Гражданское общество, государство и право Развитие идеи гражданского общества прошло три этапа: 1. – времена античности и средние века, когда происходит зарождение самой концепции. Платон обосновывает идею справедливого, добродетельного общественного устройства. Аристотель говорит о том, что государство – это достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Цицерон подчеркивает, что закон есть связующее звено гражданского общества, а право – одинаково для всех. 2. (XVI-XVIII вв.) происходит формирование самой теории (Ж.Ж.Руссо, Дж.Локк, Ш.Монтескье, И.Кант и др). Кант видит идею гражданского общества в том, что: - человек все должен создавать своими силами и отвечать за содеянное; - причины самосовершенствования людей – столкновение интересов и необходимость их защиты; - условие самосовершенствования людей – законодательно обеспеченная гражданская свобода. 3. (XIX-XX вв.) происходит становление и дальнейшее развитие теории гражданского общества. Современное его понимание связано с разграничением сфер политической и неполитической жизни общества и формирование трех начал: индивидуального, коллективного и государственного. Под гражданским обществом понимается совокупность общественных отношений, (экономических, политических, социальных, культурных, нравственных, семейных, религиозных), исключающих возможность произвольно вмешательства государства. Это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости. Признаки гражданского общества: Свобода (выражается в том, что: - человек самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации; - человек имеет возможности свободно формировать свои политические убеждения и выражать их; - права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством; - существуют гарантии прав и сбовод человека и механизмы их защиты. Открытость предполагает наличие: - информационной свободы (отсутствие государственной монополии на информацию, свободный обмен и т.д.); - свободы мысли и слова; - свободы образования и воспитания; - свободы перемещения внутри страны; - свободы въезда в страну и выезда за ее пределы. Плюрализм характеризуется: - наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп, имеющих общие интересы: - наличие политических сил, выражающих данные интересы; - свободной конкуренцией различных политических сил в борьбе за отстаивание представленных интересов и за обладание государственной властью: - развитостью политической системы; - достаточным совершенством государственного аппарата, наличием разделения властей; - наличие в обществе различных точек зрения, свободой их выражения, идеологическим многообразием. В идеале обязанности граждан перед государством должны ограничиваться 2-мя сферами: законопослушанием и уплатой налогов. Если личность добросовестно исполняет указанные обязанности, то до остальной жизни человека государству не должно быть дела. Понятие «гражданское общество» позволяет разграничивать общество и государство. Главное назначение государства – служить обществу, создавать необходимые условия для функционирования общества и комфортного проживания в нем личности. Сильное гражданское общество способно заставить государство служить людям. Если же гражданское общество слабое, то государство сможет подчинить себе общество, противопоставить себя ему и навязать свои интересы. Говоря о разграничении государства и гражданского общества, следует иметь в виду, что в современных условиях они тесно сотрудничают и нельзя их резко отделять друг от друга. Государство: во-первых, защищает общество от преступных элементов и от внешнего нападения, во-вторых, охраняет права и свободы членов общества, в-третьих, реализует социальные и иные программы, направленные на смягчение социальных противоречий, в-четвертых, решает глобальные проблемы – энергетическую, сырьевую, продовольственную, экологическую и др. Следовательно, государство выполняет активную регулирующую, распределительную и охранительную роль в обществе, защищает личность от произвола со стороны аппарата. Существуют две модели соотношения гражданского общества и государства: 1. либерализм (позиция которого заключается в том, что чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества); 2. этатизм (занимает противоположную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства, тем лучше гражданскому обществу. |