МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Как возникла идея совместить психотерапию в ее современном понимании со святоотеческим подходом к человеку





Работая клиническим психологом, занимаясь психотерапией, я напрямую столкнулась с тем, что лечение невротических расстройств довольно сложный процесс, который далеко не всегда приводит к положительным результатам. Даже не смотря на то, что для этого используются весь арсенал психотерапевтических практик и все возможности широко развитой фармацевтической промышленности, часто результаты лечения дают весьма скромный результат, а иногда состояние человека даже ухудшается.

Мне, как практику, приходится работать не только с неврозами, но и с другими проблемами. Однако, именно на примерах невротических расстройств, которые напрямую связаны с внутриличностными конфликтами, мы можем увидеть, что для успешного проведения психотерапии нам не хватает чего-то очень важного. И это «самое важное» все время как бы ускользает из поля зрения секулярного психотерапевта, какой бы психотерапевтической школы он ни придерживался.

Поиску ответа на вопрос, что является этим «самым важным», его описанию и возможностей использования посвящены эти очерки. Мне представляется наиболее приемлемым сделать это именно на примерах невротических расстройств.

По форме изложения материала и по своему содержанию статья ни в коей мере не претендует на статус научной. Поэтому я назвала свои записи очерками. Это скорее попытка осмыслить такое распространенное сейчас явление, как невроз, и поделиться своим опытом. Осмыслить не только с точки зрения науки и медицины, но и с позиции православия. Это невероятно трудная задача уже и потому, что не выработан общий язык. Не существует даже общего языка между психотерапевтическими направлениями, не говоря уже о том, что язык православной аскетики практически не понятен неподготовленному читателю. Путаница в терминологии не только мешает изложению материала, но и допускает возможность искажения в восприятии. Эта задача так и осталась для меня нерешенной. Чтобы как-то справиться с поставленной задачей временами мне приходится говорить сухим научным языком, иногда я перехожу на язык, понятный верующему, и не воспринимаемый светским человеком. В статье намеренно приведены некоторые биографические факты, которые повлияли на мое представление о сути неврозов и их лечении. Я также обращаюсь к наследию русской классической литературы, поскольку она формировалась в рамках православной культуры. Такое смешение стилей не случайно. В данном случае – это оптимальная возможность выражения своей мысли о том, что живая вера познается опытным путем. Поиск Бога неотделим от личной истории человека. Присутствие Его мы можем увидеть во всей полноте нашего ежедневного бытия, в том числе и в факте возникновения невротического расстройства.

Большое влияние на меня оказало ознакомление со святоотеческим опытом православной аскетики. Когда-то, изучая психоанализ, я рассматривала его как возможность обучиться самопознанию. Всегда понимая, что познание самого себя, истинное и глубокое, может явиться той точкой отсчета, с которого начинаются изменения человека, я была удивлена и более того, потрясена тем, что мне открылось в святоотеческих текстах. Восточное христианство ставит познание человеком самого себя как одно из самых важных, приоритетных положений аскетики. К примеру, Климент Александрийский говорит, что кто познает себя самого, тот познает и Бога, а познав Бога, он будет подобен Ему. [цит. по свт. Димитрий, Митрополит Ростовский, 2002]

Это высказывание для нас будет восприниматься органично, если мы разделяем концепцию святоотеческой антропологии (науке о человеке). Согласно ей – человек это создание Божие, созданное Им по Своему Образу и призванное осуществится в Подобии Ему. И начало этого осуществления начинает происходить еще при земной жизни человека.

Жития святых – это пример исполнения антропологической заданности замысла Божия о человеке.

Святоотеческая аскетика дает нам не только утверждения такого рода, но она дает и инструменты, каким образом и при каких условиях происходит этот процесс. Начало ему, как уже было сказано, в самопознании.

Характерно, что классиком психоанализа отрицается возможность самопознания. Действительно, это необыкновенно трудный процесс. Святые отцы тоже нас предупреждают об этом. И все-таки, при определенных условиях, это возможно. Познание человеком самого себя возможно, если оно осуществляется без отрыва от Бога и церковных таинств.

Что нам дает самопознание?

Самое первое, что происходит в этом процессе – это открытие о себе, как о личности, которая лишена целостной психической структуры. Познавая себя, нам начинает открываться глубокая наша нарушенность, болезненность, внутренняя расщепленность. Это касается и чувств, и мыслей, и поступков.

Исходя из опыта психотерапевтической практики, мы знаем, как трудно бывает человеку описать свои чувства. Они противоречивы, неустойчивы, полярны (амбивалентны).

Внимательно наблюдающий за своим мышлением человек обязательно обратит внимание, что мышление наше разорвано, фрагментарно. Мысли прерываются, не додумываются до конца.

Ну и конечно, все знают, как бывает временами тяжело принять решение, сделать выбор.

То, что я описала выше – это обычное состояние обычного человека. Оно может иметь разные степени: от очень легкой невротизации до серьезных нарушений таких, как маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, различного рода фобии.

Если это легкие степени, то они нами практически не замечаются, принимаются за норму. Это обычное состояние обычного человека. Замечать свою невротизацию человек начинает в том случае, когда она начинает доставлять неудобства в виде нарушенных отношений с другими людьми, соматических проявлений, внутренних психологических тяжелых состояний.

Придя к вере, будучи уже профессиональным психологом, я обратила внимание на неврозы. И сделала попытку разобрать эти состояния и способы их преодоления с учетом христианского мировоззрения и опыта святоотеческой аскетики. Для меня в первую очередь важно было увидеть результаты такой работы в практике психотерапевтических сессий. Для последовательного изложения материала нам следует уделить внимание некоторым аспектам теории. К сожалению, без этого не обойтись.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.