Тема № 16 Философские проблемы сознания и познания 56. Сознание, его структура и источники. Сознание как высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Причины многомерности и многоаспектности сознания. ◘ Структура сознания (по А.И. Иванову): 1)телесно-перцептивные способности; 2)логико-понятийные компоненты; 3)эмоциональная компонента; 4)ценностно-мотивационная компонента. ◘ Сознание - социальное явление, высшая форма отражения мира. В древней философии под сознанием понимался внутренний мир человека (душа). Тело - смертно, а душа - бессмертна. Платонвпервые разделил все сущее на два мира - мир вещей (неподлинный мир), и мир идей (подлинный мир). По мнению Платона, идеи являются источником всех вещей. В Средние века сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты Бога, т.к. человек сотворен Богом, как подобие его, то и сознание человека - дар Божий. В эпоху Возрождения сознание трактовалось как свойство всей природы (пантеизм). В Новое время - дуализм: мир Природы и мир Духа - две одинаковые субстанции (основы) мира. Французский материализм XVIII века исходил из того, что сознание - это особая функция человеческого мозга, с помощью которой человек отражает окружающий мир. Смерть тела - смерть души. Гегель: сознание (абсолютная идея) лежит в основе всего сущего и творит из самого себя. По мнению Гегеля, сознание - продукт активной деятельности человека в рамках конкретной исторической эпохи. Во второй половине XIX века - вульгарный материализм (Фогт, Бюхнер) - сознание есть движение мозгового вещества, как особого рода жидкости, качество которой зависит от состава пищи ( человек есть то, что он ест ). Отечественные философы (Бехтерев, Павлов) считали, что сознание - это социальный феномен, активное отражение общественных отношений. С точки зрения современной науки, сознание есть высшая форма (способность) отражения внешнего мира, присущая только человеку. Сознание - субъективный образ объективного мира. Сознание - это и самосознание. Это отношение человека к миру. Наука утверждает, что сознание вторично. Это означает:1. Сознание - результат деятельной эволюции природы. 2. Содержание сознания обусловлено воздействием внешнего мира. Сознание социально, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека. Сознание имеет предметно-практическую природу (оно проявляется в деятельности человека). ◘ Происхождение сознания. Демокрит говорил о социальной нужде, т.е. о потребности людей в выживании. Французские материалисты XVIII века: сознание - итог эволюции природы. Гегель: сознание возникает в ходе деятельности людей путем присвоения ими «абсолютной идеи». Энгельс создал теорию антропогенеза :а) биологические предпосылки возникновения сознания; б) труд; в) речь; г) язык и т.д. ◘ Функции сознания: 1. познавательная; 2. целеполагающая;3. регулятивная. ◘ Сознание и материя . Деятельность мозга есть физиологическая основа сознания. Левое полушарие отвечает за рациональное мышление, правое - за образное восприятие мира. Мозг новорожденного - 350 гр., взрослого - 1300-1400, у некоторых 2 кг. Мозг вмещает 40-50 млрд. клеток. Но мыслит не мозг, а человек при помощи мозга. Сознание - отражение. Материя - объективная реальность. ◘ Сверхсознание и бессознательное в структуре сознания. Сознание и самосознание. Источники сознания: внешний и внутренний (психический) мир человека; 2) социокультурная среда; 3) духовный опыт человека; 4)мозг как макроструктурная природная система; 4) космическое информационно-смысловое поле (? – понятие и проблема определения). Субъектно-объектная природа деятельности сознания. 57. Сознание и бессознательное. Философия психоанализа [З. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Маркузе, Э.Фромм]. Место бессознательного в структуре сознания. Бессознательное как совокупность психических проявлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания. Философия психоанализа о природе бессознательного. З.Фрейд о структуре человеческого сознания («Оно-Я-Сверх Я»). Механизмы взаимодействия всей структуры сознания: «либидо», «табу», «сублимация». «Эрос» и «танатос» в качестве основополагающих устремлений человеческого существа. Учение о коллективном бессознательном К. Г. Юнга и понятие «архетипов». Учение фрейдомарксизма (Г.Маркузе) об «одномерном человеке» и теоретическое обоснование «сексуальной революции». Э.Фромм о равнозначности сексуального и социального начала в человеке. 58. Философское учение о познании (гносеология). Гносеология как философская теория познания. Познание как духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Элементы познания: объект и субъект познания, средства и методы познания, границы, результат, т.е. знания и его оценка. Проблема объекта познания в философии. Основные области познания: природа, социальная действительность, внутренний мир человека. Им соответствуют три познавательных феномена: объяснение, понимание и рефлексия. Проблема субъекта познания в истории философии. Сущностные различия веры, убеждения, установки. Понятие познавательных традиций. Проблемы чувственного познания. Гносеологическая система «ощущение–восприятие–представление». Сущность рационального познания (мышление, понятие, суждение, умозаключение). Обыденное и научное познание. Специфика познавательных процессов в различных видах мировоззрения (миф, религия, философия). |