МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

РАССУДОК, РАЗУМ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. 12 страница





ким, застывшим в неподвижности и т.п. В конечном итоге

неприятные ощущения теряют интенсивность и болезнен-

ные переживания постепенно забываются.

Однако диссоциация может быть выполнена и как язы-

ковая техника. В одном из таких случаев клиент, Кирилл Т.,

был молодым человеком, недавно закончившим вуз. У него

была проблема с устройством на работу - он мучительно

боялся сам предлагать свои услуги, в разговоре с руково-

дителями кадровой службы робел, краснел, начинал заи-

каться и не мог толком объяснить, что он умеет делать и

какую работу хотел бы выполнять. Произведя неблаго-

приятное впечатление в нескольких местах потенциального

трудоустройства, он махнул рукой на свою карьеру и стал

работать ночным сторожем в детской больнице. Разумеет-

ся, это было намного ниже его возможностей, но Кирилл

не чувствовал себя способным найти другую, более подхо-

дящую работу.

К: Я больше не могу жить такой жизнью. Знаете, я иногда

ловлю себя на том, что мне все равно - что я буду делать

дальше, как проживу свои годы. Понимаю, что дальше так

нельзя, невозможно и не знаю, что же делать. Но стоит мне

представить, как я снова ищу работу, мямлю и запинаюсь, что

я вот, дескать, менеджер системы образования и весь этот

никому не нужный лепет... Лучше уж сторожить и дальше.

В высказываниях Кирилла почти все нарративные модаль-

ности представлены негативным полюсом (не могу жить;

дальше так нельзя; не знаю, что делать; ненужный лепет). Они

относятся к настоящему, а единственный позитивный момент

относится квременномуаспекту(лучше- дальше). Очевидно,

необходимо "отсоединить" клиента от негативного настояще-

го, осуществить диссоциацию от привычной негативной мо-

дальной рамки, обнимающей актуальное мироощущение, и

"присоединить" его к позитивному будущему.

Т: Полагаю, что это не так. Сторожить дальше Вам со-

всем не нужно, можно попробовать по-другому. Ведь никто

не мешает Вам начать устраивать свою жизнь иначе, не так,

как Вы это делали раньше и продолжаете теперь.

К: А как? Снова пойду и буду...

Т: (перебивая Кирилла): Можно ведь предлагать не себя,

а свою работу. Вы знаете в нашем городе новые школы?

К: Да, конечно. Сорок первая, шестая... Семнадцатую хотят

в гимназию преобразовать, но, видно, не так это не просто.

Т: Вы могли бы принять в этом участие? Предложить

проект, свежую идею?

К: Мог бы, конечно.

Т: Расскажите, как именно.

К: Ну, например, шестая школа - она в новом микро-

районе находится. Там учатся, в основном, малыши - клас-

са до пятого. Нужно иметь много параллельных младших

классов, да еще с учетом, что многие приехали из бывших

республик и плохо говорят по-русски. Там вообще очень

интересная специфика...

Кирилл с увлечением начинает говорить о возможностях

организации учебного процесса в этой школе. Послушав

его некоторое время, терапевт продолжает:

 

Т: Видите, это уже очень конкретный план. Его можно

оформить и предложить директору. И рассказывать ему не о

себе, а о работе, которую Вы можете с успехом выполнить.

К: Да, это вполне возможно. Если хорошо проработать

все направления, то должна получиться интересная вещь.

Это даже можно назвать концепцией школы. Нужно учесть

и будущие изменения, представить то, что будет работать

на перспективу. Это можно сделать хорошо!

В конце рассказа модальная рамка дискурса резко от-

личается от начальной. Почти все модальности представ-

лены положительными полюсами (возможно, хорошо, инте-

ресная вещь, работать на перспективу). Пространство и вре-

мя, знание и необходимость, нормы и ценности размещены

в ином семиотическом пространстве, не "здесь-потом-там-

нигде", но "скоро-интересно-можно-хорошо". Реальность,

приобретя иные субъективные характеристики, стала дейст-

вительно иной. Через две недели после этого разговора

Кирилл получил работу - он стал помощником завуча по

организационной работе в младших классах этой школы, а

через два года стал отвечать за перспективное планирова-

ние в районном отделе образования.

Как уже говорилось раньше, эффективность лингвистичес-

кой психотерапии во многом обусловлена пансемиотическим

мировосприятием терапевта, в частности, его особой точкой

зрения на реальность. Последняя есть знаковая система вы-

сокой степени сложности, настолько сложная, что обыденным

сознанием она воспринимается как незнаковая:

 

Специфика понятия реальности как раз состоит в том, что в

ней огромное количество различных знаковых систем и языковых

игр разных порядков и что они так сложно переплетены, что в

совокупности все это (реальность)кажется незнаковым. При этом

для человеческого сознания настолько важно все делить на два

класса - на вещи и знаки, на действительное и выдуманное, что

ему (сознанию) представляется, что такое деление имеет абсо-

лютный онтологический характер (13, С.160).

 

При этом трактовка реальности как семиотической сис-

темы вовсе не делает первую чем-то нематериальным и

абстрактным. Речь идет скорее о тех свойствах и качествах

реальности, которые преимущественно воспринимаются -

не столько о самих предметах и явлениях, сколько об их

значениях и связанных с ними смыслах. Эту особенность

человеческого восприятия Ю.М.Лотман называл "презумп-

цией семиотичности" и выводил ее из социальной, культур-

но-исторической природы сознания. Но если семиотичес-

кие интуиции коллектива, оформляющие принятый в конк-

ретном обществе способ видения мира (конвенциональную

модель), не простираются дальше простого понимания эле-

ментарных знаков (письмо, счет) и общеизвестных симво-

лов (змея - мудрость и опасность, весна - молодость), то

пансемиотический субъект способен к более сложному вос-

приятию реальности как знаковой системы. Он практически

реализует известный постструктуралистский тезис "жизнь

как текст". Выступая как автор дискурса собственной

жизни, в процессе психотерапевтической практики он спо-

собствует разрешению проблем, целенаправленно изме-

няя соотношение "текст-реальность".

Пансемиотический психотерапевт занят анализом семи-

озиса в жизненном пространстве клиента, рассматривае-

мом как текст, система смыслов и значений которого оп-

ределяется личностью, индивидуальностью данного клиен-

та, В процессе терапии эти значения и смыслы могут быть

переопределены. Терапевтическая деятельность осуществ-

ляется в соответствии с телеологическим принципом, сим-

метричным по отношению к управляющему реальностью

принципу детерминизма. Объекты физической реальности

переходят от менее вероятных состояний к более вероят-

ным (люди умирают, вещи разрушаются), тексты в прост-

ранстве культуры движутся в противоположную сторону,

постоянно "обрастая" новыми смыслами, значениями, воз-

можностями прочтения. Физическая жизнь необратима и

конечна (сигареты не возрождаются из окурков), семиоти-

ческая - бесконечна и множественна, ибо возможны все

новые и новые интерпретации, "прочтения" любого эпизо-

да, любого события.

 

Любой древний, старинный текст прочитывается в наше время иначе,

чем в создавшую его эпоху. Понятно, что нынешнее прочтение

"Гамлета" или "Бедной Лизы" далеко от того их понимания, которое

было свойственно современникам Шекспира или Карамзина.

Этот процесс ре-интерпретации происходит в жизни и сам

по себе. Люди склонны время от времени пересматривать сис-

темы своих личностных смыслов. Естественные процессы се-

миотической регуляции жизни обусловлены изменением кон-

текста (с годами накапливается опыт), выдвижением новых це-

лей, масштабными общественными и культурными перемена-

ми (процесс перестройки в бывшем СССР) и т.д. Лингвисти-

ческая психотерапия помогает осуществлять необходимые

трансформации эффективнее и быстрее, поскольку опирается

на понимание глубинных семиотических механизмов этих пре-

образований. В ее распоряжении - богатый набор средств

воздействия на процессы языкового моделирования опыта, ко-

торые столь же мало осознаются большинством людей, сколь

много значат для их здоровой и счастливой жизни.

В завершение этой главы нужно сказать еще об одном

аспекте лингвистической терапии - экзистенциальном. Сущ-

ность человека, как сказал М.Хайдеггер, покоится в языке.

Язык есть средство умственной и духовной жизни, условие

социального взаимодействия - коренной феномен бытия,

основа понимания как процесса вынесения человеческих

сущностных сил вовне, за пределы единичного субъекта.

Формируя сферу логоса, язык как опыт мира - не только

среда, в которой человек вырастает, но и средство его связи

с миром и отношения к миру. Эту основанную на языке

непосредственную связь человека с бесконечностью суще-

го хорошо выразил в своем "Диалоге о языке (между япон-

цем и спрашивающим)" Мартин Хайдеггер:

 

С Как звучит японское [определение] "языка"?

Я Оно звучит "кото ба".

С И что это значит?

Я "Ба" означает листья, в том числе и в особенности

лепестки цветения. Думайте о вишневом и сливовом цвете.

С А что значит "кото"?

Я На этот вопрос всего труднее ответить. В то же

время попытка облегчается тем, что мы рискнули истолко-

вать "ики": чистый восторг зовущей тишины. Веяние тиши-

 

Это запись беседы М.Хайдеггера с профессором Токийского уни-

верситета К.Тесуки (1953 г.)

ны, сбывающееся этим зовущим восторгом, есть то влас-

тное, что велит восторгу прийти. "Кото" именует всегда од-

новременно само восторгающее, которое каждый раз

единственно на невозвратимый миг приходит к явленности

в своей прелестной полноте.

С Тогда "кото" - событие светящей вести восторга

(16, с. 297).

 

Это определение стоит запомнить: язык - "кото ба" -

есть событие светящей вести восторга расцветающего по-

нимания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М., 1974. -447 с.

2. Бендлер P., Гриндер Д. Рефрейминг. - Воронеж, 1995. -

256 с.

3. Бендлер P., Гриндер Д. Структура магии (в 2-х т.). -

СПб., 1993. -T.I-201 с. Т. 2-221 с.

4. Бендлер P., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. -

Воронеж, 1993. - 128 с.

5. Блинов А.Л. Общение. Звуки. Смысл. - М., 1996. - 282 с.

6. Витгенштейн Л. Избранные работы. - М., 1994.-402 с.

7. Грязнов А.Ф. Язык и деятельность. - М., 1991. - 142 с.

8. Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа "Анналов". -

М., 1993.-328 с.

9. Калина Н.Ф., Варфоломеева О.В. Речевое общение в

психотерапии. - Симферополь, 1996. - 62 с.

10. Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после

Фрейда. - М., 1997. - 184 с.

11. 0Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейро-лингвисти-

ческое программирование. - Челябинск, 1997. - 285 с.

12. Пуселик ф., Люис Б. Магия нейро-лигвистического про-

граммирования без тайн. - СПб., 1995. -176 с.

13. Руднев В.П. Морфология реальности. - М., 1996. - 207 с.

14. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культуро-

логии. - М., 1993. - 656 с.

15. Фуко М. Воля к истине. - М., 1996. - 448 с.

16. Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993. - 447 с.

17. Якобсон P.O. Язык и бессознательное. - М., 1996.-248 с.

 

Глава 7





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.