Тема № 18 Картины мира. Философская рефлексия настоящего и будущего 68. Картины мира. Философская естественнонаучная картина мира. Научные революции и смена типов миропонимания. Понятие картины мира. Сущностное отличие мифологической, религиозной и естественнонаучной картины мира. Основные характеристики естественнонаучной картины мира. Научная картина мираскладывается в результате синтеза знаний, получаемых различными науками и содержит общее представление о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает как представления о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественнонаучной картиной мира. Синтез знаний, получаемых в различных науках, является весьма сложной процедурой. Он предполагает установление связей между предметами наук. Видение предмета наук, представление о его главных системно-структурных характеристиках выражено в структуре каждой из наук в форме целостной картины исследуемой реальности. Этот компонент знания называют специальной (локальной) научной картиной мира. Здесь термин «мир» применен уже в особом смысле. Он обозначает не мир в целом, а тот фрагмент, аспект материального мира, который изучается в данной науке. В таком значении говорят о физическом, биологическом мире, социальной реальности и т.д. По отношению к общей картине мира такие картины реальности можно рассматривать как относительно самостоятельные фрагменты или аспекты. Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и прикладные), а так же опытные факты ан которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности. Одновременно научная картина мира функционирует и как научно-исследовательская программа, которая направляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и осуществляет выбор средств их решения. Современная наука об уровнях строения материи (уровни организации неживой материи). Научные революции и смена типов миропонимания[6] Учение Т. Куна о научных революциях. Понятие парадигмы. Научные революции в истории естествознания. Первая глобальная научная революция. 1)Смена космологической картины мира в философии XVI-XVII вв. от геоцентризма к гелицентризму (Коперник, Бруно, Галилей). 2) создание классической механики и экспериментального естествознания Вторая глобальная научная революция: 1) от метафизического понимания к диалектическому в естествознании Нового времени; 2)диалектико-материалистическая картина мира во второй половине ХІХ в; 3) принцип материального единства мира. Третья глобальная научная революция: релятивная космология; становление и развитие генетики и кибернетики. Четвертая глобальная научная революция: 1) современная космология; 2) проблемы биоэтики; 3) синергетика как новое миропонимание конца ХХ- начала ХХІ века. 69. Философия кризиса. Истоки кризисного сознания. Социальные трансформации и кризисное мировосприятие. Понятие кризиса, кризисного сознания. Кризис как нарушение равновесия системы, переход к новому равновесию. Частные и общие кризисы. Политические и экономические кризисы. Теория глобального катастрофизма. Становление философии кризиса: эсхатология средневековой философии («Экклезиаст»), иррационализм (Ф. Ницше: «Бог умер» С.Кьеркегор, «Страх и трепет»). Т.Лессинг: «История как осмысление бессмыслицы», «Проклятая культура». Первая мировая война и кризис культуры. Нигилизм в социально-культурной реальности начала ХХ века. Эсхатологические мотивы в произведениях О.Шпенглера «Закат Европы»: доминирование цивилизации над культурой ведет к гибели последней. Понятие социокультурного кризиса в обществе ХХ века: Х.Ортега-и-Гассет («Восстание масс»: деструктивные процессы массовизации общества), Экзистенциальная философия и кризис человека - А. Камю. Тема кризиса в русской религиозной философии: В.Соловьев, С.Булгаков, Н. Бердяев, Г. Федотов. Й.Хейзинга «В тени завтрашнего дня. Диагноз недуга нашей эпохи»: прогрессирующее разложение культуры, мир в ожидании катастрофы. А. Швейцер: изобретения как разрушительная сила, развитие экономики как источник мировых конфликтов и войн. Г. Зиммель, Альфред Вебер, Л. Мамфорд, А.Тойнби о кризисе западноевропейской культуры. От кризиса культуры и технологической цивилизации к мировому глобальному кризису: Римский клуб, А. Вебер, Э. Гуссерль. Френсис Фукуяма: «Конец истории и последний человек» (1998). Пути преодоления кризиса. 70. Философия и образ будущего Будущее человечества - это не аморфное и неопределенное грядущее без каких-либо временных рамок и пространственных границ. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны ответить на вопрос о том, что может реально совершиться в будущем, когда этого следует ожидать, какие формы обретет это будущее, какова мера вероятности данного прогноза. Знания о будущем по мере удаления от настоящего становятся все менее конкретными и точными. Научно-техническая революция и альтернативы будущего. Необратимость прогресса. Прошлое, настоящее и будущее человечества органически соединены между собой общими закономерностями поступательного развития общества. Исходные посылки, обуславливающие развитие мира: диалектика, материализм, идеализм, универсализм, интегративизм (холизм). Периодизация будущего: непосредственное(10-30 лет), обозримое (от 30 до 100 лет) и отдаленное будущее (более 100 лет). Критерии предвидения будущего(?). Методы научного прогнозирования:1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3)компьютерное моделирование; 4) сценарии будущего; 5) экспертные оценки. Проблемы «конструирования» будущего. Б.Ф. Поршнев об ускорении ритма истории. Период/год | неолит | | | | | | | | | Числ. населения | млн. | 1 млрд. | млрд. | млрд. | млрд. | млрд. | млрд. | 6,7 млрд. | млрд. | Френсис Фукуяма: «Конец истории и последний человек» (1998). Концепция многополярности мира С.Хантингтона («Столкновение цивилизаций»). Дж. Нейсбит «Высокая технология, глубокая гуманность»(1999): попытка синтеза продуктов цивилизации и духовной культуры в единый социально-культурный универсум. Сергей Переслегин о «Новых картах будущего»: динамика сред; антропосреды и системы деятельности (2009). Основные характеристики человека будущего. Будущее человечества и реальный исторический процесс. Гуманистическая миссия научного прогнозирования[7]. II Рекомендуемая литература А) Базовая литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 1996; 2004; 2. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. - М., 2003; 3. Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2003;2005; 4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2004; 5. Лавриненко В.Н. Философия. - М., 2001; 2004; 6. Философия / Под ред. В.Д. Губина. - М., 1996; 2003; 2005. Б) дополнительная литература 1. Всемирная философия ХХ века. /Сост. А.П. Андриевский. - Минск, 2004; 2. Гриненко Г.В. История философии: учебник. - М., 2004; 3. Ермаков Е.Е. Философия. - М., 2002; 4. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т. - М. Ростов-на-Дону, 1999; 5. Моисеева Н.А., Сороковникова В.И. Философия: Краткий курс. – СПб., 2004 6. История философии в кратком изложении. - М., 1991; 7. Канке В. А. Философия. - М., 2001; 8. Кармин А.С., Бернадский Г.Г Философия. СПб, 2006; 9. Кохановский В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001; 10. Лекции по философии науки: учебное пособие / под ред. Проф. В.И.Прижленского. М-Ростов н /Д, 2008; 11. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991; 12. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. - СПб., 1994-2000; 13. Скирбекк Г., Гильке Н. История философии: Учебн.пос. / Ред. С. Б. Крымского. - М., 2001; 14. Словарь основных понятий и терминов по философии. - Мичуринск, 1998; 15. Философия ХХ века. Учебное пособие / Ред Добрынина В.И. И др. - М., 1997 16. Философский энциклопедический словарь. - М., 1997; 17. Хрестоматия по истории философии. Учебн. пос. для вузов. /Ред. Микешина Л.А В 3 ч. - М., 1997; 18. Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. - М., 1996; 19. Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982. [1] Материалы лекций по философии А.В. Якушева. [2] Учение О.Конта подробно разбирается в границах дисциплины «социология». [3] Философы ХХ века.-М., 1999.-С.313. [4] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.-М., 1998.-С.210-211. [5] Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. - М., 2003, С.391-428. [6] Наиболее подробно этот вопрос раскрывается в учебнике: Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2004, С. 285-336. [7] Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2003,2005, Раздел 2, §12, С.590-605. |