МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ





Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» представляет собой переходный вариант от классической организации учебного процесса к схеме, предполагающей использование новых образовательных технологий (использование видеопроектора и электронных презентаций в лекциях, материалов всемирной компьютерной сети Интернет при подготовке студентами к практическим занятиям и контрольным точкам), а также модульно-рейтинговой системы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: введение в предмет; изучение поведения животных; возникновение психики и критерии психического; эволюция психики: стадиальные и уровневые концепции развития; эволюция психических функций в животном мире: связь с образом жизни; онтогенез поведения и психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; сравнительная психология; прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии.

На практических занятиях продолжается углубленное теоретическое изучение наиболее важных тем. Таких, как: стадии и уровни развития психики животных по К.Э. Фабри; особенности поведения и психического отражения у низших многоклеточных животных, у членистоногих и головоногих моллюсков, у высших позвоночных и у человекообразных обезьян; общее представление об онтогенезе животных; разнообразие типов онтогенеза; эмбриональное научение и созревание; врожденное узнавание, врожденные двигательные координации, запечатление, ранний опыт; чувствительные периоды в развитии поведения и психики; ювенильный период и его значение для развития поведения и психического отражения; методы исследования онтогенеза поведения и психики животных; влияние обогащенной и обедненной среды; приемы выявления инстинктивного поведения животных; инстинктивное поведение как видоспецифическое поведение; подражание (аллеломиметическое поведение и имитационное научение); дрессировка, ее возможности и ограничения; основные представления о методах дрессировки; коммуникация животных: видоспецифические ограничения и роль научения; сравнительное изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детенышей человекообразных; экспериментальное исследование способностей к конструированию, рисованию и другим видам продуктивной деятельности; решению задач у детей и детенышей человекообразных обезьян; эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам; черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных: генетическое родство и качественные различия.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: понятие «окружающего мира» (die Umwelt) Я. Юкскюля, единство образа действий и образа восприятия; эволюционная необходимость психики; проб­лема критерия психики и ее научное решение; история представлений об эволюции психических свойств (Ж.Б. Ламарка, В.А. Вагнер, А.Н. Северцов); особенности поведения и психического отражения у одноклеточных животных; понятие перцепции как целостного отражения окружающего мира живым существом; И.И. Шмальгаузен о типах онтогенетических морфофункциональных корреляций; игровой период; концепции игры животных; виды игр; игра и общение, игра и ориентировочно-исследовательская деятельность; представления о природе инстинктивного поведения в истории науки; стимул-зависимое и эффект-зависимое обучение; проблема интеллекта животных; культурно-историческая теория Л.С. Выготского; антропогенетически значимые черты поведения приматов; взаимоотношение человека и животных, анималотерапия, роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи.

В качестве задания для самостоятельной работы студентам предлагается написание реферата по индивидуальной тематике.

В рамках учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология» самостоятельная работа студентов включает:

- выполнение контрольных заданий;

- самостоятельное изучение ряда тем;

- подготовку к дискуссиям;

- написание реферата;

- подготовку к зачету.

При этом студентами могут быть использованы следующие виды работы:

- осмысление лекционного материала;

- изучение и анализ первоисточников;

- аннотирование и конспектирование научных материалов;

- работа с учебниками и учебно-методическими пособиями.

Согласно психологическим исследованиям процессов запоминания и забывания информации, работу над содержанием конспекта лекций целесообразно осуществлять в течение 48 часов после первоначального восприятия материала, что способствует существенному улучшению качества усвоения научной информации.

Осмысление лекционного материала предполагает вдумчивое прочтение сделанных на занятиях записей с собственными комментариями относительно изложенной информации, тщательный анализ лекционного текста, выделение главных мыслей и спорных положений, установление логических связей между различными тематическими блоками, формулирование вопросов, требующих уточнения и более глубокой и содержательной проработки, в том числе в процессе индивидуальных консультаций с преподавателем. Особое внимание следует обратить на те проблемы и задания, которые были специально выделены и отмечены лектором.

Значительную часть при организации самостоятельно изучения учебного курса занимает работа студентов с научной литературой, которая может иметь следующие формы:

- конспектирование;

- составление тезисов;

- оформление выписок.

Конспект – это изложение основного содержания публикации, ее главных, существенных положений, а также их интерпретация с использованием доказательств автора. В то же время при конспектировании литературного материала желательно вносить собственные рассуждения и дополнения, критические размышления и замечания по поводу излагаемой точки зрения, которые записываются на специально отведенных для этого полях конспекта.

Конспект может быть как подробным, так и кратким, но независимо от этого основное содержание первоисточника должно быть отражено полностью. При этом в конспекте допустимы различные варианты выделения текста: обозначение спорных мыслей и противоречий, подчеркивание главных идей и т.п.

Тезисы – это краткое изложение основного содержания публикации, отражение сути важнейших положений. При их составлении соблюдается авторская логика, порядок изложения мыслей и идей. Вместе с тем на специально отведенных полях допускаются комментарии студента, его собственная интерпретация первоисточника, выражение своей точки зрения, а также конкретные примеры, иллюстрирующие некоторые моменты публикации.

Выписки могут выполняться студентами с разной целью. Обычно они включают предложенные автором понятия и их определения, значимые теоретические положения, наиболее интересные факты и доказательства, отдельные цитаты. При этом последовательность их оформления является свободной.

Особо заметим, что при любой форме работы с научной и учебной литературой студенту необходимо обязательно указывать фамилию, имя, отчество автора, полное название первоисточника, все выходные данные (название книги или сборника, место и год издания; название журнала, год, номер, страницы, где опубликована статья).

Дискуссия – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является хорошая подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные вопросы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.

Вопросы следует формулировать так, чтобы на них не было готового ответа. Они должны заинтересовать обучаемых своей научностью, конкретностью поставленных проблем, тесной связью с практикой.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.