Основания классификации правоотношений Правоотношения подразделяются по различным основаниям. 1. По функциональной роли: Регулятивные правоотношения возникают в сфере позитивного поведения - поведения, которое не противоречит нормам права; регулятивные правоотношения - там, где нет конфликта между поведением и юридической нормой. Функция регулятивных правоотношений - это упорядочивание, закрепление и развитие общественных отношений. Общество, за ним и государство, заинтересовано в развитии социально-полезных общественных отношений. Охранительные правоотношения возникают в сфере нарушения норм права; они связаны с противоправным поведением и с неправомерными действиями. В основе их лежат охранительные юридические нормы, которые предусматривают юридическую ответственность и меры защиты субъективных прав. Функция охранительных правоотношений сводится к вытеснению из жизни социально-вредных действий, антиправового поведения. 2. В зависимости от характера юридических обязанностей регулятивные правовые отношения подразделяют на активные и пассивные. В отношениях активного типа содержанием обязанности является совершение определенных положительных действий. Эти поступки отличаются системностью, целесообразностью и регламентируются правовыми нормами. В правоотношениях активного типа содержание обязанностей отличается пассивным поведением, воздержанием от определенных действий (не нарушать правила проезда перекрестка, не нарушать прав собственности, не разглашать государственную тайну). 3. В зависимости от субъекта правоотношения их нередко подразделяют на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях определены, "персонифицированы" обе стороны как управомоченная, так и обязанная (например, процессуальные правоотношения, сделки и др.). В абсолютных правоотношениях конкретизирована одно сторона - управомоченная, например собственник; другая - обязательная - не определена. Как видно, действует правило: все обязаны не посягать на чужую собственность. Правоотношения подразделяют и по другим признакам - по отраслям (или по предмету правового регулирования) на конституционные, административные, гражданско-правовые, трудовые, земельные, семейно-правовые и т.д. По этому признаку их можно подразделить на материальные и процессуальные. Билет 16-47 - Политическая система общества: понятие, структура, типы. Место и роль государства в политической системе общества
Политическая система общества – это совокупность государственных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. В политическую систему входят не все общественные объединения, а только те, которые юридически признаны, т.е. легитимированы, получили официальный правовой статус. Все составные части политической системы общества находятся в тесном единстве, но каждая из частей имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Выделяют следующие структурные элементы политической системы: 1. Институциональная - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п. 2. Культурная – система ценностей, религия, ментальность (совокупность устойчивых представлений об обществе, характер и способ мышления), политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы. 3. Нормативная - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти. 4. Коммуникативная - политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти (формы воздействия власти, общества и индивида). 5. Функциональная - политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. (средства и способы реализации власти) Типы политических систем определяются способами их организации и функционирования, во многом зависят от характера политической власти и политического режима общества. Типология политических систем общества может производиться на основе использования различных критериев. Так, если взять за основу формационный, классовый (марксистский) подход, то можно выделить рабовладельческую, феодальную, “азиатскую” (деспотическое государство и общинная собственность), буржуазную и государственно-социалистическую политические системы. С точки зрения эволюции целесообразно выделять традиционную и модернизированную системы. С учетом исторических особенностей развития политики и партий – англо-американскую, европейско-континентальную, развивающихся стран. Наиболее распространена типология политических систем по характеру власти и принципам организации политической жизни общества. По этим критериям можно выделить три основных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные между ними. Демократический тип политической системы характеризуется: • широким вовлечением в политику граждан, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, важной ролью развитого среднего класса; • участием в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического участия и многопартийной формой руководства; • парламентским способом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху. • демократической политической культурой. Механизм формирования и функционирования институтов политической системы демократического типа уменьшает формальные возможности монополии одних и ущемления прав других социальных групп, политических организаций на власть. Закон устанавливает равные права для всех. Авторитарный тип политической системы характеризуется: • концентрацией всей политической власти в едином центре принятия политических решений; • максимальным расширением компетенции исполнительной власти; • ограниченным политическим участием неправительственных партий и движений, а также урезанными властными полномочиями нижестоящих органов; • неконтролируемым применением власти и жестким контролем за поведением всех слоев населения; • жесткой реализацией номенклатурного принципа, т.е. расстановкой и перемещением руководящих кадров всех уровней по воле высших властей и неподотчетности их “низам”. Тоталитарный тип политической системы характеризует: • сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного правления одного лидера или узкого круга лиц (хунта); • механизм властных структур на однопартийной основе во главе с единоличным лидером, жесткой иерархической субординацией и суровой дисциплиной; • подчинение всех политических институтов и властных структур правящей партии и ее лидеру; • тоталитарное регулирование из единого центра всей экономической жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой-либо автономии в системе власти, вмешательство в личную жизнь граждан; • навязывание обществу одной-единственной официальной идеологии, подавление каких-либо проявлений инакомыслия и критики руководства, тотальный партийно-политический контроль и жесточайшая цензура в средствах массовой информации; • социально-политическая демагогия, стремление к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества, правящей элиты и масс, партии и народа. Типология политических систем не исчерпывается указанными тремя типами. Существует широкий спектр вариаций внутри этих типов. Государствозанимает центральное место в политической системе общества. Чем это обусловлено? - Само образование политической системы связано с появлением государства. Государство – эпицентр политической системы, поскольку оно является универсальной организацией всего общества и его официальным представителем.
- Государство выступает в особом облике в политической системе и это обусловлено тем, что оно является своего рода социальным арбитром (особенно в вопросах национальных проблем).
- Кроме того, такое качество государства, как монополия на легализованное принуждение (силовые структуры) так же ставит его в центр политической системы.
|