ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | О пятой заповеди и о прощении обиды Путь самопознания и самоанализа без Церкви опасен, в лучшем случае малопродуктивен. Мне представляется, что это является самым сильным ограничением психоаналитически ориентированной терапии. Известны случаи суицида при плохо проведенном анализе. Психоанализ много времени посвящает детским травмам, нарушениям, связанным с отношениями с родителями. Это, действительно очень важная тема, несомненно, заслуживающая внимания. Однако в процессе психоанализа у клиента довольно часто меняется отношение к собственным родителям, вплоть до ненависти. Далеко не всегда психоаналитика интересует тема примирения с родителями, тема прощения. Православная психология уделяет этому много места. Библейские заповеди даны нам не случайно. Мы делаем ошибку, если начинаем воспринимать их, как чисто нравственный императив – некое этическое предписание, придуманное людьми для облегчения их взаимоотношений в социуме. Пятая заповедь – это первая заповедь из шести заповедей, которые касаются человека в общем списке из десяти заповедей. Не случайно она стоит первой. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе . (Втор. 5:16) Тема прощения и пятой заповеди очень важны для психотерапии, так же, как и соблюдение других заповедей. Это очень обширная тема, требующая специального рассмотрения. И мне бы не хотелось сейчас на этом останавливаться подробно. Достаточно заметить, что психологически это можно объяснить приблизительно так: на протяжении всей нашей жизни образы матери и отца продолжают, так или иначе, существовать в нашем сознании. И хорошо, если это целостное положительное восприятие обоих родителей. Но, как правило, в реальности это не всегда так. Противоречивое, полярное восприятие родителей – это скорее норма в нашей жизни, чем исключение. Что означает это состояние и чем оно вредно? Оно нехорошо тем, что мы испытываем одновременно сложные противоположные (амбивалентные) чувства к родителям: любим родителей и в то же время не можем им простить свои детские обиды, детские травмы. Вот такое состояние (оно бывает разной степени выраженности) может приводить к внутреннему расщеплению, к невротическому конфликту, к нарушению внутренней целостности. Это состояние может отбирать энергию, силы у человека, лишать его творческого отношения к своей жизни, спонтанности, смелости при преодолении жизненных трудностей и неурядиц. Можно сказать, что психическая энергия расходуется на то, чтобы удержать эти расщепленные части внутреннего человека, чтобы не позволить личности полностью рассыпаться и дойти до крайней степени – до шизофренического расстройства. Эти состояния обязательно оказывают влияние и на тело. Тело начинает болеть. В психотерапии процесс примирения с родителями дает вполне очевидные результаты. У человека меняется общее состояние, часто уходит болезненная симптоматика, начинает проявляться творческий потенциал, улучшаются отношения с близкими людьми. Процесс примирения с родителями не зависит, живы ли они или их уже нет. Примирение необходимо не только с живыми, но и уже ушедшими из жизни. Прощение касается не только родителей. В целом это касается прощения обид братьям и сестрам, и прощения обид в целом. И даже «врагам». Любой практикующий психотерапевт знает, как тяжело переживаются детские травмы, связанные с психологическим, физическим или сексуальным насилием. Как правило, неокрепшая детская психика вытесняет эти переживания в зону бессознательного. Вспоминать о них, соприкасаться с ними бывает для человека просто невыносимо. Зачастую эти травмы оказывают влияние на человека в течение всей его жизни, «калечат» судьбу. В этом случае, они особенно тяжелы для прощения. И я не представляю, как можно выстраивать работу по прощению, если не опираться на поддержку Бога. Прощение, которое опирается на гуманистические ценности, или на моральные императивы совершается на поверхностном, интеллектуальном уровне. Можно почти с уверенностью сказать, что это «прощение» не приведет к внутренней свободе, к истинному исцелению. В одном из практических примеров, которые даны ниже, рассказывается как акт прощения «врагов» привел к прекращению приступов панических атак. В практике психотерапевтической работы существуют определенные критерии, как внешние, так и внутренние, на которые вполне можно ориентироваться для определения насколько прощение состоялось. Всегда следует помнить, что мы часто готовы обмануть себя, уговаривая, что мы уже всех простили. Особенно это свойственно христианам. И часто истинное глубокое прощение подменяется самовнушением. Вот почему невротические состояния могут присутствовать и у людей, посещающих церковь. Это особенно характерно для тех, кто церковную жизнь связывает больше с обрядовой стороной и пренебрегает глубокой работой по выстраиванию личных отношений с Богом. По-настоящему простить глубокую обиду можно только с помощью Бога. Это дар Духа Святого. Выстраивание личных отношений с Богом приводит человека к удивительному открытию. Оказывается, есть состояние необыкновенное по своему творческому потенциалу. И называется оно смирением. О нем следует поговорить отдельно. |