Тактика медсестры при диарее. Диарея – острое расстройство пищеварения. Причины: - пищевая погрешность, т.е. кормление ребенка несоответствующей по количеству или качеству пищей; - ферментология (синдром мальабсорбции); - инфекции, дисбактериоз. 1. Оставить фекалии на анализ. 2. Очистить кишечник. 3. Отсрочить очередное кормление, наложив водно-чайную паузу. 4. Дать кишечный адсорбент (смекта, полисорб, карболен, полифепан, энтеродез). 5. Поставить газоотводную трубку, согревающий компресс на живот. 6. Контролировать дробное питание. -35- Промывание желудка. Используют с лечебной и (реже) диагностической целью в педиатрической практике. Условие проведения манипуляции: Положение детей во время промывания желудка зависит от возраста: ребенка младшего возраста укладывают на левый бок со слегка повернутым вниз лицом и приподнятым на 15-20 градусов ножным концом, ребенка дошкольного возраста помощник усаживает к себе на колени, плотно зажав его ноги между своих и прижав его голову к своему плечу; ребенка старшего возраста усаживают на стул, зафиксировав при необходимости руки, закрыв резиновым фартуком или пеленкой. В зависимости от эмоционального состояния ребенка, открыть ему рот можно шпателем, либо использовать для этой цели роторасширитель. Количество жидкости для промывания желудка также зависит от возраста ребенка, чтобы избежать водного отравления: - новорожденным -200мл; - до 6 месяцев – 500 мл; - до 1 года – 1 литр; - старше 1 года – 1 литр на год жизни, но не более 10 литров. Температура жидкости для промывания желудка у детей раннего возраста 22 -24°, у остальных – комнатная. Используют для промывания желудка у грудных детей более тонкий, чем у старших, зонд и вместо воронки – шприц. Необходимо строго соблюдать следующее правило – количество вводимой жидкости должно быть практически равно количеству выводимой. Последовательность выполнения манипуляции. Медицинская сестра: 1. Готовит стерильный желудочный зонд, воронку (шприц), таз, кипяченую воду в достаточном количестве, шпатель, роторасширитель, салфетку. 2. Измеряет у ребенка расстояние от середины переносицы до пупка – ориентировочную глубину введения зонда, делает в нем отметку. 3. Укладывает (усаживает) ребенка в удобное для промывания положение. 4. Смачивает кипяченой водой слепой конец зонда. 5. С помощью шпателя, держа его в левой руке, открывает ребенку рот, а правой рукой – быстрым движением заводит зонд за корень языка; при необходимости использует роторасширитель. 6. Просит ребенка сделать несколько глотательных движений, либо сама, осторожно, без насилия, продвигает зонд по пищевому до сделанной предварительно отметки ( при поспешном введении зонд может закручиваться в пищеводе). 7. После попадания зонда в желудок, подсоединяет к нему ворону (шприц). 8. Держа воронку ниже уровня желудка ребенка, заполняет воронку водой. 9. Осторожно поднимает воронку вверх, пока вода из нее уйдет в желудок до горлышка воронки (шприца). 10. Опускает воронку вниз, чтобы в нее стали поступать промывные воды. 11. Промывные воды из воронки выливает в таз. 12. Вновь заполняет воронку чистой водой и повторяет процедуру промывания пока не получит из желудка чистые промывные воды. 13. Закончив процедуру, снимает воронку (шприц) и быстрым движением извлекает зонд. 14. Убирает роторасширитель, освобождает зафиксированные руки ребенка. 15. Доставляет ребенка к постели, помогает лечь. ПРИМЕЧАНИЕ: если при введении зонда ребенок начинает кашлять, задыхаться, синеть, следует немедленно извлечь зонд, т.к. он попал в дыхательные пути; в бессознательном состоянии промывать желудок нужно после интубации. -36- Стенозирующий ларингит. Это острое заболевание, характеризующееся нарушением проходимости дыхательных путей в области гортани и развитием явлений дыхательной недостаточности, при ОРВИ и гриппе. Механизм развития: 1. Стеноз в области голосовой щели. 2. Отек подсвязочного пространства. 3. Скопление мокроты в просвете гортани. Клинические проявления: - осиплость голоса; - грубый «лающий» кашель; - явление дыхательной недостаточности (ребенок беспокоен, мечется в кроватке, появляются инспираторная одышка, цианоз, в акте дыхания участвуют вспомогательные мышцы: крылья носа, межреберные мышцы, диафрагма). Стенотическое дыхание. |