МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Опыт неудач. Откуда и почему?





А теперь вернемся к началу. Помните решение задач на сообразительность, про то, что с неудачей в этих ситуациях чаще сталкивались те, кто ждет ее? Я думаю, теперь лишь одной подсказки достаточно, чтобы вы сами объяснили при­чину их неудач. Подсказка такая. На мешочках, которые ис­пользовались в лотерее, было написано, сколько в нем выиг­рышных фишек, сколько проигрышных, причем в некоторых было больше первых, в других — вторых и лишь в одном их количество было одинаково. В эксперименте на решение за­дач, как уже говорилось, они различались по трудности, при­чем все знали и видели, где лежат легкие задачи, где средней трудности, а где сложные, можно было выбирать следующую, ориентируясь на результат предыдущей. Теперь вы знаете все. Итак, каков ваш вывод?

Правильно. Те, кому не везло, решая, что делать (или, вы­ражаясь научным языком, выбирая стратегию своего поведе­ния), ориентировались не на реальные условия ситуации (ка­ких фишек больше? какую я скорее всего, следовательно, могу достать? смогу ли я решить задачу этой сложности, ведь более легкую я не решил? я решил трудную задачу, значит, я могу попробовать решить еще более сложную?), а на свои внутрен­ние представления о своей удачливости или умения решать задачи либо на готовые правила, «принципы поведения», на­пример: «Всегда надо стремиться к удаче», «Перед собой надо ставить только трудные задачи», «Лучше синица в руках (т. е. избегание штрафа в лотерее, решение совсем легкой задачи), чем журавль в небе» и т. п.

Такой неучет условий ситуации, ориентация на прошлый опыт, на усвоенные в прошлом правила и нормы поведения, в общем на какие-то свои внутренние ощущения, представле­ния, и отличал неудачника от тех, кому в этих случаях улыбну­лась удача. Последние просто обращали внимание на то, что происходит вокруг («Сейчас больше проигрышных фишек, зна­чит, надо загадать проигрышную, а вот в этом больше вы­игрышных, следовательно, можно попробовать поставить на выигрыш»). Не забывали и о себе, но о себе не как о носителе рока или Фортуны — счастливчике, неудачнике, а о себе как о деятеле-человеке, обладающем какими-то способностями, умениями («Я никогда не решал таких задач, но я вообще-то сообразительный, поэтому начну с трудных задач, а там по­смотрю» или «Я никогда не умела и не любила решать голово­ломки. Начну с легких»). Поэтому они могли гибко изменять свой план, корректировать деятельность в зависимости от того, как проходило решение задач, накапливались успехи и неус­пехи в лотерее, т. е. от того, как изменялись условия ситуа­ции. Другими словами, если для первых наши эксперимен­тальные ситуации были еще одной игрой с судьбой, по из­вестным правилам и часто с предрешенным результатом, то для вторых — реальной деятельностью в новой ситуации, ус­ловия которой можно и нужно понять и использовать для своих целей. Именно поэтому первые действовали жестко, подобно автомату с включенной заранее программой, а вторые — гиб­ко и динамично, ориентируясь на условия ситуации и подчи­няя их себе. И в результате — первых чаще ждала неудача, а вторых — успех. Вот вам иключ 8:

Руководствуйтесь в своей деятельности соответ­ствием реальности, анализируйте условия ситуа­ции, думайте о своих возможностях и решайте, чего вы можете достигнуть.

Еще немного о лотерее. Неудачники вели себя в ней по-разному. Одни все время «ставили на успех», другие заранее смирялись со своим проигрышем и, кажется, были даже довольны, когда их прогноз подтверждался. Третьи ста­рались обмануть судьбу, т. е. в тех случаях, когда надо было ждать выигрыша, они ожидали проигрыша и наоборот. Ре­зультат во всех трех случаях был практически предрешен. Они не замечали самого главного, что ситуация требует от них но­вого решения, выбора, и действовали как всегда. А вы? Не проходите ли вы мимо ситуаций, которые требуют от вас того же? Давайте проверим это, выполнив третье задание.

 

Прежде всего составьте перечень ситуаций за послед­нюю неделю, которые требовали от вас решения, выбо­ра, определения стратегии поведения. Сколько вы вспом­нили таких ситуаций? Ни одной? Одну-две? Подумайте, не живете ли вы автоматически, не задумываясь о по­вседневной жизни? Может быть, вы упускаете шанс по­влиять на свою жизнь и свою судьбу?

Если вы не смогли вспомнить такие ситуации, составьте спи­сок событий своей жизни, когда вам очень хотелось чего-то до­биться, что-то получить, чего-то достичь. Составили? Посмот­рите, насколько далеко они отстоят от сегодняшнего дня. Чем дальше, тем больше шансов за то, что ваши теперешние неудачи определяются тем, что вы живете в прошлом, теми решениями, выборами (или отсутствием их), которые были тогда.

А теперь вспомните и проанализируйте свое проанализируйте свое поведение в ситуациях последней недели или событий прошлой жизни, ориентируясь на приведенный выше рассказ о том, как вели себя «счастливчики» и «неудачники» в наших экспериментах. Для этого ответьте на такие вопросы:

— думал ли я, что надо сделать, чтобы достичь цели, принимал ли решение или действовал автоматически, как всегда?

— стремился ли понять условия ситуации, что в ней ведет к успеху что — к неудаче?

— анализировал ли свою деятельность по ходу ситуации?

— изменял ли стратегию поведения, приспосабливая ее к изменившимся (в том числе и в результате моей деятельности) условиям?

— старался ли заранее оценить шансы на успех и неудачу?

Итак, какое поведение вам больше свойственно: победите­ля или неудачника? И если последнее, то не пора ли подумать о том, как изменить это?

Давайте сделаем следующий шаг. Перейдем от самодиа­гностики к изменениям.

В течение завтрашнего дня рассматривайте все, что с вами происходит, так, как если бы все события требовали от вас выбора, сознательного решения о наиболее удачной стратегии поведения. Вечером перед сном запишите и про­анализируйте свои впечатления. Даже если вы сразу за­были об этом задании, а вспомнили только что, запишите и продумайте, предположите, почему так получилось.

Мы сделали лишь первую пробу. В дальнейшем таких за­даний будет много, и если вы действительно решили изме­нить свою жизнь, а в чем-то и самого себя, записи очень при­годятся.

Давайте снова посмотримся в «бумажное зеркало». Еще один популярный тест. Он разработан американскими психолога­ми, но немного изменен для наших целей и условий. Опубли­кован он в той же книжке, о которой говорилось выше *[†].

Из предлагаемых ниже вариантов ответов выберите тот. который подходит вам больше всего.

1. Ваши сны:

а) драматичны, страшны;

б) туманны, неясны;

в) приятны;

г) эротичны.

2. О чем вы думаете утром, только что проснувшись:

а) какая будет погода;

б) о делах, которыми вы любите заниматься;

в) делах, которыми вы не любите заниматься;

г) о друге, любимом человеке;

д) о человеке, который вам неприятен.

3. Как вы обычно завтракаете:

а) выделяете необходимое время, сервируете стол;

б) во время завтрака ворчите, что не выспались;

в) любите поговорить;

г) часто опаздываете и потому спешите.

4. Когда вы читаете газету, то на чем прежде всего останавливаете внимание:

а) на политических и экономических новостях;

б) на сообщениях о происшествиях и преступлениях;

в) на материалах о спорте, о культуре;

г) вообще не читаю газет.

5. Как вы реагируете, узнав о каком-то ЧП, преступлении, скандале:

а) вам безразлично;

б) беспокоитесь, чтобы такое же не случилось и с вами;

в) возмущаетесь, что правоохранительные органы не могут навес­ти порядок;

г) понимаете, что в жизни может быть всякое.

6. Как вы ведете себя при первой встрече с незнакомым человеком:

а) сразу же доверяетесь ему;

б) ждете, когда он о чем-то спросит вас;

в) с интересом наблюдаетеза ним;

г) следите за ним, но не делаете каких-либо выводов.

7. Что вы делаете, если замечаете, что кто-то разглядывает вас (в театре, кино, на улице...):

а) прежде всего вам кажется, что в вас есть что-то смешное;

б) начинаете думать, что у вас не в порядке одежда, прическа;

в) смотрите на себя в какую-нибудь витрину, зеркало;

г) вам это даже приятно;

д) не обращаете внимания, вам все равно.

8. Вы ищете какое-то место в чужом городе, зная только адрес

а) предпочитаете взять такси;

б) будете расспрашивать прохожих;

в) предварительно выясните у знакомых, как лучше всего добраться,

г) попытаетесь найти сами;

д) все время будете бояться, что не сможете найти.

9. С какими мыслями вы начинаете учебный день, идете в школу

а) надеетесь, что день будет успешным;

б) ждете, чтобы уроки скорее кончились;

в) в школе всегда приятно поболтать с приятелями;

г) надеетесь, что в этот день вас не подстерегают какие-то проблемы, неприятности.

10. Вы проигрываете в .какую-нибудь игру:

а) это вас расстраивает, вы думаете: «Видимо, для меня это пло­хой день»;

б) будете играть и дальше, пока не начнете выигрывать;

в) считаете, что игра есть игра — кто-то ведь должен проигрывать. так почему не вы;

г) пытаетесь придумать способ выиграть.

11. Когда вы сидите за столом и вам подают небольшую порцию чего-то особенно вкусного:

а) набрасываетесь на нее с аппетитом;

б) боитесь, как бы не поправиться;

в) съедаете все, но с угрызениями совести;

г) боитесь, что «даст сбой» ваш желудок.

12. Когда вы ссоритесь с кем-то, кто вам симпатичен, то:

а) боитесь, как бы не поругаться с ним окончательно;

б) относитесь к этому спокойно: во всем есть свой смысл;

в) считаете, что наверняка быстро помиритесь и все будет в по­рядке;

г) слишком гладкие отношения скучны.

13. Когда в ванной смотрите на свою фигуру, вы думаете:

а) «в общем, впечатление хорошее, хотя для совершенства нет пре­делов»;

б) «надо сбросить лишний вес, но для этого надо столько трудиться»,

в) «неплохо бы накачать мускулы, но это требует слишком много усилий»;

г) «фигура как фигура, как у всех, ничего особенного»;

д) сразу же решаете, что надо заняться гимнастикой.

14. Когда вы влюблены:

а) полностью отдаетесь увлечению, даже кратковременному;

б) ловите себя на мысли, приятно ли проявление ваших чувств парт­неру;

в) вас все время что-то угнетает, вы постоянно настороже, встре­вожены, обеспокоены;

г) все время думаете об отсутствии взаимности;

д) ни о чем не беспокоитесь, чувствуете себя хорошо.

15. Вы прошли медицинский осмотр и пока ждете результатов:

а) боитесь, как бы у вас не нашли чего-то серьезного;

б) знаете, что врач вам все равно не скажет правду;

в) думаете, что раз у вас ничего нет, то чего же вам бояться;

г) думаете, что каждому лучше вовремя узнать всю правду.

16. Каждый день, общаясь с людьми, вы:

а) держитесь приветливо или прохладно — в зависимости от обстоя­тельств;

б) часто чувствуете себя неловко, не знаете, как себя вести с не­знакомыми людьми;

в) внимательно следите за тем, как вас оценят, что скажут о вас, о вашем поведении другие;

г) нередко вам кажется, что вы лучше других;

д) зачастую вы думаете, что хуже других.

17. Вам предстоит длительное путешествие, как вы готовитесь к нему:

а) тщательно планируете;

б) не сомневаетесь, что наверняка произойдет какой-нибудь сбой, что-нибудь обязательно будет не так;

в) считаете, что все утрясется как-то само собой, поэтому к поезд­ке особенно не готовитесь;

г) до самого отъезда находитесь в сильном возбуждении и только потом успокаиваетесь.

18. Какой из перечисленных цветов вы предпочитаете:

а) красный;

б) серый;

в) зеленый;

г) синий.

19. Когда вы принимаете решение, на что рассчитываете:

а) уповаете на везение, счастье, удачу;

б) только на самого себя;

в) вы в состоянии объективно оценить свои шансы;

г) обращаете внимание на предметы и предзнаменования (встре­чу с черной кошкой и т. п.);

д) считаете, что у каждого своя судьба.

20. У вас есть возможность выбора, что вы предпочтете:

а) получить небольшое наследство;

б) достичь устойчивых успехов в профессии;

в) создать что-то значительное в искусстве, науке;

г) встретить большую любовь;

д) заиметь хорошего, настоящего друга.

Теперь по таблице подсчитайте очки.

Ответ Номер вопроса  
2 3 4 5 10 11 12 13 14
а 2 5 2 3 2 5 1 5 3
б 5 2 1 1 1 2 2 2 2
в 2 3 4 2 5 3 5 2 1
г 4 1 2 4 3 1 4 3 1
д                     2 5            

 

Этот тест носит название «Оптимист ли вы?». Вот какую оценку результатам дают его авторы:

24—35 очков. Вы неизлечимый, болезненный пессимист. Вам надо что-то делать! Так ли уж плох оптимизм?

36—47 очков. Хотя у вас время от времени и появляются какие-то проблески оптимизма; пес­симизм чаще всего берет верх. Постарайтесь по­радостнее смотреть на мир, сделайте что-то приятное самому себе.

48—60 очков. У вас очень трезвый взгляд на мир, но вы не можете отказаться от пессимистических настроений.

61—75 очков. У вас четкие, реалистические взгляды на жизнь, обычно в любой ситуации вы сохраняете оптимизм.

76—90 очков. Вы оптимист от рождения. И вы правы! Но это ваше качество в известной мере мешает вам исправлять свои ошибки. А жаль!

91—100 очков. Это уже не оптимизм, а необузданное лег­комыслие.

Вам понравилось ваше изображение в зеркале? Нет? Ре­зультат кажется вам неправильным? Считаете, что для вас этот тест не подходит? Возможно. Как уже говорилось, популяр­ные тесты — это во многом игра, хотя, если человек искренен сам с собой, они дают возможность многое узнать. Ведь зер­кало можно держать пыльным и мутным и трактовать как тебе нравится то неясное изображение, которое там едва видно. А если зеркало чистое, там можно увидеть много неприятного, зато и исправить можно кое-что до того, как этот недостаток причинит тебе много неприятностей и на него будут указы­вать все кому не лень. Чистота и прозрачность «бумажного зеркала» зависят от искренности, а еще от того, насколько вы знаете себя, думали о себе раньше. Часто оно позволяет уви­деть то, о чем мы редко задумываемся в сутолоке буден.

Вот, например, тест, который вы только что заполнили, дает возможность подумать об очень серьезной вещи — об общем позитивном или негативном отношении к жизни. Об этом очень хорошо написал американский социолог Поль Вайнцвайг в своей интересной книге «Десять заповедей творчес­кой личности», и я позволю себе привести довольно длинную цитату из нее: «Отношение — это предрасположение к мысли, чувству или действию, направленное в определенное русло. Отношение (английское — attitude) происходит от латинского apere, что означает прикреплять или присоединять. Действи­тельно, наше отношение и является тем фактором, который привязывает нас к нашей судьбе — к каким-то конкретным людям, идеям, ситуациям и последствиям...»* Прервем цита­ту и обратимся к родному языку. По словарю В. Даля, одно из значений русского слова «отношение» — причинная связь, а одно из значений слова «относиться», от которого происходит «отношение»,— «приписывать, находить причину, повод, связь», а также «принадлежать, состоять в связи, в ведении, зависимости»** Таким образом, отношение для нас — это одновременно и выражение связи, и объяснение, и приписы­вание причин. И отсюда понятно психологическое определе­ние отношения как субъективного, избирательного, оценоч­ного, пристрастного подхода к действительности. Относясь к чему-то, мы выражаем свои пристрастия и таким образом объ­ясняем причины событий, того, что с нами происходит. Так что и в русском языке «отношение» во многом схоже с анг­лийским.

Но вернемся к Полю Вайнцвайгу: «Позитивное отношение (любовь, оптимизм, мужество) придает нам силы для осво­бождения из застенков условностей. Негативное же отноше­ние (подозрительность, страх, сомнение, зависть) обладает не меньшей силой, но направленной на несбыточность наших надежд и ограничение круга наших возможностей. Руководст­вуясь чисто физическими законами, можно сказать, что пози­тивное отношение делает из человека причину, а негативное — следствие. В отношениях заложены мощные силы, определяю­щие саму природу человеческого бытия. Отношение — как руль корабля, от которого зависит, куда плывет этот корабль. Главная проблема как раз и состоит в том, что люди в боль­шинстве своем не имеют об отношениях никакого представ­ления. До тех пор, пока наши отношения скрыты в области подсознания, человек не может управлять ими. Возвращаясь к сравнению с кораблем, можно сказать, что человек с глубо­ко запрятанными в подсознании отношениями похож на суд­но, где нарушена связь между рулем и штурвалом. Штурвал в данном случае олицетворяет наши мысли, чувства и действия, в то время как руль — наши отношения, нашу ориентацию в жизни. Без ясного, четкого и честного осознания наших отно­шений все попытки повернуть штурвал наших мыслей и чувств обречены на неудачу»[‡].

Итак, наше отношение к жизни, к самим себе, к другим людям — это то, что направляет корабль нашей жизни, определяет его путь, причем позитивное отношение позволяет нам самим прокладывать этот путь, быть хозяином своей жизни, негативное — превращает нас в игрушку в руках судьбы. Д-р Вайнцвайг идет дальше и предполагает, что позитивный и негативный настрой наших мыслей, позитивное и негативное отношение действует как своего род магнит, притягивая к нам положительные или отрицательные события. Вот, например, как он описывает последствия негативного отношения: «Бо­язнь увечья, потери, болезни и т. п. порой так овладевает во­ображением человека, что он подсознательно, несмотря на все усилия воли, тянется к объекту страха. Более того, чувство страха приводит в действие биохимический механизм стрес­са, ослабляющий щитовидную и другие эндокринные железы, сводя до минимума сопротивление организма инфекциям, болезням и даже несчастным случаям. Ослабляя волю, страх воздействует и на мышцы;, он вызывает также нарушение рав­новесия между двумя полушариями головного мозга, что, в свою очередь, нарушает координацию и дееспособность. Сила страха в самом страхе». И далее: «Если попытаться заменить страх некими позитивными субстанциями — храбростью, здо­ровым азартом, уверенностью в себе... то наши мысли и чув­ства превратятся в своего род позитивный магнит, усиливаю­щий работу воли» **.

Конечно, это всего лишь гипотеза, хотя она укоренилась прочно и в житейской мудрости, так называемой «наивной психологии», нашла свое отражение в фольклоре, в том числе и в русском. Мы еще вернемся к этой гипотезе, а пока зафик­сируем то, что безусловно, — значимость позитивного отно­шения.Ключ 9 выглядит так:

Позитивное отношение к жизни (оптимизм, актив­ность и уверенность в себе) — это то, что отли­чает «победителя», «счастливчика» от неудачни­ка. При этом успех и удача, конечно, способству­ют такому положительному отношению, но и само оно создает условия, «приманивает» удачу и ус­пех. Очень важно не путать такое позитивное отношение с без­думным ожиданием подарков судьбы, роз с неба, причем даже без шипов. Основой такого позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей.

А вот как добиться этого, мы поговорим попозже. Сейчас же еще об одной в каком-то смысле самой несчастной катего­рии неудачников, тех, которых психолог А. В. Толстых метко обозначил как людей с «комплексом Епиходова» — помните персонаж из «Вишневого сада» А. П. Чехова, который гово­рил о себе: «Я знаю свою фортуну, каждый день со мной слу­чается какое-нибудь несчастье...» и еще: «...судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю». Ин­тересно, что, объясняя этот феномен, А. В. Толстых совер­шенно с других теоретических позиций приходит примерно к тому же, о чем говорил П. Вайнцвайг, утверждая, что главную роль здесь играют внутренние страхи, переживания угрозы, которые заставляют человека обороняться, мешают ему нор­мально воспринимать жизнь, правильно ориентироваться в ней и, как пишет А. В. Толстых: «...делают, как это ни странно, подобного человека потенциальной жертвой собственных стра­хов... Получается нечто вроде самогипноза, когда человек в ожидании мнимой угрозы держит себя в состоянии напря­женности и как в сомнамбулическом сне неотвратимо дви­жется к источнику опасности. Подобная неумышленная так­тика поведения подобна известному военному действию — вызываю огонь на себя»*.

Действительно, то, что существуют люди в большей степе­ни, чем другие, подверженные несчастным случаям, было до­казано еще в 20-х годах нашего века, причем доказано психо­логами самых разных стран независимо друг от друга. Суще­ствует множество гипотез, объясняющих это явление, и вопрос далеко еще не решен. Вместе с тем многие авторы согласны, что в основе такой, как принято писать в современной психо­логической литературе, «индивидуальной склонности к не­счастным случаям» лежит повышенная эмоциональная напря­женность, связанная либо с ощущением угрозы, опасности, либо с боязнью не достичь цели, с одной стороны, и неуме­ние оценить реальную опасность, разобраться в условиях си­туации — с другой.

Как вы сами понимаете, первое тесно связано с тем, о чем говорилось раньше, — с позитивным или негативным отно­шением к жизни. Если вы помните, у самого Епиходова это проявлялось очень ясно: «...никак не могу понять направле­ния, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер».

Что же касается второго, то мне кажется очень убедитель­ным эксперимент, проведенный американским психологом Г. Ханом. Для этого эксперимента была специально вырыта яма и на дно ее набросаны бутылочные осколки. Испытуемого сначала просили внимательно посмотреть в яму с тем, что­бы он оценил степень опасности при падении в нее. Затем его отводили на 5 метров от ямы, завязывали глаза и просили подойти к краю ямы. По поведению в этой ситуации испытуе­мые разделились на три группы. Первые делали несколько шагов вперед (столько, сколько они считали безопасным), после чего останавливались и, несмотря ни на какие уговоры, не двигались с места. Вторые смело шли вперед и достигали края ямы столь быстро, что ассистентам психолога приходи­лось быть все время начеку, чтобы не прозевать и подхватить их в последний момент. Наконец, третьи проявляли повы­шенную осторожность буквально с первого шага.

Кто, как вы думаете, в наибольшей степени подвержен опасности? Совершенно очевидно, что те, кто относится ко второй группе. Но не только они. Оказалось, что в столь же, а может быть, еще в большей мере несчастным случаям подвер­жены «сверхосторожные» люди.

Я думаю, вы сами можете объяснить, почему это происхо­дит. А как повели бы себя в подобной ситуации вы? Это наше следующее задание. Вспомните, как вы ведете себя в потен­циально опасной ситуации, ситуации, чреватой несчастным случаем. Лучше, если таких ситуаций будет 2—3. Если вы жи­вете в большом городе, подумайте, например, о том, как вы переходите дорогу на нерегулируемом перекрестке. «Примерь­те» свое поведение к тому, которое было свойственно испыту­емым Г. Хана, и оцените, насколько для вас вероятны не­счастные случаи и чем это может быть вызвано, а главное, решите, что надо сделать, чтобы избежать их. Правда, вам может понадобиться еще один тип поведения — хаотическая, бестолковая реакция, когда начинаются и не заканчиваются совершенно разнонаправленные действия. Например, на пере­крестке, видя приближающуюся машину, человек то рванется вперед, то отступит назад, то застынет на месте. Очевидно, что такое поведение также весьма может способствовать не­счастному случаю.

Можно задать этот вопрос и по-другому, пользуясь извест­ной пословицей. Сколько раз вам нужно измерить, прежде чем отрезать? Если вы обычно сначала режете, а потом меряе­те или меряете очень много раз, а также если вы, несколько раз отмерив, режете потом где-то в другом месте, — знайте, несчастные случаи могут поджидать вас, вы притягиваете их своим поведением. Вам необходимо срочно изменить его.

Итак, несчастные случаи, как и другие варианты неудач, о которых мы говорили, связаны с нашим общим отношением к жизни, общим позитивным или негативным настроем и с умением правильно ориентироваться в ситуации, руководст­воваться реальностью. Именно над этими двумя моментами нам надо прежде всего начинать работать, если мы решили изменить свою судьбу.





©2015-2024 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.