Тема 5. Онтогенез поведения и психики животных Общее представление об онтогенезе животных. Разнообразие типов онтогенеза. Периодизация онтогенеза у высших позвоночных. И.И. Шмальгаузен о типах онтогенетических морфофункциональных корреляций*. Понятие пренатального периода развития психики и поведения животных. Общая характеристика развития моторной и сенсорной сфер зародышей. Особенности системогенеза (по П.К. Анохину) в пренатальном периоде. Эмбриональное научение и созревание. Возможности научения эмбрионов. Ранний постнатальный период. Развитие поведения и психики у зрело- и незрелорождающихся животных. Врожденное узнавание, врожденные двигательные координации, запечатление, ранний опыт. Отличительные характеристики развития незрелорождающихся млекопитающих и птиц. Чувствительные периоды в развитии поведения и психики. Ювенильный период и его значение для развития поведения и психического отражения. Общая характеристика развития поведения и психики. Игровой период*. Концепции игры животных*. Виды игр*. Игра и общение, игра и ориентировочно-исследовательская деятельность*. Методы исследования онтогенеза поведения и психики животных. Влияние обогащенной и обедненной среды. Тема 6. Врожденное и приобретенное в поведении животных. Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных. Представления о природе инстинктивного поведения в истории науки*. Взаимосвязь врождённых и приобретённых компонентов в поведении животных; экспериментальное изучение и природные наблюдения. Приемы выявления инстинктивного поведения животных. Инстинктивное поведение как видоспецифическое поведение. Адаптивная функция инстинктов. Устойчивость и пластичность врожденных программ. Организация и структура инстинктивного поведения. Общая характеристика процесса научения. Виды научения. Подражание (аллеломиметическое поведение и имитационное научение). Стимул-зависимое и эффект-зависимое обучение*. Дрессировка, ее возможности и ограничения. Основные представления о методах дрессировки. Коммуникация животных: видоспецифические ограничения и роль научения. Проблема интеллекта животных*. Тема 7. Сравнительная психология Место сравнительно-психологического направления в системе наук, занимающихся изучением поведения животных, а также различных направлений психологии. Сравнительное изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детенышей человекообразных. Экспериментальное исследование способностей к конструированию, рисованию и другим видам продуктивной деятельности; решению задач у детей и детенышей человекообразных обезьян Эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам. Черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных: генетическое родство и качественные различия. Антропогенетически значимые черты поведения приматов*. Этология человека. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского*. Тема 8. Прикладные аспекты зоопсихологии И сравнительной психологии Содержание животных в неволе, понятие о благополучии животных, об обогащённой и обеднённой среде. Нарушения поведения животных, причины, проявления, возможные виды коррекции. Взаимоотношения человека и животных, анималотерапия, роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи*. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами | Тема дисциплины «Дифференциальная психология» | Связь с последующими дисциплинами | | Введение. Изучение поведения животных | «Общая психология» | | Возникновение психики и критерии психического | «Общая психология» | | Эволюция психики: стадиальные и уровневые концепции развития | «Общая психология» | | Эволюция психических функций в животном мире: связь с образом жизни | «Общая психология» | | Онтогенез поведения и психики животных | «Общая психология» | | Врожденное и приобретенное в поведении животных | «Общая психология» | | Сравнительная психология | «Общая психология» | | Прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии | ««Общая психология» | |