Пользование авиа горизонтом. Лекция 2 Авиагоризонт АГК-47Б Гироскоп Краткие сведения. Гироскопом называется быстровращающееся тело, ось вращения которого имеет возможность изменять свое направление в пространстве. Если ась ротора поместить а раму, которая, в свою очередь, тоже может вращаться вокруг оси, перпендикулярной к оси вращения ротора, то говорят, что гироскоп имеет две степени свободы (двухстепенной гироскоп). Если ось этой рамы будет помещена еще в одну раму, которая также имеет возможность вращаться вокруг оси, перпендикулярной к осям ротора и первой рамы, то такой гироскоп имеет три степени свободы и называется.трехстепенным (рис. 1). Ось вращения ротора гироскопа есть его главная ось. В современных гироскопах ротор приводится во вращение электрическим способом и является вращающейся частью электродвигателя постоянного тока электродвигателя переменного свободы: трехфазного тока. Рис. 1.Гироскоп с тремя степенями свободы 1 — ротор; 2 — внутренняя рамка; 3 — внешняя рамка; оси: zz – ротора, хх – внутренней рамки, yy – внешней рамки. Основные свойства гироскопа. Для облегчения изучения свойств гироскопа принято понятие свободный гироскоп. Свободным гироскопом называется гироскоп с тремя степенями свободы, на который не действуют никакие внешние силы, поэтому главная ось гироскопа остается неподвижной в пространстве. Для того чтобы на гироскоп не действовали внешние силы, центр его тяжести должен лаходиться в точке пересечения осей карданного подвеса, трение в подшипниках которого должно быть равно нулю. Однако практически получить свободный гироскоп невозможно, так как нельзя свести моменты внешних сил к нулю, нельзя достигнуть полното совпадения центра тяжести гироскопа и точки пересечения его осей, т. е. невозможно достигнуть его сбалансированности, а также полностью освободиться от трения и подшипниках осей гироскопа, можно только его уменьшить. Поэтому наряду с понятием свободный существует понятие технический гироскоп. Технический гироскоп — это такой, в котором, хотя и в незначительной мере, проявляется несбалансированность и трение в подшипниках. В практике приходится иметь дело только с техническим гироскопом. Отклонение главной оси гироскопа от сданного направления приводит к возникновению ошибок в показаниях прибора. Для поддержания главной оси гироскопа в заданном направлении в приборах имеются корректирующие устройства. Свободный гироскоп обладает следующими свойствами: главная ось zz сохраняет неизменным свое направление в пространcтве; если к главной оси приложить внешнюю силу, то она отклонится не в том направлении, в котором действует сила, а в направлении, перпендикулярном к действию силы. Это движение главной оси гародкопа называется прецессией. (Если к оси шарнирно закрепленного в точке О гироскопа прикрепить пружину и тянуть за нее вверх с силой , то ось гироскопа будет перемещаться не в направлении силы, а перпендикулярно к ней, вбок. Это движение называется прецессией гироскопа под действием внешней силы. ) Свойство устойчивости гироскопа позволило применять его при измерениях угловых положений самолета, а прецессия используется для управления им. На базе гироскопа с тремя степенями свободы создан целый ряд приборов, которые применяются при самолетовождении и пилотировании. К ним относятся авиагоризонты и курсовые системы. Авиагоризонт АГК-47 (Вид индикации - "вид с земли на воздушное судно (ВсЗ)".)— комбинированный, электрический, состоит из трёх приборов, смонтированных в одном корпусе: авиагоризонта, указателя поворота и указателя скольжения. Авиагоризонт служит для определения положения самолёта относительно горизонта. Принцип действия основан на свойстве главной оси свободного гироскопа сохранять в пространстве неизменным приданое положение. Чувствительным элементом авиагоризонта является гироскоп с вертикальным положением главной оси. Ось вращения ротора наклонена вперёд по полёту на угол 2˚ для уменьшения ошибок при разворотах. Гироскопический узел горизонта состоит из гиромотора, вращающегося со скоростью 20000 — 22000 об/мин. Гиромотор питается трёхфазным напряжением 36 В, частотой 400 Гц. В авиагоризонте имеется арретирующее устройство, служащее для быстрого восстановления главной оси гироскопа в вертикальное положение при больших ее завалах, а также для предотвращения повреждений при транспортировании (правая ручка). При заарретировании авиагоризонта необходимо ручку арретира полностью оттянуть «на себя», в этот момент на лицевой части прибора появится флажок «Арретир». При разарретировании отжать ручку арретира «от себя». При неработающем гиродвигателе авиагоризонт должен быть всегда заарретирован. Проверка работоспособности и правильности работы прибора: 1. Включить питание и заарретировать прибор, затем разарре-тировать его и подождать пока силуэт самолета не установится неподвижно. 2. Подвести поближе к силуэту самолета подвижной индекс линии горизонта и заметить положение самолета относительно индекса. 3. Заарретировать прибор и вновь разарретировать его и после восстановления силуэта самолета снова определить его положение относительно линии горизонта. Если прибор исправен, эти положения не должны отличаться одно от другого более чем на 2°. Пользование авиа горизонтом. 1. До выруливания: · внешний осмотр, · зааретировать АГ, · включить питание на центральном пульте (АЗС - третий) (время готовности 3 мин при t>+20, 5 мин при t= +20_-30, 6 мин при t< -30) · левой ручкой линию горизонта совместить с треугольными индексами · разаретировать АГ 2. При рулении уУбедиться , что · АГ разаретированы, · приборы не изменяют показания крена и тангажа · стрелки указателей поворота отклоняются в направлении поворота самолета. 3. На исполнительном старте: Проверить подвижность линии горизонта и установить ее по треугольным индексам. 4. В полете: · при выполнении 1 разворота: убедиться, что АГ без запаздывания реагирует на изменение крена, стрелки указателя поворота отклоняются в направлении поворота. · в горизонтальном полете: линию горизонта совмещена с самолетиком. · в полете периодически контролировать показания АГ по дублирующим приборам. Если показания АГ расходятся с дублирующими приборами, считать АГ отказавшими, не аретировать, не выключать. Аретировать и выключать заруливания только после заруливания на стоянку. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: 1. Взлет с зааретированным или отказавшим АГ. 2. Взлет до истечения времени готовности после включения. 3. Аретировать АГ в полете. 4. Выключать отказавший АГ. Действия экипажа при отказе АГ: 1. Вывести самолет в прямолинейный горизонтальный полет по дублирующим приборам. 2. Определить отказавший АГ. 3. Продлить полет по исправному АГ и дублируюшим приборам. Указатель поворота Указатель поворота конструктивно оформлен как отдельный прибор. Он крепится к заднему фланцу корпуса авиагоризонта и служит для определения вращения самолета вокруг вертикальной оси. Работает на свойстве гироскопа с двумя степенями свободы — прецессировать при приложении силы к главной оси. Главная ось гироскопа расположена параллельно продольной оси самолета. Ротором гироскопа является гиродвигатель, который так же, как и гиродвигатель авиагоризонта, питается от преобразователя. Гироскопический момент гироскопа, возникающий при развороте самолета вокруг вертикальной оси, передается на стрелку, которая выходит на лицевую часть прибора и отклоняется в сторону разворота. Указатель скольжения служит для определения скольжения в прямолинейном полете и при разворотах. Работает по принципу свободно подвешенного маятника. По указателю скольжения, указателю поворота и авиагоризонту можно довольно точно судить о положении самолета в воздухе, выполнять координированные развороты, что необходимо при полете вне видимости земли. Магнитный жидкостный компас КИ-13является запасным и предназначен для определения магнитного курса самолёта в прямолинейном горизонтальном полёте. Принцип действия КИ-13 основан на взаимодействии его постоянных магнитов с магнитным полем Земли. В корпус залит лигроин ЛВ-9, служащий для демпфирования колебаний картушки и уменьшения трения крена картушки о подшипник. Для компенсации изменения объёма жидкости при изменении температуры, компас имеет компенсационную камеру. Для устранения полукруговой девиации, снизу к корпусу крепится девиационное устройство. Конструкция компаса обеспечивает его нормальную работу при кренах самолёта до 17°. Цена деления шкалы 50, оцифровка через 300. Два основных румба помечены буквами С и Ю. ЗАПРЕЩАЕТСЯ Пользаваться при включеном обогреве стекл. (ошибка до 700). |