ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Мифологическая лексика Учения 29 страница Древние говорили 76, 411. Друг улыбнулся 67. Жалоба 930. Завет краткий 948. Император 155. Индии древней повесть 659. Индии игра 664. Исследователь скажет 945. Истина древняя 877. Каждый думает 597. Купец эллинский 379. Ленивцы скажут 419. Лукавство 661. Люди говорили 283. Люди жалуются 106. Люди кричат 381. Метод древний 118. Мудрец пишет 885. Мудрые говорят 846. Мы скажем 308, 325, 350, 837. Мыслитель говорил 180, 181, 185, 186, 188–205, 207–211, 213, 214, 217–222, 224, 225, 227–235, 239, 241–244, 246, 248–251, 253–257, 260, 262, 264, 265, 267, 275, 277, 278, 281, 285, 287, 291–293, 298, 300–302, 304, 307, 309–319, 321, 324–327, 330, 332, 334–340, 345, 347, 349, 350, 352–354, 356, 358–360, 362–364, 367–369, 371, 372, 374, 376, 378, 379, 381–383, 386, 390, 391, 393, 394, 396–401, 404, 406, 410–414, 416, 417, 419–422, 424, 426, 427, 432–438, 444, 447, 449, 450, 453, 456, 459, 463–465, 468, 470–472, 475–478, 480–484, 487–493, 495, 497–499, 501–503, 505, 507, 509–520, 525–528, 531–533, 535, 537, 539, 541–545, 548–550, 553, 555, 558, 559, 561–565, 568–577, 579–586, 588–598, 600–650, 652–658, 660–663, 665–670, 672, 674–676, 678–680, 682–684, 687–696, 698–710, 712–724, 726, 728, 730–732, 734, 738–740, 742, 744, 746, 747, 749–751, 754, 756–765, 767–769, 771–773, 775, 776, 778, 779, 781–789, 791, 799, 800, 802–806, 808–822, 824–836, 838, 839, 841–843, 845–848, 850–852, 854–898, 900–912, 914–924, 926, 928–936, 938–944, 946, 948–955. Насмешники скажут 214. Наставление Наше 633. Наставницы говорили 431. Невежды говорят 715. Неразумно сказать 716. Неразумные говорят 785, 792, 813, 825. Новичок спросит 912, 914. Обыватель скажет 401. Пастух ответил 359. Повторено 886. Поговорка 378. Пословица 370, 501, 565. Пословица древняя 47. Поспешность говорит 926. Поэт сказал 692. Правитель говорил 483. Приказ Наш 610. Притча 489, 498, 697. Псалом древний 932. Пусть будет Миру хорошо 891. Путник Великий говорил 175, 176, 178. Радости свойство 764. Рассказ о Мастере 789. Речение 329. Речение древнее 588. Руководитель говорил 658. Самохвалов поправить 914. Сестра восклицает 37. Скажем 437. Скажут 251, 305, 422, 490, 495, 598, 607, 617, 639, 644, 697, 709, 719, 744, 768, 778, 786, 790, 813, 825, 827, 831, 833, 841, 906, 932. Сказано 16, 39, 439, 450, 480, 824, 860, 865, 875. Сказано давно 263, 882. Сказано о борце 394. Сказать любят 771. Сказать могут 468, 673. Сказать можно 60, 698. Сказка древняя 591. Скептик спросит 77. Следует сказать 336. Соломона изречение 495. Спросить могут 708, 833. Спросят 72, 356, 438, 738, 772, 791, 797, 803, 836, 851, 853, 859, 872, 874, 935. Спросят проповедника 448. Учёный скажет 830, 842. Учитель говорит 72, 156, 160, 161, 174, 182, 283. Учитель дает задание 485. Учитель о светилах 176. Философ говорил 222, 249, 629. Философа трактат 615. Формула 730. Ханжи скажут 136. Хитрецы будут требовать 227. Хулители скажут 703. Человек должен сказать 492, 796. Человеколюбец говорил 583. Читатель воскликнул 631. Чувствознание шепнёт 663. ПОСЛЕСЛОВИЕ Симфония Агни Йоги – это научно-справочное издание, в котором произведена попытка прокомментировать Учение в качестве уникального памятника духовной литературы и философской мысли Востока и Запада. Одна из главных задач этой работы была связана с выполнением воли Н. К. и Е. И. Рерихов, призывавших к созданию специального индекса, облегчающего процесс усвоения Живой Этики и упорядочивания практической работы над ней для всех заинтересованных людей. Однако завершение работы над индексом и комментариями к основным понятиям, малоизвестным терминам, символам и неясным местам Учения позволило сделать некоторые выводы более общего характера. Они касаются и смысловых сторон Живой Этики, и её глубинных истоков, и лингвистических аспектов, позволяющих глубже понять содержание Огненного Провозвестия XX века. Людям эмоционального склада эти выводы могут показаться излишними, представляющими собой попытку поверить алгеброй гармонию. Однако думается, что пришло время заменить восторги, характерные для первого знакомства с Учением, на взвешенные и основательные исследования, осмысливающие глубинные закономерности Учения. От этого истина становится ещё более крепкой. Первое, с чем пришлось столкнуться при написании комментариев к Учению, – это связь многих понятий и терминов Агни Йоги с понятиями и терминами "Тайной Доктрины" Е. П. Блаватской. Многие неясные места Учения, малоизвестные архаические имена и слова, встречающиеся в древних сакральных культурах, получают наиболее глубокое, а иногда и единственно точное объяснение через тексты "Тайной Доктрины". Одно это говорит о глубоком внутреннем родстве теософии и Агни Йоги – Учений, принадлежащих к единой сокровенной традиции. Эзотерический универсальный характер этой традиции, несводимой ни к одной известной религиозно-философской системе Востока и Запада, среди прочих факторов находит свое объяснение и в языке Учения, включающем в себя самые разнообразные термины, понятия и символы. Рерихи считали Агни Йогу не религией, но учением, синтетически объединяющим в себе: 1) элементы древних мифологических картин мира, 2) религиозные представления, 3) этические и культурные нормы; 4) философские системы, 5) эзотерические доктрины и 6) фрагменты научных знаний. Индекс всех существительных Агни Йоги позволяет определить общее число слов, относящихся к каждому из выделенных составляющих Учения, а также более глубоко осмыслить их сущностную основу. Критерием для такого осмысления могут служить как чисто формальные лингвистические факторы, например, частотность употребления тех или иных слов, так и содержательные смысловые стороны рассматриваемых терминов или неясных мест Учения. Мифологическая лексика Учения Мифологические представления занимают в Агни Йоге немалое место. К ним относятся и многочисленные легенды и притчи, разбросанные по всем четырнадцати томам Учения, и разнообразные термины, имена божеств и героев Европы и Азии, и отдельные образы, характерные для древних мифологических систем и картин мира. Мифология, содержащаяся в Агни Йоге, наиболее близка к индоевропейской традиции. Для этой традиции характерны следующие такие элементы: "дневное сияющее небо", понимаемое как верховное божество или как «Бог-Отец»; обожествленная Земля-мать, оплодотворяемая Богом-Отцом; смертный человек, ведущий свою родословную от женского материнского начала; божественные противоположности, находящиеся друг с другом в сложных взаимодополняющих отношениях – Солнце и Луна, громовержец-змееборец и побеждаемый им змей огонь и вода. Если внимательно изучить тексты Агни Йоги, то можно обнаружить, что в ней присутствуют многие из перечисленных элементов, разумеется, под другими «именами». "Дневное сияющее небо", где обитает «Бог-Отец», соответствует космической беспредельности, пространство которой управляется Иерархией, согласно Агни Йоге, выполняющей роль коллективного «Бога-Отца». Целый ряд божественных противоположностей, характерных для мифологии индоевропейской традиции, практически без изменения вошли в символику Агни Йоги, говорящей об отличиях в пути Солнца и пути Луны, Архистратиге, который побеждает своего темного соперника Люцифера, оппозиции стихий воды и огня. Миф, согласно мнению ученых – это предание, сказание о богах, духах, обожествленных или связанных с богами героях. Мифы, легенды и сказания рассыпаны по многим страницам Учения. Они разнообразны по своей тематике, содержанию и структуре. Из девяти основных типов мифов, выделенных в мифологическом словаре, в Агни Йоге присутствуют семь типов. К ним можно отнести: этимологические или причинные мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей, включающие в себя мифы о происхождении гор, морей, небесных светил, огня (например, мифы о "Происхождении Гор" и о "Происхождении Молнии", приведенные в Учении); мифы космогонические, повествующие о происхождении Космоса в целом и его частей, превращение Хаоса в Космос, а также представлении о структуре Космоса, который изображается трехчастным вертикально и четырехчастным горизонтально ("Космогоническая сказка", легенды о пахтании, мифологическо-натурфилософские представления о четырёх стихиях и трех уровнях вселенной – физическом, тонком и огненном, характерные для Агни Йоги); мифы астральные, посвященные звездам и планетам (целый букет часто встречающихся в Учении ярких мифов о разнообразных звездах и планетах – Венере, Юпитере, Сатурне, Уране, Сириусе, Свати, Аквариусе); мифы солярные и лунарные (множество мифов, легенд и образов, связанных с темой Солнца и Луны, присущих Учению); мифы календарные, в том числе и мифы об уходящем и возвращающемся, умирающем и воскресающем герое или божестве, мифы об Озирисе, о Шиве, о Фениксе, о безымянных героях, полагающих душу за други своя, упоминаемых в Учении); мифы героические, к которым относятся все мифы и легенды Агни Йоги, помогающие пробудить в человеке высокое начало самопожертвования и бесстрашия (легенды о подвижниках, святых, а также искателях истины, входящие в Учение, а также в книгу "Криптограммы Востока"); мифы эсхатологические, повествующие о глобальных катаклизмах и возможной гибели земной цивилизации и наступлении новой эпохи (легенда о Люцифере, "Пророчества о Шамбале и Майтрейе"). В Учении совершенно отсутствуют такие типы мифов как близнечные и тотемические, присущие народам и культурам, находящимся на ранней стадии развития. Мифы и легенды восточного происхождения явно преобладают над западными сказаниями. Значительное место в мифологическом пространстве Учения занимают легенды, которые названы кристаллом созидательной энергии и венцом мысли, превосходящим даже точное знание. С точки зрения взаимоотношений этих легенд с религиозно-церковным взглядом на мир можно наблюдать только частичное пересечение, тем более в связи с апокрифическим характером большинства мифов и сказаний. Под апокрифами принято понимать сочинения тайного характера, не совпадающего с официальным вероучением и потому непризнанного церковью «священными». Обычно слово «апокрифические» (тайные) употреблялось применительно к христианским текстам гностического характера, которые были написаны с помощью криптограмм специальных письменных знаков, основанных на сложной символике букв, чисел и образов. Криптограммы, содержащиеся в Агни Йоге – это "Криптограммы Востока" (именно так называется одна из книг, примыкающих к Учению и написанных Е. И. Рерих), излагающие не западную гностическую, но сокровенную духовную традицию Азии. Мифологическая лексика Учения не столь богата как религиозная, однако, её роль отнюдь не сводится к созданию некоего колорита. Она свидетельствует о том, что своим глубинным историческим основанием Учение восходит к индоевропейской традиции. Древние имена и названия Адонай, Истар, Валгалла, Кали, Майтрейя, Озирис принадлежат к разным традициям и духовным системам, однако их индоевропейское происхождение объединяет этот слишком большой конгломерат языков и культур. Наиболее распространенными словами, имеющими отношение к данной мифологической тематике, являются такие слова как: Герой – 88 параграфов Учения упоминают это слово; Сказка – 65; Сказание – 39; Миф – 9; Мифология – 1; Мифотворчество – 1. Здесь и везде, где говорится о частоте употребления слов, имеется в виду количество параграфов, в которых упоминается это слово. |