. Отвечает ли выбор слов коммуникативной цели ораторской речи. Возможны ли лексические замены?

2. Рассмотрите синтаксическую структуру словосочетаний, предложений, синтаксических целых. Возможны ли синтаксические замены?

3. Какой характер носит использование изобразительно-выразительных средств

4. Как использованы в речи фразеологический фонд русского национального языка, оценочно-эмоциональные средства языка?

О формулах и красоте. Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Известно, что единственно верное утверждение всегда покоряет нас, оновсегда кажется ясным и логичным ответом. Но в литературе порой возможен некий отход от граненых железных формул, и я рискну сделать этот шаг. Искусство - это очарование; стихия черного и белого; колдовство; борьба бога и сатаны; вторая жизнь; выявление смешного и трагедийного; утверждение и отрицание; мораль, отрицающая безнравственность, и безнравственность, рождающая мораль; форма как выявленное содержание; познание мира и человека; поиск и познание истины человеком и в человеке. Наконец, искусство - это история истории и история личности. Из всех этих определений (субъективных, конечно, - для самого себя) выделяю наиболее существенное, как мне кажется, - поиск и познание истины человеком и в человеке, то есть формулу, в какой-то степени вбирающую в себя другие определения, ибо эта формула связана с мировоззрением и мироощущением художника, с его отношением к миру и смыслу человеческого существования в данном мире. Как невозможно, так и бессмысленно втискивать в прокрустово ложе формулы книгу того или иного писателя, вкладывать ключ-отмычку в замок его творений, с высокомерностью задаваясь мыслью таким образом все понять, оценить и расчленить, найти схему, шифр к роману или рассказу… Вероятно, не ошибусь, если скажу, что желание большинства писателей – и великих и невеликих - совпадает все же в одном: найти, показать истину человеку и утвердить ее. Вся история литературы, все повторяющиеся сюжеты, коллизии, даже некая схожесть героев доказывают нам это (Пушкин и Байрон; Тургенев и Гончаров; Чехов и Мопассан, если говорить о рассказах). Различие в исполнении? А это зависит от особой индивидуальности писателя, от глубины проникновения в жизнь общества и, что не менее важно, в свой собственный, личный мир (душевный), чему вратами является тот одержимый настрой при соприкосновении с бумагой, когда художник - не раскручивающаяся пленка чужого магнитофона, но соучастник, свидетель. Мы порой, слава богу, с увлечением и горячностью спорим, говорим о литературе, но почему-то все реже употребляем слова "красота" и "прекрасное". Эта некая стеснительность объясняется, возможно, осторожностью в обращении с высокими понятиями, звучащими слишком громко в утилитарный наш век. Может быть, причина в ином - все мы главным образом озабочены выявлением самой литературной темы, оголенными, так сказать, идеями и умозаключениями произведения. Вследствие односторонности снижается, как это ни прискорбно, критерий литературы, а она, литература, изящная словесность, все-таки женского рода, призванная населять мир жизнью, выраженной в книгах, стало быть, связана с великим актом рождения, с любовью, с материнством, что само по себе - высшая красота. Мы знаем, что человеческие идеи могут быть зафиксированы в философской системе, уложены в формулу. И чем логичнее, яснее они, идеи, тем властнее охватывают они человеческие умы. Логика литературы - красота. Инструмент воздействия - прекрасное. И эта неумирающая область эстетики подчас отодвигается нами на задний план, хотя человек по-прежнему обладает пятью чувствами, данными ему самой законодательницей красоты - природой. Что же такое категория красоты в литературе? И тут возникает миллион вопросов, миллион сомнений. Красота в отдельных разительных словах? Сравнениях? Метафорах? В ритме? Или единственная красота - это правда действительности, а литература - лишь повторное, бледный слепок окружающего мира? И все-таки литература - это вторая жизнь, сконцентрированная во времени правда. Эта увиденная художником глубина истины реального мира, человеческих действий и человеческого бытия, правда окружающих его вещей и есть эстетическая красота в искусстве. Та красота, которая заставляет нас испытывать и чувство восторга, и чувство ненависти. Правда и красота – это познанная сущность характера, явлений, вещей, в которую проник художник сквозь внешнюю их форму. Каковы же средства познания объективного мира? Главное орудие художника - зрение и слух, реализованные в слово, в мысль. Мысль посредством слова. И слово как выражение мысли. Это нерасторжимо. Но само по себе слово не может нести всю красоту или некрасоту, не может быть прекрасным или дурным, затертым или незатертым только потому, что оно выражает то или иное понятие. Настоящий художник использует слова, сочетания слов как необходимость, как инструмент, без которого невозможно совершить чудо познания. И дело не в так называемых гладких словах, не в гладкописании фраз. Серьезная проза не может ставить себе цель быть образцово-показательной, то есть такой ватерпасом выверенной, рационально построенной, что глазу не на чем зацепиться. Это ложноклассическое совершенство (во имя ложно понятой красоты) вызывает у нас серую скуку, глаза равнодушно скользят по фразам, ни на чем не задерживаясь, - мы не испытываем толчков волнения. Слово обретает силу только в том случае, если оно знак "ясновидения плоти". Слово имеет цвет, звук, запах, которые, в свою очередь, обладают энергией, выраженной эмоциональностью. Эта же энергия возникает при точной расстановке слов, при точном эпитете, точном глаголе, точно найденном ритме, ярком сюжете самой фразы, ибо каждая фраза аккумулирует сюжет, мысли, чувства, заряд добра и зла, черного и белого, отрицания и утверждения, стыдливой иронии или же парадоксальности. Слово - это собственное "я" художника, реализация его сущности, его восприятия. Но словами как первоэлементом человеческого общения оперируют все люди, независимо от того, насколько наделены они чувством гармонии, глубины и красоты. Художник же одарен от природы особой способностью изображать на бумаге словами не плоскостной слепок человека, окружающего мира, отдельного предмета, а глубину его, ощутимую, направленную форму, высекающую чувства и мысль, открывающие в человеке все замочки души. Да, глубина познания достигается словами. Но как? Где эта ясная формула, отвечающая на вопрос: как написаны были "Война и мир", "Дама с собачкой" или "Госпожа Бовари"? Думаю, что, если бы найдена была формула, искусство прекратилось бы как искусство и кибернетические машины принялись бы ремесленничать над поэмами и романами. Ведь подобно тому, как понятие "любовь" невозможно расчленить на составные части, так невозможно расчленить стиль и мысль писателя. Вот, например, некоторые высказывания о стиле: "Краткость - сестра таланта" (общеизвестное выражение А.Чехова). "Стиль - это человек" (любимое выражение К.Маркса). "Стиль - это забвение всех стилей...", "Писатель должен сам создать себе свой язык, а не пользоваться языком соседа. Надо, чтобы твой стиль рос у тебя на глазах" (Ж.Ренар). "Добывайте золото просеиванием" (Л.Толстой, письмо А.А.Фету). Помня эти определения, чуть-чуть коснемся стиля некоторых писателей с особенно ярко выраженными средствами выражения, с особой чуткостью к слову. Бунин: "Сладкий ветер ходил по каюте. Быстро одевшись, я выбежал на недавно вымытую, еще темную палубу..." В первую очередь заметьте эпитет к ветру "сладкий" и глагол "ходил" (ветер не слабый, не сильный, не утренний, не свежий, не упругий, не легкий, а сладкий; ветер не веял, не дул, не налетал, не влетал, не проносился, не гудел, не свистел, не шумел, а ходил). Два точных и вроде бы несколько неожиданных слова заставляют почувствовать и увидеть каюту, раннее утро, ощутить настроение, а следующие слова - "недавно вымытую, еще темную" - полностью укрепляют в читателе ощущение этого утра, даже запаха мокрой палубы, хотя об этом ничего не сказано. Мы прочитали фразу, то есть вдохнули в себя запахи морского ветра в каюте, где только что проснулись, выбежали, быстро одевшись, на эту влажную, пахнущую сыростью палубу, пустынную, конечно, оттого, что ее недавно вымыли, - мы уже во власти настроения, чувства и мысли писателя. Более того, мы не видим отдельных слов этой фразы, мы рационально не расчленяем ее, мы покорены художником, верим ему, идем за ним, испытывая эстетическое волнение, а это – узнавание мира: кто никогда не был на море, перенесется воображением в то ветреное утро, как будто все это было в его жизни. Или вот другой пример из Бунина: "Золотым блеском ослепила меня вода на балконе". Заметьте, что в этой фразе нет слова "дождь". Попробуйте вставить его вместо слова "вода" - и что-то будет потеряно, исчезнет какое-то очарование, легкость, фраза сразу станет прямой, неуклюжей, тяжеловатой. Расстановкой слов (предложение это начинается с эпитета "золотым", в котором есть и свет, и звонкость дождя), верно найденным глаголом "ослепила" Бунин тончайшей акварелью рисует картину мгновенной прелести дождя, ничего не говоря о солнце, а оно присутствует в словах "золотым блеском ослепила", хоть речь идет только о воде. Зрительно же мы воспринимаем гораздо больше, чем сказано: и звук струй по балкону, и жаркое лето, и теплое солнце сквозь дождь, и даже молодую веселость от всего этого. Все, что прямо не сказано художником, но ощутимо читателем, относится к незримому подтекстовому измерению мира чувств, к ассоциативному воображению. … Раскрытая тайна окружающего мира, человеческой души и часть тайны, оставшейся за открытием, которую своим воображением, опираясь на законы бытия, додумывает читатель, - это и есть прекрасное в искусстве, правда его, эстетическое наслаждение ею. (Ю. Бондырев)

Задание 106. Прочитайте речь.* В комплексном анализе текста публичного выступления подтвердите соответствие нормативным требованиям текста, т.е. нормам русского языка: фонетико-интонационной, орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, правописной и стилистической.

Оцените ораторскую речь:

а) ее содержательную структуру: новая актуальная информация, соответствие относительной истине, оценочный характер высказывания, логический, эмоционально-экспрессивный фон высказывания;

б) с позиции логичности, выделите ключевые понятия, определите структуру рассуждения, доказательства, объяснения.

Соответствует ли текст логическим законам построения тождества, противоречия, исключения третьего, достаточности основания выводов.

Слово о Пушкине

Пушкин! С самим именем Пушкина у нас невольно связывается вздох облегчения, улыбка. Какое легкое имя взошло над тяжелой и неуклюжей Российской империей! Для читающей России Пушкин своими солнечными стихами, можно сказать, утеплил ее климат. У веселого пушкинского очага мы греемся и сегодня, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не говоря о ее истории. И мы уже мистически знаем, что ничего теплее пушкинского очага у нас и через тысячи лет не будет. Почему? Потому что после Пушкина у нас были величайшие гении - Гоголь, Толстой, Достоевский и другие. Но при всей гениальности никто из них не достигал никогда пушкинской гармоничности и теплоты. Два ярких, счастливых впечатления детства у меня связаны с именем Пушкина. Напомню конспективно, потому что я о них уже писал. Александра Ивановна, наша старая учительница первых классов, читает нам "Капитанскую дочку". Как уютно было ее слушать, с какой невероятной радостью я ожидал появления Савельича, как хохотал над его вечно бунтующей преданностью. Преданность Савельича бунтовала за право быть еще преданней. Его преданность доходила до того, что с невероятной комичностью оттесняла сам объект преданности, и барин Петруша ничего с этим не мог поделать, потому что это был бунт любви, бунт наоборот. "Капитанская дочка" - это два бунта: бунт ненависти и бунт любви, чего еще, кажется, не заметила критика. И все главные герои осуществляют эти два бунта. Цветаева, делясь своими детскими дореволюционными воспоминаниями о чтении "Капитанской дочки", говорила, что у нее дух захватывало от восторга каждый раз, когда появлялся Пугачев. Только ли дело в том, что она сама была замечательным романтическим поэтом? Не было ли заложено в крови россиян ожидание великого разбойника, который каким-то своим таинственным путем установит таинственную справедливость? И дождались. Но я-то читал этот роман, когда малые и большие Пугачевы правили страной, и хотя сознательно, конечно, этого не понимал, но бессознательно, поэтически был равнодушен к Пугачеву и любил Савельича. Другое впечатление связано с моим детским, случайным чтением на обложке тетради "Песни о Вещем Олеге". Мне повезло, в комнате никого не было, и мне не стыдно было плакать сладостными слезами над судьбой Вещего Олега. Мне было безумно жаль его, и я плакал, но отчего же слезы были сладостны? Видимо, от музыки стихов, от правильности правды случившегося, оттого, что сам конь, живой конь все-таки не виноват в гибели Олега. Опять преданность оказалась незапятнанной. И еще, видимо, - от впервые понятого детским сознанием, что от судьбы не уйдешь. Тогда я в первый раз столкнулся с веществом поэзии в чистом виде и на всю жизнь был потрясен этим. Пушкин не только навсегда остался лучшим поэтом России, но он и создатель первых лучших образцов русской прозы. Он также предугадал многие великие мысли грядущих эпох. Знаменитое изречение Достоевского относительно слезинки ребенка и всемирного счастья разве не восходит к "Медному всаднику", к несчастной судьбе обезумевшего Евгения? Пушкин молча выставил труп бедного Евгения на пути цивилизации и молча сказал: - Перешагните, если можете. Я не могу. Лев Толстой, не раз примеривавшийся к прозе Пушкина, иногда ворчал: мол, слишком просто, слишком голо, но кончил как художник - "Хаджи-Муратом", вещью пушкинской прозрачности и простоты. Сознательно или бессознательно настоящий художник создает вторую действительность, помогающую нам выжить в первой. Я думаю, более всего это удавалось Пушкину. По-моему, "Мороз и солнце - день чудесный..." - не только прекрасные стихи, но и средство от простуды, и, что еще важней, средство от депрессии. Все творчество Пушкина - средство от депрессии. И хотя сам Пушкин в поздних стихах писал, что "на свете счастья нет", мы имеем право добавить: но есть стихи Пушкина, и это не будет преувеличением. Точнее, большим преувеличением. И тем прочнее это счастье, что к нему всегда можно прикоснуться, сняв томик Пушкина с полки. Думаю, при прочих равных условиях чтение Пушкина способствует долголетию, как альпийский воздух. У меня такое впечатление, что пушкинисты долго живут. Надо проверить. Но сделать это надо тактично. Пушкин гениален не только в том, что он написал, но даже в том, чего не написал. Он гениален в том, что сюжет "Ревизора" и "Мертвых душ" отдал именно Гоголю. Скажем прямо - так Пушкин об этом не мог бы написать, здесь Гоголь был сильнее. И Пушкин это понял. Но какая интуиция, какая общенациональная литературная стратегия! И сам Гоголь ничего лучшего не написал, чем эти вещи. Такое впечатление, что Гоголь, обожествлявший Пушкина, сделал все, чтобы доказать Пушкину, что он был достоин его доверия. Мне думается, трагедия Гоголя со второй частью "Мертвых душ" связана с тем, что Пушкина уже не было. Только великий авторитет Пушкина мог спасти Гоголя. Пушкин мог бы ему сказать: - Я тебе не давал замысел на второй том "Мертвых душ". Ты все прекрасно написал, и больше этого не надо касаться. Иначе можно сойти с ума. Но, увы, Пушкина уже не было, а Гоголь сам не догадался, что замысел исчерпан. Его занесло на птице-тройке и уже чуть-чуть в первой части заносило. Еще при жизни Пушкина Гоголь писал, что Пушкин - это русский человек в полном развитии, каким он явится на свет через двести лет. Ждать осталось недолго. Как раз к новым выборам нового президента. Надо бы этого русского человека в полном развитии, и выбрать в президенты по рекомендации Гоголя. Но что-то его не видно. Или погорячился Гоголь, или со свойственной ему чертовщинкой подсунет нам нового Чичикова, который окончательно приватизирует новые мертвые души. Но шутки в сторону. При всем том, что Пушкин не явился на голом месте, величайший скачок поэзии с появлением Пушкина есть необъяснимое чудо. При необыкновенном богатстве русской поэзии это чудо больше не повторилось. И нет ли в творениях Пушкина высшего знака для нас? Есть. Но есть и загадочность Пушкина как великого Национального поэта. Тяжелая глыба империи - легкий, подвижный Пушкин. Темная, запутанная история России - ясный, четкий Пушкин. Тупость огромного бюрократического аппарата - ненатужная мудрость Пушкина. Бедность умственной жизни - Пушкин-гейзер, брызжущий оригинальными мыслями. Народ все почесывается да почесывается, а Пушкин действует и действует. Холодный, пасмурный климат и Пушкин - очаровательная средиземноморская теплота даже в описаниях суровой зимы. Не правда ли, странный национальный гений? Но так и должно быть. Национальный гений, я думаю, бессознательно лечит нацию и культивирует в ней свойства, которые ей необходимы, но находятся в зачаточном состоянии. Однако, читая Пушкина, мы невольно восклицаем вместе с ним: Здесь русский дух! Это прежде всего его изумительный русский язык. … Пушкинская улыбчивость, пушкинская бодрость, пушкинская мудрость, его обузданная вольность, даже плодоносная грусть - не вооружают ли они нас мужеством и надеждой, что в печальную историю нашей страны в конце концов прольется пушкинская гармония? Можно ли поверить, что явление Пушкина - случайная игра генов, некий коктейль природы из горячей Африки и холодной России? Такое скопление великих талантов в одном человеке не может быть случайным, а может быть только путеводной звездой, как не может быть случайностью разумность человека вообще и разумность Пушкина в особенности (Ф. Искандер).

 

Задание 107. Подготовьтесь к устному ответу на вопрос: как можно построить речь, чтобы убедить своих слушателей.

Информационная справка

- Аристотель считал, что риторика — это наука доказательной речи. А.Ф. Мерзляков в “Краткой риторике” (1809) в разделе “Речи ораторские” писал: “В слове или речи заключаются три намерения оратора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Все сии намерения должны быть соединены в одно и служить друг другу взаимным пособием. Представляя предмет со всею ясностию и подробностию, мы научаем и в то же время убеждаем разум справедливостию или, по крайней мере, вероятностию наших доводов. Сие научение и убеждение действуют в то же время на нашу волю, заставляют нас принять участие в предмете, представленном оратором, управляют нашими склонностями и производят в нас или привязанность, или отвращение”.

- Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства речи» писал, что убедить — значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматривают как агитационные, в которых любыми методами - логическими и иными - оратор убеждает согласиться с ним в спорном вопросе.

Как и всякая речь, она должна быть интересной. Но ее интересный характер - в самом вопросе или в его спорности. Интерес, который оратор должен вызвать, если он еще не возник у слушателей, можно определить вопросом: «Чему же верить?» или «Что делать?» Две основные ошибки сопутствуют выбору предмета речи: или обращаются к теме, не представляющей реального или потенциального интереса, или обсуждают вопрос, который не в состоянии разрешить или помочь его разрешению. Как избежать таких ошибок? Выбирать действительно спорный и разрешимый вопрос, содержательную тему.

- В книге Н.Н. Кохтева «Риторика» написано: «В ораторской речи для убеждения слушателей и доказательства своей мысли важно использовать аргументы — доводы в обоснование какого-либо положения, совокупность таких доводов называется аргументацией. Сам же аргумент — это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой.

Аргументы делят на два вида.

1. Аргументы к существу дела. Это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы, доказанные положения и т. д.

2. Аргументы к человеку. Что это за аргументы?

В ораторской речи они используются так же часто, как и первые. Цель их привлечения — воздействовать на слушателей эмоционально. Назовем некоторые из них.

1)Аргумент к авторитету — ссылка на высказывания или мнения великих людей, общественных деятелей, ученых, писателей в поддержку своего мнения. Чаще всего это проявляется в научной речи.

2)Аргумент к публике — ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей; оратор стремится привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонентов. Чаще всего это проявляется в митинговой речи, но возможно и в судебной.

3) Аргумент к личности - ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства или недостатки. Предмет спора остается в стороне, а предметом обсуждения становится личность оппонента.

4)Аргумент к тщеславию — расточение нёумеренных похвал оппонентам в надежде, что, тронутые комплиментами, они станут мягче.

5)Аргумент к жалости — возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.

Перечисленные аргументы не всегда являются корректными, пожалуй, за исключением первого. Но и тут необходимо сделать оговорку: не все высказывания или мнения авторитетных людей безусловно верны. Поэтому ссылка на то, что кто-то придерживается определенного мнения, ничего не говорит об истинности этого мнения.

 

Задание 108. Проанализируйте отрывки из речи А.И. Солженицына (вступление и заключение), произнесенной им при получении Нобелевской премии. Укажите, какие публицистические приемы использует автор в своем выступлении. Какие из них вам особенно нравятся?

Как тот дикарь, в недоумении подобравший странный выброс ли океана? захоронок песков? или с неба упавший непонятный предмет? - замысловатый в изгибах, отблескивающий то смутно, то ярким ударом луча, -вертит его так и сяк, вертит, ищет, как приспособить к делу, ищет ему доступной низшей службы, никак не догадываясь о высшей. Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяевами его, смело его направляем, обновляем, реформируем, манифестируем, продаем за деньги, угождаем сильным, обращаем то для развлечения - до эстрадныхпесенок и ночного бара, то - затычкою или палкою, как схватишь, - для политических мимобежных нужд, для ограниченных социальных. А искусство – не оскверняется нашими попытками, не теряет на том своего происхождения, всякий раз и во всяком употреблении уделяя нам часть своего тайного внутреннего света. Но охватим ли в е с ь тот свет? Кто осмелится сказать, что определил Искусство? перечислил все стороны его? А может быть, уже и понимал, и называл нам в прошлые века, но мы недолго могли на том застояться: мы послушали, и пренебрегли, и откинули тут же, как всегда, спеша сменить хоть и самое лучшее - а только бы на новое! И когда снова нам скажут старое, мы уже и не вспомним, что это у нас было. Один художник мнит себя творцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира, населения его, объемлющей ответственности за него, - но подламывается, ибо нагрузки такой не способен выдержать смертный гений; как и вообще человек, объявивший себя центром бытия, не сумел создать уравновешенной духовной системы. И если овладевает им неудача, - валят ее на извечную дисгармоничность мира, на сложность современной разорванной души или непонятливость публики. Другой - знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога, хотя еще строже его ответственность за все написанное, нарисованное, за воспринимающие души. Зато: не им этот мир создан, не им управляется, нет сомненья в его основах, художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него - и остро передать это людям. И в неудачах и даже на дне существования - в нищете, в тюрьме, в болезнях - ощущение устойчивой гармонии не может покинуть его. Однако вся иррациональность искусства, его ослепительные извивы, непредсказуемые находки, его сотрясающее воздействие на людей, - слишкомволшебны, чтоб исчерпать их мировоззрением художника, замыслом его или работой его недостойных пальцев. Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого существования, когда бы не было у нас искусства. Еще в предутренних сумерках человечества мы получили его из Рук, которых не успели разглядеть. И не успели спросить: з а ч е м нам этот дар? как обращаться с ним? И ошибались, и ошибутся все предсказатели, что искусство разложится, изживет свои формы, умрет. Умрем - мы, а оно - останется. И еще поймем ли мы до нашей гибели все стороны и все назначенья его? Не все - называется. Иное влечет дальше слов. Искусство растепляет даже захоложенную, затемненную душу к высокому духовному опыту. Посредствомискусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, - такие откровения, какихне выработать рассудочному мышлению. Как то маленькое зеркальце сказок: в него глянешь и увидишь - не себя, -увидишь на миг Недоступное, куда не доскакать, не долететь. И только душа занывает... Достоевский загадочно обронил однажды: "Мир спасет красота". Что это? Мне долго казалось - просто фраза. Как бы это возможно? Когда в кровожаднойистории, кого и от чего спасала красота? Облагораживала, возвышала - да, но кого спасла? Однако есть такая особенность в сути красоты, особенность в положении искусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце… Так может быть, это старое триединство Истины, Добра и Красоты – не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? Если вершины этих трех дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, - то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трех? И тогда не обмолвкою, но пророчеством написано у Достоевского: "Мир спасет красота"? Ведь ему дано было многое видеть, озаряло его удивительно. И тогда искусство, литература могут на деле помочь сегодняшнему миру? То немногое, что удалось мне с годами в этой задаче разглядеть, я и попытаюсь изложить сегодня здесь… ... В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно: ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ. Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс иэнергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателямвсего мира.

♦ Задание 109. Самостоятельно напишите публичную речь, выбрав тему из предложенных ниже или придумав свою.

Используйте в подготовленной Вами речи функционально-смысловой тип речи: повествование, описание, рассуждение.

- Фильм, который надо посмотреть.

- Книга, которую следует прочесть.

- Великий человек с моей точки зрения.

- Удивительный характер.

- Мое любимое занятие.

- Любимое место в моем городе.

♦■Задание 110. Самостоятельно напишите публичную речь (тема по выбору) Проанализируйте качества составленной Вами ораторской речи, опираясь на алгоритмы "Оценка публичного выступления":

- Оценка выбора темы, определения вида речи, ее коммуникативной задачи, формулировки основной мысли, использования необходимых компонентов, ситуации общения;

- Составления плана, выбора аргументов, составления выводов. При этом обратите внимание на переходы между введением, основной частью и заключением, а также между пунктами основной части;

- На средства речевой выразительности, которые будут уместны в вашем случае.

Запомните: Риторики рекомендуют обращать внимание на характер введения и заключения, переходов между частями, использование уместных цитат. При произнесении речи пользуйтесь правилами интонации, пауз, уместности мимики, жестикуляции. При составлении речи обратите внимание на то, что нужно стремиться к речи информативно насыщенной, яркой, устремленной к добру. Речь ценится “во многословии, но без пустословия”.

Можете использовать одну из тем:

- Экскурсия в местный музей.

- Книга, научившая меня многому.

- Мой любимый поэт.

- Терпимость – редкое достоинство.

- Семья или карьера.

Задание 111. Ответьте на вопросы: Каким должен быть основной тезис; план его раскрытия, введение и заключение как наиболее запоминающиеся части речи. Соблюдены ли в речах основные цели введения — привлечь внимание аудитории, установить с ней контакт; заключения — конца речи, которое, как свидетельствуют риторы, должно быть оптимистичным, жизнеутверждающим.

Запомните: “Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому”.(Платон)

Проведите конкурс ораторов. Выберите общую тему конкурса "Современное красноречие". Определите экспертную/конкурсную комиссию.

Установите регламент. Определите Вашу условную роль: оратор; оппонент оратора; член жюри; активный участник беседы, круглого стола. Оцените в речи:

- Раскрыта ли тема/раскрыт/доказан ли основной тезис речи? Решена ли поставленная коммуникативная задача? Достигнута ли цель речи? Учтен ли фактор адресата?

- Насколько убедительны, достоверны и интересны приведенные в речи факты, примеры, статистические и цифровые данные; насколько уместны приводимые цитаты, авторитетны источники, на которые сделаны ссылки?

- Насколько продуманы переходы от одной мысли к другой/от одного положения к другому, выводы и обобщения.

- Какова структура речи: насколько логично и уместно расположен материал, как соотносится основная часть с введением и заключением.

- Оцените язык речи с точки зрения ее правильности (соблюдения норм русского языка), качеств хорошей ре





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.