РАССУДОК, РАЗУМ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. 5 страница происходящих на контактной границе между субъектом и предметным полем (организмом и средой). "Контакт со средой и уход из нее, принятие и отвержение - наиболее важные функции целостной личности, - считает Перлз. - Психологические теории, придерживающиеся дуалистичес- ких воззрений на человека, видят в них противоположно действующие силы, разрывающие человека на куски. Мы же рассматриваем их как аспекты одного и того же: спо- собности к различению (выделено мною - Н.К.). Эта спо- собность может замутиться и начать плохо функциониро- вать. В таком случае индивид не способен к естественному поведению, и мы считаем его невротиком" (10, с.37). Приведу пример из собственной практики. В одной из групп студентов, изучавших психотерапию, была девушка (Лариса P.), предъявившая однажды довольно необычную жа- лобу: она не могла смотреть фильмы ужасов, триллеры - од- ним словом, все, относящееся к жанру напряженного дейст- вия. Она подробно описывала свой страх, истерические ре- акции (слезы, крик), чувство "упадка" после окончания филь- ма. В то же время встать и уйти из кинотеатра или от теле- визора она тоже не могла. Участники группы сперва сочли проблему мнимой: дескать, не можешь смотреть-не смотри, и не делай из этого событие. Однако девушка не согласилась и продолжала настаивать, что эта проблема для нее дейст- вительно важна. На вопрос о том, почему Лариса так считает, она дала интересный ответ: я не чувствую себя из-за этого взрослой, зрелой личностью, раз веду себя как маленький ребенок (боюсь, хотя знаю, что все "понарошку"). В ходе дальнейших расспросов выяснилось, что сильных чувств в других ситуациях своей жизни Лариса практически не испытывает. Она жаловалась на скуку, одиночество, ощу- щение ирреальности окружающего. Студентка была недо- вольна своими отношениями с близкими, считала себя бес- толковой и заурядной, не способной к достижениям и боя- лась, что люди видят все это и презирают ее. Постепенно мне стало ясно, что Лариса, как это ни парадоксально, спо- собна находиться в полном контакте только с фильмами от них уходит. Неспособность к различению действитель- ности и фантазии и была причиной того компульсивного (навязчиво повторяющегося и усиливающегося) поведения, которое имело место при просмотре таких фильмов. Лари- са не могла их не смотреть - ей нужно было хотя бы время от времени находиться в настоящем контакте. После об- суждения этого в группе Лариса предприняла несколько по- пыток реального контакта со своими товарищами, привед- ших к инсайту. Постепенное развитие способностей к контак- ту в конце концов позволило ей решить свою проблему. Поскольку невротические затруднения возникают из не- способности индивида находить и поддерживать правиль- ное равновесие между собой и миром, то различные виды невротических защит в гештальт-терапии трактуются как дефекты контактной границы между личностью и средой, в том числе и социальной. Размышляя о социальной природе невроза, Перлз пишет: "Невротик - это человек, на кото- рого слишком сильно давит общество. Его невроз - защит- ный маневр, помогающий уклониться от угрозы переполне- ния миром, который берет над ним верх. Это оказывается наиболее эффективным способом поддержания равнове- сия и саморегуляции в ситуации, когда, как ему кажется, все против него"(10, с. 46). Первоначально автор гештальт-под- хода описал четыре типа нарушений контактной границы, со- ответствующих невротическим защитным механизмам-про- екцию, слияние, ретрофлексию и интроекцию, позднее к ним добавились еще два - дефлексия и изоляция. Интроекция - это склонность неразборчиво поглощать и присваивать любые нормы, стандарты поведения, взгля- ды, мнения и ценности, без попытки разобраться в них и критически переосмыслить. Этот механизм лучше всего объяснить посредством метафор, связанных с едой, как это сделал Перлз в своей первой книге "Эго, голод и агрессия" (1947). Интроекция похожа на заглатывание огромных кус- ков, без ощущения вкуса, неразжеванных. Такую пищу ор- ганизм не в состоянии переварить и усвоить, так что интро- екты остаются чужеродными телами. Личность, "набитая" непереваренными интроектами, постоянно чувствует экзистенциальный голод, несмотря на тяжесть в желудке от того, что уже проглочено. Несовместимые друг с другом установки и мнения приводят к колебаниям, неуверенности, тревоге. Всю свою энергию интроецирующая личность тра- тит не на развитие и рост, а на безуспешные попытки при- мирить внутренние противоречия, избавиться от психоло- гической "тошноты", составляющей фон ее существования. Типичными примерами интроектов являются родительс- кие поучения, мнения учителей, социальные стандарты, подталкивающие человека к конформному поведению. Не соотнося все эти внешние требования с потребностями и желаниями, личность, по образному выражению Перлза, превращается в нечто вроде комнаты, настолько завален- ной чужими вещами, что в ней не хватает места для своих собственных. Интроекция "превращает нас в мусорную кор- зину, наполненную чуждой и ненужной информацией. Са- мое худшее состоит в том, что этот материал имел бы для нас огромную ценность, если бы мы обдумали его, изме- нили и трансформировали его в себе"(10, с.49). Проекция, в противоположность интроекции, представ- ляет собой вынесение вовне внутриличностных процессов или их причин, попытка сделать среду ответственной за то, что исходит из самого человека. Он видит мир и других людей холодными, враждебными, агрессивными, в то вре- мя как в действительности это его собственные чувства. Скованная запретами и предрассудками, сексуально оза- боченная старая дева, подозревающая всех мужчин пого- ловно в непристойных намерениях - хороший пример нев- ротической проекции. Другой пример - свойственное мно- гим представление, будто бы окружающие только и заняты обсуждением их внешности, поступков или промахов. В этом случае люди делают предположения, основанные на их собственной фантазии, не сознавая, что это всего лишь гипотезы, далекие от реальности. Кроме того, они не осоз- нают происхождения своих догадок. В проекции граница между Я и остальным миром как бы немного сдвигается "в свою пользу", что дает возможность снять с себя ответственность за те аспекты личности, с ко- торыми трудно примириться, ибо они кажутся непривлека- тельными, низкими, примитивными. "Проецирующий нев- ротик, - пишет Перлз, - неспособен различать грани соб- ственной целостной личности, которые действительно при- надлежат ему самому, и то, что навязано извне. Он рас- сматривает свои интроекты как себя самого, а те части се- бя, от которых хотел бы избавиться - как непереваренные и несъедобные интроекты. Посредством проецирования он надеется освободить себя от воображаемых "интроектов", которые в действительности являются аспектами его само- го" (10, с. 53). Существует несколько видов проекции: зеркальная, при которой человек находит в других свои черты или свойства, которые ему нравятся и желанны; дополнительная (комп- лементарная), когда другим приписываются характеристи- ки, с помощью которых можно оправдать свои действия и поступки; катартическая, состоящая в том, что человек осво- бождается от своих негативных свойств, приписывая их дру- гим; атрибутивная, когда окружающие наделяются собст- венными мотивами и потребностями. Проекция и интроекция тесно связаны между собой, эти два процесса взаимно дополняют друг друга, образуя про- странство внутренней несвободы и внешней скованности. Большинство интроектов связаны с "надо" и "ты должен", так что, чувствуя их стеснение, личность возлагает ответст- венность за них на внешний мир (родителей, начальника, государство) - это и есть проекция. Интроецирующий ин- дивид теряет свою личностную идентичность, собирая "кусоч- ки" чужих, проецирующий - разбрасывая ее вокруг себя. Слияние (конфлюенция) состоит в том, что человек во- обще не чувствует границы между Я и не-Я, полагает что он и среда-одно, часть и целое неразличимы. В состоянии слияния (ребенка с матерью, индивида с группой, влюблен- ного со своей возлюбленной) происходит полное отождес- твление с другим или другими, отказ от различий и непо- хожести, утрачивается чувство реальности собственного Я. "Человек, находящийся в патологическом слиянии, связы- вает свои потребности, эмоции и действия в один тугой узел, и уже не сознает, что он хочет делать, и как он сам себе не дает этого делать"(10, с.55). Невозможность пре- рвать контакт (уйти), свойственная слиянию, блокирует пос- ледующие контакты, субъект как бы "зацепляется" за то, чего уже более не существует. Механизм слияния лежит в основе множества невроти- ческих проявлений: это и поведение матери, неосознанно препятствующей взрослению своего ребенка, и болезнен- ная ревность, при которой муж или жена не имеют права провести хотя бы несколько свободных друг от друга часов, и пресловутое "наших бьют", после которого завязывается тотальная драка между подростками. Особенно часто пато- логическое слияние имеет место в семейных (супружеских и детско-родительских) отношениях. "Неразрывные узы" хороши лишь в романах, ибо реальные взаимоотношения не превращаются в оковы только в тех случаях, когда есть ощущение другого, непохожего и отличного от нас самих. В таких ситуациях тот, кто перестал выполнять свой "дого- вор" о слиянии, испытывает чувство вины и раздражение, а тот, кто продолжает его выполнять, - боль и обиду. Все это очень далеко от супружеского счастья. Ретрофлексия значит буквально "обращение назад, на себя", при этом контактная граница проходит как бы посе- редине самой личности, и субъект начинается относиться к себе как к другому человеку. Могут наблюдаться два раз- личных процесса: или человек делает себе то, что он хотел бы делать другим (упрекает, обвиняет, наказывает), или сам делает себе то, хотел бы получить от других (жалеет, восхищается). Типичные выражения ретрофлексии - "Я до- лжен владеть собой", "Я стыжусь самого себя", "Я не за- служиваю своих несчастий/успехов". По словам Перлза, "интроецирующий индивид делает то, чего от него хотят другие; проецирующий делает другим то, в чем он сам их обвиняет; находящийся в патологическом слиянии не знает, кто кому что делает, а ретрофлексирующий делает себе то, что хотел бы сделать другим" (10, с. 56). Дефлексия (уклонение) позволяет избегать нежелатель- ного контакта (с определенным человеком или аспектом реальности, слишком тесного или угрожающего). Иногда дефлексия направлена на уклонение от контакта со своими собственными желаниями или чувствами. Уклоняющееся поОведение позволяет личности отгородиться от мира и от себя самой, усиливая контактную границу, в пределе - делая ее непроницаемой. Дефлексия противоположна сли- янию, в чрезвычайных ситуациях эти механизмы иногда пе- реходят друг в друга - и человек мечется от экзистенци- ального одиночества к публичной демонстрации любви ко всем и вся. Изоляция или эготизм - возможно, наиболее тяжелый тип нарушений контактной границы. Субъект изолирован как от внешнего мира, так и от внутреннего, он отторгает других людей с их чувствами и поступками и свои собст- венные глубинные импульсы. Его поведение большей час- тью соответствует уровню "клише" и состоит из автомати- зированных, стереотипных действий, которые никому не нужны и никого не радуют. Он редко понимается даже до уровня "ролей", на котором выражена тенденциями мани- пулировать другими в собственных интересах. Но в состо- янии изоляции легко достигнуть уровня "тупика", на кото- ром любое поведение влечет за собой переживание бес- помощности и безвыходности. Приведу несколько примеров. Оксана Т., 25-летняя ас- пирантка, обратилась, как она выразилась, "за консульта- цией" по поводу того, как ей строить отношения с научным руководителем, которые зашли в тупик. Она жаловалась на то, что руководитель (назовем его Сергеем Петровичем) плохо к ней относится, необъективно оценивает ее работу, умаляет и принижает все сделанное ею, и совсем по-иному ведет себя с другими своими учениками - "любимчиками". Вот фрагменты ее высказываний: О (Оксана): Сергей Петрович только недавно стал ру- ководить аспирантами и соискателями, нас у него человек десять. Он с самого начала выделил некоторых и не то что помогал - все им делал. И книги давал, и публикации за них писал, и на кафедре всегда хвалил - где надо, где не надо. Демидова сделает на копейку, а у него восторгов по этому поводу - на рубль. Кравченко вообще у него дневал и ночевал, я такого подхалима давно не встречала. Семе- нов, тупица известный, раньше лаборантом работал, а те- перь - прямо надежда отечественной лингвистики. А я всегда все сама делала, раньше всех диссертацию на обсуждение сдала. И публикации всегда самостоятельно писала, никто меня не подгонял. Андрею Кравченко он чуть ли не запятые в тексте сам расставлял, а у меня прочтет главу - хвалит, на другой раз принесу уже две - говорит, что первая никуда не годится. Ему мне нервы помотать - одно удовольствие. При обсуждении на кафедре других прямо грудью прикрывает, а в мою сторону - шуточки яз- вительные. 1 Т (Терапевт): Как Вы думаете, почему Сергей Петрович jK Вам так относится? 1- О: Он привык, чтобы перед ним все голову наклоняли, ввалили, комплименты любит- как женщина. Потом, у него вообще все зависит отличных симпатий и антипатий - если уж кого невзлюбит - как меня вот - то все. Т: Можете ли Вы вспомнить какой-нибудь конкретный эпизод, когда Сергей Петрович отнесся к Вам несправед- ливо и предвзято? О: Да хоть десять! Взять, например, поездку в Новоси- бирск, к предполагаемому оппоненту, профессору Н. День- ги, хлопоты... Мог ведь заранее мне сказать, что туда ездить ме стоит. Так нет-вроде договорился, все будет в порядке мол, езжай. А когда я ни с чем вернулась и рассказала, как Н. надо мной издевался, Сергей Петрович стал говорить, что я сама во всем виновата. Дескать, не умею ладить с людьми. А потом, и месяца не прошло, - предложил мне распространять журнал, где этот самый профессор Н. - главный редактор. Я, конечно, сказала, что не буду этого делать после всех его издевательств надо мной. Т: Как же Н. издевался над Вами? О: Ну, я пришла к нему с диссертацией, он раскрыл ти- тульный лист, прочел название - и отодвинул, говорит, что ему это не интересно. Я, конечно, стала его просить хотя бы "по верхам посмотреть", так он почти час не соглашался, выламывался всячески, на компьютере меня тестировал... А потом, когда посмотрел, говорит, что все надо менять - и предмет исследования, и методы, и эксперимент сплани- ровать по-другому. Т: Вы иначе представляли себе разговор с профессором Н.? О: Ну конечно, он должен был посмотреть работу, а не отказываться сразу после названия. И вообще он двулич- ный такой, снаружи - Сахар Мёдович, а внутри свои цели. Т: А почему Сергей Петрович предложил Вам принять участие в распространении журнала профессора Н.? О: А нарочно. Правда, там была помещена моя статья про дифтонги в ретророманских наречиях... Т: Как Ваша статья туда попала? О: Сергей Петрович "пристроил". Т: А другие Ваши работы Сергей Петрович тоже "прис- траивал"? О: Ну, у нас еще вместе монография вышла, в соавтор- стве. Так, брошюрка небольшая о каталонском диалекте. Он ее за свои деньги издал. Т: А Вы в этом принимали участие? О: Нет, я только свою часть написала. У меня таких денег нет, чтобы платить издательству. Ну, ему это и самому нужно было - иначе бы не потратился. Он скупердяй известный. Т: А Вашу совместную брошюру Вы помогали распрос- транять? О: Нет, я хотела было ее в Москву завезти, но поездка не состоялась. Он ее сам продавал, а мне дал десять штук - мол, на, подавись. Т: Бесплатно дал? О (гневно): При чем тут "бесплатно"! Я его ни о чем не просила, идея эту книжку написать вообще моя была - как методическое пособие. А сколько раз я переделывала, с набором компьютерным мучилась, деньги за это платила! Т: Как я поняла, с помощью Сергея Петровича у Вас вышло две больших, солидных научных публикации. А дру- гим своим аспирантам он тоже так помогал? О: А другие и написать-то ничего толкового не способны. Как видно из рассуждений Оксаны, наиболее характер- ным типом невротической защиты для нее является проек- ция - преимущественно катартическая и комплементарная. В отношениях с другими аспирантами и соискателями про- является дефлексия - Оксана уклоняется от подлинного контакта и одновременно испытывает одиночество и тоску. Ревнивая зависть и подсознательное ощущение собствен- ной неполноценности являются прямым следствием невоз- можности вступать в искренние, подлинные отношения со значимыми лицами. Ее представления о том, что должны делать другие люди (руководитель, предполагаемый оппо- нент) - это мощные проекции, находясь под властью кото- рых, Оксана совершенно не способна к объективной оценке их реального поведения. А поскольку патологическая про- екция составляет такую же часть субъекта, как и импульсы, которым она противодействует, личность фактически "вою- ет" сама с собой - со своими негативными представлени- ями и чувствами, т.е. налицо тяжелая изоляция, эготизм, замкнутость и "зацикленность" любых действий и поступ- ков. Судя по всему, отношения с Сергеем Петровичем у Оксаны достигли тупика - третьего уровня невротического поведения, поскольку на уровне ролей отношения оказа- лись исчерпанными, а настоящий контакт с ним она уста- новить не способна. Целью гештальт-терапии является разблокирование со- знания и обретение способности сознательно регулировать контактную границу. Интроекты должны быть опознаны и пересмотрены, часть из них может быть отвергнута (многие терапевты, вслед за Перлзом, описывают красочные сцены "отрыгивания" непереваренных интроектов в форме рвоты и плевков), другая часть ассимилируется, усваивается кли- ентом. Проекции заменяются подлинными реальными дей- ствиями и отношениями, освобождается ретрофлексивный энергетический потенциал, укрепляется (при слиянии) или ослабляется (при дефлексии) контактная граница. Однако терапевтическое вмешательство не ограничивается одной только коррекцией невротических механизмов, такая задача обычно является частной, одной из многих. Стратегия геш- тальт-терапии определяется помощью в достижении зрелости. Перлз считает, что люди обращаются за помощью к пси- хотерапевту в том случае, когда не удовлетворяются их самые главные, экзистенциальные потребности. Не обла- дая тем, что называется опорой на самого себя, самопод- держкой (self-support), невротик пытается обрести эту под- держку извне. В отличие от зрелого, взрослого индивида, способного доверять своему мнению и интуиции, контро- лирующего свои ресурсы и автономного, невротик стремит- ся управлять другими людьми так, чтобы они удовлетворяли его потребности, в том числе (и в первую очередь) экзис- тенциальные. Он может достичь совершенства в искусстве манипулирования. "Проблема невротика состоит не в том, что он не умеет манипулировать, а в том, что его манипу- ляции направлены на поддержание и лелеяние его непол- ноценности, а не на освобождение от нее. Если бы столько же ума и энергии, сколько невротик вкладывает, чтобы за- ставить окружающих поддерживать его, он посвятил тому, чтобы научиться опираться на самого себя, он непременно преуспел бы в этом" (10, с. 63). Отсутствие автономности и зрелости является прямым следствием невротического самопрерывания контакта с миром: невозможно положиться на себя, так функциони- рующего. Это похоже на человека, который одновременно идет по мосту через пропасть и выдергивает у себя из-под ног доски этого моста. Здесь и сейчас он стоит всего на одной доске, и именно она удерживает тело над пропастью. Научиться сознавать каждое мгновение своей жизни - зна- чит идти по мосту, твердо ступая именно на ту доску, кото- рая сейчас под ногами. Перефразируя слова известного романса, можно сказать: есть только миг между прошлым и будущим, именно в нем переживается жизнь. Итак, в любой момент времени человек способен к пол- ноценному, подлинному контакту с миром. Он знает, как вступать в такой контакт, но у многих это знание сопровож- дается запретом: нельзя смотреть на незнакомого человека больше минуты, совершенно недопустимо прикасаться к собеседнику, если он не близкий друг, нельзя чувствовать то, что ты чувствуешь, следует чувствовать то, что следует. Таких запретов множество, и каждый из них запускает раз- нообразные механизмы невротической защиты. А форми- руются они еще в детстве, когда, например, трехлетнего ребенка угощают особенно липким и противным лакомст- вом. Жизнерадостного малыша, собравшегося зашвырнуть эту гадость подальше, немедленно призывают к порядку: "Ты же не хочешь обидеть дедушку, который тебя так лю- бит? А то он в следующий раз не принесет тебе паровозик, как обещал." И ребенок начинает есть, а чувство отвраще- ния он должен преобразовать в благодарность дедушке и любовь к нему. Конечно, столь рафинированным формам невротического поведения трудно выучиться сразу, но большинство людей успешно овладевают всеми типами не- вротических защит уже в 10-12 лет. И дальше годами тре- нируются, добиваясь порой подлинного совершенства. Вот пример: Клиентка (К) - молодая женщина, испытывающая труд- ности в отношениях с мужем, в которых она винит свекровь, слишком сильно, по ее мнению, вмешивающуюся в их се- мейные дела. Она рассказывает: К: Больше всего мне не нравится, как мой муж строит нашу повседневную жизнь. Мы оба работаем, но он боль- шую часть времени может работать дома (он программист). Когда я прихожу с работы, все сразу наваливается: и готов- ка, и уборка, и ребенка уже из садика привели. А он требует внимания, говорит, что за целый день без меня соскучился. Я же не могу все дела бросить, потому что ему срочно надо со мной пообщаться, и злюсь, что он этого не понимает. А когда я все переделаю, он сидит надутый и говорит, что ему ничего этого не надо, он меня целый день ждал и т.д. Т: А если ему поручить часть домашних дел? К: Ох, это еще хуже. Я себя такой виноватой чувствую... И начинаю думать, что такое вряд ли кому из мужчин пон- равится - заниматься домашними делами, пока жена на работе. Я и на работе постоянно дергаюсь, если задержи- ваюсь - представляю себе, что вот он сам начал еду гото- вить, или, еще хуже, мамочка его пришла и у нас распоря- жается. Ts Когда приходит свекровь, что она делает? К: Ну как же, начинает демонстрировать, какая я плохая жена - обязательно найдет что-нибудь, что я забыла сде- лать, хотя давно пора было, и займется этим. И, конечно, на глазах у мужа. Я молчу-сказать мне нечего, хотя внутри все прямо кипит. Но как это выскажешь? Придерусь к чему- нибудь, и мы поссоримся - вроде из-за пустяка, но каждый знает, из-за чего на самом деле. Мы часто ссоримся по мелким поводам, но внутри всегда есть другая причина. Т: Какие конфликты Вы считаете самыми неприятными? К: Ну, эти... На почве секса. Вы уж извините, но моему мужу может захотеться когда угодно - и он начинает при- ставать в самые неподходящие моменты. И страшно злится, что я отказываюсь, хотя должен понимать, что ради этого нельзя все бросать по его первому зову. А вечером, когда мы ложимся спать, я говорю - мол, давай. А он отвечает: "Секс-дело спонтанное". И нарочно повернется к стене и спит. Идиотизм какой-то. А утром, когда времени нет, и на работу бежать надо, и ребенка в садик вести, он опять го- тов, как пионер. Но я не могу потакать всем этим дурацким капризам, в жизни должен быть какой-то порядок... В семейной жизни у этой женщины сложился целый "бу- кет" невротических форм поведения. Придя с работы, она "запускает" поведение, основанное на бог весть когда про- глоченных интроектах на тему "у хорошей хозяйки всегда порядок в доме". Контакт с мужем она блокирует, система- тически обесценивая и подавляя проявления его любви, не- жности и заботы, отталкивая его ради второстепенных хо- зяйственных дел. Естественно, тот обижается - кому при- ятно быть шестым приоритетом после стирки, уборки и кор- мления рыбок в аквариуме. Подлинные мотивы поведения свекрови ее совершенно не интересуют - та плоха уже по определению (потому что свекровь). Если с мужем контакт время от времени все-таки происходит, то со свекровью, скорее всего, его никогда и не было. Сексуальная сторона брака вообще напоминает ситуацию из мультфильма "О том, как гном покинул дом, и что произошло потом": гном и дом разыскивают друг друга, бродя по лесу, и никак не могут встретиться ("Гном вернулся - дома нет. Дом вер- нулся - гнома нет"). Не удивительно, что, когда "В лесу густом повстречались гном и дом", эта встреча приносит молодым супругам не слишком много радостей. А ведь ликвидировать всю эту неразбериху очень про- сто - стоит лишь научиться сознаванию и контакту. Ощу- тить свои подлинные потребности и желания, выразить их. Услышать и понять мужа, свекровь. Позволить себе хоть немного спонтанности и сколько угодно нежности и ласки - в любое время, в любом месте, проявлять самой и прини- мать от мужа. Объединить в одном акте жизненной актив- ности сущность и существование в целостный гештальт се- мейного счастья. О том, что полное сознавание не только возможно, но и легко достижимо при желании, прекрасно сказал известный гештальтист Джон Энрайт: "Мы живем по одну сторону сте- ны. По другую сторону - полная свобода и полное осозна- ние, а мы по эту сторону. Толщина стены, самое большее, 90 секунд, и в каждый момент есть дверь сквозь стену, но дверь все время меняет положение. Дверь, которая про- пускала вчера, не пропустит сегодня, но всегда есть дверь, которая откроется. Если только вы найдете ее, вы будете свободны за секунды, это не потребует большего. Вы всег- да можете прожить целую жизнь за 90 секунд в этом месте |