МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

РАССУДОК, РАЗУМ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. 4 страница





акт речи вновь и вновь может он эту реальность сберечь" -

вторит ему Жак Лакан.

Заканчивая этот краткий обзор психотерапевтического

дискурса, следует сказать, что внутренне присущая ему во-

ля к истине (выражение М.Фуко, смысл которого состоит в

том, что любой дискурс обладает регулирующим влиянием

на те стороны человеческой жизни, к которым он относится

или хотя бы касается) проявляется в стремлении вырабо-

тать систему ориентиров, организующих бытие в экзистен-

циальной полноте его проявлений. Решение этой задачи в

различных направлениях и подходах выглядит по-разному,

но в основе ее, на мой взгляд, лежат сходные процессы

смысловых трансформаций, имеющие семиотическую (зна-

ковую) природу. Семиотическое поле психотерапии рассти-

лается в необъятном пространстве ее дискурса, сущность

и специфику отдельных фрагментов которого я буду рас-

сматривать в следующих главах более подробно.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк Г.Ю. Сорок лет спустя: новый взгляд на пробле-

мы эффективности в психотерапии. - Психол. ж., 1994,

Т. 15, №4, с. 11-18.

2. Варга А. Я. Аутопсихотерапевтическое сочинение на ре-

лигиозную тему. - МПТЖ, 1994, № 1, с. 164-171.

3. Куттер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997. -

348 с.

4. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судь-

ба разума после Фрейда. - МПТЖ, 1996, № 1, с. 25-54.

5. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе.

-М., 1995.-101 с.

6. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу.

-М" 1996.-623 с.

7. Лоренцер А. Археология психоанализа. - М., 1996. -

304 с.

8. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. - М., 1996.

- 432 с.

9. Невярович В. Терапия души. (Святоотеческая психоте-

рапия). - Воронеж, 1997. - 240 с.

10. Рикер П. Образ и язык в психоанализе / МПТЖ, 1996, № 4,

с. 5-22.

11. Розин М.В. Религия и психотерапия: возможен ли кен-

тавр?-МПТЖ, 1994, № 2, с. 191-200.

12. Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. - М.,

1996. -Т. 1-576 с., Т. 2-667 с.

13. Фуко М. Воля к истине. - М., 1996. - 448 с.

14. Хиллман Д. Архетипическая психология. - СПб., 1996.

-157 с.

15. Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. - СПб., 1997. - 181 с.

16. Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб., 1995. -716 с.

17. Юнг К.Г. Психология и алхимия. - М., К., 1997. - 592 с.

 

Глава 3

ФИЛОСОФИЯ ГЕШТАЛЬТА:

ЖИЗНЬ СОЗНАНИЯ И ПОДВИГ СОЗНАВАНИЯ

 

Среди множества определений и формулировок того,

что такое гештальт-терапия - как уже существующих, так и

возможных - наверняка найдется место и такому: это по-

мощь человеку в поиске подлинной жизненности, способ-

ности получать удовольствие от жизни в настоящем, здесь

и теперь, не откладывая радость и счастье на неопределен-

ное "когда-нибудь потом". Быть здоровым и счастливым,

довольным собой, уверенным в своих силах, любить друзей

и близких, не терзая их претензиями, а себя - вечными

сомнениями, стать ответственным и зрелым, оставаясь ве-

селым и спонтанным - вот главная цель гештальта, а по-

тенциальный клиент великолепно описан основоположни-

ком подхода Фрицем Перлзом:

 

Современный человек живет на низком уровне жизнен-

ности. Хотя в общем он не слишком глубоко страдает, но

при этом столь же мало знает об истинно творческой жиз-

ни. Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предла-

гает ему много возможностей для более богатой и счаст-

ливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего

он хочет, и еще хуже - как этого достичь. Он не чувствует

возбуждения и пыла, отправляясь в приключение жизни.

 

Он, по-видимому, полагает, что время веселья, удоволь-

ствия и роста - это детство и юность, и готов отвергнуть

саму жизнь, достигнув "зрелости". Он совершает массу

движений, но выражение его лица выдает отсутствие како-

го бы то ни было реального интереса к тому, что он делает.

Он либо скучает, сохраняя каменное лицо, либо раздража-

ется. Он, кажется, потерял всю свою спонтаннность, поте-

рял способность чувствовать и выражать себя непосредст-

венно и творчески.

 

Он хорошо рассказывает о своих трудностях, но плохо с

ними справляется. Он сводит свою жизнь к словесным и

интеллектуальным упражнениям, он топит себя в море

слов. Он подменяет саму жизнь психиатрическими и псев-

допсихиатрическими ее объяснениями. Он тратит массу

времени, чтобы восстановить прошлое или определить бу-

дущее. Его деятельность - выполнение скучных и утоми-

тельных обязанностей. Временами он даже не сознает

того, что он в данный момент делает... (10, с. 10).

 

Эти слова, вынесенные в начало одной из книг Перлза,

показывают, какой широкий круг проблем затрагивает геш-

тальт-терапия. В сущности, гештальт - это целая филосо-

фия (экзистенциального толка), это практическая филосо-

фия подлинности жизни. В ее основании лежит специфи-

ческое представление о том, как улучшить человеческую

жизнедеятельность - знаменитая "модель Просветления",

роднящая гештальт с дзен-буддизмом. Описывая эту мо-

дель, ученик Перлза Джон Энрайт говорит, что существуют

три фундаментально различных точки зрения на то, как по-

мочь человеку стать более совершенным.

Первая основана на так называемой патологической мо-

дели - представлении о том, что человек, у которого есть

проблемы или трудности, рассматривается как больной, не

соответствующий норме. Ему нужна помощь квалифициро-

ванного специалиста, и терапия осуществляется по меди-

цинскому образцу (врач - пациент). Самолечение (чтение

соответствующих книг, попытки вести "задушевные" бес-

еды с друзьями) лучше, чем ничего, но особой пользы при-

нести не может. Сюда относится, например, классический

психоанализ.

Вторая - это модель роста, в рамках которой клиент

рассматривается как соответствующий норме, но у него

всегда есть возможность достичь большего. Нормальная

личность должна постоянно развиваться и расти - в про-

тивном случае наступает застой и постепенная деградация.

Отсутствие роста - тревожный признак, и нормой считает-

ся постоянное стремление быть выше нормы. Помощь со

стороны желательна, но не так уж необходима, поскольку

стремление к росту - естественное свойство человека, как

и всякого живого существа. Процесс личностного роста требует

определенных усилий, которые вознаграждаются сторицей,

поскольку быть выше нормы - лучше, чем быть просто нор-

мальным. К этой группе можно причислить терапию на основе

идеи самоактуализации, психосинтез, роджерианство.

Наконец, третья модель - модель Просветления - ос-

новной упор делает на том, что нет никакой нормы, необ-

ходимости куда-то идти или что-либо делать. "Вы уже со-

вершенны, всегда были и всегда будете совершенны. Фор-

ма совершенства может изменяться, но то, что вы "о кей",

не зависит от формы. Бутон - это совершенный бутон, а

не несовершенная роза" (19, с.4). В рамках данной модели

актуальное ощущение счастья и благополучия не зависит

от уровня достижений, наличия или отсутствия проблем,

успешной стратегии управления производимым впечатле-

нием. Все, что необходимо - это сдвиг самовосприятия.

Он заключается в том, чтобы рассматривать себя не с точки

зрения того, что могло или должно было быть сделано, а

увидеть то, что есть в данную минуту, здесь и теперь, - и

насладиться этим. Известные гештальт-терапевты Ирвин и

Мириам Польстер относят принцип "здесь и сейчас" к со-

временному этосу - выражению основных нравственных и

духовных норм общественной жизни, считая процесс пол-

ноценного переживания актуальной реальности средоточи-

ем человеческого существования.

Данный процесс в гештальт-терапии называется созна-

ванием (awareness). Сознавание - это естественный, не-

прерывный контакт человека с его собственным опытом,

далекий от самокритики. Это прямое осознание себя и ок-

ружающего в данный момент времени, все ощущения, ко-

торые испытывает личность, отделенные от ее мнений и

оценок по этому поводу. Может показаться, что сознавание -

самая простая вещь, однако это вовсе не так. Большинство

людей часто совершенно не сознают, что и как они делают,

что именно происходит с ними и в них каждую минуту.

Предположим, человек решил пойти поесть мороженно-

го. Сразу после того, как ему этого захотелось, он начинает

 

думать примерно так: придется идти до ближайшего кафе,

а это две трамвайных остановки. Он идет и решает, стоит

ли портить себе аппетит сладким перед обедом, и сколько

денег он может потратить. Вспоминает, как видел вчера

свою подружку с другим в этом же самом кафе, и начинает

думать о женском непостоянстве или о том, как со стороны

выглядят их отношения. Он не замечает улиц, по которым

идет, а когда, наконец, приходит, все его мысли поглощены

личными проблемами. Он делает заказ механическим то-

ном, не взглянув на официантку, на ее улыбку-он погружен

в себя. Но вот приносят мороженное, он отвлекается от

своих мыслей, смотрит на официантку - и начинает заиг-

рывать с ней (или испытывает раздражение от ее внешнос-

ти), и поглощает мороженное, совершенно не чувствуя его

вкуса. Он расплачивается, между тем как его мысли витают

вокруг завтрашних дел или вчерашней ссоры. Все эти пол-

часа он пробыл не в кафе, а в так называемой средней

зоне - зоне интерпретаций и оценок, мнений и установок,

далекой от реального мира и его свойств.

В гештальт-терапии принято выделять три зоны контакта

с миром: внутреннюю, образованную ощущениями от собст-

венного тела (напряжение мышц, ком в горле или тяжесть в

желудке, поза, в которой человек сидит или стоит, головная

боль, жажда, утомление); внешнюю-ощущение и осознание

свойств окружающей действительности (серые камни на зе-

леной траве, визг автомобильных тормозов, запах мокрой

одежды в метро в дождливый день, ссутуленные плечи иду-

щей навстречу девочки) и среднюю - зону воображения и

фантазии, а также многочисленных мысленных игр, играя в

которые с самим собой, человек неизбежно проигрывает.

Когда человек говорит "Мне холодно" или "Я вижу твою

улыбку", он находится соответственно во внутренней или

во внешней зоне. Но когда он говорит "Я вижу твою ехидную

(теплую, иадевательскую, дружескую, идиотскую, нахаль-

ную, ласковую, виноватую и т.п.-до бесконечности) улыб-

ку", то он уже в средней зоне, в зоне интерпретации, и

главным становится не то, что он видит на самом деле

(улыбка), а его страхи, фантазии, предубеждения, ожидания

или оценки. Он сам делает улыбку ехидной, идиотской или

дружеской, и ведет себя соответственно тому, что сделал.

Как правило, убеждать его, что улыбка на самом деле была

теплой, а не издевательской - напрасный труд: он лучше

знает, что за штучка его собеседник. Они еще не успели

поздороваться, а уже враги. Фраза "Я ее насквозь вижу"

фактически означает, что в поле зрения говорящего вообще

никого нет - кроме его собственных предубеждений или

невротических установок, разумеется. Насквозь можно ви-

деть лишь через прозрачную пустоту.

Средняя зона - это не только пространство, в котором

существуют свойственные нам страх и предубеждение, за-

висть и гордыня, но также и арена мысленных игр - более

продолжительных фантазий на тему "Какой я плохой", "Если

бы не ты", "Везет, какутопленнику" и любимейшей (по моим

наблюдениям) - "Ах, боже мой, что станет говорить княгиня

Марья Алексевна". Описания этих (и многих других) игр

можно найти в любой книге по гештальт-терапии - напри-

мер, у Дж. Рейнуотер (13) или у самого Перлза (9,10). При-

веду пример мысленной игры-монолога "Как-нибудь про-

скочу", в которую часто играют студенты перед экзаменом

и непосредственно на нем:

"Ну вот, не успела зайти, а он (преподаватель - Н.К.) так

зыркнул. Он меня весь семестр не любил, он любит только

таких, как Лашина, которые на первой парте сидят, в рот

смотрят и все определения красной пастой подчеркивают.

Господи, так и знала - именно этот проклятый билет, самый

сложный. Вопросы совершенно дурацкие. "Разработка про-

блемы воли в психологии" - я как раз на этой теме не была,

с Сергеем мы тогда по парку бродили...А Ленка как строчит!

Небось, сумела шпору достать, а я сижу неудобно, ему все

видно будет. Данилов пошел отвечать, голос у него против-

ный, скрипучий. Что же там с этой волей? Попробую начать

с третьего вопроса, тут надо на гуманизм напирать -

помню, как он на лекции распинался, что все личностями

являются. Что-нибудь да наплету. Сам-то себя-считает ге-

нием, а пиджак вечно мелом испачкан, и карманы оттопы-

риваются...

Ну что он пристал - "Не по существу", "Обыденные жи-

тейские представления вместо научных знаний", "Не вла-

деете специальной терминологией" - как будто я сама не

знаю. Рассказала же кое-что. На кой черт вообще эта тер-

минология - чтоб ему на кусок хлеба было чем зарабаты-

вать. "Какую тему лучше всего знаете?" - еще и издевает-

ся. Да никакую - все одинаково. Темперамент - это про

Гиппократа: жидкости там - черная желчь, желтая... о, у

меланхолика - слизь преобладает. А дальше? Учила же...

Иван Петрович Павлов выделил свойства темперамента...

Или нервной системы? Собаки у него... Вот собака, наце-

лился двойку ставить. Эту сессию я точно не сдам. Слезу

пустить, что ли? Не поможет все равно. А сегодня в обще-

житии все праздновать будут, радоваться. Ну все, бросаю

дурака валять - засаживаюсь за учебу с завтрашнего дня.

Лучше с послезавтра - завтра куча дел. Как-нибудь обойдет-

ся. Родителям пока ничего не скажу. Плакала стипендия..."

Сходные описания мысленных игр можно найти в рома-

нах Джерома Д.Сэллинджера, Сола Беллоу, Франсуазы

Саган - это один из любимых приемов современной пси-

хологической прозы. Ее персонажи, умело "списанные" с

обыкновенных людей, утратили способность входить в кон-

такт с окружающей действительностью, подменяя его бес-

цельным и бесконечным пребыванием в средней зоне.

Самый простой способ прервать такой монолог - задать

себе несколько коротких вопросов: Что я сейчас делаю? О

чем думаю? Что я в данную минуту чувствую? Чего хочу?

В гештальт-терапии важным является понятие контакта.

Контакт возможен и без сознавания, но сознавания не бы-

вает без контакта. Для того, чтобы жить и удовлетворять

свои потребности, человек должен контактировать с реаль-

ным миром. Но контакт без сознавания не оставляет места

для психических переживаний - впечатлений, мыслей и

чувств. Подобно тому, как мы не чувствуем простыней во

время сна, мы не воспринимаем окружающий мир без со-

знавания. Находясь в средней зоне, человек сознает лишь

то, что придумал сам, и такая иллюзорная реальность уво-

дит его из мира и помещает в тесный кокон вялого, неце-

лостного, невротического существования.

Поэтому, наряду с принципом "здесь и теперь", Фриц

Перлз пользовался также выражением "теперь и как" (now

and how), считая, что эта формула лучше передает суть геш-

тальт-подхода, его интерес к феноменологии, форме пси-

хической переживаний, а не к объяснению причин. Такая

терапия позволяет вернуться от мыслей и разговоров о

вещах (это явление называют эбаутизмом, от английского

слова "about" - "о чем-то, про что-то") к ним самим. Самое

главное - не утратить непосредственности переживания,

причастности к тому, что происходит в данную минуту.

В учебниках по гештальту приводится множество упраж-

нений, с помощью которых можно научиться сознаванию, и

все они одинаково хороши. Мне хотелось бы привлечь вни-

мание к другим способам, которые лишь отчасти напоми-

нают получасовое сосредоточенное разглядывание стула

(9, с.270) или правого ботинка (13, с.22). Этоттип воспри-

ятия был характерен для жителей средневековой Японии и

достиг своего расцвета, по-видимому, в эпоху Хэйан (Х-1Х

век). Окружающий мир воспринимался ими сквозь призму

сложных эстетических и литературных канонов, а целью че-

ловеческой жизни было постижение так называемого моно-

но-аварэ - печального очарования вещей.

Это понятие выражает непосредственное, смешанное с

восхищением удивление, с которым должен относиться чело-

век к окружающим его прекрасным, но недолговечным ве-

щам, в том числе и к собственной жизни. "В эпохи более

ранние, - пишет Т.Л.Соколова-Делюсина, - понятие "аварэ"

обозначало безыскусно-простодушное удивление, рождав-

шееся в душе человека при виде окружающих предметов и

явлений, сочувствие, сопереживание, сожаление, направлен-

ные непосредственно на объект. "Аварэ" выражало чувствоп-

рямое и ясное, пронизанное ощущением вечности, таящемся

в изменчивости. В эпоху Хэйан в понятии "аварэ" появился

печально-трагический оттенок, оно стало выражать ощуще-

ние мимолетности бытия и неотвратимости увядания.

Посредством "аварэ" выражается сущность "моно". "Мо-

но" же-это вещь (предмет или явление), лишенная облика,

вещь вне ее отдельного проявления, сущность вещи. "Мо-

но-но-аварэ" - стремление души к вечным истокам вещей,

желание уловить их ускользающий смысл" (6, т.5, с.47).

Постижение моно-но-аварэ позволяет понять взаимоо-

бусловленность природы и человеческой судьбы, найти и

пережить гармонию внутреннего с внешним, оценить не-

повторимый миг человеческой жизни, прелестный именно

своей краткостью и невозвратимостью. Для этого необхо-

 

дима известная утонченность, которая вырабатывалась го-

дами - разумеется, только в аристократических семьях.

Люди, достигшие умения чувствовать дух моно-но-аварэ,

назывались "проникшими в сущность вещей". Это умение

было совершенно необходимо для придворных, императо-

ра и его многочисленных прислужниц, высших чиновников.

В наиболее яркие и значительные моменты полагалось

складывать стихи, передающие ощущение моно-но-аварэ,

но его легко почувствовать даже в простом перечне назва-

ний покоев императорского дворца: ворота Спокойной ра-

дости, дворец Созерцания истинной чистоты, покои Летя-

щих ароматов, павильон Светлых пейзажей, дворец Явлен-

ного блеска, дворец Восхождения к цветам, покои Гряду-

щей прохлады, ворота Одаривающие светом, дворец Узор-

чатых шелков, покои Застывших цветов...

Вершиной хэйанской культуры принято считать литератур-

ные произведения той эпохи, главное из которых - "Повесть

о принце Гэндзи" ("Гэндзи-моногатари") является непревзой-

денным руководством по сознаванию непрочной прелести

каждого мгновения человеческой жизни. Герой ее, утончен-

ный и прекрасный принц Гэндзи, достиг подлинного совер-

шенства в умении жить "здесь и теперь", и хотя не все мо-

менты его судьбы можно назвать безмятежными, их почти

всюду сопровождала радость спокойного сознавания окружа-

ющего, будь то роскошные дворцовые покои или унылый мор-

ской берег, где Гэндзи провел в изгнании три года. Эта по-

весть относится к классическим образцам литературы геш-

тальта, и чтение любой главы, будь то "Вечерний лик", "Сад,

где опадают цветы", "Юная дева", "Ветер в соснах" или "Дра-

гоценная нить", будет не только действенным, но также пре-

красным и изысканным упражнением в сознавании.

 

Сколь необычным для нашей культуры является такое сознавание,

показывает следующий факт. В процессе подготовки настоящей

главы к изданию редактор и издатель несколько раз предлагали

сократить перечень названий в конце двух предыдущих абзацев.

Ощущение их прелести и очарования реальности, стоящей за именем

(прозвища героинь "Повести": Укифунэ - "ладья в волнах", Аои -

"свидание-цветок", Уцусэми - "пустая скорлупка цикады") оказыва-

ется несовместимым с привычным представлением о беглом чтении

текста, где не должно быть длиннот или остановок для раздумий. Я

предлагаю читателям вернуться к названиям дворцовых павильонов

Сознавание и контакт являются условием активной и пол-

ноценной жизни и удовлетворения человеческих потребностей.

Целостный акт жизненной активности, цикл опыта, согласно

взглядам Перлза, представляет собой непрерывный процесс

созидания и разрушения гештальтов. Гештальт - это целост-

ная структура, описывающая единство и взаимозависимость

потребностей личности, ее собственной активности и окружа-

ющей среды. В гештальт-терапии принята гомеостатическая

модель личности, согласно которой удовлетворение потреб-

ностей необходимо для восстановления равновесия в системе

"организм-среда". Дополненная принципом холистичности

(целостности), который утверждает неразрывное единство и

взаимозависимость тела и психики, эта модель рассматривает

жизнедеятельность здоровой личности как непрерывную цепь

контактов с окружающей реальностью. В ходе последних вос-

приятие под влиянием доминирующей потребности выделяет

главное (фигура) и второстепенное (фон), а удовлетворение

потребности завершает гештальт. С возникновением очеред-

ной потребности этот цикл повторяется.

 

ПЕНТАГРАММА

Когнитивное измерение

 

Аффективное

измерение

 

Соматическое

измерение

 

Социальное

измерение

 

Духовное

измерение

 

Перлз подчеркивал значимость телесных аспектов личнос-

ти и был против их разделения, так называемого mind-body

split-"расщепления на тело и дух"), указывая на изначальную

целостность человеческой природы. Его ученик, основатель

Парижской школы гештальта Серж Женжер, иллюстрирует

многомерность и целостность гештальт-подхода с по-

мощью пентаграммы измерений человеческой активности:

В здоровой психике формирование гештальтов подчиня-

ется принципу first things first - сначала самое важное, и

велика гибкость взаимных переходов фигуры и фона. За-

бота, внимание, интерес, возбуждение и удовольствие ха-

рактеризуют нормальное формирование фигуры/фона, а

спутанность, скука, тревожность, "застревание", смущение

и неуверенность показывают, что этот процесс затруднен.

Любые нарушения и сбои в цикле опыта, а также изъяны кон-

тактной границы трактуются в гештальт-терапии как невроти-

ческие проявления. Рассмотрим их несколько подробнее.

Актуализация потребности приводит к тому, что человек

начинает активно искать возможность ее удовлетворить,

так что в его окружении все, связанное с нею, выступает на

первый план, оттесняя остальное. Ощущение нужды или,

наоборот, ненужности чего-либо усиливает сознавание и

возникает возбуждение, способствующее началу действия.

После того, как потребность удовлетворена и гештальт за-

вершается, следует прерывание контакта или "уход". Одна-

ко цикл опыта может быть нарушен в любом из своих звень-

ев, и такие нарушения являются источниками невротичес-

ких проблем личности.

Нормально функционирующий человек легко и плавно

переходит от цикла к циклу, присутствуя "здесь и теперь" в

каждом из них. Нарушения и сбои оставляют гештальты не-

завершенными, цикл прерывается, и субъект вынужден ос-

таваться в "там и тогда". По мнению Перлза, невротик -

это человек, который не получает удовольствия от жизни в

настоящем, находясь в той или иной форме контакта со своим

прошлым опытом. Незаконченные, непрожитые ситуации бу-

дут стремиться жить за счет актуальных, отнимая у них энер-

гию, а у личности в целом - чувство уверенности в себе.

Незавершенные, "незакрытые" гештальты превращают

человеческую жизнь в хаос проблем, которые постепенно

становятся неразрешимыми. Невротическую личность бук-

вально раздирают на части отдельные фрагменты ее не-

прожитого опыта. "Невротик, - пишет Перлз, - утерял

(если он когда-либо располагал ею) способность органи-

зовывать свое поведение в соответствии с необходимой

иерархией потребностей. Он не может сосредоточиться. В

терапии он должен научиться различать множество потреб-

ностей и поочередно иметь дело лишь с одной из них. Он

должен научиться обнаруживать свои потребности и ото-

ждествлять себя с ними, в каждый момент времени быть

полностью вовлеченным в то, что он делает, оставаясь в

ситуации достаточно долго, чтобы завершить гештальт и

перейти к другим делам" (10, с.ЗЗ).

Гештальт-терапия, используя в качестве рабочего поня-

тия слово "организм" вместо терминов "индивид" или "лич-

ность", постоянно подчеркивает роль потребностей в цикле

жизненной активности. Под их влиянием человек формиру-

ет свое отношение к объектам окружающей среды, оцени-

вая их как положительные, отрицательные или нейтраль-

ные. Он все время колеблется между нетерпением (impati-

ence) и испугом (dread). Сильная потребность требует не-

медленного удовлетворения. Если его не происходит, лич-

ность испытывает нетерпение и испуг-по Перлзу, это эмо-

циональные формы возбуждения при нарушении равновесия.

Оно восстанавливается посредством присвоения позитивных

объектов либо уничтожения, избегания негативных. При этом

почти нет разницы между воображением и действительно-

стью: мы стараемся удалить вредные мысли, неприятные об-

разы или разрушительные чувства из нашего сознания, как

будто те являются нашими реальными врагами.

Самый надежный способ уничтожить врага- разрушить

его или, по крайней мере, обезвредить. Многие люди ли-

шены возможности это сделать, и тогда они прибегают к

магическому уничтожению: закрывают глаза и уши, чтобы

не видеть и не слышать неприятного для себя, или другим

способом уходят из реальности. Магический уход не унич-

тожает саму опасность, а лишь разрывает контакт с ситуа-

цией, воспринимаемой как угроза - идет ли речь о физи-

ческом теле (травма или болезнь), Я-образе (унижение),

модели мира (экзистенциальный вакуум), материальном

благополучии (нищета) или о чем-либо еще.

Уходи контакт сами по себе не являются чем-то здоро-

вым или, наоборот, болезненным. Невроз состоит скорее в

невозможности полного контакта или правильного ухода.

 

Навязчивые действия являются примером неспособности

уйти, а скука (частая жалоба невротиков) возникает в тех

ситуациях, когда человек пытается остаться в контакте с

тем, что не вызывает у него интереса. Диалектика контакта

и ухода составляет сущность психологических событий,





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.