ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Возникновение невротических проявлений, как возможность обретения Истины Православная психология рассматривает человека не просто как биологическое, наделенное высокоразвитой психикой существо, но и как существо духовное, Божественный смысл существования которому уже задан Творцом. Таким образом, проблема неврозов выступает как системное заболевание. Тело, душа, дух у человека падшего, греховного не действуют в своей целостности и по-разному влияют на выбор человека. В данном случае не означает, что невротик более греховен. Возможно, он более чувствителен к своей греховности, нежели обычный человек, даже если это им в полной мере не осознается. Мы можем предположить, что исток невротической расщепленности восходит к духу. Отвержение Бога, непризнание себя существом тварным, призванным для осуществления себя согласно Промыслу Божиему, приводит к нарушениям в сфере душевной (психической). Снова обращаемся к святоотеческой антропологии. Грехопадение привело к тому, что в человеческой природе появилось семя сатаны – склонность ко греху. Гордыня – это неправильная любовь человека к самому себе, вера в то, что в этом мире мы можем существовать автономно без Бога, опираясь только на себя и свои возможности. При таком свободном выборе в отношении себя, человек теряет благодать Божию, и происходят нарушения в сфере души и тела. В таком состоянии человек напоминает цветок, который, если бы умел разговаривать, заявил, что он прекрасно проживет без солнечного света. Но жажда Бога в душе человека присутствует генетически. Она никуда не исчезала. Эта жажда обретения Бога, если она не подкреплена внимательным наблюдением за собой и не опирается на христианское мировоззрение, приводит к возникновению суррогатных богов. Истинный Бог подменяется идолопоклонством. В наше время, это проявляется в таких обыденных вещах: преклонение перед властью, наукой, искусством, материальным и социальным успехом, сексуальной привлекательностью. И даже обожествление своего ребенка или любимого человека обязательно приведет к ситуации, когда эти мифы будут рассеяны, а «идолы» разрушены. Из Евангелия мы помним, что Господь на вопрос о том, какая первая заповедь отвечает: « Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф: 22, 36) Подтверждение того, что нам необходимо соблюдать приоритеты в расстановке этих заповедей, мы находим и в опыте психологического консультирования. В последнее время в психологии стал широко использоваться термин «со-зависимость». Состояние со-зависимости возникает именно тогда, когда на первое место ставиться не любовь к Богу, а «любовь» к человеку. Почему здесь слово любовь взято в кавычки? Да потому, что если мы не имеем Бога в сердце, то наша любовь к человеку выражается в желании использовать, манипулировать, приспосабливать человека для своих нужд (эмоциональных, физиологических, интеллектуальных, материальных и прочих). И совсем неважно, муж ли это, жена ли, или ребенок. Такое понимание любви нарушает межличностные отношения, создавая ситуацию потенциального конфликта или невротического состояния. Отпадение от Бога порождает тревогу небытия, так называемую экзистенциальную тревогу, страх смерти. Нет такого направления психотерапии, которое бы глубоко и честно с этим работало. Эти проблемы лежат в сфере духа. Даже экзистенциальная секулярная психотерапия предлагает глушить эти состояния, подменять истинный смысл человеческого бытия различными сиюминутными смыслами. И тем самым уводит человека все дальше от самого себя, от своего самоосуществления в Боге, предлагая ему суррогатные радости в виде достижения чего-то, получения чего-то, владения чем-то. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:26) Невротические состояния зачастую переживаются очень мучительно. И человек начинает задавать себе вопросы и искать ответы, которые, если бы не невроз, просто бы остались вне поля его сознания. Мы научились избегать многих вещей, которые нам не нравятся. Современный человек сумел обеспечить себе довольно сытое и приятное существование, научился избегать боли, и многого чего другого, что составляет дискомфорт. Самое время забыть о Боге и предаваться радостям жизни. Однако, Бог «рассудил» иначе. Он не может «оставить» создание свое во тьме неведения. И всякими внешними скорбными обстоятельствами или внутренними состояниями дискомфорта побуждает Он человека к поиску Истины, к обретению Царствия Небесного, которое внутри нас есть. Давно отмечено, что невротические черты присутствуют в каждом человеке. И что разница между больной и здоровой психикой часто количественная. Согласно христианскому представлению о человеке, наша природа искажена, деформирована грехом. Это отображается в расщепленности нашего сознания, нашей психики. Не прекращающиеся на протяжении истории порывы человека устроиться в этом мире без Бога обусловлены грехопадением. Человек в своей самости противится Божьему замыслу о себе, тем самым сопротивляется своему исцелению. Исцеление невозможно без покаяния. Без понятия о покаянии, как о внутреннем творческом акте и состоянии человеческой психики нам просто не обойтись. Удивительное отличие христианского покаяния состоит в том, что на исповеди нам предлагается говорить только о своем личном соучастии в грехе. Мы не должны оправдываться или винить кого-то из людей в событиях и обстоятельствах нашей жизни. В любом нашем поступке есть всегда доля нашей личной вины. И вот эту долю мы должны осознать, увидеть, принять ответственность за нее на себя. Иногда сравнивают психоанализ с исповедью. Ведь на приеме психоаналитика, от человека требуется его максимальная открытость. В тоже время «не запрещается» осуждать и обсуждать близких людей, и сваливать вину на них, или на обстоятельства жизни. Зачастую такая работа еще больше невротизирует клиента. Классический психоанализ очень внимателен к мыслям и образам, которые возникают в сознании человека. Но разница между «исповедью» на приеме психоаналитика и исповедью в Церкви очень большая. Покаяние, совершенное в исповеди – это одно из Таинств Церкви. И совершается оно Духом Святым. Что же это такое – христианское покаяние? В чем его сила? |