ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Звуковоспринимающий аппарат Современные методы электрофизиологических исследований позволили глубоко изучить процессы функционирования звуко- воспринимающей системы органа слуха. Однако до настоящего времени существует ряд теорий, по-разному освещающих механизм звуковосприятия. Теория Г. Гельмгольца (1863) получила название резонансной. Согласно ей, звук определенной тональности (частоты) вызывает ответные колебания определенной зоны основной мембраны по известному закону механического резонанса. В связи с тем что волокна основной мембраны, натянутые в поперечном направлении, имеют различную длину и степень натяжения, то звуки различного частотного характера вызывают избирательное резони-рование отдельных участков мембраны в зависимости от длины волокон. Аналогично натянутым струнам, отдельные волокна основной мембраны резонируют, т. е. приходят в колебание в ответ на звуки соответствующей частоты, воздействующие на орган слуха. На звуки низкочастотного спектра резонируют длинные волокна основной мембраны, находящиеся у верхушки улитки, высокие звуки приводят в соколебание участок мембраны, находящийся у основания улитки, с волокнами короткой длины. Звуки средней высоты обусловливают содружественные колебания волокна основной мембраны среднего завитка. Положения данной теории были подтверждены Л.А.Андреевым в лаборатории И. П. Павлова в опытах на собаках с условно-рефлекторной методикой, где отмечалось, что в зависимости от зоны разрушения волокон основной мембраны происходит выпадение восприятия тонов соответствующей тональности. Экспериментальные исследования аналогичного характера с измерением биотоков улитки, проведенные В.Ф.Ундрицем, показали, что в результате изолированного повреждения различных зон основной мембраны отмечается соответствующее понижение интенсивности биотоков, которое имеет неравномерный характер в зависимости от участка повреждения. Указанная закономерность выявилась и при сопоставлении характера тугоухости у больных и результатов гистологического исследования основной мембраны внутреннего уха после их смерти. Аналогичными были результаты, полученные в эксперименте на животных при исследовании длительного влияния звуков различного частотного спектра на внутреннее ухо. Микроскопическое исследование ушного лабиринта показало, что при воздействии басовых (низких) звуков происходит разрушение кортиева органа в области верхушки улитки, а дискантовые (высокие) звуки обусловливают разрушения нервно-чувствительных элементов, локализирующихся у основания улитки в области основного ее завитка. По данным ионной теории П.П.Лазарева, под воздействием звуковых колебаний на орган слуха в волосковых клетках кортиева органа возникает химическая реакция, заключающаяся в том, что в зависимости от интенсивности звука происходит распад оп- ределенного количества вещества, называемого слуховым пурпуром. При этом выделяются ионы, обусловливающие происхождение нервного возбуждения слухового рецептора. Данная химическая теория объясняет феномен превращения механических звуковых колебаний в нервный процесс. Электрофизиологические исследования (Уивер и Брей, 1930) выявили, что при воздействии звукового раздражителя в улитке возникает электрический ток в виде микрофонных потенциалов, имеющих сходную характеристику с воздействовавшим на орган слуха экспериментальным тоном. При усилении и преобразовании указанных микрофонных потенциалов с помощью специальной аппаратуры можно получить звук аналогичного характера. По теории X. Флетчера, движение пластинки стремени внутрь ушного лабиринта в связи с подвижностью круглого окна смещает лишь часть лабиринтной жидкости и вызывает деформацию (изгиб) основной мембраны на отдельном ее участке, что связано с определенной величиной столба колеблющейся внут-рилабиринтной жидкости и механическими свойствами основной мембраны. Частые колебания приводят в движение небольшой объем жидкости лабиринта, в результате чего происходит изгиб мембраны в участках, близко лежащих к овальному окну, которые в связи с сильным натяжением и малой длиной волокон смещаются мало. Медленные колебания обусловливают смещение большого объема жидкости во внутреннем ухе, что вызывает изгиб основной мембраны на ее более широком и менее натянутом участке, так как для этого требуется значительно меньшая сила воздействия. Экспериментальные исследования Бекеши и Портмана (1928) показали, что смещение стремени сопряжено с движением внут-рилабиринтной жидкости и деформацией основной мембраны непосредственно у овального окна. Бегущая волна распространяется по длине мембраны от основания по направлению к верхушке улитки. Следующее смещение пластинки стремени в овальном окне обусловливает новую бегущую волну, возникающую по аналогии с пульсовой волной в артериальных кровеносных сосудах в результате сердечных сокращений. При высоких звуках деформация мембраны происходит в основном завитке улитки, а при низких — она захватывает всю мембрану. Участки наибольшего выгибания соответствуют пространственному расположению звуков на основной перепонке. Согласно приведенным слуховым теориям, звуки определенных частот вызывают раздражение соответствующих участков основной мембраны, в связи с чем орган слуха обладает способностью дифференцировать звуки по тональности, что представляет собой первичный анализ сложных звуков в результате разложения их по частотному составу. Девис на основании электрофизиологических исследований установил, что при изменении степени натяжения волосков нервных чувствительных клеток соответственно звуковым колебаниям выделяется электрическая энергия. В результате этого образуются микрофонные потенциалы, которые могут быть зарегистрированы при отведении их непосредственно от волосковых клеток, а также от мембраны круглого окна в связи с наличием свойства электропроводимости внутрилабиринтных жидкостей (микрофонная теория улитки). Возникающие в кортиевом органе электрические токи вызывают раздражение рецепторных окончаний кох-леарного нерва. Возбуждение передается посредством специфического вещества (медиатора) — ацетилхолина. Следовательно, кортиев орган работает по принципу детектора, реагируя только на определенные звуковые колебания и, подобно трансформатору, превращая их в нервное возбуждение. В стволе слухового нерва, как и в основной мембране улитки, сохраняется пространственное расположение волокон, проводящих звуки различных частот. В частности, по периферии нервного ствола находятся волокна, проводящие басовые тоны, а в центре лежат волокна, по которым передаются звуки дискантовой тональности. Звуковые колебания в виде нервных слуховых импульсов, поступающих в центральную нервную систему, вызывают слуховые ощущения. Наряду с этим возникают различные безусловные рефлекторные реакции, как, например, сужение кровеносных сосудов, изменение электрических потенциалов кожи, смыкание век, расширение зрачков, изменение биопотенциалов мозга, поворот головы в сторону звука. Элементарная дифференциация звука происходит в слуховом рецепторе — кортиевом органе. В центральном отделе слухового анализатора (коре головного мозга) осуществляется высший анализ и наиболее сложный синтез звуковых сигналов, причем последний — в области слуховой зоны височных долей коры головного мозга, а также в рассеянных слуховых элементах слухового анализатора, что подтверждено экспериментальными наблюдениями при удалении височных долей головного мозга. В связи с тем что у человека имеются два периферических звукопроводящих и звуковоспринимающих аппарата (левый и правый), два проводящих нервных слуховых тракта, образующих частичный перекрест волокон, и два центральных слуховых отдела в коре головного мозга, поражение слуховой зоны коры головного мозга одного полушария обусловливает частичную тугоухость на оба уха. Наряду с этим выключение слуховых зон обоих полушарий головного мозга ведет к нарушению функции высшего коркового анализа и синтеза звуковых сигналов, однако элементарная реакция на звук, осуществляемая в ушном лабиринте, сохраняется. Одностороннее поражение органа слуха при нормальном Овальное х, Слуховой окно Улитка нерв | . Прием звукового сигнала ____I____ | Преобразование в нервное возбуждение | Преобразование в нервное возбуждение | в таких случаях сохраниться, но их различение именно как речевых звуков становится невозможным. | речи. Восприятие тонов и шумов, входящих в состав речи, может | | полушария головного мозга. При выключении этого центра нарушается анализ и синтез сложных звуковых комплексов словесной^ | 1 положенного в заднем отделе верхней височной извилины левого | I собность обеспечивается наличием сенсорного центра речи, рас- | слуха в слуховые центры коры головного мозга. Специфической особенностью слуха человека является способ-I ность воспринимать звуки речи не только как физические явле-1 ния, но и как единицы, несущие смысловую нагрузку. Эта спо- | ления звуковой информации из периферических отделов органа | тора. Рисунок 14 в условной форме иллюстрирует взаимодействие и взаимосвязи составляющих элементов бинаурального пути поступ- | состоянии другого уха практически не сказывается на общей слуховой способности человека. Таким образом, слуховой аппарат нужно рассматривать как целостный в функциональном отношении звуковой анализатор, различные части которого выполняют определенную работу. Периферический конец производит первичный анализ и преобразует физическую энергию звука в специфическую энергию нервного возбуждения; проводящие нервные пути передают возбуждение в мозговые центры, и в коре головного мозга производится превращение энергии нервного возбуждения в ощущение. Кора головного мозга играет ведущую роль в работе звукового анализа- | Я и | | Ж ег | | 5 Е ев | | | и> | в Е | действия звуковосп | . Опишите физиолог | ,ное значение звуко! | и систем звукового . Раскройте физиоло | . Перечислите соста] | . Опишите строение | . Расскажите о строе | , Назовите основные аудиометр? . Каково строение и | ринимающего ап | ические процессь | троводящего апп; | гические процесс | анализатора. | вляющие звукопр | и функции внут! | :НИИ И ФУНКЦИЯХ | функции наружи | периоды развити | парата орган | ,1, определяю] | арата органа | ы, обусловли | )еннего уха. юводящей и : | среднего уха. | о р | я аудиологии | р | и | ("} | се | | ЧЛ* | | | | | д | ев | | р 5 | | ^ | | | | | *ь2 | ф | 1 р | Е | | о | | | | | Р | •< | | | | Си о | | | | СО | | и | | О) е | | я | | | | о о\ | | | | т | | | | | | о | | О Я | | Я | | Я | | | | Я | | С | | | | •<* | | | | ст> | | Сг1 | | О | | Р | | | | та | М о я •в о о Ё 5 и> I 9! 151 | Глава 2 |