ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Для студентов факультета психологии по направлению подготовки 03030001.62 «Психология» Профиль подготовки: Индивидуальное консультирование, Организационное консультирование Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Тверь 2013 г Брызгин М.Б. Зоопсихология и сравнительная психология: учебно-методический комплекс. – Тверь: Тверской филиал МГЭИ, 2013 - 62 с. Одобрено кафедрой психологии. Протокол заседания кафедры психологии № 3 от «2» октября 2013 г. Для студентов Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института, обучающихся по направлению бакалавр психологии. Шифр дисциплины по РУП: Б3.Б.5 © Тверской филиал Московского гуманитарно-экономического института, 2013 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………….….….......................4 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ………………….....................…………………….....5 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП…………………………......................…5 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ….…......................…6 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ…….....................………….…7 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………….........................8 5.1.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ...................................................................8 5.2. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ...............................................................................16 5.3. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ............................................................17 6. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ……….......................…………………….…...….18 7. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)...............................................................24 8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................24 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ...........................26 10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ..........................................................................................................................26 11. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ................................................................34 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 1. МАТРИЦА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ..........................................................................35 2. ТИПЫ КОНТРОЛЯ.........................................................................................................36 2.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ (показатели кредитно-рейтинговой системы)...................36 2.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ (вопросы для подготовки к зачету или экзамену)...............................................................................................................................37 2.3. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (если разделы или темы дисциплины входят в тематику государственного экзамена или используются при разработке ВКР)...................38 3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.....................................................................................................41 3.1. УСТНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (вопросы на лекциях, семинарах и практических занятиях)........................................................................................41 3.2. ПИСЬМЕННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (контрольные работы, рефераты, эссе и др.)...................................................................................................................46 3.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (тесты, ФЭПО и т.п.)..................................................................................................................50 4. ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ....................................................51 4.1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЕЛОВЫХ ИГР........................................................................51 4.2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...................................................................................52 5. РАЗРАБОТЧИК...............................................................................................................53 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана МГЭИ по направлению подготовки 030300.62 Психология и преподается студентам в 1-м семестре в объеме 3-х зачетных единиц (108 часов). Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении школьного курса биологии, а также дисциплин «Анатомия центральной нервной системы», «Нейрофизиология». Знания, полученные в ходе изучения курса, закладывают необходимое основание для изучения дисциплины «Общая психология». РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель изучения дисциплины – формирование представлений о классических и современных направлениях изучения психики и поведения животных, основных эмпирических исследованиях, проводимых в рамках зоопсихологии и других наук. Основные задачи дисциплины: - овладение устойчивыми представлениями об инстинктивном поведении животных, об эволюции психики в животном мире, об отличительных особенностях человека, о влиянии факторов на развитие психики; - выявление биологических корней психической деятельности человека и закономерностей происхождения и развития его сознания; - выяснение биологических предпосылок и основ антропогенеза для изучения предыстории человечества, зарождения трудовой деятельности в общественной жизни и членораздельной речи; - получение навыков организации и проведения наблюдения за животными; - формирование навыков сравнения психики человека и животных. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана МГЭИ по направлению подготовки 030300.62 Психология и преподается студентам в 1-м семестре в объеме 3-х зачетных единиц (108 часов). ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», должны: знать систему категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; основные понятия, использующиеся в зоопсихологии и других отечественных и зарубежных школах изучения поведения и психики животных; основы положений классических теоретических работ по поведению и психологии животных; основные классические эмпирические исследования, проведенные в рамках зоопсихологии и других подходов к изучению психики и поведения животных; основные факторы, обеспечивающие запуск инстинктивного поведения; механизмы формирования индивидуальных форм обучения; качественные отличия психики человека от психики высокоорганизованных животных; уметь ориентироваться в различных классических и современных направлениях изучения психики и поведения животных; пользоваться научной литературой, читать и анализировать научные тексты; анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации, выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствием; соотносить исследовательские задачи и методы организации наблюдений и экспериментов с разными видами животных; организовывать и проводить наблюдения за поведением животных; владеть понятийным аппаратом научной зоопсихологии и других отечественных и зарубежных школ изучения поведения и психики животных; умением организации и проведения наблюдения за поведением животных; умением объяснять поведение животных и его нарушений, избегая антропоморфизма, опираясь на изученный материал, исходя из научных представлений о психике и поведении животных. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: способность и готовность к: - владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); - использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); - проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9); - владению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); - профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12); - использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13); - применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); - участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11); - проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12); - самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19). |