СТАЦИОНАРНАЯ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩАЯ ПРОВОДНАЯ АППАРАТУРА Стационарной звукоусиливающей проводной аппаратурой оборудованы многие детские специальные учреждения. Она использует-! Рис. 70. Класс, оборудованный стационарной проводной звукоусиливающей аппаратурой ся для проведения занятий и уроков со слабослышащими и глухими детьми с целью коррекции слуха и развития речевых навыков. На столе учителя, находящегося в центре полукружия столов учащихся, расположен пульт, представляющий собой современный усилитель, снабженный микрофоном, гнездами для подключения наушников ребенка, отвечающего у доски, и электрическим входом для подключения магнитофона, проигрывателя и видеомагнитофона. Пульт педагога соединен проводами с индивидуальными пультами на столах детей, оснащенными головными телефонами (наушниками) и микрофонами для каждого ребенка. Часто на пультах учащихся имеется дополнительное гнездо для подключения вибратора, который облегчает восприятие звуков детям с небольшими остатками слуха. Современная проводная аппаратура коллективного пользования (как импортная, так и отечественная) позволяет подобрать оптимальный слуховой режим для каждого ребенка за счет индивидуальной настройки частотных характеристик и усиления. Как отмечают в своей статье Е.Ю.Авдеева, Т.В.Пелымская и Н.Д.Шмат-ко, стационарные усилители, как правило, обладают более широкими возможностями звукоусиления, чем индивидуальные слуховые аппараты, в частности более широкой полосой пропускания частот (за счет как низких, так и высоких звуков)1. 1 См.: Авдеева Е.Ю., Пелымская Т. В., Шматко Н.Д. Использование звукоусиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. — 1999. — № 4. Однако одним из заметных недостатков стационарной проводной аппаратуры является невозможность свободного передвижения по помещению как для детей, так и для педагога, что вызывает определенные неудобства при проведении уроков ритмики, физкультуры, различных дидактических игр. Выделяют два типа проводной звукоусиливающей аппаратуры — одноканальную и двухканальную (или универсальную). Одноканалъная система коллективного обучения глухих и слабослышащих детей работает в одноканальном слухоречевом режиме, причем и преподаватель, и ученик держат микрофон вблизи рта. Связь может осуществляться в двух направлениях — от преподавателя к учащемуся и от учащегося к педагогу. Обеспечено и общение между учениками: учитель имеет возможность управлять приемом — передачей сигналов между ними. Ядром одноканальной слухоречевой системы коллективного пользования, как и всех систем, является компактный блок управления (рис. 71, 1), представляющий собой центральный усилитель-смеситель всех сигналов, которые через акустические пре- Рис. 71. Составляющие элементы одноканальной системы коллективного обучения глухих и слабослышащих детей: 1 — блок управления; 2 — общий вид места ученика с устройством подключения; 3 — наушники; 4 — индивидуальные слуховые аппараты образователи поступают к учащимся. С его помощью отдельные или смешанные и соответственно усиленные сигналы могут подаваться с микрофона преподавателя и с периферийных устройств в усилитель на столе ученика (2). Встроенный переключающийся автоматический регулятор усиления не допускает перемодуляции. Для переговорной связи имеется приоритетная клавиша микрофона. До тех пор пока преподаватель не отпустит эту клавишу, все микрофоны учащихся отключены и передается только сигнал с микрофона учителя. Работа с монитором также возможна через встроенный контрольный громкоговоритель или головной телефон преподавателя. Это означает, что он может прослушивать и, следовательно, контролировать исходящие сигналы. Сигналы, посылаемые компактным блоком управления, поступают на усилитель первого ученика. Последующие усилители на местах учащихся связаны друг с другом разъемными кабельными соединениями. Все они передают один и тот же сигнал в сменные блоки регулирования, для которых в усилителях учащихся предусмотрены специальные гнезда. Сменный блок регулирования позволяет производить настройку в зависимости от степени потери слуха ребенка. Верхние и нижние частоты для правого и левого уха настраиваются отдельно. Это очень важно, так как с помощью согласующего устройства можно адаптировать систему в соответствии с возможностями каждого учащегося, т.е. каждый ученик получает свой собственный, настроенный на его слух сменный блок регулирования. Он может установить его в усилитель как на своем столе в классе, так и в любом другом классном помещении и всегда получить нужный сигнал. Благодаря этому дети пользуются относительной свободой передвижения. Усилитель на месте учащегося кроме отделения для установки сменного блока регулирования имеет гнезда для подключения акустических преобразователей — головного телефона, наушников костной проводимости, СА (рис. 71, 3), вибратора, а также кнопку микрофона для переговорной связи и сигнальную лампочку. В одноканальной системе на оба уха учащегося подается один и тот же сигнал с той лишь разницей, что его уровень регулируется с помощью подключенного акустического преобразователя в зависимости от степени потери слуха. По своим учебным и техническим возможностям одноканаль-ная система коллективного обучения предназначена для использования в классах для детей, имеющих значительную потерю слуха. Универсальная система коллективного обучения глухих и слабослышащих детей состоит из тех же элементов, что и однока-нальная, однако она позволяет работать в двухканальном режиме обмена сигналами. Рис. 72. Аудиокласс «Сонет» Преподаватель и учащийся воспринимают акустический сигнал через дополнительный стереоскопический микрофон, для которого предусмотрен отдельный ползунковый регулятор уровня. Сигнал может подаваться учащемуся отдельно или в смеси с другими сигналами. Такой способ передачи сигналов позволяет использовать способность к стереофоническому восприятию звука для более эффективного освобождения от помех, а также для акустической ориентации в пространстве. Наиболее часто двухканальные слухоречевые системы применяются в школах для слабослышащих детей. Из отечественных разработок проводной звукоусиливающей аппаратуры коллективного обучения наибольшее распространение получил аудиокласс «Сонет». Аппаратура, входящая в этот комплект, обладает следующими возможностями: — расширенным частотным диапазоном; — регулировкой тембра в трех полосах частотного диапазона; — автоматической регулировкой усиления на каждом канале; — световым 12-разрядным индикатором выходного сигнала на каждое ухо; — миниатюрным микрофоном (на прищепке) для преподавателя и учащихся, выполненным в двух вариантах — направленном и широкополосном. Технические характеристики устройства таковы: полоса пропускания частот составляет 0,06—10 кГц; уровень выходного сигнала — 136 дБ; регулировка тембра на низких частотах (до 250 Гц) — 30 дБ, на средних (до 3500 Гц) — 30 дБ, на высоких (до 7000 Гц) - 20 дБ. ! Ц Новые конструкторские решения позволили расширить возможности аппаратуры проводного типа, обеспечив лучшую разборчивость речи за счет повышения соотношения полезного сигнала и фонового шума. Использование аудиокласса «Сонет» дает возможность педагогу руководить учебным процессом, прослушивая ученика персонально или в общем диалоге всего класса. Дополнительная индикация уровня выходного сигнала позволяет каждому ученику сохранять комфортный уровень восприятия речи, активизируя его участие в уроке. 7.2. БЕСПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ Беспроводная слуховая система в сочетании с индивидуальными СА может применяться в любой ситуации обычного учебного процесса, при профессиональном образовании и обучении, на рабочем месте или в быту для семейного общения. К беспроводной аппаратуре относятся различные системы, работа которых основана на радиопринципе. В их состав входят (см. рис. 73): микрофон с радиопередатчиком для педагога (7), который прикрепляется клипсой к одежде или размещается на оголовье; радиоприемники детей (2), соединенные с индивидуальными СА или наушниками. Радиосистема позволяет подключенному к ней с помощью радиоприемника ребенку в любом помещении или даже на улице слышать речь педагога. Приемники обладают специальной регулировкой усиления, что позволяет изменять его в зависимости от конкретных условий. Преимуществами радиосистем являются также возможность выделения голоса педагога из окружающего шума и его избирательное усиление. Для каждой группы или класса, оснащенного радиосистемой, выбирается своя радиочастота. В качестве элементов питания используются аккумуляторные батареи (3), которые заряжаются через специальное зарядное устройство. Оптимальный режим звукоусиления обеспечивается индивидуальными С А ребенка, а также усилением поступающего сигнала на радиоприемнике. Инфракрасная двухканалъная система коллективного обучения обладает теми же возможностями, что и описанная выше универсальная проводная система. Отличие состоит в том, что школьники пользуются беспроводными инфракрасными двухканальны-ми приемниками. Инфракрасное излучение служит основой беспроводной двух-канальной техники передачи. В системе использованы оптоэлект- Рис. 73. Элементы, входящие в беспроводную звукоусиливающую аппаратуру, работающую на принципе радиопередачи: 7 — микрофон с радиопередатчиком для педагога; 2 — радиоприемник ребенка, соединенный со слуховыми аппаратами; 3 — аккумуляторные ба-; тареи системы ронные полупроводниковые элементы, обладающие оптимальными свойствами передачи и приема в инфракрасном диапазоне излучения. Поскольку инфракрасное излучение распространяется только внутри помещения, во всех классах можно работать на одной и той же частоте, при этом все приемники взаимозаменяемы. Достоинствами такой системы являются: широкая область применения, высокое качество передачи, отсутствие влияния помех в соседних помещениях, взаимозаменяемость отдельных элементов в пределах системы. Компактный блок управления подает сигналы на четыре установленных в классном помещении инфракрасных излучателя (рис. 74, 7). Передающие диоды излучают эти сигналы в помещение. В его пределах учащиеся могут свободно передвигаться со своими инфракрасными приемниками (2), которые снабжены встроенными оптическими устройствами, обеспечивающими оптимальный прием сигналов в любой точке классного помещения. В зависимости от степени потери слуха усиление можно регулировать отдельно для правого и левого каналов, а также настраивать верх- ние и нижние частоты, исходя из индивидуальных способностей учащегося к слуховому восприятию. Излучаемые сигналы воспроизводятся посредством головных телефонов, наушников костной проводимости и каналов звуковой частоты. Как передатчик и приемник одноканальной слуховой системы, так и двухканальный инфракрасный передатчик могут работать от никель-кадмиевого аккумулятора и сухих (щелочных) батарей. Для зарядки аккумуляторов используются специальные зарядные устройства, к которым аппараты подключаются посредством штепсельного разъема. Аккумуляторы и сухие батареи легко извлекаются из аппаратов и снова устанавливаются на место. С учетом технических возможностей и особенностей преподавания беспроводная двухканальная слухоречевая система («инфракрасная система») особенно эффективна для работы со слабослышащими учащимися. Рис. 74. Отдельные элементы инфракрасной двухканальной системы коллективного обучения: / — инфракрасные излучатели; 2 — двухканальный инфракрасный приемник ученика с индивидуальными слуховыми аппаратами; 3 — стереомик-рофоны на штативе Применение подобной системы — новый шаг на пути расширения возможностей речевого развития и, следовательно, общей реабилитации детей с расстройствами слуха. Инфракрасная одноканальная слухоречевая система позволяет с переносного передатчика, находящегося у преподавателя, устанавливать беспроводную связь с любым числом приемников, находящихся у учащихся. Возможность обратной переговорной связи через передатчик отсутствует, однако ученики могут обмениваться акустическими сигналами через встроенные в приемнш микрофоны. Кроме того, эти микрофоны служат для автоматического переключения на окружающее акустическое поле, если! инфракрасного сигнала оказывается недостаточно для бесперебойной передачи. Таким образом, возможны два режима работы — инфракрасный канал с одновременным автоматическим переключением микрофона на окружающее акустическое поле и инфракрасный канал с внутренним режимом работы микрофона. Как и при двухканальной системе, инфракрасное излучение распространяется только в пределах классного помещения, не выходя наружу, что предполагает во всех классах работу на одной и той же частоте. Следовательно, все передатчики и приемники взаимозаменяемы. Они укрепляются на груди, что удобно как для преподавателя, так и для учащихся. Для помещений больших размеров, чем обычное классное (примерно 45 м2), необходимы ретрансляторы (усилители инфракрасного излучения). Достоинства этой системы те же, что и двухканальной. Инфракрасная частотно-импульсная модуляция позволяет экономить электроэнергию. Появилась, наконец, возможность создания портативных батарейных инфракрасных передатчиков в противоположность системам, инфракрасный передатчик которых работает только от электросети. 7.3. ИНДУКЦИОННАЯ ПЕТЛЯ Извечная проблема — услышать из задних рядов большого зала,; о чем говорят впереди. Это трудности не только людей, имеющих нарушения слуха, подобные проблемы возникают и у нормально слышащих. Плохая слышимость в больших помещениях обычно обусловлена двумя факторами — пространственной отдаленностью говорящего от слушающего (или слушающих) и уровнем звуковых помех, создаваемых находящимися в помещении людьми. Специальная математическая формула позволяет вычислить уменьшение звукового давления голоса говорящего в зависимости от увеличения расстояния до него в свободном звуковом поле, Во время разговора, ведущегося с обычной громкостью, уровень звукового давления голоса говорящего составляет около 60 дБ, но уже на расстоянии 2 м снижается до 30 дБ. Исследованиями установлено, что для 100 %-ного восприятия, например, произносимых чисел требуется уровень звукового давления не ниже 48 дБ. Например, двое беседующих уже на рассто*-янии 2 м не смогли бы на 100 % слышать произносимые каждым из них числа. Акустические свойства закрытых помещений, кроме того, во многом зависят от их архитектуры, от покрытия стен и пола, наличия мебели. На качество восприятия речи оказывают влияние и побочные шумы (кашель, шуршание бумаги и т.д.), так называемые звуковые помехи. Как же улучшить в таком случае положение, если рассматривать проблему все еще применительно к людям с нормальным слухом? С такими факторами, как пространственное расстояние и звуковые помехи, можно справиться с помощью технических средств — установить микрофон для оратора, усилители и громкоговорители, позволяющие «уменьшить» расстояние между выступающим и слушателями и сгладить побочные шумы (звуковые помехи). Проблема значительно усложняется для тех, кто пользуется СА, ведь усилитель такого аппарата не может различить, является ли принятый им сигнал полезным, т.е. речью выступающего, или же это звуковая помеха: в СА они усиливаются одинаково. Для того чтобы найти выход из этого положения, была разработана индуктивная передача. Речь выступающего через микрофон (среднее расстояние от докладчика 20 — 30 см) передается на усилитель, к выходу которого подключен не громкоговоритель, а проложенная в помещении индуктивная петля. Индуктивная петля генерирует распределенное по всему помещению магнитное поле, составляющей которого является также и речь выступающего. Каждый страдающий нарушением слуха человек, пользующийся СА со встроенной телефонной катушкой, может принимать поступающий сигнал. С точки зрения технических возможностей (таких, например, как качество звучания) сегодня существуют более совершенные аппараты для приема подобных передач, но ни один из них не отличается такой простотой в обращении. Без дополнительных затрат всякий, кто вынужден носить СА, может без проблем пользоваться им, т. е. подключиться к создаваемой магнитной сети. Откуда бы ни был владелец СА, местный ли он житель, гражданин этой страны или иностранец, если в его аппарат встроена телефонная катушка, он, придя в конференц-зал, может сразу, без каких-либо дополнительных принадлежностей слушать доклад, транслируемый посредством магнитного поля индуктивной петли. 7.4. СЛУХОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ В настоящее время созданы разнообразные специальные акустические устройства для работы с детьми и взрослыми, имеющими с нарушения слуха, — слуховые тренажеры. Они представляют собой высококачественные усилители, подающие сигналы как на головные телефоны, так и на специальные вибраторы. Такие тренажеры обычно обладают более широкой, чем индивидуальные СА, полосой пропускания частот и большими возможностями изменения частотных и динамических характеристик звукового сигнала. Это позволяет адекватно подобрать для каждого ребенка индивидуальный режим слухового восприятия. Речевой тренажер «К8Т» Тренажер «К8Т» представляет собой автономную систему, которая вместо изображения эквивалентных речи кривых или цветных балочных диаграмм выводит на монитор крупным шрифтом слова, произнесенные в микрофон учащимся. Областью применения системы «К8Т» является терапия при расстройствах голоса — функциональных нарушениях голоса, его нарушениях после травм и операций; расстройствах речи — задержке речевого развития у детей по различным причинам, в том числе связанным со слухом; потери речи у взрослых после инсульта, несчастного случая или операции по удалению опухоли; расстройствах произношения — невнятном произношении, обусловленном, например, общим заболеванием. Благодаря модульному построению система «К8Т» может быть легко приспособлена к конкретным потребностям применения. В ее комплект входят компьютер РСВ-2, цветной монитор, устройство распознавания речи, печатающее устройство, речевой модуль, модуль регистров голоса, микрофон, рабочий стол для размещения всей аппаратуры с выдвижной клавиатурой. Дополнительными элементами являются местный усилитель (для учащихся с расстройствами слуха) и диапроектор. Программное обеспечение достаточно обширно и включает следующие программы: преподавателя и ученика, распознавания речи и оценки результатов, выдачи речи, регистров голоса и управления печатающим устройством. Преподаватель загружает индивидуальную дискету учащегося, содержащую заранее составленный педагогом речевой материал. Учитель и ученик вместе составляют эталонный образец и вводят его в память компьютера. Педагог определяет степень трудности задания. Учащийся запускает меню, сбоку на мониторе появляется мелким шрифтом слово, которое он должен произнести, и учащийся произносит его через микрофон. Слово узнано - оно выводится на монитор крупным шрифтом. Для суждения об уровне распознавания слева на мониторе появляется шкала оценок. Компьютер РСВ-2 имеет возможность индикацией маркировать область, в которой контрольное слово было произнесено неправильно («начало», «середина», «конец»). Данный компьютер можно использовать и для других целей, например для обработки текстов, выполнения расчетов, построения графиков и т.д. Фонатор Фонаторные системы — это устройства, обеспечивающие прекрасную возможность слухоречевого обучения пациентов со значительной или практически полной потерей слуха. Тренажер «Фонатор» предназначен также для индивидуальных занятий по формированию речи у глухих и слабослышащих детей (рис. 75). Рис. 75. Фонатор: базовый блок, микрофон, наушники, вибратор | Как известно, звуки возникают, когда та или иная среда начинает вибрировать, как, например, струны скрипки или голосовые связки. Колебания передаются по воздуху как транспортирующей среде к уху и барабанной перепонке. Но эти же звуки можно с помощью специальных технических средств кодировать и усиливать таким образом, чтобы они воспринимались поверхностью тела, кожей и как сигналы «декодировались» глухими. Этот вибрационный образ служит фонетико-фонологическим дополнением образов устной речи и позволяет, например, отчетливо различать звонкие и глухие звуки, высокие и низкие регистры, звуки малой и большой длительности, сильную или слабую громкость высказывания. Фонатор создает возможность для распознавания отдельных звуков или групп звуков. Такой вид восприятия представляет собой комбинацию зрительных и вибрационных ощущений, содействующую улучшению понимания полученной информации, развитию речемоторной функции, повышению речевой способности. Хотя вибрационное восприятие и не заменяет слух, но оно стоит ближе всего к нему как чувственное восприятие. Вне всякого сомнения, фонатор — незаменимое вспомогательное средство для людей с полной или значительной потерей слуха в их повседневной жизни, и начинать пользоваться им следует как можно раньше. Фонатор состоит из базового блока, микрофона для низких частот (глухие лучше воспринимают низкие частоты), наушников, выдерживающих в течение длительного времени звуковое давление 130 дБ без искажений сигнала, вибратора, преобразующего звуковые сигналы в вибрационные для тактильного восприятия, артикуляционного стола, оборудованного откидывающимся зеркалом, грифельной доской; индикатором для постановки отдельных звуков (шипящих, носовых и т.д.). Мини-фонатор Специалисты называют мини-фонатор виброосязательным средством коммуникации. С помощью этого прибора человека можно научить чувствовать и понимать звуки. Мини-фонатор фирмы «Сименс» состоит из трех компонентов: штепсельного микрофона со сферической характеристикой приема, компактного небольшого по размеру усилительного блока, который можно легко и удобно носить на поясе или в кармане куртки; вибратора, надеваемого на запястье как наручные часы. К аппарату могут быть подключены соответствующие ультракоротковолновые или инфракрасные приемники, посредством которых к глухому можно целенаправленно обращаться с большого расстояния независимо от присутствия акустических мешающих полей, а также другие устройства, например радио- и телевизионные приемники и, наконец, СА. Использование мини-фонатора особенно полезно в дошкольном и школьном обучении в качестве вспомогательного средства для развития речевых навыков и в дополнение к СА или тренажерам; в профессиональном обучении и на рабочем месте, если помещения защищены от мешающих шумов; в бытовом общении с партнерами или членами семьи. Важно тренировки и упражнения с аппаратом проводить регулярно, чтобы пациент пытался понять как можно больше из того, что ему говорят другие, и мог контролировать собственную речь. Чем в более раннем возрасте человек начнет пользоваться мини-фонатором, тем эффективнее будет его помощь при обучении и общении. На консультативном пункте человеку, имеющему нарушения слуха, объяснят принципиальные особенности работы аппарата. Его даже можно получить для кратковременного пользования, чтобы, руководствуясь рекомендациями, на практике проверить, насколько он окажется полезным. Использование мини-фонатора предполагает, что пациент на регулярных целенаправленных занятиях по артикуляции прочувствует и осознает взаимосвязь между вибрациями и фонетико-фонологическими особенностями речи, например наличием звонких и глухих звуков, высоких или низких регистров, сильной или слабой интенсивности. 7.4.4. Слухоречевые тренажеры отечественного производства В практической работе достаточно широко используются слу-хоречевые тренажеры отечественного производства. К ним относится тренажер «СОЛО», выполненный на базе индивидуального усилителя аудиокласса «Сонет-01-1». Этими тренажерами оснащены сурдологические кабинеты; они успешно применяются для организации индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия в специализированных учебных заведениях, для отработки ритмико-интонационной стороны речи. Благодаря простоте управления тренажер «СОЛО» рекомендуется и для применения в домашних условиях с целью развития речи, исправления дикции у детей с пониженным слухом и при коррекционной работе с детьми, имеющими различные дефекты речи. В комплект тренажера входят следующие элементы: темброуси-лительный блок, микрофон учителя, микрофон и головной телефон ученика, адаптер для подключения к сети. В настоящее время широкое использование в специальных учреждениях для детей с нарушением слуха получила звукоусиливающая аппаратура «Глобус» (рис. 76). Комплект «Глобус» представляет собой трехканальный усилитель звуковой частоты. Два телефонных канала (левый и правый) используются для передачи звуковой информации на уши пациента, а третий — для формирования вибрационных воздействий, пропорциональных интенсивности речи педагога и ученика. Интенсивность звукового воздействия регулируется ступенчатыми переключателями «Уровень» и плавным регулятором «Усиление». При этом сила звука в головных телефонах и его спектральный состав регулируются независимо в каждом канале. Уровень звукового сигнала в каналах левого и правого уха контролируется световым ин- Рис. 76. Занятие на тренажере «Глобус» дикатором, градуировка которого соответствует уровню звукового давления в децибелах. Усиление звукового сигнала в оптимальной для каждого ребенка полосе частот регулируется «срезом» фильтров верхних и нижних частот. Установка нижней граничной частоты полосы пропускания канала осуществляется переключением левого ступенчатого переключателя «Фильтр», а верхней граничной частоты — переключением правого ступенчатого переключателя каждого канала. Для регулирования уровня вибрационного воздействия со стороны вибратора используется регулятор «Мощность». Аппарат выполнен в виде настольного прибора. На передней стенке его корпуса расположены два гнезда для подключения микрофонов, включатель компрессора УЗД, гнезда для подключения наушников и вибратора. К аппарату можно также подключать магнитофон, телевизор, приемник и т.д. Сурдологопедический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху «Дэльфа-130» предназначен для коррекции произношения у детей и взрослых, а также для работы по формированию речи у глухих и слабослышащих (рис. 77). Широкий выбор методов и глубина обработки речевой информации позволяют использовать его в детских садах, специальных школах, интернатах и лечебных учреждениях, а также при домашних занятиях родителей с детьми. Тренажер состоит из персонального ШМ-совместимого компьютера, электронного преобразователя, микрофона и программы, записанной на одной или нескольких дискетах. Звуки, произносимые учеником в микрофон, передаются в электронный преобразователь, который суммирует информацию Рис. 77. Занятие с компьютерным сурдологопедическим тренажером «Дэльфа-130» об их уровне и частоте. Эта информация поступает в процессорный блок компьютера, где она обрабатывается по программе, записанной с дискеты; результаты этой обработки отображаются на экране видеомонитора. Учитель и ученик могут управлять программой с помощью клавиатуры. Методическая программа тренажера создана с учетом специфики работы и логопедов, и сурдопедагогов детских учреждений. Простота и ясность управления, широкий выбор упражнений и игр делают «Дэльфу-130» хорошим подспорьем и для родителей, занимающихся с детьми в домашних условиях, и для самостоятельных занятий подростков и взрослых, которым необходимо закрепить навыки правильного произношения. Основополагающий принцип действия тренажера — возможность зрительного контроля за формированием произносительных навыков. Идея опоры на зрение в работе над устной речью не нова как для современной сурдопедагогики, так и для логопедии, однако компьютерная техника позволила реализовать эту идею на качественно новом уровне. Звучащая речь становится видимой, т.е. все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде картинок мультипликаций. Ученик ищет приемы самоконтроля, которые помогают удержать на экране желаемую картинку, благодаря чему фиксируется правильное произношение. Тренажер позволяет отрабатывать такие важные параметры рит-мико-интонационной структуры речи, как интонация, темп, слитность, словесное ударение и т.д., произношение многих звуков русского языка. При этом обеспечивается возможность коррекции произношения изолированных звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз, т.е. различных речевых единиц. Экран тренажера реагирует на такие свойства и особенности речи, как — интенсивность голоса (громкость), — носовой оттенок звучания, — правильность артикуляции звуков, — качество произношения дифтонгов и монофтонгов, — длительность произношения звука, слога, слова, фразы, — правильность ударения, ритма, темпа и т.д. Компьютерный тренажер позволяет работать не просто индивидуально, но по-разному с каждым ребенком. Так, например, качестве образца звука можно сохранить в памяти компьютера лучшие на данный момент попытки ребенка, стимулируя его к собственному индивидуальному достижению. Зная, что у ученика слишком тихий голос, можно изменить значение порога чувствительности, и картинка на компьютере не начнет двигаться до тех пор, пока голос не достигнет нормальной разговорной громкости. Можно изменять уровень сложности речевых упражнений в зависимости от возможностей ребенка. Опыт применения даже самых современных компьютерных тренажеров показывает, что, работая только с ними, нельзя решить всех проблем формирования правильного произношения. Однако их использование, особенно при работе с детьми, делает занятия привлекательными, обеспечивая необходимый психологический и эмоциональный настрой. Вопросы и задания 1. Назовите известные вам виды звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования. 2. Чем отличается одноканальная проводная система от двухканаль-ной? 3. Расскажите об особенностях беспроводных систем звукоусиливающей аппаратуры. 4. Какие вы знаете слуховые тренажеры? Каково их основное назначение? ЛИТЕРАТУРА Авдеева Е.Ю., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Использование звукоусиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. — 1999. — № 4 и 6. Акустика: Справочник. — М., 1989. Алиева 3. С., Митрошкина И.И. Электрофизиологические и педагогические методы в подборе оптимальных режимов работы индивидуальных слуховых аппаратов // Дефектология. — 2000. — № 3. Базаров В.Г., Лисовский В.А., Мороз Б. С. и др. Основы аудиологии и слухопротезирования. — М., 1984. Богомилъский М.Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация // Вестник оториноларингологии. — 1982. — № 5. Богомилъский М.Р., Сапожников Я.М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. — М., 2001. Вартанян И.А. Звук, слух, мозг. — Л., 1981. Вартанян И.А. Слуховой анализ сложных звуков. — Л., 1978. Велицкий А. П. Вопросы происхождения, классификации и измерения тугоухости. — Л., 1978. Велицкий А. П. Методика исследования слуховой функции. — М., 1972. Жилинский Ю. П. Технические устройства для оказания помощи людям с нарушенной слуховой функцией. Реабилитация инвалидов по слуху.—Л., 1980. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. — Л., 1989. Королева И. В. Проблемы эффективности слуховой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста // Дефектология. — 2002. — № 4. Королева И.В., Пудов В. И., Жукова О. С. Кохлеарная имплантация — новое направление реабилитации глухих детей // Дефектология. — 2001. — № 1. Лопотко А. И., Плужников М. С., Атамурадов М.А. Старческая туго- ухость. — Ашхабад, 1986. Миронова Э.В., Поталова Л. А., Таварткиладзе Г. А. Особенности реабилитации имплантированных больных с пре- и постлингвальной глухотой // Современные методы диагностики, лечения и реабилитации больных с патологией внутреннего уха: Тезисы докл. науч.-практ. конф. — Суздаль; М., 1997. Мороз Б. С., Базаров В. Г., Гехт Ю.Х. Методика подбора слухового аппарата при слухопротезировании. — Киев, 1982. Мультисенсорика и речь: Материалы V Международного симпозиума. — Загреб (Хорватия), 2001. Назарова Н. М. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М., 2001. | Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология| органов слуха и речи. — М., 2001. Нейман Л. В. Слуховые функции у тугоухих и глухонемых детей. — М.,| 1961. Преображенский Ю.Б., Годин Л, С. Основы слухового протезирования у детей. — М., 1973. I Роземблюм А. С, Цирульников Е.М. Новые методы диагностики нару-| шений слуха. — Л., 1986. Слуховая система / Под ред. Я.А.Альтмана. — Л., 1990. I Таварткиладзе Г.А., Белянцев И.А., Руленков Г. И. и др. Показания к кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. — М., 1995. Таварткиладзе Г.А., Гвелесиани Т.Г. Клиническая аудиология. — М., 1996. Тарасов Д. И., Наседкин А. Н. и др. Тугоухоеть у детей. — М., 1981. Хечинашвили С.Н., Кеванишвили З.Ш. Слуховые вызванные потенциалы человека. — Тбилиси, 1985. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ................................................................................................. 3 Глава 1.Анатомия и физиология органов слуха ...................................... 4 1.1. Некоторые сведения по истории развития аудиологии..................................................................................... 4 1.2. Анатомическое строение органа слуха ....................................... 9 1.2.1. Наружное ухо....................................................................... И 1.2.2. Среднее ухо......................................................................... 12 1.2.3. Внутреннее ухо ................................................................... 17 1.3. Проводящая и центральная (корковая) части слухового анализатора................................................................................... 22 1.4. Физиология слухового анализатора .......................................... 25 1.4.1. Звукопроводящий аппарат ................................................ 26 1.4.2. Звуковоспринимающий аппарат ...................................... 30 Глава 2.Общие сведения о физиологической акустике........................ 36 2.1. Физические характеристики звуковых колебаний .................. 36 2.1.1. Звук и его виды .................................................................. 37 2.2. Психоакустические характеристики слуха ............................... 52 2.2.1. Адаптация (слуховая чувствительность) .......................... 52 2.2.2. Маскировка......................................................................... 53 2.2.3. Ототопика ........................................................................... 54 2.2.4. Громкость............................................................................ 55 " ^\2.2.5. Высота ................................................................................. 57 л2.6. Бинауральное восприятие ................................................. 58 2.3. Физиология восприятия речевых сигналов...............................59 2.3.1. Акустика речи..................................................................... 59 2.3.2. Разборчивость речи .............................................................62 Глава 3.Причины снижения слуха у детей и их классификация......... 65 3.1. Причины снижения слуха у детей ............................................ 65 3.1.1. Наследственные нарушения слуха ................................... 65 3.1.2. Врожденные нарушения слуха.......................................... 66 3.1.3. Приобретенные нарушения слуха .................................... 68 3.2. Классификации нарушений слуха ............................................ 71 Глава 4.Методы исследования слуха....................................................... 75 4.1. Условия проведения обследования слуха и его основные этапы ............................................................................................ 75 4.2. Обследование маленьких детей ..................................................77 4.3. Методы исследования без применения технических средств ...........................................................................................78 4.3.1. Исследование слухового восприятия шепотной и разговорной речью..........................................................78 4.3.2. Исследование слуха камертонами ................................... 80 4.4. Методы исследования слуха с помощью современной аппаратуры................................................................................... 81 4.4.1. Аудиометрические психоакустические методы исследования...................................................................... 81 4.4.2. Ахустическая импедансометрия ..................................... 103 4.4.3. Регистрация слуховых вызванных потенциалов (компьютерная аудиометрия).......................................... 108 4.4.4. Отоакустическая эмиссия................................................ 116 4.4.5. Функциональная диагностика ........................................ 119 Глава5. Слухопротезирование ................................................................ 130 5.1. Краткие сведения по истории слухопротезирования............. 130 5.2. Принципы и способы компенсации нарушений слуха с помощью слухового аппарата................................................ 140 5.3. Слуховые аппараты индивидуального пользования............... 142 5.3.1. Заушный слуховой аппарат............................................... 143 5.3.2. Внутриушной слуховой аппарат ....................................... 144 5.3.3. Базовые критерии оценки слухопротезирования............ 145 5.4. Слухопротезирование детей ...................................................... 149 5.5. Индивидуальные внутриушные вкладыши ............................. 153 5.6. Подбор слуховых аппаратов с использованием методов речевой аудиометрии................................................................. 154 5.7. Бинауральное Слухопротезирование ........................................ 166 Глава 6.Кохлеарная имплантация .......................................................... 173 Глава7. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования .....................................................................^^. \\ 7.1. Стационарная звукоусиливающая проводная аппаратура..... 188 7.2. Беспроводные системы звукоусиливающей аппаратуры ....... 193 7.3. Индукционная петля ......................................../1..................... 196 7.4. Слуховые тренажеры ...................................../.......................... 198 7.4.1. Речевой тренажер «К8Т» ....................../............................ 198 7.4.2. Фонатор ................................................А............................ 199 7.4.3. Мини-фонатор ...................................../..............................200 7.4.4. Слухоречевые тренажеры отечественного производства ..................................................................... 201 Литература ........................................................................................^........205 |