МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема № 15 Основные проблемы философской антропологии, социальной философии, аксиологии и праксиологии





52.Философская антропология. Проблема сущности человека в истории философии.

Философская антропология в системе различных наук о человеке: биологии, социологии, истории, педагогики, психологии и т.д. Основные проблемы антропологии: 1) проблема антропосоциогенеза; 2) проблема смысла человеческого существования; 3) проблема свободы и необходимости в человеческих действиях; 4) биосоциальные, психологические и духовные основания бытия человека; 5) противоречивость существования человека. Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его сущности.

Проблема сущности человека в истории философии.Космоцентрический образ человека в античной философии. Христианская философия о теоцентричной сущности человеческого бытия - проблема тела, души, духа. Человеческое существо между Богом и дьяволом. Антропоцентризм, витализм, гуманизм философии Возрождения и Нового времени. Проблемы рационального (И.Кант, Г.Гегель) и иррационального (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше) начала человека в немецкой философии Х1Х в. Сущность человеческого бытия в философии марксизма.

Философские учения ХХ века о природе человека. З. Фрейд: модель человека представляет собой структурно организованное единство «Я», «сверх-Я» и «Оно», где «Оно» — область бессознательных влечений, «сверх-Я» — совокупность нормативов должного поведения, а «Я» — область постоянного напряжения и переживания. «Я» находится между молотом и наковальней, между вожделением базисного «Оно» и строгостью надстроечного «сверх-Я». Последнее к тому же выступает в двух ипостасях, как «голос совести» и «чувство вины».

Неофрейдизм (Э.Фромм) оказался более оптимистичен, чем классический психоанализ. Конфликтной ситуации отчасти можно избежать, избрав смысл жизни с ориентацией на «быть».

В.Франкл полагает, Чтобы избежать схемы либо-либо, человек сам должен обрести свой смысл жизни. Это вдвойне необходимо, когда человек разорвал естественные связи с природой. Природа больше не диктует, что человек должен делать, а сам он не знает, чего ему надо.

Оригинальный подход к проблеме человека демонстрирует философская антропология М. Шеллера и Г. Плеснера. С их точки зрения природа человека эксцентрическая. Человек потерял свою самость и в силу этого «приговорен» к вечному поиску самого себя.

Развивая идеи философской антропология, Э. Фромм отмечает, что поскольку человек вышел из мира природы, то ему в этот мир уже дорога закрыта. Остается двигаться только вперед, преодолевая неопределенность и храня надежду обрести гармонию с миром природы и миром общества, реализовать оптимальное отношение в системе «микрокосмос и макрокосмос». А первый президент Римского клуба Аурелио Печчеи добавит: «...создавая условия постепенного и целенаправленного изменения природы человека, как предпосылки предотвращения глобальной экологической катастрофы».

Общие черты философской антропологии:

Во-первых, человек сохраняет свою загадку, инициируя множество версий. Хотя концепция эволюции человека от животного состояния до существа с претензией осуществить особое предназначение в мире кажется предпочтительней.

Во-вторых, вся история человечества прямо и косвенно свидетельствует, что человек существо пограничное. Он рожден природой. Своим становлением обязан обществу, развитием — только себе.



В-третьих, склонность человека к подражанию в условиях эксцентрической природы имела далеко идущие последствия. Она изменила сам способ его существования и осуществления.

В-четвертых, человек — единственное существо, способное выйти за свои пределы, взглянуть на себя со стороны, осуществить самоанализ и отредактировать свое поведение. Он в состоянии оттолкнуться от реального сущего, спроектировать идеальное должное своего «Я» и осуществить этот проект в практике своей жизнедеятельности, заявив о себе как субъект и объект, режиссер и актер, архитектор и судья.

В-пятых, отличительной чертой человека являются его сущностные силы, его социальность и способность к целесообразной деятельности. Но главное качество человека — его человеческое: стыд и совесть; сострадание как солидарность, но не жалость; благоговение перед природой, перед жизнью.

В-шестых, человек как некая целостность, открытая миру, включает такие компоненты, как уровень природного (биологического); уровень духовного; уровень социального (общественного); уровень родового (общечеловеческого) и уровень космического. Природное начало представлено конкретным состоянием организма с присущими ему задатками. Духовное начало представлено рефлексией» способностью к сознанию, соотнесению знания о себе и знания о мире. Социальное начало определяется той системой общественных отношений, в которую включается человек. Родовое начало обусловлено общечеловеческим генофондом и информационной памятью прошлых поколений. Космическое начало представлено теми циклами и ритмами, которым следует Земля, Галактика, Вселенная и ... человек.

Все пять начал в своем единстве и создают неповторимую индивидуальность человека, где переплавляются внутренние задатки и внешние факторы, где формируются его сущностные силы: воля, чувства, интеллект.

В-седьмых, как свидетельствует история, быть человеком никогда не было легко. Он подобен образу мифической птицы Феникс, которая сжигает себя, чтобы возродиться вновь из пепла, той же птицей и уже другой.(Кальной).

 

53.Социальная философия: общество, культура, цивилизация.

◘ Общество как предмет философского исследования. Основные моменты развития социально-философских взглядов в истории философии (античность, философия средневековья и Нового времени). Философия истории Г.Гегеля. Позитивная философия О.Конта. Развитие философского анализа процесса общественного развития в трудах: Э.Дюркгейма, М.Вебера, К.Маркса, Т.Парсонса. Базовые сферы общественного бытия (социальная, экономическая, политическая, духовная, моральная, религиозная, научная). Понятие общественно-исторического процесса и общественно-экономической формации. Сущность прогресса и регресса. Культура и цивилизация как предмет философского осмысления (Шпенглер, Данилевский, Тойнби, Сорокин).

Культура связывает природу и общество через развертывание творческой деятельности человека. Человек есть субъект деятельности. В таком случае развитие культуры связывается с развитием личности. В основании культуры лежит потребность человека в реализации тех побуждений, которые не являются инстинктивными. Культура в этом смысле выступает как продукт открытой человеческой природы, развертывание креативной деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.

Спектр вопросов философии культуры:

В 1983 г в Канаде состоялся всемирный философский конгресс посвященный вопросам культуры Проблемы: почему культуры будучи уникальным и целостным феноменом так многообразна? Культуры перестали быть герметически закрытыми ареалами. Исторические судьбы национальной культуры. Выработка модели универсальной культуры и т.д.

◘ Генезис культуры.

Концепции, объясняющие развитие культуры:

· Орудийно-трудовая концепция (марксизм – труд как взаимодействие человека и природы. Орудия труда сыграли большое влияние на процесс изменения не только окружающей предметной действительности, но и на самого человека)

· Психологические – З. Фрейд выделял совесть, как важное качество , выделяющее человека из животного мира. Основание культуры, по Фрейду коренятся в человеке, его желаниях и общественных табу, упорядочивающих деятельность человека. К.Г. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе и т.д.

· Антропологические. М. Шелер, Н. А Бердяев. Человек натуральный, человек разумный, человек духовный.

· Социокультурные – Эрнст Касирер в «Философии символических форм» (1923-29) нем. выдвигает теорию культурогенеза; предпринимает анализ всей совокупности творческой деятельности человека. Человек был изначально обладал «неразвитыми», приглушенными инстинктами (вспомним= идея Ницше; теория недоразвитого животного), а поэтому предрасположен к надприродной, внеинстинктивной деятельности, которая помогает ему выжить. Это есть теоретический и практический опыт бытия человека (как положительный, так и отрицательный) – Человек символический.

· Игровая концепция Й. Хейзинга(1882-1945) – голландский историк культуры – культура возникает и развивается в игре.

Культ и культура

П. А. Флоренский – Система понятия есть система, сопровождающая культ. Н. А. Бердяево символической природе самой культуры.

Природа и культура.

А. де Бенуа: «Человек и культура связаны неразрывно», подобно растению и почве, на которой это растение произрастает». Культура - это природа, которую пересоздает человек. П. А. Флоренский: Природа и культура, не существуют вне друг друга, а лишь друг с другом.

Культура и цивилизация.

Н. Я. Данилевский обосновал понятие культурно-исторического типа, т.е. особой культуры, которая раскрывает свои возможности в конкретный исторический период:. Данилевский отвергал географическое деление общей культуры по частям света. Он полагал ошибочным разграничение истории на древнюю, средневековую и новую. Так, падение римской империи в 5 веке, означавшее конец древней истории и начало средневековья, имело значение для Европы, но не для Китая и остальной части света. Рим, Греция, Индия, Египет и др. культуры имели свой древний, средневековый и современный периоды.. Он так же разделяет народы на три класса:

· позитивные творцы истории

· Негативные творцы

· Народы, творческих дух которых еще задерживается.

Циклизм культур:

· О.Шпенглер

· Н.А.Бердяев,

· Н.Я. Данилевский

Культура, субкультура и контркультура.

Нем. Поэт Гельдерлин (1770-1843) – культура многогранна и полна противоречий. Торговец и ремесленник отличаются особым жизненным укладом – выведение понятия « субкультура» – определенные отсеки культуры. М.М. Бахтин – об официальной и народной культуре. Карл Манхейм (ХХ в) – вывел, что противоречия в культуре объясняются объективными причинами смены поколений. Появление конркультурных ценностей означает начало нового этапа развития в едином культурном пространстве.

Кризис культуры - обязательный и закономерный этап развития культуры вообще.

◘ Равноправие культур.

Схема относительности цивилизационного формационного и этно-национального развития обществаÞ

Этапы цивилизационного развития общества Формационные периоды общественного развития Этнонациональные формы общностей людей
Варварство   Первобытно- общинный строй Родоплеменная организация
Космогенная цивилизация (орудийная технология) Рабовладельческая и феодальная общественно- экономические формации Народности (территориальная и этнокультурная общность)
Техногенная цивилизация (машинная технология)     Капиталистическая и социалистическая общественно-экономические формации Нации (общность территории, языка, экономической жизни, культуры и психологии.
Антропогенная цивилизация (информационная технология)     Информационно-технологическое общество   Наднациональные общности: суперэтносы и мегаэтносы (межнациональные и межгосударственные общности)

 

54. Аксиология. Ценности человеческого существования. Смысл жизни и предназначение человека.

◘ Аксиология как философское учение о ценностях и их природе. Понятие ценности. Материальные и духовные ценности. Понятие «иерархии (пирамиды) ценностей». «Переоценка ценностей» в процессе развития общественного сознания. Высшие ценности в основе структуры мировоззрения. Нравственные ценности и мораль. Основные эстетические ценности. Идеология и ценности общественного бытия. Религиозные ценности. Анализ структуры ценностей любой мировой религии (христианство, ислам, буддизм и т.д.). Проблема ценностного определения современного человека.

Смысл жизни как экзистенциальная проблема человека. Смысл как сущность человека и как цель бытия. Смысл жизни в контексте проблемы смерти («Быть или не быть?»). Различение физиологической и социальной форм смерти. Проблема смысла жизни в отечественной религиозно-идеалистической философии (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, бр.Трубецкие, Н.А.Бердяев). Решение вопроса о предназначении человека в различных видах мировоззрения (миф, религия, философия, наука). Бессмысленность существования – важная проблема современного мировоззрения. Смысл жизни как вечная индивидуальная (личностная) и социальная проблема.

 

55. Праксиология. Философское обоснование деятельности.

Праксиология – как один из разделов философии, посвященный исследованию человеческой деятельности. Понятие деятельности. Деятельность как активное преобразовательное отношение человека к миру. Практика как философская категория. Социально-философское описание деятельности: деяние, поступок, поведение. Психологическое понимание деятельности: потребности, мотивы, средства.

Атрибуты деятельности: предметность и субъектность; сознательность и целесообразность.

Семиотический (знаковый) аспект деятельности. Труд, игра, творчество. Роль деятельности в формировании и развитии человека. Внутренние и внешние формы регуляция деятельности человека (мотивы, нормы, ценности).

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.