ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Самодиагностика, или Что я думаю о себе Итак, к делу. Первый шаг— самодиагностика. Как вы думаете, знаете вы себя? Люди очень различаются по ответу на этот вопрос, различаются даже потому, что понимают под словами «знать себя». Для одних — это значит представлять, на что способен, что от себя ждать, для других — знать свои положительные и отрицательные качества, достоинства и недостатки, для третьих — хорошо разбираться в тончайших движениях своей души, в своих чувствах и переживаниях. Для кого-то это доскональное знание своей внешности, для кого-то — умение общаться. А некоторые искренне не понимают, как это можно не знать себя. А вы? Что означает для вас — знать себя? Легко ли вам ответить на этот вопрос? Для того чтобы лучше разобраться в этом, выполните первое задание. Методику задания, которое вы сейчас будете делать, разработали американские психологи Кун и Мак-Портленд. Называется она «Кто Я? 20 предложений». В течение 15 мин вы должны ответить на вопрос: «Кто Я?», использовав для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову. Вы же сами понимаете — правильных и неправильных ответов здесь быть не может. Читатель! Именно сейчас вы выбираете, как читать книгу. Подумайте. Можно просто читать книгу дальше, можно прервать чтение и выполнить задание, можно прочесть интерпретацию, узнать, для чего эта методика предназначена, а потом уже выполнять ее. Так поступают многие (может быть, те же, кто заглядывает, не удержавшись, в конец детектива). Но я должна вас предупредить: на этой дороге вас может поджидать ловушка, в которую часто попадают неудачники. Это желание скрыть правду о себе даже от себя самого. Как будто есть какой-то правильный ответ и если «подогнать» себя под него, то можно успокоиться. В эту ловушку можно попасть и от лени. Ведь думать о себе довольно трудно, гораздо проще приложить к себе какой-нибудь готовый эталон, мерку. Почему это ловушка для неудачника? Я думаю, вы сами догадались — к чему еще может привести желание обмануть самого себя или не утруждать себя размышлениями о собственной персоне? Если же вы уверены, что избежите этой западни, дерзайте! Итак, перед вами три дороги. Вы выбираете одну, чтобы идти по ней, не сворачивая, до конца этой книги. Бессмысленно выполнять лишь некоторые упражнения и не выполнять другие. Итак, выбирайте! А теперь вернемся к заданию. Закончили? Перейдем к интерпретации. Что означают ваши ответы? Прежде всего посмотрите, сколько слов и предложений вы успели написать за 15 мин. Этот показатель носит название уровень самопрезентации. Думаю, слово «презентация» вам хорошо знакомо. По радио, телевидению сейчас все время слышишь: «презентация фонда», «презентация фирмы», «презентация театра». За этим пышным словом скрывается обычное русское «представление», «предъявление», и уровень самопрезентации — это уровень представления, предъявления себя. Чем большее количество слов и предложений вы успели написать за отведенное время, тем выше у вас уровень самопрезентации. Кстати, вы использовали все 15 мин или прекратили работу где-то в середине, решив, что о себе все возможное вы уже сказали? Последнее чаще всего свидетельствует о том, что у человека есть ограниченный жесткий круг представлений и он никогда (правда, по разным причинам) не пользуется возможностью заглянуть за эту границу, посмотреть, нет ли там чего-нибудь интересного или нужного (а может, и того, и другого). Если ответов у вас очень мало —не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе (почему? что такого неприятного или страшного вы можете сами от себя скрывать? подумайте об этом), или — это встречается чаще — просто не думаете о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, вам этого достаточно? От 9 до 17 ответов — это средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что-либо определенное. Вроде бы человек и знает себя, да как-то не очень хорошо, может быть, думает о себе, да как-то не очень много. Те, у кого низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте, что вам помешало ответить? Чего вам не хватило? Умения сделать над собой усилие — вам просто надоело отвечать? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем именно надо работать. Когда ответов18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе и, главное, не стесняется сам себя. Но внимание! Те, у кого высокий уровень самопрезентации, посмотрите, нет ли у вас повторяющихся ответов, например: 4. «Я люблю рок-музыку»; 7. «Вечерами я часто слушаю записи рок-музыкантов»;12. «Мое самое любимое занятие — слушать музыку» и т. п. Или так: 3. «Я очень некрасивая»; 4. «У меня некрасивые глаза и волосы»; 7. «Самое некрасивое во мне — рост и вообще фигура»; 9. «Я часто смотрю в зеркало и думаю, почему я такая некрасивая»; 13. «У меня некрасивое лицо»; 17. «Со мной никто не дружит, потому что я некрасивая». Такие повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но для определения уровня самопрезентации, уровня того, насколько вы знаете себя и можете говорить о себе, посчитайте все эти высказывания за одно. (Кстати, это полезно сделать и тем, у кого низкий и средний уровень.) Сколько осталось? Подчеркните и выпишите эту важную для вас тему, даже если она теперь покажется вам и странной, да и не темой вовсе (так, например, у одного юноши такой темой оказалось то, что у него маленький рост). Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит? И учтите, это почти никогда не бывает случайным. У вас ответовбольше 22? Не перехитрили ли вы самого себя? Может быть, вы решили — задача в том, чтобы написать как можно больше, и стали писать что попало, лишь бы набрать желаемое число. Вы не попали в ловушку «Кто больше»? Не решили ли, что здесь соревнование и вы обязательно должны выиграть? Вы всегда стремитесь только к выигрышу? Часто видите ситуацию соревнования там, где (как, например, в данном случае) ее вовсе не предполагалось? Перечитайте свои ответы, сколько из них действительно характеризует вас, а сколько написано случайно, просто так? Подумайте, что вы выигрываете, а что проигрываете, стремясь угадать, чего от вас ждут, и добиться первого места? Хотите знать, какой уровень самопрезентации обычно бывает у неудачников? В общем, самый разный, но все же чаще это либо достаточно низкий (или такой средний, который ближе к низкому), либо очень высокий (более 22). Другими словами, они либо прячутся от себя, либо стараются угадать, что надо сделать, и стремятся добиться наивысшего результата. Но уровень самопрезентации — показатель все же достаточно формальный. Давайте теперь проанализируем ваши ответы с точки зрения их содержания. Почти наверняка ваше самоописание начинается с таких слов, как «юноша», «девушка», «живу в г. Костроме» и т. п. Это так называемые ролевые и формально-биографические характеристики. Почти все начинают с них, и это естественно. Но посмотрите внимательно, сколько у вас таких характеристик, какое место они занимают в вашем автопортрете? Если таких характеристик большинство, то получается, что вы — лишь сумма социальных ролей, возраста, других формальных характеристик. Но где же в этом вы? Ведь людей, обладающих именно такими ролевыми и биографическими характеристиками, очень много. В чем же проявляется именно ваша индивидуальность? Зачеркните эти ответы, что останется? Вы действительно больше ничего не видите в себе или выдвинули их вперед, чтобы не думать о чем-то другом? Тогда о чем? И надо ли прятаться от самого себя? Теперь посмотрим, какого типа ответы встречаются у вас чаще всего. Мы уже говорили об одной важной теме. Это наиболее яркий и простой случай. Чаще, однако, бывает та, что ответы вроде бы разные, но говорят об одном и том же. Например, о том, каким вы кажетесь другим людям, или о ваших планах на будущее, о проблемах с окружающими — о чем угодно. Обычно так проявляются проблемы, наиболее важные для вас, те, которые во многом определяют ваше поведение, порой даже неосознанно. Есть ли у вас такая проблема? Какая это проблема? Теперь посмотрите на свои ответы с точки зрения того, к какому времени они относятся. К прошлому? К будущему? К настоящему? Они вообще вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому, почему так получилось? Ваше прошлое вам кажется лучше, чем настоящее. Или, напротив, в прошлом было что-то, что мешает вам жить и сегодня. Вы до сих пор сводите с ним счеты? И долго вы собираетесь так жить, перебирая, словно драгоценности, позавчерашние успехи и борясь со вчерашними неудачами? Не прячетесь ли во вчерашнем дне от сегодняшних задач и проблем? Или вы предпочитаете для этих целей день завтрашний и ваши ответы в основном о том, что будет завтра. Вот завтра найдете хорошую работу... Встретите необыкновенную девушку и тогда... Не помню, где я прочла такую историю. Мальчику попал в руки волшебный клубок. Дергая за нитку, можно было перенестись во времени и приблизить любое событие своей жизни. Сначала он дергал за нитку, чтобы скорее окончить школу, затем — окончить институт, жениться на любимой девушке, защитить диссертацию, добиться высокого поста. Он дергал и дергал клубок, и все желания его исполнялись. Но когда же и сколько он жил? А вы? Связывая все в своей жизни в основном с будущим, что вы оставляете сегодняшнему дню? Каков вы сегодня? Большинство ответов вне времени? Они относятся к сегодняшнему дню так же, как ко вчерашнему и завтрашнему? У вас нет ощущения, что вы меняетесь, что каждый день ставит перед вами новые задачи? Вам нравится это ощущение стабильности, постоянства? А может быть, вы просто боитесь меняться, боитесь того нового, неизвестного, что может проявиться в вас? Не лишаете ли вы себя тем самым шанса приобрести какие-то новые качества, взгляды, идеи? Если же в ваших ответах сочетается прошлое, настоящее и будущее, причем настоящего все-таки больше, это свидетельство полноценного ощущения времени своей жизни. Еще раз просмотрите свои ответы. Поставьте около каждого из них «+», если это вам в себе нравится, «—», если не нравится, «О», если вам все равно, и «?», если вы не можете решить, нравится вам это в себе или нет. Посчитайте количество знаков. Каких больше — положительных или отрицательных? А может быть, в основном нули или знаки вопроса? Это свидетельство вашего отношения к себе — принимаете вы себя или отвергаете, любите или нет, безразличны или сами не знаете, как вы к себе относитесь. Конечно, на самом деле отношение к себе — гораздо более сложное образование. Мы получили лишь первые, самые грубые ориентиры. Но они тоже о многом говорят. Внимание! Очень трудный момент! Ответы типа «хороший», «плохой», «добрый», «злой», «умный», «глупый», «удачливый», «неудачник» —насколько они являются результатом ваших размышлений о себе, самоанализа, а насколько табличкой, ярлыком, который вы повесили на себя, чтобы к вам никто, и прежде всего вы, вы сами, не цеплялся? Не построили ли вы из этих табличек своего рода крепостные стены, за которыми собираетесь спрятаться от жизни и от самого себя? Это действительно очень трудный вопрос. Ответ на него требует серьезных размышлений, усилий и даже, если угодно, мужества. Но если вы сумеете самому себе честно ответить на него, вы сделаете важный шаг на пути саморазвития. Итак, вы проанализировали свои ответы на вопрос «Кто Я?». Запишите результаты своего анализа в дневник. Через некоторое время вы сможете вернуться к этим записям и увидеть, какими вы были, когда начинали работу по саморазвитию. Эта методика должна помочь вам разобраться в том, знаете ли вы себя и что именно вы о себе знаете, что хотите знать о себе и что прячете от себя. Как вы думаете, какие ответы по этой методике чаще всего встречаются у людей, считающих себя неудачниками? Во-первых, это значительное количество ролевых и формально-биографических характеристик; во-вторых, это тема своей неудачливости, неуспешности; в-третьих, их ответы в основном относятся или к прошлому, или к будущему и, наконец, в-четвертых, у них преобладают отрицательные оценки или «?», что свидетельствует об их нелюбви к себе, неприятии себя или о неумении (нежелании) разобраться в своем отношении к себе. Интересно получается с ответами-ярлыками. Большинство неудачников не принимают, как говорят психологи, этой задачи, не хотят отвечать на этот вопрос и разбираться в нем. Ну как, ваши ответы близки к ответам неудачников? Или ваш автопортрет получился совсем другим? Не откладывайте свои ответы на методику «Кто Я?». Давайте еще поработаем с ними. Второе задание. Выберите ответы (лучше, чтобы их было не менее десяти), которые, с вашей точки зрения, наиболее важны для вас, и напишите, почему вы обладаете той или мной чертой. Откуда она у вас? Ну, например, так: «Я лентяй, потому что меня в детстве не приучали к систематической работе»; или: «Я умный, потому что я изо всех сил использую все свои умственные способности»; или таким образом: «Я некрасивая потому, что уж такой уродилась. Сестре досталась красота, а мне предлагают пользоваться скромностью как лучшим украшением». Разделите все ответы на четыре категории: зависит от меня (обозначьте их буквой «Я»); зависит от других (буква «Д») — от кого, кстати? — от случая, судьбы, может быть, даже рока (поставим букву «Р»); ни от чего не зависит, просто так получилось (буква «Н»). Так же отметьте ответ «не знаю». Теперь посчитайте, сколько у вас ответов каждой категории. То, что мы сейчас с вами делали, называется в психологической литературе каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю). Каузальная атрибуция — это «приписывание причин», объяснение причин и мотивов поведения других людей или (как мы делаем сейчас) своих собственных черт, мотивов, личностных особенностей. Каких ответов у вас больше: ответов «Д» или ответов «Р»? Вы считаете себя игрушкой в руках других людей или в руках судьбы? А может быть, вы вообще думаете, что человек — это то, что из него лепит жизнь, другие люди? Но не отказываетесь ли вы тем самым от самого себя, от того, чтобы чувствовать себя хозяином собственного «Я»? У вас преобладает буква «Я»? Вы-то уж точно ощущаете себя хозяином самого себя. Но задумайтесь, если вы почти во всех случаях видите причину только в себе, не приводит ли это к тому, что вы пытаетесь контролировать в своей жизни все и вся, не пытаетесь ли вы принцип причинности распространить на все события вашей жизни? Другими словами, не объясняете ли вы все, что с вами происходит, какими-то свойствами, присущими именно вам. Не пришел вовремя троллейбус — это потому, что я такой невезучий. Пропало что-нибудь — это потому, что я такой растяпа (как будто у других никогда ничего не теряется), и т. п. Особенно следует обратить на это внимание в тех случаях, когда речь идет о чертах, в которых в разной мере проявляется отрицательное отношение к себе. В основном буква «Н»? Мне кажется, вы опять от кого-то прячетесь или от чего-то убегаете, лишая себя шанса проанализировать и понять кое-что в себе, в своей жизни, в том, почему вам везет или не везет. Почему вы этого не делаете? Не хотите? Может быть, вы боитесь, что станете более беззащитным, неуверенным в себе? Но если вести себя так, то может получиться, что все ваши силы будут уходить только на то, что в психологии называется выстраиванием защит, а для реальной деятельности, для реальной жизни просто не останется ни сил, ни времени. И вообще, почему вы так уверены, что самоанализ сделает вас беззащитным? А может быть, наоборот, вы найдете в себе такие силы, которые убедят вас, что вы сами делаете свою судьбу? На самом деле многое зависит от того, как мы смотрим на вещи, от того, с какой установкой мы подходим ко всему на свете, в том числе и к самим себе. Предлагаю подумать над результатами этого задания и записать эти результаты в дневник. И давайте договоримся, что вы будете записывать в дневник все выводы, которые сделаете в ходе нашей работы, все вопросы к самому себе, а я больше не буду напоминать вам об этом. Думаю, что вы уже поняли: оптимальный результат по этому заданию определяется только соответствием реальности, тем, как это на самом деле. Но достигнуть его, как выясняется, не так легко. Требуются специальная работа, специальный анализ, умение взглянуть на себя непредвзято. А именно такого умения обычно нет у того, ^кто считает себя неудачником. Давайте сопоставим результаты выполнения второго задания с тем, что у вас получится при выполнении популярного зарубежного теста «Умеете ли вы решать свои проблемы». Он вошел в сборник популярных (т. е. не имеющих строго научного смысла, в какой-то мере игровых, но очень полезных для самодиагностики) тестов «Знаете ли вы себя»*[*]. Одни играючи решают самые сложные проблемы. Других может «положить на лопатки» и незначительная мелочь. К какому типу относитесь вы? Давайте проверим. 1. Рассказываете ли вы о своих проблемах, неприятностях: а) нет, это бы вам не помогло — 3 очка; б) конечно, если есть подходящий собеседник, — 1; в) не всегда, иной раз вам и самому тяжело думать о них — 2. 2. Насколько сильно вы переживаете страдания: а) всегда очень тяжело — 4 очка; б) это зависит от обстоятельств — 0; в) вы стараетесь терпеть, не сомневаясь, что любой неприятности рано или поздно приходит конец, — 2. 3. Если вы не употребляете спиртное, то переходите к следующему ... росу. Если употребляете, то для того, чтобы: а) «утопить» в нем свои проблемы — 5 очков; б) хоть как-то рассеять все свои «головные боли» — 3; в) просто это нравится — 1. 4. Что вы делаете, если что-то вас глубоко ранит: а) разрешаете себе радость, которую долго не могли позволить, — О очков; б) идете к хорошим друзьям — 2; в) сидите дома и жалеете самого себя — 4. 5. Когда близкий человек вас обижает: а) «прячетесь в свою раковину» — 3 очка; б) требуете объяснений — 0; в) рассказываете об этом каждому, кто только готов слушать, — 1. 6. В минуту счастья: а) не думаете о перенесенном несчастье — 1 очко; б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет, — 3; в) не забываете о том, что в жизни есть и много неприятного, — 5. 7. Что вы думаете о психиатрах: а) вы бы не хотели стать их пациентом — 4 очка; б) многим людям они могли бы помочь — 2; в) человек и сам во многом может помочь себе — 3. 8. По вашему мнению, судьба: а) вас преследует — 5 очков; б) к вам несправедлива — 2; в) к вам благосклонна — 1. 9. 0 чем вы думаете после ссоры с любимым человеком (супругом), когда ваш гнев проходит: а) о том приятном, что у вас было в прошлом, — 1 очко; б) мечтаете о тайном мщении — 2; в) думаете о том, сколько вы от нее (него) уже вытерпели, — 3. А теперь подсчитайте очки, которые вы набрали. От 7до 15 очков. Вы легко миритесь со своими неприятностями, даже бедами, поскольку умеете верно их оценить. Крайне важно и то, что вы не слишком любите жалеть себя (слабость, которую питают многие). Ваше душевное равновесие достойно восхищения! От 16 до 26 очков. Бывает, что вы подчас проклинаете судьбу. И все же у вас есть прекрасная отдушина: возможность «выплеснуть» свои проблемы на других. После этого вам сразу же становится легче. (При этом вам, конечно, важно, чтобы вас внимательно слушали и сопереживали вашим проблемам, неприятностям.) И все же задумайтесь: не стоит ли вам побольше владеть собой, а не пользоваться постоянно лишь таким способом решения своих проблем? От 27 до 36 очков. Вы еще не научились правильно «расправляться» со своими бедами. Быть может, поэтому они вас так и терзают. Вы предпочитаете закрыться в себе, пожалеть себя. Но, может быть, стоит использовать и иной способ? Мобилизуйте свою энергию! В вас достаточно доброго, хорошего начала, которое поможет вам с успехом решить все ваши проблемы и неприятие ситуации. Кто-то очень точно, на мой взгляд, назвал такие тесты «бумажным зеркалом». Что-то в них есть ненастоящее, но все же мы отражаемся в них такими, какими хотим казаться сами себе. И если мы склонны обманывать сами себя, что ж... В настоящие профессиональные тесты, для того чтобы выделить стремление людей показать себя лучше, часто «вмонтирована» специальная шкала. Она так и называется «шкала видения себя в лучшем свете» или «шкала лжи». Я не могу вам раскрыть профессиональной тайны и не буду приводить примеры. В популярных тестах таких шкал обычно не бывает. Предлагаю вам просто вернуться к своим ответам и посмотреть на них с этой точки зрения. Итак, сравниваем, сопоставляем результаты выполнения второго задания по методике «Кто Я?» и теста (после того как вы проверили себя на отсутствие стремления увидеть себя в зеркале приукрашенным). Вариантов может быть много, но мне хотелось бы обратить внимание лишь на некоторые. Прежде всего самые благоприятные варианты: низкая оценка по тесту (7—15 очков) и ориентация на себя преимущественно или невыявленность никакой ориентации по методике «Кто Я?» (последнее означает, что человек опирается на тот «принцип реальности», о котором мы говорили выше). Я рада за вас, рада, что вы уверены в себе, умеете верно оценить события своей жизни и принять решение. Но все же должна влить небольшую ложку дегтя и сказать, что у тех, кто ищет причины всех событий преимущественно в самом себе, на самом деле это бывает довольно редко, а принимаемые ими решения часто оказываются неадекватными (т. е. не соответствующими ситуации). Эти люди либо идут напролом и ждут успеха или неуспеха (в зависимости от отношения к себе) буквально во всех ситуациях, либо прибегают к тактике «могу, но не хочу», часто неосознанно принимая решение, которое позволяло бы либо вообще ничего не делать, либо заниматься «псевдодеятельностью», подменяя реальное преодоление трудностей какими-нибудь действиями, занятиями «вокруг проблемы». У вас не так? Ну что ж, тем лучше. Но все же чаще тот, кто предпочитает приписывать себе полную ответственность за все, что с ним происходит, если он достаточно честен перед самим собой, получает по тесту «Умеете ли вы решать свои проблемы» большое количество очков. Именно в силу тех особенностей решения проблем, поведения в трудной ситуации, о которых говорилось выше, а также потому, что, встречаясь с какими-то неприятностями, бедами, такой человек ищет ответ на вопрос «Кто виноват?», а не на вопрос «Что делать?». Так поступают и те, кто получил большое количество очков по тесту и склонен приписывать ответственность за события своей жизни другим людям или року, судьбе. Только первые на вопрос «Кто виноват?» отвечают: «Я! Конечно, Я!», а вторые: «Другие люди (мама, папа, одноклассники) или случай». Конечно, все не так просто и однозначно. Довольно многие объясняют то, что им в себе нравится, своими заслугами, а то, что не нравится, — вмешательством или влиянием других людей, причудами фортуны, неудачным расположением звезд — чем угодно. Ясно, что эта тактика очень бесперспективна и часто приводит к реальным неудачам. Поэтому по приведенному выше тесту они также получают большое количество очков. Но все дело в том, что происходит такое «приписывание ответственности» за положительные и отрицательные качества часто неосознанно, точнее сказать, вне контроля сознания. Заметить эту особенность в себе довольно трудно, но очень важно. Помните короля из сказки Е. Шварца «Обыкновенное чудо»? Того самого, который все свои, мягко говоря, недостатки списывал на дурную наследственность — двоюродную бабушку с материнской стороны, троюродную тетю, и при этом он считал себя даже молодцом — другие на родных сваливают, на близких, а он на покойников, и им все равно, и ему легче. Помните, чем он кончил — Не-человек, безвольный болванчик в руках нахального проходимца, ненавидящий и боящийся всех, готовый умереть (легкой смертью), лишь бы уберечь себя от серьезных переживаний, от того, чтобы взглянуть в глаза действительности, он едва не доводит до смерти единственного человека, которого действительно любит, — свою дочь. Правда, это сказка, и уж слишком проста и назидательна. Куда ей до нашей сложной жизни! Но опыт показывает, что эта позиция и в жизни часто приводит не просто к неудачам, а к катастрофам, жизненному краху. Поэтому требуется пристальное внимание к тому, как вы анализируете, как объясняете свои поступки, качества, успехи и неудачи и как — поступки, качества, успехи и неудачи других людей. У вас сейчас есть возможность заметить, к чему вы склоняетесь. Вернитесь, посмотрите еще раз, как вы выполнили второе задание. Не проявилась ли у вас похожая тенденция? Пусть немного, пусть даже намеком? Те, у кого много ответов «Н», чаще всего получают по тесту от 16 до 26 очков. И это, конечно, не случайно. Если нельзя сделать вид, что проблемы не существует, то для людей, склонных к игре в прятки с самими собой, единственный выход — переложить проблемы на другого. Нет ли здесь противоречия? Ведь выше мы говорили о том, что такой человек даже перед самим собой боится оказаться более неуверенным, более беззащитным... и вдруг рассказывать другому о своих неприятностях. Но все дело в том, что рассказ о беде, неприятности заменяет реальное решение проблемы. Рассказывать, особенно внимательному и понимающему собеседнику, гораздо безопаснее, чем действовать. Ведь в последнем случае может быть реальный неуспех и несостоятельность станет ясна всем, в том числе и самому себе. Мы рассмотрели лишь некоторые варианты, но и из них ясно видно, как связано объяснение причин своего поведения, наличие тех или иных личностных черт и умение решать свои проблемы, преодолевать беды, неприятности. А теперь давайте еще раз займемся самооценкой, на этот раз — наглядной, графической. Заодно проверим, насколько доходчиво я сумела показать, что такое психологическая интерпретация. Результаты двух следующих заданий вы должны проанализировать сами. 1. Ниже вы видите пять линий и пять характеристик. Если представить, что слева направо значение характеристики возрастает, то где, по вашему мнению, вы находитесь сейчас? (Отметьте это на каждой линии знаком «х».) А место, где вы хотели бы находиться, — знаком «!» Ум………………………………………………………… Успех в делах……………………………………………. Дружба …………………………………………………… Любовь……………………………………………………. Внешность………………………………………………… Для того чтобы понять, что это значит, моя помощь вам не нужна. 2. Вновь вернемся к каузальной атрибуции. В следующих предложениях надо выбрать один из предлагаемых ответов. Итак: 1. Мой успех зависит от: — меня самого; — других людей; — везения; — всего понемножку. 2. Мое настроение зависит от: — меня самого; — других людей; — погоды; — ни от чего не зависит. 3. Мои страхи и опасения зависят от: — меня самого; — других людей; — погоды; — ни от чего не зависят. 4. Когда у меня с кем-то портятся отношения, это зависит от: — меня самого; — других людей; — обстоятельств; — ни от чего не зависит. 5. Большинство событий моей жизни зависят от: — меня самого; — других людей; — везения; — всего понемножку. В заключение старая восточная легенда — вместо морали. «После того как боги сотворили Вселенную — Землю, Звезды, Солнце, после того как они сотворили Природу — горы, моря, океаны, леса, цветы; после того как они сотворили Человека, они создали Истину. Боги не хотели, чтобы Истина досталась человеку даром, без труда. Он должен был сам достичь, открыть ее. И тогда Боги задумались, где спрятать Истину. Сначала они хотели спрятать ее на вершине самой высокой горы, затем — в самом глубоком месте океана, затем — на самой далекой звезде, но все эти места казались им слишком доступными для человека. И тогда они решили: «Спрячем Истину в сердце Человека. Он станет искать ее на Земле и на Небе, в лесах и воде, даже не подозревая о том, что все время носит ее с собой». |