РАССУДОК, РАЗУМ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. 7 страница школьного типа. Скука", оно принадлежит московскому пси- хотерапевту А.И.Сосланду (там же, с. 186). Мне кажется, подходя к изучению когнитивной терапии, нужно учитывать следующее. Данный подход, опирающийся прежде всего на силу сознательного разума, здравого смыс- ла, будет эффективным в зависимости от того, насколько эта сила и впрямь велика и значительна. Необходимы навыки са- монаблюдения (интроспекции), хорошо развитое логическое мышление, склонность к абстрактному рассмотрению конк- ретных жизненных ситуаций. Этими свойствами обладает скорее сам терапевт, нежели клиент - у последнего как раз здесь, скорее всего, проблемы. Даже очень эффективный психотерапевт когнитивной ориентации мало поможет кли- енту, который не любит думать и размышлять. А вот аутоп- сихотерапевтический потенциал когнитивной терапии весь- ма велик. Она, несомненно, придется по душе всем, кто любит анализировать свои мысли, чувства и поведение. Так что когнитивная (рационалистическая) парадигма в психотерапии не зря имеет своих поклонников, пусть даже немногочисленных. Хороший когнитивный терапевт не только обучает клиента навыкам рационального анализа со- бственных действий и лежащих в их основе мнений и пред- ставлений о реальности, но и объясняет, что на этот про- цесс нелепо наклеивать ярлык "рационализация" или "пси- хологическая защита". Те же, кому такой образ мыслей не по душе, могут вволю рыдать в гештальт-группах или ро- ждаться заново под руководством учеников Отто Ранка и Станислава Грофа. Когнитивной или рационально-эмотивной психотера- пией принято называть совокупность психотерапевтических методов, в основе которых лежит представление о примате сознательной, рациональной стороны психики в разреше- нии психологических проблем, в том числе личностных и эмоциональных. Ясный рассудок и здравый смысл считали основой психологической устойчивости и душевного здо- ровья на протяжении многих столетий, но пышный расцвет в XX веке глубинной психологии (в особенности психоана- лиза) заставил отчасти позабыть об этой простой истине. Основные идеи когнитивной парадигмы были сформулиро- ваны в начале 60-х годов американскими психотерапевтами А.Беком и А.Эллисом в противовес психоаналитической и бихевиоральной доктринам. И хотя в дальнейшем произош- ла весьма существенная интеграция когнитивной терапии с этими подходами, работы Эллиса и Бека следует считать оригинальным направлением теории и практики психологи- ческой помощи. Обычно данное направление делят соответственно ос- новоположникам - на рационально-эмотивную терапию (РЭТ) Альберта Эллиса и когнитивную терапию Арона Бека. При довольно мощном сходстве их подходы имеют, как мне кажется, следующее основное различие. Взгляды Бека ближе к общим представлениям когнитивной психологии о психике как присущей живым организмам системе получе- ния, обработки и хранения информации. Он пишет: "Мне представляется наиболее удовлетворительным определе- ние когнитивной психотерапии как приложения когнитивной модели к конкретным расстройствам с использованием на- бора техник, направленных на модификацию дисфункцио- нальных представлений и нарушений процесса переработ- ки информации, характерных для каждого из расст- ройств"(цит. по 6, С.7-8). Иными словами, психические и личностные расстройства (тревога, депрессия, панический страх (фобия), скука, ощущение своей неполноценности и т.п.) возникают вследствие нарушений и сбоев в информа- ционных процессах, негативно влияющих на тесно связан- ные с ними эмоциональные и мотивационные аспекты по- ведения и деятельности. Психотерапевт в чем-то подобен хорошему ("системному") программисту, который способен найти и устранить сбой в программе и даже (в идеале) на- учить этому пользователя (клиента). Сущность эллисовской модели терапии во многом опре- деляется стоящим в ее названии словом "рациональность". Значение этого понятия, как указывает Н.С.Автономова, функционально и зависит от контекста - от того, с чем оно сопоставляется и чему противопоставляется: мнениям (как в античности), вере и догме (Средневековье), предрассуд- кам (эпоха Просвещения), опыту (сенсуализм Х?Х столе- тия). Рациональность (или иррациональность) любого зна- ния, мнения или представления проверяется лишь после того, как возникает сомнение. Рациональность как особый слой знаний о действительности, нечто такое, в чем не со- мневаются только потому, что не подозревают самой воз- можности усомниться - вот где точка приложения идей А.Эллиса. Он прослеживает в составе внутреннего опыта личности рационально выделяемые очевидные образова- ния, в которых усматриваются фундаментальные характе- ристики мира, и показывает, как можно усомниться в этих "непреложных данностях". Таким образом, если рассмотреть триаду рациональное - эмпирическое - иррациональное, то подход Бека делает ак- цент скорее на двух первых ее членах, а теория Эллиса - на двух последних. Но оба автора склонны рассматривать любо- го обычного человека, решающего свою проблему, как своего рода ученого-исследователя, но такого, который недостаточ- но хорошо осознает свои методы и возможности. Можно ска- зать, что в когнитивной терапии максимально представлен и активно работает принцип когито (познающее мышление, от знаменитой фразы Рене Декарта - Cogito ergo sum - "Мыш- ление означает существование"). Качество мышления опре- деляет комфортность существования - люди бывают несча- стны от того, что неправильно думают или представляют не- что - вплоть до самих себя. Когнитивная психотерапия исходит из предположения о том, что депрессия и другие виды невроза являются след- ствием иррационального и нереалистического мышления. Чувства и поведение человека в высокой степени зависят от его мыслей, мнений, убеждений и представлений - всего того, что Бек и Эллис называют когнициями или ког- нитивными переменными. Мысли и мнения можно разде- лить на несколько групп: описательные или дескриптивные, оценочные, причинно-следственные {каузативные) и пред- писывающие или прескриптивные. Все они жестко связаны между собой, так что образуют своего рода систему, свод жизненных правил, жить по которому - значит неминуемо быть несчастным. Вот типичный перечень таких "правил не- вротика", заимствованный из работы А.Бека: 1) Чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех своих начинаниях. 2) Чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны лю- бить (принимать, восхищаться) все и всегда. 3) Если я допускаю ошибку, значит, я глупый. 4) Если я не достиг вершины, то потерпел провал. 5) Как чудесно быть популярным, известным, богатым; как ужасно быть обычным, посредственным человеком. 6) Моя ценность как личности определяется тем, что ду- мают обо мне другие люди. 7) Я не могу жить без любви. Если мой муж (жена, ре- бенок, любовник, начальник) меня не любят, я ни на что не годен, я ничтожество. 8) Если кто-то со мной не соглашается, значит, он не любит меня. Таким образом, любые события сами по себе ничего не значат, подлинные чувства вызывают лишь наши мнения и оценки. Мы чувствуем то, что думаем по поводу восприня- того. При этом они могут даже противоречить друг другу - а человек все равно чувствует себя несчастным. Приведу пример. Клиентка пришла с жалобой на охва- тившую ее апатию, плохое настроение, невозможность со- средоточиться на своей работе, беспричинную тоску. В раз- говоре выяснилось следующее: Т: Как давно у Вас такое настроение? К: Все началось после экзамена по экономике. Там нуж- но было сдать письменную работу-описание модели прог- нозирования тенденций рынка. Преподаватель говорил, что надо проявить творческое отношение -ну, я и писала ее, что называется, с вдохновением. Дня три-четыре ни о чем другом и думать не могла. Еду на дачу, готовлю, разгова- риваю с мамой - а в голове только параметры модели. Писала, старалась подобрать самые точные слова, а пре- подаватель ее даже читать не стал. Т: Совсем не прочел? К: Так, посмотрел по верхам - не более. Сказал, что плохо знаю работы классиков, слишком свободно обраща- юсь с подсчетом математического ожидания, что много мыслей незрелых... Т: Какую отметку Вы получили на экзамене? К: Четверку. Т: Это низкая оценка? Ваши знания больше, чем на "че- тыре"? К: Да нет, отметка справедливая. Т: Что же Вас не устраивает? К: Самое обидное - что он продемонстрировал свое отношение к тому, что я сделала, даже не позаботившись это прочесть. Показал, что я как будущий экономист ничего не стою. Т: Он сказал это? К: Нет, но раз работу даже и читать не стал... Ts Но, может быть, ему действительно хватило беглого знакомства с Вашей работой, чтобы правильно оценить ее? К: Может, и хватило. Он - доктор наук, профессор, ка- федрой заведует. Т: А как он должен был отнестись к Вашей работе? Чего бы Вам хотелось? К: Ну, чтобы он понял, что я проявила творческое отно- шение к работе, не отписалась, как другие. Ts А он разве этого не понял? К: Но ведь он ничего не понял, работу не похвалил, а только критиковал, и тем, что я предложила, совсем не заинтересо- вался. Получается, я - никто, ноль на пустом месте. Ts Следовательно, если Ваша работа по экономическому прогнозированию не заинтересовала по-настоящему док- тора наук, ведущего специалиста в этой области, то Вы - ноль? К: Это как-то уж слишком получается. Т; А какая связь между "четверкой" по экономике и Ва- шей нынешней пассивностью? Ведь прошел уже почти ме- сяц, закончились каникулы - а Вы все еще горюете? К: Да вот, видно так. Но я после всей этой истории не могу ни за что взяться. Все равно, не вижу смысла. Т: В чем? К: В том, чтобы дальше продолжать, писать диплом... Кому он нужен? Кто его читать будет? Т; То есть совсем никто не будет? КЇ. Ну, прочтут.. .Толку все равно никакого. Т: Давайте подведем некоторые итоги. Вы написали письменную работу, которую бегло прочел и не заинтере- совался преподаватель, профессор. Он ничего не понял, раскритиковал ее, поставил Вам отметку выше средней ("четверку"). Вы почувствовали себя несправедливо оби- женной, ничтожеством и поняли, что Вы как будущий эко- номист никуда не годитесь. После этого Вы легли на диван, прогоревали все каникулы, и теперь не видите смысла в том, чтобы писать и защищать диплом. Так? Ks Нет, это как-то несправедливо. По отдельности все правильно, а вместе - чепуха. Данный фрагмент беседы иллюстрирует процедуру кла- рификации- прояснения, с помощью которого клиент учит- ся распознавать свои иррациональные установки ("Если моя работа не заинтересовала ведущего специалиста - я ничто- жество", "Если сейчас нет блестящего успеха, то и дальше ничего делать не стоит"). Задача кларификации сводится к разделению описаний и оценок, пожеланий и предписаний, к прояснению тех логических связей, которые формируют при- чинно-следственные отношения. Один из самых простых способов-продемонстрировать клиенту все "Если.., то...", которые содержатся в его рассуждениях, а также поведен- ческие последствия таких оппозиций. Однако часто бывает так, что даже самый блестящий инсайт в отношении иррациональных мнений не приводит к отказу от них, тем более - к изменению поведения. В моей практике был случай, когда в качестве примера ирра- циональных установок по поводу распределения обязан- ностей в семье я показала клиентке (образованной, интел- лигентной женщине) отрывок из автобиографии всемирно известной ученой-этнографа, американки Маргарет Мид. Речь шла о годах юности Мид, когда та еще не была при- знанным авторитетом в области социальной антропологии и этнографии детства: "К тому же Рео не любил видеть меня за домашней работой, хотя сам не намеревался мне помо- гать. Более того, он считал эту работу вообще упреком себе. В результате я наловчилась по воскресеньям убирать дом украдкой, делая вид, что с полным вниманием слушаю все, что мне говорят. Я ждала паузы, чтобы выскользнуть из комнаты и расстелить еще одну простыню или же вымыть еще одну чашку, а потом появиться вновь. Так мне удалось научиться делать все необходимое столь ненавязчиво, что Грегори Бейтсон, посетивший наш лагерь на Сепике, отме- тил, что он никогда не видел меня занятой домашними де- лами"(5, С.41). Прочитав отчеркнутый абзац, клиентка признала, что это очень похоже на ее семейную ситуацию. Она призадума- лась, какое-то время молча размышляла, а через несколько минут заявила с торжеством: "Ну, если даже Маргарет Мид пришлось так поступать, то уж мне и подавно придется тер- петь". Я была сражена ее логикой. Абсолютистское, догматическое мышление лежит в ос- нове депрессивного восприятия мира. Невротик как бы за- крывает глаза на хорошие стороны окружающего мира и собственной жизни и видит только плохие и ужасные. Это очень неразумно, однако не значит, что люди вообще не должны испытывать негативных чувств. Эллис проводит чет- кую границу между тем, что он называет "адекватными нега- тивными эмоциями" (грустью, обидой, страхом, печалью, до- садой, сожалением, гневом) и невротическими, депрессив- ными переживаниями. С его точки зрения, люди естественно огорчаются в тех случаях, когда их планы или намерения не сбываются, когда окружающие оценивают их ниже, чем сле- дует, когда они болеют или теряют близких. "Однако когда они обращают (сознательно или бессознательно) свои жела- ния или цели в безусловные требования и приказы, начиная убеждать самих себя в том, что они должны, просто обязаны в любых условиях и при любых обстоятельствах добиваться успеха и удовлетворять все свои желания, то именно тогда они погружаются в депрессию" (9, с. 11). Еще одна причина депрессии, по мнению Л.Рама, - спе- цифическое самоотношение, при котором человек склонен сильнее наказывать себя за просчеты, чем хвалить за ус- пехи, или когда полученные им похвалы выглядят меньше, чем заслуженные. Стремление к самонаказанию (в отличие от самопоощрения) признавалось патологическим в любых вариантах психоанализа, и когнитивная психотерапия, по- видимому, унаследовала эту точку зрения. Однако само по себе "самонаказующее" поведение может восприниматься просто как волевое, мужественное или как упражнение в воспитании характера. Для перевода его в невротическую депрессию необходим магический прыжок от наблюде- ния к оценке, от пожелания к предписанию: Я вижу, как ужасно быть (коротышкой, толстухой, бедняком с высшим образованием, провинциалом); Я должна всех "убить" своим нарядом на предстоящей вечеринке, если Ленка будет выглядеть шикарнее, я умру. Если она "зацепит" Андрея, значит.я тупица и уродина, а жизнь ужасна - хуже и быть не может! Люди впадают в депрессию, гнев или ярость также и в тех случаях, когда в их жизни мало неожиданных радостей, удач и случайных успехов - особенно если (с их точки зре- ния) соседу или сопернику везет дольше. Дефицит положи- тельного подкрепления (чисто бихевиоральный термин) со- здает напряжение, которое может разрядиться в любом от- рицательном эмоциональном состоянии. Как пишет Игорь Губерман, Подвержены мы горестным печалям по некой очень тягостной причине: не радует нас то, что получаем, а мучает, что недополучили. С точки зрения М.Селигмана и Л.Абрамсона, в основе невроза может лежать предвидение грядущих неприятнос- тей. При этом есть склонность приписывать негативным внешним событиям внутренние, стабильные и глобальные причины, а если все же происходит что-то хорошее, то толь- ко случайно, и к тому же быстро кончается. Нереалистичес- кие ожидания грядущих катастроф особенно характерны для нынешнего времени, нестабильного и изменчивого. Вот примерный отрывок внутреннего монолога на эту тему: "Опять у меня не получилось найти работу. А время идет, через три месяца я закончу институт - и что тогда? Никому я со своим дипломом не нужна, ничего мне в будущем не светит. Я слишком бестолковая и "неделовая" для того, чтобы в наше время хорошо устроиться. Придется вернуть- ся в поселок, к родителям. Это ужасно - снова скука, эта серая обыденность. Пойду работать в школу, а работа там рутинная и выматывающая душу. Начну потихоньку опус- каться и через два-три года превращусь в типичную сель- скую учительницу, закомплексованную и глупую. Замуж, скорее всего, так и не выйду - не за кого. Никому я не нужна и все, что я делаю, - бессмысленно. Да, диплом у меня получается неплохой. Ну и что? Похвалит государст- венная комиссия, и на том все кончится. Будущее от этого лучше не станет". Таким образом, в рационально-эмотивной тераппи деп- рессия и невроз рассматриваются как продукт следующих жизненных установок: 1. У личности сложилась отрицательная самооценка наряду с убеждением, что нельзя иметь серьезных недостатков, иначе ты будешь ни на что не годным, неуместным и неадекватным. 2. Человек пессимистически смотрит на свое окружение. Он абсолютно убежден в том, что оно должно быть зна- чительно лучшим, а если не выходит-это совершенно ужасно. 3. Будущее воспринимается в мрачном свете, неприятности неизбежны, а невозможность стать более счастливым делает жизнь бессмысленной. 4. Низкий уровень самоодобрения и высокая склонность к самоосуждению сочетаются с представлением о том, что личность обязана быть совершенной и должна пол- учать одобрение от других, а иначе она не заслуживает хорошего отношения к себе и должна быть наказана. 5. Ожидание неприятностей предполагает, во-первых, их неизбежность, а во-вторых, человек обязан как-то справляться с ними, а если этого не происходит, значит он хуже всех (А.Эллис, 1994). Личность, скованная иррациональными установками, постоянно находится в плену отрицательных эмоций. Не в силах совладать с ними, в своем поведении она может про- являть лишь беспомощную некомпетентность. Психотера- певт строит помощь таким людям в несколько этапов. Сна- чала - прояснение абсолютистской системы аксиом, бло- кирующих деятельность, затем - обсуждение их как гипо- тетических, вероятностных. Кроме того, подавленные глу- бокими страхами, депрессивные и тревожные клиенты нуж- даются в смене общей точки зрения на мир - им нужно помочь овладеть философией принятия вместо философии долженствования. Можно задавать ему такие вопросы: 1. Почему Вы должны все делать хорошо? Разве партнер (муж, начальник, возлюбленный) сразу разочаруется в Вас, если Вы совершите ошибку? Все люди время от времени ошибаются. Конечно, ошибки нужно исправлять, но разве за них всегда и всех следует наказывать? Разве Ваши друзья и близкие не умеют прощать? 2. Кто и когда сказал, что Вы должны получать одобрение каждого, в ком Вы заинтересованы? Разве Вы должны всем нравиться? А если Вы кому-то и не нравитесь-это делает Вас плохим? Вспомните, ведь Вам нравятся далеко не все люди, с которыми Вы встречаетесь. И они живут себе при этом спокойно. 3. Предположим, Вы действительно посредственный, за- урядный человек. Но разве из этого следует, что Вы еще и обязательно должны быть несчастным? Может быть, Вы действительно не сделаете ничего выдающегося. А кто ска- зал, что Вы обязаны быть незаурядным? Почему быть обыч- ным человеком ужасно? В мире миллионы таких людей, и большинство из них счастливы и довольны жизнью. В отличие от рационально-эмотивного подхода Эллиса, положившего в основу своей модели представления о ве- дущей роли абсолютистских требований долженствования в возникновении неврозов (ему принадлежит забавный тер- мин "must-урбация", must- по-английски "должен"), автор когнитивной модели А.Бек видит их причины в нарушениях процессов переработки информации. Он выделяет три ос- новных группы механизмов, в которых возможны наруше- ния: когнитивные элементы, когнитивные процессы и ког- нитивное содержание. Когнитивные элементы делятся на базисные посылки, в которых содержатся глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самой себе ("Я никому не нужна, меня никто не любит", "Нельзя верить людям") и автоматические мысли, сопровождающие переработку ин- формации в данный момент времени. Последние названы так в силу своей непроизвольности, быстротечности и бес- сознательности. "При этом способе человек не выбирает информацию для размышлений, а сосредоточивается на ней невольно. Эти мысли резко отличаются от осознанных, при которых сохраняется известный контроль над предме- том и логикой размышлений. Тем не менее субъективно они переживаются как вполне правдоподобные"(6, с.32). Когнитивные процессы - связующее звено между ба- зисными посылками и автоматическими мыслями, они обеспечивают соответствие между вновь поступающей ин- формацией и прежними представлениями. Примерно так: "Меня никто не любит, потому что я толстая, некрасивая и глупая. А если кто-нибудь и полюбит, я не буду иметь с ним дела - у него плохой вкус". Когнитивное содержание объ- единяет элементы и операции вокруг какой-либо специфи- ческой темы ("Я сексуально неполноценный", "Никогда не выйду замуж" и т.п.). Вот пример неадаптивных автоматических мыслей, со- провождающих нарушение когнитивного функционирова- ния (клиент - молодой преподаватель вуза). Он пригласил старшего коллегу на свою лекцию, долго и старательно пе- ред этим готовился, но остался недоволен тем, как он ее прочел: "Все получилось ужасно, как нельзя хуже. Первую часть, про Канта, я читал, не отрываясь от конспекта. Студенты по- няли, что я этим материалом не владею как следует. Про экзистенциалистов я рассказывал, но все забыл почти, ском- кал. Конечно, Тамара Михайловна права: надо уметь увлечь слушателей. А я говорил монотонно. Я вообще не могу кра- сиво говорить, так, как она. Хуже всего конец, там надо было подвести итоги и дать четкие определения, а я не успел. И мысль терял несколько раз. Хорошо, что больше никого на лекции не было - забрали бы у меня этот спецкурс. Плохой я преподаватель. Уже три года работаю, и не могу научиться самым простым вещам. Я никогда не буду читать лекции, как мой научный руководитель. И даже как Е.Д.УГЛОВ. Он историк. гуманитарий, а я всего лишь бывший инженер. И ведь готовился целую неделю, столько всего прочел. Хотеть поразить эрудицией - нашел, перед кем пытаться блеснуть. Конечно, все, что я читал, на ее фоне - капля в море. В который раз я это понял. Она даже и не критиковала сильно, но видно, что жалеет меня "некузявого". Хуже все- го - это сочувственный тон. И ведь знал же, что все при- мерно так и будет, но надеялся, что уже перестал быть в философии мальчиком. Зря надеялся. А хвалила она не столько заслуженно, сколько для того, чтобы меня поддержать. На самом деле я же знаю, какие ей лекции нравятся. Конфетку в утешение... Если бы она сказала все, что думает о моей лекции, я бы, наверное, повесился. Да она, собственно, почти ничего и не похвали- ла. Снисходительная ирония - это все, что я заслужил, моя справедливая оценка. А я-то хотел показать, сколь многого уже достиг. А Тамара Михайловна сказала, что прошлогод- няя лекция по экзистенциализму и то лучше была. Вот тебе и прогресс. Не будет из меня толку - и преподаватель я слабый, и диссертацию не пишу, и вообще..." В приведенном примере автоматические мысли касают- ся профессиональный умений клиента, базисная посылка которого выглядит так: "Если я не умею всего, что может мой научный руководитель, то как преподаватель я ничто- жен". Когнитивные процессы (среди которых особенно вы- деляется необоснованное сравнение) обесценили все по- зитивные моменты, которые были на лекции, и преобразо- вали похвалу коллеги в иронию и жалость. Когнитивное со- держание "Я плохой, слабый преподаватель" дополнитель- но укрепилось и расцвело новыми красками. Среди основных логических нарушений, сопровождаю- щих автоматические мысли, можно выделить произвольное умозаключение ("Студенты прогуляли мою лекцию. Значит, я никудышный преподаватель"), избирательность и сверх- обобщение ("Во время моего доклада начальник вышел. Он мною недоволен и собрался меня увольнять"), "черно-белое" мышление (склонность мыслить в категориях "все - ничего", "прекрасный - ужасный", "святой - подонок"), персонифи- кацию (стремление относить к себе личностно нейтральные события: "С чего это они заговорили о глупцах? Меня имеют в виду. Издеваются"), преуменьшение или преувеличение важности отдельных событий или поступков. Когнитивная психотерапия начинается с попытки осоз- нать автоматические мысли. Направив на них внимание, клиент лучше представляет их содержание и последствия. Одна их широко применяющихся для этого техник-запол- нение пробела, при котором человек учится улавливать последовательность внешних событий и своих реакций на них. Например, произошло некоторое событие А: клиентка встретила на улице свою бывшую однокурсницу, но та с ней не поздоровалась. В результате клиентка весь вечер испы- тывала грусть, хандру, беспричинную тоску (состояние В). Необходимо найти то Б, которое заполняет пробел между А и В. Это оказались мысли такого плана: "Ну вот, Ирина меня не заметила. Скорее всего, не узнала. Значит, я силь- но постарела с тех пор. А сама она почти не изменилась. И одета, как всегда, шикарно. Конечно, таких женщин, как я, средних лет, в дешевых пальто и туфлях без каблуков, никто не замечает. Ирина про таких говорила в группе - "тетки". Я типичная "тетка", как ни смотри". Осознание звена Б поз- воляет найти причину робости, скованного поведения или депрессивного состояния, ставших привычным фоном бытия. По мере того, как клиент учится распознавать автомати- ческие мысли и выявлять их неадаптивную сущность, он относится к ним все более объективно, понимая, как иска- жается в них реальность. Способность к объективному рас- смотрению автоматизмов Бек называет дистанцировани- ем. Здоровые люди обладают этой способностью отличать свои мысли и мнения, гипотезы и предположения от реаль- ных фактов и событий жизни, у невротиков она нарушена. Кроме того, последние часто имеют склонность относить к себе и наделять личностным смыслом события, которые не имеют к ним причинного отношения. Депрессивная жен- |