МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛУХА





При классификации нарушений слуховой функции можно ру­ководствоваться разными принципами: 1) степенью понижения слуха; 2) характером нарушения; 3) локализацией процесса в слу­ховом анализаторе; 4) причинами поражения слуха; 5) состояни­ем развития речи.

Нарушение восприятия на слух звуковой речи также выражает­ся в различной степени — от незначительного снижения воспри­ятия шепотной речи до резкого ограничения возможности вос­приятия речи разговорной громкости.

В настоящее время все используемые в практике классифика­ции снижения слуха основываются на определении остроты слуха количественным методом.




 


В нашей стране наибольшее распространение получила класси­фикация, предложенная Л.В.Нейманом в 1961 г. (табл. 3). В ней выделены три степени тугоухости в зависимости от средней ариф­метической потери слуха (НЬ) в области речевого диапазона час­тот 500, 1000, 2000, 4000 Гц.

Таблица 3 Классификация тугоухости по Л.В.Нейману

Степень тугоухости   Средняя потеря слуха, дБ  
I   До 50  
II   От 51 до 70  
III   От 71 до 75 -80  

В соответствии с задачами слухопротезирования Ю. Б. Преоб­раженский и Л. С. Годин в 1973 г. предложили классифицировать людей, имеющих нарушения слуха, выделяя четыре группы, в зависимости от частотного диапазона сохранившихся остатков слу­ха: группа I — сохранено восприятие частот от 125 до 250 Гц; группа II — сохранено восприятие частот от 125 до 500 Гц; груп­па III — восприятие частот от 125 до 1000 Гц; группа IV — вос­приятие частот от 125 до 2000 Гц.

До 2001 г. использовалась Международная классификация ту­гоухости, основанная на усредненных значениях порогов звуко-восприятия на речевых частотах (табл. 4).

Таблица 4 Международная классификация тугоухости

Характер поражения   Пороги слухового восприятия, дБ   Тяжесть поражения  
Степень тугоухости I   26-40   Легкая  
Степень тугоухости II   41-55   Средняя  
Степень тугоухости III   56-70   Среднетяжелая  
Степень тугоухости IV   71-90   Тяжелая  
Глухота   >90   Глухота  

Современные аудиологические понятия. Их смысловая напол­ненность и особенности употребления.Понятие «глухота» часто ис­пользуется как общее для обозначения всех видов и степеней на­рушения слуха. Его содержание определить сложно, поэтому при обозначении генетически обусловленных нарушений слуха его


следует избегать. То же касается понятия «потеря слуха». При мно­гих генетически обусловленных нарушениях слух никогда нор­мально не функционировал, а следовательно, некорректно гово­рить о его потере. Поэтому вместо этих понятий рекомендуется использовать понятие, выраженное словосочетанием «нарушение

слуха».

М. Р. Богомильский различает два вида недостаточности слухо­вой функции: глухоту и тугоухостъ. «Обычно глухотой обознача­ют такую степень снижения слуха, при которой отсутствует рече­вая разборчивость даже при использовании слухового аппарата или других средств звукоусиления. Однако отдельные очень гром­кие звуки такие больные могут слышать. Абсолютная невозмож­ность восприятия любых звуков встречается редко.

Тугоухостью называют понижение слуха различной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к тугоухому, применение слухового аппарата или дру­гой звукоусиливающей аппаратуры)»1.



Начиная с 50-х гг. XX в. в связи с дифференциацией обучениями воспитания детей, имеющих нарушения слуха, в отечественной, а потом и в зарубежной практике широкое распространение по­лучило понятие «слабослышащие», относящиеся к группе людей, обладающих той или иной степенью сохранности слуховой чув­ствительности.

Порог слуха, или порог слышимости, — понятие, используемое в связи с вычислением средних показателей восприятия, изме­ренных на частотах 500, 1000, 2000, 4000 Гц. В соответствии с Международной классификацией различают следующие степени порогов слышимости (рекомендованы научной группой европей­ских аудиологов, отологов, слухопротезистов и сурдопедагогов в октябре 2001 г.; Гельдербергский университет, Германия):

средняя — более 20 дБ и менее 40 дБ (легкое нарушение);

умеренная — более 40 дБ и менее 70 дБ (среднее наруше­ние);

тяжелая — более 70 дБ и менее 95 дБ (тяжелое нарушение);

глубокая — от 95 дБ (тяжелое нарушение слуха, граничащее с глухотой).

Степень снижения слуха определяется по порогу слышимости лучше слышащего уха.

Для описания различных видов нарушения слуха рекомендует­ся использовать следующие определения.

Асимметричное нарушение слуха более 10 дБ разницы между двумя ушами, по крайней мере, на двух частотах, причем вычис-

1 Богомильский М.Р., Сапожников Я.М. Современные методы диагностики, лечение и коррекции тугоухости и глухоты у детей. — М., 2001. — С. 39.


ленный порог слышимости лучше слышащего уха должен состав­лять минимум 20 дБ.

Центральное нарушение слуха сенсоневральное нарушение слуха, вызванное заболеванием или пороком развития централь­ной нервной системы.

Кондуктивное нарушение слуха, обусловленное заболевани­ем или пороком развития наружного или среднего уха. Аудиомет-рические измерения показывают нормальный порог слышимости при костной проводимости (менее 20 дБ) и разницу между воз­душной и костной проводимостью более 15 дБ на частотах 500, 1000 и 2000 Гц.

Невральное подгруппа сенсоневрального нарушения слуха вследствие заболевания или порока развития слухового нерва.

Сенсоневральное нарушение слуха, обусловленное заболева­нием или пороком развития внутреннего уха или слухового нерва с разницей более чем в 15 дБ между воздушной и костной прово-димостями, измеренными на частотах 500, 1000 и 2000 Гц.

Сенсорное подгруппа сенсоневрального нарушения слуха вследствие заболевания или порока развития улитки (СосЫеа).

Одностороннее нарушение слуха только одно ухо имеет сред­нее нарушение более 50 дБ, в то время как обследование другого уха показывает значения менее 20 дБ.

Прогрессирующее нарушение слуха снижение слухового вос­приятия чистых тонов более чем на 15 дБ за период в десять лет. К оценке результатов исследования пациентов старше 50 лет сле­дует относиться осторожно.

Вопросы и задания

1. Назовите основные три группы, на которые можно разделить при­чины и факторы, обусловившие снижение слуха.

2. Что характерно для наследственной глухоты?

3. Перечислите причины врожденной тугоухости.

4. Каковы причины приобретенной тугоухости? :

5. Назовите основные классификации нарушений слуха.

6. Возьмите любые три аудиограммы, вычислите по ним среднюю потерю слуха и определите степень снижения слуха по предложенным классификациям.


4.1. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯСЛУХА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Современный уровень развития аудиологии и оснащенности сурдологических центров и кабинетов различным диагностическим оборудованием позволяет применять комплексную диагностику патологии слуха с использованием субъективных и объективных методов исследования. Однако принятие адекватного решения тре-|бует систематизации полученных при этом данных.

Наиболее часто в практике используются психоакустические 1етоды исследования слуха. Они составляют основу аудиометрии, |но в ряде случаев недостаточны или малоэффективны — при оценке слуховой функции новорожденных, умственно отсталых и боль­ных с нарушением психики. В этих случаях обращаются к объек­тивным методам исследования, основанным на регистрации био­электрических ответов слуховой системы на звуковые сигналы.

При исследовании слуховой функции обязательны следующие условия:

1. Обследование необходимо проводить в звукоизолированном помещении при уровне окружающего шума не более 35 дБ.

2. Исследуемый не должен видеть шкалы прибора.

3. Обследование проводит специалист — аудиолог, сурдолог, слухопротезист.

4. Необходимо создать спокойную и доброжелательную обста-(новку, так как излишнее волнение обследуемого может отрица-(тельно сказаться на результатах.

5. При заполнении анкетных данных и объяснении порядка исследования слуха у людей, имеющих значительное его сниже­ние, для достижения лучшего контакта желательно использовать звукоусиливающую аппаратуру.

6. При обследовании взрослых, имеющих тяжелую потерю слуха, вопросы желательно сопровождать письменными текстами стандарт­ных фраз. Например: «Как вас зовут?» «Как ваша фамилия?» и т.д.

7. Для установления лучшего контакта с человеком, не владею­щим разговорной речью, возможно использование дактильной азбуки и жестового языка.



 


8. Инструктаж обследуемого об особенностях исследования про­водится непосредственно перед выполнением каждого нового теста.

9. При обследовании людей, у которых нарушена разборчи­вость речи, что затрудняет речевой контакт исследователя с боль­ными, желательно помещать перед ними отпечатанный текст за­дания.

10. При выполнении отдельных методик аудиометрии необходи­мо придерживаться единого способа подачи сигнала: от неслыши­мого к слышимому и наоборот (чаще применяется первый способ).

11. Вначале пороговая тональная аудиометрия выполняется пол­ностью без маскировки, а затем решается вопрос о необходимо­сти маскировки на том или ином этапе.

12. Общая продолжительность аудиометрического обследования не должна превышать 60 минут, так как при утомлении ослабляется внимание к исследованию и может развиться слуховая адаптация.

Порядок обследования.Обследование состоит из определенных последовательных этапов:

1. Заполнение паспортной части аудиограммы.

2. Исследование слуха шепотной и разговорной речью.

3. Пороговая тональная аудиометрия по воздушному проведе­нию.

4. Аудиометрический опыт Вебера.

5. Пороговая тональная аудиометрия по костному проведению.

6. По мере необходимости у отдельных обследуемых пороговая тональная аудиограмма на худшем по слуху ухе повторяется с мас­кировкой (впоследствии речевая аудиометрия у них также выпол­няется с маскировкой).

7. В зависимости от цели и задачи исследования проводится надпороговая тональная аудиометрия; выбор теста зависит от дан­ных пороговой тональной аудиометрии.

8. Определение 50 %-ного порога разборчивости теста числи­тельных по воздушному проведению (Е. М.Хоршак — речевая аудиометрия).

9. Определение состояния разборчивости речи (Г. И. Гринберг и Л.М.Зиндер — речевая аудиометрия у взрослых, А. М.Ошеро-вич — у детей 3 — 7 лет и 7—14 лет).

10. Определение 50 %-ного порога разборчивости теста числи­тельных по костному проведению (используется редко).

11. Комплекс окклюзионных проб для контроля правильности полученных аудиометрических данных (опыты Бинга, Федеричи и феномен окклюзионной аутофонии Е. М.Хоршака).

12. Перепроверка сомнительных результатов исследования в целом или отдельных их показателей.

13. Анализ результатов аудиометрического обследования с по­следующим описанием аудиограммы и аудиологическим заклю­чением.






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.