Тренинг влияния и противостояния влиянию 2) Кто уполномочил тебя говорить от лица всех? 3) Я услышал то, что ты сказал. 4) Кто конкретно недоволен? Задания третьего уровня Вариант 3 Задание 1 Манипулятор. С Федоровым переговоры ведешь? А не боишься, что он тебя обставит? Адресат действительно имел предварительный разговор с Федоровым о договоре с ним. Наиболее конструктивный ответ: 1) Почему ты решил, что я могу кого-нибудь бояться? 2) Почему тебя интересуют мои переговоры с Федоровым? 3) С чего это ты вдруг решил на меня наехать? 4) Решил рискнуть. Задание 2 Манипулятор. Уверяю тебя, Никодимов тебя предаст, как только сам силу наберет. Адресат взял к себе заместителем Никодимова, в которого верит. Наиболее конструктивный ответ: 1) Почему ты так думаешь? 2) Почему ты всегда против моих заместителей? 3) Не собираюсь с тобой обсуждать кого бы то ни было. 4) Почему ты решил говорить со мной об этом? Задание 3 Манипулятор. Только такой тонкий человек, как ты, может ладить с таким подлецом, как Сухостоев. Адресат действительно ладит с Сухостоевым и при этом отнюдь не считает его подлецом. Наиболее конструктивный ответ: 1) С чего ты взял, что он подлец? 2) Чего ты добиваешься этим разговором? 3) А ты почему с ним не ладишь? Тонкости не хватает? 4) Что ты имеешь в виду под моей тонкостью? Задание 4 Манипулятор. Ты думаешь, что уже готов работать без меня? Адресат действительно собирается уйти из фирмы. Глава 11. Психологические тренажеры Наиболее конструктивный ответ: 1) А ты думаешь, нет? 2) Почему ты решил, что я собираюсь работать без тебя? 3) Да, я думаю начать собственное дело. 4) Ты тоже уже готов от меня избавиться. Задания третьего уровня Вариант 4 Задание 1 Манипулятор. Кстати, Зоя из твоего отдела беременна. Она, правда, просила никому не говорить... Адресат впервые слышит об этом. Наиболее конструктивный ответ: 1) В таком случае зачем ты говоришь мне об этом? 2) Насколько точны эти сведения? 3) Почему тебя всегда интересуют чужие личные дела? 4) Зоя беременна? Ну вот, и бери женщин на работу после этого. Задание 2 Манипулятор. А ты уже представился новому шефу? Ты никогда таких вещей не пропускаешь... Адресат действительно одним из первых представился новому начальнику. Наиболее конструктивный ответ: 1) Чего я не пропускаю? 2) А ты пропускаешь, что ли? 3) Что ты на самом деле хочешь сказать? 4) Зря ты все время пытаешься меня поймать. Задание3 М а н и π у л я т о р. Ну что, значит, грант достался тебе. А ведь столько достойных людей участвовало в конкурсе... Адресат действительно получил грант в результате участия в трудном конкурсе. Наиболее конструктивный ответ: 1) Да я даже не знаю, как это получилось. 2) Я честно выиграл этот конкурс! 3) Аты, конечно, считаешь, чго другие более достойны? 4) Да, вчера сообщили, что я его получил. Задание 4 Манипулятор. Понятно, конечно, что главную роль в твоем назначении наэту должность сьирали твои отношения с директором... Тренинг влияния и противостояния влиянию Адресат действительно находится в хороших отношениях с директором, но не более того. Наиболее конструктивный ответ: 1) У меня нет никаких отношений с директором! 2) Ничего, тебя в следующий раз тоже назначат кем-нибудь. 3) У тебя тоже свои отношения с директором. 4) Предлагаю не обсуждать моих личных отношений с кем бы то ни было. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, что же важнее — умение влиять на других или умение противостоять чужому влиянию? На этот вопрос по-прежнему нет ответа. Хорошо, тогда поставим перед собой другой вопрос: что в большей степени поддается тренировке и, следовательно, с большим правом может быть предметом тренинга? На этот второй вопрос, пожалуй, можно дать ответ. Гораздо легче алгоритмизировать и в соответствии с этими алгоритмами тренировать противостояние влиянию. Влияние — это атрибут психического. Человек влияет, потому что он существует. Влияние подобно собственному инфракрасному излучению, которое можно осознать и иногда даже регулировать, но можно и не осознать и не регулировать. Человек сам не всегда ощущает собственное влияние, как не всегда ощущает запах собственного тела. В противоположность этому, чужое излучение воспринимается как извне поступающий и потому объективно существующий сигнал. Можно разработать методы улавливания таких слабых сигналов, распознавания их и противостояния им. Правда, возникает вопрос: а зачем? Зачем противостоять чужому влиянию? Зачем противостоять сигналам? Ответ может быть таким: для того, чтобы без помех совершить свой путь, реализовать свои возможности в преодолении пространственно-временных ограничений. Чужое влияние дает нам один из путей такого преодоления, а именно — растворение в другом, в других, в чужих лучах, в чужих идеях. Однако у человека может быть масса других возможностей — распространение в пространстве и времени, преобразование пространства и времени... Тренинг противостояния влиянию позволяет сохранить собственную, уникальную, неповторимую орбиту в огромном космическом пространстве психологических различий людей. Шопенгауэр восхищался тем, что англичане имеют выражение «наслаждаться собой» (enjoy yourself)- В конце концов, не так важно, что точный перевод этого выражения — просто «наслаждаться». Желаю каждому наслаждаться этим счастьем — быть отдельным, особым, уникальным человеком! Приложение 1 ОТВЕТЫ К ТРЕНАЖЕРУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ САМБО Задания первого уровня Вариант 1 Задание Правильный ответ Обоснование Задание 1 Спокойная интонация Задание 2 | Веселая интонация | Задание 3 | Спокойная интонация | Задание 4 | Спокойная интонация | Техника. Английский профессор Варианты 1 и 2 - самооправдание В технике АП ничто ничему не противопоставляется и ничто не доказывается. Это должна быть позитивная констатация. Вариант 3 - ответ вопросом на вопрос, к тому же встречное нападение. Техника: Внешнее согласие Вариант 1 - нападение в форме деструктивной критики. Варианты 2 и 4 - самооправдание Техника: Внешнее согласие Варианты 1 и 3 - встречное нападение в форме угрозы Вариант 4 - самооправдание. Техника. Внешнее согласие Варианты 1 и 3 - ответ вопросом на вопрос, к тому же встречное нападение. Вариант 4 - самооправдание. Задания первого уровня Вариант 2 Задание Правильный ответ Обоснование Задание 1 | Задумчивая интонация | Задание 2 | Задумчивая интонация | Задание 3 | Задумчивая интонация | Задание 4 | Веселая интонация | Техника' Внешнее согласие Варианты 2 и 3 - встречное нападение. Вариант 4 - самооправдание Техника' Внешнее согласие Вариант 1 - встречное нападение в форме Ты-послания {здесь Вы-послания). Варианты 2 и 3 - встречное нападение с элементами самооправдания Техника Английский профессор Варианты 1 и 2 - самооправдание. Вариант 3 - встречное нападение. Техника Английский профессор Вариант 1 - встречное нападение в форме Ты-послания. Вариант 3 - самооправдание в форме реакции отшучивания. В принципе тоже допустимый ответ, если удастся избежать самоуничижения Вариант 4 - ответ вопросом на вопрос Приложение 1 Задания первого уровня Вариант 3 Задание | Правильный ответ | Обоснование | Звдание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 | Задумчивая интонация Задумчивая интонация Спокойная интонация Спокойная интонация | Техника: Внешнее согласие Вариант 1 - встречная манипуляция с игрой на «эротической струне» Вариант 2 - самооправдание. Вариант 3 - встречное нападение. Техника: Английский профессор Вариант 1 - самооправдание. Вариант 2 - самооправдание с элементами встречного нападения, при определенных интонациях. вариант 3 - встречное нападение. Техника: Внешнее согласие Вариант 1 - уклонение. Может быть эффективным в определенных ситуациях {см. раздел 6.9). Варианты 2 и 3 - самооправдание. Манипулятор может почувствовать, что «струна зазвучала». Техника: Внешнее согласие Вариант 1 - это тоже внешнее согласие; этот ответ тоже эффективен в определенных ситуациях, но не во всех, как вообще отшучивающаяся реакция. Вариант 3 - самооправдание. Вариант 4 - ответ вопросом на вопрос и самооправдание. | Задания первого уровня Вариант 4 Задание | Правильный ответ | Обоснование | Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 | Задумчивая интонация Задумчивая интонация Задумчивая интонация Спокойная интонация | Техника: Внешнее согласие Вариант 1 - самооправдание. Вариант 2 и 3 - встречное нападение. Техника: Внешнее согласие Вариант 2,3 и 4 - встречное нападение. Техника: Английский профессор Вариант 1 и 2 - встречное нападение Вариант 4 - тоже возможен, если не содержит в себе самоуничижения, что зависит от интонации. Техника: Внешнее согласие Варианты 1 и 2 - встречное нападение. Вариант 3 - самооправдание. | Тренинг влияния и противостояния влиянию Задания второго уровня Вариант 1 Задание | Правильный ответ | Обоснование | Задание 1 | Спокойная интонация | Техника: Внешнее согласие Варианты 2 и 4 - самооправдание. Вариант 3 - встречное нападение. | Задание 2 | Задумчивая интонация | Техника: Внешнее согласие Вариант 1 и 3 - самооправдание. Вариант 4- встречное нападение. | Задание 3 | Спокойная интонация | Техника: Внешнее согласие Вариант 1 - встречное нападение Вариант 3 и 4 - самооправдание. | Задание 4 | Веселая интонация | Техника: Внешнее согласие Варианты 1 и 4 - самооправдание. Вариант 3 - встречное нападение. | Задания второго уровня Вариант 2 Задание | Правильный ответ | Обоснование | Задание 1 | Веселая интонация | Техника: Внешнее согласие Варианты 1 и 4 - встречное нападение. Вариант 2 - самооправдание. | Задание 2 | Задумчивая интонация | Техника: Внешнее согласие Вариант 1 - самооправдание. Хотя внешне это и подходящий ответ, но в нем чувствуется звучание струны самолюбия, задетой «снизу». Вариант 2 - самооправдание. Вариант 3 - встречное нападение. | Задание 3 | Веселая интонация | Техника: Английский профессор Варианты 1 и 2 - самооправдание. Вариант 3 - встречное нападение, в котором чувствуется звучание струны самолюбия, задетой «снизу». | Задание 4 | Спокойная интонация | Техника: Внешнее согласие Варианты 1 и 2 - встречное нападение. Вариант 4 - встречное нападение под видом согласия. | Приложение 1 Задания второго уровня Вариант 3 Задание | Правильный ответ | Обоснование | Задание 1 | Спокойная интонация | Техника: Внешнее согласие Вариант 2 - самооправдание с элементами встречного нападения, чувствуется звучание струны самолюбия, задетой «снизу». Варианты 3 и 4- самооправдание. | Задание 2 | Спокойная интонация | Техника: Внешнее согласие Вариант 2 - самооправдание. Варианты 3 и 4 - самооправдание с элементами встречного нападения. | Задание 3 | Веселая интонация | Техника: Английский профессор Вариант 1- самооправдание. Вариант 2 - уклонение. Ответ может быть эффективным, в зависимости от ситуации. Вариант 3 - встречное нападение, в котором чувствуется звучание струны самолюбия, задетой «снизу». | Задание 4 | Спокойная интонация | Техника: Английский профессор Вариант 1 - самооправдание. Вариант 3 - встречное нападение. Вариант 4 - самооправдание в форме «невинной лжи», то есть встречная манипуляция. | Задания 2 уровня Вариант 4 Задание | Правильный ответ | Обоснование | Задание 1 | Задумчивая интонация | Техника: Внешнее согласие Вариант 1 - самооправдание Вариант 2 - самооправдание с элементами встречного нападения. Вариант 4- встречное нападение. | Задание 2 | Спокойная интонация | Техника: Внешнее согласие Вариант 1 - встречное нападение. Вариант 3 - самооправдание; несмотря на внешнюю конструктивность ответа, чувствуется, что «струна задета». Однако при определенной интонации этот ответ может быть эффективен. Вариант 4 - самооправдание. | Задание 3 | Задумчивая интонация | Техника: Внешнее согласие Варианты 2 и 3 - встречное нападение Вариант 4 - вопрос об источниках информации, то есть встречная манипуляция. | Задание 4 | Спокойная интонация | Техника: Английский профессор Вариант 2 - самооправдание. Варианты 3 и 4 - встречное нападение. | |