МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПОСТРОЕНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА





«Если вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на вас»

Д. Рон

3.1.1. Цели, которые мы выбираем

Сущность и особенности нейролингвистического программирования (НЛП). Вначале – некоторые исходные положения той самой науки, с помощью которой я и предлагаю вам осуществить самоперепрограммирование. Не пугайтесь – будет их всего три, а необходимы они в связи с тем, что подход НЛП к человеку и изменениям оного в корне отличается от, так сказать, общепсихологического. Первое из них в общем-то хорошо уже знакомо. Дело в том, что по мнению создателей НЛП, Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера сотоварищи, нейролингвистическое программирование представляет собой как бы модель психологических процессов и поведения человека. Модель эта построена на вполне отчётливой компьютерной аналогии, согласно которой человеческий мозг может быть представлен в виде сверхмощного компьютера, а индивидуальная психика – как набор программ. Эффективность же жизнедеятельности человека определяется качеством его «программного обеспечения», и может быть существенно повышена за счёт перехода на более совершенные «программы» психической деятельности.

Теперь второе, немного странное, положение нейролингвистического программирования. Согласно НЛП содержание человеческого опыта (которое, собственно, и является основным предметом «классической» психологии») в деле программирования человеческой психики не столь уж и важно. Нейролингвистическое программирование уделяет основное внимание организации этого опыта – тому, как человек строит свой опыт; какие процессы лежат в основе данного построение; и как всем этим можно управлять. Именно в связи с этим «классики» НЛП часто предлагают рассматривать использование этой науки как своеобразный образовательный процесс: переобучение мозга. Большинство реакций людей на внешние и внутренние раздражители являются стереотипными и автоматическими – но далеко не всегда полезными и эффективными. Путём замены старых «программ» на новые нейролингвистическое программирование создаёт более продуктивные формы поведения и реагирования на внешние и внутренние стимулы.

И, наконец, третье положение нейролингвистического программирования – о смысле и предназначении НЛП. Его (их) можно выразить в виде простой метафоры. Если вы покупаете какую-нибудь сложную вещь – телевизор, компьютер и т.п., то в обязательном порядке требуете инструкцию по пользованию этой самой вещью. Иначе вам просто не удастся воспользоваться всеми возможностями, которые заложены в любом сложном изделии. Но тогда как же жаль, что Мать-Природа, снабдив нас таким прекрасным инструментом, как мозг, то ли забыла, то ли не захотела приложить к этому изделию подробную инструкцию по пользованию. Соответственно, нейролингвистическое программирование и является наукой, которая как бы разрабатывает инструкции по использованию возможностей человеческого мозга. Инструкции по управлению мозгом – своим и чужим.

Подход НЛП к перепрограммированию человека. Вообще-то, все психотехнологии НЛП можно подразделить на техники низшего, среднего и высшего уровней. В этой части мы, в основном, будем изучать базовые психотехнологии НЛП, которые исходят из очень интересного положения: любые сложные психологические явления, происходящие в психике человека, можно свести к системе элементарных процессов и кодов деятельности его мозга, изменение которых в свою очередь изменяет и эти самые психологические явления.



То есть все те ваши психологические особенности, которые, как вы выяснили, весьма отрицательно влияют на вашу же жизнь и судьбу (и которые, как вы помните, я обозвал номинализациями – процессами, превращёнными в явления и вещи), с помощью методологии и методов нейролингвистического программирования мы можем как бы разложить на элементарные, поддающиеся изменению составляющие, каковые потом можно будет собрать заново – но уже в нужной последовательности. С точки зрения НЛП, психику человека можно представить в виде этакого набора элементов типа конструктора «Лего». Из данного набора можно собрать практически всё что угодно – в том числе и психологические особенности.

Но, к сожалению, во-первых, у многих из нас эта самая сборка была осуществлена крайне неудачно, так что в результате получилось чёрт знает что. А во-вторых, практически у всех, в получившихся (весьма уродливых) «конструкциях» не хватает некоторых весьма важных элементов, которые, по той или иной причине, были нами забыты или потеряны. Но элементы эти не исчезли совсем. Они просто спрятались в тёмных глубинах нашего бессознательного.

Изучая элементы психики, которые, складываясь в последовательности, и образуют наши туннели реальности (частью которых и выступают ваши психологические характеристики), специалисты по нейролингвистическому программированию обнаружили, что любой человеческий опыт состоит из следующего. Визуальных образов и восприятий. Внешних и внутренних звуков и голосов. Приходящих извне или изнутри ощущений. А также различных логических конструкций. В общем-то, сие вполне естественно, ибо как известно, имеется пять основных способов, с помощью которых мы познаём окружающий мир: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Наиболее важными являются первые три из них – визуальный (V), аудиальный (А) и кинестетический (К) каналы получения информации, а также четвёртый, свойственный только людям (а не всему прочему живому): логический или, иначе, дискретный (D) – формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума. Так вот, по НЛП, именно эти самые V, А, К и D – образы, звуки, ощущения и логические модели – по-разному организуясь и сочетаясь, не только создают наш опыт, но и определяют схемы реагирования или, иначе, способы поведения в мире, являясь как бы своеобразными кодами программ человеческой жизнедеятельности. А это значит, что для того, чтобы изменить эти самые программы, вполне достаточно, не особо вдаваясь в то, откуда и как они появились, просто поменять последовательность, организацию или конкретное содержание соответствующих VAKD!

Закончим на этом с теорий нейролингвистического программирования – тем более что для того, чтобы пользоваться НЛП вам вполне достаточно понять одну-единственную метафору: конструктор «Лего». И перейдём к изучению принципов «разборки» сложных психических явлений на элементарные составляющие образующих их процессов.

«К» и «От» в нашей жизни. Начинается эта работа с проверки направления. Предположим, что вы решили стать лучше. Очень хорошо. Тогда сформулируйте, чего вы хотите. Что? Вы хотите прекратить быть прямолинейным, чрезмерно осторожным и замкнутым (пример условный). Ну, тогда значит, что вы вообще ничего не хотите. Или, если точнее, хотите неправильно. Поскольку вместо того, чтобы прийти К гибкости поведения, разумному риску и нормальной общительности, собираетесь уйти От всего того плохого, что перечислено выше.

Это только кажется, что разница между этими последними «от» и «к» не очень-то существенна. На самом деле она кардинальна. Предположим, что вы заболели и пришли к врачу. Зачем? Ну, конечно же, затем, чтобы избавиться от болезни. Но избавиться от чего-то вовсе не значит к чему-то прийти. Если вы воскресным вечером после проведённого на природе уик-энда собираетесь вернуться домой, вам не удастся сделать это, просто идя от леса, в котором вы так хорошо провели своё время. Вам обязательно нужно идти к остановке автобуса, станции электрички или припрятанной неподалёку машине. Самолёт, летящий от аэродрома и не знающий конечной точки своего маршрута – другого аэродрома, на котором он сможет приземлиться, – летит в никуда: к аварийной посадке где-нибудь в тайге. Да, человек – это, конечно же, не самолёт. Но если он идёт от чего-то, не зная, к чему он собирается прийти, вероятность успеха «путешествия» становится воистину мизерной. Нейролингвистическое программирование, моделируя эффективность и совершенство, давно уже установило, что наиболее действенным является именно движение к, а не от; приближение к позитиву, а не удаление от негатива. В условиях нынешнего базара, который мы ошибочно называем рыночной экономикой, миллионы людей занялись бизнесом. Примерно восемьдесят процентов из них – чтобы уйти от нищеты. И только двадцать – чтобы прийти к богатству. Как вы думаете, кто из них добился большего успеха и преуспел?

Определить то, чего вы действительно хотите (а не то, чего не желаете), отвернуть вас От проблемы и повернуть лицом К решению, не так уж и сложно. Достаточно воспользоваться разработанной в краткосрочной стратегической терапии психотехнологией, которая называется техникой «волшебный вопрос». Наиболее общей его формулировкой является следующая[61]:





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.