КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛУХА При классификации нарушений слуховой функции можно руководствоваться разными принципами: 1) степенью понижения слуха; 2) характером нарушения; 3) локализацией процесса в слуховом анализаторе; 4) причинами поражения слуха; 5) состоянием развития речи. Нарушение восприятия на слух звуковой речи также выражается в различной степени — от незначительного снижения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости. В настоящее время все используемые в практике классификации снижения слуха основываются на определении остроты слуха количественным методом. В нашей стране наибольшее распространение получила классификация, предложенная Л.В.Нейманом в 1961 г. (табл. 3). В ней выделены три степени тугоухости в зависимости от средней арифметической потери слуха (НЬ) в области речевого диапазона частот 500, 1000, 2000, 4000 Гц. Таблица 3 Классификация тугоухости по Л.В.Нейману Степень тугоухости | Средняя потеря слуха, дБ | I | До 50 | II | От 51 до 70 | III | От 71 до 75 -80 | В соответствии с задачами слухопротезирования Ю. Б. Преображенский и Л. С. Годин в 1973 г. предложили классифицировать людей, имеющих нарушения слуха, выделяя четыре группы, в зависимости от частотного диапазона сохранившихся остатков слуха: группа I — сохранено восприятие частот от 125 до 250 Гц; группа II — сохранено восприятие частот от 125 до 500 Гц; группа III — восприятие частот от 125 до 1000 Гц; группа IV — восприятие частот от 125 до 2000 Гц. До 2001 г. использовалась Международная классификация тугоухости, основанная на усредненных значениях порогов звуко-восприятия на речевых частотах (табл. 4). Таблица 4 Международная классификация тугоухости Характер поражения | Пороги слухового восприятия, дБ | Тяжесть поражения | Степень тугоухости I | 26-40 | Легкая | Степень тугоухости II | 41-55 | Средняя | Степень тугоухости III | 56-70 | Среднетяжелая | Степень тугоухости IV | 71-90 | Тяжелая | Глухота | >90 | Глухота | Современные аудиологические понятия. Их смысловая наполненность и особенности употребления.Понятие «глухота» часто используется как общее для обозначения всех видов и степеней нарушения слуха. Его содержание определить сложно, поэтому при обозначении генетически обусловленных нарушений слуха его следует избегать. То же касается понятия «потеря слуха». При многих генетически обусловленных нарушениях слух никогда нормально не функционировал, а следовательно, некорректно говорить о его потере. Поэтому вместо этих понятий рекомендуется использовать понятие, выраженное словосочетанием «нарушение слуха». М. Р. Богомильский различает два вида недостаточности слуховой функции: глухоту и тугоухостъ. «Обычно глухотой обозначают такую степень снижения слуха, при которой отсутствует речевая разборчивость даже при использовании слухового аппарата или других средств звукоусиления. Однако отдельные очень громкие звуки такие больные могут слышать. Абсолютная невозможность восприятия любых звуков встречается редко. Тугоухостью называют понижение слуха различной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к тугоухому, применение слухового аппарата или другой звукоусиливающей аппаратуры)»1. Начиная с 50-х гг. XX в. в связи с дифференциацией обучениями воспитания детей, имеющих нарушения слуха, в отечественной, а потом и в зарубежной практике широкое распространение получило понятие «слабослышащие», относящиеся к группе людей, обладающих той или иной степенью сохранности слуховой чувствительности. Порог слуха, или порог слышимости, — понятие, используемое в связи с вычислением средних показателей восприятия, измеренных на частотах 500, 1000, 2000, 4000 Гц. В соответствии с Международной классификацией различают следующие степени порогов слышимости (рекомендованы научной группой европейских аудиологов, отологов, слухопротезистов и сурдопедагогов в октябре 2001 г.; Гельдербергский университет, Германия): средняя — более 20 дБ и менее 40 дБ (легкое нарушение); умеренная — более 40 дБ и менее 70 дБ (среднее нарушение); тяжелая — более 70 дБ и менее 95 дБ (тяжелое нарушение); глубокая — от 95 дБ (тяжелое нарушение слуха, граничащее с глухотой). Степень снижения слуха определяется по порогу слышимости лучше слышащего уха. Для описания различных видов нарушения слуха рекомендуется использовать следующие определения. Асимметричное нарушение слуха — более 10 дБ разницы между двумя ушами, по крайней мере, на двух частотах, причем вычис- 1 Богомильский М.Р., Сапожников Я.М. Современные методы диагностики, лечение и коррекции тугоухости и глухоты у детей. — М., 2001. — С. 39. ленный порог слышимости лучше слышащего уха должен составлять минимум 20 дБ. Центральное нарушение слуха — сенсоневральное нарушение слуха, вызванное заболеванием или пороком развития центральной нервной системы. Кондуктивное — нарушение слуха, обусловленное заболеванием или пороком развития наружного или среднего уха. Аудиомет-рические измерения показывают нормальный порог слышимости при костной проводимости (менее 20 дБ) и разницу между воздушной и костной проводимостью более 15 дБ на частотах 500, 1000 и 2000 Гц. Невральное — подгруппа сенсоневрального нарушения слуха вследствие заболевания или порока развития слухового нерва. Сенсоневральное — нарушение слуха, обусловленное заболеванием или пороком развития внутреннего уха или слухового нерва с разницей более чем в 15 дБ между воздушной и костной прово-димостями, измеренными на частотах 500, 1000 и 2000 Гц. Сенсорное — подгруппа сенсоневрального нарушения слуха вследствие заболевания или порока развития улитки (СосЫеа). Одностороннее нарушение слуха — только одно ухо имеет среднее нарушение более 50 дБ, в то время как обследование другого уха показывает значения менее 20 дБ. Прогрессирующее нарушение слуха — снижение слухового восприятия чистых тонов более чем на 15 дБ за период в десять лет. К оценке результатов исследования пациентов старше 50 лет следует относиться осторожно. Вопросы и задания 1. Назовите основные три группы, на которые можно разделить причины и факторы, обусловившие снижение слуха. 2. Что характерно для наследственной глухоты? 3. Перечислите причины врожденной тугоухости. 4. Каковы причины приобретенной тугоухости? : 5. Назовите основные классификации нарушений слуха. 6. Возьмите любые три аудиограммы, вычислите по ним среднюю потерю слуха и определите степень снижения слуха по предложенным классификациям. 4.1. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯСЛУХА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Современный уровень развития аудиологии и оснащенности сурдологических центров и кабинетов различным диагностическим оборудованием позволяет применять комплексную диагностику патологии слуха с использованием субъективных и объективных методов исследования. Однако принятие адекватного решения тре-|бует систематизации полученных при этом данных. Наиболее часто в практике используются психоакустические 1етоды исследования слуха. Они составляют основу аудиометрии, |но в ряде случаев недостаточны или малоэффективны — при оценке слуховой функции новорожденных, умственно отсталых и больных с нарушением психики. В этих случаях обращаются к объективным методам исследования, основанным на регистрации биоэлектрических ответов слуховой системы на звуковые сигналы. При исследовании слуховой функции обязательны следующие условия: 1. Обследование необходимо проводить в звукоизолированном помещении при уровне окружающего шума не более 35 дБ. 2. Исследуемый не должен видеть шкалы прибора. 3. Обследование проводит специалист — аудиолог, сурдолог, слухопротезист. 4. Необходимо создать спокойную и доброжелательную обста-(новку, так как излишнее волнение обследуемого может отрица-(тельно сказаться на результатах. 5. При заполнении анкетных данных и объяснении порядка исследования слуха у людей, имеющих значительное его снижение, для достижения лучшего контакта желательно использовать звукоусиливающую аппаратуру. 6. При обследовании взрослых, имеющих тяжелую потерю слуха, вопросы желательно сопровождать письменными текстами стандартных фраз. Например: «Как вас зовут?» «Как ваша фамилия?» и т.д. 7. Для установления лучшего контакта с человеком, не владеющим разговорной речью, возможно использование дактильной азбуки и жестового языка. 8. Инструктаж обследуемого об особенностях исследования проводится непосредственно перед выполнением каждого нового теста. 9. При обследовании людей, у которых нарушена разборчивость речи, что затрудняет речевой контакт исследователя с больными, желательно помещать перед ними отпечатанный текст задания. 10. При выполнении отдельных методик аудиометрии необходимо придерживаться единого способа подачи сигнала: от неслышимого к слышимому и наоборот (чаще применяется первый способ). 11. Вначале пороговая тональная аудиометрия выполняется полностью без маскировки, а затем решается вопрос о необходимости маскировки на том или ином этапе. 12. Общая продолжительность аудиометрического обследования не должна превышать 60 минут, так как при утомлении ослабляется внимание к исследованию и может развиться слуховая адаптация. Порядок обследования.Обследование состоит из определенных последовательных этапов: 1. Заполнение паспортной части аудиограммы. 2. Исследование слуха шепотной и разговорной речью. 3. Пороговая тональная аудиометрия по воздушному проведению. 4. Аудиометрический опыт Вебера. 5. Пороговая тональная аудиометрия по костному проведению. 6. По мере необходимости у отдельных обследуемых пороговая тональная аудиограмма на худшем по слуху ухе повторяется с маскировкой (впоследствии речевая аудиометрия у них также выполняется с маскировкой). 7. В зависимости от цели и задачи исследования проводится надпороговая тональная аудиометрия; выбор теста зависит от данных пороговой тональной аудиометрии. 8. Определение 50 %-ного порога разборчивости теста числительных по воздушному проведению (Е. М.Хоршак — речевая аудиометрия). 9. Определение состояния разборчивости речи (Г. И. Гринберг и Л.М.Зиндер — речевая аудиометрия у взрослых, А. М.Ошеро-вич — у детей 3 — 7 лет и 7—14 лет). 10. Определение 50 %-ного порога разборчивости теста числительных по костному проведению (используется редко). 11. Комплекс окклюзионных проб для контроля правильности полученных аудиометрических данных (опыты Бинга, Федеричи и феномен окклюзионной аутофонии Е. М.Хоршака). 12. Перепроверка сомнительных результатов исследования в целом или отдельных их показателей. 13. Анализ результатов аудиометрического обследования с последующим описанием аудиограммы и аудиологическим заключением. |