МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема № 18 Картины мира. Философская рефлексия настоящего и будущего





68. Картины мира. Философская естественнонаучная картина мира. Научные революции и смена типов миропонимания.

Понятие картины мира. Сущностное отличие мифологической, религиозной и естественнонаучной картины мира. Основные характеристики естественнонаучной картины мира. Научная картина мираскладывается в результате синтеза знаний, получаемых различными науками и содержит общее представление о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает как представления о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественнонаучной картиной мира.

Синтез знаний, получаемых в различных науках, является весьма сложной процедурой. Он предполагает установление связей между предметами наук. Видение предмета наук, представление о его главных системно-структурных характеристиках выражено в структуре каждой из наук в форме целостной картины исследуемой реальности. Этот компонент знания называют специальной (локальной) научной картиной мира. Здесь термин «мир» применен уже в особом смысле. Он обозначает не мир в целом, а тот фрагмент, аспект материального мира, который изучается в данной науке. В таком значении говорят о физическом, биологическом мире, социальной реальности и т.д.

По отношению к общей картине мира такие картины реальности можно рассматривать как относительно самостоятельные фрагменты или аспекты.

Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и прикладные), а так же опытные факты ан которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности.

Одновременно научная картина мира функционирует и как научно-исследовательская программа, которая направляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и осуществляет выбор средств их решения.

Современная наука об уровнях строения материи (уровни организации неживой материи).

Научные революции и смена типов миропонимания[6]

Учение Т. Куна о научных революциях. Понятие парадигмы. Научные революции в истории естествознания.

Первая глобальная научная революция.

1)Смена космологической картины мира в философии XVI-XVII вв. от геоцентризма к гелицентризму (Коперник, Бруно, Галилей).

2) создание классической механики и экспериментального естествознания

Вторая глобальная научная революция:

1) от метафизического понимания к диалектическому в естествознании Нового времени; 2)диалектико-материалистическая картина мира во второй половине ХІХ в; 3) принцип материального единства мира.

Третья глобальная научная революция: релятивная космология;

становление и развитие генетики и кибернетики.

Четвертая глобальная научная революция: 1) современная космология;

2) проблемы биоэтики; 3) синергетика как новое миропонимание конца ХХ- начала ХХІ века.

69. Философия кризиса.

Истоки кризисного сознания. Социальные трансформации и кризисное мировосприятие. Понятие кризиса, кризисного сознания. Кризис как нарушение равновесия системы, переход к новому равновесию. Частные и общие кризисы. Политические и экономические кризисы. Теория глобального катастрофизма.



Становление философии кризиса: эсхатология средневековой философии («Экклезиаст»), иррационализм (Ф. Ницше: «Бог умер» С.Кьеркегор, «Страх и трепет»). Т.Лессинг: «История как осмысление бессмыслицы», «Проклятая культура».

Первая мировая война и кризис культуры. Нигилизм в социально-культурной реальности начала ХХ века. Эсхатологические мотивы в произведениях О.Шпенглера «Закат Европы»: доминирование цивилизации над культурой ведет к гибели последней.

Понятие социокультурного кризиса в обществе ХХ века: Х.Ортега-и-Гассет («Восстание масс»: деструктивные процессы массовизации общества), Экзистенциальная философия и кризис человека - А. Камю. Тема кризиса в русской религиозной философии: В.Соловьев, С.Булгаков, Н. Бердяев, Г. Федотов.

Й.Хейзинга «В тени завтрашнего дня. Диагноз недуга нашей эпохи»: прогрессирующее разложение культуры, мир в ожидании катастрофы. А. Швейцер: изобретения как разрушительная сила, развитие экономики как источник мировых конфликтов и войн. Г. Зиммель, Альфред Вебер, Л. Мамфорд, А.Тойнби о кризисе западноевропейской культуры.

От кризиса культуры и технологической цивилизации к мировому глобальному кризису: Римский клуб, А. Вебер, Э. Гуссерль. Френсис Фукуяма: «Конец истории и последний человек» (1998).

Пути преодоления кризиса.

70. Философия и образ будущего

 

Будущее человечества - это не аморфное и неопределенное грядущее без каких-либо временных рамок и пространственных границ. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны ответить на вопрос о том, что может реально совершиться в будущем, когда этого следует ожидать, какие формы обретет это будущее, какова мера вероятности данного прогноза. Знания о будущем по мере удаления от настоящего становятся все менее конкретными и точными.

Научно-техническая революция и альтернативы будущего. Необратимость прогресса. Прошлое, настоящее и будущее человечества органически соединены между собой общими закономерностями поступательного развития общества.

Исходные посылки, обуславливающие развитие мира: диалектика, материализм, идеализм, универсализм, интегративизм (холизм).

Периодизация будущего: непосредственное(10-30 лет), обозримое (от 30 до 100 лет) и отдаленное будущее (более 100 лет). Критерии предвидения будущего(?). Методы научного прогнозирования:1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3)компьютерное моделирование; 4) сценарии будущего; 5) экспертные оценки. Проблемы «конструирования» будущего.

Б.Ф. Поршнев об ускорении ритма истории.

Период/год неолит
Числ. населения млн. 1 млрд. млрд. млрд. млрд. млрд. млрд. 6,7 млрд. млрд.

Френсис Фукуяма: «Конец истории и последний человек» (1998). Концепция многополярности мира С.Хантингтона («Столкновение цивилизаций»).

Дж. Нейсбит «Высокая технология, глубокая гуманность»(1999): попытка синтеза продуктов цивилизации и духовной культуры в единый социально-культурный универсум.

Сергей Переслегин о «Новых картах будущего»: динамика сред; антропосреды и системы деятельности (2009).

Основные характеристики человека будущего.

Будущее человечества и реальный исторический процесс. Гуманистическая миссия научного прогнозирования[7].

II Рекомендуемая литература

А) Базовая литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 1996; 2004;

2. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. - М., 2003;

3. Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2003;2005;

4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2004;

5. Лавриненко В.Н. Философия. - М., 2001; 2004;

6. Философия / Под ред. В.Д. Губина. - М., 1996; 2003; 2005.

Б) дополнительная литература

1. Всемирная философия ХХ века. /Сост. А.П. Андриевский. - Минск, 2004;

2. Гриненко Г.В. История философии: учебник. - М., 2004;

3. Ермаков Е.Е. Философия. - М., 2002;

4. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т. - М. Ростов-на-Дону, 1999;

5. Моисеева Н.А., Сороковникова В.И. Философия: Краткий курс. – СПб., 2004

6. История философии в кратком изложении. - М., 1991;

7. Канке В. А. Философия. - М., 2001;

8. Кармин А.С., Бернадский Г.Г Философия. СПб, 2006;

9. Кохановский В.П. Философия. - Ростов-на-Дону, 2001;

10. Лекции по философии науки: учебное пособие / под ред. Проф. В.И.Прижленского. М-Ростов н /Д, 2008;

11. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991;

12. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. - СПб., 1994-2000;

13. Скирбекк Г., Гильке Н. История философии: Учебн.пос. / Ред. С. Б. Крымского. - М., 2001;

14. Словарь основных понятий и терминов по философии. - Мичуринск, 1998;

15. Философия ХХ века. Учебное пособие / Ред Добрынина В.И. И др. - М., 1997

16. Философский энциклопедический словарь. - М., 1997;

17. Хрестоматия по истории философии. Учебн. пос. для вузов. /Ред. Микешина Л.А В 3 ч. - М., 1997;

18. Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. - М., 1996;

19. Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982.

 


[1] Материалы лекций по философии А.В. Якушева.

[2] Учение О.Конта подробно разбирается в границах дисциплины «социология».

[3] Философы ХХ века.-М., 1999.-С.313.

[4] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.-М., 1998.-С.210-211.

[5] Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. - М., 2003, С.391-428.

[6] Наиболее подробно этот вопрос раскрывается в учебнике: Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2004, С. 285-336.

 

[7] Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2003,2005, Раздел 2, §12, С.590-605.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.