ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Как овладеть своим эмоциональным состоянием Сказанное выше, конечно, не означает, что не надо знать и использовать средства овладения своим эмоциональным состоянием. Одно не исключает другого. Об этих средствах мы сейчас и поговорим немного. Во-первых, вы знаете, что существует специальная система овладения собственными эмоциональными состояниями —аутогенная тренировка. Лучше всего ею овладевать под руководством специалистов, но есть много книг, руководств, которые позволяют это сделать самому. Во-вторых, можно использовать некоторые средства, приспособления. Мы говорили о них в первой части. Помните «игру в уверенность», способы расслабления? Сейчас давайте расширим этот круг. Вот, например, обычная ситуация — ответ, выступление. То, что называется «публичной речью». Для многих эта ситуация достаточно привычная, и в то же время они не умеют справляться с ней. Боязнь выступать — одна из очень частых жалоб, причем симптомы, о которых говорят (пересыхает в горле, теряются мысли, в голове — «черная дыра», сильно бьется сердце), указывают на то, что действительно переживается сильное напряжение, даже страх. Более того, я знаю людей, которые всю жизнь читают лекции, но перед каждым выступлением тайно мечтают, чтобы что-нибудь произошло и лекцию отменили. А журналист, ведущий передачи радиостанции «Эхо Москвы», работающей в прямом эфире (т. е. при невозможности проверить, исправить, отредактировать то, что ты сказал), жалуется слушателям, что иногда приглашенный в студию человек, только что в редакционной комнате свободно и раскованно вымазывавший интересные мысли, оказавшись перед микрофоном, смотрит на него, как на экзаменационный билет, и ничего не может сказать. Правда, добавил ведущий, бывает и наоборот. Все приведенные случаи — явления одного порядка. Ситуация публичной речи объективно относится к числу наиболее сложных, как говорят, «стрессогенных» ситуаций. Недаром одна из знаменитых книг Д. Карнеги так и называется: «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»*. Можно как угодно относиться к идеям Д. Карнеги, считая, в частности, вслед за Э. Шостромом, что он формирует людей-манипуляторов, склонных относиться к себе и другим, как к «вещам», и стремящихся придать своей «вещи» товарный вид. На мой взгляд, это во многом справедливо. Но нельзя не признать, что одно дело, как это называет Э. Шостром, навязанный «комплекс Дейла Карнеги», который усердно убеждает нас в том, что мы непременно должны завоевывать друзей и влиять на людей**, а другое — выделяемые в работах Карнеги «подводные камни» трудных для людей ситуаций, в том числе публичной речи, и предлагаемые средства, которые вполне эффективны. Мы здесь вступаем в область соотношения целей и средств, которой отдали свое внимание многие поколения философов и которая нашла свое отражение в психологии в проблеме «смыслообразующих мотивов», изучавшихся такими выдающимися психологами, как А.Н. Леонтьев и Л. И. Божович, и о которой мы уже говорили. Средства, приемы — тот же капитал, который человек волен использовать по своему усмотрению. Важной характеристикой уверенного в себе человека является то, что он использует его в соответствии со своими целями, намерениями, желаниями, а не теми, которые навязываются ему извне, и знает, что имеет на это право. Итак, ситуации публичной речи. Это действительно трудные ситуации, прежде всего потому, что несут в себе оценку. Не в том смысле (хотя и в том тоже), что ответ оценивается, а показатель качества лекции — набитая аудитория, но в более точном психологическом смысле, когда человек оказывается в ситуации, которую воспринимает не просто как оценку отдельных его знаний, умений, а себя как личности, в целом. Это очень эмоционально насыщенная, по-настоящему стрессовая ситуация. Специальные исследования показывают, что чем более человек уверен в себе, чем более у него устойчивая самооценка, тем менее он склонен рассматривать ситуация публичной речи в указанном ключе и тем более может относиться к своему выступлению именно как к сообщению, а не как к акту самовыражения. Поэтому один из важных советов, который дает Д. Карнеги, — это сосредоточить свое внимание на сообщении: «Представьте себе, вы — посыльный, который должен вручить некое послание. Мы не обращаем на посыльного особого внимания. Вся суть в послании. Сосредоточьте на нем свое внимание. Держите его в вашем сердце. Знайте его как свои пять пальцев. Верьте в него. А затем говорите, убежденно и решительно. Поступайте так, и десять шансов против одного, что вы вскоре станете хозяином положения и будете владеть собой»*. Правда, как он точно замечает, если вы не готовы и не знаете, что говорить, никакие приемы не помогут. Почему же все-таки бывает так, что, даже хорошо зная, что говорить, мы волнуемся и не можем выступить как следует? Одна из причин этого — различие в эмоциональных состоя-ниях во время подготовки и во время выступления. Например, вы готовите выступление чаще всего сидя, а то и лежа, расслабившись, а выступаете, естественно, стоя, в напряженном, взволнованном состоянии. Из психологических исследований известно, что чем больше различия в состояниях человека, когда он получает информацию или обрабатывает ее и когда воспроизводит, тем труднее ему извлекать эту информацию из памяти. А то, что ситуация публичной речи эмоционально очень насыщенна, вы уже знаете и знаете о том, как на это влияет неуверенность в себе. Следовательно, чем более вы чувствуете неуверенность, тем более вы нуждаетесь в предварительной репетиции. Бытует мнение, что такое предварительное «проигрывание ситуаций» вредно, оно лишает естественности, свободы.Ну, если под естественностью и свободой иметь в виду демонстрацию растерянности, внезапную «потерю слов», проявление «феномена висения слова на кончике языка» и прочие, увы, хорошо знакомые многим эффекты, то это действительно так. Непосредственность несколько теряется, но приобретается другое — уверенность в том, что ты использовал все средства, чтобы как можно лучше донести то, что ты хочешь сказать, и не подвергать лишним испытаниям свое «Я». Поэтому — репетиция, репетиция, репетиция, что в переводе с латыни значит «повторение». Уделите некоторое время «настройке» на определенное состояние. Здесь могут помочь элементы аутогенной тренировки, и то чтение текстов в разных состояниях, о котором говорилось выше, и ряд других приемов. Некоторым помогает «настроиться» на определенное состояние воспоминание мелодии, стихотворения, представление пейзажа, просто цвета. Например, можно связать взволнованное, тревожное состояние с одной мелодией, а уверенное, спокойное — с другой. Всякий раз, когда надо настроить себя, когда вы волнуетесь, на спокойный лад, мысленно «проигрывайте» сначала мелодию, соответствующую состоянию, а затем «спокойную». Когда вы научитесь достаточно хорошо и быстро делать это, попробуйте такой прием. Свяжите нужное состояние с каким-нибудь характерным жестом, и через некоторое время жест будет почти автоматически вызывать нужное состояние. Например, когда вы волнуетесь, сожмите кисть руки (это будет соответствовать тревоге), а потом расслабьте кисть (спокойное состояние), и вы почувствуете, как вами овладевает спокойствие. Конечно, это приходит с практикой. Для того чтобы вызвать у себя спокойное, расслабленное состояние, можно использовать и такой прием: представить себе место, где вы когда-то были и где испытывали полный покой, приятную лень, негу. Ну, например, песчаный пляж. Вспоминайте как можно ярче, конкретнее все ощущения, как можно подробнее, что тогда происходило. Если вам удастся это, то в дальнейшем достаточно будет мимолетного воспоминания, чтобы похожее состояние вернулось (точнее, конечно, его тень, но часто хватает и тени). Для выступления, конечно, более важно состояние уверенности, в некоторых случаях даже «побеждающее». Для того чтобы настроиться на него, особенно перед наиболее ответственными выступлениями, вспомните как можно подробнее со всеми переживаниями, ощущениями, деталями случаи успехов, удач (недаром мы с вами так долго составляли списки Удач. Неплохо было бы, кстати, если бы вы не бросали этого Делать). Не вспоминайте провалов, которые сами лезут в голову, вспоминайте именно успех. Вспомните ощущение уверенности в своих силах, свободы и раскованности (неважно, с чем они были связаны). Важно проникнуться чувством собственной удачливости. Я никогда не поверю, что вам нечего вспоминать. Посмотрите на то, что вы записывали, вспомните как можно больше таких ситуаций из других периодов вашей жизни. Выберите для уверенности характерный жест. Не забудьте о «позе уверенности». Некоторым помогает, когда они записывают свой уверенный голос на магнитофонную пленку, а затем в случае необходимости прокручивают ее, как бы «подстраиваясь» под эту запись. Другим помогает рисование, особенно рисование такими красками, карандашами, фломастерами, которые дают полноценный, насыщенный цвет. Это помогает, кстати, и при необходимости «избавиться», «излечиться» от неприятных переживаний, особенно депрессии, тревоги, страха. В последних случаях рекомендуют рисовать левой рукой (если, конечно, обычно вы пишете правой) и не переживать из-за того, что не умеете рисовать, выражать свою эмоцию в абстрактной форме, через цвет и линию. Но, сделав это, обязательно взять яркие краски, связанные с чувством радости, уверенности, свободы, и нарисовать — пусть это будет чистая абстракция — что-нибудь этими красками. Нам часто, особенно осенними и зимними вечерами, на темных, серых улицах не хватает красок, и подобное эмоциональное насыщение очень важно для всех. Все это можно использовать для того, чтобы настроиться на «уверенное» состояние. Еще один прием очень близок к аутотренингу. Это так называемые формулы-настрои. Их можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге. Есть короткие, емкие и, напротив, очень подробные, развернутые настрои. Вы можете взять какие-то известные или найти свои. Вот, например, начало одного из настроев, предлагаемых Г.Н. Сытиным, в книге которого представлена целая система работы над собой и психотерапевтической работы с помощью очень подробных, развернутых настроев: «Я — человек смелый, твердо уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь. С каждым днем моя воля становится все сильней и сильней»*. А вот фрагмент настроя на смелое речевое поведение: «Я смело, уверенно говорю на экзаменах, на занятиях, где угодно, в любой обстановке я всегда говорю смело, уверенно. Я ничего не боюсь»**. Настроиться на нужное состояние можно и по контрасту. Например, в момент сильного волнения усилить все признаки неуверенности, шаржировать их, сделать гротескными. Сыграть, как мы говорили вначале, на чувстве юмора и стремлении к противоречию. Чувство юмора вообще, как показали специальные исследования, — прекрасное средство психогигиены. Известный психолога. Н. Лук считал, что именно оно более всего способно превратить отрицательную эмоцию в положительную ***. Начинаем репетицию. Лучше всего это делать перед зеркалом. Репетируйте по-настоящему, представляя себе аудиторию. Следите за позой, мимикой, жестами — пользуйтесь всем, чем овладели во время занятий психогимнастикой. Особое внимание — голосу, речевой выразительности. Говорят, что известный психолог Б. Г. Ананьев, готовясь к лекциям, часто рассказывал, объяснял их своей домработнице. Это позволяло ему добиться наиболее четких, понятных формулировок. Домработнице не домработнице, но товарищу, брату рассказывать очень полезно. Причем очень хорошо, если можно такой рассказ совместить с самоконтролем перед зеркалом. О пользе такого «рассказа домработнице» хорошо говорится в известном анекдоте: «Так долго объяснял, что и сам, наконец, все понял».Все понял и отрепетировал рассказ в обстановке, возможно приближенной «к боевой». Перед особо важными, особо ответственными выступлениями можно воспользоваться советом-приемоммысленная тренировка из арсенала спортсменов. Продумайте мысленно свой ответ, свое выступление во всех подробностях, представьте конкретно, как можно ярче все, что будет происходить. Подумайте о том, какие могут возникнуть трудности, неприятности, как вы будете себя чувствовать, что переживать в эти моменты. Не гоните от себя мысли о неприятном, а воспользуйтесь тем приемом, о котором мы уже говорили раньше, думайте о том, что будет завтра, но не переживайте это заранее. Вы не переживаете страха, не боитесь того, что будет завтра, а решаете совсем другую задачу: что будете делать в таком-то и таком-то случае? Например, во время выступления вы вдруг почувствуете сильный страх. Представьте себе, какие ответы, какие действия в этом случае будут наиболее успешными, выражать вашу уверенность в своих силах, убежденность в том, что вы говорите. Не думайте (специально, конечно) о результате — оценке, победе или провале, вы сейчас готовите себя к процессу ответа, процессу выступления. Сосредоточьте свое внимание именно на этом. Полезно также представить, вспомнить, как ведут себя в этих ситуациях люди, чьи ответы, выступления вам нравятся, и те, чьи не нравятся, проанализировать силы и слабости, почему вам что-то нравится, а что-то нет. Бывают, конечно, ситуации, когда о результате нельзя не думать. Например, экзамен. Здесь мысленную тренировку можно использовать как бы ступенчато.На первой ступени(за несколько дней до экзамена) надо сделать то, о чем говорилось выше: проиграть все возможные варианты, сосредоточившись на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения.На второй, напротив, представить себе эмоционально насыщенный образ «желаемого будущего». Представьте себе, как вы волнуетесь, входите в класс, тянете билет, от волнения не можете сначала разобрать, что там написано. Начинаете готовиться и — о, чудо! — страх куда-то пропадает, голова начинает работать четко и ясно, вы сосредотачиваетесь и четко, уверенно отвечаете комиссии на все вопросы. Вы готовы к неожиданностям и можете достойно ответить на них. Но как же все-таки не думать о провале? Не надо гнать эти мысли. Мы с вами неоднократно убеждались, что это бесполезно. Лучше поиграть с ними, использовав прием, который по одной известной детской страшилке иногда называют «В темном-темном городе черная-черная рука...». Вы когда-нибудь бывали в лагере? Помните, как там ночами ребята пугали друг друга, рассказывая страшные-престрашные истории. Они и не подозревали, что тем самым использовали эффектный психотерапевтический прием, позволяя внутренним, часто иррациональным страхам проявиться в такой форме, которая одновременно и безопасна, и сохраняет все главные черты страха. Вам надо сделать нечто подобное. Представьте себе самый страшный, самый неприятный исход, с самыми огорчительными и обидными подробностями. Психолог Л. А. Китаев-Смык в книге «Психология стресса» приводит подлинный рассказ бесстрашного разведчика: «Бывший военный разведчик А., отличавшийся, по мнению его коллег, «абсолютным бесстрашием», рассказал нам, что после первых пребываний среди врагов (в роли одного из них) он стал бояться, что когда-нибудь может быть разоблачен. «Однажды, когда я готовился к очередной заброске на вражескую территорию, чувство тревожности было очень сильным. Тогда я нарочно стал усиливать его, уверяя себя, что когда-нибудь обязательно буду разоблачен и погибну. Напало чувство страха, оно было таким сильным, что я как бы пережил в мыслях и чувствах собственную смерть. После этого я уже не испытывал страха. Дважды, когда я бывал на грани провала, моя невозмутимость смущала моих противников и дала мне время уйти от опасности (из рассказа А.)»*. Далее Л.А. Китаев-Смык сопоставляет это со способами «дзеиь-ского (чаньского) тренинга», ведущими, в частности, к ликвидации тревожности и к самообладанию через переживание в мыслях и чувствах собственной смерти. Л.А. Китаев-Смык подробно анализирует переживание тревоги, страха перед грозящей опасностью (естественно, опасность может быть самого разного типа). Он указывает на несколько важных моментов. Во-первых, на то, что многие люди, переживая тревогу, страх перед предстоящей опасностью, перестают ощущать эти чувства, когда она становится реальностью. Это связано с представлением человека о том, насколько в этой ситуации он способен активно действовать, а также с его оценкой возможности избежать опасности, преодолеть ее. Во-вторых, на то, что чувство страха может исчезнуть как при активном действии, так и при пассивном, но с заинтересованностью, наблюдением за развитием опасной ситуации. (Обратите внимание, что даже такая «мягкая форма» подключения собственной активности, как интерес, снимает тревогу и страх.) В-третьих, когда человек непосредственно сталкивается с угрожающей ситуацией, когда «опасный фактор» становится для него понятным (вновь дадим слово Л.А. Китаеву-Смыку: «...когда субъективная определенность этого фактора достигла уровня, «включающего» активное реагирование на него со стороны субъекта»), чувство страха, тревоги трансформируется в другие эмоциональные состояния — «радость противоборства», «торжество предстоящей победы», переживания веселья, лихости, иногда гнева. Автор наблюдал случаи, когда человек вдруг понимал, что со стороны ситуация выглядит как мнимая опасность, и испытывал одновременно и испуг, и желание смеяться. В общем реакции могли быть разные. Мне хочется обратить внимание на одно: когда угрожающая ситуация становится реальностью, становится определенной, когда человек понимает, что у него есть средства справиться с ней, страх исчезает, изменяется. Поэтому не надо «бояться страха», он Уйдет сам, когда придет время действовать и вы будете знать что сможете это сделать хорошо. Возвращаясь к истории с разведчиком и приему «страшилка», должна сказать, что, конечно, ситуация даже самого решающего экзамена — не та, где стоит вопрос о жизни и смерти. Чаще всего предельное усиление мысли о неблагополучном исходе, страх приводят к мысли о том, что даже самые тяжелые последствия могут быть не такими уж страшными. Впрочем, и об этом мы уже говорили. Но вернемся к менее трудным, обычным ситуациям. Ответ на уроке, выступление. Очень полезно составлять план ответа, доклада, лекции. Если это необходимо, надо выучить его наизусть. План — это логика вашего выступления, поэтому не надо им пренебрегать. Перед началом публичной речи. Выходите уверенно, спокойно. Не обращайте внимания на то, что у вас сильно бьется сердце и пересыхает в горле. Многие расценивают эти признаки как симптомы страха и думают, что из-за этого их ждет очередная неудача. На самом деле такая реакция означает лишь то, что человек готов действовать, и она свойственна очень многим людям. Подобное состояние помогает мобилизовать все силы, энергию, выступить как можно лучше. Помните — такоесостояние означает, что вы готовы действовать. Выступая, старайтесь держаться и говорить как можно более уверенно. Помните, что мы говорили о механизме обратной связи. Сейчас пришло время максимально использовать его действие. Вот какой совет дает по поводу начала выступления Д. Карнеги: «Если вы хорошо знаете, о чем собираетесь говорить, решительно встаньте и сделайте глубокий вдох. Дышите глубоко в течение тридцати секунд до того, как вы окажетесь перед аудиторией. Повышенный приток кислорода взбодрит вас и придаст вам смелости»*. Умение использовать дыхание для снятия напряжения очень важно. Научитесь этому. Можете просто глубоко дышать, как советует Д. Карнеги. Можете (тоже в течение 30 с) дышать таким образом: быстро вдохнуть и в два раза медленнее выдохнуть, т. е. вдох делать в два раза короче, чем выдох. В случае особо сильного напряжения рекомендуется сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 15—20 с. Помните и о том, что вы узнали об улыбке как эффективном способе снятия нервного напряжения. Ну и потом, улыбка очень украшает человека, на него приятнее смотреть, а следовательно, это еще один способ укрепить уверенность в себе. Несколько слов о том, как можно реагировать на различные неожиданности во время вашего ответа, выступления. Конечно, это лишь примеры. Надеюсь, что сами вы сможете найти более эффективные формы. Вдруг на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего «не теряйте голову», сохраняйте спокойствие. Помните, такое может случиться с каждым. Повторите последнюю фразу сначала дословно, а потом (пусть себе смеются!), если это возможно, другими словами. Одновременно вспоминайте план или, если он записан и вы можете им пользоваться, посмотрите его — что вы уже рассказали? К чему эта фраза, которую вы сейчас произносите, может относиться? Это почти наверняка позволит вам «поймать» то, что вы хотели сказать. Если же нет и вы абсолютно все забыли, скажите что-нибудь вроде: «Теперь я расскажу о...» — и переходите к следующему пункту плана. Если же неудача настолько выбила вас из колеи, что вы ничего не можете сказать, лучше так прямо и сказать. Пускай в этот раз вы будете выглядеть не лучшим образом, пусть даже будет плохая отметка, но останется ощущение, что вы вышли из ситуации по собственной воле, сами завершили ее. Конечно, дома, когда пройдет время и вы успокоитесь, обязательно проанализируйте и даже запишите, почему это произошло. Еще одна неожиданность.Вы оговорились, и все стали смеяться. Это бывает со всеми, даже с профессионалами-актерами, дикторами. Так что лучше всего посмеяться вместе со всеми. Если же оговорку никто не заметил или на нее не отреагировали, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло. Слушатель в резкой и неприятной форме перебивает, требуя что-то уточнить, повторить, не соглашается с вами, с мест бросают обидные реплики. Вспомните соответствующие психогимнастические упражнения. Сейчас самое время использовать то, чему вы научились. Это во-первых. А во-вторых, сосредоточьте внимание на содержании того, что вы говорите, а не на существе реплик, какими бы обидными по форме они вам ни казались. Перевод разговора в плоскость обсуждения содержания обычно бывает действенным и обезоруживает тех, кто почему-либо хотел унизить вас. Вас не слушают. Прежде всего не воспринимайте это на свой счет, не относите это к преднамеренному оскорблению, не обижайтесь. Вспомните, разве вы сами всегда слушали выступающего, даже тогда, когда он говорил вполне интересные и нужные для вас вещи? Если вы отвечаете урок и вам кажется, что вас не слушает учитель, продолжайте отвечать, как отвечали. Скорее всего вам только показалось, что он отвлекся (а может быть, и к лучшему, что отвлекся?). Если разговоры мешают вам говорить, так прямо и скажите об этом. Только не забудьте, что надо пользоваться не «ты», а «Я-высказываниями». Хорошо, если вы сможете назвать переживания, которые вы при этом испытываете. Вам задают дополнительные вопросы, на которые, как вам кажется, вы не знаете ответа. Не пугайтесь. Подумайте, к чему может относиться этот вопрос. Прежде чем ответить, сформулируйте ответ в уме. На это потребуется очень мало времени. Есть, конечно, люди, которые могут говорить и думать одновременно, и именно начало речи стимулирует их мышление. Если вы относитесь именно к таким людям, то действуйте так. Важно, чтобы вы знали и использовали «на всю катушку» свои сильные стороны. В том случае, когда вы считаете, что не можете ответить на вопрос, лучше сказать об этом прямо. Это будет свидетельствовать лишь о том, что вы не знаете ответа на этот вопрос, а не о том, что вы глупый, несообразительный, плохой, не знаю, какой там еще человек. Незнание не унижает, хотя и может повлечь за собой плохую отметку. Ну и что? В следующий раз будет лучше. Незнание чего-либо не имеет прямого и непосредственного отношения к нашему чувству собственного достоинства. А именно его важно сохранить в любой ситуации. Последний пример.Вы уже кончили говорить, как вдруг вспомнили о том, что забыли сказать что-то очень важное.Ничего страшного. Закончите говорить, о чем говорили до этого, а затем скажите то, что пропустили. Не надо прерывать ответ, выступление ради того, о чем вы неожиданно вспомнили, каким бы важным это ни казалось. Кстати, часто оказывается, что это впечатление ошибочно и по здравому размышлению выясняется, что это было не столь важно. Лучше пусть один вопрос, одна деталь будут упомянуты в конце, чем весь рассказ окажется нелогичным. Между прочим, некоторые опытные лекторы специально прибегают к приему «оставления на конец», чтобы выделить то, что важно запомнить. Лучше не говорить: «Да, я еще забыл сказать о...» Можно ведь сказать и так: «Вернемся к (вопрос, название пункта плана). Необходимо добавить к сказанному...» Или просто: «Кроме того, надо сказать, что...» Мы так подробно рассмотрели все стадии подготовки и осуществления ситуации публичной речи потому, что это хороший пример для любых типов трудных ситуаций, для того, чтобы проявить в них уверенность в себе. |