МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

РАЗДЕЛ 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ





Под редакцией

Проф. В.И. Куцевляка

 

г. Харьков – 2005 г.


УДК 616.314-053.2

Ортодонтия: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов / В. И. Куцевляк, д.мед.н., проф., А. В. Самсонов, к.мед.н., доц., С.А. Скляр, к.мед.н., доц., С.В. Алтунина, к.мед.н., доцент, Ю.В. Ткаченко, к.мед.н., С.Л. Старикова, к.мед.н. / под ред. В. И. Куцевляка.— Харьков: ХГМУ, 2005.— ____ с.— Рус. яз.

 

Представлены современные концепции этиологии, патогенеза, клиники, диагностики аномалий зубочелюстной системы у детей и подростков. Рассмотрены традиционные методы и новейшие достижения в их лечении.

 

© Харьковский государственный

медицинский университет, 2005

 

Коллектив авторов:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
РАЗДЕЛ 1. Эпидемиология аномалий развития зубочелюстной системы и организация ортодонтической помощи.
1.1. Организация диспансерного наблюдения за больными с аномалиями зубочелюстной системы.
1.2. Понятия о норме и патологии в ортодонтии.
Контрольные вопросы к разделу 1.
Ситуационные задачи к разделу 1.
РАЗДЕЛ 2. Методы обследования ортодонтического больного.
2.1. Клинические функциональные пробы.
2.2. Биометрические методы исследования моделей челюстей.
2.3. Графические методы исследования моделей челюстей.
2.4. Фотометрические методы исследования.
2.5. Рентгенологические методы исследования.
2.6. Исследования функционального состояния зубочелюстной системы
2.7. Определение степени оссификации скелета.
Контрольные вопросы к разделу 2.
Ситуационные задачи.
РАЗДЕЛ 3. Ортодонтический диагноз и принципы планирования ортодонтического лечения.
3.1. Системный подход и системный анализ – основа логики ортодонтического диагноза.
3.2. Показания к ортодонтическому лечению.
3.3. Задачи ортодонта при лечении детей с кариесом зубов, заболеваниями краевого пародонта и плохим гигиеническим состоянием полости рта.
3.3.1. Кариес зубов.
3.3.2. Заболевания краевого пародонта.
3.4. Определение степени выраженности морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстной системе и трудности их лечения.
3.5. Планирование ортодонтического лечения с учетом контакта больного с врачом.
Контрольные вопросы к разделу 3.
Ситуационные задачи к разделу 3.
РАЗДЕЛ 4. Классификации аномалий развития зубочелюстной системы.
4.1. Начальный период развития классификаций аномалий зубочелюстной системы.
4.2. Энгелевский период классификаций аномалий зубочелюстной системы (классификация Angle, 1889 г.).
4.3. Отечественные классификации аномалий зубочелюстной системы.
4.4. Международная статистическая классификация болезней.
Контрольные вопросы к разделу 4.
Ситуационные задачи к разделу 4.
РАЗДЕЛ 5. Ортодонтические аппараты.
5.1. Классификация ортодонтических аппаратов.
5.2. Конструктивные части ортодонтических аппаратов.
5.3. Правила активирования ортодонтических аппаратов.
5.4. Адаптация к ортодонтическим аппаратам.
5.5. Правила распределения силы ортодонтических аппаратов (точка опоры и точка приложения силы).
5.6. Основные конструкции ортодонтических аппаратов.
5.6.1. Внутриротовые аппараты механического действия.
5.6.2. Внеротовые аппараты механического действия.
5.6.3. Аппараты функционального действия.
5.6.4. Аппараты комбинированного действия.
5.7. Ретенционные аппараты.
5.8. Выбор конструкции ортодонтического аппарата в зависимости от возраста пациента.
Контрольные вопросы к разделу 5.
Ситуационные задачи к разделу 5.
РАЗДЕЛ 6. Физиологические и биоморфологические изменения в зубочелюстной системе при ортодонтическом лечении.
6.1. Теории перестройки костной ткани.
6.2. Ортодонтические силы.
6.3. Биоморфологические изменения в тканях пародонта при ортодонтическом перемещении зубов.
6.3.1. Биоморфологические изменения в тканях пародонта при горизонтальных перемещениях зубов.
6.3.2. Биоморфологические изменения в тканях пародонта при вертикальных перемещениях зубов.
6.4. Биоморфологические изменения в области небного шва.
6.5.Биоморфологические изменения в области височно-нижнечелюстного сустава.
6.6. Физиологические изменения в пульпе зуба.
6.7. Физиологические изменения в жевательных и мимических мышцах.
Контрольные вопросы к разделу 6.
Ситуационные задачи к разделу 6.
РАЗДЕЛ 7. Аномалии отдельных зубов.
7.1. Аномалии количества зубов.
7.2. Аномалии величины, формы и структуры твердых тканей зубов.
7.3. Аномалии прорезывания зубов.
7.3.1. Физиологическое прорезывание временных и постоянных зубов.
7.3.2. Нарушения прорезывания зубов.
7.4. Аномалии положения зубов.
Контрольные вопросы к разделу 7.
Ситуационные задачи к разделу 7.
РАЗДЕЛ 8. Аномалии зубных рядов.
8.1. Диастема
8.2. Аномалии формы зубных рядов.
8.2.1. Аномалии зубных рядов в трансверзальной плоскости.
8.2.2. Аномалии зубных рядов в сагиттальном направлении.
8.3. Аномалии зубных рядов в вертикальном направлении.
Контрольные вопросы к разделу 8.
Ситуационные задачи к разделу 8.
РАЗДЕЛ 9. Аномалии прикуса.
9.1. Аномалии прикуса в сагиттальной плоскости
9.1.1. Прогенический прикус.
Контрольные вопросы к разделу 9.1.1.
Ситуационные задачи к разделу 9.1.1.
9.1.2. Прогнатический прикус.
Контрольные вопросы к разделу 9.1.1.
Ситуационные задачи к разделу 9.1.1.
9.2. Вертикальные аномалии прикуса.
9.2.1. Открытый прикус.
Контрольные вопросы к разделу 9.2.1.
Ситуационные задачи к разделу 9.2.1.
9.2.2. Глубокий прикус.
Контрольные вопросы к разделу 9.2.2.
Ситуационные задачи к разделу 9.2.2.
9.3. Перекрестный прикус.
Контрольные вопросы к разделу 9.3.
Ситуационные задачи к разделу 9.3.
РАЗДЕЛ 10. Особенности клиники и ортопедического лечения при травмах челюстно-лицевой области.
10.1. Частота и особенности травматических повреждений челюстно – лицевой области.
10.2. Классификация повреждений зубов.
10.3. Ушиб зуба.
10.4. Вывих зуба.
10.5. Перелом зуба.
Контрольные вопросы к разделу 10.
РАЗДЕЛ 11. Протезирование зубов и зубных рядов в детском возрасте.
11.1. Клинико-биологические основы зубного протезирования в детском возрасте.
11.2. Причины отсутствия зубов у детей.
11.3. Нуждаемость детского населения в зубном протезировании.
11.4. Классификация дефектов зубных рядов у детей.
11.5. Конструкции детских зубных протезов.
11.5.1. Искусственные коронки.
11.5.2. Штифтовые зубы.
11.5.3. Мостовидные протезы.
11.5.4. Съемные протезы.
11.6. Протезирование детей в период временного прикуса.
11.7. Протезирование детей в период сменного прикуса.
11.8. Протезирование детей в период постоянного прикуса.
Контрольные вопросы к разделу 11.
Ситуационные задачи к разделу 11.
РАЗДЕЛ 12. Ортодонтическое и ортопедическое лечение больных с врожденными расщелинами неба.
12.1. Этиология врожденных расщелин неба.
12.2. Способы и средства разобщения носовой и ротовой полости.
12.2.1. Монолитные обтураторы.
12.2.2. Обтураторы с подвижной небной занавеской.
12.2.3. Плавающий обтуратор.
12.3. Приспособления для кормления детей грудного возраста.
Ситуационные задачи к разделу 12.
РАЗДЕЛ 13. Хирургические вмешательства, используемые при лечении зубочелюстных аномалий и деформаций.
13.1. Удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям.
13.2. Хирургическая подготовка к ортодонтическому лечению.
Контрольные вопросы к разделу 13.
РАЗДЕЛ 14. Физиотерапия в ортодонтии.
14.1. Физиологические основы действия физических факторов.
14.1.1. Гальванический ток.
14.1.2. Ультразвук.
14.1.3. Лазерное излучение.
14.1.4. Массаж.
14.1.5. Очаговый дозированный вакуум.
14.1.6. Магнитотерапия.
14.2. Комбинированные методы физиотерапии (физико-фармакологические воздействия).
14.2.1. Лекарственный электрофорез.
14.2.2. Фонофорез.
14.2.3. Лазерофорез.
14.3. Методы физиотерапевтической оптимизации ортодонтического лечения зубочелюстных аномалий.
14.3.1. Методы оптимизации активного периода.
14.3.2. Методы оптимизации ретенционного периода.
Контрольные вопросы к разделу 14.
Правильные ответы на ситуационные задачи к разделам.
Список литературы.

 


ВВЕДЕНИЕ

Ортодонтия в свободном толковании означает раздел стоматологии занимающийся изучением вопросов выпрямления криво стоящих зубов. Впервые термин «Ортодонтия» в стоматологическую практику ввел Ле Фулон в 1840 году. Современное понятие самостоятельного раздела стоматологии “Ортодонтия” значительно расширилось и не исчерпывается этим определением, а является одним из составляющих общего объема мероприятий по проведению санации полости рта детей и подростков и ставит перед собой ряд задач.

Изучение этиологии и патогенеза, способов диагностики и дифференциальной диагностики всего разнообразия аномалий развития зубочелюстной системы. Разработка современных способов и принципов их профилактики на различных стадиях развития и роста челюстно – лицевой области, начиная с внутриутробного периода и завершая периодом полной смены зубов и формированием постоянного прикуса.

Постоянное совершенствование известных и разработка новых, современных способов лечения больных с аномалиями развития и деформациями зубочелюстной системы, которое должно начинаться в возможно ранние сроки.

В задачи современной ортодонтии входят вопросы своевременной диагностики нарушений структуры твердых тканей зубов различного генеза и преждевременной потери зубов у детей и подростков. Разработка рациональных конструкций зубных протезов, с учетом особенности растущего детского организма и раннего восстановление утраченных функций жевания, глотания, речи, дыхания.

Оказание ортодонтической и ортопедической помощи в комплексном лечении детей и подростков с врожденными расщелинами неба.

Детская челюстно – лицевая травматология.

В настоящее время отсутствует учебная литература по ортодонтии, которая включала бы в себя все названные разделы с учетом современного видения проблем аномалийного развития зубочелюстной системы, способов диагностики и лечения. Целью предлагаемого нами учебного пособия, где обобщен богатый материал различных школ развития ортодонтии как самостоятельной науки и свой более чем 20ти летний опыт, является оптимизация процесса обучения студентов стоматологического факультета и врачей – интернов на высоком профессиональном уровне.

Мы будем благодарны читателю за возможные критические замечания и рекомендации.


РАЗДЕЛ 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Изучение распространенности зубочелюстных аномалий и их отдельных нозологических форм в разные периоды развития и формирования прикуса представляет научный и практический интерес. Данные таких исследований необходимы для разработки организационных принципов профилактики и лечения аномалий развития зубочелюстной системы.

1. На основании статистического анализа данных эпидемиологических исследований определена средняя частота зубочелюстных аномалий, а также их отдельных нозологических форм и нарушений функций.

Зубочелюстные аномалии в нашей стране встречаются в среднем у 33,7 - 37% обследованных, в период временного прикуса - 24%, в период сменного прикуса - 49%, в период постоянного прикуса (до 17 лет) - 35%. Процент зубочелюстных аномалий значительно возрастает у обследованных с другими стоматологическими заболеваниями (кариес, пародонтит, пародонтоз) до - 58,5%, при наличии общих заболеваний организма - увеличивается до - 74,6%.

Частота аномалий зубов и зубных рядов - 39%, прогнатический прикус - 20%, прогенический прикус - 13%, глубокий прикус - 23%, открытый прикус - 19%.

2. В процессе развития и роста зубочелюстной системы и формирования как временного, так и постоянного прикуса происходят естественные изменения в положении и взаимоотношений отдельных зубов, групп зубов, зубных рядов и прикуса в целом. Вследствие этого наблюдается прирост аномалий в период сменного прикуса по сравнению с временным и уменьшение количества аномалий к периоду сформированного постоянного прикуса.

Число аномалий зубочелюстной системы от начала формирования временного прикуса до начала сменного увеличивается на - 25%, в период постоянного прикуса уменьшается на - 14%, т.е. наблюдается уменьшение количества аномалий зубочелюстной системы и составляет - 11%. Процесс самоустранения аномалий зубочелюстной системы называется саморегуляцией. Явлениям саморегуляции, как правило, не подвергается открытый прикус, прогенический прикус, перекрестный прикус со смещением нижней челюсти.

3. Ортодонтическая помощь детям и подросткам осуществляется по территориально - участковому принципу и регламентируется приказами МЗ Украины, инструкциями и другими нормативными актами.

Обслуживаемый район распределяется на несколько участков по числу врачей - ортодонтов. К участку причисляются от 6 до 10 школ, 10-12 детских садов. Бригаду для осуществления плановой санации полости рта составляют из нескольких стоматологов – педиатров, медицинских сестер и врача - ортодонта.

Частота аномалий зубочелюстной системы в значительной степени зависит от своевременности и качества санации полости рта. Следовательно, ортодонтические профилактические осмотры рассматриваются как часть комплекса мероприятий по санации полости рта у детей, а также как своеобразный контроль за качеством ее проведения.

Врач - ортодонт работает с организованными детьми участка не более 1 раза в неделю, в связи с чем, осмотры детей с ортодонтической направленностью проводят врачи стоматологической профилактической сети. Врач - ортодонт может использовать не более 3 - 4 дней в месяц на такие профилактические мероприятия как:

1.гигиеническое воспитание детей;

2.своевременное устранение причин, вызывающих аномалии развития зубочелюстной системы;

3.ранее предупреждение и своевременное лечение аномалий развития зубочелюстной системы;

4.наблюдение за ростом челюстных костей, сроками прорезывания как временных, так и постоянных зубов и формирования прикуса.

Детей, нуждающихся в ортодонтическом лечении, распределяют между врачами - ортодонтами, оказывающими помощь на закрепленных участках. Система участковости позволяет постепенно уменьшить внеплановую обращаемость детей за ортодонтической помощью и перейти к плановой помощи детского и подросткового населения до 18 лет. Учет больных с указанием экстренности и очередности осуществляет участковый врач - ортодонт или медицинская сестра. Для контроля за больным, которому участковый врач выдал направление на прием к врачу - ортодонту, целесообразно применять талон - направление. Он состоит из трех одинаковых частей: первая часть остается у врача, направившего больного к ортодонту, вторая - у врача - ортодонта, принявшего больного на лечение, третья (отрывной талон) - через заведующего отделением возвращается для контроля к врачу, направившего больного на лечение. Участковый врач - стоматолог контролирует своевременность начала лечения. Использование такого талона - направления позволяет планировать число больных, поступающих на лечение: 1) от участкового врача дошкольного или школьного участка: а) из детского сада; б) из школы; в) из ПТУ; 2) от участкового врача поликлиники; 3) по обращаемости.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.