О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств Очерки православной психотерапии Легостаева Марина Вениаминовна Оглавление ·Введение ·Часть 1 ·О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств ·1.1. Как возникла идея совместить психотерапию в ее современном понимании со святоотеческим подходом к человеку ·1.2. Понятие невроза. Медицинский подход ·1.3. Психоанализ и другие методы психотерапии в решении проблемы невроза ·1.4. Понятия смысла в русской православной мысли. Небольшое лирическое отступление ·1.5. Возникновение невротических проявлений, как возможность обретения Истины ·1.6. Покаяние, как внутренний творческий акт, приводящий к исцелению ·1.7. О пятой заповеди и о прощении обиды ·1.8. Несколько слов о понятии смирения и результатах, к которым оно приводит ·1.9. Взгляд на психотерапию, как попытку науки обрести Истину, которая существует, но была утрачена вследствие рационального, материалистического подхода к проблеме человека ·1.10. Возникновения духово-ориентированной психотерапии как дальнейший эволюционный процесс развития психотерапевтического опыта ·1.11. Основополагающие принципы православной психологии и психотерапии, отличающие ее от других направлений ·1.12. Требования к специалисту. Чем отличается православный психолог и психотерапевт от своих секулярных коллег ·1.13. Задачи православной психологии и психотерапии ·1.14. Перечень проблем, по которым проводится консультирование ·1.15. Методы и подходы, которые использует православный психолог ·1.16. Случаи из практики православной психотерапии ·ЛИТЕРАТУРА ·Часть 2 ·Современные аспекты блудной страсти. Взгляд психолога ·2.1. Святоотеческое понимание блудной страсти ·2.2. Отношения мужчины и женщины. ·2.3. Каковы источники возникновения и развития блудной страсти? ·2.4. Как же развивается блудная страсть? ·2.5. Блуд как следствие гордости ·2.6. Блудная страсть и любовь ·2.7. Суть блудной страсти в контексте смысла и назначения любви, исходя из Нового Завета ·2.8. О целомудрии ·2.9. Проблема супружеской неверности ·2.10. Обычные заблуждения, характерные для нарушения супружеской верности ·2.11. Духовный аспект нарушения супружеской верности ·2.12. Психологический подход к проблеме нарушения супружеской верности ·2.13. Невротическая сексуальная зависимость как страх перед смертью ·2.14. Психологические аспекты избавления от блудной страсти на основе аскетического учения борьбы с помыслами ·2.15. Как вести работу по самонаблюдению ·2.16. Для достижения успеха необходимо сформировать крепкое намерение 2.17. Стадии формирования страсти ·2.18. Пример работы по самонаблюдению с помыслом блуда ·2.19. О перспективах развития православной психологии и психотерапии ·Заключение ·ЛИТЕРАТУРА Введение Новое направление психотерапии начинает активно развиваться в России. Это не может быть просто случайностью или совпадением. Весь исторический контекст, в котором существует наша страна последние 100 лет является этому предпосылкой. Трудности и испытания, выпавшие на долю моих соотечественников, приводят к пробуждению духа. Это касается и отдельно взятых людей, но и семейных историй, за которыми стоят не только личные, но и социальные драмы нескольких поколений. (Революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, сталинские репрессии, так называемые времена застоя и перестройки). Все эти события уложились совсем в небольшой исторический период – всего-то в 100 лет. Традиционно опираясь на Восточное христианство, именно Россия имеет все возможности, (исторические и духовные), которые могут явиться благодатной почвой для расцвета такого уникального и интересного направления в психотерапии, как православная психотерапия. Уникальность его связана с тем, что это направление опирается на вполне конкретную духовную традицию – это досконально разработанное учение о человеке, изложенное святыми отцами, принадлежащими восточной христианской церкви. Возможно, именно сейчас, когда наука психология и психотерапия накопили большое количество эмпирического материала, мы можем проследить как два эти направления тяготеют к тому, чтобы пересечься в одной точке. Более 100 лет активного развития психотерапии приводит нас к пониманию того, что нельзя человека изучать в отрыве от духовности. А читая святоотеческие тексты, мы узнаем о том, что уже на заре христианства стало выстраиваться не просто теоретическое учение, а постоянно подтверждаемое опытом многих и многих людей направление – святоотеческая аскетика. Так что же это такое – православная психотерапия? Предлагаемые очерки – это попытка ознакомить читателя с этим новым направлением. Развитие его не было бы возможным, если бы Россия оставалась изолированной от западного общества. А именно открытость и доступность изучения психотерапевтических направлений, развитием которых занимались на западе, позволяет российским психологам и психотерапевтам творчески переосмысливать опыт своих западных коллег с учетом особенностей нашего исторического развития, нашего менталитета, наших духовных корней. В Санкт-Петербурге образовано «Общество православных психологов». Работая рядом с людьми близкими по духу и мировоззрению (а это не только психологи из Санкт-Петербурга, но и из Москвы, и из других городов России, Украины, Белоруссии), мы осознаем огромный далеко еще не раскрытый потенциал этого направления. Большое количество людей прямо или косвенно участвовали в создании этих очерков. В связи с этим хочется выразить благодарность: священникам о. Владимиру Цветкову, который прочитал еще совсем сырой материал моей первой статьи полтора года назад и сделал свои замечания; о. Сергию Белькову – духовнику нашего общества; о. Валерию Швецову – с ним мы проводили вмести психотерапевтическую группу, опытным путем открывая для себя возможности совмещения психотерапии и православия. Благодарю насельника Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря инока Никиту (Ручка). Наши беседы на темы православной психотерапии оставили ощущение радости, взаимопонимания и поддержки. Особую благодарность я выражаю Л. Ф. Шеховцовой – председателю общества. Благодаря ее силам, энергии и упорству общество существует и развивается, создавая благоприятные условия для работы. Хочется выразить благодарность москвичке Елене Загородной, которая является редактором специального выпуска по христианской психологии журнала «Консультативная психология и психотерапия». В написании моей первой статьи (а она явилась основой этой книжки) оказывали неоценимую помощь и поддержку Брылева Л.Г. и Зенько Ю.М. .Благодаря их бескорыстному и терпеливому участию эта статья была написана. И конечно, огромная благодарность тем людям, которые обратились ко мне за помощью. Благодаря их мужеству и доверию, мы продвигались в решении их проблем. Каждый случай, оканчивающийся положительным результатом, укреплял нашу веру. Очерки состоят из двух разделов. В первом разделе дается ответ на вопрос, какое место может занимать православная психотерапии среди других направлений психотерапии. Этот вопрос рассматривается не только теоретически, но и даются примеры из практики лечения невротических расстройств. Во втором разделе рассматривается святоотеческий подход работы со страстями. Наряду с теоретическим изложением аскетической практики работы с помыслами, сделана попытка продемонстрировать, как такой подход может быть использован практикующим психологом. Расположение материалов очерков выстроено в форме живого повествования связанного с моим внутренним личным поиском ответов, на поставленные вопросы. Надеюсь, что свою увлеченность этими вопросами и желанием получить вполне конкретные ответы, подтвержденные опытом, я сумела сохранить в этой работе. Смею надеяться, что этот интерес найдет отклик в сердцах неравнодушного и ищущего читателя. Часть 1 О месте православной психотерапии при лечении невротических расстройств |