РАССУДОК, РАЗУМ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. 12 страница ким, застывшим в неподвижности и т.п. В конечном итоге неприятные ощущения теряют интенсивность и болезнен- ные переживания постепенно забываются. Однако диссоциация может быть выполнена и как язы- ковая техника. В одном из таких случаев клиент, Кирилл Т., был молодым человеком, недавно закончившим вуз. У него была проблема с устройством на работу - он мучительно боялся сам предлагать свои услуги, в разговоре с руково- дителями кадровой службы робел, краснел, начинал заи- каться и не мог толком объяснить, что он умеет делать и какую работу хотел бы выполнять. Произведя неблаго- приятное впечатление в нескольких местах потенциального трудоустройства, он махнул рукой на свою карьеру и стал работать ночным сторожем в детской больнице. Разумеет- ся, это было намного ниже его возможностей, но Кирилл не чувствовал себя способным найти другую, более подхо- дящую работу. К: Я больше не могу жить такой жизнью. Знаете, я иногда ловлю себя на том, что мне все равно - что я буду делать дальше, как проживу свои годы. Понимаю, что дальше так нельзя, невозможно и не знаю, что же делать. Но стоит мне представить, как я снова ищу работу, мямлю и запинаюсь, что я вот, дескать, менеджер системы образования и весь этот никому не нужный лепет... Лучше уж сторожить и дальше. В высказываниях Кирилла почти все нарративные модаль- ности представлены негативным полюсом (не могу жить; дальше так нельзя; не знаю, что делать; ненужный лепет). Они относятся к настоящему, а единственный позитивный момент относится квременномуаспекту(лучше- дальше). Очевидно, необходимо "отсоединить" клиента от негативного настояще- го, осуществить диссоциацию от привычной негативной мо- дальной рамки, обнимающей актуальное мироощущение, и "присоединить" его к позитивному будущему. Т: Полагаю, что это не так. Сторожить дальше Вам со- всем не нужно, можно попробовать по-другому. Ведь никто не мешает Вам начать устраивать свою жизнь иначе, не так, как Вы это делали раньше и продолжаете теперь. К: А как? Снова пойду и буду... Т: (перебивая Кирилла): Можно ведь предлагать не себя, а свою работу. Вы знаете в нашем городе новые школы? К: Да, конечно. Сорок первая, шестая... Семнадцатую хотят в гимназию преобразовать, но, видно, не так это не просто. Т: Вы могли бы принять в этом участие? Предложить проект, свежую идею? К: Мог бы, конечно. Т: Расскажите, как именно. К: Ну, например, шестая школа - она в новом микро- районе находится. Там учатся, в основном, малыши - клас- са до пятого. Нужно иметь много параллельных младших классов, да еще с учетом, что многие приехали из бывших республик и плохо говорят по-русски. Там вообще очень интересная специфика... Кирилл с увлечением начинает говорить о возможностях организации учебного процесса в этой школе. Послушав его некоторое время, терапевт продолжает: Т: Видите, это уже очень конкретный план. Его можно оформить и предложить директору. И рассказывать ему не о себе, а о работе, которую Вы можете с успехом выполнить. К: Да, это вполне возможно. Если хорошо проработать все направления, то должна получиться интересная вещь. Это даже можно назвать концепцией школы. Нужно учесть и будущие изменения, представить то, что будет работать на перспективу. Это можно сделать хорошо! В конце рассказа модальная рамка дискурса резко от- личается от начальной. Почти все модальности представ- лены положительными полюсами (возможно, хорошо, инте- ресная вещь, работать на перспективу). Пространство и вре- мя, знание и необходимость, нормы и ценности размещены в ином семиотическом пространстве, не "здесь-потом-там- нигде", но "скоро-интересно-можно-хорошо". Реальность, приобретя иные субъективные характеристики, стала дейст- вительно иной. Через две недели после этого разговора Кирилл получил работу - он стал помощником завуча по организационной работе в младших классах этой школы, а через два года стал отвечать за перспективное планирова- ние в районном отделе образования. Как уже говорилось раньше, эффективность лингвистичес- кой психотерапии во многом обусловлена пансемиотическим мировосприятием терапевта, в частности, его особой точкой зрения на реальность. Последняя есть знаковая система вы- сокой степени сложности, настолько сложная, что обыденным сознанием она воспринимается как незнаковая: Специфика понятия реальности как раз состоит в том, что в ней огромное количество различных знаковых систем и языковых игр разных порядков и что они так сложно переплетены, что в совокупности все это (реальность)кажется незнаковым. При этом для человеческого сознания настолько важно все делить на два класса - на вещи и знаки, на действительное и выдуманное, что ему (сознанию) представляется, что такое деление имеет абсо- лютный онтологический характер (13, С.160). При этом трактовка реальности как семиотической сис- темы вовсе не делает первую чем-то нематериальным и абстрактным. Речь идет скорее о тех свойствах и качествах реальности, которые преимущественно воспринимаются - не столько о самих предметах и явлениях, сколько об их значениях и связанных с ними смыслах. Эту особенность человеческого восприятия Ю.М.Лотман называл "презумп- цией семиотичности" и выводил ее из социальной, культур- но-исторической природы сознания. Но если семиотичес- кие интуиции коллектива, оформляющие принятый в конк- ретном обществе способ видения мира (конвенциональную модель), не простираются дальше простого понимания эле- ментарных знаков (письмо, счет) и общеизвестных симво- лов (змея - мудрость и опасность, весна - молодость), то пансемиотический субъект способен к более сложному вос- приятию реальности как знаковой системы. Он практически реализует известный постструктуралистский тезис "жизнь как текст". Выступая как автор дискурса собственной жизни, в процессе психотерапевтической практики он спо- собствует разрешению проблем, целенаправленно изме- няя соотношение "текст-реальность". Пансемиотический психотерапевт занят анализом семи- озиса в жизненном пространстве клиента, рассматривае- мом как текст, система смыслов и значений которого оп- ределяется личностью, индивидуальностью данного клиен- та, В процессе терапии эти значения и смыслы могут быть переопределены. Терапевтическая деятельность осуществ- ляется в соответствии с телеологическим принципом, сим- метричным по отношению к управляющему реальностью принципу детерминизма. Объекты физической реальности переходят от менее вероятных состояний к более вероят- ным (люди умирают, вещи разрушаются), тексты в прост- ранстве культуры движутся в противоположную сторону, постоянно "обрастая" новыми смыслами, значениями, воз- можностями прочтения. Физическая жизнь необратима и конечна (сигареты не возрождаются из окурков), семиоти- ческая - бесконечна и множественна, ибо возможны все новые и новые интерпретации, "прочтения" любого эпизо- да, любого события. Любой древний, старинный текст прочитывается в наше время иначе, чем в создавшую его эпоху. Понятно, что нынешнее прочтение "Гамлета" или "Бедной Лизы" далеко от того их понимания, которое было свойственно современникам Шекспира или Карамзина. Этот процесс ре-интерпретации происходит в жизни и сам по себе. Люди склонны время от времени пересматривать сис- темы своих личностных смыслов. Естественные процессы се- миотической регуляции жизни обусловлены изменением кон- текста (с годами накапливается опыт), выдвижением новых це- лей, масштабными общественными и культурными перемена- ми (процесс перестройки в бывшем СССР) и т.д. Лингвисти- ческая психотерапия помогает осуществлять необходимые трансформации эффективнее и быстрее, поскольку опирается на понимание глубинных семиотических механизмов этих пре- образований. В ее распоряжении - богатый набор средств воздействия на процессы языкового моделирования опыта, ко- торые столь же мало осознаются большинством людей, сколь много значат для их здоровой и счастливой жизни. В завершение этой главы нужно сказать еще об одном аспекте лингвистической терапии - экзистенциальном. Сущ- ность человека, как сказал М.Хайдеггер, покоится в языке. Язык есть средство умственной и духовной жизни, условие социального взаимодействия - коренной феномен бытия, основа понимания как процесса вынесения человеческих сущностных сил вовне, за пределы единичного субъекта. Формируя сферу логоса, язык как опыт мира - не только среда, в которой человек вырастает, но и средство его связи с миром и отношения к миру. Эту основанную на языке непосредственную связь человека с бесконечностью суще- го хорошо выразил в своем "Диалоге о языке (между япон- цем и спрашивающим)" Мартин Хайдеггер: С Как звучит японское [определение] "языка"? Я Оно звучит "кото ба". С И что это значит? Я "Ба" означает листья, в том числе и в особенности лепестки цветения. Думайте о вишневом и сливовом цвете. С А что значит "кото"? Я На этот вопрос всего труднее ответить. В то же время попытка облегчается тем, что мы рискнули истолко- вать "ики": чистый восторг зовущей тишины. Веяние тиши- Это запись беседы М.Хайдеггера с профессором Токийского уни- верситета К.Тесуки (1953 г.) ны, сбывающееся этим зовущим восторгом, есть то влас- тное, что велит восторгу прийти. "Кото" именует всегда од- новременно само восторгающее, которое каждый раз единственно на невозвратимый миг приходит к явленности в своей прелестной полноте. С Тогда "кото" - событие светящей вести восторга (16, с. 297). Это определение стоит запомнить: язык - "кото ба" - есть событие светящей вести восторга расцветающего по- нимания. ЛИТЕРАТУРА 1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М., 1974. -447 с. 2. Бендлер P., Гриндер Д. Рефрейминг. - Воронеж, 1995. - 256 с. 3. Бендлер P., Гриндер Д. Структура магии (в 2-х т.). - СПб., 1993. -T.I-201 с. Т. 2-221 с. 4. Бендлер P., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж, 1993. - 128 с. 5. Блинов А.Л. Общение. Звуки. Смысл. - М., 1996. - 282 с. 6. Витгенштейн Л. Избранные работы. - М., 1994.-402 с. 7. Грязнов А.Ф. Язык и деятельность. - М., 1991. - 142 с. 8. Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа "Анналов". - М., 1993.-328 с. 9. Калина Н.Ф., Варфоломеева О.В. Речевое общение в психотерапии. - Симферополь, 1996. - 62 с. 10. Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. - М., 1997. - 184 с. 11. 0Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейро-лингвисти- ческое программирование. - Челябинск, 1997. - 285 с. 12. Пуселик ф., Люис Б. Магия нейро-лигвистического про- граммирования без тайн. - СПб., 1995. -176 с. 13. Руднев В.П. Морфология реальности. - М., 1996. - 207 с. 14. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культуро- логии. - М., 1993. - 656 с. 15. Фуко М. Воля к истине. - М., 1996. - 448 с. 16. Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993. - 447 с. 17. Якобсон P.O. Язык и бессознательное. - М., 1996.-248 с. Глава 7 |