МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Надо не печалиться по поводу того, чего нет, а радоваться тому, что есть.





Но где там – мы так воспитаны (обществом, экономика которого, напомню, должна воспроизводиться, а значит, мы должны покупать, покупать и покупать), что, приобретя что-то новое, оказываемся не в силах этим насладиться, а почти сразу же начинаем достигать чего-то следующего, которое по достижению тоже окажется (или всё-таки покажется?) никчёмным и ненужным. Так что умение жить счастливо – это просто способность наслаждаться обладанием достигнутым: с чётким осознанием желанности и нужности этого достигнутого. И неслучайно Лев Толстой как-то обронил удивительно умную мысль, по которой же (цитирую, но близко к тексту) «истинно счастливым становится тот, кто осознаёт, что всё, что у него есть, это и есть всё, что ему надо…».

Успех в вашей жизни. Знаете, перед тем, как клиент придёт ко мне, психотерапевту, на первый сеанс, он обязан письменно ответить на следующие четыре вопроса: «Имею и хочу иметь», «Имею, но не хочу иметь», «Не имею, но хочу иметь» и «Не имею и не хочу иметь», каковые образуют ещё одну четырёхклеточную матрицу:

 

Имею и хочу иметь То, чем я, к счастью, обладаю Имею, но не хочу иметь То, чем я, к несчастью, обладаю
Не имею, но хочу иметь То, чем, к несчастью, не обладаю Не имею и не хочу иметь То, чем, к счастью, не обладаю

Так вот, среди этих вопросов только два действительно предназначены мне и мне же и нужны – о том, что клиент имеет, но не хочет иметь (проблемы, от которых я его должен увести). И о том, что он не имеет, но хочет иметь (решения, к которым мне надобно его привести). Вопросы номер 1 и 4 предназначены только и исключительно для него самого – оного или означенного субъекта[7]. Который, имея много чего приятного и полезного, совершенно об этом забыл, и от того даже не наслаждается обладанием всего этого – приятного и полезного. И который, не имея много чего бесполезного и неприятного, даже не радуется тому, что этого у него нет. Непонятно? Ну хорошо, давайте проделаем это с вами. Скажите, что вы имеете в своей жизни и что хотели бы в ней сохранить, поскольку без этого ваша жизнь была бы некомфортной? Какие-никакие деньги (минимальный доход), квартиру или даже дом, работу, на которой, как минимум, достаточно тепло и уютно, жену, а то и ещё любовницу – и ещё много прочего, включая, например, приличное физическое здоровье. То, что вы этим давно уже разучились наслаждаться (если вообще умели), не так уж и важно. Важно другое: то, что, ежели всё это у вас есть, значит, у вас нет противоположного: полного отсутствия денег, жилья, работы, семьи и здоровья. А ну-ка представьте, как бы вам жилось в этом случае: нет, не с точки зрения «Тогда бы у меня было другое и лучше» (да ничего бы у вас не было, или если бы и было, то же самое – согласно закону воплощения, с которым я имел честь вас познакомить), а с позиции «Ничего этого нет». Что, стало страшно? Вот так-то. А если добавить, что у вас нет бубонной чумы, землетрясения, голодомора и цунами, становится даже как-то спокойно: «А ведь ничего себе живём…». Да, но только лишь – ничего. Потому как и иметь вы могли бы большее (как именно, я научу, программируя с вашей же помощью вашу же успешную судьбу), но, главное, наслаждаться тем, что имеете, куда как сильнее. Как именно, это уже вопрос к вам. Точнее, предложение и одновременно упражнение: расписать по пунктам всё, что вы имеете, и ответить на вопрос: «Как сделать так, чтобы я получал от этого больше удовольствия?» Обратили внимание на формулировку? Не «почему я не получаю от этого удовольствия?» (наилучший ответ: «По кочану»), а «как сделать так, чтобы получить от этого удовольствия больше». И очень может быть, что тогда вы сможете стать пусть немного, но счастливее. А значит, и эффективнее, потому что только счастливые действительно эффективны… «А что сделать с оставшимися вопросами?» – возможно, спросите вы. С этими самыми «Имею, но не хочу иметь» и «Не имею, но хочу иметь»? Как что? Вы что, ещё не поняли? Ответ на первый (но № 2 в матрице) вопрос включает всё, что МЕШАЕТ вам реализовать успешную судьбу (и, так сказать, субъективно, если вы, например, написали «неуверенность в себе», и объективно, если вы указали «недостаточный уровень доходов». А вот ответ на вопрос второй (№ 3 во всё той же четырёхклеточной матрице) описывает всё то, что ПОМОЖЕТ вам обрести эту самую «судьбоносную успешность». То сокровенное, что входит в вашу модель благополучия. Субъективное (например, «спокойствие» и «умение радоваться жизни»). И объективное (например, «интересную работу с высокой зарплатой»).

Вы обратили внимание на то, что это самое объективное достигается за счёт и посредством эффективности («интересная работа с высоким заработком), а субъективное описывает некоторые условия и эффективности («уверенность в себе») и счастливости («спокойствие» и «умение радоваться жизни»)? Если да, то я за вас спокоен. И предлагаю как бы даже развлечься, составив таблицу «Моя модель успешной судьбы», каковая состоит из трёх колонок. В первую запишите всё то, что объективно вам надо иметь для того, чтобы быть успешным и удовлетворённым. Во вторую – всё то субъективное, что вам нужно, чтобы быть эффективным. Ну и в третью – тоже субъективное, но уже с точки зрения счастливости. Разумеется, вы должны воспользоваться материалами из ответов на вопросы «Имею, но не хочу иметь» (здесь сделаете как бы «перевёртыш», т.е. например, замените «неуверенность в себе» на, соответственно, «уверенность») и «Не имею, но хочу иметь». Возможно, вам сразу что-то бросится в глаза и даже поразит, хотя с анализом можете не спешить. Вернётесь к нему, когда мы разберём вопросы следующих разделов этой книги.

Упражнение 1.

Попробуйте оценить, на каком уровне жизни вы находитесь, но не просто (как в тексте), а с точки зрения четырёх сфер человеческой жизни:

• работы (учёбы)

• семейной жизни (межполовых отношений)

• досуга

• общественной деятельности (бескорыстного желания сделать этот мир немного лучше).

Упражнение 2.

Основываясь на матрице хомогенеза и расшифровывающих её предшествующих описаний определите, используя, например, 10‑балльную шкалу (10 = max), как у вас обстоит дело с

 

артхой
камой
дхармой
мокшей
                     

Попробуйте сделать хоть какие-то выводы из этих двух упражнений.

Упражнение 3.

Оцените, используя всё ту же десятибалльную шкалу, чем лично для вас является успех – т.е. в какой степени что выражено в вашей его модели:

• достижение

• одобрение (принадлежность)

• власть.

Упражнение 4.

Хотя бы «вчерне», но всё-таки ответьте на четыре вопроса о своей жизни:

• имею и хочу иметь

• имею, но не хочу иметь

• не имею, но хочу иметь

• не имею и не хочу иметь.

Упражнение 5.

Составьте на этой основе предварительную таблицу «Моя модель успешной судьбы» (инструкцию см. в тексте).

 

1.2. НА ДЛИННОЙ ЖИЗНЕННОЙ ДОРОГЕ…

«Жизнь, которая не подвергнута осмыслению, не стоит того, чтобы быть прожитой».

Платон

Смысл и цели человеческой жизни. Скажите, а зачем вам это надо – взять судьбу в свои руки? Наверное, для того, чтобы сделать свою жизнь такой, какой вы хотите. И иметь жизнь, а не наоборот – когда она тебя имеет. А какую такую жизнь вы для себя хотите? Ну, разумеется, хорошую. А хорошая жизнь – это как и что? Когда имеешь всё, что хочешь? Хорошо, тогда вообразите, что вы имеете всё, чего только можете пожелать (разумеется, в пределах разумного). Зримо и выпукло, со всеми соответствующими звуками и ощущениями, представьте, что вы уже обладаете, например, «джентльменским набором» из квартиры, дачи, виллы в тёплых краях, пары-тройки автомашин и, может быть, даже небольшого вертолёта. Вообразили? А теперь представьте, что вы просто пользуетесь этим лет этак с двадцать – пользуетесь, пользуетесь и пользуетесь. Скажите, вам не стало скучно – ну хотя бы чуть-чуть? Не мелькнула ли где-то в глубине вашего сознания странная мысль: «И это – всё?» Если нет, то мне вас жаль. Ибо, похоже, вы просто не доросли ещё до уровня, на котором, вслед за героем Н. Островского (это не драматург, который сидит в Москве перед зданием Малого театра, а совсем другой писатель, о котором, к сожалению, забыли), начинаешь понимать, что жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно и бессмысленно прожитые годы. То есть жить стоит «цельно» и осмысленно. Но что это такое – цели и смыслы человеческой жизни? Зачем она вообще даётся человеку? Попробуем разобраться во всех этих вечных вопросах.

Я сознательно ограничил свой анализ человеческой судьбы отрезком протяжённостью в жизнь – той самой, что якобы даётся нам один раз. И как бы оставил за скобками два очень важных периода людских судеб. То, что происходит между зачатием и рождением. И то, что случается между смертью и зачатием. Однако при обсуждении темы смысла и целей человеческой жизни скобки эти мне порой придётся раскрывать. Например так, как это сделал Дж. Грехэм, который, в своей книге «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик», вежливо и ненавязчиво, предложил всем нам рассмотреть путешествие длиной в жизнь с точки зрения единственной точно известной в этом путешествии вещи: того, что наступит день, когда наше путешествие подойдёт к концу и мы умрём. И подумать над перспективами такого окончания путешествия, а также о том, что произойдёт дальше.

Дж. Грэхем предлагает обсудить три возможных варианта завершения путешествия длиною в жизнь. Первый из них заключается в том, что по завершении жизненного пути мы просто умрём, будем погребены каким-либо приемлемым в нашей культуре способом и на этом всё и закончится. Не знаю, как вас, а лично меня эта тупиковая перспектива не слишком вдохновляет, ибо, как справедливо замечает вышеупомянутый автор, если только этим исчерпывается содержание жизни, то и она сама, и её организация становится бессмысленной…

Поэтому Дж. Грэхем советует обдумать ещё две возможности. Обе они заключаются в признании (хотя бы на время этого самого обдумывания) того, что завершив путешествие длиною в жизнь, мы тем не менее продолжаем двигаться к какому-то следующему пункту маршрута. Но если это так, то в чём же тогда смысл всех тех проблем и трудностей, с которыми сталкиваются люди на своём жизненном пути? И стоит ли проходить его от начала до конца, если это последующее путешествие всё равно состоится? Не проще ли не тянуть лямку жизни, а сразу отправиться к следующему пункту – не случайно же утверждают, что те, кого любят боги, умирают молодыми?

Вот здесь-то Дж. Грэхем и предлагает то, что он назвал третьей возможностью, а точнее, объяснением цели и смысла человеческого существования. Оно в том, что для любого человека и человечества в целом путешествие длиною в жизнь – это уникальная (хотя, по-видимому, и не раз предоставляемая) возможность перевести своё сознание в иной, сначала в более высокий, а потом и высший план существования. А все те трудности, с которыми мы сталкиваемся, двигаясь по жизненному пути, являются всего-навсего учебными заданиями, уроками жизни – и одновременно экзаменами и тестами, подтверждающими право на наш переход в следующий класс жизни – более высокий уровень осознания бытия и развития собственного сознания. И если мы успешно переходим из класса в класс, наше движение к высшим планам сознания продолжается и после завершения жизни – но, конечно же, с учётом «качества образования», которое мы получили в школе жизни. Ибо только в том случае, если оно оказалось полным, мы вправе рассчитывать на поступление в «Космический Университет». Если же мы оказываемся «второгодниками», то не пройдённый и не усвоенный жизненный материал раз за разом будет предлагаться нам для обучения и осмысления. И одни и те же события и обстоятельства будут нас буквально преследовать, повторяясь с периодичностью и неумолимостью смены времён года. А если мы окажемся столь бездарны, что на наше обучение не хватит всей нашей же жизни, в следующий раз нам придётся вновь возвращаться в тот класс, в котором мы застряли – или даже на ступеньку ниже. Причём за нашу лень и неспособность будем расплачиваться не только мы, но и наши дети – в полном соответствии с библейским «отцы ваши ели кислый виноград, а на губах у вас оскомина…»

Не знаю, как для вас, а лично для меня, в вышеприведённой гипотезе о цели и смысле жизни (заслуживающей право на существование хотя бы потому, что её разделяют все не закостеневшие религиозные конфессии и все подтвердившие себя духовные практики), чрезвычайно важной оказалась именно та её часть, согласно которой, если мы на пути к высшему сознанию и плану существования не достигаем определённого уровня своего развития (или просто останавливаемся на своём пути самосовершенствования), мы будем просто обречены, как пишет Дж. Грэхем, «циркулировать по одному и тому же кругу». А значит, никуда не денешься – приходится быть упорным и очень-очень настойчивым в выполнении своих жизненных задач.

«Хорошо, но каких именно?» – спросите вы. Вопрос, как говорится, интересный. Для того, чтобы ответить не него, многим не хватило всей их жизни. Вам же, скорее всего, повезёт. Вы сможете определить задачи собственной жизни и даже определиться в вопросе об их выполнении. Однако только в том случае, если дочитаете до конца эту книгу и сделаете все рекомендованные в ней упражнения. Чтобы, поняв смысл и предназначение своей жизни, взять судьбу в собственные руки…

Этапы и стадии жизненного пути. Для начала попробуем отыскать предварительные намётки задач своей жизни в психологии возрастного развития. Именно в ней, ибо данная почтенная дисциплина как раз и утверждает, что на нашем жизненном пути помимо немногих сугубо индивидуальных – общих и главных – проблем, нам предстоит решить ещё массу общих для всех людей задач личного и личностного роста.

В принципе, вопрос о соотношении возрастов и задач жизни можно, безусловно, отнести к извечным, ибо волновал он человечество испокон веков. Так, древние китайцы утверждали, что человеческая жизнь имеет три фазы: двадцать лет, чтобы учиться, двадцать лет, чтобы бороться, и двадцать лет, чтобы становиться мудрым. К сожалению, мы, похоже, поглупели со временем, ибо как иначе объяснить, что отец «Плейбоя» X. Хефнер, также поддавшийся магии числа три (а «три» – это второе, наряду с «семь» воистину магическое число, так как даже библейские десять заповедей содержат семь запретов и три пожелания), свёл человеческую жизнь, к в общем-то глупости. И подразделил её также на три отрезка: двадцать лет, чтобы учиться, двадцать лет, чтобы делать дела и деньги, и двадцать лет, чтобы наслаждаться жизнью (ну неужели для того, чтобы ловить кайф от жизни, нужно ждать сорок лет – и разве этот кайф только в безделии?). К счастью, человечество поглупело в общем, но не в частности, и сумело вернуться к более мудрому «трёхфазному» подразделению. Так, Р. Штайнер, в полный противовес X. Хефнеру (и значительно раньше его), подразделил жизнь человека на триаду десяти периодов развития, в ходе которых совершается рост его тела, души и духа (данный автор исходил из концепции, рассматривающей человека как единство тела, души и духа). Три раза по семь лет на физически-душевное развитие. Три раза по семь лет на собственно душевное развитие. И три раза по семь лет на развитие духа (обратим внимание на то, что периодов пока набралось девять, а это потому, что, согласно Штайнеру, у каждого из нас после 63 лет остаётся ещё целых семь лет на закрепление достигнутого). Менее возвышенный и более реалистичный X. Вийнгарден разбил человеческую жизнь также на три фазы: изучения внутреннего и внешнего мира (0–18 лет); принятия внутреннего и внешнего мира (18–42 года) и осознания внутреннего и внешнего мира (с 42 лет и до конца). А Б. Ливенхуд в своей книге «Кризисы жизни – шансы жизни» (из которой я, кстати, почерпнул многое из выше- и нижеописанного) так же, видимо, поддавшись очарованию «магической» тройки, выделил три направления развития человека – биологическое, психическое и духовное – каковые, в свою очередь, разделил опять-таки на три этапа или стадии:

• восхождение – здоровье – спад;

• экстраверсия (обращённость вовне, в мир) – благоразумие – интраверсия (обращённость вовнутрь, в себя);

• творчество – удовлетворённость – мудрость.

Воззрения данного автора дают нам первые ориентиры и вехи в анализе путешествия длиною в жизнь. По Б. Ливенхуду, оно совершается в полярностях, аналогичных противоположностям света и тьмы или дня и ночи. Биологическое развитие проходит в полярности подъёма и упадка. Психическое – в полярности экстраверсии (когда мы осваиваем внешний мир) и интроверсии (когда мы изучаем и овладеваем внутренними пространствами своего «Я» – Космосом нашей души). А духовное – в полярности творческого начала и мудрости. Последняя полярность, безусловно, нуждается в некотором пояснении.

Б. Ливенхуд рассматривает творческое начало как активность духа в мире или, иначе, как стремление к выражению собственного «Я» в творчестве. А вот мудрость, с его точки зрения, диаметрально противоположна творческому началу, ибо она вырастает не из деятельности, направленной вовне, а из сдержанности, способности ждать и активного душевного покоя. Обретение мудрости – это наполнение духом; нормами и ценностями; идеями и благоразумием; человечностью и тем, что стоит над человеком; верой, любовью и надеждой. В результате возникает удивительная активная безмятежность – но только в том случае, если нам удастся успокоить эмоции, овладеть своими мыслями и отказаться от своих желаний, когда непосредственные результаты как бы отступают на задний план, а на передний выйдет сам процесс бытия. По Б. Ливенхуду, это самое трудное, чего может достичь человек. Ибо нам в основном дарована не мудрость, а её недостаток, каковой во второй половине жизни проявляется в том, что мы не можем ждать, не можем от чего-либо отказываться, из-за чего принимаем суетливые и поспешные решения, приводящие нас, в конечном счёте, к падению. Так, все диктаторы погибают, в конце концов, именно из-за этого недальновидного упрямства – неспособности вовремя остановиться.

Чтобы закончить изложения действительно мудрых воззрений Б. Ливенхуда (каковые я пока предпочитаю не обсуждать – по принципу «информации к размышлению» или «умному – достаточно»), укажу, что согласно данному автору, все вышеописанные противоположности имеют середину. Середина эта не является статистическим равновесием между двумя противоположно направленными силами, но наоборот, выступает собственной активной силой в человеке и одновременно сущностью человеческой жизни. Так, серединой между биологическими восхождением и спадом является здоровье; серединой между психическими экстраверсией и интроверсией – благоразумие или, иначе, активное самообладание; а серединой между творчеством и мудростью – счастье или удовлетворённость…

Пока мы ограничились только своеобразным «трёхфазным» разбиением жизни на отрезки, каждый из которых имеет свои задачи и смысл. Но в теории психологии возрастного развития этих отрезков бывало и намного больше. Так древние римляне выделяли пять фаз жизни[8]:

• раннее детство и первые школьные годы – 0–15 лет;

• юность –15–25 лет;

• первая фаза взрослого возраста – 25–40 лет;

• вторая фаза взрослого возраста – 40–55 лет;

• старость – с 55 лет.

Пять аналогичных римлянам фаз выделяла и Ш. Бюлер, каковая, однако, наряду с этими «периодическими формальностями» представила чрезвычайно важную (и ценную в рамках нашего анализа путешествия длиною в жизнь) идею о том, что у каждого человека есть как бы лейтмотив, на основании которого он ставит цели и выбирает пути к их осуществлению. При том она утверждает ещё один очень важный для нас момент-то, что в течение всей человеческой жизни развитие наше осуществляется на основе определённых стремлений:

• удовлетворения потребностей;

• регулирования жизни (своеобразной самоограничивающей адаптации изнутри);

• поддержания внутреннего порядка (человеческая совесть – из этого, поддерживающего последовательность нашей жизни разряда);

• творческой экспансии.

По Ш. Бюлер, в различные жизненные фазы эти стремления выражаются с различной интенсивностью (хотя присутствуют в каждой из фаз). Но главное в её теории не это, а всё-таки понятие лейтмотива, который имеет жизнь любого человека, и который он реализует в цепочке «разбег – поиск и пробы – окончательный путь (его определение и реализация) – кульминация – итог и нисхождение»…

Вы думаете, исследователи человеческой жизни и развития ограничились пятью её/его стадиями? Да ничего подобного! М. Мерс поделила наш жизненный маршрут на шесть стадий: от детства и юности (первая до 14 лет, а вторая до 21 года) через вторую (21–28 лет), третью (28 42 года) и четвёртую (от 42 до 56 лет) фазы жизни до двух фаз старости (предстарости и собственно заката). Р. Гвардини разделил её уже на девять фаз (но без точной возрастной привязки):

жизнь во чреве матери,

рождение и детство;

кризис созревания;

юность;

кризис из-за приобретения опыта;

жизнь в качестве совершенного человека (тридцатые годы);

кризис узнавания границ (начало «ревущих сороковых»);

жизнь в ранге отрезвлённого человека;

кризис освобождения;

доживание в качестве мудрого человека.

А упоминаемый всё тем же Б. Ливенхудом Уотеринг (это не я, а Ливенхуд забыл указать его имя), следуя греческому подразделению жизни на 10 фаз по 7 лет в каждой, предлагает нам следующую систему возрастных градаций:

• время жизненных фантазий (0–7 лет)

• время воображения (7–14 лет)

• половое созревание и юность (14–21 год)

• завоевание жизненного базиса (21–28 лет)

• подтверждение и сличение найденных основ жизни (28–35 лет)

• вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях (35–42 года)

• маниакально-депрессивный период (42–49 лет)

• борьба с собственным закатом (49–56 лет)

• мудрость (56–63 года)

• вторая молодость, когда мы ещё раз можем достичь кульминации своей жизни (63 – 70 лет).

Как видите, у данного автора уже снова появляются некие необходимые нам ориентиры и вехи – в плане задач и смыслов отдельных участков жизненного маршрута.

Психоэмоциональное развитие человека. Однако полное и конкретное изложение этих самых задач и смыслов в привязке к возрастным стадиям, в коей они решаются и постигаются, содержится в так называемой психосоциальной концепции личности Э. Эриксона (не пугать с М. Эриксоном!). В данной концепции он исходил из того, что каждая стадия возрастного развития характеризуется своей задачей, каковую можно как разрешить, так и не разрешить – с далеко вытекающими из этого последствиями[9].

На стадии младенчества важнейшую роль в жизни ребёнка играет его мать, от которой полностью зависит, сформируется ли у него базовое доверие к миру и оптимизм или, наоборот, недоверие к оному и пессимизм. Главное здесь не кормление, а уход в его психоэмоциональной составляющей: обстановка в доме, внимание к ребёнку, а также уверенность матери в себе и своих действиях наряду с просто её «счастливостью».

На стадии раннего детства ребёнок уже сам решает задачу формирования автономии и независимости, хотя его в этом процессе контролируют стыдящие и наказывающие за провинности взрослые. В результате должно возникнуть некое равновесие «автономии» и «стыда» при безусловном превалировании первой – иначе нерешённая задача этого периода развития надолго, если не навсегда породит зависимое и не самостоятельное существо.

На дошкольной стадии в игре, которая занимает центральное место в жизни ребёнка в этот период, маленький человечек развивает свои психические возможности (предметная игра) и осваивает отношения между людьми (игра ролевая). И если ему не удастся «наиграться всласть», последующее развитие будет протекать под знаком пассивности и безынициативности.

На школьной стадии ребёнок приступает к овладению знаниями и навыками, и если процесс этот протекает успешно, в нём закрепляется уверенность в себе и своих силах. Систематические же неудачи в обучении могут привести к тому, что задача этапа не будет выполнена, и наряду с пробелами в знаниях человек обретёт ещё и сомнительную радость чувства неуверенности в себе и неполноценности.

На юношеской стадии возникает новая – колоссальной важности! – задача: создания целостного образа своего «Я», собственной эгоидентичности, а также определения своих целей и желаний. Если это не произойдёт, возникнет и закрепится тревога, чувство одиночества и пассивно-бесплодное ожидание чего-то такого, что наконец-то изменит это не принимаемую человеком жизнь в лучшую сторону.

На стадии молодости главным становится уже другое: поиск сотрудничества с другими людьми и интимности – с некоторыми из них. Однако если подобная «диффузия идентичности» не произойдёт, человек замкнётся в себе и изолируется от других.

На стадии зрелости (центральной стадии жизни) задача опять меняется. Возникает острая необходимость в реализации своего «Я», вкладывания своей личности в любимую работу и детей. Если же всё это не будет обретено и достигнуто, на смену удовлетворённости своей жизнью придёт застой и регрессия.

Наконец, на стадии старости должно произойти окончательное осмысление своего «Я» и собственной жизни и их принятие – принятие и себя, и жизни… Но если этого «принятия себя и жизни» не произойдёт, душу будет неустанно грызть разочарование и мысль о том, что всё было не так и зря…

Система Э. Эриксона весьма наглядно представлена в следующей таблице, взятой из вышеупомянутой книги В. Столяренко («Основы психологии»):

 

+ окончательная форма эгоидентичности «принятия себя, жизни», мудрость – разочарование в жизни Стадия 8 старость после 50 лет
+ творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворённость жизнью – опустошённость, застой, регрессия Стадия 7 зрелость до 50 лет
+ чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь – изоляция, одиночество Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет  
+ цельная форма эгоидентичности, находит своё «Я», верность себе, признание себя людьми – диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашёл своё «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность Стадия 5 юношеский период от 11 до 20 лет
+ уверенность в себе, компетентность – неполноценность, неверие в свои силы Стадия 4 школьный период от 6 до 11 лет
+ инициативность, целеустремлённость, активность, предприимчивость, самостоятельность – пассивность, подражание образцам, вина Стадия 3 дошкольный период игры от 3 до 6 лет  
+ автономия, самостоятельность, опрятность, воля – сомнение, стыд, зависимость от других Стадия 2 ранний возраст от 1 до 3 лет  
+ базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни – базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти Стадия 1 младенчество

 

Задачи, ресурсы и кризисы развития. Однако, несмотря на глубину проработки и несомненную пользу всего вышеизложенного по психосоциальному развитию не могу не отметить главного его (вышеизложенного) недостатка: то, что возраст с 35 до 50 лет описывается здесь как бы скороговоркой. Но ведь именно в эти периоды и происходят все основные кризисы нашей жизни!

Более подробно этот самый «кризисный» вопрос рассмотрен в «схеме развития» Э. Коуэна, в которой он наряду с периодизацией стадий ввёл ещё четыре понятия:

• ключевые системы;

• задачи развития;

• ресурсы развития;

• кризисы развития.

Согласно А. Айви, М. Айви и Л. Саймэн-Даунинга[10] ключевые системы суть окружение человека, в котором более всего протекает его жизнь. Задачи развития относятся к основным знаниям, направленным на выживание и достижение успеха. Ресурсы развития есть то, что необходимо для решения задач развития. Ну а кризисы развития являются своеобразным результатом жизненной стадии, причём, как и у Э. Эриксона, результат этот может быть как позитивным, так и негативным.

Более подробно все эти аспекты жизненного пути представлены в следующей таблице[11]:

ДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НА ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Жизненная стадия Ключевые системы Задачи развития Ресурсы развития Кризисы развития
Младенчество(рождение – 2 года) Расширенное лоно семьи. Социальные связи. Чувство непрерывности существования. Сенсомоторная разведка и примитивные причинные связи. Созревание моторных функций Безопасность выполнения основных нужд. Стабильность. Доверие или потеря доверия.
Раннее детство (от 2 до 4 лет) Расширенное лоно семьи. Самоконтроль. Языковое развитие. Фантазия и игра. Самостоятельное передвижение. Человеческие отношения. Сенсорная стимуляция. Защищённое окружение. Ограниченность окружения. Независимое ощущение «Я» либо сомнение и стыд.
Серединадетства (5–7) Семья. Соседи. Школа. Половая идентификация. Начальное моральное развитие. Конкретные мыслительные операции. Групповые игры. Подходящая модель. Объяснение набора правил. Согласованность правил поведения. Внутригрупповые отношения сверстников Самостоятельность либо чувство вины
Конец детства (8–12) Семья. Соседи. Школа. Сверстники. Социальные связи. Самооценка. Обучение навыкам. Принадлежность команде. Объединённые усилия обучающихся. Объединённая игровая деятельность. Обучение навыкам, которые помогают понять основные межличностные отношения. Обратная связь. Трудолюбие или инфантильность.
Подростковый возраст (13–17) Семья. Сверстники. Школа. Физическое созревание. Абстрактные мысленные операции. Принадлежность группе сверстников. Изначальная половая близость. Физиологическая информация. Когнитивное решение проблем и навыки построения отношений. Понимание роли полов и их культурных истоков. Возможность независимых моральных суждений. Социальная принадлежность или социальная изоляция.
Юность (18–20) Сверстники. Школа или Работа. Семья. Окружение. Независимое существование. Принятие решения о начале карьеры. Интерниолизация морали. Более прочные интимные отношение. Понимание природы отношений. Умения и знания для финансовой независимости. Самоизучение в принятии решений, углубление отношений, понимание плюрализма. Ответственность за выбор. Чёткая либо неуверенная идентификация личности.
Взросление (23–30) Новая семья. Работа. Дружеские связи. Окружающее общество. Жизнь в новой семье. Родительская роль. Развитие карьеры. Выработка стиля жизни. Принятие обязательств Знания и навыки. Планирование семейного бюджета. Межличностные переговоры и разрешение конфликта. Родительская роль. Ролевые ограничения. Способность к социальному бытию либо отчуждение.
Переходный возраст (30–35) Семья. Работа. Дружеские связи. Смена оценок, привязанностей и принятых обязательств. Родительская роль (продолжение). Переоценка значимости людей. Оценка и обновление решения, касающиеся отношений, карьеры, стиля жизни. Знания и навыки организации широкой помощи. Обновление либо отстранённость.
Зрелость (35–50) Работа. Семья. Друзья. Общество. Оценка взятых обязательств. Дети оставляют дом. Изменение отношений между супругами. Связи вне семьи. Знания и навыки принятия ролей более высокого порядка. Большая степень дифференциации и интеграции ролей. Достижения и значимость в обществе либо не – значимость.
Пожилой возраст (51–65) Семья. Друзья. Работа. Окружение. Связи вне семьи. Уменьшение роли карьеры. Осознание бренности существования. Знания и навыки для: налаживания коммуникаций, учительства, умения дать совет. Большая опора на умственные, а не физические способности. Живительные связи с окружением либо эгоистическая стагнация.
Старость (65–?) Семья. Друзья. Окружающие. Увеличение зависимости от других. Оценка собственной жизни. Умение перенести смерть близких… Ожидание собственной смерти. Умение выживать при уменьшении жизненных ресурсов. Умение сказать: «Прощай». Чувство значимости либо отчаяние.

 

Кризис среднего возраста. Как и у Э. Эриксона, в схеме развития Э. Коуэна так называемый средний возраст называется зрелостью и охватывает период с до 50 лет. Задачами этой жизненной стадии является оценка взятых обязательств и изменение отношений между супругами (отчасти – в связи с тем, что дети оставляют дом), а также возникновение связей вне семьи (вовсе не обязательно сексуальных). Ресурсами здесь выступают знания и навыки принятия ролей более высокого порядка, а также большая степень дифференциации и интеграции ролей. Ну а в качестве кризиса развития, т.е. результата этапа, могут являться либо достижения и значимость в обществе, либо неуспех и незначимость.

Позволю себе, однако, сделать два замечания по поводу вышеописанного. Во-первых, всё это верно. Но во-вторых – очень поверхностно. К сожалению, и у Э. Эриксона, и у Э. Коуэна содержание одного из важнейших периодов нашей жизни – среднего возраста – изложено буквально скороговоркой.

Так что попробуем найти какой-нибудь ещё ответ на вопрос о том, что же является содержанием (задачами и смыслом) данного отрезка нашего жизненного пути.

О том, что он чреват серьёзными проблемами, знают все и каждый. Достаточно вспомнить об обиходном и вошедшем в плоть и кровь нашей культуры выражении «кризис среднего возраста», не так давно отображённого на экране в кинофильме с одноимённым названием. Однако большинство исследований этого печального феномена выполнено не «классическими» возрастными психологами, а специалистами по так называемому планированию карьеры. Так, финские консультанты по управлению и развитию Т. Санталайнен, Э. Воугилайнен, П. Поренне и Й. Ниссинен в своей давешней, но никак не устаревшей книге «Управление по результатам», утверждают, что у многих людей в возрасте от 35 до 50 лет наступает этап «брожения» и появляется довольно большое количество проблем. По их мнению, это происходит из-за того, что именно в середине карьеры человек осознаёт, что он смертен – и одновременно видит ограниченность и постоянное сужение собственных возможностей.

Для преодоления этого «кризиса середины карьеры» (который, конечно же, шире и глубже того, что описано финнами). Т. Санталайнен с коллегами рекомендуют некие правила по самомотивации, краткий конспект которых я здесь и приведу:

 

Стремись к цели, но живи сегодняшним днём.

Возьми на себя ответственность за свою мотивацию к жизни.

Приготовься к кризисам, но помни, что и организации, и люди развиваются только в них.

Позаботься о мотивации к работе – она важнейшая часть мотивации к жизни.

 

ДЛЯ ЭТОГО

 

Не попадай во всеобщее беличье колесо.

Резервируй себе достаточно времени для достижения ключевых для тебя целей.

Поддерживай только важнейшие контакты – не тони в ненужном общении.

Помни о семье – планируй на неё время и т.п.

Поддерживай искренние отношения с друзьями.

Займи чёткую и обдуманную позицию по главным целям и ценностям.

 

ДЛЯ ЭТОГО

 

Позаботься о том, чтобы быть хорошо отдохнувшим, бодрым и деятельным.

Относись положительно к работе и к жизни. Например, организуй на своём рабочем месте кружок «Люби понедельник», ибо это действительно тяжёлый день.

Сделай приятным своё окружение.

Позаботься о запланированной смене работы или работ (той самой перемене занятий, которая есть отдых).

Будь откровенен с людьми и безоговорочно поддерживай от них обратную связь (информацию о тебе).

Вознаграждай себя и требуй вознаграждений от других.

Найди новые хорошие увлечения и составь:

– проект своей карьеры

– личный план саморазвития.

Форму этого самого личного плана саморазвития, каковой всем нам рекомендуется заполнить, вы найдёте в упражнениях к данному разделу. А пока пойдём дальше и отметим, что, не будучи как-то введённым в рамки и хотя бы отчасти «погашенным», кризис среднего возраста может проявиться у человека, доселе успешно справлявшегося с жизнью и немало в ней добившегося, в виде одного из четырёх (не дай бог двух и более!) синдромов:

• Середины карьеры – это резкая (до патологии) неудовлетворённость достигнутым в зависть к тем, кто, как кажется, достиг большего.

• Сгорания – это утрата чувства перспективы, стёртость эмоциональных переживаний и видение всего и вся преимущественно в серых и чёрных тонах.

• Профессионального самоубийства – это своеобразная апраксия, паралич деятельности, при которой человек внезапно испытывает полное нежелание работать, чувствуя при этом неестественное безразличие к своей судьбе и карьере.

• Приобретённой беспомощности – а это полное отсутствие желания (и даже возможности) брать на себя ответственность, решать и действовать в объективно требующих того обстоятельствах.

Так что же это за «зараза» такая – кризис среднего возраста? В чём его задачи, смысл и суть?

Задачи середины жизни. Давайте предположим, что этот тревожный период разбивается на два важных этапа. Первый – построения структуры – как раз и начинается с наступлением тридцатилетнего возраста, и этот «юбилей» становится как бы триггером («запускным» моментом), после которого человек, доселе достаточно успешно и может быть даже весело проводивший свою жизнь, внезапно спохватывается («молодость-то позади!») и берётся за создание системы своей жизни и своего упрочения в обществе. Построение карьеры, семьи и досуга (всего образа своей жизни) для достижения в этой самой жизни приемлемого и стабильного уровня. Примерно к 40–42 годам этот этап жизни заканчивается, причём точно так же, как и в схеме Э. Эриксона, задача построения структуры может быть как выполнена, так и нет. Отмечу, что выполнение это (точнее – его оценка) носит чисто психологический характер, ибо помимо заведомых неудачников, каждый из нас вполне способен создать ту жизнь, которая его удовлетворит – если, конечно, умерит или, по крайней мере, определит свои желания, не попадёт в смертельный плен несбыточных надежд, или не задерёт «планку» своих ожиданий до уровня, который не взять и чемпиону мира по прыжкам в высоту.

Впрочем, об этом мы ещё поговорим далее. Пока же предположим, что к ревущим сороковым вы подошли с вполне устраивающей вас структурой (всё-таки подчеркну – именно устраивающей вас, а не соответствующей некоему стандарту, ибо одному может вполне хватать «Жигулей», в то время как другого будет напрочь не устраивать его «Мерседес–600»). Вот тут-то вас и подстерегает новый кризис. Внезапно приходит грустное (порой до отчаяния) осознание того, что вы находитесь не просто в середине, но на вершине («пике») своей жизни, ибо всё, что можно было достичь, уже достигнуто, а достигнутым вы как-то даже пресытились. А дальше – ничего хорошего: застой в карьере, стареющий спутник жизни, обрётшие самостоятельность и «выпорхнувшие из гнезда» дети, дряхлеющий организм и гаснущий интерес к жизни. В общем – «вверх по лестнице, ведущей вниз»[12]. Чтобы уйти от всего этого – невыносимо-мучительного – многие пускаются буквально во все тяжкие, судорожно и обречённо цепляясь за, казалось бы, уходящую жизнь. Среди этих тяжких – не только загулы с пьянками и бабами, но ещё и метания на работе и по работам, разводы и даже, не скрою, самоубийства, коих ой как много приходится на этот воистину роковой период. Между тем, на самом деле в нём нет ничего трагического и страшного – если, конечно, понять, что просто-напросто наступил второй из анализируемых нами в данном возрастном периоде этапов: индивидуации.

Проблема человеческой индивидуации. Согласно словарю, приложенному к книге «Человек и его символы» (созданной под редакцией самого К. Юнга – автора нижеописываемой теории), процесс этой самой индивидуации – это «сознательная реализация человеком своей единственной в своём роде психической реальности, включающей как сильные стороны, так и личностные ограничения. Индивидуации ведёт к переживанию Самости как регулирующего центра психического».

Сразу же уточню, что индивидуацию не следует путать с индивидуализацией (что делается сплошь и рядом), ибо в основе этого слова (individuation – неделимый) лежит идея некоего психического процесса, посредством которого человек становится воистину неделимым – т.е. отдельной сущностью или целым: тем, чем он в действительности есть. По К. Юнгу (а именно его самого я только что цитировал – и буду цитировать далее) «…индивидуация ведёт к естественной оценке коллективных норм» и «…означает расширение сферы сознания и сознательной психологической жизни»[13].

Как отмечает Дж. Рейнуоттер[14], индивидуация – это процесс, посредством которого человек становится уникальным существом, самим собой – тем, кто он есть на самом деле. В сути своей – это возвращение к себе. Кристаллизация своего «Я» после его растворения в обществе. Воссоединение в едином психическом центре разбросанных по различным сферам социума частей вашей души. Ведь к сорока годам список ваших социальных, профессиональных и прочих ролей становится воистину огромным – вы и муж, и отец, и сын, и начальник, и подчинённый, и любовник, и спортсмен, и… – список можно продолжать до бесконечности. Но в этих маленьких «я», раздробившись, потерялось главное: ваше истинное большое «Я». И вы уже не режиссёр своей жизни, но только лишь её актёр, играющий бесконечный и надоевший моноспектакль. Спектакль, где вы уже не едины, а воистину во многих лицах…

Процесс индивидуации включает в себя два этапа. Первый – он соответствует моему этапу построения структуры – заключается в посвящении во внешний мир и заканчивается (должен закончиться!) формированием того, что К. Юнг называл персоной (это социальное «Я» человека и его Большая роль – и одновременно идеальные аспекты личности, вынесенные во внешний мир) – т.е. некоего склада личности, который за таковую личность и воспринимается. Но персона – это воистину «актёрская маска», «личина», та самая одна восьмая айсберга, которая торчит на поверхности (а семь восьмых – в глубине, и глубины этой не знаете ни вы, ни другие). Вот потому-то второй этап процесса индивидуации есть посвящение в мир внутренний, и здесь вы действительно должны «оторваться от коллектива» и «вернуться домой» – в себя и к себе…

Концепция уровней жизни. Пока – достаточно. Хотя очень надеюсь, что где-то в глубинах вашего бессознательного начинает смутно формироваться уже упоминавшийся и когда-то буквально измучивший меня вопрос: «И это – всё? Построение структуры, какая-то там загадочная индивидуация, лихорадочное доделывание главного, но отложенного на потом, а после – в лучшем случае! – благодушная и благополучная старость и смерть? И где же тогда во всех этих картах жизненного маршрута то самое сознание и осознание, обретение более высокого уровня, которого, по предложенной вами гипотезе Дж. Грэхема, и является целью человеческой жизни?»

Что ж, моту вас обрадовать. Это – не всё. Но ответа на вопрос «И что за этим?» в том, что было описано в традициях ортодоксальной психологии развития, вы не найдёте. Точнее, найдёте, но ответ этот будет – «Ничего». Я и сам-то узнал истину всего несколько лет тому назад, когда во время второго моего Мастерского курса по НЛП, проводимого бельгийским центром «In mind», во время освоения одного из сегментов (курс длился почти два года и состоял из периодических пятидневных тренингов) познакомился с удивительной концепцией уровней человеческой жизни, намеренно скупо изложенной и представленной нашим тренером, директором «Epicentrum Voor neuro-lingvistic programming «In mind»» П. Врицей.

Я много размышлял над тем, что мне открылось, и смею надеяться, смог кое-чем дополнить эту концепцию – в основном с точки зрения взаимосвязей уровней жизни с психологическими и социальными структурами и ориентациями. В результате получилось нечто вроде миниатюрной системы Менделеева, позволяющей, исходя из уровня, которого достиг человек, очень многое предсказывать и прогнозировать в его психике и жизни. Таблицы этой системы приведены в конце данной книги. Но для того, чтобы их понять, вам придётся прочитать её всю. Так что в данном разделе я ограничусь изложением только лишь основных положений и сути концепции уровней жизни.

Вначале – некое вводное замечание (смею заверить – исполненное глубочайшего смысла). Одним из самых печальных заблуждений, свойственных подавляющему большинству человечества, является представление о том, что жизнь всех без исключения людей протекает исключительно в одной плоскости – как бы «по горизонтали». И что изменения в ней носят преимущественно количественный аспект – как, например, постепенное накопление материальных благ, статуса, знаний или опыта. Единственное качественное отличие, с которым мы ещё можем согласиться – это то, что существует некая действительная разница между периодами жизни человека: детством, юностью, молодостью, зрелостью и старостью. Но в сути своей – это всё то же развитие «по горизонтали», в котором вначале происходит постепенное расширение наших возможностей, а потом – такое же постепенное их сужение («я теперь скупее стал в желаньях»[15]). В концепции уровней человеческой жизни всё совсем не так, ибо в её основу положена идея «вертикального» роста нашего сознания и осознания, который не имеет границ ни в пространстве, ни во времени человеческой жизни как её обычно понимают. В процессе же этого, не предусматривающего падение взлёта (но, увы, рассматривающего возможность остановок на пути как неизбежную данность), каждому человеку даровано право пройти семь уровней бытия.

Три первые из них проходят почти все. На первом из них – импульсивном – человеческое существо (вообще-то ребёнок, но есть отдельные особи – людьми их не назовёшь – которые навсегда застревают на уровне импульсивной жизнедеятельности) живёт в категориях «Хочу!» и «Дай». Но очень быстро буквально получает «по рукам» и, задумавшись над тем, как можно поиметь всё желаемое без синяков и шишек, приходит к мысли о том, что лучше всего это сделать, обретя некую власть – над собой и другими. И переходит на следующий уровень существования.

На этом втором уровне – контроля – приступивший к социализации представитель вида «homo sapiens» начинает активно осваивать власть над собственным «Я», одновременно отлаживая взаимоотношения между этим «Я» и другими. Оптимизируя эти взаимоотношения, он постепенно включается в социальный контекст, входя в различные «тусовки» и «могучие кучки». Именно в них взрослеющий обнаруживает истинность (только относительную, но человеку уровня контроля это пока неизвестно) принципа «Единица – ноль. Единица вздор. Голос единицы тоньше писка…»[16]. И рано или поздно входит в сообщества и в общество, переходя на следующий уровень своей жизни.

На данном третьем – социальном – уровне и происходит собственно социализация – во всех её главных стадиях и ипостасях. Любопытно, однако, что именно на этом уровне довлевшее и царившее ранее «Я» уступает место величественному «Мы» («Мы – студенты»; «Мы – бизнесмены» или, как когда-то, «Мы – советский народ»), В этом нет ничего плохого, ибо сопровождающее это «Мычество» посвящение в общество совершенно необходимо для самоидентификации человека – получения им ответа на вопрос: «Кто же я такой?»

Однако с течением лет ответов на этот вопрос становится слишком много – и всё присоединяющие человека к определённым социальным группам (бизнесмен, мужчина, русский и т.п.), а не выделяющим его и его Самость (сущность, индивидуальность и т.п.). И с завершением возраста построения структуры (надеюсь – успешным) всех тех, кто не сделает следующий шаг, и поджидают весьма неприятные феномены «ревущих сороковых». Самое печальное заключается здесь в том, что любопытная истина, открывшаяся Алисе в Стране Чудес («Чтобы стоять на месте, надо идти»), целиком и полностью приложима к социальному уровню бытия. Либо вы идёте дальше вверх – к индивидуации, – либо, поболтавшись как… нечто в проруби, начинаете плавно сползать в закат, для начала опустившись на уровень контроля, где вы будете упрочивать свою ускользающую власть самодурством и ограничением окружающих («Кто здесь главный – я или вы?»), а далее – не дай вам бог! – может быть даже и впадая в маразм импульсивного уровня капризной старости…

Единственный уровень, на котором вы можете достойно остановиться – это следующий, четвёртый – уровень индивидуации. Собственно, большая часть моей книги и посвящена тому, как достичь этого уровня. Тому, как вернуться к себе, воссоединиться со своей Самостью, постигнуть глубинную сущность Высшего «Я», обрести Смысл и Цепи своей жизни, и ответить на извечные и, увы, проклятые вопросы человеческого существования: «Кто я?» и «Зачем я?»…

Однако это только четвёртый уровень бытия и осознания. И те немногие, что рискнут пойти далее, обретут нечто, далеко выходящее за пределы обыденной жизни с её мизерными возможностями.

Вообще-то тому, как продолжить свой вертикальный рост, будет посвящена другая моя книга – «Психотехнологии интенсивного саморазвития». Но для того, чтобы вы уже сейчас поняли, сколь много может быть даровано нам жизнью, коротко опишу дальнейшие уровни, целиком и полностью связанные уже не столько с бытием, сколько с осознанием.

На пятом уровне – свидетельствующего – в результате то ли счастливой случайности (которая в общем-то почему-то всегда связана с несчастным случаем и соприкосновением со смертью, которые как бы пинком заставляют нас идти дальше), то ли специального психотренинга, вы, ранее суетливо живший в там и тогда (кто в прошлом, кто в будущем), внезапно начинаете жить почти исключительно в Великом Здесь и Теперь. Прекращаете обсуждать и осуждать всё, что вас окружает. И просто с любопытством, как свидетель или зритель начинаете наблюдать за захватывающей драмой (или комедией?), разворачивающейся перед вашими глазами – драмой жизни, по поводу коей вы, однако, более уже не испытываете ни тревог, ни страхов, ни опасений…

На шестом уровне – высокого принятия – для вас навсегда исчезает дуализм, двойственность этой жизни с её Добром и Злом, Хорошим и Плохим, Приятным и Неприятным. В вас рождается удивительное чувство Слияния с Миром и не обусловленного вашими пристрастиями Принятия его как неповторимого, удивительного и прекрасного – что бы в нём ни было и ни происходило. Ваш туннель реальности оказывается разрушенным, и вы выходите на Свет, который ранее лишь изредка видели в конце этого туннеля…

Ну а на седьмом уровне – целостности – приходит Предельное Осознание. Вы не просто принимаете Мир, но понимаете его – не от и до, а весь, как он есть, в системе и синтезе. И становитесь Мадхьямой – человеком, достигшим промежуточной стадии реализации себя как бога и способным невлиятельно влиять на всё сущее… «Бред!» – скажете вы. «Прямо какой-то мистический идиотизм!» Что ж, считать так – ваше право. Но тогда не рассчитывайте на то, что эта жизнь будет вам действительно «в кайф». Ведь состояние души, которое вы обретаете на высших уровнях бытия / осознания, так же похоже на наше убогое «счастье», как вилла Рокфеллера – на собачью конуру.

Поясню свою мысль с помощью концепции уровней Сатори О. Ичазо, описанной в книге Дж. Лилли «Центр циклона». Завершение социального уровня и настоятельная необходимость заняться индивидуацией ввергает нас в Сатори –24 (я, естественно, сохраняю обозначения О. Ичазо) – отрицательное состояние боли, вины и страха; делания того, что надо делать, как бы из-под палки, по внутреннему или внешнему принуждению. Уровень индивидуации возвращает нас в Сатори +48 – нейтральное, ни положительное, ни отрицательное состояние восприятия новых данных и программ, лёгкого обучения и усвоения. Наряду с этим возникают «прорывы» в весьма привлекательное Сатори +24 – состояние базового или профессионального Сатори, когда мы легко, с удовольствием и вдохновенно выполняем свою деятельность, практически не задумываясь, как (так проходят трассу горнолыжники и автогонщики – ведь задумайся они хоть на миг, куда и как поворачивать, это обернётся либо травмой, либо гибелью). Однако полностью доступным это самое Сатори +24 становится только на уровне свидетельствующего.

А затем – прорыв, озарение и Просветление. Одним из признаков того, что человек достиг уровня высокого принятия, как раз и является возникновение у него состояния Сатори +12 (к сожалению, только на время – полностью и навсегда оно приходит только на уровне высокого принятия). Это воистину блаженство. Восприятие космической любви и космической энергии, увеличение телесного осознавания, состояние полной любви к миру, высочайшая деятельность сознания и тела. Вот как описывал это состояние Дж. Лилли[17]: «Я вошёл в состояние +12. Это произошло так, будто какой-то переключатель внутри меня, повернувшись, ввёл меня в новое состояние и пространство. Этот скачок, внезапный и крутой, означает движение в новом пространстве. Всё стало сверкающим, вибрирующим и изумительным. Мне страшно хотелось привести и других людей к этой красоте и блаженству. Я видел сияние в воздухе, подобное искрящемуся шампанскому. Грязь на полу выглядела сверкающей золотой пылью, поющая птица стала голосом, движущимся через космос и отражающим галактический центр. Мой собственный голос в звуке «ом» звучал точно так же. Всё стало прозрачным. Я видел космическую энергию, движущуюся через моё тело, и посылаемую из всего тела другим. Я видел мою собственную ауру и ауры других людей. Я чувствовал совершенство, ничего неправильного не было ни во мне, ни в Земле, ни в людях. Каждый был совершенен, все вещи были живыми, все люди были изумительными и восхитительными».

О том, что происходит с нашим сознанием далее, пока умолчу – из опасения, что вы признаете меня сумасшедшим и перестанете читать эту книгу. Да и задача её другая. Помочь вам пройти индивидуацию и, быть может, вплотную подойти к уровню Свидетельствующего. А значит – научиться строить свою судьбу по-своему, а не чьему-то разумению. И начать получать истинное удовольствие от путешествия длиною в жизнь…

Упражнение 6.

Т–001. Техника «отрезок жизни»[18].

На пустом листе бумаги начертите отрезок. Один его конец представляет ваше рождение, а другой – вашу смерть. Поставьте крестик на том месте этого отрезка, где вы находитесь сейчас. Поразмышляйте над этим примерно пять минут.

Упражнение 7.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.