ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Успех в жизни для меня — это... Следующее наше задание — поиск ответа именно на этот вопрос, только сформулированный несколько иначе: каковы мои притязания в жизни? Что я буду считать успехом, что неудачей? Запишите ответы на эти вопросы как можно более подробно. После того как вы сделаете это, «раздвиньте границы» успеха и неудачи. Например, так: «Представление о жизненном успехе — теннисист мирового класса, чемпион престижных турниров. Более низкий уровень, но все же успех — теннисист, входящий в число 20 сильнейших игроков мира, следующий — тоже успешный, но в пределах страны и т. д.». Другими словами, надо снижать уровень желаемого успеха до тех пор, пока субъективно вы будете чувствовать, что успех в этом все-таки присутствует. То же самое с неудачей в жизни — вы «улучшаете» ее до тех пор, пока субъективно она будет продолжать восприниматься вами как неудача. Я только хотела бы вас предостеречь от действия по принципу «все или ничего», о чем мы уже говорили. Сможете ли вы хотя бы в мыслях, в мысленном эксперименте отойти от этого? Если нет, имейте в виду, вас ждут достаточно трудные испытания, поскольку все, что хоть немного отстает от вашего жизненного сценария, будет восприниматься как неудача. Мне бы хотелось в этой связи привести одно из высказываний Л. Н. Толстого, который, хотя и в несколько ином плане, говорил о соотношении саморазвития и стремления к совершенству: «...главная моя ошибка... — та, что я усовершенствование смешивал с совершенством. Надо прежде понять хорошенько себя и свои недостатки и стараться исправлять их, а не давать себе задачей — совершенство, которого не только невозможно достигнуть с той низкой точки, на которой я стою, но при понимании которого пропадает надежда на возможность достижения»*. Расширение «поля успеха» и «поля неудачи» обеспечивает необходимый запас прочности, причем важно, что это делается не только «сверху», со стороны удачи, но и «снизу», показывая тот уровень, ниже которого вы ни в коем случае не сможете опуститься, если хотите уважать себя. Московские психологи С. Г. Якобсон и В. Г. Щур провели с младшими школьниками и дошкольниками очень интересный эксперимент, который в психологическом фольклоре называется «Про Карабаса и Буратино». Суть его состояла в том, что детям предлагалось сопоставить свое поведение и оценить себя в целом с точки зрения двух образцов — положительного, желательного (его воплощал Буратино) и отрицательного (Карабаса Барабаса). Выяснилось, что многие дети считали себя хорошими, как Буратино, даже признавая (с по. мощью экспериментатора), что в конкретной ситуации они вели себя, «как Карабас». Переходя с детского языка на обычный, следует сказать что наличие таких двух образцов, эталонов — «желательного Я» и «нежелательного Я», образцов очень конкретных, эмоционально насыщенных, как Карабас и Буратино для детей, очень важно не только для достижения, но и для понимания своих целей в жизни. Поэтому следующее наше задание такое: в возможно более яркой и образной форме представить сначала свое «желательное Я», а затем — обязательно — «нежелательное Я». Лучше всего это делать либо с помощью расслабления, либо с помощью приема «театр», что для вас лучше. Вообще представление и оценка себя с точки зрения двух эталонов — положительного и отрицательного — очень эффективны, и я рекомендую использовать этот прием, поскольку привычно, автоматически мы используем, как правило, лишь один эталон. Только хорошо бы сохранить при этом и мудрость маленьких детей, которые продолжали считать себя «хорошими, как Буратино», несмотря на признаваемые у себя «карабасовы» черты. «Зону прочности» с точки зрения жизненных целей, притязаний можно укрепить еще одним способом — увеличивая, расширяя число жизненных целей, позволяя им захватывать самые разные области жизни. В этом случае вы будете гарантированы от того, о чем поется в одной забытой эстрадной песне: «На тебе сошелся клином белый свет». Итак, наше следующее задание — на расширение круга притязаний. Это задание заимствовано у психолога И. В. Дубровиной. Состоит оно в следующем. Возьмите лист бумаги, например «форматку» для черчения или рисования. Напишите в центре крупно букву «Я» Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом. Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «Я» может быть реализовано, и определить «желательное» * «нежелательное Я» для каждой области. Просто проводите линию от «Я» центра вашей Вселенной, рисуйте квадратик или кружочек и пишите. Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы закончили, придумайте еще четыре — любых, самых неожиданных. Но важное условие — они должны быть вполне реальны, впрочем, как и все остальные. Теперь отложите эту «звездную карту» своей жизни и посмотрите на нее немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника? Ведь у вас, как выяснилось, столько возможностей. Так пользуйтесь ими. И это дает нам очень важный ключ к приобретению самоуважения, самопринятия, уверенности в себе. Ключ15: Компетентность. Приобретение умений и навыков в самых разных областях, умение налаживать контакты, общаться с самыми разными людьми сделает вас, как написал один из участников нашей группы, «независимым и свободным для жизни». Это даст возможность саморазвития и преодоления ограниченного жизненного сценария. |