Специфика работы режиссера. Телевидение дает возможность в работе с литературным материалом ту длительность, которая заложена в самом литературном произведении, а значит, дает возможность передать сюжет в целостности, не нарушая композицию, внутреннюю связь и ритм. Существует несколько понятий экранизации — «экранизация без трактовки». Это значит, что режиссер заведомо отказывается от своего лица, своей философии, снимает с себя авторскую ответственность. Режиссер ненавязчиво проводит концепцию автора через актерскую игру, детали среды, несущие смысл пейзажи. «Телекинематографическая версия произведения», когда многосерийные экранизации дают обусловленное мировоззрением, философией и эстетическими принципами произведение. Нужно понять, что многосерийность — это материал, насыщенный плотностью действий. Просторный метраж дает возможность находок, но и таит большую опасность — можно загубить драматургическую структуру многословием. Важно убрать все, что НЕ движет мысль. НО… принцип членения многосерийного произведения произволен — режиссер может оборвать действие в любой напряженный момент повествования, чтобы зритель дожидался, мучимый вопросом, что случится дальше. Единого рецепта членения большого произведения при создании многосерийного сериала нет. Каждая серия должна обладать структурной устойчивостью; композиции всех частей вместе и каждой в отдельности, несут идею и смысл произведения. Законы киноискусства в экранизации классики — взаимодействие литературы, выразительных средств экрана, слова и изображения — должны присутствовать непременно. 22. Документальный очерк — жанр художественной публицистики и его разновидности. Очерк —жанр, в котором отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт - основа очерка. Для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен. Предмет очерка — процесс деятельности и человек как субъект действия. Очерк — отражение более или менее длительного временного процесса. Одна из основных трудностей состоит в документальном отражении уже свершившихся фактов, т.е. изображение прошедшего. Не умея решить иначе эту проблему, теледокументалисты нередко прибегали к реконструкции. Зритель должен быть осведомлен, что перед ним воссоздание факта, имевшего место в прошлом. Инсценировка, выдаваемая за жизнь, противопоказана документальному экрану. 23. Творческие задачи при многокамерной съемке. Особенности организации многокамерной съемки. Схемы расстановки камер. Характерной для телевидения является многокамерная съемка — одновременно несколькими камерами, которые следят за действием с разных точек съемочной площадки. Камеры управляются дистанционно с режиссерского пульта. Режиссер монтирует поступающие к нему одновременно со всех камер изображения в единую композицию телепередачи. Многокамерная съемка позволяет снимать без перерыва длинные сцены, что облегчает работу актера. Она удобна при съемках массовых сцен. Применяется также при хроникальных съемках важных событий общественной жизни. Многокамерная съемка используется и в кино. Мгновенный просмотр отснятого материала на видеоэкране помогает режиссеру, оператору, актерам, всему творческому коллективу сразу же оценить качество съемки, внести необходимые коррективы при подготовке к очередному дублю. 24. Очерк-портрет. Очерк —жанр, в котором отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт - основа очерка. При всем многообразии главный предмет очерка почти всегда — человек, процесс действия, история характера. Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра — портретный очерк, где автор исследует обстоятельства жизни героя, мотивы поступков, психологию и т. д. Очерк считается основным жанром художественной телепублицистики. Наиболее распространенная разновидность очерка — портретный. Рассказывая о человеке на экране — мы рассказываем его историю. Хронология жизни героя — фабула портретного очерка. Задача режиссёра — проанализировать хронологию, чтобы выделить главное. В фабуле надо найти исходное событие (с чего всё начиналось?). Сюжет разворачиваем по законам драматургии. Главное событие — событие, после которого жизнь героя изменилась коренным образом. Жизненный факт — основа очерка. Трудность состоит в документальном отражении уже свершившихся событий (реконструкция). Нужно, чтобы зритель знал, что это инсценировка. Популярен в последнее время метод «привычной камеры», которая фиксирует документальные события в их естественном течении. 25. Ток-шоу — роль автора и роль ведущего. Режиссура ток-шоу. Жанр ток-шоу возник на американском телевидении в 60-х годах ХХ века, его создателем был журналист Фил Донахью. Историю ток-шоу на российском телевидении можно условно разделить на два этапа. Первый - с середины 1980-х по 1991 год, когда жанр еще имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения актуальных вопросов современности. Второй - с 1991-1993 гг. по сегодняшний день. Ток-шоу стали существовать как «кальки» западных телепрограмм, копируя не только их основные признаки (легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории), но и развлекательность как элемент коммерческого успеха. С учетом не слишком продолжительной истории телевидения как такового, срок существования ток-шоу трудно назвать малым, но при этом жанровое определение программ представляет определенную проблему для теории журналистики. Особенно в ее отечественном варианте. Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашенные собеседники (эксперты) - зритель в студии... Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью. Схема жанра довольно проста и беспроигрышна - герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Ведущий сам задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план. Ток-шоу концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов. 26. Основные этапы работы над телевизионной программой. Взаимозависимость творческих и производственных задач. Основные этапы работы: - подготовительный период (заявка, лит, реж) - съемочный период (реж, календарно-тематический план съемок) - монтажно-тонировочный период (кодировка расшифровка, монтажный сценарий, монтаж) Два приема записи дикторского текста: информационный (сначала текст, потом картинка) Документальный (текст читается в картинку) (Музыка, шумы) — постпродакшн (сдача руководству, исправление, документы) 27. Работа журналиста и режиссера в прямом эфире. В прямом эфире действия на экране могут быть воспроизведены только так, как они происходят – последовательно. Причина этого – в подлинности времени, в одновременности передачи и действия. Конструктивный монтаж осуществляется в телевидении переключением камер. Руководит этим процессом телевизионный режиссер. Он монтирует передачу еще во время работы над режиссерским сценарием, а в репортажных передачах – в процессе передачи. Телевизионный режиссер творит в обстановке, несоизмеримо более сложной, чем его коллега в кино. Природное свойство прямого телевидения – одновременность – зачастую исключает для телевизионного режиссера одно из главных условий творчества: возможность отбирать по размышлению. Ему приходится совершать отбор материала для монтажа, решать вопросы темпа, ритма и т. п. мгновенно, одновременно с течением передачи. В прямом эфире действия на экране могут быть воспроизведены только так, как они происходят — последовательно. Причина этого — в подлинности времени, в одновременности передачи и действия. Конструктивный монтаж осуществляется в телевидении переключением камер. Руководит этим процессом телевизионный режиссер. Он монтирует передачу еще во время работы над режиссерским сценарием, а в репортажных передачах — в процессе передачи. Телевизионный режиссер творит в обстановке, несоизмеримо более сложной, чем его коллега в кино. Природное свойство прямого телевидения — одновременность — зачастую исключает для телевизионного режиссера одно из главных условий творчества: возможность отбирать по размышлению. Ему приходится совершать отбор материала для монтажа, решать вопросы темпа, ритма и т. п. мгновенно, одновременно с течением передачи. Работа журналиста: Достоверность -ссылки на источники сообщений обязательны. Полнота информации -не должны быть опущены факты, существенные для понимания происходящего. Непредвзятость. Позиция журналиста.Профессиональное сообщение содержит все факты, необходимые для понимания изображаемой ситуации, позволяющих зрителю самостоятельно делать выводы. Документалистика постоянно имеет дело с противоречием между правом публики знать все и правом личности, оказавшейся на экране, на неприкосновенность ее частной жизни. Наше общество учится защищать себя от негативных, разрушительных воздействий, связанных с коммерциализацией эфира, — что, безусловно, повышает социальную ответственность журналистов. 28. Режиссер современных информационных программ. Новые технологии вещания. Режиссер должен: Точно определять время вещания. Выпуск новостей должен заканчиваться в определенное время и не может быть длиннее или короче предусмотренного. Режиссер контролирует содержание сюжетов, отделяющих одну рекламную паузу от другой. Определять правильный набор сюжетов – должны быть освещены важнейшие сюжеты. Располагать сюжеты в правильном порядке. Этот вид деятельности также известен как «заполнение схемы выпуска» или «комплектация построения». Схема выпуска или построение (разные телевизионные станции используют разную терминологию) — это крупноформатная таблица, в которой перечислены сюжеты в той последовательности, в какой они выходят в эфир. Работать над выпуском вместе с выпускающим редактором и командой продюсеров. Писать текст сюжета. Редактировать текст сюжета. Режиссеры редактируют текст, исходя из соображений точности подачи информации, честности, сбалансированности, понятности и правильности стиля. Режиссеры следят за тем, чтобы тексты не содержали элементов, способных стать поводом для судебного иска о клевете, а также того, что можно расценить как нарушение правила о невмешательстве в личную жизнь граждан. Заказывать графические изображения. Как правило, чем сложнее сюжет, тем сложнее и графический материал. Многие телестанции располагают хорошими художественными отделами, работе которых уделяется большое внимания. Режиссер заказывает графические изображения и работает с репортерами, чтобы убедиться в правильном использовании изображений в репортажах. Просматривать источники информации. Хорошие режиссеры постоянно просматривают входящую информацию из источников, чтобы убедиться, что в выпуск войдет только самый лучший, самый свежий и самый актуальный на текущий день материал. Работать с новостниками. Хорошие режиссеры тесно сотрудничают с новостной редакцией, чтобы быть в курсе текущих событий и оперативно и правильно реагировать на экстренные сообщения. Демонстрировать свои управленческие способности. Для координации коллективной работы режиссер должен обладать отличными управленческими навыками, создавая доброжелательную рабочую атмосферу. Современный режиссер кино и телевидения не может стоять в стороне от технического прогресса и тех возможностей, которые предоставляют художнику цифровая аудиовизуальная техника и новые технологии. Обновление и обогащение экранных форм, развитие аудиовизуального языка, творческий опыт мировой режиссуры, эволюция восприятия зрителя — все это определяет современную фазу развития режиссерского искусства и высокие требования к автору кинематографического и телевизионного произведения. В современной журналистике появились новые методы подачи информации — «финишинг», «инфотейнмент», «эвент экшн», акции.«ИНФОТЕЙНМЕНТ» — разыгрывание новости. ФИНИШИНГ- Это доведение новости, откликов на нее до логического конца. (повторный и неоднократный возврат к новостному материалу, который вызвал реакцию, с добавлением, например, новых интервью и расстановкой нужных акцентов.) ЭВЕНТ ЭКШН — провоцированное событие (чаще в газетах, запускают «утку» и изучают отклик среди читателей, насколько серьезна та или иная проблема). АКЦИИ — это действия, предпринимаемые для достижения какой-то цели. В журналистике, как правило, акции носят гуманитарную направленность. Для удовлетворения потребности людей получать оперативную информацию в концентрированном виде применяются такие формы ее подачи, как «заголовки новостей» перед основным выпуском и после него, так называемые «клиповые» заголовки, сверхкраткие выпуски между другими передачами. 29. Современные интерактивные формы экранной культуры. Перспективы Интернета. К концу двадцатого века в традиционной системе массовой информации — печать, радио, телевидение — окончательно оформилась группа так называемых «новейших» средств коммуникации, связанных с телевизионными и компьютерными технологиями. Это, прежде всего кабельное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет, а также другие потенциальные технологии «мегаканального» телевидения, основанные на современных способах распространения и хранения информации (цифровое телевидение, волоконно-оптические системы на 500 и более интерактивных каналов, сотовое радио и телевидение и т.д.). «Новейшие» средства массовой коммуникации предлагают более гибкие и индивидуальные формы общения с потребителем, в том числе большую степень интерактивности (двусторонней связи). Но звукозрительный характер телевизионной коммуникации персонифицирован, что объясняет значение и привлекательность для аудитории телевизионной информации. Природная гибкость новых цифровых технологий позволяет телекоммуникационным, вещательным и информационным компаниям выходить за пределы своих традиционных областей и предлагать услуги в глобальном масштабе. Причем «Всемирная паутина» сделала такие услуги реальностью: через Интернет ведутся радио и телепрограммы, Интернет используется для телефонных переговоров, передача электронной почты и доступ в Интернет уже осуществляется через телевизионные декодеры и мобильные телефоны. 30. Межпрограммное пространство. Образ телеканала. Изучение зрительской аудитории и организация зрительского интереса. Формирование сетки вещания зависит от направленности канала. Центральные каналы (государственные) ведут своё вещание на всю страну и должны учитывать эту особенность. Критерии отбора и качество программ здесь выше. Существуют узко направленные каналы (музыкальные, информационные, образовательные, развлекательные и тд.) Очерёдность постановки программ в сетку зависит от их направленности и рейтинга. (прайм-тайм). Схема такова: утро фоновые программы помогающие проснуться и собраться на работу в школу и тд., день сериалы и детские программы. Вечер кинотрансляции, и программы рекреативного типа. Ночь — развлекательные и программы узкой специфической направленности. В информационном вещании регионального канала новости общефедерального звучания должны подаваться лишь укрупненным фоновым форматом (поскольку эту нишу давно осваивают каналы федерального значения), тогда как основу новой «информатики» должны составить новости муниципального масштаба. Канал должен иметь достаточно оптимистичное лицо, т.е. стать проводником положительного индивидуального опыта во всех сферах жизни общества: культуре, экономике, искусстве. Имидж телеканала формирует его межпрограммное оформление, логотип, направленность, реклама, география вещания, лицо, голос, и цвета канала. Промоушн — комплекс мероприятий, направленный на стимулирование сбыта продукции (на нашем ТВ он начался, когда появилось много каналов). Задача - чтобы люди больше смотрели. Разделяется на промоушн канала передач. Имиджевый «Первый покажет» Создается с помощью визуальных индентификаторов в углу экрана. Заставки рекламных блоков (используется символика канала). Анонсы программ — тоже средство промоутирования каналов Голос канала (НТВ-единый стиль) Новости (НТВ: анонсы тематических программ (аналитических, док фильмы, расследования и т.д.) |