Изучение зрительской аудитории и организация зрительского интереса. Электронный счетчик фиксирует, какой канал телевизора включен в данную минуту. Дневник телезрителя. Исследователь обращается в семью (принципы отбора будут обсуждаться в дальнейшем) с просьбой как можно более тщательно зафиксировать все случаи просмотра телепередач всеми членами семьи. Интервью по телефону. В странах, где телефонная сеть охватывает большую часть населения, используется техника блиц-интервью по телефону, когда вам задается вопрос: смотрите или не смотрите вы в данный момент телевизор и если да, то, что именно? Другой способ — интервью «по памяти», когда у вас на следующий день спрашивают, что именно вы смотрели вчера на протяжении всего дня. Анкетирование - самый распространенный вид общения социолога с людьми. Недаром в массовом сознании сложился стереотип социолога как «человека с анкетой». 31. Профессиональная этика телевизионного режиссёра. Профессиональная этика — это юридически не оформленные, но тем не менее известные и чётко прописанные правила, принятые в СМИ и одобренные обществом. Речь прежде всего о правдивости информации, её точности и объективности. Существенный фактор — сведение к минимуму возможного репутационного ущерба для объектов публикации. В Европе придают особое значение бережному обращению с информацией, которая может быть трактована как дискриминирующая по национальным, конфесиональным или медицинским параметрам. «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда — как к средству». Нельзя использовать человека в своих целях. Не показывать истекающего кровью человека т.к это нарушает его права. Эта профессия сродни деятельности священника. Мы несём моральную ответственность за исповедальность героев. Да, в силу специфики документалистики мы нарушаем тайну исповеди, открываем её зрителям. Но иногда герои рассказывают то, что мы просто обязаны оставить на съёмочной площадке и не переносить в фильм. 32. Работа режиссера с художником в студии. Декорации и выгородки на телевидении. В конструкциях телевизионных декораций нашло отражение богатое наследие театра и кино. Но телевизионный художник-декоратор сталкивается с рядом специфических трудностей: недостаток финансирования, ограничение площадей, ограничение по времени и организационными трудностями. Вот почему ценится не только талант, но и изобретательность. Декорации на телевидении должны соответствовать многим требованиям: соответствовать теме передачи, размерам студии, не мешать движению камер, микрофонов, осветительных приборов. При отделке поверхности декорации, подборе тона, цвета, фактуры, контрастности — нужно учитывать особенности освещения и свойства видеокамер. Успех работы художника-декоратора зависит не только от его творческих способностей и интерпретации темы. но и от работы оператора постановщика и режиссера. Типы выгородок: 1.нейтральный фон — декорация никак не связанная с темой или стилистикой передачи. 2. Реалистические декорации — бытовая — точное воспроизведение объекта со всеми его деталями. стилизованная — выгородка, изображающая типичную обстановку. Без подробностей, но узнаваемо. символическая — наличие предметов, вызывающих определенную ассоциацию. 3. Фантастические декорации: абстрактные — не связаны с реальным миром. но создают необходимое настроение. силуэтные — концентрируют внимание на контурах предметов. гротескные — подчеркнуто искажающие реальность. Зачастую работа над декорациями начинается с создания эскизов. Это могут быть либо основные планы съемки, излагающие идеи режиссера-постановщика, либо наброски, в которых художник решает общее настроение сцены. Художник должен работать в постоянном контакте с режиссером. 33. Творческие концепции Дзиги Вертова и Эсфирь Шуб с точки зрения современного телевизионного документалиста. Документальность и образность в информационном репортаже и телевизионном очерке. Считается, что Дзига Вертов - один из основоположников документалистики как одного из основных направлений современного кинематографического искусства. Всегда полагая, что искусство должно служить для пропаганды революционных идей, Вертов осуществлял это отбором документируемых событий, методами их съёмки, их монтажным истолкованием. Вертов требовал от искусства кино быть верным правде факта. Но и в манифестах, и в своей режиссерской практике он не признавал явлением искусства собственно фиксацию реальности. Он полагал, что искусство требует образного истолкования действительности, эмоциональной взволнованности, идейной направленности, имея в виду, служение идеям революции, ведь Ленин объявил кино «важнейшим из всех искусств». Вертов был инициатором создания кинопублицистики. Важным открытием, сделанным на исходе 1920-х стало то, что некогда снятые ранее документальные кадры, будучи поставлены в иной контекст, обретают новый смысл и могут стать эффективным идеологическим инструментом. Открытие это сделала Эсфирь Шуб (1894–1959), положившая начало развитию в кино историко-документального метода, автор фильмов Падение династии Романовых (1927), Россия Николая II и Лев Толстой (1928). Опыты Шуб открыли собой многочисленный ряд монтажных фильмов, создававшихся в разное время и в разных странах на основе переосмысления хроникального киноматериала. А кроме того, применяя разработанные ею же или «подсмотренные» у других мастеров приемы монтажа, режиссер доказала возможность и чисто эмоционального воздействия старой хроники. Метод обрел совершенное воплощение в творчестве Михаила Ромма. «Обыкновенный фашизм» 1966г. 34. Взаимодействие режиссера с представителями смежных профессий. Каждый из представителей данных профессий отвечает за свою область, а режиссёр отвечает за всё. Он единственный, кто представляет себе, каким должен быть продукт в целом. Координирует и руководит остальными на разных стадиях производства. Творческий процесс начинается с момента зарождения замысла. Сценарист и режиссёр раскрывают замысел в заявке. Заявка содержит основную идею и способы её выражения, краткое изложение истории (сюжета), обоснование новизны темы и её актуальности, предполагаемое воздействие на зрителя. Назначение этого документа — заинтересовать финансирующую организацию. Литературный сценарий — описывает то, что зритель увидит и услышит на экране. Режиссёрский сценарий — основной документ для производства. Пишет режиссёр, согласовывая с оператором, звукорежиссёром, главным художником. Исходя из этого документа, оператор подготавливает необходимую съёмочную и осветительную аппаратуру. Музыкальный редактор ищет музыку. Художник подготавливает декорации и костюмы. КОМПОЗИТОР: - режиссёр отсматривает определяет, где какую эмоцию должна вызывать музыка. - написание условной партитуры с указанием хронометража и характера музыки. - совместный с композитором просмотр, где вносятся уточнения задач. Договор о сроках предварительного прослушивания. - просмотр совмещённого варианта. - окончательная запись. ОПЕРАТОР. Важно то, что на ТВ режиссёр не может проверять каждый кадр, выставленный оператором. Он может контролировать его на мониторе, но редко можно остановить и попросить переснять. Поэтому крайне необходимо чётко ставить оператору задачи, подсказывать во время съёмки. ХУДОЖНИК (в постоянном контакте с режиссером) может строить декорации, добавлять что-то в имеющуюся локацию, или пернеставлять е объекты, которые есть в кадре. ПРОДЮСЕР продает художественное произведение, созданное режиссером. Продюсер создает матрицу востребованного материала, а режиссер заполняет эту матрицу. Режиссер фактически менеджер производитель. 35. Взаимодействие режиссера с представителями смежных профессий. (см. выше) 36. Специфика современных спортивных трансляций. Зрелище — это то, что создано намерено. У него есть своя режиссура, свое собственное освещение, запрограммированные ритм, темп, предопределенная композиция или хотя бы ясные предшествующие правила. Зрелище на телевидении — это обычно театр, показ мод, программы об искусстве и конечно же СПОРТ. Спорт — это одно из основных зрелищ. Его отличие, скажем, от театра или перфоманса, заключается в том, что на общий план смотреть скучно. Поэтому качество спортивных передач напрямую зависит от технических возможностей, от количества точек съемок. Чем больше точек съемок и крупных планов, тем интереснее и зрелищнее спортивная трансляция. Человек устает от однообразия. Поэтому только с развитием техники могло возникнуть такое явление, как спортивное телевидение. Сейчас спорт наполняет эфиры большинства телеканалов, и даже Интернет порталы. Сейчас спортивные программы научились снимать так, что они привлекают не только любителей спорта, но и остальных, даже не заинтересованных зрителей. Зрелищность, динамика — вот залог успеха спортивного ТВ. Законы съемок и монтажа: Все те же 10 принципов монтажа по Соколову. Камеры должны быть расставлены с соблюдением линии интереса по одной стороне поля. Вот и вся наука. |