МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СТАЦИОНАРНАЯ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩАЯ ПРОВОДНАЯ АППАРАТУРА





Стационарной звукоусиливающей проводной аппаратурой оборудованы многие детские специальные учреждения. Она использует-!


Рис. 70. Класс, оборудованный стационарной проводной звукоусилива­ющей аппаратурой

ся для проведения занятий и уроков со слабослышащими и глухими детьми с целью коррекции слуха и развития речевых навыков.

На столе учителя, находящегося в центре полукружия столов учащихся, расположен пульт, представляющий собой современ­ный усилитель, снабженный микрофоном, гнездами для подклю­чения наушников ребенка, отвечающего у доски, и электриче­ским входом для подключения магнитофона, проигрывателя и ви­деомагнитофона. Пульт педагога соединен проводами с индиви­дуальными пультами на столах детей, оснащенными головными телефонами (наушниками) и микрофонами для каждого ребенка. Часто на пультах учащихся имеется дополнительное гнездо для подключения вибратора, который облегчает восприятие звуков детям с небольшими остатками слуха.

Современная проводная аппаратура коллективного пользования (как импортная, так и отечественная) позволяет подобрать опти­мальный слуховой режим для каждого ребенка за счет индивиду­альной настройки частотных характеристик и усиления. Как отме­чают в своей статье Е.Ю.Авдеева, Т.В.Пелымская и Н.Д.Шмат-ко, стационарные усилители, как правило, обладают более ши­рокими возможностями звукоусиления, чем индивидуальные слу­ховые аппараты, в частности более широкой полосой пропуска­ния частот (за счет как низких, так и высоких звуков)1.

1 См.: Авдеева Е.Ю., Пелымская Т. В., Шматко Н.Д. Использование звукоуси­ливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. — 1999. — № 4.


Однако одним из заметных недостатков стационарной провод­ной аппаратуры является невозможность свободного передвиже­ния по помещению как для детей, так и для педагога, что вызы­вает определенные неудобства при проведении уроков ритмики, физкультуры, различных дидактических игр.

Выделяют два типа проводной звукоусиливающей аппарату­ры — одноканальную и двухканальную (или универсальную).

Одноканалъная система коллективного обучения глухих и сла­бослышащих детей работает в одноканальном слухоречевом режи­ме, причем и преподаватель, и ученик держат микрофон вблизи рта. Связь может осуществляться в двух направлениях — от препо­давателя к учащемуся и от учащегося к педагогу. Обеспечено и общение между учениками: учитель имеет возможность управлять приемом — передачей сигналов между ними.

Ядром одноканальной слухоречевой системы коллективного пользования, как и всех систем, является компактный блок уп­равления (рис. 71, 1), представляющий собой центральный уси­литель-смеситель всех сигналов, которые через акустические пре-

Рис. 71. Составляющие элементы одноканальной системы коллективно­го обучения глухих и слабослышащих детей:

1 — блок управления; 2 — общий вид места ученика с устройством подключе­ния; 3 — наушники; 4 — индивидуальные слуховые аппараты


образователи поступают к учащимся. С его помощью отдельные или смешанные и соответственно усиленные сигналы могут пода­ваться с микрофона преподавателя и с периферийных устройств в усилитель на столе ученика (2). Встроенный переключающийся автоматический регулятор усиления не допускает перемодуляции.



Для переговорной связи имеется приоритетная клавиша мик­рофона. До тех пор пока преподаватель не отпустит эту клавишу, все микрофоны учащихся отключены и передается только сигнал с микрофона учителя. Работа с монитором также возможна через встроенный контрольный громкоговоритель или головной теле­фон преподавателя. Это означает, что он может прослушивать и, следовательно, контролировать исходящие сигналы.

Сигналы, посылаемые компактным блоком управления, по­ступают на усилитель первого ученика. Последующие усилители на местах учащихся связаны друг с другом разъемными кабельны­ми соединениями. Все они передают один и тот же сигнал в смен­ные блоки регулирования, для которых в усилителях учащихся предусмотрены специальные гнезда.

Сменный блок регулирования позволяет производить настрой­ку в зависимости от степени потери слуха ребенка. Верхние и ниж­ние частоты для правого и левого уха настраиваются отдельно. Это очень важно, так как с помощью согласующего устройства можно адаптировать систему в соответствии с возможностями каждого учащегося, т.е. каждый ученик получает свой собственный, на­строенный на его слух сменный блок регулирования. Он может установить его в усилитель как на своем столе в классе, так и в любом другом классном помещении и всегда получить нужный сигнал. Благодаря этому дети пользуются относительной свободой передвижения.

Усилитель на месте учащегося кроме отделения для установки сменного блока регулирования имеет гнезда для подключения аку­стических преобразователей — головного телефона, наушников костной проводимости, СА (рис. 71, 3), вибратора, а также кноп­ку микрофона для переговорной связи и сигнальную лампочку.

В одноканальной системе на оба уха учащегося подается один и тот же сигнал с той лишь разницей, что его уровень регулируется с помощью подключенного акустического преобразователя в за­висимости от степени потери слуха.

По своим учебным и техническим возможностям одноканаль-ная система коллективного обучения предназначена для исполь­зования в классах для детей, имеющих значительную потерю слуха.

Универсальная система коллективного обучения глухих и сла­бослышащих детей состоит из тех же элементов, что и однока-нальная, однако она позволяет работать в двухканальном режиме обмена сигналами.


Рис. 72. Аудиокласс «Сонет»

Преподаватель и учащийся воспринимают акустический сиг­нал через дополнительный стереоскопический микрофон, для которого предусмотрен отдельный ползунковый регулятор уров­ня. Сигнал может подаваться учащемуся отдельно или в смеси с другими сигналами.

Такой способ передачи сигналов позволяет использовать спо­собность к стереофоническому восприятию звука для более эф­фективного освобождения от помех, а также для акустической ориентации в пространстве.

Наиболее часто двухканальные слухоречевые системы приме­няются в школах для слабослышащих детей.

Из отечественных разработок проводной звукоусиливающей аппаратуры коллективного обучения наибольшее распростране­ние получил аудиокласс «Сонет». Аппаратура, входящая в этот комплект, обладает следующими возможностями:

— расширенным частотным диапазоном;

— регулировкой тембра в трех полосах частотного диапазона;

— автоматической регулировкой усиления на каждом канале;

— световым 12-разрядным индикатором выходного сигнала на каждое ухо;

— миниатюрным микрофоном (на прищепке) для преподава­теля и учащихся, выполненным в двух вариантах — направленном и широкополосном.

Технические характеристики устройства таковы: полоса про­пускания частот составляет 0,06—10 кГц; уровень выходного сигнала — 136 дБ; регулировка тембра на низких частотах (до 250 Гц) — 30 дБ, на средних (до 3500 Гц) — 30 дБ, на высоких (до 7000 Гц) - 20 дБ.


! Ц Новые конструкторские решения позволили расширить воз­можности аппаратуры проводного типа, обеспечив лучшую раз­борчивость речи за счет повышения соотношения полезного сиг­нала и фонового шума.

Использование аудиокласса «Сонет» дает возможность педаго­гу руководить учебным процессом, прослушивая ученика персо­нально или в общем диалоге всего класса. Дополнительная инди­кация уровня выходного сигнала позволяет каждому ученику со­хранять комфортный уровень восприятия речи, активизируя его участие в уроке.

7.2. БЕСПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ

Беспроводная слуховая система в сочетании с индивидуальными СА может применяться в любой ситуации обычного учебного про­цесса, при профессиональном образовании и обучении, на рабо­чем месте или в быту для семейного общения.

К беспроводной аппаратуре относятся различные системы, работа которых основана на радиопринципе. В их состав входят (см. рис. 73): микрофон с радиопередатчиком для педагога (7), кото­рый прикрепляется клипсой к одежде или размещается на ого­ловье; радиоприемники детей (2), соединенные с индивидуаль­ными СА или наушниками.

Радиосистема позволяет подключенному к ней с помощью ра­диоприемника ребенку в любом помещении или даже на улице слышать речь педагога. Приемники обладают специальной регули­ровкой усиления, что позволяет изменять его в зависимости от конкретных условий. Преимуществами радиосистем являются также возможность выделения голоса педагога из окружающего шума и его избирательное усиление.

Для каждой группы или класса, оснащенного радиосистемой, выбирается своя радиочастота. В качестве элементов питания ис­пользуются аккумуляторные батареи (3), которые заряжаются че­рез специальное зарядное устройство.

Оптимальный режим звукоусиления обеспечивается индиви­дуальными С А ребенка, а также усилением поступающего сигна­ла на радиоприемнике.

Инфракрасная двухканалъная система коллективного обучения обладает теми же возможностями, что и описанная выше уни­версальная проводная система. Отличие состоит в том, что школь­ники пользуются беспроводными инфракрасными двухканальны-ми приемниками.

Инфракрасное излучение служит основой беспроводной двух-канальной техники передачи. В системе использованы оптоэлект-




 


Рис. 73. Элементы, входящие в бес­проводную звукоусиливающую аппаратуру, работающую на прин­ципе радиопередачи:

7 — микрофон с радиопередатчиком для педагога; 2 — радиоприемник ре­бенка, соединенный со слуховыми аппаратами; 3 — аккумуляторные ба-; тареи системы

ронные полупроводниковые элементы, обладающие оптималь­ными свойствами передачи и приема в инфракрасном диапазоне излучения. Поскольку инфракрасное излучение распространя­ется только внутри помещения, во всех классах можно работать на одной и той же частоте, при этом все приемники взаимоза­меняемы.

Достоинствами такой системы являются: широкая область при­менения, высокое качество передачи, отсутствие влияния помех в соседних помещениях, взаимозаменяемость отдельных элемен­тов в пределах системы.

Компактный блок управления подает сигналы на четыре ус­тановленных в классном помещении инфракрасных излучателя (рис. 74, 7). Передающие диоды излучают эти сигналы в помеще­ние. В его пределах учащиеся могут свободно передвигаться со сво­ими инфракрасными приемниками (2), которые снабжены встро­енными оптическими устройствами, обеспечивающими оптималь­ный прием сигналов в любой точке классного помещения. В зави­симости от степени потери слуха усиление можно регулировать отдельно для правого и левого каналов, а также настраивать верх-


ние и нижние частоты, исходя из индивидуальных способностей учащегося к слуховому восприятию. Излучаемые сигналы воспро­изводятся посредством головных телефонов, наушников костной проводимости и каналов звуковой частоты.

Как передатчик и приемник одноканальной слуховой систе­мы, так и двухканальный инфракрасный передатчик могут рабо­тать от никель-кадмиевого аккумулятора и сухих (щелочных) ба­тарей. Для зарядки аккумуляторов используются специальные за­рядные устройства, к которым аппараты подключаются посред­ством штепсельного разъема. Аккумуляторы и сухие батареи легко извлекаются из аппаратов и снова устанавливаются на место.

С учетом технических возможностей и особенностей препода­вания беспроводная двухканальная слухоречевая система («ин­фракрасная система») особенно эффективна для работы со сла­бослышащими учащимися.

Рис. 74. Отдельные элементы инф­ракрасной двухканальной системы коллективного обучения:

/ — инфракрасные излучатели; 2 — двухканальный инфракрасный прием­ник ученика с индивидуальными слу­ховыми аппаратами; 3 — стереомик-рофоны на штативе


Применение подобной системы — новый шаг на пути расши­рения возможностей речевого развития и, следовательно, общей реабилитации детей с расстройствами слуха.

Инфракрасная одноканальная слухоречевая система позволяет с переносного передатчика, находящегося у преподавателя, уста­навливать беспроводную связь с любым числом приемников, на­ходящихся у учащихся. Возможность обратной переговорной свя­зи через передатчик отсутствует, однако ученики могут обмени­ваться акустическими сигналами через встроенные в приемнш микрофоны. Кроме того, эти микрофоны служат для автомати­ческого переключения на окружающее акустическое поле, если! инфракрасного сигнала оказывается недостаточно для беспере­бойной передачи.

Таким образом, возможны два режима работы — инфракрас­ный канал с одновременным автоматическим переключением микрофона на окружающее акустическое поле и инфракрасный канал с внутренним режимом работы микрофона.

Как и при двухканальной системе, инфракрасное излучение распространяется только в пределах классного помещения, не выходя наружу, что предполагает во всех классах работу на одной и той же частоте. Следовательно, все передатчики и приемники взаимозаменяемы. Они укрепляются на груди, что удобно как для преподавателя, так и для учащихся. Для помещений больших раз­меров, чем обычное классное (примерно 45 м2), необходимы ре­трансляторы (усилители инфракрасного излучения).

Достоинства этой системы те же, что и двухканальной.

Инфракрасная частотно-импульсная модуляция позволяет эко­номить электроэнергию. Появилась, наконец, возможность созда­ния портативных батарейных инфракрасных передатчиков в про­тивоположность системам, инфракрасный передатчик которых работает только от электросети.

7.3. ИНДУКЦИОННАЯ ПЕТЛЯ

Извечная проблема — услышать из задних рядов большого зала,; о чем говорят впереди. Это трудности не только людей, имеющих нарушения слуха, подобные проблемы возникают и у нормально слышащих.

Плохая слышимость в больших помещениях обычно обуслов­лена двумя факторами — пространственной отдаленностью гово­рящего от слушающего (или слушающих) и уровнем звуковых помех, создаваемых находящимися в помещении людьми.

Специальная математическая формула позволяет вычислить уменьшение звукового давления голоса говорящего в зависимо­сти от увеличения расстояния до него в свободном звуковом поле,


Во время разговора, ведущегося с обычной громкостью, уровень звукового давления голоса говорящего составляет около 60 дБ, но уже на расстоянии 2 м снижается до 30 дБ.

Исследованиями установлено, что для 100 %-ного восприятия, например, произносимых чисел требуется уровень звукового дав­ления не ниже 48 дБ. Например, двое беседующих уже на рассто*-янии 2 м не смогли бы на 100 % слышать произносимые каждым из них числа.

Акустические свойства закрытых помещений, кроме того, во многом зависят от их архитектуры, от покрытия стен и пола, на­личия мебели. На качество восприятия речи оказывают влияние и побочные шумы (кашель, шуршание бумаги и т.д.), так называе­мые звуковые помехи.

Как же улучшить в таком случае положение, если рассматривать проблему все еще применительно к людям с нормальным слухом? С такими факторами, как пространственное расстояние и звуко­вые помехи, можно справиться с помощью технических средств — установить микрофон для оратора, усилители и громкоговорите­ли, позволяющие «уменьшить» расстояние между выступающим и слушателями и сгладить побочные шумы (звуковые помехи).

Проблема значительно усложняется для тех, кто пользуется СА, ведь усилитель такого аппарата не может различить, является ли принятый им сигнал полезным, т.е. речью выступающего, или же это звуковая помеха: в СА они усиливаются одинаково.

Для того чтобы найти выход из этого положения, была разра­ботана индуктивная передача. Речь выступающего через микро­фон (среднее расстояние от докладчика 20 — 30 см) передается на усилитель, к выходу которого подключен не громкоговоритель, а проложенная в помещении индуктивная петля. Индуктивная пет­ля генерирует распределенное по всему помещению магнитное поле, составляющей которого является также и речь выступаю­щего. Каждый страдающий нарушением слуха человек, пользую­щийся СА со встроенной телефонной катушкой, может прини­мать поступающий сигнал.

С точки зрения технических возможностей (таких, например, как качество звучания) сегодня существуют более совершенные аппараты для приема подобных передач, но ни один из них не отличается такой простотой в обращении. Без дополнительных за­трат всякий, кто вынужден носить СА, может без проблем пользо­ваться им, т. е. подключиться к создаваемой магнитной сети. Отку­да бы ни был владелец СА, местный ли он житель, гражданин этой страны или иностранец, если в его аппарат встроена телефонная катушка, он, придя в конференц-зал, может сразу, без каких-либо дополнительных принадлежностей слушать док­лад, транслируемый посредством магнитного поля индуктивной петли.


7.4. СЛУХОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

В настоящее время созданы разнообразные специальные акус­тические устройства для работы с детьми и взрослыми, имеющи­ми с нарушения слуха, — слуховые тренажеры. Они представляют собой высококачественные усилители, подающие сигналы как на головные телефоны, так и на специальные вибраторы. Такие тре­нажеры обычно обладают более широкой, чем индивидуальные СА, полосой пропускания частот и большими возможностями из­менения частотных и динамических характеристик звукового сиг­нала. Это позволяет адекватно подобрать для каждого ребенка ин­дивидуальный режим слухового восприятия.

Речевой тренажер «К8Т»

Тренажер «К8Т» представляет собой автономную систему, ко­торая вместо изображения эквивалентных речи кривых или цвет­ных балочных диаграмм выводит на монитор крупным шрифтом слова, произнесенные в микрофон учащимся.

Областью применения системы «К8Т» является терапия при расстройствах голоса — функциональных нарушениях голоса, его нарушениях после травм и операций; расстройствах речи — задерж­ке речевого развития у детей по различным причинам, в том чис­ле связанным со слухом; потери речи у взрослых после инсульта, несчастного случая или операции по удалению опухоли; расстрой­ствах произношения — невнятном произношении, обусловлен­ном, например, общим заболеванием.

Благодаря модульному построению система «К8Т» может быть легко приспособлена к конкретным потребностям применения. В ее комплект входят компьютер РСВ-2, цветной монитор, уст­ройство распознавания речи, печатающее устройство, речевой модуль, модуль регистров голоса, микрофон, рабочий стол для размещения всей аппаратуры с выдвижной клавиатурой. Допол­нительными элементами являются местный усилитель (для уча­щихся с расстройствами слуха) и диапроектор.

Программное обеспечение достаточно обширно и включает следующие программы: преподавателя и ученика, распознавания речи и оценки результатов, выдачи речи, регистров голоса и уп­равления печатающим устройством.

Преподаватель загружает индивидуальную дискету учащегося, содержащую заранее составленный педагогом речевой материал. Учитель и ученик вместе составляют эталонный образец и вводят его в память компьютера. Педагог определяет степень трудности задания. Учащийся запускает меню, сбоку на мониторе появляет­ся мелким шрифтом слово, которое он должен произнести, и


учащийся произносит его через микрофон. Слово узнано - оно выводится на монитор крупным шрифтом. Для суждения об уров­не распознавания слева на мониторе появляется шкала оценок.

Компьютер РСВ-2 имеет возможность индикацией маркировать область, в которой контрольное слово было произнесено непра­вильно («начало», «середина», «конец»).

Данный компьютер можно использовать и для других целей, например для обработки текстов, выполнения расчетов, построе­ния графиков и т.д.

Фонатор

Фонаторные системы — это устройства, обеспечивающие пре­красную возможность слухоречевого обучения пациентов со зна­чительной или практически полной потерей слуха. Тренажер «Фо­натор» предназначен также для индивидуальных занятий по фор­мированию речи у глухих и слабослышащих детей (рис. 75).


Рис. 75. Фонатор: базовый блок, микрофон, наушники, вибратор

Как известно, звуки возникают, когда та или иная среда начи­нает вибрировать, как, например, струны скрипки или голосо­вые связки. Колебания передаются по воздуху как транспор­тирующей среде к уху и барабанной перепонке. Но эти же звуки можно с помощью специальных технических средств кодировать и усиливать таким образом, чтобы они воспринимались поверх­ностью тела, кожей и как сигналы «декодировались» глухими. Этот вибрационный образ служит фонетико-фонологическим допол­нением образов устной речи и позволяет, например, отчетливо различать звонкие и глухие звуки, высокие и низкие регистры, звуки малой и большой длительности, сильную или слабую гром­кость высказывания.


Фонатор создает возможность для распознавания отдельных звуков или групп звуков. Такой вид восприятия представляет со­бой комбинацию зрительных и вибрационных ощущений, содейст­вующую улучшению понимания полученной информации, раз­витию речемоторной функции, повышению речевой способности.

Хотя вибрационное восприятие и не заменяет слух, но оно стоит ближе всего к нему как чувственное восприятие. Вне всяко­го сомнения, фонатор — незаменимое вспомогательное средство для людей с полной или значительной потерей слуха в их повсе­дневной жизни, и начинать пользоваться им следует как можно раньше.

Фонатор состоит из базового блока, микрофона для низких частот (глухие лучше воспринимают низкие частоты), наушни­ков, выдерживающих в течение длительного времени звуковое давление 130 дБ без искажений сигнала, вибратора, преобразую­щего звуковые сигналы в вибрационные для тактильного восприя­тия, артикуляционного стола, оборудованного откидывающимся зеркалом, грифельной доской; индикатором для постановки от­дельных звуков (шипящих, носовых и т.д.).

Мини-фонатор

Специалисты называют мини-фонатор виброосязательным сред­ством коммуникации. С помощью этого прибора человека можно научить чувствовать и понимать звуки.

Мини-фонатор фирмы «Сименс» состоит из трех компонен­тов: штепсельного микрофона со сферической характеристикой приема, компактного небольшого по размеру усилительного бло­ка, который можно легко и удобно носить на поясе или в карма­не куртки; вибратора, надеваемого на запястье как наручные часы. К аппарату могут быть подключены соответствующие ультрако­ротковолновые или инфракрасные приемники, посредством ко­торых к глухому можно целенаправленно обращаться с большого расстояния независимо от присутствия акустических мешающих полей, а также другие устройства, например радио- и телевизи­онные приемники и, наконец, СА.

Использование мини-фонатора особенно полезно в дошколь­ном и школьном обучении в качестве вспомогательного средства для развития речевых навыков и в дополнение к СА или тренаже­рам; в профессиональном обучении и на рабочем месте, если по­мещения защищены от мешающих шумов; в бытовом общении с партнерами или членами семьи.

Важно тренировки и упражнения с аппаратом проводить регу­лярно, чтобы пациент пытался понять как можно больше из того, что ему говорят другие, и мог контролировать собственную речь.


Чем в более раннем возрасте человек начнет пользоваться мини-фонатором, тем эффективнее будет его помощь при обучении и

общении.

На консультативном пункте человеку, имеющему нарушения слуха, объяснят принципиальные особенности работы аппарата. Его даже можно получить для кратковременного пользования, что­бы, руководствуясь рекомендациями, на практике проверить, насколько он окажется полезным.

Использование мини-фонатора предполагает, что пациент на регулярных целенаправленных занятиях по артикуляции прочув­ствует и осознает взаимосвязь между вибрациями и фонетико-фонологическими особенностями речи, например наличием звон­ких и глухих звуков, высоких или низких регистров, сильной или слабой интенсивности.

7.4.4. Слухоречевые тренажеры отечественного производства

В практической работе достаточно широко используются слу-хоречевые тренажеры отечественного производства. К ним отно­сится тренажер «СОЛО», выполненный на базе индивидуального усилителя аудиокласса «Сонет-01-1». Этими тренажерами осна­щены сурдологические кабинеты; они успешно применяются для организации индивидуальных занятий по развитию слухового вос­приятия в специализированных учебных заведениях, для отработ­ки ритмико-интонационной стороны речи. Благодаря простоте уп­равления тренажер «СОЛО» рекомендуется и для применения в домашних условиях с целью развития речи, исправления дикции у детей с пониженным слухом и при коррекционной работе с детьми, имеющими различные дефекты речи.

В комплект тренажера входят следующие элементы: темброуси-лительный блок, микрофон учителя, микрофон и головной теле­фон ученика, адаптер для подключения к сети.

В настоящее время широкое использование в специальных уч­реждениях для детей с нарушением слуха получила звукоусилива­ющая аппаратура «Глобус» (рис. 76).

Комплект «Глобус» представляет собой трехканальный усили­тель звуковой частоты. Два телефонных канала (левый и правый) используются для передачи звуковой информации на уши паци­ента, а третий — для формирования вибрационных воздействий, пропорциональных интенсивности речи педагога и ученика. Ин­тенсивность звукового воздействия регулируется ступенчатыми пе­реключателями «Уровень» и плавным регулятором «Усиление». При этом сила звука в головных телефонах и его спектральный состав регулируются независимо в каждом канале. Уровень звукового сиг­нала в каналах левого и правого уха контролируется световым ин-




 


Рис. 76. Занятие на тренажере «Глобус»

дикатором, градуировка которого соответствует уровню звуково­го давления в децибелах. Усиление звукового сигнала в оптималь­ной для каждого ребенка полосе частот регулируется «срезом» фильтров верхних и нижних частот. Установка нижней граничной частоты полосы пропускания канала осуществляется переключе­нием левого ступенчатого переключателя «Фильтр», а верхней гра­ничной частоты — переключением правого ступенчатого пере­ключателя каждого канала. Для регулирования уровня вибрацион­ного воздействия со стороны вибратора используется регулятор «Мощность».

Аппарат выполнен в виде настольного прибора. На передней стенке его корпуса расположены два гнезда для подключения микрофонов, включатель компрессора УЗД, гнезда для подклю­чения наушников и вибратора. К аппарату можно также подклю­чать магнитофон, телевизор, приемник и т.д.

Сурдологопедический тренажер для речевой реабилитации ин­валидов по слуху «Дэльфа-130» предназначен для коррекции произношения у детей и взрослых, а также для работы по форми­рованию речи у глухих и слабослышащих (рис. 77). Широкий вы­бор методов и глубина обработки речевой информации позволя­ют использовать его в детских садах, специальных школах, интер­натах и лечебных учреждениях, а также при домашних занятиях родителей с детьми.

Тренажер состоит из персонального ШМ-совместимого компью­тера, электронного преобразователя, микрофона и программы, записанной на одной или нескольких дискетах.

Звуки, произносимые учеником в микрофон, передаются в электронный преобразователь, который суммирует информацию


Рис. 77. Занятие с компьютерным сурдологопедическим тренажером

«Дэльфа-130»

об их уровне и частоте. Эта информация поступает в процессор­ный блок компьютера, где она обрабатывается по программе, за­писанной с дискеты; результаты этой обработки отображаются на экране видеомонитора. Учитель и ученик могут управлять програм­мой с помощью клавиатуры.

Методическая программа тренажера создана с учетом специ­фики работы и логопедов, и сурдопедагогов детских учреждений. Простота и ясность управления, широкий выбор упражнений и игр делают «Дэльфу-130» хорошим подспорьем и для родителей, занимающихся с детьми в домашних условиях, и для самостоя­тельных занятий подростков и взрослых, которым необходимо за­крепить навыки правильного произношения.

Основополагающий принцип действия тренажера — возмож­ность зрительного контроля за формированием произноситель­ных навыков. Идея опоры на зрение в работе над устной речью не нова как для современной сурдопедагогики, так и для логопедии, однако компьютерная техника позволила реализовать эту идею на качественно новом уровне. Звучащая речь становится видимой, т.е. все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде картинок мультипликаций. Ученик ищет приемы самоконтроля, которые помогают удержать на экране желаемую картинку, благодаря чему фиксируется правильное про­изношение.

Тренажер позволяет отрабатывать такие важные параметры рит-мико-интонационной структуры речи, как интонация, темп, слит­ность, словесное ударение и т.д., произношение многих звуков русского языка. При этом обеспечивается возможность коррекции


произношения изолированных звуков, слогов, слов, словосоче­таний, фраз, т.е. различных речевых единиц.

Экран тренажера реагирует на такие свойства и особенности речи, как

— интенсивность голоса (громкость),

— носовой оттенок звучания,

— правильность артикуляции звуков,

— качество произношения дифтонгов и монофтонгов,

— длительность произношения звука, слога, слова, фразы,

— правильность ударения, ритма, темпа и т.д.

Компьютерный тренажер позволяет работать не просто инди­видуально, но по-разному с каждым ребенком. Так, например, качестве образца звука можно сохранить в памяти компьютера лучшие на данный момент попытки ребенка, стимулируя его к собственному индивидуальному достижению. Зная, что у ученика слишком тихий голос, можно изменить значение порога чувстви­тельности, и картинка на компьютере не начнет двигаться до тех пор, пока голос не достигнет нормальной разговорной громкости. Можно изменять уровень сложности речевых упражнений в зави­симости от возможностей ребенка.

Опыт применения даже самых современных компьютерных тре­нажеров показывает, что, работая только с ними, нельзя решить всех проблем формирования правильного произношения. Однако их использование, особенно при работе с детьми, делает занятия привлекательными, обеспечивая необходимый психологический и эмоциональный настрой.

Вопросы и задания

1. Назовите известные вам виды звукоусиливающей аппаратуры кол­лективного пользования.

2. Чем отличается одноканальная проводная система от двухканаль-ной?

3. Расскажите об особенностях беспроводных систем звукоусиливаю­щей аппаратуры.

4. Какие вы знаете слуховые тренажеры? Каково их основное назна­чение?


ЛИТЕРАТУРА

Авдеева Е.Ю., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Использование звуко­усиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. — 1999. — № 4 и 6. Акустика: Справочник. — М., 1989.

Алиева 3. С., Митрошкина И.И. Электрофизиологические и педагоги­ческие методы в подборе оптимальных режимов работы индивидуальных слуховых аппаратов // Дефектология. — 2000. — № 3.

Базаров В.Г., Лисовский В.А., Мороз Б. С. и др. Основы аудиологии и слухопротезирования. — М., 1984.

Богомилъский М.Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация // Вест­ник оториноларингологии. — 1982. — № 5.

Богомилъский М.Р., Сапожников Я.М. Современные методы диагно­стики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. — М., 2001. Вартанян И.А. Звук, слух, мозг. — Л., 1981. Вартанян И.А. Слуховой анализ сложных звуков. — Л., 1978. Велицкий А. П. Вопросы происхождения, классификации и измерения

тугоухости. — Л., 1978.

Велицкий А. П. Методика исследования слуховой функции. — М., 1972.

Жилинский Ю. П. Технические устройства для оказания помощи лю­дям с нарушенной слуховой функцией. Реабилитация инвалидов по слу­ху.—Л., 1980.

Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. — Л., 1989.

Королева И. В. Проблемы эффективности слуховой реабилитации пос­ле кохлеарной имплантации у детей младшего возраста // Дефектоло­гия. — 2002. — № 4.

Королева И.В., Пудов В. И., Жукова О. С. Кохлеарная имплантация — новое направление реабилитации глухих детей // Дефектология. — 2001. —

№ 1.

Лопотко А. И., Плужников М. С., Атамурадов М.А. Старческая туго-

ухость. — Ашхабад, 1986.

Миронова Э.В., Поталова Л. А., Таварткиладзе Г. А. Особенности реа­билитации имплантированных больных с пре- и постлингвальной глухо­той // Современные методы диагностики, лечения и реабилитации боль­ных с патологией внутреннего уха: Тезисы докл. науч.-практ. конф. — Суздаль; М., 1997.


Мороз Б. С., Базаров В. Г., Гехт Ю.Х. Методика подбора слухового аппарата при слухопротезировании. — Киев, 1982.

Мультисенсорика и речь: Материалы V Международного симпозиу­ма. — Загреб (Хорватия), 2001.

Назарова Н. М. Методика развития слухового восприятия у детей с
нарушениями слуха. — М., 2001. |

Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология| органов слуха и речи. — М., 2001.

Нейман Л. В. Слуховые функции у тугоухих и глухонемых детей. — М.,| 1961.

Преображенский Ю.Б., Годин Л, С. Основы слухового протезирования
у детей. — М., 1973. I

Роземблюм А. С, Цирульников Е.М. Новые методы диагностики нару-| шений слуха. — Л., 1986.

Слуховая система / Под ред. Я.А.Альтмана. — Л., 1990. I

Таварткиладзе Г.А., Белянцев И.А., Руленков Г. И. и др. Показания к кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. — М., 1995.

Таварткиладзе Г.А., Гвелесиани Т.Г. Клиническая аудиология. — М., 1996.

Тарасов Д. И., Наседкин А. Н. и др. Тугоухоеть у детей. — М., 1981. Хечинашвили С.Н., Кеванишвили З.Ш. Слуховые вызванные потенциа­лы человека. — Тбилиси, 1985.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ................................................................................................. 3

Глава 1.Анатомия и физиология органов слуха ...................................... 4

1.1. Некоторые сведения по истории развития

аудиологии..................................................................................... 4

1.2. Анатомическое строение органа слуха ....................................... 9

1.2.1. Наружное ухо....................................................................... И

1.2.2. Среднее ухо......................................................................... 12

1.2.3. Внутреннее ухо ................................................................... 17

1.3. Проводящая и центральная (корковая) части слухового

анализатора................................................................................... 22

1.4. Физиология слухового анализатора .......................................... 25

1.4.1. Звукопроводящий аппарат ................................................ 26

1.4.2. Звуковоспринимающий аппарат ...................................... 30

Глава 2.Общие сведения о физиологической акустике........................ 36

2.1. Физические характеристики звуковых колебаний .................. 36

2.1.1. Звук и его виды .................................................................. 37

2.2. Психоакустические характеристики слуха ............................... 52

2.2.1. Адаптация (слуховая чувствительность) .......................... 52

2.2.2. Маскировка......................................................................... 53

2.2.3. Ототопика ........................................................................... 54

2.2.4. Громкость............................................................................ 55

" ^\2.2.5. Высота ................................................................................. 57

л2.6. Бинауральное восприятие ................................................. 58

2.3. Физиология восприятия речевых сигналов...............................59

2.3.1. Акустика речи..................................................................... 59

2.3.2. Разборчивость речи .............................................................62

Глава 3.Причины снижения слуха у детей и их классификация......... 65

3.1. Причины снижения слуха у детей ............................................ 65

3.1.1. Наследственные нарушения слуха ................................... 65

3.1.2. Врожденные нарушения слуха.......................................... 66

3.1.3. Приобретенные нарушения слуха .................................... 68

3.2. Классификации нарушений слуха ............................................ 71


Глава 4.Методы исследования слуха....................................................... 75

4.1. Условия проведения обследования слуха и его основные

этапы ............................................................................................ 75

4.2. Обследование маленьких детей ..................................................77

4.3. Методы исследования без применения технических

средств ...........................................................................................78

4.3.1. Исследование слухового восприятия шепотной

и разговорной речью..........................................................78

4.3.2. Исследование слуха камертонами ................................... 80

4.4. Методы исследования слуха с помощью современной

аппаратуры................................................................................... 81

4.4.1. Аудиометрические психоакустические методы

исследования...................................................................... 81

4.4.2. Ахустическая импедансометрия ..................................... 103

4.4.3. Регистрация слуховых вызванных потенциалов

(компьютерная аудиометрия).......................................... 108

4.4.4. Отоакустическая эмиссия................................................ 116

4.4.5. Функциональная диагностика ........................................ 119

Глава5. Слухопротезирование ................................................................ 130

5.1. Краткие сведения по истории слухопротезирования............. 130

5.2. Принципы и способы компенсации нарушений слуха

с помощью слухового аппарата................................................ 140

5.3. Слуховые аппараты индивидуального пользования............... 142

5.3.1. Заушный слуховой аппарат............................................... 143

5.3.2. Внутриушной слуховой аппарат ....................................... 144

5.3.3. Базовые критерии оценки слухопротезирования............ 145

5.4. Слухопротезирование детей ...................................................... 149

5.5. Индивидуальные внутриушные вкладыши ............................. 153

5.6. Подбор слуховых аппаратов с использованием методов

речевой аудиометрии................................................................. 154

5.7. Бинауральное Слухопротезирование ........................................ 166

Глава 6.Кохлеарная имплантация .......................................................... 173

Глава7. Звукоусиливающая аппаратура коллективного

пользования .....................................................................^^. \\

7.1. Стационарная звукоусиливающая проводная аппаратура..... 188

7.2. Беспроводные системы звукоусиливающей аппаратуры ....... 193

7.3. Индукционная петля ......................................../1..................... 196

7.4. Слуховые тренажеры ...................................../.......................... 198

7.4.1. Речевой тренажер «К8Т» ....................../............................ 198

7.4.2. Фонатор ................................................А............................ 199

7.4.3. Мини-фонатор ...................................../..............................200

7.4.4. Слухоречевые тренажеры отечественного

производства ..................................................................... 201

Литература ........................................................................................^........205

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.