ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Понятие невроза. Медицинский подход Что же это такое – невротическое состояние современного человека? Состояния, которые мы относим к разряду невротических, проявляются по-разному. Обычно человек хорошо осознает, что с ним «что-то не так». Эти состояния могут доставлять массу неудобств. Человек может описать свое состояние довольно точно, но справиться с этим не может. Прилагая неимоверные усилия, он все больше попадает в «ловушку» невроза. В целом, к невротическим расстройствам можно отнести неврозы навязчивых состояний, различного вида фобии, депрессии, повышенную тревожность, мнительность. Выглядит это иногда довольно странно для человека обычного. К примеру, молодая девушка жаловалась, что боится ездить в маршрутных такси. Она всегда внимательно осматривает пассажиров. У нее возникает страх, что кто-то из этих пассажиров может оказаться террористом. Само по себе ее опасение не вызывает недоумения. Да, вероятность этого не исключена. Но во всех других сферах своей жизни, эта девушка вполне адекватна. Среди православных клиентов были такие, которые привязывали себя к тому, что если они не совершат определенное количество поклонов, то Господь на них обидится и накажет. И вот им трудно каждый раз выходить из храма. Ощущение, что они что-то не доделали для Бога их не оставляет, и жизнь превращается в постоянное «подсчитывание баллов», которыми они определяют свои заслуги перед Богом. Мне пришлось работать с молодой женщиной, которая боялась заходить в большие магазины. У нее был страх, что охрана ее в чем-то заподозрит, ее начнут обыскивать и вдруг случайно найдут, чего она не купила. Она боялась расплачиваться. Ей казалось, что что-то может случиться с деньгами. Причем, рационально объяснить ей это не удавалось. Страх же был просто неконтролируемый, вплоть до потери сознания. Другие типы состояний – это чувства тоски, печали, бессмысленности жизни. Иногда это довольно мягкие формы; иногда очень серьезные. В последнее время часто стали встречаться состояния, которые характеризуются острыми приступами страха, тревоги – так называемые панические атаки. Сам человек не в состоянии понять их причину. Часто эти состояния усугубляются ожиданием того, что они могут возникнуть неожиданно. И вот, вроде бы нормальный человек, постоянно находится в состоянии внутреннего напряжения в ожидании этих панических атак. Понимая абсурдность и иррациональность своих состояний, эти люди вынуждены скрывать их от коллег по работе и даже от своих близких. Многообразие этих состояний настолько велико, что описать их все и классифицировать просто не представляется возможным. Условно их можно разделить на психогенные, (их связывают с различными комплексами, мнительностью, тревожностью) и ноогенные. Это такие неврозы, которые связаны с утратой смысла жизни. (В дальнейшем будет показано, что если мы хотим достичь в психотерапии устойчивого результата, то вопросов смысла человеческого бытия нам просто не обойти). Многие из невротических состояний сопровождаются функциональными нарушениями различных органов тела. Все чаще к врачу на прием попадают люди, обошедшие многих специалистов. Проведенные обследования не находят органических нарушений. Врач, к примеру, говорит: «Да, может болеть голова, может болеть сердце, но не до такой степени». Приходит момент, когда врач только разводит руками, не в состоянии поставить точный диагноз. Видя причину в расстройстве нервной системы, он рекомендует обратиться к психотерапевту. Мы уже привыкли говорить, что все болезни от нервов. Опыт показывает, что это не совсем так. Вероятно, причина возникновения многих невротических состояний находится в другой сфере. Согласно современному определению, принятому в нашей стране, невроз – психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек, в силу различных обстоятельств, не может найти подходящий выход из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести трагедию. Далеко не всегда можно определить причину невроза, если мы будем искать его корень в межличностных конфликтах. Очень часто приходится работать довольно долго, прежде чем удается найти причину, которая вытеснялась на протяжении длительного времени из сферы сознания. И далеко не всегда этой причиной, как мы привыкли думать, являются детские психологические травмы. Имеются данные о том, что примерно каждый пятый невротический случай имеет ноогенную основу. В действительности мы убеждаемся, что едва ли не каждый невроз имеет духовные корни. Опираясь на опыт работы с невротиками, я постараюсь это показать наглядно. Также обосновать, почему принятые формы работы в секулярной психологии и медицине не дают значимого результата в работе с неврозом. Зачастую из поля зрения человека выпадает причина возникновения его невротического состояния. И даже если ему и удается связать свои болезненные ощущения с психологической травмой или внутренним конфликтом, невротическое состояние его не проходит. Оно отражается на телесном здоровье. Естественно, и решение этой проблемы предполагается через прием лекарственных препаратов. Дальше этого, как правило, врач не идет. Из поля зрения обычного врача-терапевта выпадает то, что человек существо целостное, духовное. Более того, узкая специализация приводит к тому, что один врач лечит желудок, другой боли в суставах, третий выписывает препараты от давления…. Фрагментарный подход к проблеме желаемого результата не дает. Тело перестает справляться со своими функциями. Такое впечатление, что все органы начинают «взывать о помощи». О чем этот призыв? Нам предстоит ответить на этот вопрос. Посмотрим, как решается проблема невроза в психиатрии. Основное место приложения сил психиатрии – это психотические расстройства (психозы). Но есть такая зона, которая называется пограничной. Это те расстройства, которыми могут заниматься как психиатры, так и психотерапевты. Некоторые невротические состояния относятся к этой зоне. Психиатрический подход отличается от психотерапевтического тем, что при лечении расстройства применяются лекарственные препараты. А невротическое расстройство рассматривается как результат нарушения биохимического баланса головного мозга или других органов человеческого организма. Более 15 лет назад я начинала свою деятельность клинического психолога в психиатрической больнице. У психологов имелась возможность присутствовать на клинических разборах сложных случаев, наблюдать развитие мысли врачей психиатров. Психиатр, прежде всего, заботится о правильной постановке диагноза. Но, диагноз – это всего лишь условная маркировка. Здесь очень много зависит от опыта врача, от того, на какой позиции он стоит. Если врач отвергает наличие духа у человека, то пробуждение духовности, он примет за патологию, и всячески будет стараться купировать это состояние лекарственными препаратами. Часто приходилось наблюдать, как религиозные переживания пациентов, соприкосновение с миром духовным, воспринимались врачами, как патология, от которой следует человека обязательно освободить. Если снова обратимся к трудам святых отцов, то там много внимания уделяется такому состоянию, как прелесть (прельщенность человеком самим собой). Это очень опасное состояние – крайняя степень гордыни. В прелесть человек может попасть не только из-за гордыни, но и исходя из своей духовной неопытности. Человек, душа которого не очищена от страстей покаянием, соприкоснувшись с духовным миром, принимает от него образы, помыслы, состояния. В его сознании происходит искажение реальности. Выглядеть это может, как серьезное нарушение психики. К сожалению, при таких состояниях сразу назначаются препараты, что приводит к «умерщвлению» человеческой духовности. Проводя психодиагностику, клинический психолог находится в непосредственном контакте с врачом. Однако диагноз как таковой, это не самое главное, что интересует психолога. Важно понять какое нарушение личности стоит за этим, как оно возникло, возможно ли проведение психокоррекции. И каким образом ее проводить. В то, уже далекое время, закрытая советская психиатрия стала понемногу приоткрывать свой тяжелый занавес. Возможность заграничных командировок и поступления гуманитарной помощи было основными мотивами, которые приводили к внутренним изменениям в структуре психиатрической клиники. По сути, сознание руководителей этой больницы оставалось на позиции психиатрии советского периода. Несмотря на то, что к нам стали приезжать специалисты из-за рубежа, а наши врачи стали ездить в командировки по обмену опытом (в основном это были Скандинавские страны), тяжелое колесо отечественной психиатрии продолжало вращаться по инерции. Фигура психолога в психиатрии оставалась по-прежнему больше декоративной. Но вот наступило время, когда кроме проведения психодиагностики нам, психологам, начинают доверять вести психотерапевтические группы, заниматься индивидуальной психотерапией. На одной из конференций мне было поручено сделать сообщение по результатам арт-терапии, проведенной с больными на отделении. Своим сообщением я пыталась донести мысль, что человеку, оставленному наедине с собой, с собственными мыслями и тревогами, выбраться из своего состояния, уповая только на препараты, сложно. Добавление групповой арт-терапии в тех условиях могло привести к более эффективному результату. Выражать свои чувства и мысли через проекцию творчества легче и безопаснее, если нарушены функции мышления. В то же время, опираясь на рисунок, легче выразить свое состояние в словесной форме. Для человека очень важно общение с другими участниками группы и группой вцелом. (Групповые психотерапевты знают выражение: группа, как целостное образование, всегда здоровее самого здорового члена группы). Рисунки больных от занятия к занятию менялись. Там появлялись другие цвета и сюжеты. Они наполнялись определенным содержанием. Все это было представлено на конференции психиатров. Сейчас такой взгляд на проблему вряд ли кем-то будет оспариваться, но тогда мое выступление воспринималось врачами, мягко говоря, с недоверием. И хотя я наблюдала жизнь и работу психиатрической клиники изнутри, у меня возникало больше вопросов, чем ответов. Присутствуя на одной из конференций, я обратила внимание на то, что за границей от больного не скрывают его диагноз. Сообщение делала молодая женщина-врач, недавно вернувшаяся из Швеции. Видимо ее этот момент очень сильно поразил: больного призывают сознательноучаствовать в борьбе со своим заболеванием, объясняя суть происходящего внутри него психического процесса. Предполагалось, что человек должен понимать, что с ним происходит и внутренне, сознательно содействовать своему исцелению. Сейчас, будучи уже православным психологом, когда я провожу психотерапию с клиентом, то ставлю это на одно из первых мест по условиям исцеления. Причем приходится рассматривать человека именно с позиции трехсоставности: дух, душа и тело. И в каждой из этих составляющих рассматривать нарушения, обнаруживать взаимосвязь и предлагать пути выхода из болезненного состояния. Человек должен принимать активное участие в своем исцелении. Важным также является для человека вера в то, что он справится со своим состоянием, что это возможно. И возможно это сделать без лекарственного вмешательства. Имея в своей практике случаи исцеления, я имею право говорить об этом с уверенностью, и «заражаю» человека своей верой. Думаю, что этот фактор очень важен. Нам всегда надо знать, что уже есть прецедент, что это возможно. Активное участие человека в своем исцелении просто необходимо. В те времена психотерапия в нашей больнице проводилась исключительно психологами. Молодые врачи тоже с интересом и энтузиастом брались за это дело. Однако практикующие психотерапевты с медицинским психиатрическим образованием склонны ускорить этот процесс назначением препаратов. Это, действительно, очень большой соблазн – скорее убрать симптом, не разобравшись с причиной его возникновения. Ведь иногда, чтобы получить результат, приходится работать довольно долго. Этот процесс временами напоминает детективный роман, временами археологические раскопки. Надо обладать достаточным терпением, чтобы не останавливаться, продолжать искать причину симптома, и предлагать разные формы и варианты того, как с этим справиться. Сейчас я бы добавила, что не только терпением, но и верой в то, что если состояние человеку попущено Богом, то есть в этом определенный смысл (послание). И без ответа на вопрос в чем же это «послание» мы рискуем не получить результат. Или результат будет не достаточно устойчив, «как дом, выстроенный на песке», который в любой момент может рухнуть. При стрессовых ситуациях, длительных психических нагрузках симптом, как правило, возвращается. Вполне понятно желание врача, которому хочется быстрее убрать симптом. Многие психотерапевты, имея медицинское образование, искушаются этим желанием. И в результате проблема, оставаясь не решенной, как бы «глушится» лекарственными средствами. Назначение препаратов приводит к снижению тревожности, в некоторых случаях убирает депрессию. Однако в целом, эмоциональная сфера человека становится беднее, «уплощается». Он перестает чувствовать радость, развивается «окамененное нечувствие». Возможен вариант, когда пациент из состояния депрессии переходит в состояние мании. И этот циклический процесс закрепляется. Сгладить эту цикличность без лекарственного вмешательства становиться очень трудно, что требует огромного мужества и внутренней работы со стороны пациента. Это напоминает ломку у наркомана. К приему лекарств необходимо относиться очень осторожно. Если мы начинаем принимать препараты, то тем самым, мы даем возможность своему организму не участвовать в «производстве» необходимых ему гормонов и ферментов. Органы, отвечающие за их выработку, просто атрофируются. Таким образом, возникает зависимость от препаратов. В особо тяжелых случаях человек просто становиться регулярным пациентом психиатрических клиник, получает инвалидность. О малой эффективности лечением препаратами можно судить по тому факту, что количество невротических расстройств с годами не становиться меньше. Не меньше и расстройств психотических. А количество препаратов продолжает расти. И разнообразие их увеличивается год от года. Этот факт уже должен настораживать психологов и врачей. Что-то мы не до конца поняли о человеке. Пока не будет в целом пересмотрено отношении к человеку, как к духовному существу, этот процесс будет продолжаться. И будут продолжаться жестокие попытки купировать пробуждающийся дух в человеке лекарственными препаратами. |