ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | НАЧАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ С ПОНЕДЕЛЬНИКА ...психология пытается объяснить причины того или иного поведения, но цель ее не в этом, а в том, чтобы помочь человеку совершенствовать себя, делать себя лучше и счастливее. Э. Шостром Советы подобны касторовому маслу: их довольно легко давать, но очень неприятно принимать. Д. Биллингс Благими намерениями.,. Всем известно, что новую жизнь обычно начинают с понедельника или же в первый день после отпуска. Большинство заканчивают ее примерно тогда же, хотя некоторым удается продержаться одну-две недели. И лишь единицам это на самом деле под силу. Почему же это происходит? Ведь, по крайней мере, большинство из нас неоднократно давали себе слово выучить иностранный язык или начать заниматься спортом (я уж не говорю про многострадальную утреннюю зарядку), регулярно ходить к зубному врачу и т. д. и т. п. Но чаще всего эти пожелания не переходят в действия. Более того. Я неоднократно наблюдала и на других, и на самой себе, как возникшее после психологического тренинга сильное желание измениться, начать новую жизнь увядало, зачастую даже не пытаясь расцвести, оставляя после себя лишь чувство горького разочарования, как будто тебя обманули или ты обманул сам себя. С чем же все это связано? Почему мы не можем изменить свою жизнь, а значит, и себя, даже тогда, когда искренне хотим сделать это и, кажется, даже знаем, что сделать и как? Как вы сами ответите на эти вопросы? Выполните для этого следующее задание. Вспомните какую-нибудь из своих попыток «начать новую жизнь» (желательно не очень давнюю), запишите ее в своем дневнике и ответьте на следующие вопросы: а) почему у вас возникло такое намерение; б) когда вы его приняли, что вы решили делать, чтобы реализовать его; в) что вы на самом деле делали; г) сколько времени примерно продолжались ваши попытки; д) почему они прекратились? Вот примеры выполнения этого задания. «Решила не грубить маме, не отвечать ей, даже если она будет меня доводить: а) повод — раскаяние и примирение после бурной ссоры. Маму стало жалко; б) решила не грубить, не отвечать, несмотря ни на что, сдерживать себя; в) говорила себе: молчи! молчи! г) не более десяти минут; д) она меня снова достала» (Лена). Еще один пример. «Принял решение резко стать другим: а) был зол на себя, и все осточертело; б) стать спокойным, собранным и точным, решительным, думать, прежде чем говорить, не бросаться очертя голову, куда меня не просят; в) ничего; г) нисколько; д) не получилось, просто я такой, как я есть» {Игорь). «Принял решение каждое утро в любую погоду бегать вокруг дома: а) по ТВ показывали, как это здорово; б) бегать каждое утро не менее 20 минут, а в другие дни, выходные — еще больше, пока не устану; в) бегать решили вместе с Сашей, но в первый день я ему позвонил, а он не проснулся; на следующий день я решил пойти один, но пошел дождь; г) не помню точно, три или четыре дня вечером думал, что утром побегу, но на самом деле не бегал; д) из-за обстоятельств, лени и из-за Сашки» (Максим). А что записали вы? Давайте проанализируем, о чем говорят ваши записи. Прежде всего посмотрим, почему возникло желание изменить что-то в своей жизни или в самом себе. Причем речь здесь пойдет не о мотиве в собственном смысле слова (об этом мы поговорим позже), а о мотивировке — о том, как этот мотив осознается и высказывается. В нашей мини-анкете это пункт (а). Что мы здесь видим? Одними движет глобальное недовольство собой, другими — чувство раскаяния и жалость, третьими — стремление позаимствовать нечто из жизни других людей, с тем чтобы сделать свою жизнь полнее и интереснее. Все это наиболее распространенные мотивировки, поводы для самосовершенствования. В тех или иных вариантах они встречаются почти у всех. И почти всегда не реализуются. Почему? Прежде всего потому, что мотивировки эти очень слабы, они не могут стать подлинными мотивами, подлинными двигателями поведения. Аргументы? Пожалуйста. Сознательное изменение себя, своей жизни — один из самых серьезных, самых сложных поступков человека. Следовательно, он требует очень сильного, действенного мотива, по-настоящему глубокого, затрагивающего самые интимные струны человеческой личности. Можно ли это сказать о приведенных мотивах? Мне кажется, нет. Во-первых, они очень ситуативны. Присмотритесь к формулировкам в наших примерах (в том числе и собственным): «был зол...», «раскаяние... после бурной ссоры», «по телевизору показывали...» Они отражают сиюминутное событие и, видимо, такое же решение. Во-вторых (и это, конечно, тесно связано с первым), все мотивы довольно поверхностны, точнее, достаточно трудно сказать, как они отражают личность. Лене стало жалко маму, и она решила ей больше не грубить. Все ее поведение напоминает знаменитое школьное: «Простите меня, пожалуйста, я больше не буду», когда извиняются лишь для того, чтобы снять напряжение, и вовсе не думают о том, насколько реально это «не буду». У Игоря — недовольство собой и плохое настроение спаяны столь тесно, что возникает впечатление — как только настроение улучшится (а известно, что настроение — вещь довольно подвижная и у здоровых людей меняется достаточно часто, причем иногда достаточно мелочи, чтобы оно изменилось), недовольство пропадет (что, конечно, и к лучшему). Что же касается Максима, то связь того, как он хотел изменить свою жизнь, с тем, что является подлинным выражением его личности, очень проблематична. С таким же успехом его могло бы привлечь показанное по телевизору глотание шпаг, заклинание змей или, например, вышивание болгарским крестом, делающее жизнь того, кто этим занимается, интересной. Вы понимаете, конечно, что я специально все несколько огрубляю и в действительности все обстоит не так просто. Но такое огрубление нам сейчас необходимо для того, чтобы была видна слабость подобных поводов для изменения своей жизни. Посмотрите на свои записи, как на текст другого человека, беспристрастно. Что проявилось у вас? Инфантильность, стремление успокоить себя волшебным «Я больше так не буду»? Или недовольство и собой, и всем окружающим, носящее столь нерасчлененный, аморфный характер, что и ухватиться-то не за что. Можно только пассивно ждать: авось, солнышко появится, настроение улучшится, глядишь, и неудовлетворенность собой как-нибудь рассосется. Или желание улучшить свою жизнь тем, что украшает жизнь других. Надо сказать, что последнее далеко не так примитивно, как это может показаться. «Посмотреть на других» — довольно распространенный способ саморазвития, и он может быть вполне эффективным. Вот как об этом говорит героиня одной из пьес Л. Зорина: «...я ужасная обезьянка. Я смотрю вокруг и все примериваю на себя. Это мне не годится, а это мне подойдет! Красивая прическа — немножко задор, немножко поэзия, немножко вызов — беру себе. Или вижу — красивая походка. И грациозно и очень стремительно — почти полет. Это совсем смертельная рана, такая походка — и не моя! Она будет моя! Я ее беру. Потом я встречаю девушку — у нее задумавшийся взгляд, он показывает на глубокую душу — очень хорошо, я беру этот взгляд... В общем я — Жан-Батист Мольер. Он говорил: «Te prends mon bien ou je le trouve»... Это значит: «я беру свое добро там, где его нахожу»*. Но для того чтобы оно действительно было эффективным, важно одно существенное условие. Оно выражено в словах Мольера: «...беру свое добро». Мы же, стремясь изменить свою жизнь, часто исходим не из того, что нужно нам, только нам, а из общих принципов («Каждый культурный человек должен знать иностранный язык»), того, что принесло успех другим людям, или чужих увлечений, исходим из примеров, образцов для подражания. Но мы не делаем следующего шага — не примеряем это к себе. Мы берем нечто из чужой жизни и надеемся, что, когда мы этим завладеем, наша жизнь изменится сама собой, как по волшебству. (Здесь и один из ключей к трагедии Раскольни-кова, который, как вы помните, «Наполеоном решил сделаться» и, взяв себе за образец Наполеона, стал совершать поступки, против которых бунтовала и от которых содрогалась его душа.) Неудивительно, что такие мотивы либо вообще не реализуются, либо реализуются так, что ничего хорошего из этого не получается. В целом можно сказать, что с самого начала, с повода, мотивировки приведенные выше случаи обречены на неудачу. Напомню, что все наши герои, принимая решения, которые почти 100-процентно не могли быть реализованы, занимались тем, что создавали условия для увеличения числа своих неудач, накапливания неудачного опыта. А потом говорили: «Я просто неудачник. Тысячу раз пытался измениться, ничего не выходит». Так, может, лучше не принимать решений, которые не могут быть выполнены или, если уж принимаешь их, относиться к ним с великолепной небрежностью, как Марк Твен: «Бросить курить — самое легкое дело. Я знаю, что говорю, потому что сам бросал тысячу раз». Все люди, наверное, время от времени дают себе невыполнимые обещания. Но важно отличать свои подлинные желания — и значит, подлинные успехи и неудачи в саморазвитии и самосовершенствовании — от благих намерений, которыми, как известно, вымощены дороги во все ады Вселенной. Так что, разделяя и отличая, помните, что, увеличивая число нереализованных намерений, вы тем самым существенно улучшаете дорогу в том направлении. Пойдем дальше. Посмотрим, какова цель, как именно хотели вы измениться. Это первая фраза записи: «Решил...» В приведенных выше записях видно, как «слабые» мотивы сформировали такие же слабые цели. Это и совершенно неконкретная, глобальная и потому очевидно невыполнимая цель Игоря: «...стать другим», причем стать другим «резко», по-видимому, сразу после обеда или завтрака. Хорошо бы еще с помощью таблеток. Проглотил и резко стал другим. Разве плохо? Я бы, например, не отказалась. Это и совершенно противоположное, абсолютно конкретное и потому бессмысленное намерение Максима «бегать вокруг дома». Зачем? Почему? Неизвестно. Может, лучше за хлебом ходить? А слабость намерения Лены проявляется сразу с двух сторон. Во-первых, оно сформулировано в отрицательной форме, что уже само по себе блокирует его выполнение. Исследования показывают, что лучше всего осуществляются те намерения, цели, которые основываются на том, что присуще человеку, на сильных сторонах его натуры, и выражаются они преимущественно позитивно: «Я буду...», «Я смогу!» Во-вторых, уже в самом намерении содержится объяснение (а значит, и оправдание) будущей неудачи — Лена уверена, что мама будет ее «доводить». А как сформулировали свою цель вы? Было ли ваше решение выполнимо в принципе? Было ли, для чего его выполнять? Подумайте об этом и запишите ответы в свои дневники. Следующее. Пункт (б): что вы решили делать, чтобы реализовать свое намерение? Здесь наши герои верны себе. Они, по сути, лишь повторяют свое намерение. Лена — почти дословно, пользуясь той же отрицательной формой. Правда, здесь появляется вроде бы и нечто позитивное: «...сдерживать себя». Но подумаем, действительно ли за этой положительной формулировкой скрывается то позитивное содержание, которое, как мы говорили, предполагает опору на что-то, присущее самому человеку. Представляется, что нет. Ведь сдерживаться — это не только чего-то не делать, но и — подавлять, не дать проявиться естественной реакции. Известно, что подавление даже в своих самых сильных формах, когда оно происходит бессознательно, позволяя человеку не замечать чего-то нежелательного в окружающей действительности или себе самом, не может продолжаться бесконечно долго. Происходит накопление, достигается критическая точка, и происходит взрыв. Подавляемая отрицательная реакция вырывается наружу с тем большей силой, чем более жестко она подавлялась. Все это относится и к сознательно подавляемой реакции, с той только разницей, что она или быстрее прорывается наружу (особенно в вашем возрасте, поскольку все реакции, эмоции, чувства, импульсы у вас очень сильны), или выражается каким-нибудь косвенным образом (помните несколько раз обошедший все наши издания рассказ о «японском резиновом начальнике»). Мы еще поговорим об этой сложной проблеме. Сейчас же мне хотелось только показать, что во внешне положительных высказываниях обозначено то, «чего не делать», и вы должны быть внимательны, анализируя свои высказывания, и не пропустить таких случаев. Игорь решил, как он говорит, «резко» изменить, по крайней мере, некоторые основные качества своей личности, «стать другим человеком», как часто пишут ребята. Желание проснуться в одно прекрасное утро другим человеком, не имеющим тех особенностей поведения (заметьте, я не сказала «недостатков»!), которые мешают тебе жить, посещает, наверное, время от времени почти каждого. И почти никогда не осуществляется. Но почему? Ведь многое в нас реально портит нам жизнь, и, избавившись от него, мы могли бы стать более свободны и счастливы. Сколько раз мы слышали: «Достаточно только захотеть» — и отвечали: «Я очень хочу, но не могу. Это сильнее меня»? Дело в том, что качества, свойства личности, хотя и являются нашими, нашему приказу, нашей воле подчиняются лишь до определенной степени. Сформировавшись, они начинают жить несколько автономной жизнью. Известный психолог Л. И. Божович экспериментально показала, что наши «качества личности» — это устойчивые мотивы плюс привычные формы их реализации. Но мотивы, как известно, во многом нами не осознаются, причем не только бессознательные мотивы, подробно изученные благодаря 3. Фрейду и его многочисленным последователям, но и те, которые находятся на менее глубинном уровне и просто не попадают в поле нашего сознания. Поэтому, когда мы мечтаем измениться, чаще всего имеем в виду формы поведения и не думаем о том, какие мотивы они обслуживают (что хорошо видно в высказываниях Игоря). Но именно мотивы, точнее, те из них, которые являются устойчивыми, делают столь же стабильными формы поведения. Именно этим во многом определяются инерция и сопротивление изменениям. Обратили внимание? Я специально подчеркнула, что говорю об особенностях поведения, а не о недостатках. Думаю, теперь вы понимаете, почему. «Недостаток» — это когда чего-то не хватает, недостает (см., например, в словаре В.Даля). Конечно, со времен Даля значение слова несколько изменилось. Но я неоднократно убеждалась, что смысл его для нас во многом остался прежним, и когда мы говорим о преодолении недостатков, то имеем часто в виду те же способы, которые используются, чтобы восполнить недостающее — найти, получить, достать. Есть еще один способ — вывернуть с изнанки на лицо, как шляпу. Так, чтобы там, где была впадина, стала выпуклость. Но для того чтобы действительно изменить себя, свою жизнь, как мы теперь понимаем, нужно совершенно другое —изменить устойчивые мотивы, т„ е., по сути, свое отношение к жизни, к другим людям, к самому себе, изменить свое понимание мира и уже на этой основе — особенности поведения. Такое изменение — очень сложный процесс, и ясно, что приказом здесь ничего не добьешься. Однако не только в невнимании к мотивам причина неудачи Игоря. То, что он хочет изменить в себе, то, каким он хочет стать, носит крайне неконкретный и общий характер, что делает невозможным объективную проверку, контроль даже со стороны самого себя. Согласитесь, что есть разница между решениями, например, «чистить зубы не менее двух раз вдень» и «следить за зубами». Второе, конечно, обычно подразумевает первое, но может означать и что угодно другое. И самое главное, второе дает возможность вообще ничего не делать — важно решить, что слежу, и все. Отсюда один из основных критериев реальности вашего решения измениться —конкретность, «заземленность» того, что вы решили делать, доступность собственной проверке. Но тогда, скажете вы, почему же неудача постигла и Максима? Ведь его решение совершенно конкретно, буквально с точностью до минуты? Это, конечно, так, но одной конкретности, видимо, мало. Во-первых, как мы видели выше, его желание начать бегать, по крайней мере внешне, не связано с его мотивами, не отражает их, а это, как уже говорилось, принципиально важно. Во-вторых, Максим (как, впрочем, и Лена, и Игорь) совершенно не думал о том, есть ли у него какие-нибудь умения, навыки. Хотя бы навык совершать по утрам физические усилия, что необходимо для физзарядки. Интересны в этой связи данные, полученные психологом Л. С. Славиной. В одном из своих исследований она как раз изучала образование и реализацию намерений. Эксперимент, о котором я хочу рассказать, проводился на детях младшего школьного возраста, но механизм, который там был вскрыт, проявляется во всех возрастах. Лия Соломоновна предлагала своим испытуемым задания из школьной программы, за выполнение которых они могли получить игрушку. Чем труднее было задание, тем более привлекательной была игрушка. За самое сложное задание мальчикам полагался роскошный паровоз, а девочкам не менее роскошная кукла. При этом говорилось, что если задание будет выполнено неправильно или не выполнено, то игрушка останется у экспериментатора. Как вы догадываетесь, ребята вели себя по-разному, но очень многие выбирали самое трудное задание. Когда, наконец, это задание выбрал один из самых слабых учеников класса, у которого не было никаких шансов его выполнить, психолог решил докопаться, почему это происходит. Между мальчиком и Лией Соломоновной произошел такой диалог: Экспериментатор (Э.): Ты умеешь решать такие задачи? Испытуемый (И.):Нет. Э.: А вообще задачи по математике хорошо решаешь? И:. Не-е... Эл А считаешь хорошо? И:. Йе-а... Э.: А ты понимал, что если ты не выполнишь задание, то не получишь никакой игрушки? Ил Да. Э.: На что же ты рассчитывал? И.: Я рассчитывал на паровозик. Вот так, мне кажется, и Максим, да и многие другие часто рассчитывают «на паровозик», не соотнося то, что требуется для его получения, со своими возможностями.Мы попадаем в ловушку своих желаний, потому что не заботимся о средствах. Но это не все. Обратите внимание (и посмотрите на свои записи) — никто из наших героев (пожалуй, за исключением до некоторой степени Лены) не думает о том, что при выполнении своего решения придется столкнуться с трудностями, и не предлагает средств для их преодоления. Не учитывается инерция поведения, связанная, как уже отмечалось, и с устойчивостью мотивов, и с тем, что привычные формы поведения часто осуществляются почти автоматически. Следовательно, для того чтобы вести себя по-другому, надо этот автоматизм преодолеть. А это довольно трудно, особенно если учесть, что привычное действие совершается, привычная реакция осуществляется быстрее. Отсюда —необходимость учитывать инерционное сопротивление и думать о путях его преодоления или хотя бы о трудностях, с ним связанных. Пойдем дальше. Думаю, пункты (в) и (г) вы успешно разберете сами. Никаких неожиданностей они обычно не таят, в них лишь ярко проявляется то, что заложено в первых двух. Хотелось бы обратить внимание только на один момент. Чем более конкретным и четким является то, что человек собирается делать, тем дольше длится намерение. Вы видите, что у Максима оно продолжалось три или (даже!) целых четыре дня, хотя, как и другие, он мало что делал для его осуществления — разве что позвонил приятелю, в то время как у Игоря — «нисколько». Ответ на последний, решающий вопрос: «Почему они прекратились», т. е. прекратились попытки «начать новую жизнь». Посмотрите, во всех приведенных записях ответ на этот вопрос выглядит как оправдание. Лена перекладывает вину на маму, Игорь — на неизменные свойства своей натуры, Максим, видимо, на всякий случай, — сразу на все: на обстоятельства, на друга и немного на себя. Причем очень характерно, что виноватой оказывается лень, один из тех милых пороков, которые обычно легко прощаются окружающим и уж тем более себе. Поэтому ее часто используют как ярлык, удобное обозначение тех случаев, когда истинные причины почему-либо скрываются: или потому, что они могут привести к очень тяжелым переживаниям, сильно травмировать, или потому, что человек не дает себе труда эти причины раскрыть, или... Вариантов может быть много. Напомним то, что уже говорилось. Психологи давно подметили одну важную деталь наших самоописаний, того, как мы говорим о себе. Используя общие понятия «добрый», «честный», «злой» и т. д., мы часто не открываем, а закрываем собственное «Я», в том числе, конечно, и от самого себя. Как если бы мы взяли фотографию некоего обобщенного человека — юноши или девушки — и «высматривали» в ней себя. В этих случаях мы не узнаем подлинного себя, а лишь научаемся более или менее удачно использовать готовые шаблоны. Так что отсылка Максима к лени, на мой взгляд, ничего не объясняет. А как ответили на этот вопрос вы? Может быть, вы тоже вместо анализа занимались самооправданием? И в этом случае совершенно не важно, с помощью чего вы оправдываетесь. Не имеет значения, перекладываете ли вы вину на других людей, на обстоятельства или берете ее на себя. Существенно то, что во всех случаях это путь тупиковый. Вместо того чтобы понять, каковы причины неуспеха, что именно вам помешало, какие у вас есть средства и способы для того, чтобы в дальнейшем этого избежать, вы и здесь продолжаете с упорством, достойным лучшего применения, спрашивать: «Кто виноват? (или что виновато?)». И вместо нового уровня самопонимания или, как говорилось ранее, «извлечения урока» вы вновь получаете переживание неудачи. Но, надеюсь, вы понимаете, что наши герои свои неудачи создали собственными руками, никому не доверяя этой важной миссии. Если вы вели себя подобным образом, ничего другого быть не могло. Если же вам кажется, что ваши ответы говорят о действительном стремлении «начать новую жизнь» и понимании, как это сделать, подумайте, с чем связана ваша неудача. Для того чтобы упростить задачу, используйте такой прием. Представьте себе, что прошло два года. И вот вы, нынешний, приходите к себе такому, каким вы станете завтра. Для удобства это ваше будущее, завтрашнее «Я» назовем «Он». Спросите его, помнит ли «Он» об этой попытке? Если бы она удалась, повлияла бы она на его жизнь, на то, каким он стал сегодня? Если нет, то и говорить не о чем. Значит, это был какой-то случайный эпизод, никак не связанный с вашей реальной жизнью, с вашими подлинными желаниями и стремлениями. Ответ «не знаю» обычно свидетельствует о переживании нереализованных возможностей, но далеко не обязательно в той сфере, к которой относилось намерение. Другими словами, причину здесь следует искать именно в мотивационном звене. Если попросту, вам хочется чего-то нового, но чего, вы и сами не знаете. Может, имеет смысл поискать? Ну, а если «Он» отвечает «да»: «Да, ты испортил мне жизнь. Ты сделал ее более трудной (или более скучной)»? Значит, мотив подлинный. Вам действительно этого хотелось, хотелось по-настоящему, глубоко. Можно сказать, что ваше желание отвечало каким-то личностным потребностям и интересам. В этом случае надо, видимо, обратить внимание на способы, средства, т. е. на то, что и как вы собирались делать. Не знаю, как у вас, но наиболее распространенной ошибкой, препятствующей реальной деятельности, является чрезмерная обобщенность предполагаемых действий и, как следствие этого, недоступность самоконтролю и самопроверке. Такое положение может быть связано просто с неумением ставить конкретные цели и вырабатывать соответствующие им способы достижения (это сравнительно легкий случай). Возможно, однако, что за этим скрывается своего рода страховка (а значит, страх) от возможной неудачи или конфликт между желанием изменить свою жизнь, себя и противостоящими, сопротивляющимися этому мотивами. Но давайте вновь вернемся к последнему вопросу. В чем вы видите причины неудачи? Что у вас преобладает — стремление к анализу или самооправдание? Мы уже немного говорили об этом. Сейчас давайте посмотрим на данную проблему более пристально. Как уже отмечалось, часто люди склонны к самооправданию, к тому, чтобы объяснить или скорее оправдать свою неудачу обстоятельствами, происками других людей — друзей, начальников, наконец, собственной неисправимой натурой — чем угодно, главное условие, чтобы это объяснение находилось вне вашего контроля. Мы говорили с вами: ущербность здесь прежде всего в самом мотиве — в стремлении избавиться от чувства вины, переложив его с себя на что-то устойчивое, такое, которое вы заведомо не можете сдвинуть с места. Одна из целей, безусловно, будет достигнута: вы избавитесь от чувства вины, ответственности и связанного с ними напряжения, вернув себе тем самым привычное расположение духа, что для человека очень важно. Правда, вы пожертвуете очень важным — шансом на саморазвитие. По-видимому, каждый должен сам решить, что для него важнее. Американский психолог У. Дайер отнес самооправдание к внутренним врагам человека. С исследованиями этого ученого нас познакомил Ю. В. Емельянов, автор вступительной статьи к книге с заманчивым названием «Как стать предприимчивым и богатым», и я позволю себе привести развернутую цитату из этой статьи: «По мнению У. Дайера, обвинения в адрес сил, неподвластных вашему контролю, помогают человеку убедить себя в безвыходности своего положения и обосновать ненужность и бессмысленность каких-либо усилий с его стороны, чтобы решить проблемы. Анализ Дайера помогает отчасти понять причины столь долгих и самозабвенных атак в нашей стране на далекое прошлое. Видимо, такое занятие помогает многим людям уходить от решения насущных проблем сегодняшнего дня. Сходной формой самооправдания, по оценке У. Дайера, является объяснение неудач своей неисправимой природой. У многих людей целый набор жестких убеждений о своем неумении совершить какие-либо поступки («Я не могу это объяснить, не сумею убедить»), неспособности что-либо делать («Я не способен к языкам, к математике, не разбираюсь в — технике»), неисправимых чертах характера («Я вспыльчив, упрям, ленив»), органической неспособности изменяться... Дайер показывает порочный круг рассуждений, с помощью которых человек закрывает себе путь к прогрессу. Заявление № 7: «Я не способен к математике». Заявление № 2. «Мне надо решить эти задачи по алгебре». Заявление № 3: «Кажется, я могу их решить». Заявление № 4. «Нет, я не могу этого сделать». Вопрос: «Почему?» Заявление № 1: «Я не способен к математике». Психолог перечисляет различные «выгоды», которые вы получаете, воздерживаясь от перемен в вашем образе жизни, включая возможность обвинять весь мир в ваших бедах, погружаться в праздные мечты о несостоявшемся счастье, получать сочувствие окружающих, выполнять ваши дела небрежно, как это подобает несчастному и гонимому судьбой человеку, сохранять ложное представление о себе и т. д.»*. Не правда ли, едкий, но очень знакомый портрет? Как достичь цели.., Мы достаточно подробно разобрали, что может мешать начать новую жизнь, измениться. Теперь перейдем к тому, как это можно и нужно сделать, что для этого требуется. Прежде всего запомните важный принцип — и это нашключ 10: Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: «Я хочу...», «Я могу...», «Я буду...» Помните, отрицательное высказывание лишь выражает ваши эмоции и не ведет к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему. Начнем с определения, что вы на самом деле хотите изменить в себе, своей жизни. Это очень важно, иначе можно поставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообману и очередной неудаче. На самом деле сделать это довольно трудно. Существует много внутренних преград — от простого неумения думать о себе до конфликтов и проблем, — настолько глубоко захороненных в нас, что мы не осознаем их и чувствуем лишь непонятное нам самим сопротивление, выражающееся в страхе, скуке, лени, желании заняться чем-нибудь другим и т. п. Существует также внутренний цензор, проверяющий все, что вы хотите высказать (даже себе), и уныло повторяющий: «Это нереально... Не говори глупостей... Все будут над тобой смеяться... » Следующее упражнение будет состоять из нескольких частей. Каждая из этих частей — прием, который вы в дальнейшем сможете использовать, причем каждый — свой. Но сейчас вы должны выполнить все упражнение целиком. Что для вас более эффективно, вы решите после тщательного анализа результатов. В ходе выполнения у вас могут возникнуть колебания, отрицательные переживания, желание все бросить, скука, тоска, а у некоторых даже страх.Не боритесь с ними, но и не подчиняйтесь им. Пусть они будут! Не ругайте себя за них. Обратите на них внимание, дайте себе отчет в них и продолжайте работать. После выполнения упражнения опишите свои ощущения в дневнике. Чаще всего это проявление сопротивлений, о них стоит подумать, понять, например, что именно их вызвало. Но это потом, после выполнения упражнения. А пока вы его делаете — просто фиксируйте свои переживания. И еще одно предварительное замечание. Конечно, с помощью предлагаемых упражнений невозможно преодолеть глубинные внутренние конфликты, осуществляемые на бессознательном уровне. (Теперь, когда все (правда, в основном понаслышке) знакомы с психоаналитическим учением о бессознательном, это часто является обоснованием (= оправданием) бесполезности каких-либо собственных усилий: «Все равно самому мне не удастся сломать бессознательное сопротивление».) Но мы и не собираемся этого делать! Наша задача проще — преодолеть колебания, обойти сопротивление, усыпить бдительность внутреннего цензора. И все! Начните с того, что создайте в том уголке, где вы занимаетесь, уютную атмосферу, такую, чтобы вы чувствовали себя уверенно и спокойно. Решите, что для вас легче — пользоваться записями на бумаге или магнитофоном, и соответственно оборудуйте «рабочее место». Хорошо, если вы выполняете это упражнение вечером. Тогда можно выключить весь кроме настольной лампы, все как бы отодвинется и в круге света, в круге внимания окажется лишь то, чем вы сейчас занимаетесь. Сядьте поудобнее и расслабьтесь, снимите мышечное напряжение. Это вообще очень полезное умение. Дело в том, что всякая проблема, всякая трудность, с которой мы сталкиваемся, все, что мы называем не очень понятным и совершенно безразмерным словом «стресс», вызывает мышечное напряжение. И возникает очередное «чертово колесо», заколдованный психологический круг: чем более важно для нас преодоление трудностей, решение задачи, тем больше мы напрягаемся (не специально, так получается почти автоматически), чем больше напряжение, тем труднее решение проблемы, чем труднее решение, тем... И так далее. Поэтому очень важнонаучиться расслабляться и делать это всегда, как только почувствуете напряжение. Если вы еще не умеете этого делать, используйте такой прием: изо всех сил напрягите сразу все мышцы. Сохраняйте это напряжение, медленно считая до двадцати. Затем глубоко вдохните и вместе с очень медленным выдохом снимите это напряжение. Пусть ваше тело обмякнет. Откиньтесь на спинку кресла или дивана и посидите несколько минут просто так, ни о чем не думая, чувствуя, как вам хорошо и спокойно. Вы сами почувствуете, когда вам надо продолжить упражнение. Обычно это происходит через две-три минуты. Не заставляйте себя. Лениво, как бы нехотя, возьмите ручку или микрофон. Скажите или напишите сверху на листе бумаги: «Что я хочу на самом деле?» — и так же расслабленно, без напряжения начинайте отвечать на этот вопрос. Не напрягайтесь, пишите все, что взбредет вам в голову, в любой форме, любые глупости. Будьте свободны, не направляйте движение мысли, пусть она течет, как хочет, вы лишь фиксируете ее. Ручка пишет, голос звучит, а вы лишь наблюдаете за этим, как будто все это происходит помимо вашей воли. Потратьте на это упражнение много времени. Сколько, вы решите сами. Главное, чтобы вы чувствовали, что времени хватило с избытком. Это надо для того, чтобы, миновав поверхностный слой переживаний, дойти до самых глубоких, а это требует времени для того, чтобы слой за слоем снять то, что их скрывает. Высказывая все, что приходит в голову, мы этим и занимаемся. Не прерывайте работу, когда вы, первый раз почувствуете, что иссякли или вам это все надоело. Не исключено, что именно здесь вы столкнулись с сопротивлением. Сделайте глубокий вдох, расслабьтесь, закройте на минуту глаза и вспомните что-нибудь приятное. Откройте глаза и продолжайте работать. Будет очень хорошо, если вы сделаете так не менее трех раз. А теперь — внимание! Полный свет. Ритмичная музыка. Вы включили свою волю. Чувствуете себя активным и деятельным человеком. Вы сами знаете, что вам надо, чтобы это почувствовать. Вы берете лист бумаги и решительно пишете сверху (или уверенно говорите в микрофон): «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...» — и за 3 мин (не больше, но и не меньше — будильник или таймер поставьте заранее, чтобы во время выполнения задания об этом не думать) вновь высказывайте все, что попало, в любой форме, каким бы странным или глупым это ни казалось. Три минуты прошло. Отложите ручку, выключите свет, оставьте лишь настольную лампу и вновь расслабьтесь, верните себе состояние спокойствия и умиротворения. Посидите так немного. Почувствуйте, как вам хорошо, как тепло распространяется по вашему телу. Представьте себя в маленьком театрике. Вы сидите в затемненном зале, а на сцене стоит человек. Этот человек — вы. Такой, каким вы себе нравитесь. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Сейчас вы такой, каким хотите быть и можете стать. Посмотрите на человека на сцене внимательно. Сейчас вы должны будете поставить спектакль, где он в главной роли. Вы увидите его в разных ситуациях и поймете, что в нем есть такого, чего в вас еще нет, что привлекает вас в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умения. Вспомните такие недавние события своей жизни, где вы действовали не самым удачным образом, которые были для вас трудны. Дайте ему сыграть эти сцены. Всмотритесь: что он умеет, знает, понимает, может больше и лучше, чем вы. Теперь, когда вы поняли это, возьмите ручку (микрофон) и запишите, что вас привлекает в нем, что в нем есть такого, чего в вас нет. Напишите вверху: «Я — Он (Она)». Прежде чем перейти к следующему этапу, нужна пауза. И лучше, если вы продолжите на следующий день. Второй этап — дополнения. Перед вами лежат три листа (или вы готовы прослушать три части пленки). Пусть все происходит в нормальной рабочей обстановке. Помните, в самом начале мы договаривались, что вы будете писать так, чтобы оставалось место для замечаний, комментариев, вопросов. Сейчас нам это понадобится. На одном листе написано: «Что я хочу на самом деле?», на втором: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я... », на третьем: «Я — Он». Работайте с ними именно в этом порядке. Прочтите (выслушайте) очень внимательно все, что вы записали и, если надо, дополните. Ничего не вычеркивайте. Не переходите к следующему листу, не закончив предыдущий.Прошу вас, ничего не исправляйте, каким бы странным и нелепым вам сегодня все это ни казалось.После того как вы сделаете все дополнения, вновь просмотрите свои записи и из каждого списка выберите по три «самых желанных» желания. Не думайте о том, насколько они осуществимы. Просто выберите и поверьте, что они для вас — самые главные. Итак, их будет девять (или меньше, в зависимости от того, насколько списки совпадают), девять основных желаний. Но в сказках фея и другие волшебные силы выполняют лишь три желания, вот и вы выберите три самых-самых... А если затрудняетесь в выборе, то ткните пальцем в первые попавшиеся. С достижения этих трех и начинайте новую жизнь. Когда? Прямо сейчас. Сразу. Не с понедельника, не в первый день после отпуска, не с Нового года. Прямо сейчас. А... у вас нет времени? Каких-то необходимых вещей? Наш знакомый У. Дайер советует по этому поводу, вне зависимости от всего, пусть совсем немного — 10—15 мин в день, но обязательно тратить на достижение своей цели, для осуществления своего желания. Ведь пять-то минут у вас обязательно найдется. Как? Над этим вопросом нам придется серьезно поработать. Но я уже говорила -- мне бы хотелось, чтобы ко всему, чем мы занимаемся, вы относились несколько легкомысленно, по крайней мере, с юмором. Поэтому, хоть я и прошу вас быть серьезными, но все же не так, как будто вы выполняете что-то безумно важное для вас. Попроще и полегче. Отнеситесь к этому, как к своего рода игре, которая может украсить вашу жизнь. Приготовьтесь к тому, что вам придется много записывать. Многие терпеть этого не могут, но без записей, к сожалению, не обойтись, если мы хотим принять обоснованное решение и потом точно проверять его осуществление. Первый шаг — анализ цели (естественно, выработанные решения относятся к каждой цели в отдельности). Если она сформулирована в общем виде, туманно и неточно («Я хочу быть счастливым человеком», «Чтобы со мной считались», «Хочу быть умелым»), спросите себя: что значит для меня достичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться? Не стесняйтесь того ответа, который получите. Это же ваш ответ, значит, именно он вам сейчас и нужен. И еще одно. Нет ничего плохого в общих целях. Это важные и необходимые смыслообразующие мотивы, т. е. они придают смысл нашей жизни, нашим делам. Однако для того чтобы они стали, как говорят психологи, «реально действующими», их необходимо перевести на более конкретный уровень. Соотношение примерно такое же, как между пониманием значения электричества в нашей повседневной жизни и заменой перегоревшей лампочки, чтобы в комнате было светло. Шаг второй — оцените и запишите, где вы находитесь сейчас по отношению к достижению своей цели, что вы уже знаете, умеете, можете. Не отказывайтесь сразу. Пусть совсем-совсем мало, но что-то есть, иначе вы просто не могли бы этого захотеть. Третий шаг — оцените свои возможности (я больше не буду нудно повторять — «запишите», «запишите», вы и так понимаете, что все надо записывать, а уж делаете или нет, это ваш свободный выбор). Ваша задача сделать список возможностей как можно длиннее. Имеются в виду не только ваши внутренние потенции (хотя, конечно, они обязательны), но и внешние условия, например особо благоприятные обстоятельства, помощь каких-то людей. Не останавливайтесь на первых пришедших на ум ответах, напрягите свою мысль. Не сдавайтесь! Сделайте над собой усилие. Поговорите с тем, кому вы доверяете. Повторяю,список должен быть таким большим, как только это возможно. Четвертый шаг — решите, что вам нужно сделать, что вы предпримете, чтобы достичь цели. Помните, действия должны быть максимально доступны проверке и контролю. Вашим собственным проверке и контролю, но от этого не легче. Каждый раз, думая о том, что именно вы будете делать, спрашивайте себя: как я смогу проверить это? Это важный момент (хотя, конечно, и не критический — всегда все можно исправить). Для поиска лучших способов можно обратиться к методу мозговой атаки. С помощью этого приема иногда удается достичь совершенно неожиданных результатов. Проходит он обычно так. Несколько человек запираются в комнате, чтобы им никто не мешал, и начинают решать какую-нибудь проблему. Хорошая мозговая атака обязательно проходит четыре стадии. На первой все высказывают любые идеи, пусть самые бредовые, а один участник очень аккуратно все без исключения записывает. Продолжается это Довольно долго, потому что, как уже говорилось, сначала высказываются простые, лежащие на поверхности суждения и лишь постепенно доходят до действительно оригинальных Решений. На второй стадии все эти отдельные идеи комбинируют, соединяют в блоки — так, чтобы убрать повторы и незначительные, несущественные отличия. Третья стадия — оценка высказанных идей и, наконец, четвертая — выбор наилучшего решения. При этом очень важно на первой стадии исключить всякий контроль и критику, а на двух последних, напротив, использовать их с максимальной силой. От того, насколько это удается, во многом зависит успех мозговой атаки. Конечно, люди, которые в ней участвуют, должны хорошо ориентироваться в проблеме, как говорят, владеть ею. Вот такую мозговую атаку (правда, в одиночку) я и предлагаю вам провести тогда, когда вы не можете ответить на вопрос, что следует делать. На первой стадии дайте возможность своей мысли течь как можно свободнее. Вы уже умеет» это делать. Сейчас вы должны лишь успевать записывать. Я предлагаю вам подумать вот о чем: на какие совсем простые, мелкие действия можно разложить решение проблемы? Помните историю-притчу про старика и его сыновей, которые легко ломали прутья и не могли сломать веник. Сейчас эту историю мы можем использовать, но как пущенную назад кинопленку и соответственно с другой моралью — то, с чем нельзя справиться сразу, можно преодолеть, разложив на простые, маленькие действия. Вот о таких простых, относительно легко выполнимых действиях вы и подумайте. Потом на третьей стадии, когда вы будете их отбирать и располагать по степени важности, возьмите для начала самые простые, те, которые наверняка вам принесут успех. Это даст стимул для дальнейшей работы. Вот, например, как выглядит этот список простых действий у одного моего подопечного, который сформулировал свою цель так: «Хочу научиться спускаться на лыжах с высоких гор». Неплохо катаясь на лыжах, он панически боялся спускаться с гор, даже небольших, хотя в глубине души презирал себя за это. Вот что он предполагал сделать: 1. Укрепить мышцы рук и ног: делать каждый день не менее тридцати приседаний и упражнений для бицепсов. 2. Хорошо отработать толчок на равнине. 3. Хорошо отработать скольжение на равнине. 4. Продолжая все это делать, подняться на гору без лыж. Просто стоять и смотреть вниз, пока не привыкну. 5. Спускаться с горки на санках с малышами, как будто дурачась. Выбирать для этого горки все выше и выше. 6. Несколько раз посмотреть, как катаются с гор те, у кого это хорошо получается. 7. Съехать по всем правилам с небольшой горки. 8. Съехать со средней горки. 9. Подняться на высокую гору и съехать с нее. Не знаю, насколько правильный этот план с точки зрения лыжников. Да это и не имеет никакого значения. Он же писал его для себя. После того как мы вместе несколько уточнили план — написали, сколько раз, дней, в какие сроки и т. п., он его довольно легко выполнил, перепрыгивая через некоторые, оказавшиеся ненужными звенья и теперь от этого получает удовольствие. Еще один пример. Девчачий. Только вначале я должна перевести написанное с жаргона на общепринятый язык. Пусть вас это не смущает. Помните, вы пишете для себя, поэтому пользуйтесь тем языком, на котором вам удобно выражать свои мысли и чувства, пишите на своем языке и забудьте об орфографии и прочих грамматических изысках. Они очень важны, но в нашей работе могут только помешать. Первоначально цель выглядела как «Хочу быть любимой», после конкретизации она приобрела немного неожиданный, хотя вполне закономерный вид: «Хочу быть красивой и остро модно одетой». Из разговора выяснилось, что она терпеть не может шить и под хорошей одеждой понимает фирменную или от хорошего портного. Список действий состоял здесь из двух колонок, над одной из которых было написано: «Сохраняю фигуру», а над второй: «Зарабатываю много денег». Приведу лишь вторую: 1. Договариваюсь с подругой, что она одолжит мне деньги на изучение английского. 2. Нахожу группу недалеко от дома. 3. Занимаюсь, не прогуливая. 4. Осваиваю английский так, чтобы вести простой разговор и отвечать по телефону. 5. Устраиваюсь секретарем вСП, где часть зарплаты платят в СКВ. 6. Отдаю долг. 7. Нахожу приличный коммерческий магазин, чтобы покупать там то, на что не жалко тратить валюту. 8. Основные вещи покупаю в валютном магазине. Пятый шаг — точная конкретизация каждого из действий по времени, определение того, сколько оно должно продолжаться. Тем вы включите еще одно измерение — скорость движения, что сделает ваш путь еще более определенным. Шестой шаг — осуществление того, что вы наметили. Вот этого и дошли. Как хорошо было составлять планы, правда? Но теперь уже никуда не деться, придется их выполнять. Очень важно при этом вести себя и действовать так, как будто вы уже достигли своей цели. Пусть будут срывы, пусть вы иногда забудете об этом — не имеет значения. Действуйте на новом уровне тогда, когда вы об этом помните. Не имеет значения, что вы делаете лишь первые шаги, первые действия, мысленно представьте себе, как бы вы думали и действовали, если бы цель была уже достигнута, и делайте это! А для того чтобы не забывать, напишите себе записки и разместите их так, чтобы они часто попадались вам на глаза. В этих записках на каждый день должна быть написана та цель, к которой вы стремитесь, и то простое действие, которое вы сегодня совершите ради этой желанной цели. Седьмой шаг — проверка и контроль результатов. Лучше всего завести таблицу, где по горизонтали записывать, что вы делаете, а по вертикали — временные отрезки, по которым вы себя проверяете. Очень хорошо, если вы это делаете каждый день, отмечая, выполнили вы свое обещание или нет. Можете ставить плюсы и минусы, рисовать веселые и грустные рожицы или, например, рожицы с гордо вздернутым вверх или уныло опущенным вниз носом. Важно, чтобы вы сами видели, удается вам что-нибудь или нет, и вовремя старались понять, почему ничего не получается. Можете придумать себе награду, например, за неделю успешных или хотя бы регулярно выполняемых действий. Только не делайте того же самого с наказаниями. Обычно это неэффективно. Подобная табличка удобна тем, что, глядя на нее, вы будете испытывать удовлетворение, чувствуя, как приближаетесь к цели, или, напротив, знаки послужат вам сигналом, что план проваливается и надо что-то делать. А если вы забросите все на полпути, то, наткнувшись через какое-то время на эту таблицу, вдруг подумаете: «Неплохой был план. Только вот здесь надо было по-другому». Исправите, начнете действовать, и вот неожиданность — все получится! Не обязательно, конечно, делать таблицу. Может быть график (так, у одной девушки, очень хотевшей похудеть, я видела график веса), кучка спичек, когда за каждый успех спичка добавляется, а за каждый неуспех — убирается. Все что угодно — главное, чтобы можно было увидеть результат, даже, если угодно, потрогать — он имеет объективное, материальное выражение. Вот что пишут об этом авторы одной из лучших книг по управлению (или, как сейчас модно говорить, менеджменту) М. Вудкок иД. Фрэнсис: «...все преимущества наблюдения за своими результатами: — появляется обратная связь с эффективностью работы; — возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели; — при неудаче возникает мрачное настроение; — создается возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новый метод действий»*. Обратите внимание на два последних пункта — о неудаче и новом методе действия. Это принципиальный момент. Что происходит обычно: мы начинаем что-то делать, выполняя свой план, некоторое время все идет нормально, а затем — почти неизбежно — или неудача, срыв, или тупик, болото, когда ничего не ухудшается, но и не улучшается. Делаются еще две-три попытки, затем все надоедает и забрасывается до следующего решения начать новую жизнь. Как это предотвратить? Прежде всего необходимо четко понять, что такое бывает со всеми, это обязательный этап. Как правило, он свидетельствует, что план в чем-то надо менять. Не относитесь к составленному плану как к чему-то незыблемому, изменяйте и переправляйте его. Правда, важным условием остается одно: изменения должны вести к цели, т. е. быть действиями, а не размышлениями о том, почему вам (наверняка) не удастся достигнуть желаемой цели.Пробуйте, выбирайте разные варианты, играйте ими. Важно одно — действуйте! Не отказывайтесь сразу от достижения цели; не думайте, что вы не способны сделать это. Неуспех как знак: проезд по этой дороге закрыт. Но существует ведь множество других путей. Вы в тупике? Допустим. Можно, конечно, в нем поселиться, обустроить его, украсить на все случаи жизни изречениями о собственной неудачливости и отсутствии способностей, используя их для защиты от требований действительности. Так в уюте и покое можно просуществовать очень долго. Но, может, проще вернуться назад (немного) и попробовать Другой путь? Если, конечно, избранная цель еще манит вас. Проанализируйте, с чем связана неудача, в чем причина, где ошибка. Вот слово и названо. Ошибка — слово почти магическое. Сколько людей в страхе перед ней замирают, предпочитая вообще ничего не делать, лишь бы случайно не совершить ЕЕ! Сколько прекрасных замыслов остаются нереализованными, потому что на пути можно было повстречаться с НЕЙ! Сколько сил и труда затрачивается, чтобы скрыть ЕЕ. «Боязнь сделать ошибку», «ориентация на ошибку» — так называется в науке этот симптом, являющийся одним из краеугольных камней «комплекса неудачника». Не у всех, конечно, такая боязнь проявляется в столь яркой и выраженной форме.Но, к чести этого юноши, следует Лазать, что он не боится признаться себе в своем страхе, что тоже немаловажно и, главное, очень трудно. Чаще боязнь ошибки скрывается даже от самого себя и проявляется косвенно: в самых невероятных предлогах, чтобы не делать чего-либо, в бесконечном анализе своих переживаний, во внезапном возникновении множества мелких, но совершенно якобы неотложных дел — проще говоря, суете, — во всем что угодно, лишь бы иметь возможность не делать, не действовать. Ведь действие чревато... А вдруг... Каждый из нас надеется на успех, боится потерпеть неудачу. Между этими мотивами постоянно идет борьба за право диктовать нам наши цели, планы, задачи. Психологами установлено, что есть люди, которые в основном надеются на успех, и такие, для которых главное — избежать неудачи. А как обстоят дела у вас? Можете ли вы отнести себя к какой-нибудь группе? Проанализируйте свое поведение с точки зрения того, стремитесь ли вы к успеху или предпочитаете избегать неудач. Проанализируйте свое отношение к ошибке. Для того чтобы это было сделать проще, предложу один простой, отчасти шуточный прием. Вновь составьте список ситуаций из недавнего или, если не получится, достаточно отдаленного прошлого, которые требовали от вас решения, выбора (см. с. 28). Напишите еще один список, связанный с планами на будущее. Подумайте, чем был продиктован ваш выбор — стремлением к успеху или боязнью неудачи — и нарисуйте вместо точки либо какой-нибудь знак успеха (например!), либо ошибку и неудачу в виде какого-нибудь чудища. Посмотрите, кстати, какой у вас получился рисунок — страшный, отвратительный, достаточно нейтральный, смешной, симпатичный. Это тоже характеризует ваше отношение к ошибке и неудаче, то, насколько вы их боитесь. Посмотрите, чего у вас больше — знаков успеха или чудищ, изображающих неудачи и ошибки. А теперь, вне зависимости от того, какой значок у вас стоит —- успеха или неудачи,— придумайте для каждой ситуации какую-нибудь ошибку или неудачу. Только не мелкую. Пусть это будут настоящие, полноценные ошибки и неудачи. Королевы ошибок и неудач. Показателями сильной боязни ошибок будут те случаи, когда вы не сможете придумать таких неудач, когда даже мысленно, в фантазии будете избегать их. Но и прямо противоположный результат — когда вы со страстью начнете громоздить одну непоправимую (действительно непоправимую?) ошибку за другой — свидетельствует о том же. Кстати, если вам понравилось рисовать чудищ, изображающих ошибки и неудачи, вы можете в дальнейшем их использовать, чтобы бороться с этой боязнью. Когда вы почувствуете, что боитесь чего-то, нарисуйте это в виде знакомого вам чудища. Вы можете сначала нарисовать его с отвратительным, страшным лицом, а потом, по мере того как вы будете думать (или заставлять себя думать), что с этим делать, рисуйте другие картинки так, чтобы и выражение лица менялось, и само чудище становилось все меньше и меньше. В конце концов оно может превратиться в простую точку. Нарисуйте ее сначала черным, затем менее неприятным для вас цветом и т. п. Только не забудьте, что помогает это лишь тогда, когда все необходимое для преодоления неудачи, исправления ошибки есть. Но вернемся к ошибке. Откуда же берется такой страх перед ошибкой? Конечно, за ним лежит определенное отношение к себе, и к этому мы еще вернемся. Но сейчас для нас важно другое. Помните наши «заповеди неудачника»? Ту, где говорится об отношении к каждой неудаче как к последней и решающей в жизни? Примерно так же, часто даже не сознавая этого, мы относимся к возможным и совершенным ошибкам. Мы смотрим на них, как на каменную стену, которую не обойти, не перепрыгнуть, или как на страшного хищника, готового проглотить нас. Но ведь можно относиться к ошибкам и по-другому. Сказать себе: «Проверим, действительно ли эта стена такая уж каменная. А если это так, можно ли ее обойти?» Или по известному детскому стишку: «Разве это великан? Ха-ха-ха!» Чем больше вы стараетесь избегать ошибки, тем больше она раздувается. Совсем как упомянутый выше герой из сказки К. Чуковского. Но, как вы помните, достаточно было непредвзято взглянуть на «великана», как выяснилось, что победить его ничего не стоит. Важно понять — ошибки неизбежны на всяком пути. Проблема не в том, чтобы не совершать их, а в правильном к ним отношении, т. е. в таком, при котором ошибки анализируются и используются для продвижения к цели, а не для того, чтобы в очередной раз иметь возможность все бросить и увлеченно перемалывать свои неудачи. Когда вы бросаете что-либо делать после неудачи или отказываетесь от действий из боязни сделать ошибку, вы бьете — беспроигрышно! — в одни ворота, все более и более увеличивая счет неудач, т. е. накапливая неудачный опыт. Но, может быть, дать шанс и другой команде — команде действия? Когда вы активно действуете (но именно действуете, а не суетитесь, Убегая оттого, что следует делать), пробуете, совершаете ошибки, исправляете их, вы получаете важный опыт — опыт действий. У вас возникает представление о себе как о деятеле. И этот опыт более важен, чем опыт достижений. Народная мудрость гласит: «Споткнувшись, можно избежать падения». Так спотыкайтесь, ошибайтесь, но идите. Это наш11-й, может быть, самый короткийключ: ДЕЙСТВУЙТЕ! Ошибайтесь, проваливайтесь, но действуйте! Активное действие — главное, что отличает НЕУДАЧНИКА от ПОБЕДИТЕЛЯ. Не буду мучить вас известной притчей про двух лягушек, попавших в сметану, одна из которых, как вы помните, кончила плачевно. Хочу лишь снова повторить: когда вы действуете, страх, боязнь неудачи вынужденно отходят на задний план, потому что вы думаете не о них, а о том, что делать. Недаром у наездников существует такое правило для новичков: если упал с лошади, немедленно садись на нее снова, иначе будешь бояться ее всю жизнь. Ошибка — лишь промежуточный результат, она требует анализа («Я не смог, потому что...», «Это произошло из-за того, что...») с предельно конкретным выводом и решением, что необходимо в дальнейшем. Главное — не застревать на ошибках и уж тем более не бросать все на полпути, удовлетворенно думая про себя: «Ну вот, я же знал, что ничего у меня не получится». Получится, если вы будете действовать и — помните, мы говорили — будете настроены на успех. И имейте в виду: бездействие входит в наше переживание, в наш эмоциональный опыт как неудача, активность — как успешность. Все это точно так же воспринимается другими людьми. И последнее. Жизнь не кончается даже на очень важном успехе или на «ужасной» неудаче. Она продолжается, и впереди еще много чего будет. Поэтому относитесь к успехам и неудачам как к важным, существенным, но все же моментам, как к тому, что всегда можно изменить, исправить или, напротив, углубить, развить. Часть II РАБОТАЕМ НАД ПРОБЛЕМОЙ 1. О ЗАИГРАННОЙ ПЛАСТИНКЕ, «ЯДЕРНОМ» КОНФЛИКТЕ И «ЛЮБИМОЙ МОЗОЛИ»» Сумей поймать за хвост бесенка, и он откроет тебе, где прячется дьявол. Китайская пословица Кошка, один раз усевшись на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. И на холодную тоже. Марк Твен Как понять свою проблему Мы прошли с вами часть нашего пути, и прежде чем двигаться дальше, давайте выполним упражнение, которое позволит понять, что мешает нам действовать. Это упражнение придумали психологи, занимающиеся так называемым со-консультированием, т. е. консультированием друг друга. Поэтому лучше всего его выполнять вдвоем. Вы немного знакомы с этим упражнением — помните, прием «Выговоритесь»? Но если вы занимаетесь в одиночку — его тоже обязательно надо выполнить, только немного по-другому. Я дам два варианта и рекомендую тем, кто занимается вдвоем, втроем, обязательно сделать оба (и тому, кто занимается один, тоже следует найти возможность выполнить оба варианта), они не исключают, а дополняют друг друга. Не все, что мы говорим себе, мы скажем другому, даже самому внимательному собеседнику, слушателю, и не все, что нам откроется в беседе с ним, мы сможем сказать самому себе. Сначала вариант для двоих. Сядьте друг перед другом свободно, так, чтобы вам было удобно. Единственное условие — вы должны сидеть друг к другу лицом. Спокойно и доброжелательно посмотрите несколько минут в глаза друг другу. Ничего не говорите, не касайтесь друг друга, а просто смотрите, пока не почувствуете, что вы готовы выслушать друг друга. Теперь пусть один из вас станет консультантом, а другой — консультируемым. Задача консультируемого — рассказать о том, что ему мешает жить, что у него наболело, что заставляет его считать себя неудачником. Задача консультанта — слушать, слушать внимательно и заинтересованно, не оценивать, не давать советов. Он может лишь о чем-нибудь попросить рассказать подробнее, и еще он может откликаться на чувства собеседника, называя их: «Тебе неприятно, когда так говорят... », «Ты расстроился из-за э^ого?», «Тяжело было думать так?». Но самое главное — внимательно. с желанием слушать. Этот разговор должен длиться очень долго, столько, сколько нужно консультируемому. Если в разговоре возникнет пауза, то, как говорят актеры, надо помочь «держать» ее, дать возможность собеседнику молчать столько, сколько он захочет, всем своим видом показывая, что разговор продолжается. Эти навыки, они называются навыками активного слушания, вообще очень полезны для улучшения общения с другими людьми. Недаром они входят как важный компонент в обучение не только психологов и психотерапевтов, но и всевозможных управляющих, менеджеров, руководящих работников — всех, кому приходится много работать с людьми. Конечно, мы используем здесь лишь некоторые навыки активного слушания. Если вы хотите познакомиться с ними более подробно, прочтите книгу И. Атватера «Я вас слушаю» (М., 1988). Говорите как можно конкретнее. Иллюстрируйте каждое общее положение. Например: «Я неудачник». Вы уже знаете, что сказать так значит лишь использовать ярлык, чтобы скрыть проблему. Поэтому скажите подробнее (и об этом обязательно должен напомнить консультант) — в чем проявляется ваша неудачливость в школе, в общении с другими людьми, в любви, наконец. Не пытайтесь ответить на вопрос «Почему я неудачник?» — это обычно приводит лишь к замкнутому кругу: «...потому что мне не везет», «...потому что у меня нет способностей», «такой характер». Просто максимально конкретизируйте свою проблему, говорите языком быта, повседневной жизни. Может быть, вам удастся вспомнить, как давно вы чувствуете себя неудачником, с чего все это началось. Итак, консультируемый говорит свободно все, что приходит ему в голову, а консультант направляет его рассказ так, чтобы он был более подробным и конкретным. Пусть вас не пугает, если консультируемый будет многократно повторять одно и то же, «застревать» на общих фразах или вдруг начнет безудержно смеяться, злиться, зевать, кашлять, может быть, даже плакать. Дайте ему возможность свободно делать это, так выражаются его чувства, происходит процесс разрядки. Ведь он не только рассказывает о своей внутренней проблеме, но и в определенном смысле освобождается от нее. И именно ощущение полной разрядки, часто внезапного освобождения, и является сигналом того, что эта часть упражнения может быть закончена. Снова немного посидите и посмотрите друг другу в глаза без слов. Вы ощутите спокойствие, легкость и тишину. А потом каждый в отдельности запишет эту проблему так, как он ее понял. Сравните свои записи. И если они сильно не совпадают, проведите еще один тур разговора, во время которого каждый (аргументированно!) будет доказывать свою позицию. Но окончательный выбор, конечно, за консультируемым. Пусть он сам решает, в чем его проблема, почему он считает себя неудачником. Это его выбор. Теперь вы поменяетесь ролями: консультант станет консультируемым и наоборот. Но должно пройти какое-то время, может быть, даже дня два-три, если впечатление от разговора очень сильное. Вариант для самостоятельной работы. Все уже знакомо. Спокойная обстановка, ручка, бумага или микрофон. Вы можете использовать любой из приемов, предложенных в упражнении по выдвижению цели, кроме, пожалуй, активной части. Некоторым больше помогает свободное письмо, другим — театр. Решите сами. В результате у вас должно быть очень конкретное и подробное описание того, в чем проявляется ваша проблема. Вы должны работать долго. Минимум полчаса. Не смущайтесь, что, возможно, вначале вы вообще будете молчать, ничего не придет в голову. Можно в этом случае попробовать такой прием. Составьте как можно более длинный и обстоятельный перечень ваших недостатков — любой, начиная от недостатков внешности и кончая... чем угодно. Составили? Возьмите чистый лист, напишите сверху: «В чем это проявляется?» Ответьте на этот вопрос в отношении некоторых, наиболее волнующих вас недостатков. Посмотрите еще раз на первый список. Подумайте, какие из перечисленных недостатков родственны тем, которые вас наиболее волнуют. Теперь от-ложите ручку, просмотрите заново оба листа (или прослушайте пленку), посидите несколько минут спокойно, ни о чем не думая, затем возьмите новый лист и, ничего не формулируя, как получается, запишите свою внутреннюю проблему. Прервитесь на какое-то время, займитесь другими делами и затем — желательно в возможно более рабочей обстановке (например, так, как вы готовите уроки, — если, конечно, вы не делаете это лежа на тахте) — просмотрите первые два листка. Внимательно посмотрите на формулировки и вычеркните все «ярлыки», «этикетки», общие фразы или, если вы чувствуете, что они для вас важны, разверните, конкретизируйте их. Подумайте и решите, как вы теперь понимаете свою проблему. Запишите ее. Сравните с тем, что вы записали ранее. Посмотрите, насколько они отличаются. Возможно, они выражают одно и то же, но на разных уровнях, или это две половинки одного суждения, тогда соедините их. Но если вам кажется, что они различны, найдите и запишите аргументы «за» и «против» каждой записи, после чего сделайте выбор. Возможно, обе проблемы важны для вас и необходимо только решить, какой из них вы займетесь в первую очередь. В результате этого упражнения мы получили описание внутренней проблемы. Но что это? Я вижу, у вас разочарование: «Стоило ли тратить столько времени, чтобы получить такую банальность, я и раньше все это знал». Банальность? Давайте посмотрим некоторые записи: «Я не умею быстро соображать», «Я чувствую, что я хуже всех», «Меня не любят друзья», «Я не нравлюсь, потому что толстая», «Я трус и поэтому подчиняюсь чужой воле», «Я обыкновенная тряпка», «Я веду себя так, чтобы понравиться другим, хотя мне самому это не нравится». Вы видите, здесь самые разные формулировки — общие и конкретные, более подробные и менее. Действительно кажется, что они не содержат ничего нового. Все это могло быть сказано в самом начале. |