ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Самопринятие. Самоуважение, Самоодобрение Теперь вернемся от этого весьма возвышенного стиля к нашим будничным занятиям. Прежде чем я дам вам некоторые упражнения, которые рекомендуются для повышения уровня самопринятия (с некоторыми вы уже знакомы; подумайте с какими), мне бы хотелось представить вам перечень свойств, характерных для людей с высоким уровнем самопринятия. Я заимствовала его из книги И. Атватера«Я Вас слушаю», посвященной тому, как правильно слушать собеседника. Правда, автор пользуется несколько иным термином — «самоодобрение» и говорит об «оптимальном уровне самоодобрения». Вот что он пишет: «Следующие навыки и способности свойственны людям с оптимальным уровнем самоодобрения. Прочитайте их внимательно и оцените, насколько хорошо владеете самоодобрением вы сами. 1. Верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно. 2. Способность действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других. 3. Способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне. 4. Умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности. 5. Умение ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для других, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением. 6. Относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других. 7. Умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности. 8. Умение оказывать сопротивление. 9. Способность понимать свои и чужие чувства, умение подавлять свои порывы. 10. Способность находить удовольствие в самой разнообразной Стельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых. 11. Чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых со-циальных норм. 12. Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки»*. Как вы видите, перечень весьма обширен. Но особенность его, на мой взгляд, в том, что в отличие от многочисленных «моральных кодексов» и призывов он вполне конкретен. В нем в основном (за некоторым небольшим исключением) описываются совершенно конкретные формы поведения и навыки, которыми может овладеть каждый, если, конечно, захочет. И это мое первое задание по развитию самоодобрения, самопринятия, самоуважения — проще, любви к себе. Если вам удалось упражнение с зеркалом или вы считаете, что любите себя и так, все равно выполняйте это упражнение, поскольку оно позволит вам развить соответствующие «социальные навыки», правильно, говоря другими словами, выражать эту любовь для того, чтобы самому жить полноценной жизнью и чтобы рядом с вами лучше жилось другим. Задание такое. Проанализируйте свое поведение с точки зрения соответствия «принципам самоодобрения». Причем поведение в совершенно конкретных ситуациях. Лучше всего если в течение нескольких дней по вечерам вы будете описывать два-три эпизода из прошедшего дня и анализировать их по приведенным И. Атватером критериям Естественно, что не все критерии вы сможете каждый раз использовать но старайтесь подобрать ситуации так, чтобы были, как любят говорить наши бюрократы, «задействованы» все. Хорошо, если вы занимаетесь вдвоем или втроем и можете спросить мнение другого. Если у вас есть кто-то (все равно — ваш сверстник или совсем взрослый человек), кому вы доверяете и на кого не обидитесь, спросите его мнение. Ваша задача — определить уровень владения перечисленными навыками, как бы «расставить» их по порядку — от того, которым вы наиболее владеете, до того, которым не владеете вовсе. Это называется «проранжировать». Следующий этап: вы выбираете два навыка — из начала и конца списка и сознательно реализуете их в своем повседневном поведении, каждый день давая себе отчет, как у вас это получается. И так до тех пор, пока вы не почувствуете, что пользуетесь ими почти автоматически. Затем следующие два и т. д. Это довольно длительная и, конечно, несколько нудная работа, но, если вы хотите изменить отношение к себе, я очень рекомендую ею заняться, поскольку известно, что способы нашего поведения оказывают такое же влияние на наш внутренний мир, как и он на них.Если вы будете вести себя, как человек с высоким уровнем самопринятия, даже вопреки ощущению собственной никчемности и ненужности, то вы достаточно скоро почувствуете, что действительно стали больше любить себя. Я не призываю вас играть — я предлагаю вам на самом деле овладеть этими навыками, примерно так же, как вы в свое время научились ходить, потом читать, потом писать, лазить по канату или решать сложные задачи. Еще одно задание. И тоже на длительное время. Ежедневное! Составляйте уже знакомый нам список удач. А сейчас задайте себе вопрос: из чего складывается наше переживание удачи, успеха? Очевидно, что оно возникает из соотношения полученного результата и того, чего мы хотели достичь. По известной формуле классика психологии У. Джемса: Самооценка = Успех/ Притязания. Другими словами, самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания. Выполняя задание, помните эту формулу и, когда будете составлять список удач, каждый раз давайте себе отчет, почему тот или иной результат вы считаете своим достижением. Поиграйте с результатами и притязаниями. Представьте себе, что вы хотите каких-то других достижений — более высоких или более низких. Что в этом случае будет в списке? Составляйте такие списки не менее двух недель. Затем, когда вы начнете чувствовать, что вам это надоело, усложните задание. Составляя список удач сегодняшнего дня, обязательно находите в каждой то, что она может дать для будущего. И здесь мы переходим к другому важному моменту, связанному с успехом, неудачами и любовью к себе. Это явление носит названиежизненного сценария. Лучше всего оно описано в книге Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»*. Сценарий — это своего рода план и одновременно стиль жизни, который мы часто реализуем, не задумываясь и не зная об этом. Это своеобразная программа жизни, которая закладывается в нас с детства. Но сказанное вовсе не означает, что сценарий мы не можем осознать и изменить. Для нас с вами сейчас важны сценарии победителя и побежденного, неудачника, поскольку они непосредственно связаны с понятиями «успех», «притязания». Лучше всего это можно понять, проанализировав собственное отношение к своим успехам и неудачам, но не сиюминутным, а отсроченным, т. е. связанным с достижением цели. Следующее наше задание таково. Представьте себе, что вы поставили и добиваетесь цели, где может быть успех или неудача (например, поступление в институт). Подумайте и запишите, выбрав один из возможных исходов, ваши действия в пределах одного-двух месяцев. Затем — то же со вторым исходом. Теперь сравните ваши результаты с такими данными. Человек, реализующий сценарий «победителя» при выполнении подобного задания, как это ни странно, анализирует то, что он будет делать в случае неудачи. Именно эта часть задания оказывается у него выполненной наиболее подробно. У «неудачника» — все наоборот. Он подробно описывает свои действия, точнее, переживания в случае успеха и лишь очень кратко, явно по необходимости, говорит о неудаче. Еще один характерный штрих: «победитель» говорит в утвердительной форме, пользуясь выражениями: «Я буду», «Я сделаю», «неудачник» пользуется косвенными высказываниями типа: «Может быть, если бы мне помогли...», «Мне надо было бы...», «Не следовало бы...». Берн приводит множество данных о том, что люди часто не осознают своих жизненных сценариев и они доходят до своего логического конца. Но сценарии можно изменить. Он указывает на три основных разрушителя сценариев: 1) мировые катаклизмы — войны, революции; 2) психотерапевтическая и иная работа, специально направленная на изменение личности и, следовательно, ее сценария, и, наконец, 3) самостоятельное, сознательное решение изменить свой сценарий. В последнем случае важно прежде всего подумать о целях своей жизни. Целях главных, смыслообразующих. Это простой вопрос, который в той или иной форме, более или менее отчетливо, но задает себе каждый: чего я хочу добиться в жизни? |