ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы | Всего часов | Семестр 1 | Аудиторные занятия (всего), в том числе: | | | Лекции | | | Практические занятия (ПЗ) | | | Семинары (С) | | | Самостоятельная работа (всего), в том числе: | | | Курсовой проект (работы) | | | Расчетно-графические работы | | | Рефераты | | | Другие виды самостоятельной работы | | | Работа с учебной литературой | | | Вид промежуточной аттестации – экзамен | | | Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы | | | | | СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание разделов дисциплины № | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | В том числе | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | лекции | практические занятия | | Введение. Изучение поведения животных | | | | | | · | | Возникновение психики и критерии психического | | | | | | · | | Эволюция психики: стадиальные и уровневые концепции развития | | | | | | · | | Эволюция психических функций в животном мире: связь с образом жизни | | | | 6/2* | | · | | Онтогенез поведения и психики животных | | | | 2* | | · | | Врожденное и приобретенное в поведении животных | | | | 4* | | · | | Сравнительная психология | | | | 4/2* | | · | | Прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии | | | | | | · | | Экзамен | | | | | | | | ИТОГО | | | | 18/10* | | | Тема 1. Введение. Изучение поведения животных Проблема объективного изучения и интерпретации поведения животных. Антропоморфизм и его причины. Понятие «окружающего мира» (die Umwelt) Я. Юкскюля, единство образа действий и образа восприятия*. Различные направления и подходы к изучению поведения животных. Этология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности: основные парадигмы, понятия, возможности и ограничения. Значимые для развития высших форм психики черты поведения и особенности образа жизни животных. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Место в системе психологических наук и наук о поведении животных. Методы исследований в зоопсихологии. Методы, основанные на наблюдении за животными в природе и в экспериментах. Основные экспериментальные методы: метод лабиринта, метод проблемной клетки и т.д. Метод условного рефлекса и его роль в зоопсихологии и сравнительной психологии. Тема 2. Возникновение психики и критерии психического Основные подходы к решению вопроса о зарождении психики (панпсихизм, антропопсихизм и др.). Движение, поведение и психическое отражение. Их характеристика и взаимосвязь. Признаки животной формы жизни. Эволюционная необходимость психики*. Проблема критерия психики и ее научное решение*. Тема 3. Эволюция психики: стадиальные и Уровневые концепции развития История представлений об эволюции психических свойств (Ж.Б. Ламарка, В.А. Вагнер, А.Н. Северцов)*. Стадиальная концепция развития психики А.Н. Леонтьева. Стадии и уровни развития психики животных по К.Э. Фабри. Тема 4. Эволюция психических функций в животном мире: Связь с образом жизни Стадия элементарной сенсорной психики, низший уровень. Особенности поведения и психического отражения у одноклеточных животных: образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность поведения: научение, память*. Стадия элементарной сенсорной психики, высший уровень. Особенности поведения и психического отражения у низших многоклеточных животных: образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность видотипичного поведения и зачатки сложных форм поведения; экспериментальные исследования научения и памяти. Стадия перцептивной психики, низший уровень. Понятие перцепции как целостного отражения окружающего мира живым существом*. Особенности поведения и психического отражения у членистоногих и головоногих моллюсков: образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность видотипичного поведения, групповое поведение и коммуникация; экспериментальные исследования научения и памяти. Стадия перцептивной психики, высший уровень. Особенности поведения и психического отражения у высших позвоночных (за исключением человекообразных обезьян). Особенности поведения и психического отражения у человекообразных обезьян. |