Образование Папского государства (VIII в.) и особенности его управления. Лекция 6 Формирование теократических государств в Европе и на Аравийском полуострове В средние века План 1. Определение понятия «теократического государства». 2. Образование Папского государства (VIII в.) и особенности его управления. 3. Принципы и особенности модели управления в Арабском Халифате (VII–XIII вв.). 4. Особенности системы управления в Турецком государстве (абсолютная монархия). Определение понятия «теократического государства». Для теократических государств характерны следующие черты: 1) государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии; 2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни, более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом; 3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. К современным теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др. Образование Папского государства (VIII в.) и особенности его управления. Римские епископы издревле назывались Папами (от греч. – отец). Их верховенство впервые обосновал Папа Иннокентий I (402–417) тем, что первым епископом Рима был апостол Петр, а Иисус Христос назвал его камнем, на котором он выстроит церковь. Авторитет Пап упрочил Лев I Великий (449–461). Папа Геласий I (492–496) сформулировал теорию обоюдоострого меча двух властей – духовной и светской. Он разграничил их компетенцию, осудил вмешательство Империи в дела церкви и обосновал главенство духовной власти. Реальное утверждение верховенства Пап над церковью Запада началось в VI в. Возвышению Пап помог союз с Каролингами. Папы Захарий I (741–752) и Стефан II (752–757) утвердили (санкционировали) государственный переворот Пипина III Короткого, а тот отнял у лангобардов Римскую область и Равеннский экзархат[1] и передал их Папе. Так в 756 г. было положено начало Папской области – светскому государству Пап. «Наследие Святого Петра» - так называлось созданное в Центральной Италии Папское государство. Папы обрели независимость и встали вровень со светскими государями средневековой Европы. Основой управления в Папском государстве стали теологические воззрения Августина Блаженного («О граде Божьем»). Тогда же для обоснования светской власти Пап были составлены подложные документы о передаче Константином I Великим[2] Папе Сильвестру I (314–335) власти над Западной Римской империей. Их составили в папской канцелярии и назвали «Константинов дар». Согласно этому «дару», римский император еще в IV в. уступил Папам светскую власть над Римом и окружающими его землями. В середине IX в. автор, укрывшийся под псевдонимом Исидор Меркатор, сфальсифицировал сборник документов канонического права. В этих документах («Лжеисидоровы декреталии») утверждалась независимость епископов от королевской и митрополичьей власти и проводилась идея непогрешимости Папы. Укреплению позиции Папства способствовали Каролинги, унифицировавшие церковную жизнь по римским образцам. Новым шагом в повышении статуса Папства стала коронация в 800 г. Папой Львом III (795–816) Карла I Великого императорской короной. Таким образом, независимым Папам была обеспечена сильная имперская поддержка. После Верденского раздела[3] 843 г. единственной гарантией императорского статуса являлось владение Римом и акт коронации в соборе св. Петра. Папы превратились в арбитров в спорах Каролингов. После пресечения их династии Папы получили возможность самостоятельно решать, кому отдать корону. В период от Григория I Великого до Иоанна VIII (872–882) сложилась доктрина папства: 1) как высшей власти в церкви, 2) как высшей власти по отношению к монархиям. Правда, в Раннее Средневековье она имела чисто теоретическое значение. Папы были слишком слабы, чтобы отстаивать ее практически. Западная церковь, сбросившая с себя ветхие византийские путы, угодила взамен в крепкие сети нарождавшегося европейского феодализма. В IX–X вв. власть Пап могла быть только феодальной, если Папы желали стать настоящими государями. Церковь втягивается в мирскую организацию власти: епископы приносят вассальные клятвы светским государям, получают от них лены[4] во владение, несут военную службу и в свою очередь раздают церковные земли в держание рыцарям-мирянам. Престол Святого Петра становится игрушкой в руках нескольких знатных римских семейств. Церковь оказывается перед угрозой обмирщения[5]. Восстановление западной империи в середине X в. не вносит существенных изменений в плачевное состояние римской церкви. Императоры Саксонской династии также свободно меняют Пап на престоле, как несколько лет назад это делали итальянские феодалы. Лучшие умы католической церкви ищут выход из сложившегося положения. Папство, до сих пор послушно поспевавшее за развитием европейского феодализма, ставит перед собой грандиозную задачу – создать совершенно новый механизм власти, противостоящий феодальному порядку. Историки называют эту программу «универсальной теократией». Таким образом, в Риме вознамерились сделать власть Папы наивысшей и по существу единственной во всем христианском мире. Переустройство церкви началось как бы исподволь, оно было не всегда заметным и на первых порах не казалось опасным для торжествующей империи. В Риме сменяли друг друга Папы-реформаторы, заявлявшие о необходимости очищения церкви, обновления веры и возврате к простоте нравов ранних христиан. Германские императоры относились к подобным идеям весьма благосклонно, поскольку под «простотой нравов» они понимали повиновение своей власти. Но подлинные намерения реформаторов были иными. Наиболее известный из них, монах Гильдебранд, ставший позднее Папой Григорием VII (1073–1085) заявил: «Господь не сказал: Моё имя Обычай». Григорий имел при этом в виду, что время «обычая», феодального произвола подошло к концу. Папское государство намеревалось опираться теперь на другую силу – силу праведника, изгоняющего беса из одержимого, а этого, по словам Григория, не мог сделать ни один король и император. Итак, усиление власти Папы происходит именно во времена реформ Григория VII. В 1059 г. церковный собор в Риме установил новый порядок избрания Пап. Теперь Папу выбирало собрание кардиналов – высших священнослужителей католической церкви; император не мог воздействовать на их решение. Кардиналов же, в свою очередь мог назначать только Папа. Собор высказывался и против того, чтобы светские государи утверждали поставленных папой епископов. Церковь превращалась в независимое, самоуправляющееся государство, «христианскую республику», охватывавшую почти всю Европу. Императорам нечего было возразить на это по существу – им напомнили, что ранняя, Христова церковь тоже была независима от светских властей. Тем не менее, императоры заупрямились. Тогда в Риме объявили, что любая светская власть происходит от Дьявола, и потребовали беспрекословного послушания. И случилось небывалое: потрясенная Европа узнала о том, что император Генрих IV на коленях униженно молил Папу Григория VII о прощении. Каковы же были причины этого? 1. К концу XI в. значительно изменилось европейское общество, ставшее гораздо более сложным. Поэтому мысль о первенстве Римского Папы над светскими государями нашла неожиданно много сторонников. 2. Папам удалось привлечь на свою сторону значительную часть мелкого рыцарства, которым также не нравился «обычай», ставивший их в жесткую зависимость от могущественных сеньоров. 3. Григорий VII позаботился и о «научном» обосновании папских притязаний. Это были всевозможные недостоверные легенды о жизни Святого Петра и его учеников, из которых делались далеко идущие выводы. Например, путешествие Святого Петра в Испанию (а многие историки церкви сомневаются в том, что апостол действительно побывал там) становилось основанием для утверждения о принадлежности Испании Святому Престолу. Точно такой же обработке подвергались и библейские тексты. Ссылки на Библию и церковную историю были очень авторитетны, а поймать римских книжников на слове в XI в. было почти некому. 4. Папам удалось превратить Святой Престол в государство, наилучшим образом организованное в Европе. Управленческая деятельность Папы строилась на следующих принципах: 1) усиленная централизации власти; 2) недопущение самоуправления в городах и деревнях; 3) длительное сохранение личной зависимости крестьян; 4) консерватизм в организации управления землями и подданными; 5) тенденция к постоянному расширению территории Папского государства; 6) перенесение норм, правил и порядка отправления религиозных культов в систему светского управления; 7) отслеживание периодического нарушения власти пап на подчиненной им территории. Великие преемники Григория VII – Александр III (1159–1181) и Иннокентий (1198–1216) III завершили создание величественного механизма власти римских первосвященников. Но торжество Пап оказалось преждевременным; в 1300 г. Рим вновь оказался на грани катастрофы. Конструкция, возведенная Григорием VII и его единомышленниками, лишь внешне казалась неуязвимой. На самом же деле она сильно зависела от постоянного притока денег. Отринув «обычай» и феодальные обязательства вассалов и сеньоров, Папы поставили себя в полную зависимость от труда чиновников-бюрократов. Европа же с начала XIV в. входит в длительную полосу хозяйственных затруднений, и Папам становится все труднее удовлетворять денежные запросы своих служащих. |