МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

НАЧАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ С ПОНЕДЕЛЬНИКА





...психология пытается объяснить при­чины того или иного поведения, но цель ее не в этом, а в том, чтобы помочь че­ловеку совершенствовать себя, делать себя лучше и счастливее.

Э. Шостром

Советы подобны касторовому маслу: их довольно легко давать, но очень непри­ятно принимать.

Д. Биллингс

Благими намерениями.,.

Всем известно, что новую жизнь обычно начинают с поне­дельника или же в первый день после отпуска. Большинство заканчивают ее примерно тогда же, хотя некоторым удается продержаться одну-две недели. И лишь единицам это на са­мом деле под силу. Почему же это происходит? Ведь, по край­ней мере, большинство из нас неоднократно давали себе сло­во выучить иностранный язык или начать заниматься спор­том (я уж не говорю про многострадальную утреннюю зарядку), регулярно ходить к зубному врачу и т. д. и т. п. Но чаще всего эти пожелания не переходят в действия.

Более того. Я неоднократно наблюдала и на других, и на самой себе, как возникшее после психологического тренинга сильное желание измениться, начать новую жизнь увядало, зачастую даже не пытаясь расцвести, оставляя после себя лишь чувство горького разочарования, как будто тебя обманули или ты обманул сам себя.

С чем же все это связано? Почему мы не можем изменить свою жизнь, а значит, и себя, даже тогда, когда искренне хо­тим сделать это и, кажется, даже знаем, что сделать и как?

Как вы сами ответите на эти вопросы? Выполните для это­го следующее задание.

Вспомните какую-нибудь из своих попыток «начать но­вую жизнь» (желательно не очень давнюю), запишите ее в своем дневнике и ответьте на следующие вопросы:

а) почему у вас возникло такое намерение;

б) когда вы его приняли, что вы решили делать, что­бы реализовать его;

в) что вы на самом деле делали;

г) сколько времени примерно продолжались ваши попытки;

д) почему они прекратились?

Вот примеры выполнения этого задания.

«Решила не грубить маме, не отвечать ей, даже если она будет меня доводить: а) повод — раскаяние и примирение после бурной ссоры. Маму стало жалко; б) решила не грубить, не отвечать, несмотря ни на что, сдерживать себя; в) говорила себе: молчи! молчи! г) не более десяти минут; д) она меня снова достала» (Лена).

Еще один пример. «Принял решение резко стать другим:

а) был зол на себя, и все осточертело; б) стать спокойным, собранным и точным, решительным, думать, прежде чем го­ворить, не бросаться очертя голову, куда меня не просят; в) ничего; г) нисколько; д) не получилось, просто я такой, как я есть» {Игорь).

«Принял решение каждое утро в любую погоду бегать во­круг дома: а) по ТВ показывали, как это здорово; б) бегать каждое утро не менее 20 минут, а в другие дни, выходные — еще больше, пока не устану; в) бегать решили вместе с Са­шей, но в первый день я ему позвонил, а он не проснулся; на следующий день я решил пойти один, но пошел дождь; г) не помню точно, три или четыре дня вечером думал, что утром побегу, но на самом деле не бегал; д) из-за обстоятельств, лени и из-за Сашки» (Максим).

А что записали вы? Давайте проанализируем, о чем гово­рят ваши записи.

Прежде всего посмотрим, почему возникло желание изме­нить что-то в своей жизни или в самом себе. Причем речь здесь пойдет не о мотиве в собственном смысле слова (об этом мы поговорим позже), а о мотивировке — о том, как этот мотив осознается и высказывается. В нашей мини-анке­те это пункт (а). Что мы здесь видим? Одними движет глобаль­ное недовольство собой, другими — чувство раскаяния и жа­лость, третьими — стремление позаимствовать нечто из жиз­ни других людей, с тем чтобы сделать свою жизнь полнее и интереснее. Все это наиболее распространенные мотивиров­ки, поводы для самосовершенствования. В тех или иных ва­риантах они встречаются почти у всех. И почти всегда не реа­лизуются. Почему? Прежде всего потому, что мотивировки эти очень слабы, они не могут стать подлинными мотивами, под­линными двигателями поведения. Аргументы? Пожалуйста.

Сознательное изменение себя, своей жизни — один из самых серьезных, самых сложных поступков человека. Следователь­но, он требует очень сильного, действенного мотива, по-на­стоящему глубокого, затрагивающего самые интимные стру­ны человеческой личности. Можно ли это сказать о приведен­ных мотивах? Мне кажется, нет. Во-первых, они очень ситуативны. Присмотритесь к формулировкам в наших при­мерах (в том числе и собственным): «был зол...», «раскаяние... после бурной ссоры», «по телевизору показывали...» Они от­ражают сиюминутное событие и, видимо, такое же решение. Во-вторых (и это, конечно, тесно связано с первым), все мо­тивы довольно поверхностны, точнее, достаточно трудно ска­зать, как они отражают личность. Лене стало жалко маму, и она решила ей больше не грубить. Все ее поведение напоми­нает знаменитое школьное: «Простите меня, пожалуйста, я больше не буду», когда извиняются лишь для того, чтобы снять напряжение, и вовсе не думают о том, насколько реально это «не буду». У Игоря — недовольство собой и плохое настро­ение спаяны столь тесно, что возникает впечатление — как только настроение улучшится (а известно, что настроение — вещь довольно подвижная и у здоровых людей меняется до­статочно часто, причем иногда достаточно мелочи, чтобы оно изменилось), недовольство пропадет (что, конечно, и к луч­шему). Что же касается Максима, то связь того, как он хотел изменить свою жизнь, с тем, что является подлинным выра­жением его личности, очень проблематична. С таким же ус­пехом его могло бы привлечь показанное по телевизору гло­тание шпаг, заклинание змей или, например, вышивание бол­гарским крестом, делающее жизнь того, кто этим занимается, интересной.

Вы понимаете, конечно, что я специально все несколько огрубляю и в действительности все обстоит не так просто. Но такое огрубление нам сейчас необходимо для того, чтобы была видна слабость подобных поводов для изменения своей жизни.

Посмотрите на свои записи, как на текст другого человека, беспристрастно. Что проявилось у вас? Инфантильность, стремление успокоить себя волшебным «Я больше так не буду»? Или недовольство и собой, и всем окружающим, носящее столь нерасчлененный, аморфный характер, что и ухватиться-то не за что. Можно только пассивно ждать: авось, солнышко по­явится, настроение улучшится, глядишь, и неудовлетворен­ность собой как-нибудь рассосется. Или желание улучшить свою жизнь тем, что украшает жизнь других.

Надо сказать, что последнее далеко не так примитивно, как это может показаться. «Посмотреть на других» — доволь­но распространенный способ саморазвития, и он может быть вполне эффективным. Вот как об этом говорит героиня од­ной из пьес Л. Зорина: «...я ужасная обезьянка. Я смотрю во­круг и все примериваю на себя. Это мне не годится, а это мне подойдет! Красивая прическа — немножко задор, немножко поэзия, немножко вызов — беру себе. Или вижу — красивая походка. И грациозно и очень стремительно — почти полет. Это совсем смертельная рана, такая походка — и не моя! Она будет моя! Я ее беру. Потом я встречаю девушку — у нее заду­мавшийся взгляд, он показывает на глубокую душу — очень хо­рошо, я беру этот взгляд... В общем я — Жан-Батист Мольер. Он говорил: «Te prends mon bien ou je le trouve»... Это значит: «я беру свое добро там, где его нахожу»*. Но для того чтобы оно действительно было эффективным, важно одно существенное условие. Оно выражено в словах Мольера: «...беру свое доб­ро». Мы же, стремясь изменить свою жизнь, часто исходим не из того, что нужно нам, только нам, а из общих принципов («Каждый культурный человек должен знать иностранный язык»), того, что принесло успех другим людям, или чужих увлечений, исходим из примеров, образцов для подражания. Но мы не делаем следующего шага — не примеряем это к себе. Мы берем нечто из чужой жизни и надеемся, что, когда мы этим завладеем, наша жизнь изменится сама собой, как по волшебству. (Здесь и один из ключей к трагедии Раскольни-кова, который, как вы помните, «Наполеоном решил сделать­ся» и, взяв себе за образец Наполеона, стал совершать по­ступки, против которых бунтовала и от которых содрогалась его душа.)

Неудивительно, что такие мотивы либо вообще не реали­зуются, либо реализуются так, что ничего хорошего из этого не получается.

В целом можно сказать, что с самого начала, с повода, мотивировки приведенные выше случаи обречены на неудачу. Напомню, что все наши герои, принимая решения, которые почти 100-процентно не могли быть реализованы, занимались тем, что создавали условия для увеличения числа своих неудач, накапливания неудачного опыта. А потом говорили: «Я просто неудачник. Тысячу раз пытался измениться, ничего не выходит». Так, может, лучше не принимать решений, которые не могут быть выполнены или, если уж принимаешь их, отно­ситься к ним с великолепной небрежностью, как Марк Твен: «Бросить курить — самое легкое дело. Я знаю, что говорю, потому что сам бросал тысячу раз».

Все люди, наверное, время от времени дают себе невыпол­нимые обещания. Но важно отличать свои подлинные жела­ния — и значит, подлинные успехи и неудачи в саморазвитии и самосовершенствовании — от благих намерений, которы­ми, как известно, вымощены дороги во все ады Вселенной. Так что, разделяя и отличая, помните, что, увеличивая число нереализованных намерений, вы тем самым существенно улуч­шаете дорогу в том направлении.

Пойдем дальше. Посмотрим, какова цель, как именно хо­тели вы измениться. Это первая фраза записи: «Решил...» В приведенных выше записях видно, как «слабые» мотивы сфор­мировали такие же слабые цели. Это и совершенно некон­кретная, глобальная и потому очевидно невыполнимая цель Игоря: «...стать другим», причем стать другим «резко», по-ви­димому, сразу после обеда или завтрака. Хорошо бы еще с помощью таблеток. Проглотил и резко стал другим. Разве пло­хо? Я бы, например, не отказалась. Это и совершенно проти­воположное, абсолютно конкретное и потому бессмысленное намерение Максима «бегать вокруг дома». Зачем? Почему? Неизвестно. Может, лучше за хлебом ходить? А слабость на­мерения Лены проявляется сразу с двух сторон. Во-первых, оно сформулировано в отрицательной форме, что уже само по себе блокирует его выполнение. Исследования показыва­ют, что лучше всего осуществляются те намерения, цели, ко­торые основываются на том, что присуще человеку, на силь­ных сторонах его натуры, и выражаются они преимуществен­но позитивно: «Я буду...», «Я смогу!» Во-вторых, уже в самом намерении содержится объяснение (а значит, и оправдание) будущей неудачи — Лена уверена, что мама будет ее «дово­дить».

А как сформулировали свою цель вы? Было ли ваше реше­ние выполнимо в принципе? Было ли, для чего его выполнять? Подумайте об этом и запишите ответы в свои дневники.

Следующее. Пункт (б): что вы решили делать, чтобы реа­лизовать свое намерение? Здесь наши герои верны себе. Они, по сути, лишь повторяют свое намерение. Лена — почти до­словно, пользуясь той же отрицательной формой. Правда, здесь появляется вроде бы и нечто позитивное: «...сдерживать себя».

Но подумаем, действительно ли за этой положительной фор­мулировкой скрывается то позитивное содержание, которое, как мы говорили, предполагает опору на что-то, присущее самому человеку. Представляется, что нет. Ведь сдерживать­ся — это не только чего-то не делать, но и — подавлять, не дать проявиться естественной реакции. Известно, что подав­ление даже в своих самых сильных формах, когда оно проис­ходит бессознательно, позволяя человеку не замечать чего-то нежелательного в окружающей действительности или себе са­мом, не может продолжаться бесконечно долго. Происходит накопление, достигается критическая точка, и происходит взрыв. Подавляемая отрицательная реакция вырывается наружу с тем большей силой, чем более жестко она подавлялась. Все это относится и к сознательно подавляемой реакции, с той только разницей, что она или быстрее прорывается нару­жу (особенно в вашем возрасте, поскольку все реакции, эмо­ции, чувства, импульсы у вас очень сильны), или выражается каким-нибудь косвенным образом (помните несколько раз обо­шедший все наши издания рассказ о «японском резиновом начальнике»). Мы еще поговорим об этой сложной проблеме. Сейчас же мне хотелось только показать, что во внешне поло­жительных высказываниях обозначено то, «чего не делать», и вы должны быть внимательны, анализируя свои высказыва­ния, и не пропустить таких случаев.

Игорь решил, как он говорит, «резко» изменить, по край­ней мере, некоторые основные качества своей личности, «стать другим человеком», как часто пишут ребята. Желание про­снуться в одно прекрасное утро другим человеком, не имею­щим тех особенностей поведения (заметьте, я не сказала «не­достатков»!), которые мешают тебе жить, посещает, наверное, время от времени почти каждого. И почти никогда не осу­ществляется. Но почему? Ведь многое в нас реально портит нам жизнь, и, избавившись от него, мы могли бы стать более свободны и счастливы. Сколько раз мы слышали: «Достаточ­но только захотеть» — и отвечали: «Я очень хочу, но не могу. Это сильнее меня»?

Дело в том, что качества, свойства личности, хотя и явля­ются нашими, нашему приказу, нашей воле подчиняются лишь до определенной степени. Сформировавшись, они начинают жить несколько автономной жизнью. Известный психолог Л. И. Божович экспериментально показала, что наши «качества личности» — это устойчивые мотивы плюс привычные формы их реализации. Но мотивы, как известно, во многом нами не осознаются, причем не только бессознательные мотивы, по­дробно изученные благодаря 3. Фрейду и его многочисленным последователям, но и те, которые находятся на менее глубинном уровне и просто не попадают в поле нашего созна­ния. Поэтому, когда мы мечтаем измениться, чаще всего име­ем в виду формы поведения и не думаем о том, какие мотивы они обслуживают (что хорошо видно в высказываниях Иго­ря). Но именно мотивы, точнее, те из них, которые являются устойчивыми, делают столь же стабильными формы поведе­ния. Именно этим во многом определяются инерция и сопро­тивление изменениям.

Обратили внимание? Я специально подчеркнула, что гово­рю об особенностях поведения, а не о недостатках. Думаю, теперь вы понимаете, почему. «Недостаток» — это когда чего-то не хватает, недостает (см., например, в словаре В.Даля). Конечно, со времен Даля значение слова несколько измени­лось. Но я неоднократно убеждалась, что смысл его для нас во многом остался прежним, и когда мы говорим о преодолении недостатков, то имеем часто в виду те же способы, которые используются, чтобы восполнить недостающее — найти, по­лучить, достать. Есть еще один способ — вывернуть с изнанки на лицо, как шляпу. Так, чтобы там, где была впадина, стала выпуклость. Но для того чтобы действительно изменить себя, свою жизнь, как мы теперь понимаем, нужно совершенно дру­гое —изменить устойчивые мотивы, т„ е., по сути, свое от­ношение к жизни, к другим людям, к самому себе, изменить свое понимание мира и уже на этой основе — особенности поведения. Такое изменение — очень сложный процесс, и ясно, что приказом здесь ничего не добьешься.

Однако не только в невнимании к мотивам причина неуда­чи Игоря. То, что он хочет изменить в себе, то, каким он хочет стать, носит крайне неконкретный и общий характер, что делает невозможным объективную проверку, контроль даже со стороны самого себя. Согласитесь, что есть разница между решениями, например, «чистить зубы не менее двух раз вдень» и «следить за зубами». Второе, конечно, обычно подразумева­ет первое, но может означать и что угодно другое. И самое главное, второе дает возможность вообще ничего не делать — важно решить, что слежу, и все. Отсюда один из основных критериев реальности вашего решения измениться —конкрет­ность, «заземленность» того, что вы решили делать, доступ­ность собственной проверке.

Но тогда, скажете вы, почему же неудача постигла и Мак­сима? Ведь его решение совершенно конкретно, буквально с точностью до минуты? Это, конечно, так, но одной конкрет­ности, видимо, мало. Во-первых, как мы видели выше, его желание начать бегать, по крайней мере внешне, не связано с его мотивами, не отражает их, а это, как уже говорилось, прин­ципиально важно. Во-вторых, Максим (как, впрочем, и Лена, и Игорь) совершенно не думал о том, есть ли у него какие-нибудь умения, навыки. Хотя бы навык совершать по утрам физические усилия, что необходимо для физзарядки. Инте­ресны в этой связи данные, полученные психологом Л. С. Сла­виной. В одном из своих исследований она как раз изучала образование и реализацию намерений. Эксперимент, о кото­ром я хочу рассказать, проводился на детях младшего школь­ного возраста, но механизм, который там был вскрыт, прояв­ляется во всех возрастах. Лия Соломоновна предлагала своим испытуемым задания из школьной программы, за выполне­ние которых они могли получить игрушку. Чем труднее было задание, тем более привлекательной была игрушка. За самое сложное задание мальчикам полагался роскошный паровоз, а девочкам не менее роскошная кукла. При этом говорилось, что если задание будет выполнено неправильно или не вы­полнено, то игрушка останется у экспериментатора. Как вы догадываетесь, ребята вели себя по-разному, но очень многие выбирали самое трудное задание. Когда, наконец, это задание выбрал один из самых слабых учеников класса, у которого не было никаких шансов его выполнить, психолог решил доко­паться, почему это происходит. Между мальчиком и Лией Соломоновной произошел такой диалог:

Экспериментатор (Э.): Ты умеешь решать такие задачи? Испытуемый (И.):Нет.

Э.: А вообще задачи по математике хорошо решаешь?

И:. Не-е... Эл А считаешь хорошо?

И:. Йе-а...

Э.: А ты понимал, что если ты не выполнишь задание, то не получишь никакой игрушки?

Ил Да.

Э.: На что же ты рассчитывал?

И.: Я рассчитывал на паровозик.

Вот так, мне кажется, и Максим, да и многие другие часто рассчитывают «на паровозик», не соотнося то, что требуется для его получения, со своими возможностями.Мы попадаем в ло­вушку своих желаний, потому что не заботимся о средствах.

Но это не все. Обратите внимание (и посмотрите на свои записи) — никто из наших героев (пожалуй, за исключением до некоторой степени Лены) не думает о том, что при выпол­нении своего решения придется столкнуться с трудностями, и не предлагает средств для их преодоления. Не учитывается инерция поведения, связанная, как уже отмечалось, и с устойчивостью мотивов, и с тем, что привычные формы поведе­ния часто осуществляются почти автоматически. Следователь­но, для того чтобы вести себя по-другому, надо этот автома­тизм преодолеть. А это довольно трудно, особенно если учесть, что привычное действие совершается, привычная реакция осуществляется быстрее. Отсюда —необходимость учитывать инерционное сопротивление и думать о путях его преодоле­ния или хотя бы о трудностях, с ним связанных.

Пойдем дальше. Думаю, пункты (в) и (г) вы успешно раз­берете сами. Никаких неожиданностей они обычно не таят, в них лишь ярко проявляется то, что заложено в первых двух. Хотелось бы обратить внимание только на один момент. Чем более конкретным и четким является то, что человек собира­ется делать, тем дольше длится намерение. Вы видите, что у Максима оно продолжалось три или (даже!) целых четыре дня, хотя, как и другие, он мало что делал для его осуществле­ния — разве что позвонил приятелю, в то время как у Иго­ря — «нисколько».

Ответ на последний, решающий вопрос: «Почему они пре­кратились», т. е. прекратились попытки «начать новую жизнь». Посмотрите, во всех приведенных записях ответ на этот во­прос выглядит как оправдание. Лена перекладывает вину на маму, Игорь — на неизменные свойства своей натуры, Мак­сим, видимо, на всякий случай, — сразу на все: на обстоятель­ства, на друга и немного на себя. Причем очень характерно, что виноватой оказывается лень, один из тех милых пороков, которые обычно легко прощаются окружающим и уж тем бо­лее себе. Поэтому ее часто используют как ярлык, удобное обозначение тех случаев, когда истинные причины почему-либо скрываются: или потому, что они могут привести к очень тяжелым переживаниям, сильно травмировать, или потому, что человек не дает себе труда эти причины раскрыть, или... Вариантов может быть много. Напомним то, что уже говори­лось. Психологи давно подметили одну важную деталь наших самоописаний, того, как мы говорим о себе. Используя об­щие понятия «добрый», «честный», «злой» и т. д., мы часто не открываем, а закрываем собственное «Я», в том числе, конеч­но, и от самого себя. Как если бы мы взяли фотографию не­коего обобщенного человека — юноши или девушки — и «вы­сматривали» в ней себя. В этих случаях мы не узнаем подлин­ного себя, а лишь научаемся более или менее удачно использовать готовые шаблоны.

Так что отсылка Максима к лени, на мой взгляд, ничего не объясняет.

А как ответили на этот вопрос вы? Может быть, вы тоже вместо анализа занимались самооправданием? И в этом слу­чае совершенно не важно, с помощью чего вы оправдывае­тесь. Не имеет значения, перекладываете ли вы вину на дру­гих людей, на обстоятельства или берете ее на себя. Сущест­венно то, что во всех случаях это путь тупиковый. Вместо того чтобы понять, каковы причины неуспеха, что именно вам по­мешало, какие у вас есть средства и способы для того, чтобы в дальнейшем этого избежать, вы и здесь продолжаете с упорст­вом, достойным лучшего применения, спрашивать: «Кто ви­новат? (или что виновато?)». И вместо нового уровня самопо­нимания или, как говорилось ранее, «извлечения урока» вы вновь получаете переживание неудачи.

Но, надеюсь, вы понимаете, что наши герои свои неудачи создали собственными руками, никому не доверяя этой важ­ной миссии. Если вы вели себя подобным образом, ничего другого быть не могло.

Если же вам кажется, что ваши ответы говорят о действи­тельном стремлении «начать новую жизнь» и понимании, как это сделать, подумайте, с чем связана ваша неудача. Для того чтобы упростить задачу, используйте такой прием.

Представьте себе, что прошло два года. И вот вы, ны­нешний, приходите к себе такому, каким вы станете за­втра. Для удобства это ваше будущее, завтрашнее «Я» назовем «Он». Спросите его, помнит ли «Он» об этой по­пытке? Если бы она удалась, повлияла бы она на его жизнь, на то, каким он стал сегодня?

Если нет, то и говорить не о чем. Значит, это был какой-то случайный эпизод, никак не связанный с вашей реальной жизнью, с вашими подлинными желаниями и стремлениями. Ответ «не знаю» обычно свидетельствует о переживании не­реализованных возможностей, но далеко не обязательно в той сфере, к которой относилось намерение. Другими словами, причину здесь следует искать именно в мотивационном зве­не. Если попросту, вам хочется чего-то нового, но чего, вы и сами не знаете. Может, имеет смысл поискать?

Ну, а если «Он» отвечает «да»: «Да, ты испортил мне жизнь. Ты сделал ее более трудной (или более скучной)»? Значит, мотив подлинный. Вам действительно этого хотелось, хоте­лось по-настоящему, глубоко. Можно сказать, что ваше жела­ние отвечало каким-то личностным потребностям и интере­сам. В этом случае надо, видимо, обратить внимание на спо­собы, средства, т. е. на то, что и как вы собирались делать. Не знаю, как у вас, но наиболее распространенной ошибкой, препятствующей реальной деятельности, является чрезмерная обобщенность предполагаемых действий и, как следствие этого, недоступность самоконтролю и самопроверке. Такое положе­ние может быть связано просто с неумением ставить конкрет­ные цели и вырабатывать соответствующие им способы до­стижения (это сравнительно легкий случай). Возможно, одна­ко, что за этим скрывается своего рода страховка (а значит, страх) от возможной неудачи или конфликт между желанием изменить свою жизнь, себя и противостоящими, сопротивля­ющимися этому мотивами.

Но давайте вновь вернемся к последнему вопросу. В чем вы видите причины неудачи? Что у вас преобладает — стрем­ление к анализу или самооправдание? Мы уже немного гово­рили об этом. Сейчас давайте посмотрим на данную проблему более пристально. Как уже отмечалось, часто люди склонны к самооправданию, к тому, чтобы объяснить или скорее оправ­дать свою неудачу обстоятельствами, происками других лю­дей — друзей, начальников, наконец, собственной неиспра­вимой натурой — чем угодно, главное условие, чтобы это объ­яснение находилось вне вашего контроля. Мы говорили с вами: ущербность здесь прежде всего в самом мотиве — в стремле­нии избавиться от чувства вины, переложив его с себя на что-то устойчивое, такое, которое вы заведомо не можете сдви­нуть с места. Одна из целей, безусловно, будет достигнута: вы избавитесь от чувства вины, ответственности и связанного с ними напряжения, вернув себе тем самым привычное распо­ложение духа, что для человека очень важно. Правда, вы по­жертвуете очень важным — шансом на саморазвитие. По-ви­димому, каждый должен сам решить, что для него важнее.

Американский психолог У. Дайер отнес самооправдание к внутренним врагам человека. С исследованиями этого учено­го нас познакомил Ю. В. Емельянов, автор вступительной ста­тьи к книге с заманчивым названием «Как стать предприим­чивым и богатым», и я позволю себе привести развернутую цитату из этой статьи: «По мнению У. Дайера, обвинения в адрес сил, неподвластных вашему контролю, помогают чело­веку убедить себя в безвыходности своего положения и обо­сновать ненужность и бессмысленность каких-либо усилий с его стороны, чтобы решить проблемы. Анализ Дайера помо­гает отчасти понять причины столь долгих и самозабвенных атак в нашей стране на далекое прошлое. Видимо, такое заня­тие помогает многим людям уходить от решения насущных проблем сегодняшнего дня.

Сходной формой самооправдания, по оценке У. Дайера, является объяснение неудач своей неисправимой природой.

У многих людей целый набор жестких убеждений о своем неумении совершить какие-либо поступки («Я не могу это объяснить, не сумею убедить»), неспособности что-либо де­лать («Я не способен к языкам, к математике, не разбираюсь в — технике»), неисправимых чертах характера («Я вспыльчив, упрям, ленив»), органической неспособности изменяться... Дайер показывает порочный круг рассуждений, с помощью которых человек закрывает себе путь к прогрессу.

Заявление № 7: «Я не способен к математике». Заявление № 2. «Мне надо решить эти задачи по алгебре». Заявление № 3: «Ка­жется, я могу их решить». Заявление № 4. «Нет, я не могу этого сделать». Вопрос: «Почему?» Заявление № 1: «Я не спо­собен к математике».

Психолог перечисляет различные «выгоды», которые вы получаете, воздерживаясь от перемен в вашем образе жизни, включая возможность обвинять весь мир в ваших бедах, по­гружаться в праздные мечты о несостоявшемся счастье, по­лучать сочувствие окружающих, выполнять ваши дела не­брежно, как это подобает несчастному и гонимому судьбой человеку, сохранять ложное представление о себе и т. д.»*. Не правда ли, едкий, но очень знакомый портрет?

Как достичь цели..,

Мы достаточно подробно разобрали, что может мешать на­чать новую жизнь, измениться. Теперь перейдем к тому, как это можно и нужно сделать, что для этого требуется. Прежде всего запомните важный принцип — и это нашключ 10:

Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: «Я хочу...», «Я могу...», «Я буду...» Помните, отрицательное вы­сказывание лишь выражает ваши эмоции и не ве­дет к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему.

Начнем с определения, что вы на самом деле хотите изме­нить в себе, своей жизни. Это очень важно, иначе можно по­ставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообма­ну и очередной неудаче.

На самом деле сделать это довольно трудно. Существует много внутренних преград — от простого неумения думать о себе до конфликтов и проблем, — настолько глубоко захоро­ненных в нас, что мы не осознаем их и чувствуем лишь непо­нятное нам самим сопротивление, выражающееся в страхе, скуке, лени, желании заняться чем-нибудь другим и т. п. Су­ществует также внутренний цензор, проверяющий все, что вы хотите высказать (даже себе), и уныло повторяющий: «Это нереально... Не говори глупостей... Все будут над тобой сме­яться... »

Следующее упражнение будет состоять из нескольких час­тей. Каждая из этих частей — прием, который вы в дальней­шем сможете использовать, причем каждый — свой. Но сей­час вы должны выполнить все упражнение целиком. Что для вас более эффективно, вы решите после тщательного анализа результатов.

В ходе выполнения у вас могут возникнуть колебания, от­рицательные переживания, желание все бросить, скука, тос­ка, а у некоторых даже страх.Не боритесь с ними, но и не подчиняйтесь им. Пусть они будут! Не ругайте себя за них. Обратите на них внимание, дайте себе отчет в них и продол­жайте работать. После выполнения упражнения опишите свои ощущения в дневнике. Чаще всего это проявление сопротив­лений, о них стоит подумать, понять, например, что именно их вызвало. Но это потом, после выполнения упражнения. А пока вы его делаете — просто фиксируйте свои переживания.

И еще одно предварительное замечание. Конечно, с по­мощью предлагаемых упражнений невозможно преодолеть глубинные внутренние конфликты, осуществляемые на бес­сознательном уровне. (Теперь, когда все (правда, в основ­ном понаслышке) знакомы с психоаналитическим учением о бессознательном, это часто является обоснованием (= оп­равданием) бесполезности каких-либо собственных усилий:

«Все равно самому мне не удастся сломать бессознательное сопротивление».) Но мы и не собираемся этого делать! Наша задача проще — преодолеть колебания, обойти сопротивле­ние, усыпить бдительность внутреннего цензора. И все!

Начните с того, что создайте в том уголке, где вы занима­етесь, уютную атмосферу, такую, чтобы вы чувствовали себя уверенно и спокойно. Решите, что для вас легче — пользоваться записями на бумаге или магнитофоном, и соответственно оборудуйте «рабочее место». Хорошо, если вы выполняете это упражнение вечером. Тогда можно выключить весь кроме настольной лампы, все как бы отодвинется и в круге света, в круге внимания окажется лишь то, чем вы сейчас занимаетесь. Сядьте поудобнее и расслабьтесь, снимите мышечное напряжение. Это вообще очень полезное умение. Дело в том, что всякая проблема, всякая трудность, с которой мы сталкиваемся, все, что мы называем не очень понятным и совершенно безразмерным словом «стресс», вызывает мышеч­ное напряжение. И возникает очередное «чертово колесо», за­колдованный психологический круг: чем более важно для нас преодоление трудностей, решение задачи, тем больше мы на­прягаемся (не специально, так получается почти автомати­чески), чем больше напряжение, тем труднее решение про­блемы, чем труднее решение, тем... И так далее. Поэтому очень важнонаучиться расслабляться и делать это всегда, как толь­ко почувствуете напряжение.

Если вы еще не умеете этого делать, используйте такой прием: изо всех сил напрягите сразу все мышцы. Сохра­няйте это напряжение, медленно считая до двадцати. За­тем глубоко вдохните и вместе с очень медленным выдо­хом снимите это напряжение. Пусть ваше тело обмякнет. Откиньтесь на спинку кресла или дивана и посидите не­сколько минут просто так, ни о чем не думая, чувствуя, как вам хорошо и спокойно.

Вы сами почувствуете, когда вам надо продолжить упраж­нение. Обычно это происходит через две-три минуты. Не за­ставляйте себя.

Лениво, как бы нехотя, возьмите ручку или микрофон. Ска­жите или напишите сверху на листе бумаги: «Что я хочу на самом деле?» — и так же расслабленно, без напря­жения начинайте отвечать на этот вопрос. Не напрягай­тесь, пишите все, что взбредет вам в голову, в любой форме, любые глупости. Будьте свободны, не направляй­те движение мысли, пусть она течет, как хочет, вы лишь фиксируете ее. Ручка пишет, голос звучит, а вы лишь наблюдаете за этим, как будто все это происходит помимо вашей воли.

Потратьте на это упражнение много времени. Сколько, вы решите сами. Главное, чтобы вы чувствовали, что времени хватило с избытком. Это надо для того, чтобы, миновав по­верхностный слой переживаний, дойти до самых глубоких, а это требует времени для того, чтобы слой за слоем снять то, что их скрывает. Высказывая все, что приходит в голову, мы этим и занимаемся.

Не прерывайте работу, когда вы, первый раз почувст­вуете, что иссякли или вам это все надоело. Не исключено, что именно здесь вы столкнулись с сопротивлением. Сде­лайте глубокий вдох, расслабьтесь, закройте на минуту глаза и вспомните что-нибудь приятное. Откройте глаза и продол­жайте работать. Будет очень хорошо, если вы сделаете так не менее трех раз.

А теперь — внимание! Полный свет. Ритмичная музы­ка. Вы включили свою волю. Чувствуете себя активным и деятельным человеком. Вы сами знаете, что вам надо, чтобы это почувствовать. Вы берете лист бумаги и реши­тельно пишете сверху (или уверенно говорите в микро­фон): «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...» — и за 3 мин (не больше, но и не меньше — будильник или таймер поставьте зара­нее, чтобы во время выполнения задания об этом не думать) вновь вы­сказывайте все, что попало, в любой форме, каким бы странным или глу­пым это ни казалось.

Три минуты прошло. Отложите ручку, выключите свет, оставьте лишь настольную лампу и вновь расслабьтесь, верните себе состояние спокой­ствия и умиротворения. Посидите так немного. Почувствуйте, как вам хо­рошо, как тепло распространяется по вашему телу.

Представьте себя в маленьком театрике. Вы сидите в затемненном зале, а на сцене стоит человек. Этот человек — вы. Такой, каким вы себе нравитесь. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Сейчас вы та­кой, каким хотите быть и можете стать. Посмотрите на человека на сцене внимательно. Сейчас вы должны будете поставить спектакль, где он в главной роли. Вы увидите его в разных ситуациях и поймете, что в нем есть такого, чего в вас еще нет, что привлекает вас в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умения. Вспомни­те такие недавние события своей жизни, где вы действовали не самым удачным образом, которые были для вас трудны. Дайте ему сыграть эти сцены. Всмотритесь: что он умеет, знает, понимает, может больше и луч­ше, чем вы. Теперь, когда вы поняли это, возьмите ручку (микрофон) и запишите, что вас привлекает в нем, что в нем есть такого, чего в вас нет. Напишите вверху: «Я — Он (Она)».

Прежде чем перейти к следующему этапу, нужна пауза. И луч­ше, если вы продолжите на следующий день. Второй этап — до­полнения.

Перед вами лежат три листа (или вы готовы прослушать три части пленки). Пусть все происходит в нормальной рабо­чей обстановке. Помните, в самом начале мы договаривались, что вы будете писать так, чтобы оставалось место для замечаний, комментариев, вопросов. Сейчас нам это понадобится. На одном листе написано: «Что я хочу на самом деле?», на втором: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я... », на третьем:

«Я — Он». Работайте с ними именно в этом порядке.

 

Прочтите (выслушайте) очень внимательно все, что вы за­писали и, если надо, дополните. Ничего не вычеркивайте. Не переходите к следующему листу, не закончив предыду­щий.Прошу вас, ничего не исправляйте, каким бы стран­ным и нелепым вам сегодня все это ни казалось.После того как вы сделаете все дополнения, вновь про­смотрите свои записи и из каждого списка выберите по три «самых же­ланных» желания. Не думайте о том, насколько они осуществимы. Просто выберите и поверьте, что они для вас — самые главные.

Итак, их будет девять (или меньше, в зависимости от того, насколько списки совпадают), девять основных желаний. Но в сказках фея и другие волшебные силы выполняют лишь три желания, вот и вы выберите три самых-самых... А если затрудняетесь в выборе, то ткните пальцем в пер­вые попавшиеся. С достижения этих трех и начинайте новую жизнь.

Когда? Прямо сейчас. Сразу. Не с понедельника, не в пер­вый день после отпуска, не с Нового года. Прямо сейчас. А... у вас нет времени? Каких-то необходимых вещей? Наш зна­комый У. Дайер советует по этому поводу, вне зависимости от всего, пусть совсем немного — 10—15 мин в день, но обяза­тельно тратить на достижение своей цели, для осуществления своего желания. Ведь пять-то минут у вас обязательно най­дется.

Как? Над этим вопросом нам придется серьезно порабо­тать. Но я уже говорила -- мне бы хотелось, чтобы ко всему, чем мы занимаемся, вы относились несколько легкомыслен­но, по крайней мере, с юмором. Поэтому, хоть я и прошу вас быть серьезными, но все же не так, как будто вы выполняете что-то безумно важное для вас. Попроще и полегче. Отнеси­тесь к этому, как к своего рода игре, которая может украсить вашу жизнь.

Приготовьтесь к тому, что вам придется много записывать. Многие терпеть этого не могут, но без записей, к сожалению, не обойтись, если мы хотим принять обоснованное решение и потом точно проверять его осуществление.

Первый шаг — анализ цели (естественно, выработанные ре­шения относятся к каждой цели в отдельности). Если она сформулирована в общем виде, туманно и неточно («Я хочу быть счастливым человеком», «Чтобы со мной считались», «Хочу быть умелым»), спросите себя: что значит для меня до­стичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться? Не стесняйтесь того ответа, который получите. Это же ваш ответ, значит, именно он вам сейчас и нужен. И еще одно. Нет ни­чего плохого в общих целях. Это важные и необходимые смыслообразующие мотивы, т. е. они придают смысл нашей жизни, нашим делам. Однако для того чтобы они стали, как гово­рят психологи, «реально действующими», их необходимо пере­вести на более конкретный уровень. Соотношение примерно такое же, как между пониманием значения электричества в нашей повседневной жизни и заменой перегоревшей лампоч­ки, чтобы в комнате было светло.

Шаг второй — оцените и запишите, где вы находитесь сей­час по отношению к достижению своей цели, что вы уже знае­те, умеете, можете. Не отказывайтесь сразу. Пусть совсем-совсем мало, но что-то есть, иначе вы просто не могли бы этого захотеть.

Третий шаг — оцените свои возможности (я больше не буду нудно повторять — «запишите», «запишите», вы и так пони­маете, что все надо записывать, а уж делаете или нет, это ваш свободный выбор). Ваша задача сделать список возможностей как можно длиннее. Имеются в виду не только ваши внутрен­ние потенции (хотя, конечно, они обязательны), но и внеш­ние условия, например особо благоприятные обстоятельства, помощь каких-то людей. Не останавливайтесь на первых при­шедших на ум ответах, напрягите свою мысль. Не сдавайтесь! Сделайте над собой усилие. Поговорите с тем, кому вы дове­ряете. Повторяю,список должен быть таким большим, как только это возможно.

Четвертый шаг — решите, что вам нужно сделать, что вы предпримете, чтобы достичь цели. Помните, действия должны быть максимально доступны проверке и контролю. Вашим соб­ственным проверке и контролю, но от этого не легче. Каждый раз, думая о том, что именно вы будете делать, спрашивайте себя: как я смогу проверить это?

Это важный момент (хотя, конечно, и не критический — всегда все можно исправить). Для поиска лучших способов можно обратиться к методу мозговой атаки. С помощью этого приема иногда удается достичь совершенно неожиданных ре­зультатов. Проходит он обычно так. Несколько человек запи­раются в комнате, чтобы им никто не мешал, и начинают ре­шать какую-нибудь проблему. Хорошая мозговая атака обяза­тельно проходит четыре стадии. На первой все высказывают любые идеи, пусть самые бредовые, а один участник очень аккуратно все без исключения записывает. Продолжается это Довольно долго, потому что, как уже говорилось, сначала вы­сказываются простые, лежащие на поверхности суждения и лишь постепенно доходят до действительно оригинальных Решений. На второй стадии все эти отдельные идеи комбини­руют, соединяют в блоки — так, чтобы убрать повторы и не­значительные, несущественные отличия. Третья стадия — оценка высказанных идей и, наконец, четвертая — выбор наилуч­шего решения. При этом очень важно на первой стадии ис­ключить всякий контроль и критику, а на двух последних, напротив, использовать их с максимальной силой. От того, насколько это удается, во многом зависит успех мозговой ата­ки. Конечно, люди, которые в ней участвуют, должны хорошо ориентироваться в проблеме, как говорят, владеть ею.

Вот такую мозговую атаку (правда, в одиночку) я и предлагаю вам провести тогда, когда вы не можете ответить на вопрос, что следует делать. На первой стадии дайте возможность своей мысли течь как можно свободнее. Вы уже умеет» это делать. Сейчас вы должны лишь успевать записывать. Я предлагаю вам подумать вот о чем: на какие совсем простые, мелкие действия можно разложить решение проблемы? По­мните историю-притчу про старика и его сыновей, которые легко ломали прутья и не могли сломать веник. Сейчас эту историю мы можем использовать, но как пущенную назад кинопленку и соответственно с другой моралью — то, с чем нельзя справиться сразу, можно преодолеть, разложив на про­стые, маленькие действия. Вот о таких простых, относительно легко выполнимых действиях вы и подумайте. Потом на тре­тьей стадии, когда вы будете их отбирать и располагать по степени важности, возьмите для начала самые простые, те, которые наверняка вам принесут успех. Это даст стимул для дальнейшей работы.

Вот, например, как выглядит этот список простых дейст­вий у одного моего подопечного, который сформулировал свою цель так: «Хочу научиться спускаться на лыжах с высоких гор». Неплохо катаясь на лыжах, он панически боялся спускаться с гор, даже небольших, хотя в глубине души презирал себя за это. Вот что он предполагал сделать:

1. Укрепить мышцы рук и ног: делать каждый день не ме­нее тридцати приседаний и упражнений для бицепсов.

2. Хорошо отработать толчок на равнине.

3. Хорошо отработать скольжение на равнине.

4. Продолжая все это делать, подняться на гору без лыж. Просто стоять и смотреть вниз, пока не привыкну.

5. Спускаться с горки на санках с малышами, как будто дурачась. Выбирать для этого горки все выше и выше.

6. Несколько раз посмотреть, как катаются с гор те, у кого это хорошо получается.

7. Съехать по всем правилам с небольшой горки.

8. Съехать со средней горки.

9. Подняться на высокую гору и съехать с нее.

Не знаю, насколько правильный этот план с точки зрения лыжников. Да это и не имеет никакого значения. Он же писал его для себя. После того как мы вместе несколько уточнили план — написали, сколько раз, дней, в какие сроки и т. п., он его довольно легко выполнил, перепрыгивая через некоторые, оказавшиеся ненужными звенья и теперь от этого получает удовольствие.

Еще один пример. Девчачий. Только вначале я должна пе­ревести написанное с жаргона на общепринятый язык. Пусть вас это не смущает. Помните, вы пишете для себя, поэтому пользуйтесь тем языком, на котором вам удобно выражать свои мысли и чувства, пишите на своем языке и забудьте об орфо­графии и прочих грамматических изысках. Они очень важны, но в нашей работе могут только помешать.

Первоначально цель выглядела как «Хочу быть любимой», после конкретизации она приобрела немного неожиданный, хотя вполне закономерный вид: «Хочу быть красивой и остро модно одетой». Из разговора выяснилось, что она терпеть не может шить и под хорошей одеждой понимает фирменную или от хорошего портного. Список действий состоял здесь из двух колонок, над одной из которых было написано: «Сохра­няю фигуру», а над второй: «Зарабатываю много денег». При­веду лишь вторую:

1. Договариваюсь с подругой, что она одолжит мне деньги на изучение английского.

2. Нахожу группу недалеко от дома.

3. Занимаюсь, не прогуливая.

4. Осваиваю английский так, чтобы вести простой разговор и отвечать по телефону.

5. Устраиваюсь секретарем вСП, где часть зарплаты платят в СКВ.

6. Отдаю долг.

7. Нахожу приличный коммерческий магазин, чтобы покупать там то, на что не жалко тратить валюту.

8. Основные вещи покупаю в валютном магазине.

Пятый шаг — точная конкретизация каждого из действий по времени, определение того, сколько оно должно продолжаться. Тем вы включите еще одно измерение — скорость движения, что сделает ваш путь еще более определенным.

Шестой шаг — осуществление того, что вы наметили. Вот этого и дошли. Как хорошо было составлять планы, правда? Но теперь уже никуда не деться, придется их выполнять. Очень важно при этом вести себя и действовать так, как будто вы уже достигли своей цели. Пусть будут срывы, пусть вы иногда забудете об этом — не имеет значения. Действуйте на новом уровне тогда, когда вы об этом помните. Не имеет значения, что вы делаете лишь первые шаги, первые дейст­вия, мысленно представьте себе, как бы вы думали и действо­вали, если бы цель была уже достигнута, и делайте это! А для того чтобы не забывать, напишите себе записки и разместите их так, чтобы они часто попадались вам на глаза. В этих за­писках на каждый день должна быть написана та цель, к кото­рой вы стремитесь, и то простое действие, которое вы сегодня совершите ради этой желанной цели.

Седьмой шаг — проверка и контроль результатов. Лучше всего завести таблицу, где по горизонтали записывать, что вы де­лаете, а по вертикали — временные отрезки, по которым вы себя проверяете. Очень хорошо, если вы это делаете каждый день, отмечая, выполнили вы свое обещание или нет. Можете ставить плюсы и минусы, рисовать веселые и грустные рожи­цы или, например, рожицы с гордо вздернутым вверх или уны­ло опущенным вниз носом.

Важно, чтобы вы сами видели, удается вам что-нибудь или нет, и вовремя старались понять, почему ничего не получается.

Можете придумать себе награду, например, за неделю ус­пешных или хотя бы регулярно выполняемых действий. Толь­ко не делайте того же самого с наказаниями. Обычно это не­эффективно.

Подобная табличка удобна тем, что, глядя на нее, вы буде­те испытывать удовлетворение, чувствуя, как приближаетесь к цели, или, напротив, знаки послужат вам сигналом, что план проваливается и надо что-то делать. А если вы забросите все на полпути, то, наткнувшись через какое-то время на эту таб­лицу, вдруг подумаете: «Неплохой был план. Только вот здесь надо было по-другому». Исправите, начнете действовать, и вот неожиданность — все получится!

Не обязательно, конечно, делать таблицу. Может быть гра­фик (так, у одной девушки, очень хотевшей похудеть, я виде­ла график веса), кучка спичек, когда за каждый успех спичка добавляется, а за каждый неуспех — убирается. Все что угод­но — главное, чтобы можно было увидеть результат, даже, если угодно, потрогать — он имеет объективное, материальное вы­ражение.

Вот что пишут об этом авторы одной из лучших книг по управлению (или, как сейчас модно говорить, менеджменту) М. Вудкок иД. Фрэнсис: «...все преимущества наблюдения за своими результатами:

— появляется обратная связь с эффективностью работы;

— возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;

— при неудаче возникает мрачное настроение;

— создается возможность переосмыслить избранную стра­тегию и спланировать новый метод действий»*.

Обратите внимание на два последних пункта — о неудаче и новом методе действия. Это принципиальный момент. Что происходит обычно: мы начинаем что-то делать, выполняя свой план, некоторое время все идет нормально, а затем — почти неизбежно — или неудача, срыв, или тупик, болото, когда ничего не ухудшается, но и не улучшается. Делаются еще две-три попытки, затем все надоедает и забрасывается до следую­щего решения начать новую жизнь.

Как это предотвратить? Прежде всего необходимо четко понять, что такое бывает со всеми, это обязательный этап. Как правило, он свидетельствует, что план в чем-то надо ме­нять. Не относитесь к составленному плану как к чему-то не­зыблемому, изменяйте и переправляйте его. Правда, важным условием остается одно: изменения должны вести к цели, т. е. быть действиями, а не размышлениями о том, почему вам (наверняка) не удастся достигнуть желаемой цели.Пробуйте, выбирайте разные варианты, играйте ими. Важно одно — дей­ствуйте! Не отказывайтесь сразу от достижения цели; не ду­майте, что вы не способны сделать это. Неуспех как знак: про­езд по этой дороге закрыт. Но существует ведь множество дру­гих путей. Вы в тупике? Допустим. Можно, конечно, в нем поселиться, обустроить его, украсить на все случаи жизни из­речениями о собственной неудачливости и отсутствии способ­ностей, используя их для защиты от требований действитель­ности. Так в уюте и покое можно просуществовать очень дол­го. Но, может, проще вернуться назад (немного) и попробовать Другой путь? Если, конечно, избранная цель еще манит вас.

Проанализируйте, с чем связана неудача, в чем причина, где ошибка. Вот слово и названо. Ошибка — слово почти ма­гическое. Сколько людей в страхе перед ней замирают, пред­почитая вообще ничего не делать, лишь бы случайно не со­вершить ЕЕ! Сколько прекрасных замыслов остаются нереа­лизованными, потому что на пути можно было повстречаться с НЕЙ! Сколько сил и труда затрачивается, чтобы скрыть ЕЕ. «Боязнь сделать ошибку», «ориентация на ошибку» — так на­зывается в науке этот симптом, являющийся одним из крае­угольных камней «комплекса неудачника».

Не у всех, конечно, такая боязнь проявляется в столь яр­кой и выраженной форме.Но, к чести этого юноши, следует Лазать, что он не боится признаться себе в своем страхе, что тоже немаловажно и, главное, очень трудно. Чаще боязнь ошибки скрывается даже от самого себя и проявляется кос­венно: в самых невероятных предлогах, чтобы не делать чего-либо, в бесконечном анализе своих переживаний, во внезап­ном возникновении множества мелких, но совершенно якобы неотложных дел — проще говоря, суете, — во всем что угодно, лишь бы иметь возможность не делать, не действовать. Ведь действие чревато... А вдруг...

Каждый из нас надеется на успех, боится потерпеть неуда­чу. Между этими мотивами постоянно идет борьба за право диктовать нам наши цели, планы, задачи. Психологами уста­новлено, что есть люди, которые в основном надеются на ус­пех, и такие, для которых главное — избежать неудачи.

А как обстоят дела у вас? Можете ли вы отнести себя к какой-нибудь группе? Проанализируйте свое поведение с точки зрения того, стремитесь ли вы к успеху или предпочитаете избегать неудач. Проанализируйте свое отношение к ошибке. Для того чтобы это было сделать проще, предложу один про­стой, отчасти шуточный прием.

Вновь составьте список ситуаций из недавнего или, если не получится, достаточно отдаленного прошлого, которые тре­бовали от вас решения, выбора (см. с. 28). Напишите еще один список, связанный с планами на будущее. Подумайте, чем был продиктован ваш выбор — стремлением к успеху или боязнью неудачи — и нарисуйте вместо точки либо какой-нибудь знак успеха (например!), либо ошибку и неудачу в виде какого-нибудь чудища. Посмотрите, кстати, какой у вас получился рисунок — страшный, отвратительный, достаточно нейтральный, смешной, симпатичный. Это тоже характеризу­ет ваше отношение к ошибке и неудаче, то, насколько вы их боитесь.

Посмотрите, чего у вас больше — знаков успеха или чу­дищ, изображающих неудачи и ошибки. А теперь, вне зависи­мости от того, какой значок у вас стоит —- успеха или неуда­чи,— придумайте для каждой ситуации какую-нибудь ошибку или неудачу. Только не мелкую. Пусть это будут настоящие, полноценные ошибки и неудачи. Королевы ошибок и неудач. Показателями сильной боязни ошибок будут те случаи, когда вы не сможете придумать таких неудач, когда даже мысленно, в фантазии будете избегать их. Но и прямо противоположный результат — когда вы со страстью начнете громоздить одну непоправимую (действительно непоправимую?) ошибку за дру­гой — свидетельствует о том же.

Кстати, если вам понравилось рисовать чудищ, изобража­ющих ошибки и неудачи, вы можете в дальнейшем их использовать, чтобы бороться с этой боязнью. Когда вы почув­ствуете, что боитесь чего-то, нарисуйте это в виде знакомого вам чудища. Вы можете сначала нарисовать его с отврати­тельным, страшным лицом, а потом, по мере того как вы будете думать (или заставлять себя думать), что с этим де­лать, рисуйте другие картинки так, чтобы и выражение лица менялось, и само чудище становилось все меньше и меньше. В конце концов оно может превратиться в простую точку. Нарисуйте ее сначала черным, затем менее неприятным для вас цветом и т. п. Только не забудьте, что помогает это лишь тогда, когда все необходимое для преодоления неудачи, ис­правления ошибки есть.

Но вернемся к ошибке.

Откуда же берется такой страх перед ошибкой? Конечно, за ним лежит определенное отношение к себе, и к этому мы еще вернемся. Но сейчас для нас важно другое. Помните наши «заповеди неудачника»? Ту, где говорится об отношении к каж­дой неудаче как к последней и решающей в жизни? Пример­но так же, часто даже не сознавая этого, мы относимся к воз­можным и совершенным ошибкам. Мы смотрим на них, как на каменную стену, которую не обойти, не перепрыгнуть, или как на страшного хищника, готового проглотить нас.

Но ведь можно относиться к ошибкам и по-другому. Ска­зать себе: «Проверим, действительно ли эта стена такая уж каменная. А если это так, можно ли ее обойти?» Или по из­вестному детскому стишку: «Разве это великан? Ха-ха-ха!» Чем больше вы стараетесь избегать ошибки, тем больше она раз­дувается. Совсем как упомянутый выше герой из сказки К. Чуковского. Но, как вы помните, достаточно было непредвзя­то взглянуть на «великана», как выяснилось, что победить его ничего не стоит.

Важно понять — ошибки неизбежны на всяком пути. Проблема не в том, чтобы не совершать их, а в правильном к ним отно­шении, т. е. в таком, при котором ошибки анализируются и ис­пользуются для продвижения к цели, а не для того, чтобы в очередной раз иметь возможность все бросить и увлеченно перемалывать свои неудачи.

Когда вы бросаете что-либо делать после неудачи или от­казываетесь от действий из боязни сделать ошибку, вы бьете — беспроигрышно! — в одни ворота, все более и более увеличи­вая счет неудач, т. е. накапливая неудачный опыт. Но, может быть, дать шанс и другой команде — команде действия? Когда вы активно действуете (но именно действуете, а не суетитесь, Убегая оттого, что следует делать), пробуете, совершаете ошибки, исправляете их, вы получаете важный опыт — опыт дейст­вий. У вас возникает представление о себе как о деятеле. И этот опыт более важен, чем опыт достижений.

Народная мудрость гласит: «Споткнувшись, можно избе­жать падения». Так спотыкайтесь, ошибайтесь, но идите. Это наш11-й, может быть, самый короткийключ:

ДЕЙСТВУЙТЕ! Ошибайтесь, проваливайтесь, но действуйте! Активное действие — главное, что от­личает НЕУДАЧНИКА от ПОБЕДИТЕЛЯ.

Не буду мучить вас известной притчей про двух лягушек, попавших в сметану, одна из которых, как вы помните, кон­чила плачевно. Хочу лишь снова повторить: когда вы дейст­вуете, страх, боязнь неудачи вынужденно отходят на задний план, потому что вы думаете не о них, а о том, что делать. Недаром у наездников существует такое правило для нович­ков: если упал с лошади, немедленно садись на нее снова, иначе будешь бояться ее всю жизнь. Ошибка — лишь промеж­уточный результат, она требует анализа («Я не смог, потому что...», «Это произошло из-за того, что...») с предельно кон­кретным выводом и решением, что необходимо в дальней­шем. Главное — не застревать на ошибках и уж тем более не бросать все на полпути, удовлетворенно думая про себя: «Ну вот, я же знал, что ничего у меня не получится». Получится, если вы будете действовать и — помните, мы говорили — бу­дете настроены на успех. И имейте в виду: бездействие входит в наше переживание, в наш эмоциональный опыт как неуда­ча, активность — как успешность. Все это точно так же вос­принимается другими людьми.

И последнее. Жизнь не кончается даже на очень важном успехе или на «ужасной» неудаче. Она продолжается, и впере­ди еще много чего будет. Поэтому относитесь к успехам и неудачам как к важным, существенным, но все же моментам, как к тому, что всегда можно изменить, исправить или, на­против, углубить, развить.

Часть II

РАБОТАЕМ НАД ПРОБЛЕМОЙ

 

1. О ЗАИГРАННОЙ ПЛАСТИНКЕ, «ЯДЕРНОМ» КОНФЛИКТЕ И «ЛЮБИМОЙ МОЗОЛИ»»

Сумей поймать за хвост бесенка, и он откроет тебе, где прячется дьявол.

Китайская пословица

Кошка, один раз усевшись на горячую плиту, больше не будет садиться на го­рячую плиту. И на холодную тоже.

Марк Твен

Как понять свою проблему

Мы прошли с вами часть нашего пути, и прежде чем дви­гаться дальше, давайте выполним упражнение, которое по­зволит понять, что мешает нам действовать. Это упражнение придумали психологи, занимающиеся так называемым со-консультированием, т. е. консультированием друг друга. Поэтому лучше всего его выполнять вдвоем. Вы немного знакомы с этим упражнением — помните, прием «Выговоритесь»? Но если вы занимаетесь в одиночку — его тоже обязательно надо выполнить, только немного по-другому. Я дам два варианта и рекомендую тем, кто занимается вдвоем, втроем, обязательно сделать оба (и тому, кто занимается один, тоже следует найти возможность выполнить оба варианта), они не исключают, а дополняют друг друга. Не все, что мы говорим себе, мы ска­жем другому, даже самому внимательному собеседнику, слу­шателю, и не все, что нам откроется в беседе с ним, мы смо­жем сказать самому себе. Сначала вариант для двоих.

Сядьте друг перед другом свободно, так, чтобы вам было удобно. Единственное условие — вы должны сидеть друг к другу лицом. Спокойно и доброжелательно посмотрите несколько минут в глаза друг другу. Ничего не говорите, не касайтесь друг друга, а просто смотрите, пока не по­чувствуете, что вы готовы выслушать друг друга. Теперь пусть один из вас станет консультантом, а другой — консультируемым. Задача консультируемого — рассказать о том, что ему мешает жить, что у него наболело, что заставляет его считать себя неудачником. Задача кон­сультанта — слушать, слушать внимательно и заинтересованно, не оце­нивать, не давать советов. Он может лишь о чем-нибудь попросить рас­сказать подробнее, и еще он может откликаться на чувства собеседника, называя их: «Тебе неприятно, когда так говорят... », «Ты расстроился из-за э^ого?», «Тяжело было думать так?». Но самое главное — вниматель­но. с желанием слушать. Этот разговор должен длиться очень долго, столь­ко, сколько нужно консультируемому. Если в разговоре возникнет пауза, то, как говорят актеры, надо помочь «держать» ее, дать возможность со­беседнику молчать столько, сколько он захочет, всем своим видом пока­зывая, что разговор продолжается.

Эти навыки, они называются навыками активного слуша­ния, вообще очень полезны для улучшения общения с други­ми людьми. Недаром они входят как важный компонент в обучение не только психологов и психотерапевтов, но и все­возможных управляющих, менеджеров, руководящих работ­ников — всех, кому приходится много работать с людьми. Конечно, мы используем здесь лишь некоторые навыки ак­тивного слушания. Если вы хотите познакомиться с ними бо­лее подробно, прочтите книгу И. Атватера «Я вас слушаю» (М., 1988).

Говорите как можно конкретнее. Иллюстрируйте каждое общее положение. Например: «Я неудачник». Вы уже зна­ете, что сказать так значит лишь использовать ярлык, что­бы скрыть проблему. Поэтому скажите подробнее (и об этом обязательно должен напомнить консультант) — в чем проявляется ваша неудачливость в школе, в обще­нии с другими людьми, в любви, наконец. Не пытайтесь ответить на вопрос «Почему я неудачник?» — это обычно приводит лишь к замкнутому кругу: «...потому что мне не везет», «...потому что у меня нет способностей», «такой характер». Просто максимально конкретизируйте свою проблему, говорите языком быта, повседневной жизни. Может быть, вам удастся вспомнить, как давно вы чувствуете себя неудачником, с чего все это началось. Итак, консультируемый говорит свободно все, что при­ходит ему в голову, а консультант направляет его рассказ так, чтобы он был более подробным и конкретным.

Пусть вас не пугает, если консультируемый будет многократно повто­рять одно и то же, «застревать» на общих фразах или вдруг начнет без­удержно смеяться, злиться, зевать, кашлять, может быть, даже плакать. Дайте ему возможность свободно делать это, так выражаются его чувст­ва, происходит процесс разрядки. Ведь он не только рассказывает о своей внутренней проблеме, но и в определенном смысле освобождается от нее. И именно ощущение полной разрядки, часто внезапного освобождения, и является сигналом того, что эта часть упражнения может быть закончена.

Снова немного посидите и посмотрите друг другу в глаза без слов. Вы ощутите спокойствие, легкость и тишину. А потом каждый в отдельности запишет эту проблему так, как он ее понял.

Сравните свои записи. И если они сильно не совпадают, проведите еще один тур разговора, во время которого каждый (аргументированно!) будет доказывать свою позицию. Но окончательный выбор, конечно, за консультируемым. Пусть он сам решает, в чем его проблема, почему он считает себя неудачником. Это его выбор.

Теперь вы поменяетесь ролями: консультант станет консультируемым и наоборот. Но должно пройти какое-то время, может быть, даже дня два-три, если впечатление от разговора очень сильное.

Вариант для самостоятельной работы.

Все уже знакомо. Спокойная обстановка, ручка, бумага или микрофон. Вы можете использовать любой из при­емов, предложенных в упражнении по выдвижению цели, кроме, пожалуй, активной части. Некоторым больше по­могает свободное письмо, другим — театр. Решите сами. В результате у вас должно быть очень конкретное и по­дробное описание того, в чем проявляется ваша проблема. Вы должны работать долго. Минимум полчаса. Не смущайтесь, что, возможно, внача­ле вы вообще будете молчать, ничего не придет в голову. Можно в этом случае попробовать такой прием. Составьте как можно более длинный и обстоятельный перечень ваших недостатков — любой, начиная от недо­статков внешности и кончая... чем угодно. Составили? Возьмите чистый лист, напишите сверху: «В чем это проявляется?» Ответьте на этот вопрос в отношении некоторых, наиболее волнующих вас недостатков. По­смотрите еще раз на первый список. Подумайте, какие из перечисленных недостатков родственны тем, которые вас наиболее волнуют. Теперь от-ложите ручку, просмотрите заново оба листа (или прослушайте пленку), посидите несколько минут спокойно, ни о чем не думая, затем возьмите новый лист и, ничего не формулируя, как получается, запишите свою внут­реннюю проблему. Прервитесь на какое-то время, займитесь другими де­лами и затем — желательно в возможно более рабочей обстановке (напри­мер, так, как вы готовите уроки, — если, конечно, вы не делаете это лежа на тахте) — просмотрите первые два листка. Внимательно посмотрите на фор­мулировки и вычеркните все «ярлыки», «этикетки», общие фразы или, если вы чувствуете, что они для вас важны, разверните, конкретизируйте их. Подумайте и решите, как вы теперь понимаете свою проблему. Запишите ее. Сравните с тем, что вы записали ранее. Посмотрите, насколько они отличаются. Возможно, они выражают одно и то же, но на разных уровнях, или это две половинки одного суждения, тогда соедините их. Но если вам кажется, что они различны, найдите и запишите аргументы «за» и «про­тив» каждой записи, после чего сделайте выбор. Возможно, обе пробле­мы важны для вас и необходимо только решить, какой из них вы займе­тесь в первую очередь.

В результате этого упражнения мы получили описание внут­ренней проблемы. Но что это? Я вижу, у вас разочарование: «Стоило ли тратить столько времени, чтобы получить такую банальность, я и раньше все это знал». Банальность? Давайте посмотрим некоторые записи: «Я не умею быстро соображать», «Я чувствую, что я хуже всех», «Меня не любят друзья», «Я не нравлюсь, потому что толстая», «Я трус и поэтому подчиня­юсь чужой воле», «Я обыкновенная тряпка», «Я веду себя так, чтобы понравиться другим, хотя мне самому это не нравит­ся». Вы видите, здесь самые разные формулировки — общие и конкретные, более подробные и менее. Действительно кажет­ся, что они не содержат ничего нового. Все это могло быть сказано в самом начале.





©2015-2024 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.