МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

РАЗДЕЛ 1 ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА





Тема № 1 .Философия как высшая форма мировоззрения.

1.Мировоззрение как феномен человека: механизмы формирования и развития.

Источники мировоззрения: мироощущение, миросозерцание, мировосприятие, миропредставление.

Познание – способ отражения объективной реальности (получения знания), возникший с возникновением жизни и непрерывно развивающийся от примитивного чувственного восприятия к абстрактному мышлению.

Чувственное восприятие (чувственное познание) – составная часть познания, заключающаяся в отражении реальности исходя из ее воздействия на органы чувств.

Ощущение – форма чувственного познания (восприятия) – отражение отдельных свойств объективной реальности непосредственно действующих на органы чувств и возбуждающих нервные центры. Является исходным пунктом любого познания.

Восприятие – базирующийся на ощущениях процесс приема и преобразования информации, создающий целостное отражение образов по некоторым, непосредственно воспринимаемым свойствам.

Представление – воссоздание образа предмета или явления в данный момент не воспринимаемого, но зафиксированного памятью (появление которой обусловлено развитием мозга сверх пределов, необходимых для простой координации функций отдельных органов), а так же (на последнем этапе развития познания), образ, созданный продуктивным воображением, опирающимся на абстрактное мышление (например, визуальное изображение ни разу не виденной солнечной системы из одного лишь рассудочного знания).

Интуиция – высшая форма чувственного познания, являясь инстинктивной формой мышления, не просто отражает непосредственные ощущения подобно восприятию, но и, опираясь на опыт, ассоциативные и индуктивные связи, преобразует их в новое, непосредственно не следующее из ощущений, знание. Служа переходным звеном к абстрактному мышлению, она, по сути, является непосредственным мышлением, оперирующим чувственными образами.

Поскольку все формы чувственного познания непосредственно связаны с ощущениями, то дают лишь фрагментарное, полностью субъективное и, от того, зачастую, искаженное отражение действительности (так, человек может чувствовать голод, не испытывая реальной потребности в еде или испытывать страх, не имея на то внешних причин). Более объективное абстрактное мышление призвано внести порядок в хаос ощущений и исключить субъективные искажения.

Абстрактное мышление позволяет целостно отражать действительность путем анализа продуктов иных форм познания, получая знание не подлежащие чувственному восприятию, а так же, опираясь на воображение, активно его преобразовывать. Его отличительная черта – абстракция – процесс мысленного выделения одних и отвлечения от других свойств и связей, в результате которого, выделенные свойства представляются обособленно не только от других свойств, но и от их носителей. Это позволяет глубже проникать в их природу и находить сходства там, где чувственное познание обнаруживает лишь различие или различия, где чувственное познание обнаруживает лишь сходство.

По этому, мыслить – значит, прежде всего, не блуждать взглядом по поверхности, а, углубляясь во внутрь, находить суть явлений и определять их взаимосвязь, не ограничиваясь ощущениями и образами. И если кто-то способен различать лишь внешнюю форму, то это означает, что он не способен здраво мыслить.



Благодаря абстракции мышления формируется понятие, отражающее существенные признаки ряда предметов и, чем оно шире, тем меньше в нем заключено конкретной информации; детализированность, в свою очередь, сужает объем понятий вплоть до единичных фактов. В понятиях мышление отражает действительность в обобщенных формах, отвлекаясь от частных случаев и выделяя в них общие признаки, присущие данному классу явлений. При этом, общие признаки всегда связанны с различием, поскольку, начавший усматривать все, до мельчайших подробностей, сходства, обязательно обнаружит различия и, наоборот, исследуя различия, обнаружит сходства.

Тесная связь мышления со способностью четко, ясно и лаконично формулировать мысль проявляющаяся, в том числе, в формировании понятий, позволяет само мышление подвергать анализу, необходимому для оценки его объективности и правильности. (К.К. Красносельский).

 

Мировоззрение как совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

 

2.Генезис форм мировоззрения в истории человечества: мифологическое, религиозное, философское, научное, обыденное. Актуальные проблемы мировоззрения современного человека.

◘ Виды и типы мировоззрения.

Виды мировоззрения: миф, религия, философия, наука. Типы мировоззрения: обыденное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

В истории человечества выделяются основные типы мировоззрения:мифология; религия; философия; наука.

Мифология— форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические проблемы.

Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

◘Философия как тип мировоззрения.

Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.Обыденному мировоззрениюхарактерна эклектичность.

Философия как мировоззрение прошла четыре основные стадии своей эволюции:космоцентризм; теоцентризм; антропоцентризм; наукоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы)[1].

Наукоцентризм (сциентизм) – тип философского мировоззрения, в центре которого находится единственный путь познания – естественнонаучный. Здесь преобладает абсолютная вера в абсолютные познавательные возможности естественных наук (физики, химии, биологии и т.д.), результатом которых является научное знание («одномерный мир фактов»).

Различия взглядов на специфику природы мировоззрения в позитивизме и марксизме. Структура обыденного мировоззрения. Источники мировоззрения современного человека: культурные стереотипы, знания, вера, убеждения. Проблемы мировоззрения современного человека. Мировоззрение и менталитет. Внутренние и внешние факторы развития мировоззрения. Мировоззренческий кризис: причины и пути преодоления. Экзистенциальные проблемы современного молодого человека. Роль философии становлении современного мировоззрения.

Тема № 2 . Происхождение и развитие философии. Становление предмета философии.

3.Происхождение и сущность философии. Предмет философии.

Происхождение и сущность философии.Историко-культурные предпосылки образования философии как науки в VI - V вв. до н.э.(Пифагор).

Генезис смысла и предназначения философии и философского знания (Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Эпикур и др.). Многообразие понимания начал философии (Аристотель – удивление; Цицерон – подготовка себя к смерти; Н. Кузанский – природное влечение к духовной пище; Х.Ортега-и-Гассет – жажда ясности; Ж.Лакруа – беспокойство (интегральное состояние души) и т.д.).

Философскому знанию присущи следующие моменты:

1) исследование наиболее общих проблем бытия; 2) анализ наиболее общих проблем сознания и познания; 3) изучение общих вопросов функционирования общества; 4) существенных проблем человеческого бытия.

Современнаяфилософия есть учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира.Т.О. изучаемые философией законы, принципы и категории распространяются на всю совокупность бытия.

◘ Предмет философского знания.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия ис­тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро­пология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную ис­торию, т.е. историю философии, которая являет собой существен­ную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагоги­чески, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы обра­зуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержа­ния и смысла. Философия нацелена не на то, «чтобы определить точ­ные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутрен­нюю связь и единство.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти выс­шее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фун­даментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение. (А.Г. Спиркин)

 

4. Основные периоды в развитии философии. Философия и наука.

Взаимовлияние философии и науки.

Понятие науки как сферы человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Философия - мать всех наук. Теория «отпочкования» от философии всех ныне существующих наук.

(Ф. →Логика, →Математика (геометрия Евклида, арифметика), астрономия, физика, лингвистика и тд.) Различие предмета философии и всех конкретных наук. Наука как форма мировоззрения. Наука и философия – в единстве и различии. Философия и религия; - мифология; - искусство, - паранаука и т.д. Сциентизм(Г. Кан, З. Бжезинский, А. Тофлер)и антисциентизм(Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев).

◘ Основные периоды в развитии философии:

· Эпоха Древнего мира (Индия, Китай, Греция) - середина 1 тыс. до н.э. - III век.

· Эпоха Средневековья – IV- XIV вв.

· Эпоха Возрождения – XVв.

· Эпоха Нового времени - XVII в.

· Эпоха Просвещения – XVIII в.

· Немецкая классическая философия - 1770 -1850 гг.

· Неклассическая философия - конец XIX в.

· Современная философия ХХ-ХХI вв.

 

 

Тема № 3 Структура, функции и методы философии.

5. Структура философского знания. Функции философии.

Структура философского знания.

Онтология.Þ ◘ГносеологияÞ. ◘Логика.Þ ◘Антропология. Þ ◘Социальная философия. Þ ◘Праксиология. Þ ◘Аксиология.Þ ◘Философия науки

Онтология. Исследование наиболее общих вопросов бытия. Решение этого вопроса понимается в универсальном уровне.

Осн. вопросы:

· Проблема бытия и небытия (Парменид);

· Существование материального и нематериального бытия (Платон);

· Бытие природы, человека и общества.

Гносеология – философское учение о познании. Анализ наиболее общих вопросов познания.

Осн. вопросы:

· проблема познаваемости мира,

· каковы возможности, методы, цели познания;

· в чем заключается сущность самого познания и что есть истина;

· каков субъект и объект познания;

· исследование общеметодологических методов познания.

Социальная философия – изучение наиболее общих спросов функционирования и развития общества.

Осн. вопросы:

· что такое общество?;

· каковы основные принципы и закономерности его развития;

· обобщенный анализ системы «человек-общество-природа»;

· выявление приоритетов и перспектив общественного развития.

Антропология – исследование наиболее общих и существенных проблем человека.

Осн. вопросы:

· кто такой человек, какова его природа и происхождение,

· каковы особенности человеческого бытия?;

· в чем заключается - смысл жизни, добро, любовь и т.д.

Аксиология – учение о ценностях. Включает разделы: 1) этику – учение о морали, ее природе, происхождении, истории, структуре и месте в системе общественных отношений; 2) эстетику – науку о красоте; 3) идеологию – феномен социального сознания, выступающего его интегративным началом.

◘ Сущность и особенности функций философии:

Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции- подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческо­го axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окру­жающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно уси­ливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция— объяснить общество, причины его воз­никновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

· Гуманитарная функция;

· Логотерапия (В. Франкл)

◘ Философия и наука: родство и различие познавательных функций.

Философское мировоззрение выполняет ряд функций, которые родственны функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями как:

обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия.

Теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять ряд эвристических функций прогнозирования,формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а так же первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основании принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие представления об их природе, возможных способах познания. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и, теоретически возможного.

Функция «интеллектуальной разведки» служит заполнению познавательных пробелов, возникающих с неполнотой и бессистемностью знания и познания.

Существенный вклад философии заключается в постановке проблем человеческого знания и познания.

Интеграция, универсальный синтез знания сопряжены с разрешением противоречий, трудностей возникающих на границах различных областей, разделов науки, особенно при их стыковке и согласований, а так же при обнаружении в действительности всевозможных парадоксов, апорий (логических затруднений), антиномий (противоречивых доказываемых положения).

Кроме задач, свойственных науке философия, выполняет и специфические функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и самой науки в частности. Достаточно глубоко сама наука себя не уясняет и не обосновывает, т. е. Здесь философия предстает еще и как наукознание. Философии также принадлежит аксиологическая оценка достижений науки. В этом отношении наука не самодостаточна. Она есть определенный инструмент постижения действительности. Однако само постижение нуждается как в целях, так и в критериях аксиологической и моральной оценки научной деятельности. Такие критерии у науки отсутствуют.

 

Философия призвана осмысливать весь сложный комплекс общественно–исторического бытия людей или культуры.

 

 

6. Философия как методология.

◘ Философский метод. ◘ Материализм и идеализм. ◘ Метафизика и диалектика. ◘ Методологические принципы: догматизм, релятивизм, эклектика, софистика, герменевтика, эмпиризм, рационализм, иррационализм, гностицизм, агностицизм.

Философский метод познания как система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Материалистические или идеалистические предпосылки для обоснования методологии познания.

Материализм и идеализм. При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Метафизика и диалектика как методы познания.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаи­мосвязанности);

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Методологические принципыдогматизм, релятивизм, эклектика, софистика, герменевтика, эмпиризм, рационализм, иррационализм, гностицизм, агностицизм.

Догматизм (А.Августин, Ф. Аквинский) — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии. Релятивизм настаивает на относительности существующих законов.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соедине­нии разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гно­сеологической ценности и достоверности (в Средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика (Протагор, Горгий) — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика (Шлейермахер) — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Эмпиризм (Ф.Бэкон)— метод и направление в познании, согласно ко­торому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного позна­ния. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте ичувственных ощущениях».)

Рационализм (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель) философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)

Иррационализм (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер, А.Камю) – мир не имеет рационального начала, бессмысленнен. Его можно познать только при помощи божественного откровения или интуиции;

Различие гностицизма и агностицизма (Протагор, Пиррон, Кант) в решении проблемы познаваемости мира;

Специфической чертой философской теории, является всеобщность ее законов и категорий как для природы, так для общества и человека в целом.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.