ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Кто и что направляет поведение Следующий момент нашего рассмотрения — это вопрос о так называемомвнешнем или внутреннем контроле. В психологических исследованиях было показано, что люди различаются по тому, объясняют ли они события своей жизни влиянием других людей или случая, рока, судьбы (таких людей называют «экстерналами» или «внешне направляемыми», «ориентированными на внешний контроль») или, напротив, считают, что все зависит только от них самих (таких называют «интервалами», «внутренне направляемыми», «ориентированными на внутренний контроль»). Мы уже касались этого вопроса, когда анализировали методику «Кто Я?» и говорили о каузальной втрибуции. Существует, конечно, множество людей, которых нельзя отнести ни к той, ни к другой группе. Однако подлинно самоактуализирующаяся личность — это не просто «немного того, немного другого». Вот что пишет об ориентации на внешний (внутренний) контроль уже неоднократно цитируемый мной Э. Шостром: «Чтобы понять актуализацию, нужно прежде всего хорошо разобраться в понятиях — внутреннее руководство и руководство со стороны других. Внутренне направляемая личность... оказалась со встроенным в раннем периоде жизни психическим компасом — гироскопом, который был установлен и запущен родительским влиянием. Позднее этот гироскоп претерпел дальнейшие влияния со стороны других авторитетных фигур. Внутренне направляемый человек проходит черезжизнь независимо с внешней точки зрения, однако еще подчиняясь этому внутреннему направлению. Источник его руководства внедрен ранее, и им управляет небольшое число принципов... Опасность избытка внутреннего руководства состоит в том, что индивид может стать нечувствительным к правам и чувствам других и может почувствовать, что может манипулировать ими авторитетно по причине своего внутреннего чувства «правоты»... Личность направляемая другими, из-за страхов и сомнений со стороны его родителей в отношении того, как его вырастить, оказалась мотивированной развить радарную систему, чтобы получить сигналы от значительно более широких кругов... его первичное чувство склоняется к страху перед сменяющими друг друга голосами «авторитетов» или перед любым пристальным взглядом. Опасность руководства со стороны других состоит в том, что манипуляция как в форме угождения другим, так и в форме обеспечения постоянного принятия становит его первичным методом отношения. Таким образом, можно видеть, что изначальное чувств страха может быть трансформировано во всепоглощающую неутомимую потребность в привязанности или уверениях в любви... Самоактуализирующаяся личность имеет тенденцию быть менее зависимой... как в крайностях внутреннего руководства, так и в крайности руководства со стороны других. Ее можно характеризовать как имеющую более автономную самоподдерживаемую или бытийную ориентацию. Она руководима другими там, где она до некоторой степени должна быть чувствительна к человеческому одобрению, расположению и доброй воле, но источник ее действий по существу — это внутреннее руководство. Этот человек руководим в большей степени внутренне, но его свобода не завоевана бунтом или нажимом на других или борьбой с ними. Он полностью выходит за пределы внутреннего руководства с помощью критической ассимиляции и творческого развития своих прежних принципов жизни. Он открыл внутренний вид жизни, который дает ему уверенность»*. А вот какие примеры высказываний каждого из этих типов личности приводит Э. Шостром. Личность с полной внутренней ориентацией: «Моим чувствам можно верить», «Что бы я ни решал, я должен принять свое собственное решение», «То, что я хочу, есть то, что я делаю». Внешне направляемая личность: «Что подумают люди?», «Скажи мне, что ты думаешь, мне следовало делать?», «Что нужно делать, чтобы правильно делать?» Самоактуализирующаяся личность: «Я сверяюсь с теми, кто любит меня и поэтому принимает мои собственные решения», «Я собираю столько информации по проблемам и следствиям, сколько можно, а затем доверяю решение моим глубочайшим чувствам», «Я свободен от их давления, но, однако же, меня интересует то, что они думают»*. А теперь вернитесь вновь к нашемуключу 7 (с. 13) и подумайте над ним с этой точки зрения — что на самом деле означает «верьте своим чувствам»? Я думаю, вы помните, что в списке самоодобрения вторым, т. е. в самом начале, находится как раз это умение — разумное отношение к оценкам со стороны других людей. Другими словами, самопринятие впрямую зависит от того, ориентированы вы на внешнюю, внутреннюю оценку или ваша ориентация — сложное соединение, которое так образно описывает Э. Шостром. А какой тип ориентации характерен для вас? Определите это, записав сначала тот ответ, который вам кажется правильным, не думая и не анализируя. Затем просмотрите свои результаты по методике «Кто Я?» с этой точки зрения и, наконец, проанализируйте несколько событий своей жизни — равное количество из прошлого и настоящего, например по два. После этого подумайте таким же образом о своих ближайших и более отдаленных планах — от чего, считаете вы, зависит их исполнение (или от кого). В анализе вам помогут следующие вопросы: 1) что я делал, чтобы достичь в этой ситуации успеха; 2) знал ли я, чего я хочу, или ждал, пока мне это объяснят другие; 3) откуда взялась эта ситуация, кто мне подсказал эту цель; 4) был ли я активен или пассивен — действовал сам, ждал помощи от дру-nix или думал, что все само собой как-нибудь образуется; 5) насколько типично для меня поведение в данной ситуации? Естественно, по отношению к будущему эти вопросы надо давать в будущем времени. И вновь запишите общий вывод. Теперь сравните результаты по всем этапам выполнения этого упражнения. Не обнаружили ли вы чего-нибудь нового, пеожиданного для себя? Совпали ли начальное впечатление и окончательный вывод? Нравится ли вам этот результат? Получилось ли то, что вы хотели? Если нет, то рецепт здесь один — действуйте на новом уровне. Дайте себе слово ч хотя бы в течение ближайших двух— четырех дней действуйте как самоактуализирующаяся личность, т. е. такая, чья жизненная ориентация в описании Э. Шострома вам показалась наиболее привлекательной. Не забывайте каждый вечер анализировать, что у вас получается. И еще. Занимайтесь мысленным экспериментированием. Представьте, как бы изменилась та или иная ситуация, если бы вы по-другому представили свое участие в ней, поняли меру своей ответственности за нее. В качестве примера выполним следующее упражнение. Вспомните и запишите три самых приятных события вашей жизни за последний год, три самых неприятных и три нейтральных. Затем каждое событие оцените с точки зрения того, насколько они были вызваны вами, а насколько— другими людьми или обстоятельствами. Сделайте то, что вы уже хорошо умеете, — определите, действовали ли вы в этих ситуациях как «внешне или внутренне направляемый» человек или как человек, который, ориентируясь на внутренние критерии, уделяет большое внимание тому, что происходит вокруг. А на следующем этапе представьте, что изменилось бы в этих ситуациях, если бы вы придерживались других типов ориентации. Не сдерживайте свою фантазий, дайте ей возможность поиграть. Как лично вам лучше добиться этого, вы тоже уже знаете. Используйте любой из предложенных ранее или выработанных самостоятельно за время наших занятий способов. Теперь то же самое сделайте с тремя ближайшими и тремя отдаленными планами и целями. Вы имеете прекрасный шанс — выбрать тот вариант, который вам больше всего нравится, и осуществить его. Не упустите этот шанс. Знаете, чем еще важен актуализационный тип ориентации на внешний/внутренний контроль? Он позволяет правильно относиться к тому, что называется «жизненный опыт». Нам кажется, что мы все знаем о значении жизненного опыта, об «учебе на ошибках» и т. д. С другой стороны, многие из нас часто думают и заранее готовят себя к той или иной ситуации. Сложность, однако, в том, что никогда ничего не повторяется, никогда ничего не бывает точно таким, как вы себе представляли, как о том говорят, к чему готовят книги, статьи. Жизнь идет своим, только ей известным чередом, и ни одна ситуация не похожа на ту, которая была или которой она должна была быть по нашим представлениям. Примеры, которые любят в этом случае приводить психологи, — чтение о первом поцелуе, его ожидание и настоящий первый поцелуй; читать о плавании и на самом деле учиться плавать. Исследования показывают, что тот, кто «ориентирован вовне», часто настолько уверен в том, что сказано выше, что подходит к каждой ситуации как к новой. «Внутренне направляемые», напротив, склонны придавать чрезмерно большое значение имеющемуся опыту, также всевозможной предварительной подготовке к ситуации. Ограниченность этого очевидна — изменение ситуации ведет к тому, что такой человек не может к ней приспособиться, эффективно действовать. Он продолжает играть по старым правилам, не замечая, что игра давно уже изменилась. Таким образом, ориентация на прошлый опыт или на чужие советы, «как правильно жить», даже если они не приводят к неблагополучным последствиям, тормозит развитие личности. Совершенно по-другому обстоят дела у тех, кто понимает, что опыт, «полезные советы» и т. п., как говорится в одном из наших ключей, — лишь ткань, из которой в каждой ситуации можно шить новую одежду. Пользуясь известным древним изречением, они понимают, что в каждый момент жизни входят в новую реку, но при этом признают полезность своих знаний о свойствах воды, о правилах поведения на воде, о том, как лучше плыть. ТВОРЕЦ СВОЕЙ ЖИЗНИ Не важно, насколько нелеп, глуп и смешон я могу быть, это я, и я должен быть патриотом себя. Э. Шостром Ничто так не красит женщину, как убежденность в своей красоте. Софи Лорен «Будьте собой, но в лучшем виде» Психотерапевт из Австралии Фалу Эйр определяет это так: станьте режиссером своей жизни, вместо того, чтобы быть Атером»*. Так она назвала и свою книгу, из которой мне хотелось бы привести один небольшой фрагмент: «Не ситуация, а то, как вы на нее отвечаете, определяет качество вашей жизни. Пока мы убеждены, что наша жизнь предопределена окружением или удачей, мы остаемся бессильными. Ключ к ощущению личной силы — знать, что если вы и не можете контролировать ситуацию, то в ваших руках абсолютный контроль над своей реакцией на нее. А то, как мы реагируем на ситуацию, определяет, войдем ли мы в восходящую спираль позитивных мыслей и энергии или в нисходящую спираль негативных мыслей»** (помните про отношение и магнит?). Давайте воспользуемся призывом Фалу Эйр и поставим фильм — каждый про свою будущую жизнь. Вот как предлагает это сделать московский психолог Н. Н. Толстых: «Представьте себе всю вашу будущую жизнь как художественный фильм, в котором вы играете главную роль. Вы сами — и сценарист, и постановщик, и директор картины. Вам решать, о чем будет этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут действовать персонажи, где будут происходить события».* А дальше — внимание! Очень важный момент — надо нарисовать на бумаге свой портрет — портрет героя будущего фильма, но не обычный автопортрет, а такой, каким бы вы хотели стать. При этом не важно, будет ли этот рисунок выполнен в реалистической, абстрактной или в какой угодно другой манере. Важно, чтобы он отражал вас таким, каким вы хотели бы видеть себя в будущем. Вы можете воспользоваться приемом, который рекомендует психолог Н. Н. Толстых, особенно если вы любите рисовать (не важно, умеете или нет) и передаете в рисунке не столько внешность, сколько чувства, отношения, а можете сделать это в воображении. Оборудуйте место для занятий так, как мы делали это в упражнениях на расслабление, «театр». Включите тихую музыку, под которую вам приятно мечтать. Расслабьтесь и посидите несколько минут спокойно, ни о чем не думая, А теперь мысленно начинайте рисовать свой портрет в полный рост. Рисуете ли вы мысленно или на бумаге — это безразлично, важно, чтобы, рисуя, вы думали о том, что сейчас вы рисуете себя таким, каким хотели бы видеть. Рисуете не только свой внешний, но и, главное, внутренний облик. Вы создаете себя сами. Что из того, что в вас сейчас есть, вы обязательно нарисуете? Что не нарисуете ни за что на свете? Что вы вложите в себя такого, чего в вас сейчас нет? Я надеюсь, вьг уделите достаточно внимания своей внешности, своему телу, своему физическому здоровью? Какие умения, способности, идеи, какая внешность вам понадобятся? Для чего вам все это? Какие задачки из учебника жизни вы собираетесь решать? Подумайте об этом. Порисуйте еще немного и закончите портрет. Отдохните немного и посмотрите на него. Скажите себе: «Это я. Такой, каким я сделал себя сам. Нравлюсь ли я себе таким?» Если нет или не совсем, все еще можно исправить. Внесите необходимые изменения, уберите ненужное, добавьте детали. Сделайте все, чтобы вы были довольны. Не торопитесь. Вы можете уделить этому не одно, а два и даже три занятия (но, пожалуйста, не больше). Теперь вы нравитесь себе? Тогда опишите словами то, что вы в него вложили. Наш герой готов к действиям. Пора сочинять сценарий, режиссировать, ставить фильм. Пусть этот сценарий начинается с самого ближайшего будущего, лучше всего с завтрашнего дня. Придумывайте, что хотите, одно важное условие — это должен быть фильмпро победителя. Конечно, я не предлагаю вам придумать фильм в духе совершенно вам не знакомой «эпохи бесконфликтности», когда в литературе, в кино можно было бороться только хорошему с лучшим. Представляете, какая тоска была бы, как невыносимо скучно смотреть фильм, где у героя все только хорошо, очень хорошо или просто замечательно. Поэтому пусть в вашем сценарии будут и неудачи, и провалы, и любые катаклизмы, но это должен быть сценарий про победителя, повторю еще раз. Значит, вы должны придумать наиболее интересные пути преодоления жизненных трудности. Если вы выберете для сценария путь избегания трудности, то фильма про победителя не получится. Сочиняя сценарий, имейте в виду следующее. Многие психологи в результате исследований, психотерапевтической, тренинговой работы приходят к выводу, что для изменения отношения к себе и даже самого себя большое значение имеет так называемое позитивное мышление, о чем мы много говорили в начале нашей работы. С этим связана, кстати, такая распространенная рекомендация, полезность которой можете доверить: каждое утро начинайте с того, что, смотрясь в зеркало, говорите: «Я люблю себя. Я достоин этой любви. Я одобряю себя. И благодаря этому я могу развиваться, изменяться идти дальше». Но вернемся к нашему фильму. Вы уделили достаточно внимания другим персонажам? Обстановке? Тому, что происходит вокруг? Надеюсь, ваш герой живет в нормальном, обычном, а не идеализированном мире. Запишите этот сценарий и вспоминайте о нем почаще. Вспоминайте о том, что вы имеете возможность творить свою жизнь и самого себя. Выдающийся русский актер и теоретик театрального искусства Михаил Чехов написал удивительные строки по этому поводу: «...одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это — ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах своей личности... По опыту я знал только об одном виде творчества: вне себя. Мне представлялось, что творчество неподвластно воле человека и направление его зависит исключительно от так называемого природного предрасположения. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня естественно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к овладению творческой энергией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя»*. Оставьте прошлое прошлому Мы уделили много внимания будущему. Но вернемся теперь к другим измерениям нашей жизни. Обратимся к прошлому, ведь там все наши неудачи. Но скажите мне, пожалуйста, разве перемалывание прошлого — повод, чтобы портить себе да и всем окружающим жизнь сегодня? Вернитесь к результатам упражнения «Кто Я?» — не оказались ли вы тогда полностью в прошлом? Автор следующего упражнения сам Л. Н. Толстой, точнее, один из его любимых героев, тот, кому он в качестве фамилии дал свое имя — Левин из «Анны Карениной». Открываем часть вторую книги и читаем о том, каковы были мысли Левина после того, как Кита Щербацкая отказалась выйти за него замуж: «Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: «Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что ж? — теперь, когда прошли года, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчать меня. То же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен»*. И немного ниже: «...воспоминание об отказе и роли, которую он играл при этом, мучило его стыдом. Сколько он не говорил себе, что он тут ни в чем не виноват, воспоминание это, наравне с другими такого же рода стыдными воспоминаниями, заставляло его вздрагивать и краснеть. Были в его прошедшем, как у всякого человека, сознанные им дурные поступки, за которые совесть должна была бы мучать его, но воспоминание о дурных поступках далеко не так мучало его, как эти ничтожные, но стыдные воспоминания. Эти раны никогда не затягивались»**. Л. Н. Толстой, как и положено великому классику, указывает здесь не только на удивительную особенность мучающих нас воспоминаний — это очень часто не воспоминания о плохих поступках, а память о тех моментах, когда мы выглядели жалкими, смешными, «потеряли лицо», но и показывает способ обращения с этими воспоминаниями, способ, который в дальнейшем не без труда был открыт психотерапевтами. «Но как же этот способ действует, — спросите вы, — если Л. Н. Толстой сам говорит, что эти раны не заживают?» Да, они продолжают саднить, но приобретают необходимую перспективу. Мы смотрим на них, как в перевернутый бинокль. Но — мы об этом уже говорили — стоит случиться чему-то похожему, и старая пластинка тут как тут, она готова к работе. Наша задача — не допустить слияния этих случаев. Мы должны контролировать и разъединять их. А теперь упражнение. Выберите несколько воспоминаний, которые особенно неприятны вам. Подумайте, о чем говорят эти воспоминания, и отберите те, которые, как у Константина Левина, связаны с ощущением, что вы выглядели жалким, ничтожным, «уронили себя». «Переверните бинокль» и посмотрите на них издалека. Представьте, что прошло 5—6 лет [Q может быть, на самом деле уже прошло?), вы вспоминаете о том, что было, и анализируете, как это связано с вашим представлением о себе сегодня. Помните — это было давно, и вы не можете это переживать слишком бурно. Ваши эмоции лишь тень того, что было когда-то. Это событие в прошлом. В настоящем лишь ваши воспоминания. Если вы сами не будете многократно перемалывать эти негативные мысли, то они никак не смогут влиять на ваше сегодняшнее представление о себе. Это всего лишь воспоминания. Из них мы можем взять лишь какие-то нити для ткани, из которой мы можем сшить одежду для сегодняшнего дня. Но и только. А впрочем... Давайте снова «перевернем бинокль» и приблизим их к себе. Только, чур, не бояться и, как элегантно выражаются некоторые мои коллеги, «не эмоционировать»! Посмотрите на них с интересом, как на свое достояние, на то, что составляет историю вашей жизни. Известному нашему психологу С. Л. Рубинштейну принадлежат такие слова: «Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю». Но для истории важно все, нельзя забыть, умолчать о чем-то, иначе, по известному выражению Сервантеса, мы превратим историю в проститутку, которая будет отдаваться кому угодно. А применительно к личности — это отказ от себя, постоянная поддержка и защита своего ложного образа, созданного с помощью механизма вытеснения. И необходимость отдавать себя любому, кто будет предоставлять лишь поддерживающую информацию. Так не велика ли цена за отказ от достаточно, как мы выяснили, безобидных воспоминаний прошлого? Безобидных, если они остаются в прошлом, и даже ценных, как часть нашей жизни, наша история. Вновь «перевернем бинокль». Посмотрим на эти воспоминания еще только один раз. Дадим им возможность остаться в прошлом. Не будем записывать новые тексты на старые пластинки. И перейдем к настоящему. Здесь у нас упражнения и один небольшой разговор. С него, пожалуй, и начнем. А разговор этот о роли внешности в отношении к себе. Ох уж эта внешность! Скольким людям она испортила жизнь! Мы слишком тонкие или слишком толстые, слишком высокие или слишком маленькие. Я уже не говорю о коже, зубах. Да мало ли! Я помню девушку, которая в ответ на вопрос: «Что меня не устраивает в себе?» — написала длинный список, начинавшийся с «черт лица» и «фигуры», а заканчивавшийся «ногтями на пальцах рук и ног». Мы все знаем и специальные исследования подтверждают, что внешность имеет существенное значение при оценке человека другими людьми. Существуют достаточно устойчив вые стереотипы, благодаря которым людям с определенной внешностью приписываются вполне определенные черты. Думаю, вы прекрасно понимаете, почему Пьер Безухов, вызывающий с первого появления на страницах «Войны и мира» симпатию, наделен одним типом внешности, который ассоциируется с добродушием, открытостью, наличием силы и вместе с тем абсолютным отсутствием агрессивности, стремления нападать, а, допустим, Андрей Болконский совсем другим.Илиизвестный монолог Юлия Цезаря из одноименной трагедии В. Шекспира, который так любят цитировать психологи, и я тоже не могу себе отказать в этом удовольствии: Хочу я видеть в свите только тучных, Прилизанных и крепко спящих ночью. А Кассий тощ, в глазах холодный блеск. Он много думает, такой опасен. (Перевод М. Зенкевича) И немного ниже — снова: «Он слишком тощ!»* В переводе на язык научно-популярных статей то же самое может быть передано такой, например, фразой: «Люди пикнического телосложения воспринимаются Цезарем как безопасные (добавим в скобках — почему бы опять не вспомнить Пьера Безухова), а люди астенического телосложения — как угрожающие». А мода на внешность? Изменяющиеся представления об эталоне мужской и женской красоты? И тесно связанная с этим возможность носить модную одежду так, чтобы она на вас смотрелась? Стоит ли перечислять? Не случайно в одной из своих работ я получила такие данные: многие считают, что особенности внешности влияют на дружеские и любовные отношения, на возможность создать ту семью, о которой мечтал, и даже на производственную карьеру. И мне кажется, что это вполне справедливо. Отсюда понятно, какое значение имеет внешность для нашей «Я-концепции», для самопринятия. Внешность составляет важную часть нашего «Я», причем часть — и это сейчас Для нас особенно значимо — наиболее открытую, наиболее социально уязвимую и, как хорошо всем известно, социально значимую. К внешности, по-видимому, в наибольшей степени подходит теория так называемого «зеркального Я», согласно которой на «Я-концепцию» человека наиболее существенное влияние оказывает его представление о том, как его оценивают другие. Все мы убеждены, что внешность исправить очень трудно, а она если и изменяется, то, как правило, к худшему. Лишь очень немногие счастливчики, довольные своей внешностью, рассматривают ее как дар небесный, для очень многих — это неизвестно за что полученная кара. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия сформулирована одной симпатичной толстушкой, которая, глядя на себя в зеркало, в отчаянии воскликнула: «Как я могу полюбить себя, когда у меня такое безобразное тело?» Начнем с того, что вопросы внешности имеют очень большое значение в любом возрасте. Вы меняетесь, ваша внешность меняется. Новая внешность значима с точки зрения привлекательности и для мужчин, и для женщин. И конечно, это очень важно. Но вот что интересно. Существуют определенные эталоны красоты и физического совершенства. Именно с ними, желая того или не желая, мы сравниваем себя. Именно от них, с другой стороны, зависит то, кто из представителей противоположного пола привлечет наше внимание. Правда, здесь нельзя не вспомнить старый анекдот. Молодой человек ушел из дома и решил обойти весь мир, чтобы встретить женщину, такую же прекрасную, как его любимая кинозвезда. И вот уже умудренным человеком он возвращается домой. «Ну что, ты так и не нашел такой женщины?» — спрашивает приятель. «Нашел, — отвечает тот, — но она искала совершенного мужчину, такого же прекрасного, как ее любимый киногерой». По улицам городов и тем более поселков не расхаживают Шварценеггеры и Клаудии Шиффер. Близость к эталону редкость. Давайте признаем это и будем исходить из реальности. А реальность такова — любят всяких: коротышек и длинных, веселых и грустных, глупых и даже иногда умных, толстых и худых, с тонкими чертами лица и с носом-картошкой, усыпанным веснушками. Любят всяких. Внешняя привлекательность, как показывают специальные исследования, влияет на «Я-концепцию» по типу самореализующегося пророчества. Этот механизм вообще очень важен для нашего представления о себе и нашей жизни в целом. Что это означает? Возьмем хотя бы девушку-толстушку, о которой говорилось выше. Она стесняется своей фигуры, одевается во что-то довольно бесформенное и темное, почти не танцует» старается сесть так, чтобы не бросаться в глаза. Как вы думаете, легко ее полюбить? Не буду приводить противоположного, «положительного» примера, каждый может легко его увидеть, если посмотрит вокруг. Очень многие сомневаются в своей привлекательности и )кдут подтверждения этого от людей противоположного пола. Логика простая и очевидная: «Я нравлюсь многим, значит, я привлекателен». Но ведь мы уже знакомы с таким подходом — это наш старый друг или враг, или знакомый ~ как угодно — внешний контроль, внешняя ориентация. И хоть наша внешность уже в самом звучании слова несет этот внешний смысл, я все же считаю, что на эту сторону нашей «Я-концепции» распространяются все те отрицательные моменты, которые влечет за собой подобная направленность. Тем более что по механизму самоподкрепляющегося пророчества ваши сомнения могут вызвать такие же сомнения с противоположной стороны. И подход здесь тот, с которым мы уже знакомы: при внимании к внешней оценкеглавное — это собственный взгляд на себя. Я не случайно в качестве одного из эпиграфов к этому разделу взяла высказывание Софи Лорен. Мне кажется, в нем суть вопроса. Итак, для начала я вновь предлагаю вам подумать о том, что вы являетесь ценностью (помните гимн самоценности Вирджинии Сатир?). Вы представляете собой ценность и как мужчина или женщина. Вы далеки от эталона, скорее всего это так. Но скажите мне, пожалуйста, вы что, всегда стремились быть в жизни отличником? Соблюдали все без исключения правила поведения? Почему именно здесь, во внешности для вас это стало так важно? Из-за повышенной социальной уязвимости, скажете вы. А не преувеличиваете ли вы ее? Есть интересные экспериментальные данные. Испытуемым разных возрастов предложили оценить с точки зрения внешности и предполагаемых, стереотипно связанных с подобной внешностью, личностных качеств сначала изображения сверстников своего и противоположного пола, а затем реальных людей из своего окружения. Обнаружилось, что изображения Действительно были оценены в основном с точки зрения стереотипных представлений. Но при оценке близких ничего Удобного не выявилось. И не забудем о механизме самоподкрепляющегося пророчества! Вы, ваша внешность представляете ценность. Вам никто не нужен, чтобы подтвердить это. Вы это знаете сами и не будете использовать внимание со стороны других как способ самоутверждения. Но это вовсе не означает, что другие оценят васбез всяких Усилий с вашей стороны. Вы одеваете то, что вам идет, и думаете о том, как лучше «подать» себя. Мне очень нравится сравнение, которое по этому поводу приводит М. Кент, автор книги «Как выйти замуж»: «Но разве не достаточно быть просто самой собой, вести себя естественно? Да, будьте собой, но в самом лучшем виде. Даже если вы неотразимы, от самосовершенствования вы только выиграете... Если вы все еще думаете «я просто хочу быть собой!», прикиньте, что происходит когда вы заходите в ресторан и заказываете чашку кофе. Вы не ждете, что ее принесут бесплатно, потому что «эта чашка кофе для меня». Вы знаете, что никакое ваше «Я» не даст вам бесплатную чашку кофе. Просто быть собой и ничего больше не делать — это не принесет вам в жизни ничего, тем более такого мужа, о котором вы мечтаете»*. Мне остается добавить лишь — и такой жены. Для мужчин это так же справедливо, как и для женщин, только «формы подачи» несколько иные. О том, как лучше «подать» себя, что делать с недостатками внешности, существует много книг и журналов, и я отсылаю вас к ним. Моя же задача — напомнить вам, что ваша внешность очень ценна, потому что, за исключением близнецов, нет человека с такой же внешностью. Только не надо уныло думать: «И слава Богу! Повезло же всем остальным». Я предлагаю подумать о вашей внешности как о собственном достоянии, которым вы должны распорядиться как можно лучше. Для этого надо хорошо знать свою внешность. Между прочим, эксперименты показывают, что люди не очень хорошо знают, как выглядят со стороны. Недаром Л. Н. Толстой отмечал, что, когда Николенька смотрелся в зеркало, глаза его были скорее глупые. Неоднократно было показано, что человек, глядя в зеркало, смотрит на себя с особым выражением и принимает «особую» позу, совершенно несвойственную ему обычно. Более того, отмечено немало случаев, когда люди не сразу узнают себя на видеопленке и очень часто бывают разочарованы. У нас есть внутренний образ собственной внешности, который не совпадает или не полностью совпадает с реальным. Был проведен такой остроумный эксперимент. Испытуемого фотографировали и предлагали спроецировать фотографию на настенный экран. Одновременно перед ним ставили зеркало. Он должен был «подогнать» фотографическое изображение к зеркальному отражению, для чего имел возможность изменять пропорции фотографии — расширять, сужать. Выявилось, что между реальным образом и тем, который имеет человек, есть существенные расхождения, которые нами не осознаются. К чему все это говорится? А вот к чему: во-первых,не надопреувеличиватьсвои недостатки. Одно дело, когда вы пристально рассматриваете родинку на носу и она начинает занижать в вашем внутреннем представлении о себе громадное место, вы стараетесь сесть так, чтобы ее не было видно, и т. п. И совсем другое, когда кто-то смотрит на вас со стороны и родинка — лишь мелкая черточка, которой вообще не уделяется внимание. Одно дело, когда вы в ужасе смотрите в зеркало и видите, какого вы низкого роста, и совсем другое, когда '^о-то смотрит, как вы идете по улице. Не исключено, что ее (или его) привлечет ваша походка, или гордая посадка головы (о которой вы даже не подозреваете) или еще что-нибудь. Во-вторых,не надо преуменьшать свои недостатки, и уж тем более игнорировать их. Отнеситесь к ним разумно и найдите способ или избавиться от них, или придать им какой-то иной смысл с помощью одежды, прически, а у девушек еще есть и макияж, или превратить свои недостатки в достоинства. Если не ошибаюсь, кажется, у Клауса Манна была героиня, у которой были очень полные ноги, и она, чтобы подчеркнуть это, носила тонкие, обтягивающие красные и зеленые чулки. И что вы думаете? Окружающие были уверены, что у нее очень красивые ноги! Впрочем, так оно, наверное, и было. Ведь красота — понятие относительное! В-третьих,надо научиться трезво, непредвзято рассматривать себя, изучать свою внешность. Здесь подойдет и мнение других, особенно тех, кому вы доверяете, и моментальные фотографии, и видеопленка. Можно воспользоваться и таким упражнением. Его лучше всего выполнять в купальном костюме или обнаженным. Сначала вам надо, как говорят актеры, «разогреться», ощутить свое тело, свое лицо в движении. Лучше всего, если вы начнете танцевать или выполнять такие мышечные движения, которые доставляют вам «мышечную радость». Позанимайтесь так не меньше 10 мин, но так, чтобы вам действительно это было приятно. Затем подойдите к зеркалу, в котором вас видно полностью, и закончите перед ним свой танец или свои упражнения. Выразите свое удовольствие от танца, улыбнитесь себе, своему послушному телу. Посмотрите, вы нравитесь себе сейчас! Нравитесь! Пусть совсем немного. Сделайте все, чтобы понравиться себе. Что вам в себе нравится? Обязательно найдите ответ на этот вопрос. (На вопрос, что не нравится, вы давно себе ответили.) А теперь постойте немного спокойно перед зеркалом, затем закройте глаза и представьте свое изображение. Что вы увидели? Достоинства или недостатки? Понравились ли вы себе или нет? Откройте глаза. Рассмотрите то, что вы в первую очередь увидели с закрытыми глазами, причем смотрите сначала просто на тело, а потом на то, как оно выглядит в зеркале. Если что-то рассмотреть в зеркале трудно может быть, вы сможете сделать систему зеркал, использовав, например, створку окна или еще одно зеркало. Сравните свое впечатление с тем, что вы увидели. Ну а сейчас, наконец, займемся тем, что вас так портит. Не важно, что именно вы увидели, закрыв глаза. Сейчас вы должны полностью от. даться любимому делу — рассматриванию недостатков (правда, самых главных) своей внешности. Если это недостатки тела — рассматривайте их так, как было предложено выше: сначала просто так, а потом в зеркале. Представьте себе, как изменилась бы ваша внешность, если бы этого недостатка не было. Но все остальное должно остаться по-прежнему. Вас это удовлетворит? Да? Тогда подумайте, что прямо сейчас вы можете сделать или начать делать, чтобы изменить этот недостаток. Не довольны? Может быть, вы тревожитесь из-за чего-то другого? Главный недостаток вашей внешности другой? А может быть, внешность — только предлог, а дело в чем-то другом? Существует множество рассказов о людях, которые всю жизнь страдали, например, от слишком большого носа, добивались косметической операции, а потом донимали хирургов, требуя вернуть им их старый нос, потому что вместе с ним они потеряли себя, точнее, что-то важное в себе. А для некоторых — это еще и потеря прекрасного повода для жалоб на несчастную жизнь. Думаете, я преувеличиваю? А как насчет поедания толстяками килограммов сладостей и отрицания даже возможности заниматься физическими упражнениями, и это под стенания о безобразности полноты? Легче всего это объяснить слабой волей, гораздо труднее понять, почему, если действительно у нас есть очень сильное желание изменить свою внешность и мы знаем, как это сделать, нам нужна воля. Известно, что действия по сильному мотиву не требуют волевого усилия. Так какую выгоду мы имеем от нашего недостатка? Впрочем, вернемся к упражнению. Следующий этап — анализ своих достоинств. Вы делаете все то же, что и делали, думая о том, что было бы, если бы эти достоинства были выражены очень ярко, улучшило бы это вашу внешность. Вы уже вполне освоились с человеком в зеркале? Поиграйте с ним в «перевертыши» — представьте, что это он рассматривает вас. Он рассматривает вас внимательно. сантиметрза сантиметром, начиная снизу. А вы, следуя за его взором, так же внимательно рассматриваете ту часть, на которую он смотрит. И так до самой макушки. И наконец, в заключение сделайте несколько поз и выражений лица, как в кривых зеркалах. Все? А теперь сядьте спокойно и запишите ответы на следующие вопросы так, как они приходят вам в голову, без коррекции, даже если это покажется вам неправильным: — понравились ли вы себе после танца (упражнений)? Что в вас было особенно привлекательно? Бросилось ли в глаза что-то особо неприятное? Что именно? — каким вы увидели себя, закрыв глаза? Понравились ли вы себе? Совпало ли ваше мысленное представление с тем, что вы увидели, внимательно рассматривая себя? — что нового вы узнали о главных недостатках своей внешности (постарайтесь назвать не менее 7 новых «сведений»)? Продолжаете ли вы думать, что именно они портят вашу внешность? Как вы хотели бы исправить их? Если вы умеете рисовать, хотя бы немного, нарисуйте несколько вариантов себя, но не имеющего этого главного недостатка. Если не умеете — опишите; — можно ли исправить или хотя бы смягчить действие этих недостатков? Делали ли вы что-нибудь в этом направлении? Каков был результат? Ответьте честно, почему так получалось; — что в вашей внешности самое привлекательное? Назовите не менее 20 привлекательных черт своей внешности. Что нового вы увидели в себе с точки зрения достоинств вашей внешности (назовите не менее 7)7 — что вы можете сделать, чтобы подчеркнуть эти достоинства? Хотите ли вы этого? — какие черты вы подчеркивали в себе, изображая «кривые зеркала»? — что бы будете делать для того, чтобы быть более привлекательным? И будете ли вообще что-нибудь делать? Если нет, Дайте себе честный ответ, почему. Но учтите — это должен быть содержательный ответ. Ответы типа «потому что все бесполезно» и «горбатого могила исправит», увы, не подходят. Если да, работайте дальше так, как мы работали над целью. И еще один общий совет из тех, которые дает М. Кент, рекомендуя не скрывать недостатков, но все же не выставлять напоказ свое «слабое здоровье, близорукость, аллергию, вялость или переломы». Ведь совершенно справедливо то, что, если человек говорит: «Я ничего не стою, обреченный человек, невежда, страшилище, развалина»*, в это скорее всего поверят, даже если говорилось с расчетом услышать в ответ опровержение. Последний вопрос, который нам надо здесь рассмотреть — это вопрос о «Я-концепции» и сексуальных отношениях. И я дам лишь несколько цитат из книги Ф. Зимбардо «Застенчивость». Как известно, застенчивость — одно из ярких проявлений деформированной «Я-концепции», в том числе и концепции внешности. «Секс может править миром, но при этом обычно не приносит застенчивым удовольствия... Сексуальные отношения представляют собой наиболее неопределенную и противоречивую ситуацию, которую только можно представить. Никаких четких рамок поведения здесь не существует, оба партнера обнажены, открыты друг другу и лишены каких-либо внешних защитных барьеров; многие не обладают навыками, необходимыми для этих отношений, или не имели достаточно возможностей такие навыки освоить; и кроме того, большинство людей усвоили нереалистические представления о сексе, почерпнутые из голливудских любовных историй, «мыльных опер»**, журналов типа «Плейбой» и «Плейгерл»... Тревожность пронизывает каждый этап сексуальных отношений... Половой акт обычно рассматривают как двухступенчатый процесс: предложение и, если оно не отвергнуто, действие. Ошибочное и наивное упрощение! Прежде чем предпринять первый шаг, нужно преодолеть множество барьеров. В этом романтическом сценарии триумфу предшествует не меньше моментов, которые необходимо взвесить, чем в шахматной игре. Каждый шаг чреват возможным отказом и потому вызывает трепет. Насколько близко можно подсесть, когда и как поцеловать, когда передвинуть руку из нейтрального положения в вожделенную запретную зону... И куда двигаться потом — выше или ниже, глубже или дальше, но не слишком быстро, не слишком сильно и обязательно «правильно». Но что значит «правильно»? А пока человек думает, планирует, действует, способен ли он (она) ощущать ответную реакцию? И является ли сопротивление партнера возбуждающим поддразниванием или отказом? Большинство из нас испытывают застенчивость в определенных ситуациях сексуальных отношений... Но застенчивые испытывают не просто страх, когда в межличностных отношениях появляется интимность. Секс представляется застенчивому наиболее серьезной угрозой, поскольку он чувствует себя стесненно в любой ситуации, где подвергается оценке и может испытать вторжение в свое личное пространство»*. И в другом месте: «Поскольку сексуальные проблемы составляют предмет особой озабоченности застенчивых, можно предположить, что их интимная близость примитивна, безмолвна, тороплива и протекает в полной темноте... Сосредоточенность на самих себе, характерная для застенчивых, сказывается и в сексуальном плане. Для мужчины опасения по поводу эрекции затмевают эротические переживания. Для женщины неуверенность в своей способности дать и получить удовлетворение становится препятствием к наслаждению. Если мы оцениваем свою сексуальную полноценность по результатам физических актов, а не на основании взаимных чувств, то мы обречены на крах... Застенчивость порой может быть причиной беспорядочных половых связей. Девушке иногда труднее сказать «нет» или «отстань», чем уступить. А бывает, что к этому приводит стремление добиться признания, когда сексуальная активность порождает у человека иллюзию собственной значимости. Ведь если многие желают обладать тобой, значит, они о тебе высокого мнения, не так ли?.. Для многих застенчивых ощущение своей сексуальной неполноценности столь болезненно, что они не решаются обсуждать эту проблему не только с партнером, но даже с терапевтом. Одни стараются принизить роль секса: "Это не главное в жизни, правда?" Другие предпочитают остаться холостяками или старыми девами, дабы избежать неприятностей. Но все они при этом многое теряют». Идеальная модель, которую можно предложить застенчивому человеку, — не просто вступать в половые отношения, заниматься любовью, а относиться к сексу как к неотъемлемой стороне человеческой жизни. Великий гуманист Ролло Мэй сумел высказать то, что интуитивно понимает каждый из нас: «Каждый человек, ощущая себя одиноким, стремится слиться с другим человеком. Он жаждет единения, которое возвысило бы его над ограниченностью собственных сил. Естественно, что вырваться из одиночества человек стремится посредством любви. Но не той любви, которая дремлет в пассивном ожидании подходящего времени, места и партнера. Скорее — демонической любви. Демоническая любовь — это открытость другому, стремление к созиданию, продлению рода; она — счастье и восторг. Она приносит удовлетворение, когда ты чувствуешь, что можешь влиять на другого, формировать его, проявлять свою силу, т. е. что ты кое-что значишь! Это способ понять, что нас ценят!»* Ну вот. Получилась не просто длинная, а очень-очень длинная цитата. Все же мне кажется очень важным, чтобы вы непосредственно, как говорится, из «первых рук», от человека, который много лет занимался проблемой застенчивости, изучал застенчивость и даже создал специальную Клинику застенчивости, — чтобы именно от него вы узнали, как деформированная «Я-концепция» влияет на эту важную сторону человеческой жизни. |