Тема № 11 История отечественной философии 35. Специфика отечественной философской мысли. Этапы становления русской философии. Зарождение философской мысли на Руси Х – ХVII вв. Отечественная философия – оригинальное, самостоятельное многоплановое явления мировой философской мысли, имеющие определенные отличительные черты: · склонность к онтологизму; · религиозное мировоззрение и свобода ума; · антропоцентризм; · космоцентризм и теоцентризм; · богопочитание и мистицизм; · юродство (Г. Сковорода, В. Соловьев); · ориентация на общие принципы христианства; · склонность к провиденциализму; · эсхатологичность; · историософичность; · склонность к диалектике; · доминанта социальной направленности; · приверженность формированию национальной идеологии (формированию национальной идеи); · направленность (особенно в религиозно-философской ветви) на усвоение государственной власти священной миссии. ◘ Этапы становления русской философии 1 период. Средневековая русская философия (становление предфилософии Х-ХVІІІ вв.) · Х- ХІІ век – формирование условий для развития философской мысли на Руси; · ХІІ – ХІV вв – период татаро-монгольского ига - формирование духовного потенциала и национального самосознания · ХV – ХVІ вв. развитие национального самосознания по отношению к исторической миссии русского народа · Петровские реформы – секуляризация философии, разделение философии и богословия · ХVІІІ в. – развитие секуляризованной философской мысли, преимущественно про западного направления 2 период. ХІХ в – настоящее время. Формирование и развитие отечественной философской мысли. · до возникновения систем в 70-х годах ХІХ века · возникновение систем (вт. половина ХІХ - до 20х годов ХХ века) · советская философия. После 1917 г. происходит разделение на 2 направления – религиозная философия развивается за рубежом, материалистическая (марксистская, марксистко-ленинская, советская) - в СССР. · постсоветская философия – (90 годы ХХ – настоящее время). ◘ *Зарождение философской мысли на Руси Х – ХVII вв. Культурно-исторические предпосылки зарождения философствования на Руси. Философские идеи Х-ХV11 вв. и процесс становления христианства на Руси. Сущность проблем древнерусской философии Х1-ХV11вв.: 1)глубокая взаимосвязь философии, культуры и политики в древнерусском обществе; 2) размышление о судьбе России в сочинениях Иллариона (Х1в.), Владимира Мономаха (Х1-Х11вв.), Филофея (ХV1в). К наиболее значительным произведениям этого периода можно отнести: · «Слово о законе и благодати» Иллариона · «Повесть временных лет» Нестора · «Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» В. Мономаха · «Моление» Даниила Заточника Следующий этап в развитии древнерусской философии охватывает ХII – ХIV в – время жесточайших испытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием. Однако и в этот период культурная традиция не прекратила своего существования. Центрами развития отечественной философской мысли оставались монастыри, в которых не только сохранялись памятники духовной культуры, но и продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. В этот период появляются на свет такие произведения как: · «Слово о погибели земли русской» · « Сказание о граде Китеже» · «Слова» Серапиона Владимирского · «Киево-Печерский патерик» Здесь наиболее выделяются темы духовной стойкости и морального совершенствования. Новый этап развития русской философии охватывает период с конца ХIV – по ХVI вв., характеризующийся подъемом национального самосознания, образованием русского централизованного государства, укреплением связей со славянским югом и центрами византийской культуры Значительное воздействие на русскую философскую мысль этого периода оказал исихазм – мистическое направление в православном богословии, возникшее на Афоне в ХII – ХIV вв, уходящее корнями в нравственно-аскетическое учение христианских подвижников IV - VII вв. Исихастская традиция в русской мысли представлена учениями и деятельностью Нила Сорского, Максима Грека и их последователями. Важное место в духовной жизни этого периода заняла полемика иосифлян (последователей Иосифа Волоцкого) и нестяжателей (последователей Нила Сорского, охватившая такие глубокие нравственно-политические, богословские и философские проблемы, как социальное служение церкви и призвание церкви, пути духовно-нравственного преображения личности, отношение к еретикам, проблема царской власти и ее божественной природы. Однако одним из центральных вопросов занимала проблема государства, власти и права. Взгляд на Московское православное царство - Святую Русь – как преемницу Византии, призванную выполнить особую иисторическую миссию, сформулированную старцем Филофеем «Москва – третий Рим». Здесь же стояла проблема укрепления самодержавия (сочинения Федора Карпова и Ивана Пересвета) Проблемы человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного ми общественного Спасения были в центре внимания выдающегося византийского гуманиста-просветителя Максима Грека, философское творчество которого стало величайшим достижением русской средневековой философии. Существенное влияние на духовную жизнь русского общества ХV – ХVI вв. оказывали еретические учения, связанные с европейским реформационно-гуманистическим движением (Ренессансом). Наиболее видными его представителями были Федор Курицин и Феодосий Косой. Заключительный этап развития русской средневековой культуры характеризуется противоречивыми процессами формирования основ нового миропонимания, столкновением традиционной духовной культуры с возрастающим влиянием западноевропейской науки и просвещения. Наиболее значительные фигуры в этот период: протопоп Аввакум – продолжатель и строгий ревнитель традиционной культуры и противостоящие ему – Симеона Полоцкого и Юрий Крижанича - проводников западноевропейской образованности и культуры. Важнейшими темами их размышлений был человек, его духовная сущность и нравственный долг, познание и место в нем философии, проблемы власти и роли различных социальных слоев в политической жизни общества. Значительную роль в распространении философских знаний играли крупнейшие центры образования и культуры – Киево-Могилянская и Славяно – греко-латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин. Начало XVIII в. стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализма. Развитие философских идей на Руси ХVII в. и проблема секуляризации философского знания. 36. Развитие философских идей в России ХVIII в.[Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, А.Н.Радищев, М.В.Ломоносов, Г.Сковорода]. Влияние петровских реформ на процесс дальнейшей секуляризации отечественной философии. Влияние западноевропейской философской мысли на отечественных мыслителей (Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, А.Н.Радищев). Русское Просвещение охватывает период с середины XVII в. до первой трети XIX в., когда последовало восстание декабристов. Становление светской философии: зарождение секуляризма и западнорусское влияние, «петровское западничество», вырвавшее Русь из мощного объятия православного Востока и создавшее особый национально-духовный мир — «Российскую Европию», и, наконец, время Екатерины II, связанное с «открытыми заявлениями гуманных принципов» и «научно-гуманитарного движения». Среди просветителей — Ф. Скорина (1490 - 1551 гг.), А. М. Курбский (1528 - 1588 гг.), М. Смотрицкий (1577 - 1633 гг.), Феофан Прокопович (1681 - 1736 гг.) и В. Н. Татищев (1686-1750 гг.) — идеологи «Ученой дружины» Петра I: первый защищал абсолютизм, а второй обосновал европеизм и разработал идеологию западничества, первый — деист, второй склоняется к антропологической интерпретации просветительской философии, рассматривая философию в качестве науки наук. ◘Материалистическая традиция в отечественной философии ХVIII в. (М.В.Ломоносов). Энциклопедизм. Рационализм. Критика мистицизма. Законы естествознания. Классический период русского Просвещения открывается колоссальной фигурой М.В. Ломоносова (1711 -1765 гг.), который доказал свое превосходство над философскими кумирами Запада, отстаивая деизм и теорию двойственной истины, первым в России воздвиг «храм любомудрия» и науки. Он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации объектов и явлений внешнего мира, а шел от теории, логического обобщения, которое и позволяло строить философию природы на основе материи, которой обусловливается «все, что есть и происходит в телах». Материя вечна и неуничтожима. Природа же совершенно проста, изначально сотворена во всей своей необходимой полноте и действует на основании естественных законов. Ломоносов составил правила «изобретения» вымыслов, а теория воображения глубоко вскрывала причины заблуждений в сфере научного познания и выявляла истоки эстетического отношения к действительности. Он возвысился над односторонним гносеологизмом западноевропейской философии, ибо не мыслил себе духовность иначе, как целостное единство веры, истины и красоты. 1755г. открытие Московского университета. Просветительские идеи университетской среды («естественное право», «естественная религия»). ◘ Русская религиозно-идеалистическая философия XVIIIв. М.М. Щербатов «Разговор о бессмертии души». Религиозная традиция в творчестве Г. Сковороды: q «Если хотим измерить небо, землю и моря, должны, во-первых, измерить себя»; q «Если хочешь знать в истине: усмотри сначала во плоти, т.е. в наружности, и увидишь в ней следы Божьи…»; q «Одного места граница есть, она же и дверь, открывающая поле новых пространностей; и тогда же зачинается цыпленок, когда портится яйцо»; q «У истины простая речь». ◘ Философия в российской системе образования. Позднепросветительская эпоха — пора концепций общественного развития — концепций С. Е. Десницкого, Я. П. Козельского, Д. И. Фонвизина, М.М. Щербатова, А.И. Галича. Ода «Вольность» и книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (1749 - 1802 гг.) стоят у истоков радикально-демократического направления русской мысли. Антимонархическая программа, просветительская философия общественного договора, власть закона и «блаженство гражданское», связанное с искоренением рабства, — вот основания его социальной философии. Радищев создал уникальнейшую традицию русской философской антропологии, ключом к которой он ставит «правило сходственности»: все, что можно сказать о животных, можно сказать и о человеке. К душе он применял тот же критерий «предрождественного» состояния, как и к телу, и лишь с рождением человека она претерпевает обновление, поскольку окрыляется самосовершенствованием. 37. Отечественная философия периода «до создания систем» (до 70х гг. ХIХ в). Западники [П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский]. Славянофилы [А.С. Хомяков] и почвенники [Ф.М. Достоевский]. Историко-культурные и философские предпосылки развития философского творчества на Руси в первой половине Х1Х века. Влияние на развитие философских идей «Общества любомудров» (1823г.). Западничество (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др.) и его основные идеи. Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) свои философские взгляды изложил в «Философических письмах» (1836) за что сразу был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Антропология и историософия занимают в философии Чаадаева центральное место. Человек – существо двойственное: природное и духовное. Задача философии - в изучении не природного, а духовного человека. Сущность человека в коллективе. Именно она сделала человека человеком. Историософия Чаадаева основывается на провиденциализме. Божественная, лежащая в основе истории принадлежит христианству. Однако Чаадаев говорит, что миссия России носит двойственный, противоречивый характер. С одной стороны «Россия – заблудилась на Земле», и ставит ей в пример католический Запад, но в то же время, России отводится определенная «вселенская миссия», заключающаяся в осуществлении интересов человечества. Историософии Чаадаева так же свойственен принцип географического детерминизма. Другими видными представителями западничества предстают: А.И.Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин. Тесную связь с ними поддерживали: В.Г.Белинский и И.С. Тургенев. Александр Иванович Герцен (1812-1870). Получил солидное естественнонаучное образование. Основной труд «Письма об изучении природы» применил диалектический метод к объяснению объективной действительности. Подверг критике объективный идеализм Гегеля и метафизический материализм. Природа существует независимо от человека, она есть единс во многообразного. Законы мышления являются отражением законов бытия, а диалектика составляет основной метод научного познания и способ мышления. Герцен уделяет большое внимание социальной проблематике и теме становления личности. Разрабатывал теорию «русского социализма» – где борьбе крестьян отводил много места, полагал, что борьба крестьян приведет Россию к социализму минуя капитализм. Герцен материалист. Он полагает человека венцом природы. Ценность любой личности заключается в разумном и нравственно-свободном деянии, в котором человек достигает своего действительного существования. Как и Герцен теорию «русского социализма отстаивал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). – Он революционный демократ и отстаивал интересы крестьянства. Рассматривал народные массы как главную движущую силу истории. Сторонник идеи классовой борьбы.. «В природе нечего искать идей - в ней разнообразная материя с разнородными качеситвами; они сталкиваются – начинается жизнь природы. Чернышевский основывался на неуничтожимости материи и движения, усматривал их связь с пространством и временем. Отождествлял материю и вещество. ◘ Славянофилы и почвенники. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В.Киреевский и др.) о принципе «соборности». Становление человека и общества в философии славянофильства. Религиозный характер мировоззрения почвенников (А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М.Достоевский). Экзистенциальный характер воззрений Ф.М.Достоевского. Почвенники в 60-70 гг. являются продолжателями идей славянофильства (А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М.Достоевский). Всех почвенников объединял религиозный характер мировоззрения. Достоевскому в полной мере был присущ экзистенциализм. (Достоевский сам познал «пограничную ситуацию», когда за участие в кружке петрашевцев был арестован и присужден к смертной казни, впоследствии замененной каторгой) Человек – загадка, поскольку он соткан из противоречий (Раскольников, Ставрогин, Карамазов) Божественной и дьявольское постоянно уживаются в человеке и борются в каждом уголке его души. ◘ Народничество (Н.К.Михайловский, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, М.А.Бакунин) о лозунге «земля и воля» и о необходимости революционного преобразования российского общества. 38. Философские искания русского космизма. Философско-религиозное направление [Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев]. Философско-религиозное, естественнонаучное и литературное направления философского космизма. Отечественная идеалистическая философия второй половины Х1Х в – начала ХХ в. как теоретическое основание «золотого» и «серебряного» века русской философии. ◘ Подвижнический характер «философии общего дела» Н.Ф.Федорова. Человек как проводник идей Бога в реальности. ◘ Религиозное реформаторство порождает русское богоискательство. «Истинным образователем наших религиозных устремлений» (Вяч. Иванов) был В.С. Соловьев (1853 - 1900 гг.). Многое позаимствовав у Гегеля и Шопенгауэра, центральное место в своем учении он отдает идее «всеединого сущего», т. е. сфере абсолютного, божественного, а реальный мир рассматривает как ее воплощение. Посредником между ними выступает мировая душа — София — божественная мудрость. При этом всеединстве каждая отдельная вещь — частичное проявление всего в мире в целом. На вершине мира — единое творческое ничто как соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного). Основой же бытия является мистическое знание, вера в безусловное существо — предмет познания. В обществе эта идея раскрывает себя как богочеловеческий союз лиц или вселенская церковь, определяющая цель человечества — преодоление эгоизма и вражды, создание на Земле «царства божьего». Основной пафос «философии всеединства» — «оправдание добра», вытекающее из понимания «сущего» как блага. Она должна подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникает «Богочеловечество», возвышенное и одухотворенное. Оно превратится в сотворца Бога и выполнит грандиозную работу перевоплощения универсума: создание мира, сохраняющего всю полноту и многообразие бытия. При этом Соловьев считает ложной всякую философию, которая принижает материю в сравнении с божеством — материя прекрасна, светла и божественна. Основные идеи философии всеединства В.С.Соловьева: 1) всеобщий детерминизм и стремление всего к Единству; 2) сущее и бытие; 3) онтология (теодицея) и космология (этапы всеединения, «христогенез»); 4)религиозное основание всех сфер бытия человека и мира («Оправдание добра»). Влияние философии всеединства на все последующее развитие отечественной философии (учений Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, бр. Трубецких, Н.О.Лосского, А.Ф.Лосева и т.д.). Апология свободы и независимой творческой личности в экзистенциальной философии Н.А.Бердяева. Размышления и пророчества о судьбе России. 39.Философские искания русского космизма. Естественнонаучное направление [К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский]. ◘ Идеи К.Э. Циолковского о возможностях освоения Космоса. Основания космической философии. Время, пространство и сила не только свойства материи, но и «элементы суждений», субъективного обоснования монизма материи. Материя действует по законам физического и психического мира, так что чувствительность Вселенной имеет количественные и качественные определения. Чувствительная материя («атом всегда жив») неизбежно принимает «сложный организованный вид» жизни. Пути совершенствование природы человека. Человек не только земное, но и космическое существо. Совершенный разум человеческих существ приобретает универсальное значение во Вселенной — пресечения зла в космосе. Как только человек овладеет Вселенной, разум возвысится и зло исчезнет. Этому процессу должны помочь новая этика и миропонимание — «нравственность земли и неба», включающая в себя: 1) «исправление» человеческой природы посредством воспроизводства наиболее «сознательных существ»; 2) познание того, «что смерти нет, а есть только непрерывное, сознательное и блаженное существование» и 3) усвоение социалистических идеалов. Теоретическое обоснование ракетостроения. Технические и нравственные проблемы освоения человеком космического пространства. ◘ В.И.Вернадский о роли биосферы и ноосферы (параллельно с Э.Леруа и Т.де Шарденом) в жизни человечества. Новые перспективы развития человека и общества. Современная эпоха обосновывается им как переход от биосферы (совокупности живых организмов) к ноосфере (сфере разума). Появление человека символизирует возникновение новой «геологической силы». Деятельность людей и благоприятные условия для размножения человечества меняют биосферу, создают основания для заселения космоса. Успехи техники передвижения и коммуникации способствуют все большему планетарному единению человечества и переходу его в новое состояние — ноосферу, в котором открывается антропологическая эра в геологической истории Земли, завершающая окончательное решение вопроса о «лучшем устройстве жизни». Ранее предпринимаемые попытки религиозного, политического и особенно философского характера в обосновании этого вопроса обходили жесткую реальность посредством идеальных представлений. Решение данной проблемы доступно науке и отчасти философии, которая играет плодотворную роль в создании научных гипотез о направленности преобразования человечеством своей земли и устремлении в космос. Ноосферный взрыв научного творчества кладет конец пессимизму относительно будущего цивилизации, открывая общепланетарные, космические перспективы. Естественно, предлагалась и новая абстрактно-формалистическая этика научного прогресса, удовлетворяющая моральное сознание человечества — «цель деятельности на пользу людей». ◘ А.Л. Чижевский об идее космической жизни. Влияние Солнца на витальные и социальные процессы человечества. Человек как существо космическое. 40. Отечественная религиозная философия ХХ века. Русская религиозная философия. Г.Г.Шпет, П.А.Флоренский, Л. Шестов. Густав Густавович Шпет (1879-1937) - русский философ и искусствовед - в начальный период увлекался психологией, разделяя в целом неокантианские установки, но достаточно быстро пришел к осознанию неприемлемости для себя этой методологической позиции. Шпет был не только слушателем, но и учеником и другом Э. Гуссерля. Считается, что Шпет являлся ведущим представителем феноменологии в России, однако уже в работе «Явление и смысл» заложены все предпосылки последующего «герменевтического поворота», а также поздних культурно-исторических анализов. Павел Александрович Флоренский (1882-1937) уже в студенческие годы начал писать, наряду с математическими, и философские труды. В 1911 г. защитил магистерскую диссертацию, в основу которой положена его первая фундаментальная книга «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи». В 1911 г. Флоренский был рукоположен в сан священника, то стало одним из ключевых событий его биографии. С 1911 по 1917 г. -редактор «Богословского вестника» Московской духовной академии. Флоренский участвовал в работах по знаменитому плану ГОЭЛРО; с 1921 г. занимал ответственные должности в системе ВСНХ; с 1927 г. являлся одним из редакторов «Технической энциклопедии». Флоренский дважды подвергался арестам (1928 и -33гг.). Последний арест окончился трагически - в 1937 г., предположительно под Ленинградом, отец Павел был расстрелян. Понятие символа (от греч. «знак, примета») широчайше используется в религии, эстетике, искусстве. В противоположность этому общая философская теория символа совсем небогата. Ее основу составляют построения Гегеля и в особенности Шеллинга, создававшиеся под непосредственным влиянием миросозерцания Гете. В качестве основного, классического определения утвердилась формула Шеллинга: «Синтез того и другого (схематического и аллегорического способов изображения), где ни общее не обозначает особенного, ни особенное не обозначает общего, но где то и другое абсолютно едины, есть символ». Лев Шестов (наст, имя Лев Исаакович Шварцман, 1866-1938)-выдающийся русский философ-иррационалист, литератор, близкий идеям религиозного экзистенциализма и персонализма. «Библейская философия» (она же Библия, а иногда даже «иудаизм»), в понимании Шестова, «много глубже и проникновеннее современной философии». А душа ее в том, что «Бог создал человека по своему образу и подобию и, создавши, благословил его». 41.Русская советская и постсоветская философия. Доминанта диалектического материализма и марксизма. Идеологический гнет на отечественную философию. А.М. Деборин «Ленин как философ»(1929-30). В 1931 г в Москве создается Институт истории, философии и литературы. И.И. Степанцов (Скворцов) «Исторический материализм и современное естествознание». Анализ высших психических функций человека, роль слова и языка в их формировании. Лев Семенович Выгодский, позднееС.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев. М.М. Бахтин о философском обосновании литературы и культуры. В 50-60 гг. Г.П Щедровицкий разрабатывал проблемы методологии познания. В послевоенный период возникает русская школа конструктивизма в логике и математике ( А.А. Марков, Н.А. Шванин и др.). В 60-70-е гг. получили широкий резонанс дискуссии о природе идеального (Э.В. Ильенков, Д.И. Дубровский). П.В. Копнин, В.С. Степин разрабатывают проблемы методологии науки. Семиотику культуры разрабатывает Ю.М. Лотман (Московско-Тартуская школа). В.С. Библер разрабатывал концепцию мышления как диалога различных логик, исследовал проблему познания в рамках теории культуры. Издаются философская периодика «Вопросы философии»(1947), «Философские науки»(1958), «Философская энциклопедия»(1960-70) «Вестник РФО»(1997) и т.д. Эклектичность изысканий современной отечественной философии. Основные темы философских исследований современной России: история русской философии (М.А. Маслин, В.В. Сербиненко, В.В.Максимов); этика ненасилия (А.А. Гусейнов), философия науки (В.С. Степин); философия религии (Л.Н. Митрохин), права (В.С. Нерсесян) и политики (К.С. Гаджиев). |