МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств





Очерки православной психотерапии

 

Легостаева Марина Вениаминовна

Оглавление

 

·Введение

·Часть 1

·О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств

·1.1. Как возникла идея совместить психотерапию в ее современном понимании со святоотеческим подходом к человеку

·1.2. Понятие невроза. Медицинский подход

·1.3. Психоанализ и другие методы психотерапии в решении проблемы невроза

·1.4. Понятия смысла в русской православной мысли. Небольшое лирическое отступление

·1.5. Возникновение невротических проявлений, как возможность обретения Истины

·1.6. Покаяние, как внутренний творческий акт, приводящий к исцелению

·1.7. О пятой заповеди и о прощении обиды

·1.8. Несколько слов о понятии смирения и результатах, к которым оно приводит

·1.9. Взгляд на психотерапию, как попытку науки обрести Истину, которая существует, но была утрачена вследствие рационального, материалистического подхода к проблеме человека

·1.10. Возникновения духово-ориентированной психотерапии как дальнейший эволюционный процесс развития психотерапевтического опыта

·1.11. Основополагающие принципы православной психологии и психотерапии, отличающие ее от других направлений

·1.12. Требования к специалисту. Чем отличается православный психолог и психотерапевт от своих секулярных коллег

·1.13. Задачи православной психологии и психотерапии

·1.14. Перечень проблем, по которым проводится консультирование

·1.15. Методы и подходы, которые использует православный психолог

·1.16. Случаи из практики православной психотерапии

·ЛИТЕРАТУРА

·Часть 2

·Современные аспекты блудной страсти. Взгляд психолога

·2.1. Святоотеческое понимание блудной страсти

·2.2. Отношения мужчины и женщины.

·2.3. Каковы источники возникновения и развития блудной страсти?

·2.4. Как же развивается блудная страсть?

·2.5. Блуд как следствие гордости

·2.6. Блудная страсть и любовь

·2.7. Суть блудной страсти в контексте смысла и назначения любви, исходя из Нового Завета

·2.8. О целомудрии

·2.9. Проблема супружеской неверности

·2.10. Обычные заблуждения, характерные для нарушения супружеской верности

·2.11. Духовный аспект нарушения супружеской верности

·2.12. Психологический подход к проблеме нарушения супружеской верности

·2.13. Невротическая сексуальная зависимость как страх перед смертью

·2.14. Психологические аспекты избавления от блудной страсти на основе аскетического учения борьбы с помыслами

·2.15. Как вести работу по самонаблюдению

·2.16. Для достижения успеха необходимо сформировать крепкое намерение

2.17. Стадии формирования страсти

·2.18. Пример работы по самонаблюдению с помыслом блуда

·2.19. О перспективах развития православной психологии и психотерапии

·Заключение

·ЛИТЕРАТУРА

 

Введение

Новое направление психотерапии начинает активно развиваться в России. Это не может быть просто случайностью или совпадением. Весь исторический контекст, в котором существует наша страна последние 100 лет является этому предпосылкой. Трудности и испытания, выпавшие на долю моих соотечественников, приводят к пробуждению духа. Это касается и отдельно взятых людей, но и семейных историй, за которыми стоят не только личные, но и социальные драмы нескольких поколений. (Революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, сталинские репрессии, так называемые времена застоя и перестройки). Все эти события уложились совсем в небольшой исторический период – всего-то в 100 лет.

Традиционно опираясь на Восточное христианство, именно Россия имеет все возможности, (исторические и духовные), которые могут явиться благодатной почвой для расцвета такого уникального и интересного направления в психотерапии, как православная психотерапия.

Уникальность его связана с тем, что это направление опирается на вполне конкретную духовную традицию – это досконально разработанное учение о человеке, изложенное святыми отцами, принадлежащими восточной христианской церкви.

Возможно, именно сейчас, когда наука психология и психотерапия накопили большое количество эмпирического материала, мы можем проследить как два эти направления тяготеют к тому, чтобы пересечься в одной точке. Более 100 лет активного развития психотерапии приводит нас к пониманию того, что нельзя человека изучать в отрыве от духовности. А читая святоотеческие тексты, мы узнаем о том, что уже на заре христианства стало выстраиваться не просто теоретическое учение, а постоянно подтверждаемое опытом многих и многих людей направление – святоотеческая аскетика.

Так что же это такое – православная психотерапия?

Предлагаемые очерки – это попытка ознакомить читателя с этим новым направлением. Развитие его не было бы возможным, если бы Россия оставалась изолированной от западного общества. А именно открытость и доступность изучения психотерапевтических направлений, развитием которых занимались на западе, позволяет российским психологам и психотерапевтам творчески переосмысливать опыт своих западных коллег с учетом особенностей нашего исторического развития, нашего менталитета, наших духовных корней.

В Санкт-Петербурге образовано «Общество православных психологов». Работая рядом с людьми близкими по духу и мировоззрению (а это не только психологи из Санкт-Петербурга, но и из Москвы, и из других городов России, Украины, Белоруссии), мы осознаем огромный далеко еще не раскрытый потенциал этого направления.

Большое количество людей прямо или косвенно участвовали в создании этих очерков.

В связи с этим хочется выразить благодарность: священникам о. Владимиру Цветкову, который прочитал еще совсем сырой материал моей первой статьи полтора года назад и сделал свои замечания; о. Сергию Белькову – духовнику нашего общества; о. Валерию Швецову – с ним мы проводили вмести психотерапевтическую группу, опытным путем открывая для себя возможности совмещения психотерапии и православия.

Благодарю насельника Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря инока Никиту (Ручка). Наши беседы на темы православной психотерапии оставили ощущение радости, взаимопонимания и поддержки.

Особую благодарность я выражаю Л. Ф. Шеховцовой – председателю общества. Благодаря ее силам, энергии и упорству общество существует и развивается, создавая благоприятные условия для работы.

Хочется выразить благодарность москвичке Елене Загородной, которая является редактором специального выпуска по христианской психологии журнала «Консультативная психология и психотерапия».

В написании моей первой статьи (а она явилась основой этой книжки) оказывали неоценимую помощь и поддержку Брылева Л.Г. и Зенько Ю.М. .Благодаря их бескорыстному и терпеливому участию эта статья была написана.

И конечно, огромная благодарность тем людям, которые обратились ко мне за помощью. Благодаря их мужеству и доверию, мы продвигались в решении их проблем. Каждый случай, оканчивающийся положительным результатом, укреплял нашу веру.

Очерки состоят из двух разделов. В первом разделе дается ответ на вопрос, какое место может занимать православная психотерапии среди других направлений психотерапии. Этот вопрос рассматривается не только теоретически, но и даются примеры из практики лечения невротических расстройств.

Во втором разделе рассматривается святоотеческий подход работы со страстями. Наряду с теоретическим изложением аскетической практики работы с помыслами, сделана попытка продемонстрировать, как такой подход может быть использован практикующим психологом.

Расположение материалов очерков выстроено в форме живого повествования связанного с моим внутренним личным поиском ответов, на поставленные вопросы. Надеюсь, что свою увлеченность этими вопросами и желанием получить вполне конкретные ответы, подтвержденные опытом, я сумела сохранить в этой работе. Смею надеяться, что этот интерес найдет отклик в сердцах неравнодушного и ищущего читателя.

Часть 1

О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.