Советы по подготовке к экзамену (зачету) Экзамен (зачёт) - важные этапы в учебном процессе, имеющие целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. Как подготовка к экзамену, так и сам экзамен - форма активизации и систематизации полученных знаний, их углубления и закрепления. Подготовка к экзаменам для студентов, особенно заочной формы обучения, всегда осложняется дефицитом времени. Как подготовиться к экзамену Для экзамена необходимо следующее: экзаменационные вопросы; материалы курса; вашизаписи; ваш преподаватель; ваша учебная группа; учебные занятия. Рекомендуем воспользоваться общими советами. 1. Используйте экзаменационные вопросы. Это даст Вам верное представление о том, что нужно ожидать на экзамене. Попрактикуйтесь в написании ответов на вопросы, стараясь уложиться в отведённое время, но при этом имейте под руками материалы курса, чтобы проверить Вашу память на относящиеся к делу идеи и концепции. 2. Используйте материалы курса. У Вас будут хорошие шансы сдать экзамен успешно, если Вы используете материалы курса в Ваших ответах на экзаменационные вопросы. Просмотрите все книги. Сделайте свежие записи. Выпишите некоторые ключевые слова, имена, методы и повесьтена видном месте. Постарайтесь бегло просмотреть основные идеи курса, когда у Вас появится некоторое время для обдумывания. Найдите цели и выводы в каждом разделе - они обычно содержат основные результаты и составят основу для экзаменационных вопросов. 3. Прибегните к помощи Вашего преподавателя и других студентов Вашей группы. 4. Используйте лекции и учебные занятия для подготовки к экзамену. Экзаменаторы хотят проверить, насколько хорошо Вы понимаете содержание курса и можете ли Вы применить его в соответствующей ситуации. Посмотрите на вопросы в экзаменационном листе. Какую часть курса они включают? Можете ли Вы очень кратко объяснить теорию или идею и применить их в вашем ответе на эти частные вопросы? Воспользуйтесь множеством ссылок на идеи курса. Это продемонстрирует, что Вы поняли и можете применятьих. Если Вы сумеете придать значение всему перечисленному выше, то Вы должны сдать экзамен. Но, ради себя самого прочтите вопрос, убедитесь, что Вы понимаете, о чём Вас спрашивают, и затем подготовьте свой ответ. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ № п/п | Блок и компонент дисциплины | Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом | Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы | Количество экземпляров | | Б3.Б.5 | Зоопсихология и сравнительная психология | Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. 2007. УМО. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. 2001. МО. Зорина З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. 2010. МО. | |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Матрица оценочных средств Наименование компетенции (способность и готовность к:) | Оценочные средства | - владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3) | Устный опрос, тест, решение практических задач | - использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); | Устный опрос, тест, решение практических задач | - проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9) | Написание реферата, эссе, аннотирование научных источников, составление проектов | - профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12) | Написание эссе, аннотаций статей на Интернет-страницах по психологии | - применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9) | Устный опрос, тест, решение практических задач | - участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11) | Устный опрос, тест, решение практических задач | - проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12) | Устный опрос, тест, решение практических задач | - самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19) | Решение практических задач | Типы контроля 2.1Текущий контроль (показатели кредитно-рейтинговой системы) На основании Положения о кредитно-рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата в ТФ МГЭИ, расчет доли отдельных видов учебной нагрузки для учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» выглядит следующим образом: Наименование вида учебной нагрузки | Доля от общей трудоемкости | зач. ед. | час. | % | балл за ед. работы данного вида | Аудиторная работа, в том числе: | | | | | - лекции (9 шт.) | | | | 1 (макс.=18) | -практические занятия (9 шт.) | | | | 2 (макс.=36) | Самостоятельная работа, в том числе: | | | | | - контрольная работа (3 шт.) | | | | 6 (макс.=18) | - тесты за модуль (3 шт.) | | | | 6 (макс.=18) | - ФЭПО (1 шт.) | | - | - | - | Курсовая работа | нет | - | - | | Экзамен | | | | | Зачет | выставляется автоматически по результатам рейтинга | ИТОГО | | | | Макс.=110 баллов* | * В каждом из трех модулей максимальное количество баллов = 30. Оценку «отлично» студент может получить только на экзамене. Значение рейтинга в % | Оценка по дисциплине | Значение рейтинга в % | по четырех бальной шкале | по системе ECTS | 85 - 100 | отлично | A | 96 - 100 | A- | 91 - 95 | B+ | 88 - 90 | B | 84 - 87 | B- | 81 - 83 | 71 - 84 | хорошо | C+ | 78 – 80 | C | 74 – 77 | C- | 71 - 73 | 51 - 70 | удовлетворительно | D+ | 68 – 70 | D | 64 – 67 | D- | 61 – 63 | E | 51 - 60 | 0 - 50 | неудовлетворительно | FX | 25 - 50 | F | 0 - 24 | 2.2 Промежуточный контроль (вопросы для подготовки к зачету или экзамену) Вопросы для подготовки к экзамену 1. Проблема объективного изучения и интерпретации поведения животных. 2. Антропоморфизм и его причины. 3. Понятие «окружающего мира» (die Umwelt) Я. Юкскюля, единство образа действий и образа восприятия. 4. Этология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности: основные парадигмы, понятия, возможности и ограничения. 5. Значимые для развития высших форм психики черты поведения и особенности образа жизни животных. 6. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Место в системе психологических наук и наук о поведении животных. 7. Методы исследований в зоопсихологии. 8. Основные подходы к решению вопроса о зарождении психики (панпсихизм, антропопсихизм и др.). 9. Движение, поведение и психическое отражение. Их характеристика и взаимосвязь. Признаки животной формы жизни. 10. Эволюционная необходимость психики. Проблема критерия психики и ее научное решение. 11. История представлений об эволюции психических свойств (Ж.Б. Ламарка, В.А. Вагнер, А.Н. Северцов). 12. Стадиальная концепция развития психики А.Н. Леонтьева. 13. Стадии и уровни развития психики животных по К.Э. Фабри. 14. Стадия элементарной сенсорной психики, низший уровень. 15. Стадия элементарной сенсорной психики, высший уровень. 16. Стадия перцептивной психики, низший уровень. 17. Стадия перцепитвной психики, высший уровень. 18. Особенности поведения и психического отражения у человекообразных обезьян. 19. Общее представление об онтогенезе животных. Разнообразие типов онтогенеза. Периодизация онтогенеза у высших позвоночных. 20. Понятие пренатального периода развития психики и поведения животных. 21. Ранний постнатальный период. Развитие поведения и психики у зрело- и незрелорождающихся животных. 22. Ювенильный период и его значение для развития поведения и психического отражения. 23. Концепции игры животных. 24. Представления о природе инстинктивного поведения в истории науки. 25. Взаимосвязь врождённых и приобретённых компонентов в поведении животных; экспериментальное изучение и природные наблюдения. 26. Адаптивная функция инстинктов. Устойчивость и пластичность врожденных программ. 27. Организация и структура инстинктивного поведения. 28. Подражание (аллеломиметическое поведение и имитационное научение). 29. Стимул-зависимое и эффект-зависимое обучение. 30. Дрессировка, ее возможности и ограничения. Основные представления о методах дрессировки. 31. Коммуникация животных: видоспецифические ограничения и роль научения. 32. Проблема интеллекта животных. 33. Сравнительное изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детенышей человекообразных. 34. Экспериментальное исследование способностей к конструированию, рисованию и другим видам продуктивной деятельности; решению задач у детей и детенышей человекообразных обезьян. 35. Эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам. 36. Черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных. 37. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. 38. Содержание животных в неволе. 39. Нарушения поведения животных, причины, проявления, возможные виды коррекции. 40. Взаимоотношения человека и животных, анималотерапия, роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи. Вопросы для подготовки к контрольным работам Примерные вопросы для контрольной работы № 1 1. Антропоморфизм и его причины. 2. Этология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности: основные парадигмы, понятия, возможности и ограничения. 3. Значимые для развития высших форм психики черты поведения и особенности образа жизни животных. 4. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. 5. Методы исследований в зоопсихологии. 6. Основные подходы к решению вопроса о зарождении психики (панпсихизм, антропопсихизм и др.). 7. Движение, поведение и психическое отражение. Их характеристика и взаимосвязь. 8. Проблема критерия психики и ее научное решение. 9. Ж.Б. Ламарк, В.А. Вагнер, А.Н. Северцов об эволюции психики. 10. Стадиальная концепция развития психики А.Н. Леонтьева. 11. Стадии и уровни развития психики животных по К.Э. Фабри. Примерные вопросы для контрольной работы № 2 1. Особенности поведения и психического отражения у одноклеточных животных. Особенности поведения и психического отражения у низших многоклеточных животных. 2. Понятие перцепции как целостного отражения окружающего мира живым существом. 3. Особенности поведения и психического отражения у членистоногих и головоногих моллюсков 4. Особенности поведения и психического отражения у высших позвоночных (за исключением человекообразных обезьян). 5. Особенности поведения и психического отражения у человекообразных обезьян. Примерные вопросы для контрольной работы № 3 1. Представления о природе инстинктивного поведения в истории науки. 2. Взаимосвязь врождённых и приобретённых компонентов в поведении животных. 3. Инстинктивное поведение как видоспецифическое поведение. 4. Адаптивная функция инстинктов. 5. Устойчивость и пластичность врожденных программ. 6. Организация и структура инстинктивного поведения. 7. Общая характеристика процесса научения. 8. Виды научения. 9. Подражание (аллеломиметическое поведение и имитационное научение). 10. Стимул-зависимое и эффект-зависимое обучение. 11. Дрессировка, ее возможности и ограничения. 12. Метод дрессировки. 13. Коммуникация животных: видоспецифические ограничения и роль научения. 14. Проблема интеллекта животных. Примерные вопросы для контрольной работы № 4 1. Сравнительное изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детенышей человекообразных. 2. Экспериментальное исследование способностей к конструированию, рисованию и др. видам продуктивной деятельности; решению задач у детей и детенышей человекообразных обезьян. 3. Эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам. 4. Черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных: генетическое родство и качественные различия. 5. Антропогенетически значимые черты поведения приматов. 6. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. 2.3Итоговый контроль (разделы или темы дисциплины не входят в тематику государственного экзамена и не используются при разработке ВКР) Формы контроля 3.1 Устные формы контроля компетенций (вопросы на лекциях, семинарах и практических занятиях) Тема. Введение. Изучение поведения животных Вопросы для самоконтроля 1. Проблема объективного изучения и интерпретации поведения животных. 2. Различные направления и подходы к изучению поведения животных. Тема. Возникновение психики и критерии психического Вопросы для самоконтроля 1. Основные подходы к решению вопроса о зарождении психики (панпсихизм, антропопсихизм и др.). 2. Движение, поведение и психическое отражение. Их характеристика и взаимосвязь. Признаки животной формы жизни. Тема. Эволюция психики: стадиальные и уровневые концепции развития Вопросы для самоконтроля 1. История представлений об эволюции психических свойств (Ж.Б. Ламарка, В.А. Вагнер, А.Н. Северцов). 2. Стадии и уровни развития психики животных по К.Э. Фабри. Тема. Эволюция психических функций в животном мире: связь с образом жизни Вопросы для самоконтроля 1. Стадия элементарной сенсорной психики. 2. Стадия перцептивной психики Тема. Онтогенез поведения и психики животных Вопросы для самоконтроля 1. Общее представление об онтогенезе животных. 2. Понятие пренатального периода развития психики и поведения животных. 3. Ранний постнатальный период. 4. Ювенильный период и его значение для развития поведения и психического отражения. Тема. Врожденное и приобретенное в поведении животных Вопросы для самоконтроля 1. Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных. Представления о природе инстинктивного поведения в истории науки. 2. Проблема интеллекта животных Тема. Сравнительная психология Вопросы для самоконтроля 1. Место сравнительно-психологического направления в системе наук, занимающихся изучением поведения животных, а также различных направлений психологии. 2. Черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных Тема. Прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии Вопросы для самоконтроля 1. Нарушения поведения животных, причины, проявления, возможные виды коррекции. 2. Взаимоотношения человека и животных, анималотерапия, роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи 3.2 Письменные формы контроля компетенции (контрольные работы, рефераты, эссе и др.) Контрольная работа №1 1 вариант 1. Эволюция пластичности поведения животных. 2. Двигательная активность как условие формирования психического образа у животных. 3. Сравнительно-психологический анализ манипуляционной активности млекопитающих и птиц. 4. Взаимосвязь игрового поведения и ориентировочно-исследовательской деятельности в онтогенезе высших позвоночных. 2 вариант 1. Патогенез поведения млекопитающих в условиях длительного содержания в обеднённой среде. 2. Особенности развития поведения и психики в раннем постнатальном и ювенильном периодах у зрело- и незрелорожающихся высших позвоночных. 3. Подходы к изучению мышления и интеллектуального поведения у животных – классические и современные исследования. 4. Взаимосвязь сложных форм когнитивных способностей животных с групповым образом жизни. 3 вариант 1. Отличия изготовления и употребления предметов-посредников («орудий») человекообразными обезьянами и другими животными. 2. Сравнительная характеристика зоопсихологического и этологического подходов при анализе поведения животных. 3. Психическая депривация высших позвоночных при содержании в условиях зоопарка и способы её преодоления. Контрольная работа №2 1 вариант 1. Место сравнительно-психологического направления в системе наук, занимающихся изучением поведения животных, а также различных направлений психологии. 2. Сравнительное изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детенышей человекообразных. 3. Экспериментальное исследование способностей к конструированию, рисованию и др. видам продуктивной деятельности; решению задач у детей и детенышей человекообразных обезьян 4. Эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам. 5. Черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных: генетическое родство и качественные различия. 6. Антропогенетически значимые черты поведения приматов. 7. Этология человека. 8. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. 2 вариант 1. Содержание животных в неволе, понятие о благополучии животных, об обогащённой и обеднённой среде. 2. Нарушения поведения животных, причины, проявления, возможные виды коррекции. 3. Взаимоотношения человека и животных, анималотерапия, роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи. 3 вариант 1. Проблема объективного изучения и интерпретации поведения животных. 2. Антропоморфизм и его причины. 3. Понятие «окружающего мира» (die Umwelt) Я. Юкскюля, единство образа действий и образа восприятия. 4. Различные направления и подходы к изучению поведения животных. 5. Этология, бихевиоризм, основные парадигмы, понятия, возможности и ограничения. 6. Значимые для развития высших форм психики черты поведения и особенности образа жизни животных. Контрольная работа №3 1 вариант 1. Особенности поведения и психического отражения у одноклеточных животных: образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность поведения: научение, память. (Стадия элементарной сенсорной психики, низший уровень). 2. Особенности поведения и психического отражения у низших многоклеточных животных: образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность видотипичного поведения и зачатки сложных форм поведения; экспериментальные исследования научения и памяти. (Стадия элементарной сенсорной психики, высший уровень) 3. Особенности поведения и психического отражения у членистоногих и головоногих моллюсков: образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность видотипичного поведения, групповое поведение и коммуникация; экспериментальные исследования научения и памяти. (Стадия перцептивной психики, низший уровень). 4. Особенности поведения и психического отражения у высших позвоночных (за исключением человекообразных обезьян). (Стадия перцептивной психики, высший уровень). 2 вариант 1. Разнообразие типов онтогенеза. Периодизация онтогенеза у высших позвоночных. 2. Пренатальный (эмбриональный) период. Общая характеристика развития моторной и сенсорной сфер зародышей. Эмбриональное научение и созревание. Возможности научения эмбрионов. 3. Ранний постнатальный период. Развитие поведения и психики у зрело- и незрелорождающихся животных. Врожденное узнавание, врожденные двигательные координации, запечатление, ранний опыт. 4. Отличительные характеристики развития незрелорождающихся млекопитающих и птиц. Чувствительные периоды в развитии поведения и психики. 3 вариант 1. Ювенильный период и его значение для развития поведения и психического отражения. 2. Общая характеристика развития поведения и психики. Игровой период. Концепции игры животных. Виды игр. 3. Игра и общение, игра и ориентировочно-исследовательская деятельность. 4. Методы исследования онтогенеза поведения и психики животных. Влияние обогащенной и обедненной среды. |