ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Книга «Беспредельность» ч. 1, 2. "Беспредельность" значительно отличается от предыдущих книг Учения. Здесь повествование переносится с вопросов земного характера к совершенно новой тематике. Книга говорит о строении Космоса, о мирах видимых и невидимых и устремлениях человечества к ним, тонких энергиях и огнях пространства. Вводятся новые понятия космического творчества и духотворчества, зерна духа, Космического Магнита. В соответствии с таблицей № 5 ключевыми словами для книги «Беспредельность» являются слова: "ДУХ. ОГОНЬ. ТВОРЧЕСТВО. МАГНИТ. ЭНЕРГИЯ. ЯВЛЕНИЕ. УСТРЕМЛЕНИЕ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО." Повышенное внимание к местам текста, содержащим эти слова, при чтении книги будет способствовать усвоению материала этой одной из наиболее сложных книг Учения. Книга "Иерархия" Книга «Иерархия» излагает иерархическую концепцию построения и управления Космосом, основанную на Космических законах и чувствах сердечной любви. Сердце – тот центр человека, который обеспечивает провод связи человека с Учителем – Иерархом. Книга продолжает освещение вопросов самосовершенствования, формирования внутреннего мира человека. Здесь описываются различные методы сосредоточенной духовной работы, цель которой – помочь ученику приблизиться к Учителю. Ключевыми словами в соответствии с таблицей № 6 для «Иерархии» будут: "ИЕРАРХИЯ. ДУХ. ЯВЛЕНИЕ. МИР. ЖИЗНЬ. СЕРДЦЕ. СОЗНАНИЕ. ОГОНЬ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. ПУТЬ. СИЛА." Эти слова следует держать в постоянном внимании при чтении книги для облегчения усвоения и более глубокого понимания текста. Книга "Сердце" Главная тема книги «Сердце» – соединение мысли, сознания, всех органов чувств человека с сердечным центром, наполнение мысли психической энергией, поскольку сердце есть средоточие психической энергии. Духовный путь человека – через развитие центра сердца, сознательная жизнь в трех мирах: мире земном, тонком и огненном. Соответственно этой тематике ключевыми для книги будут следующие слова таблицы № 7: "СЕРДЦЕ. МИР. ЭНЕРГИЯ. ЯВЛЕНИЕ. СОЗНАНИЕ. ЛЮДИ. ПУТЬ. ЧЕЛОВЕК. ЖИЗНЬ. ДУХ. УЧЕНИЕ. СИЛА." Если обращать внимание на те места текста, которые содержат эти слова, то это будет способствовать более глубокому проникновению в смысл излагаемого при чтении книги. Книги "Мир Огненный" ч. 1, 2, 3. Достижение огненных сфер возможно при устремленном продвижении, наличии расширенного сознания и любящего сердца. Область огня вмещает в себя не только высокие человеческие мысли, но это и область мощнейших энергий Высшего Мира, лежащих в основе Вселенной. Ключевыми словами для этих книг в соответствии с таблицами № 8,9,10 являются: "МИР. ОГОНЬ. ЛЮДИ. ЯВЛЕНИЕ. СЕРДЦЕ. МЫСЛЬ. СОЗНАНИЕ. ЭНЕРГИЯ. ДУХ. ПУТЬ. ЖИЗНЬ. СИЛА." На текстах, содержащих эти слова, следует заострять внимание при работе с книгами. Книга "Аум" "Аум" – книга о психической всеначальной энергии, о жизни человека в земном миру, целеустремленно восходящего путем любви и сердца к высшим мирам, книга о чистых, высоких мыслях и расширении сознания, как необходимых условиях накопления и развития психической энергии. Ключевыми словами, требующими повышенного внимания при чтении, здесь являются следующие слова из таблицы № 11: "ЭНЕРГИЯ. ЛЮДИ. МИР. ЧЕЛОВЕК. МЫСЛЬ. СОЗНАНИЕ. ЖИЗНЬ. СЕРДЦЕ. ПУТЬ." Книги «Братство» и "Надземное" Братство – идеал человеческих взаимоотношений. Это содружество людей с высшим развитием идей человеческой общины, возможное лишь в условиях высочайшего развития духовности его участников, обладающих высоким сознанием, чистотой мысли, направленной на общее благо, высоким уровнем психической энергии и жертвенно несущих тяготы всего Мира. В соответствии с таблицами № 12,13 ключевыми словами, на которых следует заострять внимание при чтении этих книг, являются слова: "БРАТСТВО. ЛЮДИ. МИР. ЭНЕРГИЯ. ЧЕЛОВЕК. МЫСЛЬ. ПУТЬ. ЖИЗНЬ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. СОЗНАНИЕ. ВРЕМЯ. СИЛА. СЛОВО. ЯВЛЕНИЕ." * * * Данное послесловие является, по сути, первой попыткой научного осмысления Учения с помощью анализа его лексического состава. Сам материал "Симфонии Агни Йоги" – индекс основных слов и понятий Учения – оставил единственную возможность исследования глубинных закономерностей Провозвестия XX века – выбор в качестве основного критерия для анализа частотность употребления ключевых слов и понятий. Подобный критерий не может быть универсальным мерилом истины и методом, позволяющим проникать во внутреннюю сущность Агни Йоги со всеми законами и связями, однако он (как мы постарались показать в послесловии) всё же помогает глубже понять смысловое поле Учения и динамику развития его идей. Разумеется, выводы, к которым пришёл авторский коллектив, работающий над индексом и комментариями, не являются истиной в последней инстанции и не претендуют на абсолютную законченность и полноту. Они всего лишь этап работы над Учением, веха на исследовательском пути. Иные возможные направления исследования содержания Учения через его языковые особенности могут быть связаны с сопоставлением ключевых слов Агни Йоги с ключевыми словами других учений, религий и духовных традиций, а с другой стороны, с включением в поле исследовательского внимания синтаксических, грамматических и стилистических особенностей языка Учения. При анализе Агни Йоги представляется весьма плодотворным применение идей и методов известного российского ученого В. В. Налимова, автора теории континуальной природы языка и сознания. Не менее важной представляется попытка проникнуть в тайну архитектоники Учения, используя при этом самые разнообразные методы, в том числе и внеязыковые. Структура 3-го тома несколько отличается от предыдущих томов, поскольку выходит за рамки первоначальной концепции 3-х томника. В дополнительных приложениях, помещенных за послесловием к «Симфонии», рассмотрены и другие принципы структурного построения Учения, один из которых, спиральный принцип (разработка херсонской Школы Живой Этики), освещен особенно подробно. Исходя из необходимости отразить многообразие подходов к исследованию понятийного аппарата и смыслового поля Агни Йоги, мы включили в данное издание исследование структурной парадигмы Учения "Знаки Огня", где сделана попытка исследовать структурные закономерности Агни Йоги и их связь с основными императивами бытия. С. Ю. Ключников, А. В. Балабанов ЗНАКИ ОГНЯ О вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия. Ф. И. Тютчев Человечество перешло на новый виток спирали своего развития, не осознав этого. Мир мощно обновляется, но сознание человечества остается прежним, не заботясь о будущем. Книги Агни Йоги – Дар человечеству, но захочет ли оно принять этот Дар Духа? Много праздных слов об огне, пишутся кипы книг о символах, но когда приходят Знаки Огня, приходят живые строки самого Символа Огня, разве человечество ликует? Нет, со страхом оно встречает Вестника Дальних Миров: чаще предпочитая полуфантастических инопланетян, нежели красоту духовного сердца. Мы переживаем великое время. Вселенная протянула Руку землянам. Утверждение религиозного мироощущения, могучий взрыв научной мысли, шедевры искусства, животворные памятники философской мысли поистине ливень Благодати, от которого человек с неиссякаемым упорством спасается в лачугах окаменелого сознания и которому противостоит в дикой слепоте разъединенности и безумного погружения в хаос. "Во все времена, беспрерывно. Учение Жизни проливается на Землю. Невозможно представить себе земное существование без этой связи с невидимым миром. Как якорь спасения как свет ведущий укрепляет Учение продвижение среди тьмы Но среди ливня Благодати, как в морских волнах, можно усмотреть ритм с особыми разрешительными нарастаниями, – тогда появляются Учения. Так можно уяснить ритм всего мира сего с нарастанием и нырянием, словом, начертить эволюцию Сущего" (Сердце, § 17). В этом ритме живой к истине глаз, так напряженно ждущий высшей вести, непредубежденно усмотрит движение Света, вечную игру его молекул, посылаемых Благим Источником. И подобно Свету, Учение Агни Йоги также имеет корпускулярную, волновую, спиральную и кристаллическую структуру, поэтому данная работа представляет собой попытку рассмотреть эти принципы в целостном и взаимосвязанном виде, с учетом фундаментальных особенностей многомерной природы Учения, включая такие, как Время, Пространство, Движение. Корпускулы Учения Параграфы-корпускулы Учения передают по цепочке волнообразное движение энергии Учения, содержа в себе его зерна, каждое из которых, как атом, несет в себе Тайну Мироздания. Поэтому каждый параграф может стать источником развития огненной мысли, породителем нового мира, претворяя принципы самодостаточности и неисчерпаемости. В чем же проявляется корпускулярный, или фотонный, характер Агни Йоги? Как любой источник информации, книги Агни Йоги обладают информационным полем, т. е. определенной системой согласованных матриц, на разных электронных уровнях связанных с информационными полями как макро(Земля – Галактика – Вселенная), так и микросубстанций (живой микроорганизм – человек – Планетный Дух). Наиболее ярким проявлением фотонного характера системы Учения является её непрерывный обмен с окружающим миром (будь то человеческий организм или планетарный), что характеризует её как живую систему. В науке существуют критерии отличия живой системы от неживой, проявляющиеся, во-первых, в согласованности и упорядоченной структурной организации множества частей, которые, в свою очередь, тонко структурированы (это легко проследить по архитектонике Учения); во-вторых, в реакциях живой системы, воздействия которой на мир всегда целесообразны и целенаправленны', наконец, в-третьих, в характере реакции живой системы на импульс извне, обнаруживающийся и проявляющийся в том, что интенсивность реакции не снижается (в неживых системах реакция на импульс постепенно затухает) в течение какого-то периода времени, а даже нарастает. Все три отличия отчетливо проявляются во взаимодействиях Учения и читателя. Импульс внимания читателя, направленный на информационную структуру Учения, порождает обратную связь, объединяя тонкие структуры сознания читателя и энергетического поля книги Учения. Кстати, подобный процесс характерен для чтения любой литературы. "Книга – это кристаллизованные токи мыслей. Прикасаясь к уму читателя, они оживают и действуют на него так же, как и несущиеся на него живые вибрации" (Е. Ф. Писарева "О скрытом смысле жизни"). Нехарактерно здесь другое скрытое нарастание (на фотонном уровне) огненной реакции Учения, воздействующей на сознание читателя. Учение, словно живое существо, отвечает на сердечный призыв ученика. Любой, самый поверхностный опрос читателей Агни Йоги продемонстрирует широкий диапазон самых различных реакций сознания: от боговдохновенного принятия до кощунственного отвержения. Поэтому, исходя из структурных особенностей Учения, можно выделить несколько закономерностей. Первая. В Учении поверх текста и доступного смысла сокрыта глубинная информационно-энергетическая составляющая (можно назвать это эманациями Учителя, можно кристаллами Огня или Фохата), входя в резонанс с которой сознание читателя приобретает новую вибрацию, заставляющую его либо приближаться к источнику, либо отходить от него. В 20-30-е годы русским ученым А. Г. Гурвичем было обнаружено, что любые живые организмы способны излучать фотоны в ультрафиолетовом диапазоне спектра. Это излучение было названо митогенетическим. Любая живая система излучает не только в невидимой, ультрафиолетовой, но и в видимой области спектра, воздействуя слабыми токами на клетки. Нейрохимические процессы, происходящие в клетках при таких воздействиях, характеризуются возбужденным состоянием молекул, которое должно было бы естественным образом затухнуть, но… новые научные исследования в этой сфере обнаруживают совершенно иные процессы. В своей статье "О структурно-энергетической специфичности живого состояния" исследователь В. Л. Воейков[2] писал: "Время жизни таких состояний не было бы большим, если возбужденные молекулы не объединялись бы в ансамбли, которые, в свою очередь, не образовывали бы взаимосвязанные подсистемы. Электронные переходы в таких ансамблях должны совершаться кооперативно[3] (выделено мной – В. В.), и действительно, было обнаружено, что излучение биосистем высококогерентно, т. е. представляет собой электромагнитные волны, фазы которых согласованы во времени и пространстве".[4] Согласованность элементов живой системы Учения в высочайшей степени подчинена волновому принципу, лежащему в основе принципа вибрации. Собственно, он и делает живое живым, хотя в определенной степени (или плотности) присущ и неорганическому миру. Волны Учения Несколько параграфов, соединенных "огненной нитью" единой мысли, образуют волны различной длины и вибрации, каждая из которых особым образом воздействует на организм и сознание читателя. Так претворяются сформулированные ещё в герметизме принцип вибрации и закон соответствия (аналогии), основанные на числовых величинах. Эволюционная новизна Учения выражается в том числе и в том непреложном факте, что язык слов подчинен языку чисел, и лингвистическая окраска Учения находится в строгом соответствии с математическими пропорциями. На этом основано оригинальное звучание языка Учения, непривычное и, на первый взгляд, трудное для современного читателя. То, что пытались воссоздать многие поколения мудрецов и алхимиков, музыкантов и поэтов, молитвенников и псалмопевцев, – осуществлено в Учении в подлинной гармонии и равновесии. Как три Луча освещают ступени Учения, так три Великих дифференциации Единого Дыхания лежат в основании Учения: Звук, Свет и Число. – Первозданный Звук, неслышимый земным ухом, Голос Безмолвия, идущий из глубин Беспредельности. – Первозданный Свет, незримый земными очами, излучения первоматерии. Материи Матрикс. – Первозданное Число, гармония соотношения частей духоматерии, образ Андрогина, небесного и земного, мера соотношения Рупа и А-рупа, формы и бесформенного состояния Бытия. Подобно тому как молекулы в живых системах объединяются в живые «ансамбли», происходит волновое воздействие энергетической структуры Учения на сознание читателя. Вступая во взаимодействие, обе структуры образуют ансамбль, связи между компонентами которого растут и укрепляются по мере расширения сознания читателя, благодаря вмещению сознанием все новых и новых фотонных потоков. Они излучаются атомами, образующимися в результате синтеза двух сознаний. Причем процесс этот имеет когерентный пространственно-временной характер (согласование волновых фаз во времени и в пространстве). Таким образом, мы наталкиваемся на следующую закономерность Учения как живой системы с высшей степенью упорядоченности и совершенства. Развитие сознания человека, принявшего Учение Огня, начинает подчиняться внутреннему ритму Учения и согласуется с его внутренними циклами и волновыми вибрациями, находясь в состоянии огненного напряжения, что способствует быстрому продвижению ученика по пути эволюции. Согласование волновых фаз во времени и пространстве проявляется в подлинной гармонизации не только мимолетных состояний сознания ученика Света, но и всего его бытия. "Напрасно некоторые люди заподозревают Нас в недостаточной кооперации. Гораздо больше Нашей заботы о них, нежели они думают о Нас. Если перечислить множества испорченных советов и недоделанных зданий, то можно представить себе, как трудно засыпать пропасти!" (Сердце, 490). Сосредоточенное чтение книг Учения, размышление над ними, попытка применять их идеи в жизни постепенно приводят к глубокой трансформации ученика. Упорядочиваются кармические потоки, разрешается множество проблем, проясняются запутанные узлы судьбы. При этом временной аспект может иметь самую различную протяженность и цикличность, и в этом также проявляется особое скрытое волновое воздействие Учения. Квантовый скачок сознания может произойти как в течение нескольких секунд, так и в течение, например, 12-ти лет после восприятия огненной информации. Разумеется, это зависит от уровня развития сознания, который связан с духовными накоплениями, принесенными духом из прежних воплощений. Соответствующим образом циклически меняется и жизнь. "Охотно люди говорят о приливах и отливах, о световых и звуковых волнах, о магнетических токах, но психическая энергия остается забытой. Между тем, психические волны гораздо сильнее всех прочих пространственных нитей. Совершенно научно, как астрохимические лучи, действуют волны психической энергии" (Знаки Агни Йоги, § 363). В процессе расширения сознания, познания Учения и окружающего мира изучающий приходит к осознанию третьей закономерности. Неприменение Учения Жизни в самой жизни ведет к остановке роста сознания и его деградации. Этому необычному явлению также имеется научное объяснение. Вступая во взаимодействие и совершая работу, ансамбль "живых атомов" затрачивает структурную энергию, что приводит к нарушению целостности и некоторой хаотизации элементов системы. Это, в принципе, неизбежно при возникновении новой целостности более высокого уровня. Но, если после очередного нарушения целостности системы не происходит очередное восстановление связей и гармонизация элементов, то вместо повышения уровня организации наступает распад и деградация сознания. В каких случаях это происходит? В Учении говорится, что при прикасании к Агни Йоге в сознании ученика поляризуются и выявляются наружу (вплоть до повседневных особенностей поведения) все темные и светлые стороны его личности. Мощный фотонный поток Учения, вызванный к жизни попыткой читателя проникнуть в мир идей Учения, высвечивает все комбинации (скандхи, как они именуются в теософии и буддизме) элементов, покоящихся в недрах сознания. Выявляются все электронные связи в молекулах, тенденции их развития, происходит своеобразный рентгеновский снимок сознания кандидата на ученичество. Процесс этот развивается настолько мощно и быстро, что если число дисгармоничных скандх велико, требуются серьезные сознательные усилия ученика по их упорядочиванию, иначе психика может подвергнуться значительным негативным воздействиям. Иными словами, Агни-Йога требует непрестанной и напряженной внутренней работы, т. е. сознательного управления ученика всеми психическими процессами. "Кому Чаша Общего Блага покажется тяжкою, тому Скажу: Учение – не кедровые орешки в сахаре. Учение – не серебряные бирюльки. Учение есть мощная серебряная руда, назначенная и сбереженная. Учение есть целебная смола, открытая и устремленная" (Оз., ч.3, V, 17). Работа с мыслью, медитативное освоение внутреннего космоса сознания позволяет ученику не только гармонизировать структуру сознания перед новым прорывом на следующую ступень, но и накопить системную, или структурную, по определению Э. Бауэра,[5] энергию для подобного перехода. Деградация сознания может произойти не только при внутреннем отказе от Учения в целом, но и при неприменении отдельных идей, составляющих его ядро. Так, одной из самых фундаментальных идей Учения является идея Всеединства, идея Общины, идея Братства. Эта идея также является не просто морально-этической функцией, но и строго научным постулатом. Что происходит с человеком, идущим путем Агни Йоги индивидуально и не желающим вступать в духовные отношения с единомышленниками и сотрудниками в едином деле просвещения человечества в целом? Примерно то же, что с любой изолированной живой системой, ограниченной своим изначальным потенциалом. Об этом хорошо написал В. Л. Воейков: "Рано или поздно, индивидуальная живая система (независимо от уровня её организации) даже при наличии в среде достаточного запаса вещества и энергии начинает терять свою структурированную энергию. Такое направление вектора процесса (т. е. поддержание постоянства условий внутренней среды – гомеостаз) указывает на движение индивидуальной живой системы к равновесному со средой состоянию, что явно не отвечает принципу целенаправленности".[6] Применительно к подобному состоянию сознания отдельно идущего ученика, пребывающего в иллюзии самодостаточности, это означает не просто стагнацию огненных процессов роста сознания, но и незаметную смену цели направленного движения, изменение вектора устремления ученика, вплоть до противоположного. Это может привести к духовному коллапсу и возникновению "черной дыры" сознания, или, вернее, "черной дыры" личного эго, замкнувшего на себя в судорожных попытках поддержать внутреннее равновесие системы все окружающие энергетические и структурные связи. Пользуясь эзотерической терминологией, можно было бы назвать это явление "синдромом Люцифера". Эзотерические учения переосмысливают библейскую легенду падения ангела, или, вернее, выпадения его Индивидуальности из стройной Иерархии Высших Индивидуальностей, вектор целенаправленного развития сознания Которых стремится к объединению для перехода на новый уровень существования. Падение Люцифера заключалось не только в нежелании сотрудничества с Высшими Иерархами, но прежде всего, в попытке отсечь планетные излучения Земли от пространственных галактических излучений, обособив её положение в солнечной системе и замкнув в некий энергетический кокон, что могло привести к серьезному дисбалансу энергетических макроструктур. Таким образом, существование любой индивидуальной живой системы ограничено во времени и пространстве и может быть продолжено лишь при объединении сознания с более высокими Сущностями. Так и наука подошла к понятию Братства, содержащегося в Учении, о чем (уже в научном ключе) писал Воейков: "Принцип целенаправленности позволяет предложить гипотетический механизм, дающий возможность преодолеть ограничения, накладываемые на существование индивидуальных живых систем. Исходя из квантово-механического рассмотрения свойств источников излучений биологических когерентных полей, Ф. Попп предположил, что им присуща тенденция расширения сферы действия – расстояния, на котором они способны взаимодействовать с другими аналогичными полями. Расширение сферы действия полей осуществляется благодаря резонансно-подобным взаимодействиям между клетками, частями одного организма и целостным организмом. Из такого представления следует модель прогрессивной эволюции живой природы: эволюция направлена в сторону роста и развития каждой живой системы вследствие расширения круга элементов, поведение которых все в большей степени координируется их взаимодействием друг с другом и с данной системой. Существенно, что своеобразие включаемых во все более целостную систему элементов сохраняется".[7] С волновым принципом связано понятие ритма: ритма Учения, ритма Жизни, ритма Космоса: "Вы уже слышали о насыщенности ритма работы, как об особенном качестве, лишь иногда владеющем людьми. Благодетельность его имеет более глубокое значение, нежели может казаться. Ещё древние мистерии знали два выражения: одно – работать в волне Великой Природы, другое – работать с биением сердца Матери Мира. Изучавшие глубокие предметы должны были знать работу насыщенного ритма, ничто не должно было мешать им. Учитель Будда очень заботился, чтоб последователи знали о сменах ритма. Он советовал перед большими достижениями не покой, но работу насыщенного ритма, – запомните это" (Озар., ч.3, VI, 9). С понятием ритма, в свою очередь, связаны понятия вибрации, пульсации, импульса, спирали, кристалла, т. е. основные понятия, отражающие структурную энергию Учения. Человек, познавший внутренние ритмы своего организма, психики, наконец, своей жизни, становится обладателем ключа ко многим жизненным проблемам, поэтому "формула идти с Космосом напряженным ритмом даст лучшее понимание жизни" (Беспред., § 61). Спирали Учения Помимо корпускулярного и волнового принципов Учение содержит третий основной принцип бытия: принцип спирали.[8] Наиболее заметный, наиболее жизненный и, как следствие, наиболее эволюционный. В самом Учении есть строки об этом принципе: "Учение растет спирально, как и все сущее. Благо тем, кто понял чередование спирального огня. Конец пламени изображался древними как плоская спираль. Эта стихия особенно ярко выражает начало движения. Можно ли утверждать, что занимаетесь Агни Йогой, если не познали хотя бы начало внутреннего огня?"(Знаки Агни Йоги, § 413). Нужно усмотреть опытным глазом исследователя спирально нарастающий ритм повторения основных тем, понятий, законов Учения Огня. В Спирали Учения ввинчены малые спирали, каждая из которых состоит из множества ещё более малых, сложно переплетающихся и образующих различные кристаллические конструкции. Вот как, например, Агни Йога описывает пространственные построения, связанные с ритмом эволюции: "Эволюция мира складывается из революций или взрывов материи. Каждая эволюция имеет поступательное движение вверх. Каждый взрыв в конструкции своей действует спирально. Потому каждая революция в своей природе подвержена законам спирали. Земное строение подобно пирамиде. Теперь попробуйте из каждой точки поступательной спирали опустить четыре грани пирамиды. Получите как бы четыре якоря, опущенных в низшие слои материи. Такое строительство будет призрачным, ибо будет построено на слоях отживших. Теперь попробуем из каждой точки вверх построить ромб – и получим тело завоеваний верхних слоев, опередившее движение спирали. Это будет достойное строительство! Конечно, оно должно начаться в неизвестность, расширяясь наряду с ростом сознания" (Общ., § 66). В описанных фигурах[9] угадываются очертания октаэдров, пронзающих низшие и высшие слои материи и сплетенных в некую пространственную фигуру (возможно, икосаэдр). Так в спиральном принципе проявляется принцип кристаллический. Спираль творения проходит через все явления феноменального мира: духовно-душевные, биологические, минеральные, космопространственные, временные. Спираль творения не является принципом, застывшим в своей безупречности и непреложным в своих элементах, но лишь попыткой представить динамику становления любой субстанции. Так и периодическая система элементов представляет собой лишь отголосок этой спирали, но не полностью её исчерпывает, так как описываемая система не может абсолютно соответствовать живой системе, отражающей природу вещей. В конце XIX века известный химик Уильям Крукс, член Королевского Общества, ввел в науку понятие Протила, назвав так известную оккультным наукам субстанцию первоматерии (Материю Матрикс в Агни Йоге).[10] Рассуждая о генезисе элементов (из первородного Протила), он пришёл к следующим выводам: "Если мы отважимся высказаться по поводу источника энергии, заключенной в химическом атоме, мы можем, думается мне, предположить, что тепловые излучения, распространяющиеся вовне через эфир от весомой материи Вселенной посредством какого-то, ещё нам неизвестного, процесса природы, преображаются у пределов Вселенной в первичные, основные вибрации химических атомов, которые с момента своей формации начинают тяготеть вовнутрь и, таким образом, восстанавливают во Вселенной энергию, которая иначе была бы потеряна для неё через лучеиспускание теплоты". Этот процесс Крукс уподобил движению по спирали, сравнивая его с герметическим символом Кадуцея: "По мере того, как мощный фокус творческой энергии идёт по кругу, мы видим, как в последовательных циклах он сеет по одному пути пространства семена лития, калия, рубидия и цезия – по другому пути хлора, брома и йода; и по третьему – натрия, меди, серебра и золота; по четвертому – серы, селения и теллурия; по пятому – бериллия, кальция, стронция и бария; по шестому – магния, цинка, кадмия и ртути; по седьмому – фосфора, мышьяка, сурьмы и висмута, (что составляет семь групп с одной стороны и затем, показав)… на других путях другие элементы – именно аллюминий, галлий, индий и талий; кремний, германий и олово; углерод, титаний и цирконий… (он добавляет) и, в то же время, найдено естественное положение около нейтральной оси для трех групп элементов, помещенных проф. Менделеевым в своего рода лечебницу для неизлечимых – его восьмое семейство. "…" Предположим диаграмму зигзагов, начертанную не на плоскости, но проектированную в пространстве трех измерений. Какую фигуру можем мы избрать, чтоб она лучше всего ответила всем поставленным условиям? Многие факты могут быть хорошо объяснены, предположив, что зигзагообразная кривая проф. Эмерсона Рейнольдса, проектированная в пространстве, является спиралью. Тем не менее, эта фигура неприемлема, поскольку кривая должна проходить через точку, нейтральную по отношению к электричеству и химической энергии, дважды в каждом цикле. Потому мы должны принять другую фигуру. Фигура восьмерки (8) или лемнискаты может переходить в зигзаг так же хорошо, как и спираль и, таким образом, она удовлетворяет всем условиям проблемы".[11] В книге Дж. Раджадаса "Основные положения теософии" приводится графическое изображение таблицы элементов Крукса, которую Е. П. Блаватская охарактеризовала как спираль, но необычного типа (т. н. лемниската): – Инертные газы – Диамагнетики То, что спираль является принципом Жизни вообще и модельного построения любой системы в частности, легко доказывают современные научные изыскания. В 1953 году Ф. Крик, Д. Уотсон и М. Уилкинс стали лауреатами Нобелевской премии, наглядно обосновав двойное спиральное строение молекулы ДНК, благодаря которой происходит развитие организма и его систем. Более того, исследовав поведение одноклеточных существ коринебактерий, живущих в легких человека, они установили, что за несколько суток до вспышки на Солнце происходит интенсивное деление клеток коринебактерий, во время которого ДНК клеток удваивается и вокруг вновь образовавшейся ДНК формируется новая клетка. Таким образом, двухспиральная ДНК[12] является не только лабораторией рождения новых форм, но и обладает загадочной связью с сердцем нашей макрокосмической системы – Солнцем. Учёные разделили мир давно известных и вновь открываемых частиц на две основные группы: со сверхсветовой скоростью – «тахионы» и досветовой скоростью – «брадионы». То есть, молекула ДНК являет собой двойную природу: зримую, «брадионную» и незримую, сверхсветовую – «тахионную». Наш грубоматериальный земной мир с привычным укладом вещей является «брадионным», но подобно молекуле ДНК, он имеет незримую сверхсветовую связь со всей Вселенной и в своем развитии стремится к подлинному единству с ней. Это единство, воспетое в лучших образцах человеческой мысли и творчества, до сих пор не осознано в полной мере, и Агни Йога призвана подтолкнуть сознание человечества к духовному рождению и объединить миры в этом сознании. Учение Огня, как и ДНК, имеет зримую структуру двойной спирали «брадионного» характера и незримую структуру «тахионного» характера, включающую в себя две, три и более спиралей, и является выходом в иную реальность космопространственного мышления, которому соответствует "огненный язык", универсальный язык символов и знаков, язык сердца. Поэтому при чтении и перечитывании Учения за знакомыми строками и параграфами могут открываться новые образы и понятия, неуловимые для рассудка, но доступные пониманию сердца. Отсюда знакомое многим читателям книг Учения горение сердечного центра и полет творческой мысли, рожденный мысленным прикосновением к Незримым Собеседникам. Поэтому Великий Владыка советует перечитывать Учение по мере роста сознания, ибо в процессе утончения сознания одновременно со вновь и вновь образующимися связями огненных нейронов происходит познание иных миров (или, по-другому, уровней духовности). "Следует перечитывать книги Учения, ибо каждый день укажет новое приложение" (Знаки Агни Йоги, § 382). В этом смысле Учение можно считать дверью в Высшую Реальность, ключом к которой является сознание самого ученика знания. В этом свете само чтение Учения (чего нельзя сказать о большинстве выпускаемых сегодня книг) незаметно меняет тончайшие слои сознания читателя, обращаясь к его сердцу на языке нового мира. "Нужно читать Мои Учения. Нужно стремиться приложить их к каждому проявлению жизни, не по праздникам только" (Общ., § 80). Учёные установили, что молекула ДНК, пользуясь «тахионным» сообщением, располагает на ладони клетки, образующие папиллярные узоры и прогностические линии. Так древняя хиромантия получила научное обоснование, когда на ладони человека оформлен паспорт его личности и выписан путевой лист на его жизненную поездку. Как сказано в Ветхом Завете; "Бог полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его" (Книга Иова, 37:7). Подобно этому и в Учении в сложном узоре параграфов можно прочесть световую весть Высшего Мира, увидеть папиллярные линии нового мышления и прогностического будущего человечества. Не только жизненность, но и эволюционность, т. е. будущность присуща Учению Агни Йоги, ибо спиральное строение Учения обеспечивает ему вневременной характер. Когда в Учении говорится об одновременном пребывании прошлого, настоящего и будущего, – это не выдумка, но научный факт. В народе существует веками разработанная система примет, основанных на наблюдении сверхсветовой передачи информации в природных явлениях. Так, если березы дают много сока, то это к дождливому лету, если желтеют с верхушки – то к ранней весне. Именно молекула ДНК, по данным науки, принимает информацию из будущего, позволяющую строить модели прогнозов. Совершенно аналогично Учение является приметой времени, Великим Знаком новой эпохи. Кроме самых очевидных примет наступления эпохи огня, в Учении рассыпаны многочисленные вести из будущего, позволяющие говорить о грядущих переменах в жизни Земли и народов, её населяющих, поэтому Агни Йога является не только знаком времени, но и знаком преодоления временных ограничений. Принцип буддийской Калачакры, обеспечивающий победу над временем, материализован в Учении принципом ДНК, т. е. той же спирали. Современный исследователь ДНК М.Попов[13] писал: "Двухспиральная ДНК при удвоении и списывании с её кода должна расплетаться, а потом вновь заплетаться. Механизм расплетания-заплетания до сих пор неясен. Трудно понять, как это происходит в двойной спирали, свернутой к тому же в замкнутое кольцо (кольца и рулоны ДНК видны в микроскоп). Неизвестно, как двухспиральная ДНК умещается в головке вируса – при той жесткости, какую имеет двойная спираль, её невозможно туда "запихнуть". Учение и парадокс времени Время в Агни Йоге, да и не только в ней, имеет структурный характер, поэтому требует особого рассмотрения. Механизм скручивания-раскручивания спирали имеет отношение к форме и скорости течения времени, а замкнутое кольцо выражает саму сущность времени и его цикличность.[14] В Калачакре, переводимой как «кала» – время, «чакра» – колесо, цикл, т. е. "колесо времени", или "цикл времени", первая часть слова означает состояние растворения, прекращения, смерти (в широком смысле оно соответствует понятию «пустота», "шуньята" конечное и неизменное знание), а вторая часть слова означает циклический мировой процесс, круг бытия (в широком смысле соответствует понятию «метод», "упайя", или сострадание, "каруна"). Первая часть слова есть сущность времени, а вторая – его проявление. Вместе они означают все знание и весь процесс познания. Миры в буддизме появляются и исчезают сами собой. Они одновременно проявляются и неразрывны как единое целое. В буддийском трактате «Секоддешатика» Калачакра описывается как воплощение сострадания (или любви) и пустоты (т. е. мудрости) в едином целом, и как только они приведены в состояние единства, исчезают неведение и страдание, возникает высшее блаженство. Чтобы глубже понять законы времени, отраженные в строении Учения, необходимо глубже проникнуть в практику Калачакры, наиболее близко по духу отвечающей Агни Йоге.[15] Конечно, бессмысленно пытаться ментально постичь то, на что могут уйти десятилетия напряженнейших духовных усилий, и, тем не менее, осветить некоторые моменты представляется вполне доступной задачей. Оригинальный исследователь тибетских практик Рамачандра Рао писал следующее: "Одним из основополагающих принципов доктрины Калачакры является представление о том, что макрокосм – Вселенная со всеми её объектами и событиями, находится внутри микрокосма, а именно – внутри человеческого тела; а также то, что внешнее время со всеми его подразделениями (часы, сутки, месяцы, годы и т. д.) есть модуляции потоков жизненной энергии, текущих по энергетическим каналам внутри человеческого тела. Обычно ошибочно интерпретируют, даже в письменных текстах и комментариях к ним, что кала означает просто «время», а чакра – «пространство» (поле, мандолу), и, соответственно, Калачакре придают значение циклически динамичной вселенной. Однако, по смыслу последнее соответствует скорее бхавачакре, то есть совершенно иному понятию. Но Калачакра построена на принципе параллелизма течения жизненных токов ("прана") внутри тела и времени во вселенной. Калачакра утверждает, что если внутри тела нет течения энергии, то восприятие времени невозможно. Развивая данное положение, теоретики и практики Калачакры утверждают, что останавливая токи жизненной энергии, особенно восходящий и нисходящий (пранапанагати), возможно остановить течение времени. Таким способом можно выйти за пределы временного потока, и тем самым устранить феноменальную обусловленность развития, изменений и разрушения. Поэтому пространство, в котором развиваются йогические свершения, находится внутри тела… Цель практики Калачакры – уход из цикла обусловленного существования бхавачакры. В практике Калачакры вселенная визуализируется как собственное тело, а время и событийность как движение жизненной энергии (праначалана)".[16] В Агни Йоге же сказано, что без нагнетения энергий не может быть эволюции. Как мы видим, возникает парадокс. С одной стороны, преодоление времени связано с прекращением течения энергии, с другой без нагнетения напряжения, или энергий, невозможно эволюционное продвижение. Однако, парадокс теряет свою силу, если перевести уровень восприятия с трехмерного на четырёх- и более мерный, где одним из измерений признан сам фактор сознания. Именно, практика Калачакры есть практика осознавания, т. е. перенесения принципа сознания в (условно говоря) точку, где исчезает различие форм, и суть вещей обретает свою неизменную первородную целостность. Чтобы ближе понять, что же может являться такой «точкой», обратимся к науке. В теории Уилера-Фейнмана (квантовая физика) существует модель Вселенной, в которой каждая частица, приведенная в движение соседней частицей, излучает поля со структурой, аналогичной соседней. Если частицы начинают ускоряться, они порождают как опережающие, так и запаздывающие волны. Возникают два потока причинности – от прошлого к будущему, и обратный – от будущего к прошлому, т. е. наша Вселенная это мир, в котором уже все произошло, и даже будущее в известном смысле уже существует, как, например, это прекрасно выразил О. Э. Мандельштам: "Быть может, прежде губ уже родился шепот. И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящали опыт, До опыта приобрели черты". В 1771 году Й. В. Гёте на лесной тропе встретил своего двойника, одетого иначе, чем был одет он. Через восемь лет Гёте ехал по этой же тропе, вспомнил о видении и был страшно поражен, что на этот раз он одет именно так, как себя увидел когда-то Поэт в будущем. Подобных случаев в истории человечества происходило бесчисленное множество, и они весомо подтверждают правильность модели. Думается, модель Уилера Фейнмана можно использовать для естественнонаучного обоснования теории кармы и возможности её совершенствования, если отойти от образа Кармы как карающей Немезиды и понять её как полет творческой энергии в глубинах Вселенной. Другой известный учёный Дж. Эверетт создал концепцию, согласно которой наш мир существует в бесчисленном множестве равноправных копий, а мы наблюдаем лишь одну из них. Именно сознание выбирает один сценарий мира из многообразия возможных форм других миров. Любое кардинальное событие образует квантовый переход, в котором мир опять расщепляется на множество идентичных, за исключением одной детали, копий, из которых сознание опять-таки выбирает только одну. Мы не можем фиксировать расщепления мира, ибо сознание, послушно следуя жестким потокам причинно-следственных связей, каждый раз оказывается в одной из возможных ветвей. Таким образом, мир бесконечно ветвится в своем многообразии, и его можно трактовать и как движение событийного ряда мимо неподвижного сознания, и как переход сознания с одной ветви мира на другую. Именно эту идею выражает символ Мирового Древа, до сих пор не осознанный во всей полноте своего величия и фундаментальности. В теории Эверетта сознание играет наиважнейшую роль, и ему принадлежит основная функция «сборки» восприятия мира в каркас ощущений. Пожалуй, наиболее оригинальной иллюстрацией и блестящим художественным воплощением этой идеи может послужить роман известного английского писателя Р. Баха «Единственная» (который иногда переводится и как "Единое"), где Ричард со своей женой Лесли путешествуют по различным вариантам своего жизненного сценария. Не исключено, что в основу сюжета романа легло личное мистическое переживание автора. Российские ученые А. В. Московский и И. В. Мирзалис предложили "синтетическую модель", сочетающую два вышеупомянутых подхода к строению мира, смысл которой сводится к следующему: "Множество возможных состояний Вселенной образуют континуум (потенциально) равноценных эвереттовских копий, каждая из которых есть мир Уилера-Фейнмана. Внутри каждой из копий все события уже предрешены, состоялись. Внутренняя жесткость конструкций реализуется двойной причинно-следственной связью (два потока причинности). Что же порождает иллюзию течения событий? Возможны два равноправных, по сути дела, неотличимых подхода: движение мировой линии мимо «неподвижного» сознания и движение сознания вдоль мировой линии. Эти две равноправные точки зрения соответствуют двум сосуществующим в европейской традиции концепциям времени. Первая наиболее ясно сформулирована в специальной теории относительности. Здесь под временем понимают то и только то, что показывают различного рода часы. Другой подход развит, например, в философских системах А. Бергсона и М. Хайдеггера. Согласно ему, переживание времени ("временность") фундаментальный феномен сознания, одна из важнейших компонент его сущности. Тогда квантовый скачок можно объяснить не только как «предъявление» наблюдателю одной из возможных копий, но и как смещение сознания с одной ветви на другую. Нам остается добавить "очень немного": предположить, что сознание до некоторой степени способно влиять на направление такого смещения и его, так сказать, интенсивность".[17] Итак, исходя из вышеизложенного, время есть структурная функция сознания, и если сознание дискретно (т. е. прерывно) – время воплощается, материализуется в ощущении его течения, бега, потока, скачки ("Хаос нынешний подобен скачке Хаоса с Проявленным" – Сердце, § 247), обретая, таким образом, форму (проявление). При достижении непрерывности сознания происходит остановка потока времени, ибо сознание перестает отмечать переходы от одного события к другому и прекращает движение, т. к. охватывает все события одновременно.[18] Исходя из синтетической модели А. В.Московского и И. В. Мирзалиса, можно объяснить: во-первых, механизм скручивания-раскручивания двойной спирали ДНК и размещения её в головке вируса, а во-вторых, механизм течения времени, которое выступает как функция сознания. Вот почему принцип Калачакры выражен в Учении принципом ДНК, т. е. двойной спиралью причинных потоков из прошлого в будущее и из будущего в прошлое. "Когда будете говорить Именем Моим, скажите: Рука Создателя в движении всегда, потому все движется. Видите, на кольце две спирали – как по одной можно подняться, так же по другой можно спуститься" (Озар., ч. 1, VIII, 12). Многие могут вспомнить роман братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу", где один из персонажей живет во временном потоке из будущего в прошлое (так называемая контрамоция), тщательно скрывая это от окружающих, пока не происходит пересечения этих потоков. Оба потока равноправны, почему же тогда Учение неустанно говорит об устремлении в будущее, подчеркивая большую важность одного из причинных потоков? "Желанием нужным окружитесь и, смотря на кольцо, повторите – "Не спущусь!" (Озар., ч. 1, VIII, 12). Ответ прост: устремляясь в будущее (конечно, при условии совершенствования), мы изменяем свое прошлое, нейтрализуя те негативные следы, которые оставило наше сознание в миллионолетнем беге сквозь миры и тысячелетия. "Кто знает путь в будущее, тот может без боязни нести свой улов. Между тем, часть человечества не видит даже нити в будущее" (Общ., § 189). Можно ли изменять свое будущее, обращаясь к прошлому? Можно, но нецелесообразно, ибо сознание немедленно столкнется с громадой тех следствий, которые были порождены причинами прошлого. Подобная практика, практика так называемого «перепросмотра», нашла свое отражение в книгах К. Кастанеды. В христианстве практика покаяния, или раскаяния, во многом имеет тот же характер обращения к прошлому (хотя в своей основе она нацеливает человека на вечность). Однако Агни Йога утверждает, что подлинное и глубокое раскаяние есть не что иное, как полное осознание внутренней сути происшедшего, а осознание, в свою очередь, связано с психомеханикой причинно-следственных связей. Сложность устремления в будущее заключается в отсутствии осознаваемой связи с мыслеобразами будущего, в то время как связь с образами прошлого привычна и проста, но разница – именно в психомеханике. Учение утверждает существенное, или скорее даже сущностное различие между памятью, отвечающей за прошлое, и сознанием, охватывающем будущее: "Память и сознание. Если память для прошлого, то сознание для будущего. Потому заменяем память сознанием. Памятью не могу проникнуть в пределы Солнца, сознание же открывает Врата" (Озар., ч.1, II, § 9). Врата в будущее открываются сознанием, потому так важно ярое (любимое слово Е. И. Рерих, означающее "солнечное") устремление в будущее, где отсутствует тяжкий груз причинно-следственных связей (прошлого как бы не существует для Огненной Йоги). "Утверждающий мощь будущего – Наш воин, даже сила его умножится от сокровища будущего. Как час устремления подобен вихрю, так обращение назад подобно тлению. Позади все сожжено для Огненной Йоги" (Агни Йога, § 253) Так утверждается принципиально новый подход к осознанию и изменению психической структуры человека, основанный на знании законов Космоса, на действии, применении на практике осознанного материала жизни и Учения. "Время жить и время умирать", – говорил Екклезиаст. И жизнь, и смерть охватываются временным континуумом. И созидание, и разрушение объединены высшим сознанием, победившим и жизнь, и смерть. Момент смерти становится лишь моментом великого перехода, и практика Калачакры в миг умирания проходит под знаком высшего сознания. Поэтому правильная практика умирания, перехода в иной мир, практика размышления о смерти полезны ещё при жизни сознания. Конечно, в момент смерти можно думать о самых незначительных вещах, но лучше устремиться к Учителю. Можно пытаться вообще не думать о смерти, избегая размышления о переходе, но лучше устремиться к Учителю. Попытка в момент смерти перенести свой принцип сознания в Сознание Учителя, объединившись с Ним в духе, может означать лишь одно практику Калачакры, где победа над временем и, соответственно, над смертью[19] обеспечивается отождествлением с Учителем, сознание Которого принадлежит нирваническому миру, не обусловленному формами и причинными связями. Это поможет избежать фактора майи в момент распада элементов сознания, если оно пытается удержаться на личных образах (принадлежащих миру форм), вроде чашки кофе, бокала шампанского (как в момент смерти А. П. Чехова[20]) или других фантазий на посмертные темы. Е. И. Рерих не раз настаивала на особом значении предсмертной мысли: "Во всех учениях указывается, что наша наиболее четкая и продуманная мысль и наиболее острое чувство дадут направление всему нашему пребыванию и состоянию в сферах мира надземного Так же точно, как самая последняя мысль имеет решающее значение на силу посылки духа в сферы тонкие. В "Письмах Махатм к Синнетту" есть место, в котором Учитель К. Х. указывает на значение предсмертной мысли. Приводится пример одного казнённого преступника, как этот убийца будет, как в кошмаре, снова и снова переживать в тонком мире свое преступление и весь ужас казни, пока энергия не истощится. Наше состояние в тонком мире складывается из наших субъективных настроений, мыслей и побуждений, причем все чувства обостряются. Люди, сонные и бездеятельные, будут влачить там ещё более тягостное состояние, лишенное привычных им физических внешних стимулов. Потому так важно воспитывать в себе способность мышления и направлять мысли в сторону созидательного труда, ибо мысль творческая в тонком мире имеет безграничное применение. Но никому не советовала бы останавливаться на ужасах низших астральных планов" (Письма, т. 2, 06.08.38). Возвращаясь к перенесению принципа сознания в "точку сборки", где исчезает феномен течения времени и соединяются миры, уместно задаться вопросом: что может служить подобным местом, или принципом? Все религии и эзотерические учения утверждают, что подобной "точке сборки" может соответствовать только сердце, ибо только сердце как космический и духовный орган позволяет не просто перемещаться по мирам, но и объединять их воедино, так как в сердце пространственно-временные ограничения перестают существовать. Это хорошо понимали православные исихасты, помещая сознание ("ум") именно в сердце. Епископ Феофан в своей книге "Путь к спасению" так писал о «внутрь-пребывании» в сердце: "Когда божественная благодать воздействует на человека в сердце его, тогда дух его проникает туда своим сознанием, а за ним и все силы души и тела. Отсюда – закон для внутрь-пребывания: держи сознание свое в сердце и собирай туда напряжением все силы души и тела. Внутрь-пребывание собственно есть заключение сознания в сердце, напряженное же собрание сил души и тела есть существенное средство, или делание, подвиг. Впрочем, они взаимно друг друга рождают и предполагают, что одно без другого не бывает. Кто заключен в сердце, тот собран; а кто собран, тот в сердце. Около сознания в сердце должно собираться всеми силами – и умом, и волею, и чувством. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли – бодренность, собрание чувства трезвение. Внимание, бодренность, трезвение – три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь-пребывание. У кого есть они, и притом все, тот – внутрь; у кого нет, и притом одного тот вне… Царствие Божие внутрь вас есть, говорит Господь, и потом для одного духовного делания заповедал: вниди в клеть твою и затвори двери… Это клеть сердца, по разумению всех св. Отцов. По сей причине, человек духовный, спасающийся, подвизающийся и называется внутренним."…" 1) Собранный должен гореть, ибо собирает все силы воедино, подобно, как лучи рассеянные, будучи собраны в одну точку, обнаруживают сильный жар и зажигают… 2) Собранный силен, подобно войску устроенному или пуку слабых тростей связанных. Оно подобно препоясанию чресел, означает готовность и силу действовать… 3) Собранный зрит все а себе. Кто в центре, зрит по всем радиусам, все видит в круге, ровно и как бы в один раз. а выступивший из центра видит по направлению одного только радиуса. точно так и тот. кто собран внутрь, видит все движения своих сил. – видит и управить может…"[21] (подч. мной – В. В.). Остановка нисходящих и восходящих потоков жизненной энергии (пранапанагати в доктрине Калачакры) прекращает обусловленность временем и кажется смертью сознания, но только для внешнего человека. Для внутреннего человека, "видящего движение своих сил", это выглядит как закручивание в спиральном потоке энергий, доведенных до высшего напряжения ("горения") и уравновешенных между собою посредством оси напряжения духа, проходящей через сердце, создавая иллюзию неподвижности сознания, сознания сердца. "Стоять внутри неподвижно и, конечно, пред Господом есть хорошее состояние".[22] Это и есть символ Нирваны, о которой в Агни Йоге сказано так: "Если так называемое состояние нирваны не есть покой, но высшее напряжение энергий, то можно спросить, существует ли вообще покои?" (Сердце, § 260). Это и есть состояние Безмолвия, в котором безмолвно вращается свастика энергий, объединенных осью Высшего Сознания, сознания Христа и Будды. "Спокойствие сердца не есть успокоение. Горящее сердце не может успокоиться. Спокой сердца есть твердость и непоколебимость. Таким пониманием можно достичь напряжения, которое ведет к нирване"…" Этот центр назывался перекрестком и изображался равноконечным крестом; дордже[23] также свастика указывали на вращение и равноконечность. Вращение и равноконечность – признаки равновесия" (Сердце, § 379, 261). Поэтому свастика изображается как (дордже) (ак-дордже печать на сердце Будды и занимает одно из главенствующих положений в доктрине Калачакры, символизируя победу над временем посредством уравновешения нагнетенных энергий. Иногда в буддизме мандалу Калачакры называют колесо Будды, хотя это понятие имеет много значений. Об одном из них говорится в Агни Йоге как об основополагающей сущности бытия. Колесо Будды "Урусвати видела так называемое Колесо Будды. Это есть сущность терафима дальних миров. Сущность его заключается в основе мира, которая может называться пестиком. На концах его заключаются сферы полярности соответственно двум основным законам. В центре находится колесо психической энергии. И круг вращения радуги будет явлением всех стадий пространственного огня. Это познание – ступень к овладению огнем, и посредством представления себе этого начертания можно вызвать приближение огня, превращая опасную сущность его в целебное качество. Круг заключает свастику" (Знаки Агни Йоги, § 431). Великий Огонь, лежащий в основании свастики (см. комментарий к § 261 «Сердце», "Симфония", т. 2), символизирует собой Божественную Силу, нисходящую в Материю. Собственно, это и есть символ Благодати, пребывающей в сердце мироздания или в сердце человека (так можно прочесть его и этимологически: «su» – благо, «astika» – даяние). Вращение пробуждает скрытую энергию этого Великого Огня, пребывающую в центре символа, делает вращающийся крест огненным, пробуждает к действию сферы полярности на концах оси напряжения, проходящей через этот символ, и поддерживает гармонию и равновесие всей системы, будь то Космос или человек. В человеке вращение сердечных огней воспламеняет ось напряжения позвоночного столба и энергий, текущих по каналам вдоль позвоночника (так называемым ида, пингала и сушумна см. рисунок справа), и уравновешивает энергию Кундалини, лежащую в основании позвоночника и стремящуюся к восхождению, и энергию космических планов, активизированную высшими центрами. Объединенная энергия стремительно нисходит к сердцу, одухотворяя психическую структуру человека. Так человек становится источником света, воплощая в себе идею Вечного Двигателя, некоей мистической динамо-машины, осеняющей мир благодатным огнем всех 49-ти зажженных психических центров человеческого организма. Свастика становится, как писала Е. П. Блаватская, "создателем огня через трение и создателем Сорока девяти Огней".[24] С вышеописанным терафимом дальних миров в его графическом изображении знаком каждый человек, не подозревая о его глубинной сути. Он присутствует во множестве символов, начиная от простого креста в круге и заканчивая наиболее оригинальным его начертанием в виде скрипичного ключа. Рассматривать скрипичный ключ как символ равновесия нагнетенных энергий предложил исследователь эзотерических учений из Новосибирска Е.Н.Курилев, который, начиная с 1979 г., разрабатывал модель строения человека и Вселенной. Исследуя различные математические закономерности и геометрические модели, он натолкнулся на удивительное совпадение расчетов одной из математических функций, выраженной графиком клотоиды (рис. слева) с математическими пропорциями скрипки Страдивари. Клотоида (называемая также спираль Корню или спираль Эйлера) – это спираль, имеющая геометрию воронки с бесконечно сужающимся радиусом. Подобные кривые встречаются повсеместно – это всевозможные орнаменты в искусстве, архитектуре (например, купола церквей и мечетей), природных образованиях. Её применяют в технике, в строительстве (дорог, эстакад, элементов конструкций), она присутствует в живой природе: в улитках, морских животных, в растениях, плодовых и овощных культурах (например, корнеплодах свеклы или моркови), животных, наконец, в строении человеческого организма. В центре подобных спиралей происходит накопление и концентрация энергий. Например, в разрезе корнеплода свеклы в центре спирали хранится семя, которое при посадке дает новую жизнь. В центре купола церкви концентрируется энергия, накапливаемая в изгибах (витках) купола, который собирает её из пространства. Исследователь из Новосибирска пришёл к выводу, что три графических проекции клотоиды, выраженные фигурами на рисунке слева, являются фундаментальными в построении феноменальных миров, и все они отражены в знаке инь-янь (рис. справа). В Макрокосмосе по типу клотоиды построены галактики, а также функционируют так называемые "черные дыры", являющиеся, по предположению многих ученых, тоннелями, соединяющими наш мир с иными вселенными. Далее в процессе поисков обнаружились закономерности строения скрипки, заключающиеся в сочетании клотоиды и золотого сечения. Отношение длины деки и грифа скрипки Страдивари построено по принципу золотого сечения. Размеры деки исходят из частоты звучания ноты «ля» 440 Гц и скорости распространения звука 330 м/с. Если разделить скорость звука 330 м/сек на частоту 440 гц, получится длину волны, равную 0,75 м. Все, кто знаком с теорией колебаний, прекрасно знают, что любой физический колебательный процесс можно описать четвертью длины волны (график слева). Поэтому, после проведения несложных расчетов, получилось, что ноте «ля» будут соответствовать: 0,75 м:4= 0,18 м, или 18 см. Исходя из изложенного, размеры деки (16,5 см; 18 см; 19,5 см рис. справа) были выбраны знаменитым скрипичным мастером так, чтобы получился необходимый диапазон звучания. Таким образом, по выводам Е.Н. Курилева, скрипка как бы является «механической» моделью не только человека, но и Вселенной, а символизирует её соответственно скрипичный ключ. Если рассмотреть скрипичный ключ в качестве символа течения энергий в человеческом организме, легко представить, как поток Кундалини восходит из низшей сферы по оси напряжения позвоночного столба через сердце в высшую сферу, где поток делают петлю и возвращается в сердце, закручиваясь в спираль.[25] О механизме поднятия Кундалини, одной из движущих творческих сил психической природы человека, написано во множестве трактатов по йоге, но редко встречается описание процесса, когда Кундалини, совершив восхождение, возвращается в сердце, где соединяется с потоком высшего сознания. Один из 10 величайших святых Индии – Шри Рамана Махарши (не путать с Махариши Махеш Йоги – основателем трансцендентальной медитации) никогда не советовал практиковать Кундалини-йогу, так как считал её и потенциально опасной, и необязательной. Он признавал существование силы Кундалини и чакр, но говорил, что достижение сахасрара-чакры силой Кундалини ещё не ведет к духовной Реализации. По его словам, для конечной Реализации Кундалини должна выйти за пределы сахасрары и через другой нади (психический нерв) – омританади (также называемый паранади или дживанади), спуститься вниз и войти с Сердечный центр с правой стороны груди. Поскольку он утверждал, что самоисследование автоматически ведет Кундалини к Сердечному центру, то учил, что особые йогические упражнения не являются необходимыми. Об этом же писала Е. И. Рерих, указывая на особое йогическое значение сердца: "Без развития сердца и Кундалини не будет действовать со всею мощью. Именно огни сердца дают ощущение несказуемого блаженства. В эпоху сближения миров особенно усиливается центр сердца. Но возжечь огни сердца труднее, чем осуществить поднятие Кундалини" (Письма 02.09.37). Свастика энергий, вращающаяся вокруг пестика – основы мира, это спираль (или, точнее, спирали), начертанная в скрипичном ключе вертикально (т. е. плоскостью спирали – к наблюдателю), чтобы её можно было легко визуально различить. Если же её начертить перпендикулярно оси напряжения, как и есть на самом деле, то весь скрипичный ключ зеркально отобразится в символе православного креста, символизируя мистерию распятия Христа, отражающую не только распятие духа в материи, но и выход в иное бытие, обретение бессмертия, свободу от времени, беспредельную эволюцию сознания (путь Христа), явленную возжжением сердца. Е. П. Блаватская писала, что за видимым Солнцем находится истинное духовное Солнце, являющееся окном или дверью в Высшие Миры (Нирвана, Паранирвана и Паннирвана). Так и чакрам сердца соединяет земное сознание с космическим, являясь выходом во Вселенную иного уровня, где нет времени, а есть лишь беспредельное Пространство и вечное Движение. Осью напряжения при соединении спирали сознания Сердца и спирали Высшего Мира является нить серебряная: "Обратите внимание на серебряную нить, связующую с духом-Руководителем, серебром явленную до Предводителя планеты. Получается как бы сеть, заимствующая провод до Высшего Духа. Высшая индивидуализация не боится единения и посылает дары нахождения по серебряной нити до Высших Сфер. То же может быть, когда при нарождении высокий дух посылает свой провод" (Озар., ч. 2, III, § 5). Символ скрипичного ключа перекликается не только с православным крестом, но и с символом египетского креста – анкх, а также с символом Венеры, и с символом Земли. Е. П. Блаватская следующим образом объясняла взаимные метаморфозы этих символов: "Каждую действенную мощь или силу Земля получает от одного из Семи Владык. Свет исходит от Шукры (Венеры), которая получает тройное количество и одну треть его дает Земле. Потому обе они называются «Сестрами-близнецами», но Дух Земли подвластен «Владыке» Венеры. Наши мудрецы изображают эти оба Глобуса, причем один помещается над Двойным Знаком, другой под ним (первоначальная Свастика, лишенная своих четырёх рук, или крест +). Таким образом Венера изображается, Земля. "…" Эзотерически это означает падение Земли в зарождение или воспроизведение её видов через половое сочетание. Но позднейшие западные народы не преминули дать этому совершенно иное толкование. Они объяснили этот знак с помощью своих мистиков, – руководимых светом латинской церкви – как означающий, что наша Земля и все на ней сущее было искуплено Крестом, тогда как Венера, – и |