Специфика спортивных телетрансляций. Специфика зависит от видов спорта. Для трансляций игровых видов спорта, чаще командных, используют преимущественно общие планы, чтобы зрителю было понятно как происходит игра. Если же речь идёт о кольцевых видах спорта (гонки) то камеры устанавливаются вдоль трассы. Преобладают средние и крупные планы. На соревнованиях, подобных олимпиаде, используют параллельный монтаж. Везде присутствует комментатор Режиссер монтирует прямо во время выхода передачи в эфир. Ограничения только в радиусе передвижения камер. Но пространство можно раздвинуть, включив в эфир камеры из другого места, ограничено использование острых, необычных ракурсов. Природное свойство прямого телевидения - одновременность, исключающая одно из главных условий творчества возможность отбора по размышлению, все надо решать сразу во время хода передачи и, следовательно, монтажа. Специфика определяется типом и видом спорта. Нельзя отходить от процесса. Общие планы. Важность комментария-эмоцианальность. Звук (микрофоны по краям футбольного поля). Это самый импровизационный вид передачи. Постоянное действие, особенно в соревновательных видах спорта. Необходимо показать зрителю все интересные и важные моменты, но они не срежессированы заранее. Режиссёр обязан быть на несколько шагов впереди, следить за всем действием сразу, так как нередко идёт живой монтаж на микшерском пульте прямо в прямом эфире. 37. Режиссёрские приёмы создания художественной атмосферы в телевизионном произведении. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры. Мизансцена является важнейшим средством выявления идейного и образного содержания драматургии. Через неё во многом воплощается режиссёрский замысел. Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое в каждый данный момент, называют кадром. План - масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива. Наиболее употребительное деление планов — на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное — на шесть видов: дальний план, общий план, средний план, поясной план, крупный план, макроплан (деталь). Ракурс - любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в том числе и прямой. Движение камеры: Панорама, Панорама-переброска, «Панорама-шок», Наезд и отъезд, Бобслей. Художественными приемами могут служить скрытая камера, привычная камера, реконструкция событий. Звук в телевидении не столько сопровождает изобразительную часть передачи, сколько обогащает восприятие изображения (слово, музыка, шумы). Так же используется монтаж, чтобы с помощью соединения, столкновения двух кадров вызвать у зрителя определенные эмоции или передать соответствующей эмоциональный отклик. Бывает внутрикадровый и межкадровый. Последовательный монтаж (поступательное изложение материала, причинно-следственные связи). Параллельный монтаж (зритель видит два или более событий, происх.в разных местах, но объед.одним сюжетом или одной мыслью). Перекрестный монтаж (когда перипетии в сюжете одной линии завис.от сюжета др.линии). Ассоциативный монтаж (реж.сопоставляет кадры м/ду собой на осн.ассоциаций). Аналитический монтаж (реж.даёт крупные планы действий без общего так, чтобы у зрит.созд.общая картина происходящего). Рефрен монтажа (повторяющиеся кадры, работающие на усиление идеи, обычно действ.в конфликте с осн.рядом). Доминанта образа (работает на усил.образа, но! это не повтор одних и тех же кадров, а повтор одного образа, кот. выраж. разными аудио-визуальн.средствами). В некоторых передачах сама тема диктует необходимость использования архивов (передача о художнике, фотографе, режиссёре, направлении в искусстве и т.п.). Это дополнительная «краска», которую может использовать режиссёр вместе с отснятым материалом. 38. Сферы применения компьютерной графики и анимации в телевизионной режиссуре. Спецэффекты: Пиротехнические — взрывы, огонь, задымление Эффекты декораций — сценические иллюзии: ложная перспектива, изменение масштаба. Световые эффекты — симуляция окружения (напр. Закат), оптические иллюзии (пламя костра, волны) Зеркальные эффекты — увеличение обзора камеры или увеличение числа изображений. Проекционные эффекты — используют картинки, воспроизведенные при помощи прямой проекции. Эффекты камеры — осуществляются при помощи аксессуаров для камер. Эффект первого плана — камера снимает сквозь устройство на первом плане Электронные эффекты — модификация или регулировка видеосигнала Временные эффекты — замедление, ускорение или остановка во времени Эффекты бывают внезапные и подготовленные: - натурные (муляжи, грим, пиротехника, каскадёрские трюки и т.п.) - цифровые: комп. Графика. Изготовление в пост-продакшене: 1. Комбинированный кадр: совмещение изображений, отснятых в разное время. 2. Изменение скорости съёмки, том числе и по сложным функциям. 3. Обработка картинки (цветокоррекция) «Монтажные» спецэффеты: переходы, ЗТМ. Множественная композиция — поликадр. Хромакей — образующий не только вертикальную поверхность, а так же пол и потолок. Сфера применения: Спецэффекты Визуальные эффекты. Цифровое телевидение, видеоконференции. Визуализация научных и деловых данных; Компьютерная графика для кино и телевидения 39. Реконструкция и творческие возможности её использования в документальном фильме. Большой интерес у зрителей вызывают фильмы-реконструкции. Под словом «реконструкция» в современном телевизионном производстве подразумевается использование в документальном фильме игровых, постановочных сцен, в которых восстанавливается ход событий, не зафиксированных телекамерой. Один из самых востребованных в искусстве образов — образ человека. Кино, а затем и телевидение, всегда стремились запечатлеть не только физический, но и духовный облик человека. Фильмы портретного жанра можно условно разделить на фильмы-исследования творчества героя и фильмы, эксплуатирующие интерес зрителей к частной жизни известных людей. 40. Художественная составляющая документального фильма. Документальное кино – неотъемлемая часть общекультурного феномена ХХ века. Документальный экран воздействует на аудиторию помимо всего разнообразия технологических и творческих процессов, в том числе и посредством звука. Музыка дает настроение. Она может быть компонентом драматургии, может олицетворять персонажа. Лейтмотив. Оформительская музыка подстегивает восприятие, но не мешает. Ощущения предвкушения следующего эпизода. Драматургия музыкальная может разойтись с кадровой, и тогда их последующее слияние будет кульминацией. Музыкальное оформление задает ритм. Монтаж и музыка должны быть слиты воедино или нарочно разделены (если того требует драматургия). Музыкальные джинглы (отбивки) – обозначение границ темы или события (правильный ответ/не правильный ответ и т.д.) Новая смысловая (сюжетная) тема всегда с новой темой музыкальной (при возвращении к прошлой теме можно включать ту же музыку) – контрапункт. Клиповый монтаж – музыка для усиления воздействия кадров. Интервью, беседу, монолог или просто нарезку кадров можно сделать гораздо динамичнее, если подложить соответственную музыку. Художественному выражению способствует выстроенная мизансцена, крупность плана, движение камеры, ракурс, монтаж, спецэффекты, световое и цветовое решение драматургии. |