МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Звуковоспринимающий аппарат





Современные методы электрофизиологических исследований позволили глубоко изучить процессы функционирования звуко-


воспринимающей системы органа слуха. Однако до настоящего времени существует ряд теорий, по-разному освещающих меха­низм звуковосприятия.

Теория Г. Гельмгольца (1863) получила название резонансной. Согласно ей, звук определенной тональности (частоты) вызыва­ет ответные колебания определенной зоны основной мембраны по известному закону механического резонанса. В связи с тем что волокна основной мембраны, натянутые в поперечном направле­нии, имеют различную длину и степень натяжения, то звуки раз­личного частотного характера вызывают избирательное резони-рование отдельных участков мембраны в зависимости от длины волокон. Аналогично натянутым струнам, отдельные волокна ос­новной мембраны резонируют, т. е. приходят в колебание в ответ на звуки соответствующей частоты, воздействующие на орган слуха. На звуки низкочастотного спектра резонируют длинные волокна основной мембраны, находящиеся у верхушки улитки, высокие звуки приводят в соколебание участок мембраны, находящийся у основания улитки, с волокнами короткой длины. Звуки средней высоты обусловливают содружественные колебания волокна ос­новной мембраны среднего завитка.

Положения данной теории были подтверждены Л.А.Андреевым в лаборатории И. П. Павлова в опытах на собаках с условно-реф­лекторной методикой, где отмечалось, что в зависимости от зоны разрушения волокон основной мембраны происходит выпадение восприятия тонов соответствующей тональности.

Экспериментальные исследования аналогичного характера с измерением биотоков улитки, проведенные В.Ф.Ундрицем, по­казали, что в результате изолированного повреждения различных зон основной мембраны отмечается соответствующее понижение интенсивности биотоков, которое имеет неравномерный харак­тер в зависимости от участка повреждения. Указанная закономер­ность выявилась и при сопоставлении характера тугоухости у боль­ных и результатов гистологического исследования основной мем­браны внутреннего уха после их смерти.

Аналогичными были результаты, полученные в эксперименте на животных при исследовании длительного влияния звуков раз­личного частотного спектра на внутреннее ухо. Микроскопическое исследование ушного лабиринта показало, что при воздействии басовых (низких) звуков происходит разрушение кортиева органа в области верхушки улитки, а дискантовые (высокие) звуки обус­ловливают разрушения нервно-чувствительных элементов, локали­зирующихся у основания улитки в области основного ее завитка.

По данным ионной теории П.П.Лазарева, под воздействием звуковых колебаний на орган слуха в волосковых клетках кортие­ва органа возникает химическая реакция, заключающаяся в том, что в зависимости от интенсивности звука происходит распад оп-


ределенного количества вещества, называемого слуховым пурпу­ром. При этом выделяются ионы, обусловливающие происхожде­ние нервного возбуждения слухового рецептора. Данная химиче­ская теория объясняет феномен превращения механических зву­ковых колебаний в нервный процесс.

Электрофизиологические исследования (Уивер и Брей, 1930) выявили, что при воздействии звукового раздражителя в улитке возникает электрический ток в виде микрофонных потенциалов, имеющих сходную характеристику с воздействовавшим на орган слуха экспериментальным тоном. При усилении и преобразова­нии указанных микрофонных потенциалов с помощью специаль­ной аппаратуры можно получить звук аналогичного характера.



По теории X. Флетчера, движение пластинки стремени внутрь ушного лабиринта в связи с подвижностью круглого окна сме­щает лишь часть лабиринтной жидкости и вызывает деформа­цию (изгиб) основной мембраны на отдельном ее участке, что связано с определенной величиной столба колеблющейся внут-рилабиринтной жидкости и механическими свойствами основ­ной мембраны. Частые колебания приводят в движение неболь­шой объем жидкости лабиринта, в результате чего происходит изгиб мембраны в участках, близко лежащих к овальному окну, которые в связи с сильным натяжением и малой длиной воло­кон смещаются мало. Медленные колебания обусловливают сме­щение большого объема жидкости во внутреннем ухе, что вызы­вает изгиб основной мембраны на ее более широком и менее натянутом участке, так как для этого требуется значительно мень­шая сила воздействия.

Экспериментальные исследования Бекеши и Портмана (1928) показали, что смещение стремени сопряжено с движением внут-рилабиринтной жидкости и деформацией основной мембраны не­посредственно у овального окна. Бегущая волна распространяется по длине мембраны от основания по направлению к верхушке улитки. Следующее смещение пластинки стремени в овальном окне обусловливает новую бегущую волну, возникающую по аналогии с пульсовой волной в артериальных кровеносных сосудах в ре­зультате сердечных сокращений. При высоких звуках деформация мембраны происходит в основном завитке улитки, а при низких — она захватывает всю мембрану. Участки наибольшего выгибания соответствуют пространственному расположению звуков на ос­новной перепонке.

Согласно приведенным слуховым теориям, звуки определен­ных частот вызывают раздражение соответствующих участков ос­новной мембраны, в связи с чем орган слуха обладает способно­стью дифференцировать звуки по тональности, что представляет собой первичный анализ сложных звуков в результате разложения их по частотному составу.


Девис на основании электрофизиологических исследований установил, что при изменении степени натяжения волосков нерв­ных чувствительных клеток соответственно звуковым колебаниям выделяется электрическая энергия. В результате этого образуются микрофонные потенциалы, которые могут быть зарегистрирова­ны при отведении их непосредственно от волосковых клеток, а также от мембраны круглого окна в связи с наличием свойства электропроводимости внутрилабиринтных жидкостей (микрофон­ная теория улитки). Возникающие в кортиевом органе электри­ческие токи вызывают раздражение рецепторных окончаний кох-леарного нерва. Возбуждение передается посредством специфи­ческого вещества (медиатора) — ацетилхолина. Следовательно, кортиев орган работает по принципу детектора, реагируя только на определенные звуковые колебания и, подобно трансформато­ру, превращая их в нервное возбуждение.

В стволе слухового нерва, как и в основной мембране улитки, сохраняется пространственное расположение волокон, проводя­щих звуки различных частот. В частности, по периферии нервного ствола находятся волокна, проводящие басовые тоны, а в центре лежат волокна, по которым передаются звуки дискантовой то­нальности. Звуковые колебания в виде нервных слуховых импуль­сов, поступающих в центральную нервную систему, вызывают слуховые ощущения. Наряду с этим возникают различные безус­ловные рефлекторные реакции, как, например, сужение крове­носных сосудов, изменение электрических потенциалов кожи, смыкание век, расширение зрачков, изменение биопотенциалов мозга, поворот головы в сторону звука.

Элементарная дифференциация звука происходит в слуховом рецепторе — кортиевом органе. В центральном отделе слухового анализатора (коре головного мозга) осуществляется высший ана­лиз и наиболее сложный синтез звуковых сигналов, причем по­следний — в области слуховой зоны височных долей коры голов­ного мозга, а также в рассеянных слуховых элементах слухового анализатора, что подтверждено экспериментальными наблюдени­ями при удалении височных долей головного мозга.

В связи с тем что у человека имеются два периферических зву­копроводящих и звуковоспринимающих аппарата (левый и пра­вый), два проводящих нервных слуховых тракта, образующих ча­стичный перекрест волокон, и два центральных слуховых отдела в коре головного мозга, поражение слуховой зоны коры головного мозга одного полушария обусловливает частичную тугоухость на оба уха. Наряду с этим выключение слуховых зон обоих полуша­рий головного мозга ведет к нарушению функции высшего кор­кового анализа и синтеза звуковых сигналов, однако элементар­ная реакция на звук, осуществляемая в ушном лабиринте, сохра­няется. Одностороннее поражение органа слуха при нормальном




 



и> чэ ^ 8 о

НАРУЖНОЕ УХО

С РЕ Д НЕЕ УХО |

ВНУТРЕННЕЕ УХО

Слуховые центры

Барабанная перепонка

Овальное х, Слуховой окно Улитка нерв

. Прием звукового сигнала ____I____

Прием звукового сигнала

Прием звуковых колебаний

Преобразование в нервное возбуждение

Преобразование в нервное возбуждение

Прием звуковых колебаний

Передаточный механизм

Передаточный механизм

 


 


в таких случаях сохраниться, но их различение именно как рече­вых звуков становится невозможным.   речи. Восприятие тонов и шумов, входящих в состав речи, может   | полушария головного мозга. При выключении этого центра нару­шается анализ и синтез сложных звуковых комплексов словесной^   1 положенного в заднем отделе верхней височной извилины левого   I собность обеспечивается наличием сенсорного центра речи, рас-   слуха в слуховые центры коры головного мозга. Специфической особенностью слуха человека является способ-I ность воспринимать звуки речи не только как физические явле-1 ния, но и как единицы, несущие смысловую нагрузку. Эта спо-   ления звуковой информации из периферических отделов органа   тора. Рисунок 14 в условной форме иллюстрирует взаимодействие и взаимосвязи составляющих элементов бинаурального пути поступ-   состоянии другого уха практически не сказывается на общей слу­ховой способности человека. Таким образом, слуховой аппарат нужно рассматривать как целостный в функциональном отношении звуковой анализатор, различные части которого выполняют определенную работу. Пе­риферический конец производит первичный анализ и преобразу­ет физическую энергию звука в специфическую энергию нервно­го возбуждения; проводящие нервные пути передают возбужде­ние в мозговые центры, и в коре головного мозга производится превращение энергии нервного возбуждения в ощущение. Кора головного мозга играет ведущую роль в работе звукового анализа-  
Я и       Ж ег       5 Е ев           и>   в Е  
действия звуковосп   . Опишите физиолог   ,ное значение звуко!   и систем звукового . Раскройте физиоло   . Перечислите соста]   . Опишите строение   . Расскажите о строе   , Назовите основные аудиометр? . Каково строение и  
ринимающего ап   ические процессь   троводящего апп;   гические процесс   анализатора.   вляющие звукопр   и функции внут!   :НИИ И ФУНКЦИЯХ   функции наружи   периоды развити  
парата орган   ,1, определяю]   арата органа   ы, обусловли   )еннего уха. юводящей и :   среднего уха.   о р   я аудиологии  
р   и   ("}   се       ЧЛ*                  
д   ев     р 5       ^                  
*ь2   ф   1 р   Е       о                
Р   •<             Си о               СО  
    и       О) е       я               о о\  
          т                     о  
    О Я       Я       Я               Я  
    С               •<*               ст>  
    Сг1       О       Р               та  
М о я •в о о Ё 5 и> I 9! 151

 


Глава 2





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.