Примерная тематика рефератов 1. Протокол наблюдения за поведением (название животного) в зоопарке. 2. Протокол наблюдения за поведением домашнего животного. 3. Протокол наблюдения за поведением (название животного) в условиях живой природы (в лесу, в парке, на лугу и т.д.). 4. Театр Куклачева. 5. Театр Дурова. 6. Осьминог – «примат» моря? 7. Как человек одомашнил животных. 8. Оперантное поведения по Скинеру и условные рефлексы по Павлову. 9. Анималотерапия как способ психологической работы. 10. Сравнительный анализ экспериментальных исследований «интеллектуальных» способностей у животных. 11. Сравнительный анализ экспериментов по обучению обезьян языкам-посредникам. 12. Игровое поведение животных как способ научения. 13. Дрессировка: методы, подходы, эффективность, ограничения. 14. Эволюционная необходимость психики. Проблема критерия психики и ее научное решение. 15. Взаимосвязь врождённых и приобретённых компонентов в поведении животных; экспериментальное изучение и природные наблюдения. 16. Коммуникация животных. 17. Интеллект животных: миф или реальность? 18. Роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи. 3.3 Технические формы контроля компетенций (тесты, ФЭПО и т.п.) В учебном процессе используются различные формы контроля, в том числе и тесты. В рамках курса «Зоопсихология и сравнительная психология» предлагаются тесты промежуточного контроля. Тесты направлены на анализ текущей успеваемости студентов и позволяют определить степень усвоения отдельных тем курса. При работе с тестами следует внимательно прочитать вопрос и предложенные варианты ответа, среди которых необходимо выбрать один правильный, по мнению студента. Ключ к тестам не публикуется Тест 1 По мнению Р. Декарта: 1. все животные аналогичны человеку по своим чувствам и разуму 2. животные являются автоматами без чувств, разума и знания 3. животные превосходят человека по своим чувствам и разуму 4. многие животные лишь ненамного уступают человеку по своим чувствам и разуму Тест 2 Ламарк считал, что: 1. самым простым психическим актом является раздражимость, более сложным - чувствительность и самым совершенным - сознательность 2. наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, можно объяснить «развитием или редукцией определенных органов» 3. что шимпанзе способны к решению некоторых проблемных ситуаций не методом проб и ошибок, а за счет механизма, который он назвал «инсайтом» 4. «разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве» Тест 3 Наиболее известными опытами Кювье являются 1. опыты с бобрами, искусственно выкормленными и воспитанными в неволе 2. опыты с воронами в «проблемном ящике» 3. опыты с шимпанзе в природной обстановке 4. опыты с жирафами, искусственно выкормленными и воспитанными в неволе Тест 4 «Канон Ллойда-Моргана» гласит: 1. «то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале» 2. «разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве» 3. «Нет сомнения, что в животных нет никакого настоящего чувства, никакой настоящей страсти, как в нас, они только автоматы, хотя и несравненно совершеннее всякой машины, сделанной человеком» 4. «Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, можно объяснить 'развитием или редукцией определенных органов» Тест 5 Автором утверждения: «Разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве» является: 1. К. Ллойд-Морган 2. Ч. Дарвин 3. В. Келер 4. Н.Н. Ладыгина-Котс Тест 6 Первым выделил три главных компонента инстинктивного поведения: влечение, или побуждение (drive); поисковое поведение (appetitive behavior); завершающее действие (consummately act): 1. Ч. Дарвин 2. А.Н. Северцов 3. У. Крэг 4. Л.В. Крушинский Тест 7 Кто является автором применяемой в зоопсихологии методики «инструментальное обучение»? 1. Л.В. Крушинский 2. Б.Ф. Скиннер 3. Э. Торндайк 4. И.П. Павлов Тест 8 Кто является автором учения о рассудочной деятельности? 1. К. Лоренц 2. Л.В. Крушинский 3. Н. Тинберген 4. А.Н. Леонтьев Тест 9 Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, является «лишним» в данном ряду: 1. И. Павлов 2. собака 3. физиология ВНД 4. К. Ллойд-Морган Тест 10 Укажите, кто из исследователей поведения животных стал основателем гештальтпсихологии: 1. Дж. Уотсон 2. В. Келер 3. К. Лоренц 4. Б.Ф. Скиннер Тест 11 Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными: 1. этология 2. зоопсихология 3. лабораторные эксперименты 4. белые крысы и голуби Тест 12 Укажите, кто из этих ученых исследовал поведение человекообразных обезьян: 1. Э. Торндайк 2. О. Келер 3. Р Йеркс 4. Л.В. Крушинский Тест 13 Зоопсихология является одним из направлений: 1. зоологии 2. экспериментальной психологии 3. социобиологии 4. социологии Тест 14 Что такое «комплекс фиксированных действий»? 1. целостный акт поведения, формирующийся в результате интеграции условных и безусловных рефлексов, соотношение которых нестрого фиксировано 2. внешние раздражители, составляющие в своей совокупности «пусковую ситуацию» для осуществления инстинкта 3. многоактное поведение, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей 4. видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты Тест 15 Одним из основных методов исследования поведения животных в природе является: 1. метод проблемных клеток 2. биотелеметрия 3. электроэнцефалография 4. томография Тест 16 Социограмма - это: 1. регистрация последовательности поведенческих актов и поз животного в течение суток 2. графическая демонстрация частоты проявления тех или иных актов поведения при общении особей в группах 3. воссоздание с наибольшей полнотой и точностью картины перемещений животных 4. мечение животных радиоактивными изотопами Тест 17 Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными: 1. звонок 2. башня молчания 3. П.К. Анохин 4. собака Тест 18 Укажите, какой из данных терминов не имеет отношения к процессу экспериментальной выработки условных рефлексов: 1. условный рефлекс 2. реакция следования 3. торможение 4. слюноотделение Тест 19 Укажите слово, которое является «лишним» в данном ряду: 1. И.П. Павлов 2. акцептор действия 3. афферентный синтез 4. функциональная система Тест 20 Сон представляет собой: 1. условнорефлекторную реакцию 2. иррадиацию возбуждения 3. концентрацию возбуждения 4. запредельное торможение Тест 21 Автором теории «функциональных систем» является: 1. И.П. Павлов 2. П.К. Анохин 3. Л.Г. Воронин 4. В.В. Шульговский Тест 22 Укажите, какую информацию пчела не передает своим сородичам при помощи танцев: 1. о наличии кормовых растений 2. о расстоянии от улья до корма 3. о направлении, куда нужно лететь за кормом 4. об изменении погоды Тест 23 У каких групп животных лучше всего развито обоняние: 1. птицы 2. млекопитающие 3. рыбы 4. амфибии Тест 24 Укажите, какое назначение имеет мечение территории: 1. демонстрация права на данную территорию 2. отпугивание соперников 3. извещение других членов семьи о наличии пищи 4. передача сородичам сигнала об опасности Тест 25 Ключевой раздражитель означает: 1. целостный акт поведения, формирующийся в результате интеграции условных и безусловных рефлексов, соотношение которых не является строго фиксированным 2. внешние раздражители, составляющие в своей совокупности «пусковую ситуацию» для осуществления инстинкта 3. многоактное поведение, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей 4. видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты Тест 26 «Комплекс фиксированных действий» представляет собой: 1. результат инструментального обучения 2. наследственный двигательный стереотип 3. знаковый стимул 4. механизм запечатления Тест 27 Укажите, какую роль в эволюции играют инстинкты: 1. способствуют формированию в онтогенезе видоспецифического поведения 2. способствуют приспособлению к эпизодически повторяющимся изменениям внешней среды 3. способствуют приспособлению к периодически повторяющимся изменениям внешней среды 4. способствуют приспособлению к экстренным изменениям внешней среды Тест 28 Укажите определение инстинкта, которое принадлежит Ч. Дарвину: 1. «инстинкт - это бессознательное, внутреннее побуждение, целесообразность которого обусловлена божеством» 2. «все акты поведения, которые предшествуют индивидуальному опыту и исполняются животными одинаковым образом, должны быть рассматриваемы как инстинкты» 3. «Такой акт, который может быть выполнен нами лишь после некоторого опыта или одинаково многими особями без знания с их стороны цели, с которой он производится, обыкновенно называют инстинктом» 4. «сложные безусловные рефлексы, «обрастающие» условно рефлекторными компонентами в результате приспособления животных к конкретным для каждой особи условиям обитания» Тест 29 Какая из характеристик свойственна исключительно такому феномену, как «импринтинг»: 1. происходит на раннем этапе онтогенеза 2. обусловливает последующий выбор полового партнера 3. обеспечивает контакт с матерью 4. возможно только в течение 'чувствительного периода' Тест 30 Укажите, какая из форм обучения относится к «неассоциативному обучению»: 1. импринтинг 2. опосредованное обучение 3. факультативное обучение 4. привыкание Тест 31 Отметьте слово или словосочетание, которое является «лишним» в данном ряду: 1. условный рефлекс 2. метод проб и ошибок 3. Б.Ф. Скиннер 4. привыкание Тест 32 Укажите, кто является автором применяемой в зоопсихологии методики «инструментальное обучение»: 1. Л.В. Крушинский 2. Б.Ф. Скиннер 3. Э. Торндайк 4. И.П. Павлов Тест 33 Отметьте слово, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными: 1. привыкание 2. проблемный ящик 3. Б.Ф. Скиннер 4. ассоциативное обучение Тест 34 Укажите, какую роль в эволюции играет облигатное обучение: 1. способствует формированию в онтогенезе видоспецифического поведения 2. способствует приспособлению к эпизодически повторяющимся изменениям внешней среды 3. способствует приспособлению к периодически повторяющимся изменениям внешней среды 4. способствует приспособлению к экстренным изменениям внешней среды Тест 35 Автором учения о рассудочной деятельности является: 1. К. Лоренц 2. Л.В. Крушинский 3. Н. Тинберген 4. А.Н. Леонтьев Тест 36 Укажите, какой из методов обучения может использоваться для оценки когнитивных способностей животных: 1. обучение в Т-образном лабиринте 2. выработка слюноотделительных условных рефлексов 3. выработка двигательных условных рефлексов 4. дифференцировочное обучение Тест 37 Рассудочную деятельность можно отнести к следующей категории поведенческих актов: 1. мгновенная фиксация в памяти объектов инстинктивных поведенческих актов, осуществляемая в строго определенные критические периоды онтогенеза 2. осуществляемые на основе наследственно обусловленной программы 3. осуществляемые в новой для животного ситуации на основе экстренного принятия решения без специального обучения при отсутствии соответствующей конкретной наследственной программы 4. осуществляемые на основе программы, формируемой особью в процессе приобретения индивидуального опыта Тест 38 Животных с высоким уровнем интеллекта характеризует: 1. высокая плодовитость 2. большая пластичность поведения 3. развитая акустическая коммуникация 4. древесный образ жизни Тест 39 Согласно данным ряда сравнительных исследований уровень развития интеллекта шимпанзе соответствует уровню развития интеллекта: 1. ребенка шести месяцев 2. двухлетнего ребенка 3. пятилетнего ребенка 4. взрослого человека средних интеллектуальных способностей Тест 40 Укажите, какой из видов обучения относится к категории «неассоциативного»: 1. дифференцировочное обучение 2. латентное обучение 3. обучение 'выбор по образцу 4. установка на обучение Тест 41 Укажите, какую роль в эволюции играет обучение: 1. способствует формированию в онтогенезе видоспецифического поведения 2. способствует приспособлению к эпизодически повторяющимся изменениям внешней среды 3. способствует приспособлению к периодически повторяющимся изменениям внешней среды 4. способствует приспособлению к экстренным изменениям внешней среды Тест 42 Укажите, какие из составляющих всего комплекса поведения не являются наследственно обусловленными: 1. инстинкты 2. обучение 3. элементарная рассудочная деятельность 4. импринтинг Тест 43 Укажите, какие из составляющих всего комплекса поведения являются наследственно обусловленными: 1. инстинкты 2. обучение 3. элементарная рассудочная деятельность 4. импринтинг Тест 44 Укажите, кто из животных использует камни для разбивания раковин моллюсков: 1. дарвинов вьюрок 2. дятел 3. калан 4. шимпанзе Тест 45 Укажите, в каком периоде онтогенеза детеныши начинают играть: 1. ювенильный период 2. период новорожденности 3. период смешанного вскармливания 4. период социализации Тест 46 Укажите, к какой категории поведенческих актов можно отнести импринтинг: 1. осуществляемая в строго определенные критические периоды онтогенеза мгновенная фиксация в памяти определенных объектов окружающей среды 2. осуществляемые на основе наследственно обусловленной программы 3. осуществляемые на основе программы, формируемой особью в процессе приобретения индивидуального опыта 4. осуществляемые в новой для животного ситуации на основе экстренного принятия решения без специального обучения при отсутствии соответствующей Тест 47 Укажите, какую роль в эволюции играет врожденное узнавание: 1. способствует формированию видоспецифического поведения 2. облегчает приспособление к постоянным изменениям внешней среды 3. облегчает приспособление к периодическим изменениям внешней среды 4. способствует приспособлению к экстренным изменениям внешней среды Тест 48 Какая из двигательных реакций простейших является реакцией на прикосновение: 1. клинотаксис 2. фототаксис 3. геотаксис 4. тигмотаксис Тест 49 У представителей какой таксономической группы можно впервые говорить о выработке условных рефлексов: 1. кишечнополостные 2. простейшие 3. кольчатые черви 4. плоские черви Тест 50 Укажите, психика кого из перечисленных ниже беспозвоночных выходит за рамки элементарной сенсорной: 1. дождевой червь 2. виноградная улитка 3. кальмар 4. морская звезда |