Порядок создания и работы экспертной группы 2.1. Списочный состав экспертов согласуется с Московским департаментом образования. 2.2. Члены экспертной группы должны отвечать необходимым требованиям, предъявляемым к эксперту (Приложение 2). 2.3. Экспертная группа работает под руководством председа теля, который оформляет решение экспертной группы, подписан ное всеми ее членами. 2.4. Экспертная группа определяет соответствие уровня квали фикации педагогических и руководящих работников учреждений образования требованиям заявленной квалификационной кате гории. Экспертиза предусматривает: — анализ документации; — квалификационные испытания; — наблюдение за профессиональной деятельностью педагоги ческих и руководящих работников; - анализ педагогических результатов; - анализ коммуникативной культуры. 2.5. Экспертная группа работает непосредственно с аттестуе мым не более 10 дней. 2.6. Экспертная группа по итогам своей работы составляет за ключение о результатах деятельности работника. 2.7. Решение по результатам экспертизы о соответствии тре бованиям заявленной квалификационной категории принима ется на заседании Городской аттестационной комиссии в форме заключения, подписанного всеми членами аттестационной ко миссии, в течение 30 дней со времени представления заявления работника на аттестацию. 2.8. Отрицательные результаты экспертизы рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рас смотрения трудовых споров. ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ТРЕБОВАНИЯ) ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, ЛОГОПЕД) Постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. № 46 (Извлечение) Разряды Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников). Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников); нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Требования к квалификации по разрядам оплаты: 8 разряд — высшее дефектологическое образование без предъяв- ления требований к стажу работы; 9 разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; 10 разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет; 11 разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет; 12 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или II квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях); 13 разряд — I квалификационная категория либо высшее профес- сиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях); 14 разряд — высшая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях). ОБ УЧИТЕЛЯХ-ЛОГОПЕДАХ И ПЕДАГОГАХ-ПСИХОЛОГАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ Письмо Минобразования России от 22 января 1998г. № 20-58-07ин/20-4 Ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-пе-дагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю. В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой по должности педагога- психолога, согласованной с Минтрудом России (Постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65), оплата труда педагогов-психологов производится в диапазоне 7—14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 7—12 разряды устанавливаются в зависимости от образования и стажа педагогической работы или стажа работы по специальности (т.е. если, кроме педагогического стажа, имеется стаж по специальности, то учитывается и тот и другой стаж), а 12-14 разряды - в зависимости от квалификационной категории, полученной по результатам аттестации. На основании тарифно-квалификационной характеристики по должности учителя-логопеда, согласованной с Минтрудом России (Постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46), оплата труда учителей-логопедов осуществляется в диапазоне 8—14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 8-12 разряды учителям-логопедам образовательных учреждений устанавливаются в зависимости от наличия высшего дефектологического образования и стажа педагогической работы, а 12—14 разряды — в зависимости от квалификационной категории, установленной в результате аттестации. Кроме того, оплата труда по 12 разряду учителей-логопедов психолого-медико-педагогических консультаций может производиться при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 3 лет, по 13 разряду - при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 5 лет, по 14 разряду — при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 10 лет. В то же время пунктом 7 Общих положений тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации установлено, что лицам, не имеющим соответствующего образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающим достаточным практическим опытом и выполняющим качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения, в порядке исключения может быть установлен такой же разряд по оплате труда (до 12 разряда включительно), как и лицам, имеющим требуемые образование и стаж работы. Пунктом 3.2 Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 № 256, предусмотрено, что работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, заложенных в квалификационных характеристиках, может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России) за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на 15-20 процентов. Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии. За работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, ставка заработной платы учителей-логопедов повышается на 15—20 процентов. Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих, кроме отклонений в развитии речи, другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы произво- дится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи. В соответствии с п. 57 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, образуют новые ставки заработной платы при всех расчетах, связанных с оплатой труда. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 54, п. 4) образовательному учреждению предоставлено право в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определять размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования. Продолжительность отпуска учителей-логопедов, в том числе учителей-логопедов психолого-медико-педагогических консультаций, составляет 56 календарных дней. Педагоги-психологи, работающие в школах, школах-интернатах, детских домах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в специальных дошкольных образовательных учреждениях и в психолого-медико-педагогических консультациях, пользуются отпуском продолжительностью 56 календарных дней, а педагоги-психологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях общего вида, имеют отпуск 42 календарных дня (основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994г. № 1052). Статьей 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 463 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.93 № 953). В указанный Список не включены педагоги-психологи и многие другие педагогические работники. Минобразование России по вопросу расширения Списка профессий и должностей работников народного образования, имею- щих право на пенсию за выслугу лет, неоднократно обращалось в Правительство Российской Федерации. Однако Минфин, Минтруд и Пенсионный фонд России, рассматривавшие наши предложения по поручению Правительства, давали на них отрицательные заключения. В целях сокращения поступления писем по вышеуказанным вопросам от учителей-логопедов и педагогов-психологов просим довести настоящее письмо до руководителей учреждений образования для ознакомления педагогических работников. Заместитель Министра В.А. Галанов ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Письмо Минздравмедпрома России и Минобразования России от 8 июля 1994 г. № 04-6/90-6 В Министерство образования Российской Федерации обратилось Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации с просьбой об аттестации педагогических работников учреждений здравоохранения аттестационными комиссиями территориальных органов управления образованием. Просьба вызвана тем, что в системе Минздравмедпрома России практически отсутствует возможность создания компетентных комиссий по аттестации педагогических работников, тогда как территориальными органами управления образованием такие комиссии созданы и имеют практический опыт работы. Рассмотрев изложенную проблему, Министерство образования Российской Федерации и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации считают целесообразным: 1. Разрешить педагогическим работникам учреждений здравоохранения (в т.ч. учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам) прохождение аттестации на высшую, первую и вторую квалификационную категории через органы управления образованием субъектов Федерации. Органом управления образованием субъектов Федерации проводить аттестацию педагогических работников учреждений здра- воохранения в порядке, определенном Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации и территориальными положениями об аттестации. 3. Финансирование затрат, связанных с проведением аттестации педагогических работников учреждений здравоохранения, производить за счет средств учреждения (организации), где работает аттестуемый, или его личных средств. Заместитель министра образования Российской Федерации М.Н. Лазутова № 70- Мот 27.06.94г. Заместитель министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации А.Д. Царегородцев № 04-6/90-6от 08.07.94г. 1Зак 4950 Приложения ОБ ОТПУСКАХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ Постановление Правительства России от 13 сентября 1994 г. № 1052 (с изменениями от 19марта 2001 г., 1 октября 2002 г.) (Извлечение) Приложение к постановлению Правительства России от 13 сентября 1994г. № 1052 |