Формирование системы менеджмента качества на предприятии Этапы: 1) предпроектный анализ и обучение: -проводится анализ нормативно-технической документации -анализ состояния технологических процессов -анализ состояния оборудования - анализ состояния метрологического обеспечения - анализ состояния дисциплины поставок и кач-ва (своевременные расчеты) - анализ кадров (професс.навыки). Составляется отчет, который в свою очередь явл-ся основой для разработки политики качества. 2) разработка политики и целей в области качества 3) проектирование СМК: Задачи: 1)определение процессов, необходимых для СМК, 2)определяется последовательность и взаимодействие процессов, 3)определение критериев и методов оценки результативности процессов, 4)определение необход. ресурсов для поддержания процессов (матер.,кадров.,информац.ресурсы и т.д.) 5)определение мер мониторинга и корректир. мероприятий. 4) документирование СМК. Документы: 1)политика в области качества 2)руководство по качеству 3)документированные процедуры: 1- по управлению документацией, 2- специализированные, 3- по управлению записями, 4- по управлению проведением внутр.проверок, 5- по управлению несоотв.продукцией, 6- по управлению корректир.действиями, 7- по управлению предупрежд.действиями. 4)запись 5)внедрение СМК на предприятии 6)подготовка к сертификации. СМК базируется на технич.контроле и аудите. Тех.контроль – проверка соответствия продукции (процесса), от к-го зависит кач-во продукции, установл.стандартам или тех.требованиям. Задачи: 1-предотвращение выпуска продукции, не соотв.требованям, 2-укрепление производ.дисциплины. Планирование и разработка методов контроля: 1-план-ся контр.параметры и опр-ся тех.средства, при помощи которых они контр-ся, 2-опр-ся методика контроля, 3-порядок сбора инф-ии о кач-ве (сроки, затраты, отчет.данные). Виды контроля: 1-входной, 2-производственый (пооперационный), 3-систематический за состоянием оборудования, 4-контроля готов.продукции – приемочный. Аудит – системат.независим.документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного его оценивания с целью установления степени выполнения согласов.критериев аудита. Задачи: 1-соответствие деят-ти планирования кач-ва установл.требованиям, 2-опр-ие соответствия требований достижению целей, 3-подстверждение того, что требования фактически выполняются. Виды аудита: 1)системный (звенья произв-ва): 1-внутренний (регулярно), 2-внешний (проводят независ.аудиторы), 3-внешний сертификационный 2)методический (аудит процессов) 3)аудит продукции (дополнитюнезавис.оценка). Документация СМК Уровень1: Руководство по качеству Обычно Руководство содержит политику в области качества и краткий обзор системы качества с указанием того, что делается для соответствия требованиям стандарта со ссылками на процедуры системы качества. Уровень 2: Процедуры, в которых описано, что делается и зачем, где, когда, как и кем выполняется действие. Уровень 3:Рабочие инструкции разъясняют сотрудникам выполнение конкретных действий и находятся в зависимости от процедур. Уровень 4: Формы и документы внешнего происхождения, «встроенные» в систему. Сюда относятся специальные формы для необходимых данных, норм регламентирующих и законодательных документов. Подпункт 4.2.1 ИСО 9001: 2000. требует включить в документацию системы менеджмента качества: a) документированное заявление о политике и целях в области качества. b) Руководство по качеству c) документированные процедуры, необходимость в которых установлена настоящим международным стандартом; d) документы, которые необходимы Организации для эффективного планирования процессов, их осуществления и контроля над ними e) регистрацию данных согласно требованиям данного международного стандарта (см.4.2.4) В подразделе 4.2.2 от организации требуется установить и поддерживать в рабочем состоянии Руководство по качеству, которое должно включать: a) область распространения системы менеджмента качества, включая подробное описание и обоснование любых исключений (см. 1.2), b) документированные процедуры, установленные в системе менеджмента качества или ссылки на них, и c) описание взаимодействия между процессами, включенными в систему менеджмента качества. |